УДК 336.71
КОНЦЕПЦИЯ УПРАВЛЯЕМОЙ БАНКОВСКОЙ
«-» __ ,
КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ*
ю.С. ЭЗРОХ,
кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры банковского дела E-mail: [email protected] Новосибирский государственный университет экономики и управления
В статье предлагается и обосновывается концепция управляемой банковской конкурентной среды как теории, описывающей изменение реального конкурентного состояния современной российской банковской системы с учетом ее неоднородности.
Целью исследования является определение теоретических основ функционирования конкурентности национальной банковской среды во взаимосвязи с факторами влияния и генерируемыми эффектами (внутрисистемными и внесистемными).
В работе на основе синтеза научного знания, содержащегося в работах ведущих экономистов в области изучения банковской конкуренции и конкурентоспособности (проанализировано 197 публикаций), выдвигается новая концепция функционирования банковской конкурентной среды и подходы к управлению ею.
Автор доказывает неоднородность российской банковской среды, для описания конкурентных условий которой вводится понятие «базисные условия внутрисегментной конкуренции»; обосновывает неоднородную характеристику конкурентности банковского рынка России - наряду с субъектами конкуренции с частично монопольными возможностями есть чистые конкуренты; классифицирует факторы конкуренции, исходя из отношения субъекта инициации к конкурентной среде, его прямого или опосредованного возникновения и влияния; определяет принципы управления конкурентностью банковской среды (эффективность, экономическая справедливость, высокая социальная ответственность); аргументирует необходимость применения
* Автор выражает глубокую признательность всем, кто ценными замечаниями помог выходу рукописи в свет, а также профессору В.З. Баликоеву, чье мнение об отечественной банковской системе, высказанное в начале 2012 г., стало катализатором формирования представленной авторской теории.
социальной концепции ограничения монопольных возможностей отдельных субъектов конкуренции с государственным участием в капитале.
Показано, что конкуренция как характеристика банковской среды изменяется с течением времени и оказывает влияние на экономические субъекты.
Сделан вывод о том, что при продолжающемся отсутствии целенаправленной государственной политики по управлению конкурентностью национальной банковской системой возможно снижение конкуренции, эффективности и устойчивости банковской системы.
Ключевые слова: конкуренция, банк, конкурентность среды, банковская система, монопольный
Научный анализ конкуренции становится возможным лишь после того, как познана внутренняя природа
К. Маркс. Капитал
Конкуренция, конкурентная борьба - это практически неотъемлемый атрибут современной рыночной системы хозяйствования. Как экономическая категория и экономическое явление конкуренция исследовалась экономистами, труды которых стали классическими (А. Смит, Д. Рикардо, Дж. Робинсон, Э. Чемберлин и др.).
Вместе с тем конкуренция на банковском рынке имеет существенные отличия от аналогичного явления на обычном рынке, что обусловлено спецификой организации депозитно-кредитной и расчетной деятельности. Исследование и управление банковской конкуренцией важно в аспекте управления устойчивостью и эффективностью национальной банковской системы.
Обзор литературы. В современной экономической литературе изучение банковской конкуренции ведется в двух плоскостях - теоретической и прикладной. Зарубежные экономисты основной акцент делают на эмпирические расчеты в рамках давно апробированных моделей (Бреснахана - Лоу, Панзара - Росса, Барроса - Модесто), а также подходов Лернера и Херфиндаля - Хиршмана [38-40 и др.]. Вместе с тем практически вне области исследования оказываются теоретические аспекты существования и трансформации конкуренции на банковском рынке, которые, как будет показано, могут изменить подход к оценке и управлению конкуренцией.
Теоретическому изучению банковской конкуренции и ее объективному следствию - конкурентоспособности посвящены работы ряда отечественных экономистов. Сплошной анализ научных трудов отечественных специалистов (общее количество - 197) позволил выделить 171 основных направлений исследований соответствующей тематики (см. таблицу).
Углубленный анализ теоретических, теоретико-практических и практических работ в области исследования конкуренции и сопутствующих явлений в банковской сфере современных экономистов явился методологической основой приведенной теоретической концепции управляемой банковской конкурентной среды.
Исходная предпосылка - неоднородность конкурентной среды. И классические экономисты, и современные авторы, исследуя уровень банковской конкуренции на рынке, приходят к тем или иным результатам, причем чаще всего по наличию монополистической конкуренции. Из этого можно сделать вывод об их предположении о равном влиянии конкуренции на всех участников (субъектов) банковского рынка.
С этим утверждением сложно согласиться. Даже не принимая во внимание различного уровня конкуренции на разных сегментах банковского рынка и отсутствия конкурентной борьбы между некоторыми кредитными организациями2, нельзя упускать из виду неоднородности конкурентной среды для субъектов банковского рынка.
Классификация работ отечественных экономистов в области исследования банковской конкуренции и конкурентоспособности
1 16 конкретных сегментов и один - прочие.
2 Например, Банк «Русский стандарт», специализирующийся на выдаче потребительских кредитов и кредитных карт, не соперничает с Тойота-Банком, БМВ-Банком и др., которые сконцентрированы на выдаче ссуд на приобретение автомобилей «собственного» модельного ряда.
Основная фокусировка анализа Автор, авторский коллектив
Конкурентоспособность банковских услуг Н. П. Абаева, Л. Т. Хасанова [1]; И. Я. Паит [15]; М. Н. Рожков, Е. И. Красильникова [16]; И. Н. Рыкова, A. А. Чернышева [17]; B. А. Сведенцев [19]; Л. В. Чхутиашвили [31]
Антимонопольная политика, защита и конкуренция С. В. Тимофеев [24]
Регулирование, развитие конкуренции Н. К. Савельева [18]; А. А. Хандруев, А. А. Чумаченко [25]
Эмпирическая оценка уровня конкуренции в России А. И. Анисимова, А. В. Верников [2]; М. Е. Мамонов [9]; Е. В. Семенычев, К. Э. Павлова [20]
Оценка конкурентоспособности банка и влияющих на нее факторов, направления ее повышения Е. А. Неретина, Е. В. Солдатова [12]; В. В. Черных [29]; Ю. С. Эзрох [33, 34]
Определение конкурентности среды банковского сектора России В.З. Баликоев*; О. П. Овчинникова, Е. К. Самсонова [13]
Концентрация банковского сектора, формирование олигопольной структуры Х. Х. Валиуллин, С. Л. Мерзлякова [4]; С. В. Якунин [37]
Теория конкурентоспособности банка Е. Ф. Сысоева, Н. А. Кретова [22]; С. А. Чернова, М. Ю. Алиева [28]
Теория банковской конкуренции Ю. Э. Бондарева [3]; Э. Н. Колкарева, Д. Я. Родин, Н. Н. Симонян [6]; Н. К. Лутошкина [8]; Ю.И. Коробов [7]; С. Р. Моисеев [11]
Слияния и поглощения как фактор конкуренции А. А. Чумаченко [30]
Оценка конкурентоспособности через призму маркетинга С. Л. Орлов, Ф. М. Миннивалеев [14]
Конкуренция банков и представителей фондового рынка А. В. Суржко [21]
Конкурентные стратегии М. В. Михайлова [10]
Конкурентоспособность национальной банковской системы О. М. Ермоленко [5]
Окончание таблицы
Основная фокусировка анализа Автор, авторский коллектив
Конкуренция между российскими и иностранными банками Е. С. Тверитнева [23]; Ю. С. Эзрох [35]
Особенности межбанковской конкуренции Д. Н. Цаплев [27]; И. В. Шевченко, А. Н. Егиян [32]
* См.: БаликоевВ.З. Определение конкурентности среды банковского сектора России // Банковские системы и финансовые рынки в условиях экономической асимметрии: Материалы IV Банковского форума. НГУЭУ 2014. С. 4-16.
Источник: составлено автором.
Банки, способные оказать влияние на рынок
Банки, не способные оказать влияние на рынок
Сектор монополистического влияния Сектор свободной конкуренции
Источник: разработано автором.
Рис. 1. Структура конкурентной среды в аспекты ее субъектов (банков)
Возвращаясь к классическому определению свободной конкуренции, согласно которому в такой экономической ситуации продавцы не могут оказывать воздействие на цены, необходимо отметить, что конкурентная банковская среда в России неоднородна (рис. 1).
Например, банки из второй сотни3 по величине активов никаким образом, т.е. никакими действиями4 не могут оказать влияния на национальную банковскую систему. В ином случае вкладчики из крупных банков, которые привлекают средства под сравнительно невысокие проценты, массово устремились бы в те банки, которые предлагают существенно более высокие процентные ставки.
3 Речь не идет о конкретном разделении, а о примере, опровергнуть который крайне затруднительно. Может ли, скажем, банк «Левобережный» с нетто-активами в 34 млрд руб. (130-е место по данному показателю среди российских банков на 01.06.2014) оказать влияние на условия предоставления кредитов, принятия вкладов Сбербанком России? Конечно, нет.
4 Даже собственным банкротством. Теоретически (это не проверялось на практике с 1998 г.), своеобразным исключением могло быть лишь массовое единовременное банкротство таких кредитных организаций. Проходящая в 2014 г. массовая «чистка» преимущественно небольших банков (количество отозванных лицензий на 23.06.2014 - 38) происходила не единовременно - лицензии отзывались в течение сравнительно «растянутого» периода.
Допустим, что банк, который относится к группе неспособных оказать влияние на рынок, начал предлагать кредиты по сверхнизкой стоимости, а привлекать депозиты по сверхвысокой. Теоретически кредитная организация должна оказать определенное влияние на рынок путем достаточно резкого наращивания своего ссудного и депозитного портфелей. Однако такое положение дел будет продолжаться крайне недолго - финансовая организация быстро перестанет иметь возможность исполнять свои обязательства и обанкротится.
Кроме того, масштаб ее деятельности, а соответственно и возможного влияния на российский
рынок (а не на региональный или местный) будет небольшим.
И напротив, действия Сбербанка России, ВТБ5 по изменению условий предоставления кредитов (депозитов) оказывают существенное влияние на рынок, поскольку их предложения являются базисными условиями внутрисегментной конкуренции для других субъектов конкуренции.
Вводимый термин «базисные условия внутрисегментной конкуренции» означает следующее. Когда перед обычными клиентами возникает вопрос о получении сравнительно крупной6 банковской услуги, то, как показывают исследования автора, существенная часть, в первую очередь, изучит предложения крупнейших банков [34]. Это связано со многими параметрами, включая широкий географический охват сети внутренних структурных подразделений. Такой подход определяет ориентацию и корректировку условий оказания услуг теми банками, которые не способны оказать влияние на рынок.
Из сказанного можно сделать вывод о том, что базисные условия внутрисегментной конкуренции -. это качественно-количественные характеристики условий оказания конкретных услуг банками, способными оказать влияние на рынок.
Причины введения неоднородной характеристики конкуренции. Сказанное подтверждает гипотезу о неоднородности конкурентной среды
5 Речь идет о крупнейших отечественных банках.
6 Иначе говоря, за исключением, например, оплаты комму-
нальных услуг, пополнения счета оператора мобильной связи и т.д.
банковской системы в России. Это не позволяет для ее описания использовать традиционную градацию конкуренции (монопольная, олигопольная, совершенная и др.). Конкуренция как характеристика конкурентности банковского рынка России носит неоднородный характер.
В рамках этой концепции становится очевидным то, что ограниченное (обычно небольшое) количество банков может являться субъектами конкуренции с частично монопольными возможностями на рынке, а остальные - чистыми конкурентами. Подчеркнем, что монополистическую терминологию автор понимает не в парадигме «Робинсон - Чемберлина», а скорее в парадигме В.И. Ленина7, согласно которой монополисты извлекают сверхприбыль (т.е. прибыль, которая выше нормальной).
Иными словами, речь идет о производителе (продавце) не какого-то особенного (дифференцированного) продукта или услуги, а о рыночном субъекте, имеющем значительные преимущества, обусловленные его особым (частично монопольным) положением. Однако автор говорит не только о получении сверхприбыли, но и о других факторах (опережающий рост рыночных долей в различных сегментах, доступ к особым источникам фондирования и т.д.).
Таким образом, неоднородная конкурентная банковская среда включает в себя две основные категории субъектов конкуренции (в разрезе продавцов):
- субъекты конкуренции с частично монопольными возможностями, которые имеют особые преимущества по отношению к другим участникам рынка, в связи с этим извлекающие дополнительные выгоды;
- чистые конкуренты - иные субъекты конкуренции, т.е. не имеющие никаких особых конкурентных привилегий. Подчеркнем, что представители обеих групп
ведут конкурентную борьбу за покупателя (потребителя) в отдельных банковских сегментах8.
7 Автор подчеркивает свое общее несогласие с ленинизмом как одним из крайних вариантов марксизма (марксизм-ленинизм). Вместе с тем рациональные мысли не могут быть перечеркнуты по идеологическим причинам. Исключением являются античеловеческие теории (например, фашизм), место которым в дальнем углу истории.
8 Не все банки являются универсальными, т.е. предоставляющими весь спектр банковских услуг. Есть банки, ориентированные на выдачу экспресс-кредитов (например, банк «Хоум Кредит»), кредитов на покупку автомобилей (например, Банк ПСА Финанс РУС), кредитов предприятиям (например, ВТБ) или банкам (например, МСП Банк).
-37 (223)
Наличие неоднородности на национальном банковском конкурентном рынке обусловливает конкуренцию объективно присущих ей функций и подтверждается неполным их выполнением [36].
В теории ряда классических экономистов обосновывается необходимость поддержания и претворения в жизнь концепции рынка свободной конкуренции. Коротко говоря, это во многом обусловлено важностью для потребителей, которые могут воспользоваться товарами или услугами по минимальным ценам, максимального качества и с наилучшим сервисом.
Не отрицая пользы свободной конкуренции, необходимо подчеркнуть особый характер функционирования банковской сферы. Это специфический вид предпринимательской деятельности, одной из особенностей которой является низкая доля собственного капитала в активах кредитных организаций - норматив достаточности собственных средств (капитала) банка Н1.0 по российскому законодательству должен быть не менее 10%9 от принятых банком на себя рисков. При этом в величину собственного капитала включаются показатели, которые согласно традиционному бухгалтерскому учету в него не входят, например субординированные займы.
Отметим, что зарубежные требования (Базель III) еще ниже - 8%. Вместе с тем банки привлекают значительные ресурсы от физических и юридических лиц, а соответственно, несут за них ответственность -даже сравнительно небольшие кредитные организации оперируют миллиардами рублей. Кроме того, проблемы в нескольких банках (особенно «резонансные») способны вызывать эффект домино, когда паника, вызванная проблемами или банкротством одного банка, вызовет набег вкладчиков в других банках. Если это примет сравнительно массовый характер, то серьезные проблемы могут возникнуть во всей национальной банковской системе.
Именно возможность наступления негативных событий в отрасли и экономике страны в целом обусловливает повышенный контроль за деятельностью отдельных кредитных организаций и национальной банковской системой в целом. Соответственно, оценка и контроль уровня конкуренции как одного из показателей развития национальной
9 При оценке банками кредитоспособности «обычных» предприятий минимальная доля собственных средств обычно принимается в 25-50% в зависимости от категории клиента -чем меньше бизнес, тем требования жестче.
- 2014-
банковской системы является значимым для управления ее развитием.
Какой тип конкурентной среды оптимален для отечественной банковской системы? Концептуальный вопрос о необходимости стремления к той или иной степени конкуренции в конкурентной банковской среде становится крайне важным не только для банковской системы, но и для всей национальной экономики.
Вопрос о том, какова была бы банковская система России при условии действия совершенной конкуренции, по сути, имеет прямой и недвусмысленный ответ. В период перестройки и особенно после развала Советского Союза в новой России начался период бурного количественного роста кредитных организаций. В то же время роль Сбербанка России по понятным причинам резко снизилась. Это было обусловлено как чисто финансовыми факторами, так и низкой культурой обслуживания клиентов, доставшейся по наследству от СССР.
Как отмечает проф. Г.И. Ханин, «за 19911996 гг. вновь возникло 1 676 кредитных организаций... о бурном развитии этого сектора говорил и рост численности занятых в отрасли «финансы, кредит, страхование». Она выросла с 402 тыс. в 1990 г. до 736 тыс. в 1998 г., т.е. почти вдвое, в то время как в подавляющей части других отраслей экономики численность занятых быстро сокращалась» [26].
Однако ни огромное количество одновременно действующих небольших банков, территориальный охват которых невелик, ни низкая роль государственных банков в тот период не способствовали предложению услуг соответствующего качества или объема. Наоборот, хаос, постоянные «резонансные» банкротства, которые во многом были обусловлены исполнением конкуренцией селективной10 функции, приводили к недоверию и сдерживали развитие
отрасли11. При этом степень конкурентности среды
" 12
можно признать практически полной12 - на началь-
10 Иначе говоря, когда люди, не имевшие навыков и способностей для управления кредитной организацией, быстро «доводили» новоиспеченный банк до банкротства. Нередки были и криминальные обстоятельства.
11 Не вызывает сомнений тот факт, что общее плохое состояние экономики не способствовало развитию качественной и эффективной банковской системы.
12 Нельзя не отметить некоторую параллель. Первобытнообщинный строй как первая формация в период СССР нередко именовался как первобытно-коммунистический. Этим подчеркивалась некоторая «неизбежность» наступления коммунизма. В начале развития современной банковской системы уровень конкуренции мог бы классифицироваться как «первобытно-совершенный».
-37 (223)
ном этапе в стране практически не было банков-лидеров, и ни один банк не мог оказать влияния на рынок путем изменения цен.
Складывающаяся ситуация в конкурентной банковской среде фактически приводила к тому, что национальная банковская система была плохо контролируемой и практически неуправляемой. Активное проникновение олигархов в систему управления государством приводило к тому, что уже к середине 1990-х гг. в России образовался пул банков, приближенных к власти («семибанкирщина»), т.е. происходило активное формирование субъектов с частичными монопольными возможностями.
Факторы управления конкуренцией. Речь идет об управлении уровнем конкуренции, под которым понимается изменение факторов конкуренции, которое приводит к трансформации конкурентности банковской среды. Указанные факторы можно классифицировать на шесть основные групп:
• образующиеся непосредственно внутри конкурентной среды и действующие непосредственно (далее - Фн.в.н);
• образующиеся непосредственно внутри конкурентной среды и действующие опосредованно
(далее - фнв.о);
• образующиеся опосредованно внутри конкурентной среды и действующие непосредственно (далее - Фо.в.н);
• образующиеся опосредованно внутри конкурентной среды и действующие опосредованно
(далее - фо.в.о);
• образующиеся вне конкурентной среды и действующие непосредственно (далее - Фвн);
• образующиеся вне конкурентной среды и действующие опосредованно (далее - Ф ).
К числу первых и вторых относятся факторы, которые являются прямым следствием конкурентной борьбы. Например, улучшение качества, увеличение удовлетворенности клиентов, снижение их расходов на аналогичные банковские услуги одними кредитными организациями стимулируют переток клиентов к ним от других субъектов банковской конкуренции. В таком случае действие фактора проявляется непосредственно.
Если же банк совершенствует свою внутреннюю организационно-управленческую структуру, открывает новые дополнительные отделения, привлекает на работу наиболее квалифицированных специалистов (например, приобретает новые 1Т-технологии), снижает внутренние издержки, то
- 2014
со временем он начнет получать дополнительные преимущества.
К числу третьих и четвертых относятся факторы, аналогичные указанным в предыдущем абзаце, однако возникшие как следствие использования субъектами конкуренции своих частично монопольных возможностей на рынке. Например, извлечение сверхприбыли позволяет ускоренно открывать новые дополнительные отделения, проводить в них дорогой ремонт и т.д. Последнее будет нести
" 13
опосредованное конкурентное действие13.
Пятая и шестая группы факторов оказывают действие на банковскую конкурентную среду, но первопричина их появления лежит вне среды. Например, изменение состояния национальной или мировой экономики неизбежно влечет трансформацию конкурентной среды - происходит увеличение стоимости межбанковских и иных видов заимствований, усложнение их получения банками. Фактически, конкурентное положение ряда субъектов конкуренции изменится - у некоторых банков оно улучшится, в то время как у оставшихся -ухудшится14. В такой ситуации речь идет о непосредственном влиянии.
Опосредованное влияние факторов конкуренции, образующихся вне конкурентной среды, возникает тогда, когда они оказывают действие на иные факторы, которые, в свою очередь, изменяют конкурентность банковской среды.
Примером этого может являться изменение нормативно-правовых условий осуществления банковской деятельности, в частности введение требования об увеличении минимального капитала банков с 1 января 2015 г. до 300 млн руб. В таком случае значительное количество небольших банков будет вынуждено закрыться либо присоединиться к другим банкам.
Вместе с тем Банк России осуществил это изменение конкурентной среды опосредованно, а не напрямую, через формальный запрет деятельности -у банков все же есть теоретическая возможность исполнить требования закона и сохранить возможности продолжения работы.
13 Совершенно понятно, что шикарный ремонт в новых отделениях Сбербанка России не является непосредственной причиной того, что в них много посетителей (если вести речь о массовом сегменте, а не о private banking). Вместе с тем это действует не напрямую, т.е. опосредованно, дает определенное конкурентное преимущество этой кредитной организации.
14 Это не говорит о развитии рынка. Речь идет об относительном изменении.
-37 (223)
ФИНАНСОВАЯ АНАЛИТИКА: проблемы и решения
Указанный пример подтверждает особую роль регулятора в оказании влияния на конкурентность банковской среды, которое может осуществляться по большей части через изменение факторов, образующихся вне конкурентной среды и действующих опосредованно.
Примером использования Банком России факторов, оказывающих непосредственное влияние на конкурентность среды, может быть составление списка системно значимых банков. Это будет способствовать получению кредитными организациями, входящими в него, дополнительных преимуществ, т.е. создаст или усилит их частично монопольные возможности.
Отчасти дискуссионным является отнесение влияния Банка России к факторам конкуренции, образующимся вне конкурентной среды, так как регулятор в определенной мере в нее входит. Аргументом является то, что указанные действия Банк России осуществляет не из конкурентных побуждений, а по причинам необходимости оказания им влияния на иные (т.е. неконкурентные) характеристики банковской среды, отдельных ее сегментов или конкретных кредитных организаций. Сказанное можно представить более наглядно на рис. 2.
В настоящее время Центральный банк РФ, осуществляя контрольно-надзорные и регулирующие функции, не учитывает влияния своих решений на изменение конкурентности банковской среды. Это подтверждается отсутствием у регулятора стратегии развития конкуренции и (или) конкурентной среды. Из этого можно сделать вывод о том, что фактически происходящее управление конкурентностью банковской среды со стороны Банка России в настоящее время происходит бессистемно и бесцельно.
Как показано на рис. 2, все факторы конкуренции, оказывающие влияние на конкурентность банковской среды, можно классифицировать на три группы, исходя из места их инициации:
• внутренняя среда;
• Банк России;
• другие лица и экономико-политические изменения внешней (небанковской) среды.
Если непосредственное вмешательство в происходящую конкурентную борьбу, а также попытки изменения внешней по отношению к банковской системе среды практически труднореализуемы, то опосредованные действия Банка России, а также иных органов власти (прежде всего Правительства
- 2014-
FINANCIAL ANALYTICS science and experience
Источник: авторская разработка.
Примечание: штрих-пунктиром отмечены нежелательное влияние на факторы, образующиеся непосредственно внутри конкурентной среды и действующие непосредственно или опосредованно.
Рис. 2. Схема влияния факторов конкуренции на конкурентность банковской системы
России) по управлению конкурентностью банковской среды являются практически единственным способом внешнего воздействия на указанный параметр.
Принципы управления конкурентностью банковской среды. Синтезируя изложенное, можно сделать вывод о том, что под управлением конкурентностью банковской среды понимается осуществление целенаправленных действий (или бездействие) органов контроля и надзора за банковской системой, а также иных компетентных государственных органов власти, приводящие к изменению уровня конкурентности банковской среды с целью поддержания оптимального состояния банковской системы с соблюдением баланса исполнения принципов эффективности, экономической справедливости и высокой социальной ответственности.
Подчеркнем, что управление банковской средой. происходит для придания определенных качеств банковской системе.
Термин «оптимальное состояние» требует дополнительных пояснений, которые раскрываются с использованием трех ключевых принципов.
1. Принцип эффективности. Банковская система должна быть эффективной, причем речь идет о внутренней (коммерческой) эффективности, об эф-
фективности для национальной экономики и об устойчивости. Иными словами, банки должны быть прибыльными, их внутренняя деятельность должна быть оптимальной, однако одновременно с этим услуги, которые они предоставляют другим субъектам экономики, должны быть приемлемой стоимости. С учетом того, что внутренние проблемы банковской системы могут быстро передаваться в другие сферы экономики, вопрос обеспечения ее устойчивости является неоспоримым.
2. Принцип экономической справедливости. Создание «уравнительной системы» вместо свободно-состязательного рынка недопустимо. Одни субъекты конкуренции всегда будут несколько успешнее других, соответственно, они могут извлекать большую прибыль, занимать рынок менее успешных конкурентов и т.д. - это нормально. Но если причиной этого являются индивидуальные монопольные возможности, т.е. такие, которых по объективным причинам нет у массы чистых конкурентов, это становится экономически несправедливым. Более того, при ежегодном повторении такой ситуации монопольные возможности отдельных банков будут увеличиваться, что еще больше усилит разрыв между субъектами конкуренции с частично монопольными возможностями и чистыми конкурентами. Впоследствии (при значительной монополизации рынка) это приведет к снижению эффективности банковской системы.
3. Принцип высокой социальной ответственности. Как уже было отмечено, банки работают по большей части с несобственными ресурсами. С учетом реальной российской практики при банкротстве кредитной организации значительную часть средств крупным вкладчикам - физическим лицам вернуть не удается. Предприятия-кредиторы, очередность которых по удовлетворению требований наступает во вторую очередь, теряют большие суммы15.
15 Согласно ст. 50.36 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» от 25.02.1999 № 40-ФЗ.
Однако проблема социальной ответственности возникает не только при наступлении банкротств кредитных организаций. При кредитовании нередки случаи, когда заемщики не могут вернуть долга банку либо возвращают его крайне неаккуратно. Причиной этого могут являться злоумышленные действия, объективные жизненные обстоятельства, чрезмерная закредитованность заемщиков и т.д. В последних двух случаях досудебные, судебные и послесудебные кредитные отношения банка или коллекторского агентства с заемщиком могут оказать чрезвычайно негативное влияние на дальнейшую жизнь человека и существование организации.
С одной стороны, этого можно было бы избежать, если бы банки проводили более взвешенную кредитную политику. С другой стороны, необходима «кредитная адаптация» заемщика с плохой кредитной историей. Это обусловлено тем, что потребность в заимствованиях практически неизбежна в современном мире, а сравнительно цивилизованную нишу банковского кредитования могут занять иные лица (например, «черные ростовщики»), что лишь ухудшит положение заемщиков.
Более ответственный при кредитовании и социальный при наступлении негативных кредитных событий подход мог бы опосредованно улучшить конкурентность банковской среды, так как число потенциальных клиентов сокращалось бы не так значительно, а невозвратные потери банков при кредитовании могли бы снизиться. Это способствовало бы снижению уровня процентных ставок, оказало бы положительный эффект на национальную экономику.
Вместе с тем влияние Банка России на факторы Ф и Ф , которые являются следствием свободной
нвн нво
конкуренции, является недопустимым, так как это нарушает принципы равных рыночных возможностей для субъектов конкуренции.
Социальная концепция ограничения уровня монопольных возможностей субъектов банковского рынка. Изменение уровня конкурентности банковской среды невозможно без влияния на лидеров отрасли - кредитные организации, которые имеют частичные монопольные возможности.
Наиболее простым способом сокращения уровня монопольной власти является разделение крупной компании на сравнительно небольшие. Вместе с тем практическое исполнение этого положения видится крайне затруднительным и способным де-
стабилизировать банковскую систему, что особенно опасно в современных условиях перманентного экономического кризиса.
При увеличении монопольных возможностей отдельных банков возможно снижение эффективности банковской системы. Оно может проявляться не сразу, а в будущем. Если изначально контрольная и регулирующая функции конкуренции способствуют повышению эффективности деятельности субъектов предпринимательства, то в связи с монополизацией выполнение оптимизационной и инновационной функций может быть ослаблено.
При значительном масштабе происходящего возможен переход к ситуации, когда часть субъектов извлекает монопольно высокую сверхприбыль. Это, с одной стороны, может повысить коммерческую эффективность банковской системы, но с другой стороны, одновременно снизить позитивное влияние на экономику страны. Иными словами, клиенты будут платить необоснованно высокую монопольную цену за банковские товары в форме завышенной процентной ставки по кредитам, чрезмерной комиссии за расчетно-кассовое обслуживание и т.д.
Оба предлагаемых варианта чреваты как для стабильности банковской системы, так и для национальной экономики. Соответственно, принятие решений, способных оказать резкое влияние на конкурентность банковской среды, является неприемлемым - необходимо делать плавные шаги в этом направлении. Основные векторы снижения монопольных возможностей лидеров рынка могут включать в себя следующие мероприятия:
• ограничение открытия числа отделений и (или) численности сотрудников в крупных городах, где уровень конкурентной борьбы за клиента наибольший. Такая мера позволит усилить конкурентные преимущества иных кредитных организаций и одновременно позволит стимулировать развитие наименее охваченных банковской системой районов и населенных пунктов;
• ограничение расходов на маркетинг и рекламу. Это позволит снизить возможности привлечения новых клиентов банками, что будет способствовать перераспределению их среди других субъектов банковской конкуренции;
• ограничение прибыльности.
Последнее требуется в дополнительном обосновании. Ограничение прибыльности позволит
плавно сократить возможности банков в рыночной экспансии. Это возможно в рамках двух основных путей - снижения цен на банковские услуги либо перераспределения (изъятия) части прибыли.
В первом случае произойдет демпинг, который может внести существенный дисбаланс на банковский рынок, привести к снижению цен на услуги других банков. Это обусловлено снижением базовых условий конкуренции в отдельных сегментах. Такое развитие ситуации не является целью действий. Соответственно, необходимо перераспределить часть прибыли.
Отметим, что существенная часть банков, имеющих монопольные возможности, находится полностью или частично в государственной собственности (Сбербанк России, ВТБ и др.). Это предопределяет вопрос о целях, которые преследует государство, владея крупными кредитными организациями. Согласно ст. 7 Конституции России «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Иными словами, в данном частном случае государство, имея в собственности крупные и прибыльные банки, должно использовать их ресурсы для выполнения объективно присущих ему функций.
Речь не об экспроприации, в рамках которой отнималось имущество у частных собственников в пользу государства. Наоборот, необходимо перераспределить часть государственных доходов в пользу нуждающихся граждан, что соответствует концепции социального государства и будет способствовать снижению монополизации банковской отрасли.
Подчеркнем, что нет нужды использовать различные государственные механизмы перераспределения, благотворительные фонды и т.д. Излишек прибыли может быть использован на внутреннее субсидирование части процентной ставки по ипотечным кредитам для отдельных категорий граждан, например учителям, врачам, молодым семьям и т.д.
Понятно, что деньгами нескольких банков нельзя решить всех накопленных социальных проблем и противоречий. Вместе с тем использование средств в такой форме помимо выполнения прямой задачи в рамках снижения экономических возможностей отдельных государственных банков гарантирует использование средств с минимальными трансакционными издержками (нет необходимости создавать различные управленческие надстройки), а также высокую прозрачность функционирования
механизма (денежные средства обращаются внутри одного банка).
Дискуссионные выводы. Подводя итоги, необходимо отметить, что достижение «идеальности» конкурентной банковской среды является затруднительным делом. Кроме того, оно связано с многочисленными рисками, основными из которых являются риск потери устойчивости банковской системы, а также риск прямых финансовых потерь кредитных организаций и их клиентов.
Для описания сложившейся банковской среды в России и ее изменений автором предлагается концепция управляемой банковской конкурентной среды, которая позволяет определить место различных субъектов конкуренции в этой среде. Указанные субъекты конкуренции классифицируются на две основные группы - субъекты с частично монопольными возможностями и чистые конкуренты.
Конкуренция как характеристика конкурентности банковской среды изменяется с течением времени. На ее трансформацию оказывает влияние ряд факторов, на которые, в свою очередь, воздействуют различные субъекты и экономико-политические изменения внешней (небанковской) и внутренней (банковской) сред. Они классифицируются автором на шесть групп: первая и вторая обусловлены прямыми следствиями конкурентной борьбы, третья и четвертая - тем, что некоторые субъекты конкуренции имеют частично монопольные возможности, пятая и шестая возникают вне конкурентной среды, однако оказывают на нее существенное влияние.
Одним из субъектов инициации факторов конкуренции пятой и шестой групп является Банк России, который осуществляет управление конкурентностью банковской среды. В настоящее время это проходит бессистемно, однако должно проходить упорядоченно для поддержания оптимального состояния банковской системы. Последнее включает в себя соблюдение баланса исполнения принципов эффективности, экономической справедливости и высокой социальной ответственности.
Для снижения монопольных возможностей государственных банков, являющихся лидерами отрасли в данном аспекте, необходимы координированные действия, примером которых является осуществление социального перераспределения излишков прибыли, что аргументируется необходимостью выполнения социальной функции государством, а также возможностью нерезкого изменения конкурентной банковской среды России.
Список литературы
1. Абаева Н. П., Хасанова Л. Т. Оценка конкурентоспособности банковских услуг методом анализа иерархий // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2011. № 28. С. 11-16.
2. Анисимова А. И., Верников А. В. Структура рынка банковских услуг и ее влияние на конкуренцию (на примере двух российских регионов) // Деньги и кредит. 2011. № 11. С. 53-62.
3. Бондарева Ю. Э., Кашеваров А. Б. Конкуренция в банковском секторе // Банковское дело. 2010. № 12. С. 48-52.
4. Валиуллин Х. Х., Мерзлякова С. Л. Тенденции пространственной концентрации банковского сектора // Проблемы прогнозирования. 2011. № 5. С.92-102.
5. Ермоленко О. М. Проблемы обеспечения устойчивого развития банковского сектора после вступления России в ВТО // Экономика и предпринимательство. 2014. № 4-2. С. 674-678.
6. Колкарева Э. Н., Родин Д. Я., Симонян Н. Н. Банковская конкуренция как фактор формирования инновационного финансового поведения региональных банковских структур // Финансы и кредит. 2010. № 2. С. 45-52.
7. Коробов Ю. И. Банковская конкуренция: роль, специфика, перспективы развития // Современная конкуренция. 2007. № 1. С. 87-93.
8. Лутошкина Н. К. Банковская конкуренция и конкурентоспособность: сущность, понятие, специфика // Финансы и кредит. 2011. № 46. С. 50-53.
9. МамоновМ. Е. Неструктурный подход к оценке уровня конкуренции в российском банковском секторе // Банковское дело. 2010. № 11. С. 17-24.
10. Михайлова М. В. Роль конкурентной стратегии современного коммерческого банка // Финансы и кредит. 2008. № 36. С. 51-54.
11. Моисеев С. Р. Оптимальная структура банковского рынка: сколько банков нужно России // Финансы и кредит. 2006. № 23. С. 2-13.
12. Неретина Е. А., Солдатова, Е. В. Клиен-тоориентированный подход к управлению коммерческим банком // Финансы и кредит. 2012. № 7. С. 2-14.
13. Овчинникова О. П., Самсонова Е. К. Конкуренция на рынке банковских услуг: виды основных проблем и модель оценки конкурентной среды // Финансы и кредит. 2006. № 29. С. 5-10.
14. Орлов С. Л., Миннивалеев Ф. М. Интернет-маркетинг как элемент банковского бизнеса в усло-
виях конкурентной среды // Актуальные проблемы экономики и права. 2012. № 3. С. 136-140.
15. Паит И. Я. Оценка конкурентоспособности банковских продуктов на рынке корпоративного кредитования // Банковское дело. 2009. № 11. С. 72-76.
16. Рожков М. Н., Красильникова Е. И. Разработка модели конкурентоспособности кредитных услуг банка // Банковское дело. 2007. № 9. С. 68-71.
17. Рыкова И. Н., Чернышева А. А. Электоральные факторы, определяющие конкурентоспособность банковских услуг // Финансы и кредит. 2003. № 23. С. 63-69.
18. Савельева Н. К. Методология управления формами и методами ценовой и неценовой конкуренции // Финансы и кредит. 2014. № 10 С. 36-41.
19. Сведенцев В. А. Особенности конкуренции на рынке розничных кредитных продуктов // Банковское дело. 2010. № 11. С. 28-29.
20. Семенычев Е. В., Павлова К. Э. Методика оценки уровня региональной конкуренции в банковской сфере // Финансы и кредит. 2008. № 14. С.11-18.
21. Суржко А. В. Банковская система и рынок ценных бумаг: конкуренция в условиях конвергенции // Финансы и кредит. 2007. № 29. С. 5-10.
22. Сысоева Е. Ф., Кретова Н. А. Банковская конкуренция и необходимость ее развития в Российской Федерации // Финансы и Кредит. 2013. № 25. С.12-21.
23. Тверитнева Е. С. Конкуренция между иностранными и российскими банками. Стоит ли пускать на внутренний рынок филиалы иностранных банков? // Социально-экономические явления и процессы. 2013. № 2. С. 110-116.
24. Тимофеев С. В. Защита конкуренции в банковской сфере: экономико-правовой аспект // Современная конкуренция. 2007. № 1. С. 109-117.
25. Хандруев А. А., Чумаченко А. А. Конкурентная среда и модернизация структуры российского банковского сектора // Банковское дело. 2010. № 1. С. 6-13.
26. Ханин Г. И. Экономическая история России в новейшее время // Terra Economicus. 2012. № 10. URL: http://sfedu.ru/evjur/data/2012/hanin.pdf.
27. Цаплев Д. Н. Современные подходы к определению сущности и значения межбанковской конкуренции и ее роли в развитии национальной банковской системы России // Вопросы экономики и права. 2012. № 43. С. 231-234.
28. Чернова С. А., АлиеваМ. Ю. К вопросу о сущности банковской конкуренции и конкурентоспособности // Финансы и кредит. 2012. № 23. С.14-21.
29. Черных С. И. Банковская конкуренция и концентрация капитала // Финансы и кредит. 2007. № 1. С. 20-27.
30. Чумаченко А. А. Слияния и поглощения как фактор конкуренции в российском банковском секторе // Современная конкуренция. 2007. № 5. С. 110-118.
31. Чхутиашвили Л. В. Услуги коммерческих банков в новых условиях рыночной конкуренции // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2011. № 25. С. 41-62.
32. Шевченко И. В., Егиян А. Н. Межбанковская конкуренция: специфика и критерии оценки (на примере республики Армения) // Финансы и кредит. 2013. № 23. С. 11 -17.
33. Эзрох Ю. С. Доходный подход в оценке конкурентоспособности коммерческого банка // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2013. № 39. С. 7-17.
34 . Эзрох Ю. С. Новый подход к оценке конкурентоспособности коммерческого банка // Банковское дело. 2012. № 39. С. 7-17.
35. Эзрох Ю. С. Российские банки в условиях вступления в ВТО // ЭКО. 2013. № 3. С. 158-170.
36. Эзрох Ю. С. Эволюция конкурентной среды и проявление некоторых функций конкуренции на банковском рынке России // Экономический анализ: теория и практика. 2013. № 36. С. 51-61.
37. Якунин С. В. Особенности формирования олигопольной структуры банковского рынка России // Современная конкуренция. 2011. № 6. С. 70-79.
38. OliveroaM. P., Li Y, Jeon B. N. Competition in banking and the lending channel: Evidence from bank-level data in Asia and Latin America // Journal of Banking & Finance. 2011. № 35, pp. 560-571.
39. WeillL. Bank competition in the EU: How has it evolved? // Int. Fin. Markets, Inst. and Money. 2013. № 26,pp.100-112.
40. Qin B., Shaffer Sh.. A test of competition in Chinese banking // Applied economics letters. 2014. № 21, pp. 602-604.
Financial analytics: science and experience Banking sector
ISSN 2311-8768 (Online) ISSN 2073-4484 (Print)
THE CONCEPT OF MANAGEABLE BANKING ENVIRONMENT
Yurii S. EZROKH
Abstract
Importance In the article, I propose and substantiate the concept of the manageable banking environment as the theory describing the change of the real competitive status of the modern Russian banking system. Objectives The study aims to determine the theoretical fundamentals of the functioning of competitiveness of the national banking environment in conjunction with the factors of influence and the generated effects (intra-systemic and non-systemic ones). Methods In the paper, based on a synthesis of scientific knowledge contained in the works of the leading economists in the field of banking competition and competitiveness (197 publications have been analyzed), I propose the new concept of the banking competitive environment and approaches to its management Results I prove the heterogeneity of the Russian bank environment, and in order to describe the competitive
conditions I emphasize as follows: introduce the concept of the "basic conditions of the intra-segment competition"; prove the non-uniform characteristic of the Russian banking market competition, because along the subjects of the competition with the partially monopolistic capabilities, there are also the pure competitors; classify the competition factors, proceeding from the relation of the subject of initiation to the competitive environment, its direct or indirect emergence and influence. I also define the principles of the banking environment competitive management (efficiency, economic justice, high social responsibility), and set forth forcibly the need of application of the social concept of restriction of level of monopolistic possibilities of the particular subj ects of the competition with the State participation in the capital. I demonstrate that the competition as characteristic of the banking environment is changing over time and it affects the economic agents
Conclusions and Relevance I came to a conclusion that the continued absence of the State policy aimed at the management of the competitive national banking system may reduce the competition, efficiency and banking system sustainability.
Keywords: competition, bank, competitive environment, banking system, monopolistic
References
1. Abaeva N. P., Khasanova L. T. Otsenka konku-rentosposobnosti bankovskikh uslug metodom analiza ierarkhii [An assessment of the banking services competitiveness using the hierarchy analysis method]. Finans-ovaya analitika: problemy i resheniya - Financial analytics: science and experience, 2011, no. 28, pp. 11-16.
2. Anisimova A. I., Vernikov A. V. Struktura rynka bankovskikh uslug i ee vliyanie na konkurentsiyu (na primere dvukh rossiiskikh regionov) [The structure of the banking service market and its impact on competition (the case of two Russian regions)]. Den 'gi i kredit -Money and credit, 2011, no. 11, pp. 53-62.
3. Bondareva Yu. E., Kashevarov A. B. Konkurent-siya v bankovskom sektore [Competition in the banking sector]. Bankovskoe delo - Banking, 2010, no. 12. pp.48-52.
4. Valiullin Kh. Kh., Merzlyakova S. L. Tendentsii prostranstvennoi kontsentratsii bankovskogo sektora [Trends of the spatial concentration of banking sector]. Problemy prognozirovaniya - Problems of forecasting, 2011, no. 5, pp.92-102.
5. Ermolenko O. M. Problemy obespecheniya ustoichivogo razvitiya bankovskogo sektora posle vstupleniya Rossii v VTO [Problems of ensuring sustainable development of the banking sector after the Russia's accession to the WTO]. Ekonomika i predprinimatel'stvo - Economy and business, 2014, no. 4-2, pp. 674-678.
6. Kolkareva E. N., Rodin D. Ya., Simonyan N. N. Bankovskaya konkurentsiya kak faktor formirovaniya innovatsionnogo finansovogo povedeniya regional'nykh bankovskikh struktur [Banking competition as a factor of an innovative financial behavior of regional banking structures]. Finansy i kredit - Finance and credit, 2010, no. 2, pp. 45-52.
7. Korobov Yu. I. Bankovskaya konkurentsiya: rol', spetsifika, perspektivy razvitiya [Banking competition: the role, specifics, development prospects]. Sovremennaya konkurentsiya - Modern competition, 2007, no. 1, pp. 87-93.
8. Lutoshkina N. K. Bankovskaya konkurentsiya i konkurentosposobnost': sushchnost', ponyatie, spet-sifika [Banking competition and competitiveness: the essence, concept, specifics]. Finansy i kredit - Finance and credit, 2011, no. 46, pp. 50-53.
9. Mamonov M. E. Nestrukturnyi podkhod k ot-senke urovnya konkurentsii v rossiiskom bankovskom sektore [Non-structural approach to the assessment of the level of competition in the Russian banking sector]. Bankovskoe delo - Banking, 2010, no. 11, pp. 17-24.
10. Mikhailova M. V. Rol' konkurentnoi strategii sovremennogo kommercheskogo banka [The role of the competitive strategy of modern commercial bank]. Finansy i kredit - Finance and credit, 2008, no. 36, pp.51-54.
11. Moiseev S. R. Optimal'naya struktura banko-vskogo rynka: skol'ko bankov nuzhno Rossii [An optimal structure of the banking market: how many banks are required for Russia]. Finansy i kredit - Finance and credit, 2006, no. 23, pp. 2-13.
12. Neretina E. A., Soldatova E. V. Klientoori-entirovannyi podkhod k upravleniyu kommercheskim bankom [Customer-oriented approach to commercial bank management]. Finansy i kredit - Finance and credit, 2012, no. 7, pp. 2-14.
13. Ovchinnikova O.P., Samsonova E.K. Konkurentsiya na rynke bankovskikh uslug : vidy osnovnykh problem i model' otsenki konkurentnoi sredy [Competition in the banking market: types of basic problems and model of the competitive environment assessment]. Finansy i kredit - Finance and credit, 2006, no. 29, pp. 5-10.
14. Orlov S. L., Minnivaleev F. M. Internet-marketing kak element bankovskogo biznesa v usloviyakh konkurentnoi sredy [Internet marketing as an element of the banking business in a competitive environment]. Aktual 'nyeproblemy ekonomiki iprava - Topical issues of economics and law, 2012, no. 3, pp. 136-140.
15. Pait I. Ya. Otsenka konkurentosposobnosti bankovskikh produktov na rynke korporativnogo kreditovaniya [An evaluation of the competitiveness of the banking products competitiveness at the corporate lending market]. Bankovskoe delo - Banking, 2009, no. 11, pp. 72-76.
16. Rozhkov M. N., Krasil'nikova E. I. Razrabotka modeli konkurentosposobnosti kreditnykh uslug banka [Development of a model of the bank credit services competitiveness]. Bankovskoe delo - Banking, 2007, no. 9, pp. 68-71.
17. Rykova I. N., Chernysheva A. A. Elektoral'nye faktory, opredelyayushchie konkurentosposobnost' bankovskikh uslug [Electoral factors, which determine
the banking services competitiveness]. Finansy i kredit -Finance and credit, 2003, no. 23, pp. 63-69.
18. Savel'eva N. K. Metodologiya upravleniya formami i metodami tsenovoi i netsenovoi konkurentsii [Methodology of management of forms and methods of price and non-price competition]. Finansy i kredit -Finance and credit, 2014, no. 10, pp. 36-41.
19. Svedentsev V. A. Osobennosti konkurentsii na rynke roznichnykh kreditnykh produktov [Features of competition on the retail loan products market]. Banko-vskoe delo - Banking, 2010, no. 11, pp. 28-29.
20. Semenychev E. V., Pavlova K. E. Metodika otsenki urovnya regional'noi konkurentsii v banko-vskoi sfere [Methods of assessing the level of regional competition in banking]. Finansy i kredit - Finance and credit, 2008, no. 14, pp. 11-18.
21. Surzhko A. V. Bankovskaya sistema i rynok tsennykh bumag: konkurentsiya v usloviyakh kon-vergentsii [Banking system and the securities market: competition in the conditions of convergence]. Finansy i kredit - Finance and credit, 2007, no. 29, pp. 5-10.
22. Sysoeva E. F., Kretova N. A. Bankovskaya konkurentsiya i neobkhodimost' ee razvitiya v Rossi-iskoi Federatsii [Banking competition and the need for its development in the Russian Federation]. Finansy i kredit - Finance and credit, 2013, no. 25, pp. 12-21.
23. Tveritneva E. S. Konkurentsiya mezhdu in-ostrannymi i rossiiskimi bankami. Stoit li puskat' na vnutrennii rynok filialy inostrannykh bankov? [The competition between the foreign and the Russian banks. Is it worth to let the branches of foreign banks to the Russian internal market?]. Sotsial'no-ekonomicheskie yavleniya i protsessy - Socio-economic phenomena and processes, 2013, no. 2, pp. 110-116.
24. Timofeev S. V. Zashchita konkurentsii v banko-vskoi sfere: ekonomiko-pravovoi aspekt [Protection against competition in the banking sector: the economic and legal aspects]. Sovremennaya konkurentsiya - Modern competition, 2007, no. 1, pp. 109-117.
25. Khandruev A. A., Chumachenko A. A. Konku-rentnaya sreda i modernizatsiya struktury rossiiskogo bankovskogo sektora [The competitive environment and modernization of the Russian banking sector structure]. Bankovskoe delo - Banking, 2010, no. 1, pp. 6-13.
26. Khanin G. I. Ekonomicheskaya istoriya Rossii v noveishee vremya [An economic history of Russia in the modern times]. TerraEconomicus, 2012, no. 10. Available at: http://sfedu.ru/evjur/data/2012/hanin.pdf. (In Russ.)
27. Tsaplev D. N. Sovremennye podkhody k opre-deleniyu sushchnosti i znacheniya mezhbankovskoi konkurentsii i ee roli v razvitii natsional'noi banko-vskoi sistemy Rossii [Modern approaches to defining the nature and significance of interbank competition and its role in the development of the national banking system of Russia]. Voprosy ekonomiki i prava - Issues of economics and law, 2012, no. 43, pp. 231-234.
28. Chernova S. A., Alieva M. Yu. K voprosu o sushchnosti bankovskoi konkurentsii i konkurent-osposobnosti [On the issue and essence of the banking competition and competitiveness]. Finansy i kredit -Finance and credit, 2012, no. 23, pp. 14-21.
29. Chernykh S. I. Bankovskaya konkurentsiya i kontsentratsiya kapitala [Banking competition and concentration of capital]. Finansy i kredit - Finance and credit, 2007, no. 1, pp. 20-27.
30. Chumachenko A. A. Sliyaniya i pogloshcheni-ya kak faktor konkurentsii v rossiiskom bankovskom sektore [Mergers and acquisitions as a factor of competition in the Russian banking sector]. Sovremennaya konkurentsiya - Modern competition, 2007, no. 5, pp.110-118.
31. Chkhutiashvili L. V. Uslugi kommercheskikh bankov v novykh usloviyakh rynochnoi konkurentsii [Commercial banks services in the new conditions of market competition]. Finansovaya analitika: problemy i resheniya - Financial analytics: science and experience, 2011, no. 25, pp. 41-62.
32. Shevchenko I. V., Egiyan A. N. Mezhbanko-vskaya konkurentsiya: spetsifika i kriterii otsenki (na primere Respubliki Armeniya) [An interbank competition: specifics and evaluation criteria (the case of the Republic of Armenia)]. Finansy i kredit - Finance and credit, 2013, no. 23, pp. 11-17.
33. Ezrokh Yu. S. Evolyutsiya konkurentnoi sredy i proyavlenie nekotorykh funktsii konkurentsii na banko-vskom rynke Rossii [An evolution of the competitive environment and the manifestation of some of the features of competition in the Russian banking market]. Ekonomicheskii analiz: teoriya i praktika - Economic analysis: theory and practice, 2013, no. 36, pp. 51-61.
34. Ezrokh Yu. S. Rossiiskie banki v usloviyakh vstupleniya v VTO [The Russian banks in the conditions ofthe WTO accession]. EKO - ECO, 2013, no. 3, pp.158-170.
35. Ezrokh Yu. S. Dokhodnyi podkhod v otsenke konkurentosposobnosti kommercheskogo banka [An income approach in evaluating the commercial bank competitiveness]. Finansovaya analitika: problemy i
resheniya - Financial analytics: science and experience, 2013, no. 39, pp. 7-17.
36. Ezrokh Yu. S. Novyi podkhod k otsenke konkurentosposobnosti kommercheskogo banka [A new approach to the evaluation of the competitiveness of commercial bank]. Bankovskoe delo - Banking, 2012, no.39, pp. 68-74.
37. Yakunin S. V. Osobennosti formirovaniya oligopol'noi struktury bankovskogo rynka Rossii [The peculiarities of formation of an oligopoly structure of the Russian banking market]. Sovremennaya konkurent-siya - Modern competition, 2011, no. 6, pp. 70-79.
38. Oliveroa M. P., Li Y., Jeon B. N. Competition in banking and the lending channel: Evidence from bank-level data in Asia and Latin America. Journal of Banking & Finance, 2011, no. 35, pp. 560-571.
39. Weill L. Bank competition in the EU: How has it evolved? Int. Fin. Markets, Inst. and Money, 2013, no.26, pp.100-112.
40. Qin B., Shaffer Sh. A test of competition in Chinese banking. Applied Economics Letters, 2014, no. 21, pp. 602-604.
Yurii S. EZROKH
Novosibirsk State University of Economics and Management, Novosibirsk, Russian Federation ezroh@rambler. ru
Acknowledgments
I express my appreciation to all the people, who contributed to the writing the manuscript and their valuable comments, as well as I express my deep gratitude to Professor V.Z. Balikoev, whose opinion on the domestic banking system in the beginning of 2012 was the catalyst of my theory.