Научная статья на тему 'Современная теория банковской конкуренции и конкурентности банковской среды'

Современная теория банковской конкуренции и конкурентности банковской среды Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1793
218
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОНКУРЕНЦИЯ / COMPETITION / БАНК / BANK / КОНКУРЕНТНОСТЬ СРЕДЫ / COMPETITIVE STRUGGLE / КОНКУРЕНТНАЯ БОРЬБА / БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА / BANKING SYSTEM / ТЕОРИЯ КОНКУРЕНЦИИ / COMPETITION THEORY / COMPETITION ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Эзрох Ю. С.

В статье рассмотрены теоретические основы функционирования конкуренции как экономического явления, возникающего в банковской конкурентной среде, характеризуемой уровнем конкурентности, определяемым через исследование степени исполнения конкуренцией своих функций. Изучены реально существующие отношения между субъектами конкуренции на отечественном банковском рынке для формирования теоретико-методологического базиса подходов и методик эмпирического исследования уровня конкурентности банковской среды России на современном этапе. На основе синтеза научного знания, содержащегося в работах ведущих экономистов в области изучения банковской конкуренции и конкурентоспособности, предлагается новый подход к изучению характеристики банковской конкурентной среды. Использованы дедуктивный, индуктивный методы и иные логико-аналитические процедуры. Теоретически обоснованы различия и взаимосвязь экономических категорий «банковская система», «банковская конкурентная среда», «банковский рынок», что позволило выделить категорию небанковских субъектов конкуренции (лизинговые, факторинговые, микрофинансовые, расчетные/платежные небанковские кредитные организации; государственные корпорации с особыми задачами и др.). Разграничены дефиниции экономических категорий «банковская конкуренция» и «банковская конкурентная борьба», что позволяет объяснить причины изменчивости уровня конкурентности и неизменно высокого накала конкурентной борьбы. Обосновано введение экономической категории «конкурентность» как меры оценки степени выполнения конкуренции всех объективных функций; исследована степень исполнения конкуренцией своих функций в банковской конкурентной среде России. Сделан вывод, что предложенные теоретико-методологические подходы являются основой для создания новой концепции эмпирического исследования и управления конкурентностью банковской конкурентной среды России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The modern theory of banking competition and competitive banking environment

Importance The article considers the theoretical basis of competition as an economic phenomenon that occurs in a competitive environment, characterized by the level of competition, which is, in its turn, characterized through the study of a competition degree. Objectives The paper studies real relations between the subjects of competition in the Russian banking market to form a theoretical and methodological basis of approaches and methods of empirical studies of the Russian competitive banking environment at the present stage. Methods Based on a synthesis of scientific knowledge contained in the works of leading economists in the field of study of banking competition and competitiveness, I offer a new approach to the study of the banking competition environment characteristic, and as a tool, I used deductive and inductive methods and other logical and analytical procedures. The paper theoretically substantiates the distinctions and inter-linkage between the economic categories of banking system, banking competitive environment and banking market, which allows discriminating the non-banking competition subject’s category (leasing, factoring, credit, billing/payment non-bank credit organizations, public corporations with special tasks, etc.). Results The article separates the economic categories of banking competition and banking competition definitions that allows explaining the reasons for variability in the level of competition and consistently high competition intensity. Conclusions and Relevance I substantiate introduction of an economic category of competition as an evaluation measure of competition degree of all objective functions, and also research the extent of competition in the Russian banking environment.

Текст научной работы на тему «Современная теория банковской конкуренции и конкурентности банковской среды»

УДК 336.71

СОВРЕМЕННАЯ ТЕОРИЯ БАНКОВСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ И КОНКУРЕНТНОСТИ БАНКОВСКОЙ СРЕДЫ

Ю.С. ЭЗРОХ, кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры банковского дела

E-mail: [email protected] Новосибирский государственный университет

экономики и управления

В статье рассмотрены теоретические основы функционирования конкуренции как экономического явления, возникающего в банковской конкурентной среде, характеризуемой уровнем конкурентности, определяемым через исследование степени исполнения конкуренцией своих функций. Изучены реально существующие отношения между субъектами конкуренции на отечественном банковском рынке для формирования теоретико-методологического базиса подходов и методик эмпирического исследования уровня конкурентности банковской среды России на современном этапе.

На основе синтеза научного знания, содержащегося в работах ведущих экономистов в области изучения банковской конкуренции и конкурентоспособности, предлагается новый подход к изучению характеристики банковской конкурентной среды. Использованы дедуктивный, индуктивный методы и иные логико-аналитические процедуры.

Теоретически обоснованы различия и взаимосвязь экономических категорий «банковская система», «банковская конкурентная среда», ««банковский рынок», что позволило выделить категорию небанковских субъектов конкуренции (лизинговые, факторинговые, микрофинансовые, расчетные/ платежные небанковские кредитные организации; государственные корпорации с особыми задачами и др.). Разграничены дефиниции экономических категорий ««банковская конкуренция» и ««банковская конкурентная борьба», что позволяет объяснить причины изменчивости уровня конкурентности и неизменно высокого накала конкурентной борьбы. Обосновано введение экономической категории «конкурентность» как меры оценки степени выполнения конкуренции всех объективных функций; исследована

степень исполнения конкуренцией своих функций в банковской конкурентной среде России.

Сделан вывод, что предложенные теоретико-методологические подходы являются основой для создания новой концепции эмпирического исследования и управления конкурентностью банковской конкурентной среды России.

Ключевые слова: конкуренция, банк, конкурентность среды, конкурентная борьба, банковская система, теория конкуренции

В современной экономической литературе в области исследования банковской конкуренции нередко происходит смешение экономических категорий «конкуренция», «конкурентная борьба», «конкурентность среды»1. Автор может это утверждать, ознакомившись практически со всеми трудами современных российских экономистов (197 научных статей, часть из которых приведена в списке литературы). В свою очередь конкуренция представляется как чистая, совершенная, монополистическая, олигополистическая и т.д. Исходя из неодинаковых дефиниций, предлагаемых разными экономистами, толкование их теоретических и практических результатов исследований может быть неоднозначным и нетранспарентным2.

В своем фундаментальном труде «Капитал» К. Маркс отмечал, что научный анализ конкуренции

1 Отметим, что последний термин используется крайне редко.

2Transparency, в пер. с англ. — прозрачность.

становится возможным лишь после того, как познана внутренняя природа. В связи с этим необходимо небольшое общетеоретическое отступление.

Основы общей теории конкуренции. Исследуя общие положения политической экономии, можно сделать вывод, что появление конкуренции было вызвано развитием производительных сил3 и производственных отношений4. В процессе эволюции производительные силы постепенно развивались и улучшались. Это было связано как с эволюцией средств труда, так и с интеллектуальным развитием самого человека. В итоге совершенствовались и усложнялись производственные отношения.

В основе любой экономики лежат трудовые отношения, однако на начальном этапе развития (при первобытнообщинном строе) ни о каком конкурентном соперничестве между хозяйствующими субъектами речи не было. Это, в первую очередь, определялось отсутствием независимости в принятии экономических решений, которое во многом было обусловлено низким уровнем развития производственных сил и производственных отношений. Лишь после разделения труда начинается процесс формирования системного товарного производства, которое явилось базисом для развития торговли.

Все это говорит о том, что появление конкуренции обусловлено развитием экономических отношений и не является их первопричиной. Для ее возникновения необходимо формирование конкурентной среды, в которую первоначально включались лишь субъекты (покупатели/продавцы) и объекты конкуренции (отношения по поводу обмена товарами, услугами и т.д.). Иными словами, начал формироваться рынок нерегулируемого (свободного) обмена. Однако одновременно с субъектами и объектами в конкурентной среде незримо5 присутствуют и факторы конкуренции, т.е. те объективные и субъективные обстоятельства, которые оказывают влияние на взаимоотношения между субъектами и объектами конкуренции. Со временем правители государств начали вводить

Совокупность средств производства (предметы и средства труда) и люди (производительные работники), без которых невозможно привести в действие весь процесс производства.

"•Совокупность материальных экономических отношений между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления.

5 Так же, как и «невидимая рука рынка» А. Смита.

ограничения в форме пошлин, гильдий и т.д. В такой ситуации в конкурентной среде появился еще один важный элемент — формальный, т.е. материально существующий институт надзора и регулирования конкуренции.

Специфика российской банковской конкурентной среды. Банковская конкурентная среда — совокупность субъектов и объектов конкуренции на рынке банковских услуг, услуг-аналогов и услуг-заменителей, институтов надзора и регулирования банковской деятельности, а также факторов, оказывающих влияние на них.

К субъектам банковской конкуренции относятся банки, небанковские кредитные организации и иные структуры, оказывающие услуги-заменители, услуги-аналоги (факторинг, лизинг, небанковские ссуды и т.д.). Фактически конкурентами на банковском рынке являются не только сами банки, но и другие поставщики финансово-банковских услуг, основными из которых являются:

— лизинговые компании;

— факторинговые компании;

— микрофинансовые организации;

— расчетные небанковские кредитные организации;

— платежные небанковские кредитные организации;

— государственные корпорации с особыми задачами (Внешэкономбанк, Агентство по ипотечному жилищному кредитованию);

— другие компании.

Деятельность первых пяти участников полностью относится к сфере банковской системы, т.е. «обычные» банки могут предоставлять все услуги компаний такого типа. Иные субъекты банковской конкуренции либо опосредованно участвуют в деятельности банковской системы (АИЖК и ВЭБ6), либо предоставляют некоторые услуги, которые являются разной степени близости заменителями банковских. К числу последних относятся страховые компании, среди продуктов которых — накопительное страхование жизни, негосударственные пенсионные фонды, инвестиционные компании и др. Фактически, речь идет о взаимосвязи и разграничении трех экономических категорий: «банковс-

6 АИЖК предоставляет банкам средства для выкупа закладных, на организации целевого финансирования (по программе «Стимул») и др. Внешэкономбанк предоставляет субординированные кредиты, осуществляет выкуп ипотечных облигаций и т.д.

Примечание. Банковский рынок представляет собой сложение частей Ч.1-Ч.4.

Рис. 1. Графическое представление взаимосвязи экономических категорий «банковская система» и «банковская конкурентная среда»

кая система7», «банковский рынок» и «банковская конкурентная среда» (рис. 1).

Вопрос об исключении представительств банков (в том числе и отечественных) из конкурентной банковской среды является дискуссионным. С одной стороны, согласно ст. 55 Гражданского кодекса РФ представительство — это обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту. То есть представительство не вправе оказывать никаких банковских услуг. С другой стороны, функционирование этих подразделе -ний призвано способствовать достижению целей банка, повысить его способность к конкурентной борьбе.

Банковские субъекты, находясь в единой конкурентной среде, могут располагаться в ее разных сегментах — контурно ограниченных частях банковской конкурентной среды, число активных субъектов конкуренции в которой меньше общего числа участников банковской конкурентной среды в силу законодательных ограничений, различий в приоритетах бизнес-стратегий и т.д.

Банк России является одновременно и институтом надзора и контроля, и специфическим субъектом конкуренции. Последнее подтверждается тем, что методами проведения денежно-кредитной политики Банком России являются:

— операции на открытом рынке;

7 Согласно ст. 2 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» банковская система Российской Федерации включает в себя: Банк России, кредитные организации, представительства иностранных банков.

— рефинансирование (т.е. кредитование) кредитных организаций;

— эмиссия Банком России облигаций от своего имени.

При их осуществлении регулятор неизбежно вступает в конкуренцию с другими субъектами банковской среды. Например, у коммерческого банка имеются временно свободные денежные средства, которые он может разместить и в облигации Банка России, и в форме кредита другому банку, предприятию или физическому лицу. Изменяя уровень процентной ставки, регулятор сохраняет приемлемый в настоящий момент времени объем привлеченных денежных средств.

К числу кредитных организаций с небанковской спецификой относятся те финансовые организации, деятельность которых не ориентирована на выполнение ссудно-депозитных и/или «обычных» расчетно-кассовых услуг. Примерами являются банк «Национальный Клиринговый Центр», небанковская кредитная расчетная организация «Национальный расчетный депозитарий» и др.

Объектом банковской конкуренции обычно считают «потребителей, покупателей, за которых борются конкуренты». Такой вывод лежит на поверхности. Однако в реальности объектом банковской конкуренции являются экономические отношения, которые возникают между банками8 и клиентами при заключении соответствующих соглашений (о предоставлении кредита, расчетно-кассовом обслуживании и т.д.). Ведь целью банка является не «получение потребителя/покупателя», а построение с ним таких экономических отношений, которые были бы выгодны банку.

Взаимосвязь экономических категорий «конкуренция», «конкурентная борьба», «конкурентная среда». В современной научной литературе экономические категории «конкуренция» и «конкурентная борьба» обычно отождествляются. Это не совсем верно. Конкуренция — это одна из характеристик конкурентной среды, в то время как

8 В данном контексте в термин включены все организации, которые предоставляют банковские услуги и услуги-заменители.

конкурентная борьба (или соперничество) — это двуединый9 процесс:

1) привлечения новых клиентов для анализа целесообразности построения с ними экономически выгодных отношений;

2) сохранения целесообразных экономических отношений с действующими клиентами (так называемые «хорошие клиенты»).

Принятые качественные характеристики конкуренции (совершенная, монополистическая и т.д.) описывают особенности конкурентной среды. Существуют различные методы и подходы для количественного описания конкуренции, которая существует на банковских рынках (банковских сегментах). В этом случае речь идет об уровне конкуренции как характеристике конкурентной среды (что характерно для западных подходов).

Конкуренция не обусловливает наличия конкурентной борьбы на банковском рынке. Обе экономические категории характеризуют разные экономические явления. Уменьшение уровня конкуренции говорит о возрастающей роли банков-лидеров, а снижение — об уменьшении их рыночной силы, т.е. возможности извлекать дополнительные преимущества по сравнению с другими участниками рынка. Существует позиция, согласно которой во главу угла ставится максимизация прибыли. Однако у кредитной организации существуют и иные стратегические цели: одной из важнейших является рыночная доля. Банковское дело — долгосрочное предпринимательство, т.е. большинство участников рынка заинтересованы в продолжении осуществления бизнеса в перспективе10.

Снижение уровня конкуренции (монополизация рынка) не говорит о снижении уровня конкурентной борьбы — банки так же активно предлагают клиентам свои услуги. Именно этот пример свидетельствует о принципиальных различиях между экономическими категориями «конкуренция» и «конкурентная борьба (соперничество)».

В процессе осуществления банками своей деятельности постоянно происходит изменение рыночных условий (как внешних, так и внутренних

9 В отличие от дихотомии, когда разделение происходит на не связанные друг с другом части.

10 Отметим, что в России существуют и так называемые

банки-«прачечные», которые ведут полу- или незаконную деятельность до тех пор, пока не обратят на себя пристального внимания Банка России. Конечно, о долгосрочных планах и перспективах в такой ситуации говорить нельзя.

по отношению к конкретным кредитным организациям) — некоторые банки покидают рынок, происходит модификация законодательно-нормативной базы и т.д. Это обусловливает динамический (т.е. изменчивый) характер уровня конкуренции в каждый конкретный период времени.

Фактически конкурентная борьба является производной категорией от конкурентной среды. Это доказывается тем фактом, что конкурентная среда может существовать, а конкурентная борьба в ней — нет. Наглядный пример — деятельность Банка России по выпуску собственных билетов. Они являются кредитными деньгами, равно как векселя и чеки, которые вправе формировать любое лицо. Однако никакой реальной конкурентной борьбы с «официальными» деньгами на практике нет.

Уровень конкуренции на российском банковском рынке может не оказывать влияния на уровень конкурентной борьбы. И при низком (но не нулевом), и при высоком уровне конкуренции «накал» конкурентной борьбы может быть достаточно высоким.

Однако обратное не будет верным — низкий (нулевой) уровень конкурентной борьбы на банковском рынке однозначно свидетельствует о низком (нулевом) уровне конкуренции. Практическим примером является полностью монополизированная банковская система Советского Союза, в которой конкурентная борьба отсутствовала.

На основании теоретического анализа сформируем интегральное определение исследуемой экономической категории.

Банковская конкуренция — это экономическое явление, возникающее в банковской конкурентной среде, стимулирующее субъекты конкуренции на ведение конкурентной борьбы за привлечение новых клиентов для анализа целесообразности построения с ними взаимовыгодных отношений и сохранение целесообразных экономических отношений с действующими клиентами для выполнения индивидуальных коммерческих задач. Сущность любого экономического явления проявляется в функциях, которые ему объективно присущи. Конкуренция на банковском рынке теоретически должна выполнять ряд важных функций, которые обусловлены состязательным характером взаимоотношений между субъектами конкуренции (рис. 2).

Взаимосвязь конкурентности банковской среды и функций конкуренции. В отличие от большинства экономистов, по мнению автора, именно степень (полнота) исполнения конкуренцией (в

Банковское дело

- 31

Рис. 2. Функции конкуренции

Таблица 1

Уровень процентных ставок по вкладу для физических лиц на один год некоторых российских банков на 17.06.2014

Банк Величина процентной ставки, % Название вклада

Взаимодействие 10,7 Сейф

Ренессанс Кредит 10,5 Ренессанс доходный

ОТП-Банк 10,5 Заоблачные проценты

Петрокоммерц 6,05 Правильный курс

Сбербанк 5,56 Сохраняй

Райффайзенбанк 4,0 Универсальный

Примечание. По всем вкладам проценты выплачиваются в конце срока, капитализация отсутствует.

смысле конкурентной борьбы) всех своих функций определяет конкурентность банковской среды. Фактически, конкурентность банковской конкурентной среды — это мера степени выполнения объективных функций конкуренцией как экономическим явлением, нематериально существующим в банковской конкурентной среде.

Конкуренция как проявление рыночной сути экономических взаимоотношений между банками и их клиентами должна регулировать спрос, предложение и цену на предлагаемые кредитными организациями услуги (регулирующая функция). С одной стороны, стоимость аналогичных банковских услуг может находиться на схожем уровне, с другой — одни банки предлагают воспользоваться ими по нижней границе указанного интервала, а другие — по верхней. С учетом значительной го-могенности11 большинства банковских продуктов можно было бы ожидать практически одинаковой стоимо сти оказания услуг, однако это не так (табл. 1).

11 Однородности. Вклады на одинаковых по стоимости, сроку, порядку начисления процентов условиях в разных банках практически неотличимы. Конечно, при размещении суммы, свыше застрахованной Агентством по страхованию вкладов (на 24.06.2014 — 700 тыс. руб.), дополнительно возникает вопрос надежности. Вместе с тем при осуществлении активных (ссудных) операций вопрос надежности банка уходит на второй план, так как задолженность возникает не у самой кредитной организации, а у ее клиента.

Как видно из анализа данных табл. 1, разница между уровнем процентных ставок на равнозначные вклады может отличаться более чем в 2,5 раза. Фактически, продукты, которые обладают равной количественной эффективностью12 для потребителя, «продаются» разными банками за существенно отличающиеся друг от друга цены. Возможность такой ситуации говорит о неполном выполнении конкуренцией регулирующей функции. В противном случае ценовые предложения на вклады различных банков были бы примерно на одном уровне.

Были проанализированы наиболее выгодные (исходя из величины процентной ставки) депозитные предложения банков в верхнем интервале, определенном как [Максимальная ставка — 1; Максимальная ставка]. Данные приведены для следующих условий размещения средств: сумма — 300 тыс. руб., срок — 1 год, выплата процентов — в конце срока, капитализация отсутствует. На 20.06.2014 максимальная ставка составляла 11%, соответственно диапазон исследования составил [10%; 11%]. Было обнаружено 63 предложения от различных банков на указанных условиях. Отметим, что подавляющее большинство таких кредитных организаций являются небольшими по величине (рис.3).

12Речь идет о ставках, сроках по кредитам и т. д. То есть о том, что в отличие от приятной атмосферы, вежливости сотрудников, легко измерить и сравнить.

30 25 20 15 10 5 0

<50

51-100

101-200

200-300

>301

Примечание. Сведения по рэнкингам составлены по данным на 01.05.2014.

Рис. 3. Структура банков с наиболее высоким по стоимости депозитным предложением физическим лицам на 20.06.2014, исходя из российского рэнкинга по сумме привлеченных вкладов и нетто-активов

Как показывает анализ данных рис. 3., более половины наиболее выгодных предложений приходится на банки, не входящие в Т0Р200. Вместе с тем 10% наиболее крупных банков также привлекают средства под высокий процент. К их числу относятся: Московский кредитный банк, ОТП Банк, Совкомбанк, НБ Траст, Русский Стандарт. Следует отметить, что все эти банки (за исключением Московского кредитного банка) ориентированы на выдачу экспресс-кредитов под очень высокую ставку (по сравнению с «традиционным» кредитованием).

Однако на перечисленные кредитные организации приходится всего лишь 6% от совокупного депозитного портфеля отечественной банковской системы. Если исключить из расчета узкоспециализированные «экспресс»-банки, указанное значение существенно уменьшится — до 3,4%.

Расчеты подтверждают существенную неоднородность одного из важных сегментов банковского рынка, когда часть кредитных организаций привлекает денежные средства под сравнительно низкий процент, а часть — под существенно более высокий. Схожие выводы можно сделать и по сегменту привлечения депозитов от юридических лиц: наибольшую ставку в 13% предлагает банк «РОСТ» (депозит «Классический»), а минимальную в 5%— ЭкспоБанк («Пополняемый депозит с неснижаемым остатком в рублях»).

Отметим, что именно стоимость привлечения ресурсов конкретным банком является основой для формирования его кредитной политики13. Таким

13 Речь идет о классической натуралистической теории кредита (А. Смит, Д. Рикардо и др.), в рамках которой активные

образом, можно сделать вывод о том, что при существующем уровне конкуренции регулирующая функция выполняется не в полной мере.

Рассматривая активные операции банков, необходимо отметить существующую значительную ценовую дифференциацию (табл. 2, 3).

Вместе с тем следует отметить значительную дифференциацию кредитных продуктов для физических и юридических лиц (табл. 3.), которая существенно выше, чем у депозитных услуг. Это обусловлено специфическими подходами банков к определению кредитоспособности потенциальных заемщиков.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Непрозрачность условий в сегменте кредитования существенно выше, чем в депозитном. В предложениях практически всех кредитных организаций присутствует оговорка «от ... %», т.е. реально предлагаемые условия могут быть хуже заявленных. Меньшая разница в уровне стоимости кредитов наблюдается в сегменте финансирования юридических лиц. Это связано как с большим вниманием предприятий к уровню процентной ставки при выборе банка-кредитора, так и с обычно большей осмотрительностью при выборе конкретного предложения.

Выполняя распределительную функцию, конкуренция должна способствовать наиболее рациональному распределению имеющихся ресурсов между банками. Однако менее эффективные банки продолжают свою деятельность.

операции ограничены пассивными. В отличие от нее, согласно капиталотворческой теории кредита (Дж. Ло, Л. Ганн, Й. Шум-петер) пассивные операции являются «рефлексом» активных. Это характерно для деятельности центральных, а не коммерческих банков.

Таблица 2

Уровень процентных ставок некоторых российских банков по потребительским кредитам для физических лиц на 17.06.2014

Банк Величина процентной ставки, % Название кредита Срок принятия решения

Совкомбанк 12,9 Особый День в день

Альфа-Банк От 16,99 Наличный 3 дня

Сбербанк России От 17,5 Потребительский, без обеспечения 2 дня

РосгосстрахБанк От 27 Твои условия 2 дня

Лето 39,9 Лето-Деньги 1 день

Примечание. Сумма кредита 300 тыс. руб.; срок — 3 года, без обеспечения, для работников по найму с подтверждением дохода.

Таблица 3

Уровень процентных ставок некоторых российских банков по кредитам для юридических лиц на 17.06.2014

Банк Величина процентной ставки, % Название кредита

ВТБ 24 От 10,9 Оборотный

Ак-Барс 13,5-14,25 Оборотный

Локо-банк 11,7-16 На пополнение оборотных средств

Транскапиталбанк 15-16 Бизнес-Оборот

Москоммерцбанк 14-17,75 Оборотный капитал

Примечание. Сумма кредита 10 млн руб.; срок — 2 года, обеспечение — недвижимость, цель — пополнение оборотных средств.

4000 3500 3000 2500 2000 1500 1000 500 0

3 793

3433 3 326 3 219 3 238 3 295 3 281 3455 3470

3 183

2 926 2 807

2 349

1 311 1 319 1 329 1 329 1 299 1 253 1 189 ---

1 253 1 189 1136 П08 1 058 1 012 978 956 923

2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 Действующие кредитные организации ■ Филиалы кредитных организаий

Рис. 4. Динамика числа действующих кредитных организаций и их филиалов в 2001-2014 гг., ед.

Оптимизационная функция конкуренции заключается в том, что банки вынуждены постоянно совершенствовать свои бизнес-процессы, повышая эффективность.Однако расчеты показывают существенное число неэффективных банков. Одним из наиболее наглядных проявлений исполнения конкуренцией данной функции является реструктуризации филиалов кредитных организаций (рис. 4), а также сетей внутренних структурных подразделений (табл. 4.).

Как показывает анализ данных рис. 4, число действующих кредитных организаций в России непрерывно уменьшается с 2004 г. При этом число их филиалов имело тенденцию к увеличению

с 2004 по 2008 г. включительно. Это говорит об экстенсивном пути развития, так как создание филиалов требует значительных финансовых затрат на высокооплачиваемый управленческий персонал, а также создание неизбежных «лишних надстроек»— штат водителей, специалистов по связям с общественностью и т.д. В момент наступления кризисных явлений 2008-2009 гг. банки начали пересматривать свои подходы к открытию и содержанию филиалов. Фактически, начался процесс их резкого сокращения.

Примером может служить подобное изменение в Ханты-Мансийском банке, когда небольшие филиалы, расположенные на территории таких

Банковское дело Banking - 34 -

Таблица 4

Динамика количества внутренних структурных подразделений банков

в России в 2010-2013 гг., ед.

Структурные подразделения Январь 2010 Январь 2011 Январь 2012 Январь 2013 Декабрь 2013 Темп прироста, %

Кредитно-кассовые офисы 1 252 1 389 1 725 2 005 2 453 95,9

Операционные офисы 2 109 2 994 5 360 6 762 8 226 290,0

ОКВКУ* 12 461 11 960 10 860 10 282 8 155 -34,6

Дополнительные офисы 21 641 22 001 22 565 22 734 24 620 13,8

Передвижные пункты кассовых операций 82 83 96 118 136 65,9

Представительства, всего 517 460 378 415 340 -34,2

В том числе:

— на территории РФ 475 416 335 375 296 -37,7

— в дальнем зарубежье 29 32 31 28 30 3,4

— в ближнем зарубежье 13 12 12 12 14 7,7

Всего... 38 062 38 887 40 984 42 316 43 930 15,4

*Операционная касса внекассового узла.

малых городов, как Лангепас, Мегион и ряда других, были преобразованы в операционные офисы филиала «Дирекция по г. Ханты-Мансийску». Данная практика существует в настоящее время также и в отношении относительно крупных филиалов банков. Например, филиалы Русь-Банка (после проведенного ребрендинга — Росгосстрах банк) в Томске, Кемерово, Иркутске, Омске и ряде других крупных городов были преобразованы в операционные офисы, имеющие общее подчинение филиалу кредитной организации в г. Новосибирске (в настоящее время общее количество филиалов — 7).

Рассмотрим более подробно макроэкономическую ситуацию в сегменте внутренних структурных подразделений кредитных организаций отечественной банковской системы. Очевидно, что при не вызывающем сомнений общем подъеме банковской системы и сокращении числа филиалов и кредитных организаций, количество других видов офисов банков должно увеличиваться (табл. 4).

Как показывает анализ данных табл. 4, наиболее стремительно возрастает число операционных офисов. Более того, большинство филиалов реструктурированы именно в такую форму внутренних структурных подразделений. Это обусловлено достаточно широким спектром разрешенных операций, а также возможность быть размещенными с филиалом на значительном удалении, но в одном федеральном округе, которых в России относительно немного14. Иными словами, банк может располагать

'"•Центральный, Южный, Северо-Западный, Дальневосточный, Сибирский, Уральский, Приволжский, Северо-Кавказский, Крымский федеральные округа.

всего девятью филиалами в разных федеральных округах и будет вправе открывать операционные офисы по всей России — от Камчатки до Калининграда. Конечно, и без филиалов можно открывать кредитно-кассовые офисы, однако перечень разрешенных в них операций существенно уже. Например, такой стратегии развития придерживается банк «Пойдем!», который, не имея ни одного филиала, осуществляет свою деятельность через более чем 195 офисов, расположенных в различных регионах России. Увеличение числа дополнительных офисов говорит об увеличении экспансии существующих филиалов.

При этом единственной формой внутренних структурных подразделений банков, численный состав которых в России уменьшается, являются операционные кассы вне кассового узла15. Такие подразделения нередко открываются как валю-тообменные пункты, а также для осуществления переводов без открытия счета в оживленных местах (на организованных автомобильных, вещевых рынках, в крупных торгово-развлекательных центрах). Также происходит сокращение и представительств банков на территории России, что обусловлено экономической целесообразностью (они являются обособленным, а не внутренним структурным подразделением и не вправе осуществлять банковские операции).

Итак, в России в настоящее время активно происходит оптимизация филиальной сети и сети отделений. Неравномерность изменения количества отдельных видов внутренних структурных

15 Из них 67% — ОКВКУ Сбербанка России.

Таблица 5

Сведения об устройствах, расположенных на территории России и предназначенных для осуществления операций с использованием и без использования платежных карт,

в 2008-2013 гг., ед.

Дата Количество банкоматов и платежных терминалов Количество электронных терминалов, установленных в организациях торговли (услуг) Количество импринтеров, установленных в организациях торговли (услуг)

Всего Банкоматы с функцией выдачи наличных денег Банкоматы и платежные терминалы с функцией приема наличных денег

Всего С функцией оплаты товаров и услуг

01.01.2008 - 54 804 43 857 - 239 419 31 410

01.01.2009 79 376 70 985 65 386 18 360 333 247 45 787

01.01.2010 92 530 84 498 79 505 23 250 354 391 52 783

01.01.2011 156 631 97 087 90 733 80 554 434 518 29 356

01.01.2012 184 185 112 115 106 395 102 435 528 511 28 855

01.01.2013 220 876 131 640 124 694 129 769 695 023 22 988

01.10.2013 233 523 138 451 131 809 139 215 892 057 14 330

подразделений связана с их индивидуальными законодательными ограничениями и складывающейся рыночной ситуацией. Однако первопричиной данных изменений является стремление к оптимизации банками своих затрат и повышению внутренней эффективности бизнеса. На уровень эффективности оказывает влияние значительное число факторов, включая качество происходящих бизне с-проце ссов.

С оптимизационной функцией тесно связано исполнение инновационной функции, стимулирующей внедрение передовых методов осуществления банковского предпринимательства. Эта тема настолько многообразна, что нет возможности рассмотреть ее подробно во всех аспектах. В качестве примера приведем сведения о все более активном развитии инфраструктуры безналичных платежей с использованием банковских карт (табл. 5.).

Как показывает анализ данных табл. 5, число элементов инфраструктуры совершения расчетов с использованием банковских карт в России, за исключением импринтеров, имеет тенденцию к увеличению. При этом абсолютный и относительный прирост электронных POS-терминалов существенно выше, чем банкоматов. Это связано со все более активным использованием безналичных платежей, что подтверждается соответствующими тенденциями в части изменения структуры операций, осуществляемых с использованием банковских карт (рис. 5).

Изменчивость и экономической конъюнктуры, и регулятивных требований заставляет банки в условиях конкуренции постоянно адаптироваться к

новым для себя условиям. Это проявляется в корректировке депозитной, кредитной и других политик в зависимости от действующей ситуации.

Существенное отклонение от принятых стандартов работы, выражающееся в предложении неконкурентоспособных условий, дисбалансированной стратегии развития и т.д., приводит к тому, что у банка происходит снижение доходности, спроса и других важных параметров деятельности. В этом проявляется контролирующая функция конкуренции.

Исполнение селективной функции конкуренции заключается в том, что в случае постоянного нарушения законов, правил и норм банковского предпринимательства кредитная организация должна прекращать свою деятельность. Однако конкуренция не определяет форму данного прекращения: за счет самоликвидации, в том числе путем присоединения к более сильному банку (т.е. добровольно), или путем банкротства16. Следует отметить, что для современной банковской системы России характерны именно банкротства. Например, за первые 6 мес. 2014 г. 39 кредитных организаций прекратили свою деятельность, причем только три из них — добровольно. При этом впоследствии в балансах многих банков были найдены большие «дыры»: в сравнительно небольшом банке «Огни Москвы» (величина нетто-активов на последнюю отчетную дату перед отзывом лицензии 01.05.2014 — 20 млрд руб.) величина «пустой» отчетности составила 15,9 млрд

16 Отметим, что инициатором банкротства может быть и сам банк, однако таких прецедентов в отечественной практике практически нет.

Примечание. Операции в российских рублях и иностранной валюте. Не включаются операции по оплате таможенных платежей.

Рис. 5. Динамика структуры количества и объема операций, совершенных с использованием платежных карт эмитентов-резидентов и нерезидентов: а — объем операций; б — количество операций

руб., а в Мастер-Банке (величина нетто-активов на последнюю отчетную дату перед отзывом лицензии 01.10.2013 — 82 млрд руб.) — 17,21 млрд руб.

В такой ситуации возникает вопрос: насколько оправданно исполнение конкуренцией селективной функции в «жесткой» форме, которая сопряжена со значительными потерями клиентов при банкротстве?

С одной стороны, освобождение рынка от слабых участников — это неотъемлемый результат конкуренции. С другой стороны, это способно нарушить стабильность банковской системы, способствует перетоку клиентов в «надежные» банки (речь идет в основном о кредитных организациях с государственным участием). Это обусловлено тем, что таким банкам в случае наличия серьезных проблем будет предоставлена помощь в первоочередном порядке. Например, в период острой фазы мирового финансово-экономического кризиса в 2009 г. государство в лице Банка России и Внешэкономбанка предоставило субординированные кредиты Сбербанку России (500 млрд руб.), ВТБ (200 млрд руб.) и Россельхозбанку (25 млрд руб.). Всего же было предоставлено 904 млрд руб., из которых лишь 6,8% (-61,5 млрд руб.) — негосударственным кредитным организациям.

Рассматривая другие рынки, необходимо отметить, что уход части участников обычно не может оказать значимого влияния на позиции лидеров. Например, если крупная торговая сеть покидает рынок, то на ее месте обычно сразу открываются

магазины другой сети. Обычно также поступают и банки. Например, банк «Западный»17 получил возможность открытия своих отделений в офисах лишенного лицензии Банка проектного финансирования. Однако банкротство одной торговой сети не вызывает паники у клиентов других сетей. Более того, в федеральных СМИ информация о подобных событиях обычно даже и не размещается. И, напротив, причины и обстоятельства отзыва лицензии даже самого мелкого банка активно обсуждаются во всех видах СМИ18.

В этом заключается принципиальная особенность банковской деятельности — необходимость поддержания стабильности и доверия к финансовым институтам. Иными словами, при «жестком» исполнении селективной функции на банковском рынке часть кредитных организаций может получить необоснованное конкурентное преимущество.

Выводы. Уточнение дефиниций экономических категорий «банковская конкуренция», «банковская конкурентная борьба» позволило выявить и обосновать принципиальное различие экономических процессов, которые вызываются их существованием на банковском конкурентном рынке. Понятие «банковская конкурентная среда»

17 Впоследствии он сам был лишен лицензии, а его офисы были распределены между группой банков.

18 В этом легко убедиться, используя новостные интернет-системы (Lenta, Rambler и т.д.). Подобные сообщения всегда размещаются в рубрике «Главное», что практически гарантирует ознакомление с новостью значительной аудитории.

не тождественно понятию «банковская система», вместе с тем большая часть последней входит в него. Это обусловливает выделение небанковских субъектов конкуренции, предпринимательская деятельность которых может оказывать влияние на уровень конкурентности банковской конкурентной среды. Такое разграничение позволяет проводить эмпирические исследования указанного влияния.

Важной характеристикой банковского рынка является конкурентность его среды, которая определяется через оценку степени исполнения конкуренцией объективно присущих ей функций. В настоящее время в России банковская конкуренция выполняет свои функции не в полной мере. Это усиливает необходимость контроля за изменением конкурентности банковской среды и разработки концепций и подходов к ее управлению.

Список литературы

1. Абаева Н.П., Хасанова Л. Т. Оценка конкурентоспособности банковских услуг методом анализа иерархий // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2011. № 28. С. 11-16.

2. Анисимова А.И., Верников А.В. Структура рынка банковских услуг и ее влияние на конкуренцию (на примере двух российских регионов) // Деньги и Кредит. 2011. № 11. С. 53-62.

3. Бондарева Ю.Э., Кашеваров А.Б. Конкуренция в банковском секторе // Банковское дело. 2010. № 12. С. 48-52.

4. Валиуллин Х.Х. Мерзлякова С.Л. Тенденции пространственной концентрации банковского сектора // Проблемы прогнозирования. 2011. № 5. С.92-102.

5. Ермоленко О.М. Проблемы обеспечения устойчивого развития банковского сектора после вступления России в ВТО // Экономика и предпринимательство. 2014. № 4. С. 674-678.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Коробов Ю.И. Банковская конкуренция: роль, специфика, перспективы развития // Современная конкуренция. 2007.№ 1. С. 87-93.

7.МамоновМ.Е. Неструктурный подход к оценке уровня конкуренции в российском банковском секторе // Банковское дело. 2010. № 11. С. 17-24.

8. Орлов С.Л., Миннивалеев Ф.М. Интернет-маркетинг как элемент банковского бизнеса в усло-

виях конкурентной среды // Актуальные проблемы экономики и права. 2012. № 3. С. 136-140.

9. Паит И.Я. Оценка конкурентоспособности банковских продуктов на рынке корпоративного кредитования // Банковское дело. 2009. № 11. С. 72-76.

10. РожковМ.Н., КрасильниковаЕ.И. Разработка модели конкурентоспособности кредитных услуг банка // Банковское дело. 2007. № 9. С. 68-71.

11. Сведенцев В.А. Особенности конкуренции на рынке розничных кредитных продуктов // Банковское дело. 2010. № 11. С. 28-29.

12. Тверитнева Е.С. Конкуренция между иностранными и российскими банками. Стоит ли пускать на внутренний рынок филиалы иностранных банков? // Социально-экономические явления и процессы. 2013. № 2. С. 110-116.

13. Тимофеев С.В. Защита конкуренции в банковской сфере: экономико-правовой аспект // Современная конкуренция. 2007. № 1. С. 109-117.

14. ХандруевА.А., ЧумаченкоА.А.Конкурентная среда и модернизация структуры российского банковского сектора // Банковское дело. 2010. № 1. С. 6-13.

15. Ханин Г.И. Экономическая история России в новейшее время. Новосибирск: НГТУ, 2008. 515 с.

16. Цаплев Д.Н. Современные подходы к определению сущности и значения межбанковской конкуренции и ее роли в развитии национальной банковской системы России // Вопросы экономики и права. 2012. № 43. С. 231-234.

17. Чумаченко А.А. Слияния и поглощения как фактор конкуренции в российском банковском секторе // Современная конкуренция. 2007. № 5. С.110-118.

18. Чхутиашвили Л.В. Услуги коммерческих банков в новых условиях рыночной конкуренции // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2011. № 25. С. 41-62.

19. Эзрох Ю.С. Эволюция конкурентной среды и проявление некоторых функций конкуренции на банковском рынке России // Экономический анализ: теория и практика. 2013. № 36. С. 51-61.

20. Якунин С.В. Особенности формирования олигопольной структуры банковского рынка России // Современная конкуренция. 2011. № 6. С. 70-79.

Finance and credit Banking

ISSN 2311-8709 (Online) ISSN 2071-4688 (Print)

THE MODERN THEORY OF BANKING COMPETITION AND COMPETITIVE BANKING ENVIRONMENT

Yurii S. EZROKH

Abstract

Importance The article considers the theoretical basis of competition as an economic phenomenon that occurs in a competitive environment, characterized by the level of competition, which is, in its turn, characterized through the study of a competition degree. Objectives The paper studies real relations between the subjects of competition in the Russian banking market to form a theoretical and methodological basis of approaches and methods of empirical studies of the Russian competitive banking environment at the present stage.

Methods Based on a synthesis of scientific knowledge contained in the works of leading economists in the field of study of banking competition and competitiveness, I offer a new approach to the study of the banking competition environment characteristic, and as a tool, I used deductive and inductive methods and other logical and analytical procedures.

The paper theoretically substantiates the distinctions and inter-linkage between the economic categories of banking system, banking competitive environment and banking market, which allows discriminating the non-banking competition subject's category (leasing, factoring, credit, billing/payment non-bank credit organizations, public corporations with special tasks, etc.).

Results The article separates the economic categories of banking competition and banking competition definitions that allows explaining the reasons for variability in the level of competition and consistently high competition intensity.

Conclusions and Relevance I substantiate introduction of an economic category of competition as an evaluation measure of competition degree of all objective functions, and also research the extent of competition in the Russian banking environment.

Keywords: competition, bank, competition environment, competitive struggle, banking system, competition theory

References

1. Abaeva N.P., Khasanova L.T. Otsenka konkurent-osposobnosti bankovskikh uslug metodom analiza ier-arkhii [Competitiveness evaluation of banking services by the hierarchy analysis technique]. Finansovaya analitika: problemy i resheniya = Financial analytics: science and experience, 2011, no. 28, pp. 11-16.

2. Anisimova A.I., Vernikov A.V. Struktura rynka bankovskikh uslug i ee vliyanie na konkurentsiyu (na primere dvukh rossiiskikh regionov) [The market structure of banking services and its impact on competition (the case study of two Russian regions)]. Den'gi i kredit = Money and credit, 2011, no. 11, pp. 53-62.

3. Bondareva Yu.E., Kashevarov A.B. Konkurent-siya v bankovskom sektore [The banking sector competition]. Bankovskoe delo = Banking, 2010, no. 12, pp.48-52.

4. Valiullin Kh.Kh., Merzlyakova S.L. Tendentsii prostranstvennoi kontsentratsii bankovskogo sektora [Spatial concentration trends in the banking sector]. Problemyprognozirovaniya = Studies on Russian Economic Development, 2011, no. 5, pp. 92-102.

5. Ermolenko O.M. Problemy obespecheniya ustoichivogo razvitiya bankovskogo sektora posle vstupleniya Rossii v VTO [Problems of providing the banking sector with sustainable development after Russia's accession to the WTO]. Ekonomika i predprinimatel 'stvo = Economy andEntrepreneurship, 2014, no. 4, pp. 674-678.

6. Korobov Yu.I. Bankovskaya konkurentsiya: rol', spetsifika, perspektivy razvitiya [Banking competition: role, specifics, and development prospects]. Sovremen-naya konkurentsiya = Journal of modern competition, 2007, no. 1, pp. 87-93.

7. Mamonov M.E. Nestrukturnyi podkhod k ot-senke urovnya konkurentsii v rossiiskom bankovskom sektore [A non-structural approach to a competition evaluation in the Russian banking sector]. Bankovskoe delo = Banking, 2010, no. 11, pp. 17-24.

8. Orlov S.L., Minnivaleev F.M. Internet-marketing kak element bankovskogo biznesa v usloviyakh

konkurentnoi sredy [Internet marketing as an element of banking business under the competitive environment]. Aktual 'nye problemy ekonomiki i prava = Actual problems of economics and law, 2012, no. 3, pp. 136-140.

9. Pait I.Ya. Otsenka konkurentosposobnosti bankovskikh produktov na rynke korporativnogo kredi-tovaniya [Evaluating banking products competitiveness in the corporate loan market]. Bankovskoe delo = Banking, 2009, no. 11, pp. 72-76.

10. Rozhkov M.N., Krasil'nikova E.I. Razrabotka modeli konkurentosposobnosti kreditnykh uslug banka [Development of a competitiveness model of bank credit service]. Bankovskoe delo = Banking, 2007, no. 9, pp. 68-71.

11. Svedentsev V.A. Osobennosti konkurentsii na rynke roznichnykh kreditnykh produktov [The competition specifics in the retail loan products market]. Bankovskoe delo = Banking, 2010, no. 11, pp. 28-29.

12. Tveritneva E.S. Konkurentsiya mezhdu in-ostrannymi i rossiiskimi bankami. Stoit li puskat' na vnutrennii rynok filialy inostrannykh bankov? [Competition between foreign and Russian banks. Is it worth to let foreign banks' branches come to domestic market?]. Sotsial 'no-ekonomicheskie yavleniya i protsessy = Social and economic phenomena and processes, 2013, no. 2, pp.110-116.

13. Timofeev S .V. Zashchita konkurentsii v banko-vskoi sfere: ekonomiko-pravovoi aspect [Competition protection in banking area: economical and legal aspects]. Sovremennaya konkurentsiya = Journal of modern competition, 2007, no. 1, pp. 109-117.

14. Khandruev A.A., Chumachenko A.A. Konkurentnaya sreda i modernizatsiya struktury rossiiskogo bankovskogo sektora [Competitive environment and structure modernization of the Russian banking sector]. Bankovskoe delo = Banking, 2010, no. 1, pp. 6-13.

15. Khanin G.I. Ekonomicheskaya istoriya Rossii v noveishee vremya [Economic history of Russia in the contemporary history]. Novosibirsk, NSTU Publ., 2008,515 p.

16. Tsaplev D.N. Sovremennye podkhody k opre-deleniyu sushchnosti i znacheniya mezhbankovskoi konkurentsii i ee roli v razvitii natsional'noi bankovskoi sistemy Rossii [Modern approaches to the definition of essence and value of an interbank competition and its role in the development of Russia's national banking system]. Voprosy ekonomiki iprava = Issues of economics and law, 2012, no. 43, pp.231-234.

17. Chumachenko A.A. Sliyaniya i pogloshcheniya kak faktor konkurentsii v rossiiskom bankovskom sektore [Merges and acquisitions as a competition factor in the Russian banking sector]. Sovremennaya konkurentsiya = Journal of modern competition, 2007, no.5,pp.110-118.

18. Chkhutiashvili L.V. Uslugi kommercheskikh bankov v novykh usloviyakh rynochnoi konkurentsii [Commercial banks services in the new conditions of market competition]. Finansovaya analitika: problemy i resheniya = Financial analytics: science and experience, 2011, no. 25, pp. 41-62.

19. Ezrokh Yu.S. Evolyutsiya konkurentnoi sredy i proyavlenie nekotorykh funktsii konkurentsii na bankovskom rynke Rossii [Competitive environment evolution and manifestation of some functions of the Russia's banking market competition]. Ekonomicheskii analiz: teoriya ipraktika = Economic analysis: theory and practice, 2013, no. 36, pp. 51-61.

20. Yakunin S.V. Osobennosti formirovaniya oligopol'noi struktury bankovskogo rynka Rossii [Features of the oligopolistic structure formation of the Russian banking market]. Sovremennaya konkurentsiya = Journal of modern competition, 2011, no. 6, pp. 70-79.

Yurii S. EZROKH

Novosibirsk State University of Economics and Management, Novosibirsk, Russian Federation [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.