Научная статья на тему 'БАНК РОССИИ КАК РЕГУЛЯТОР РАСЧЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ'

БАНК РОССИИ КАК РЕГУЛЯТОР РАСЧЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
440
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАСЧЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / БЕЗНАЛИЧНЫЕ РАСЧЕТЫ / ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА / ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА / ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК / РЕГУЛЯТОР РАСЧЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ревина С.Н., Искрина М.Е.

Центральный банк Российской Федерации является финансовым мегарегулятором, и одной из основных его функций является обеспечение функционирования платежной системы в Российской Федерации. В последнее время повышается интерес к безналичным расчетам, который вызван изменением как в правовом регулировании, так и в возникновении новых форм расчетов, ранее неизвестных доктрине российского права. В статье рассмотрено, как само понятие расчетного правоотношения, так и роль Центрального банка Российской Федерации в их регулировании для обеспечения стабильности расчетов в стране. Выявлены проблемы в правовом регулировании расчетов и внесены предложения по устранению пробелов в определении таких понятий как «деньги», «банкнота», «денежный оборот (обращение)», «денежная система». Исследованы приоритетные направления расчетных отношений в РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE BANK OF RUSSIA AS A REGULATOR OF SETTLEMENT RELATIONS

The Central Bank of the Russian Federation is a financial mega-regulator, and one of its main functions is to ensure the functioning of the payment system in the Russian Federation. Recently, there has been an increasing interest in non-cash payments, which is caused by changes in both legal regulation and the emergence of new forms of payments that were previously unknown to the doctrine of Russian law. The article considers both the concept of settlement legal relations and the role of the Central Bank of the Russian Federation in their regulation to ensure the stability of settlements in the country. Problems in the legal regulation of settlements are identified and proposals are made to eliminate gaps in the definition of such concepts as "money", "banknote", "money turnover (circulation)", "monetary system". The priority directions of settlement relations in the Russian Federation are investigated.

Текст научной работы на тему «БАНК РОССИИ КАК РЕГУЛЯТОР РАСЧЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ»

БАНК РОССИИ КАК РЕГУЛЯТОР РАСЧЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

С.Н. Ревина, д-р юрид. наук, профессор М.Е. Искрина, магистрант

Самарский государственный экономический университет (Россия, г. Самара)

DOI:10.24412/2500-1000-2021-5-4-159-162

Аннотация. Центральный банк Российской Федерации является финансовым мегаре-гулятором, и одной из основных его функций является обеспечение функционирования платежной системы в Российской Федерации. В последнее время повышается интерес к безналичным расчетам, который вызван изменением как в правовом регулировании, так и в возникновении новых форм расчетов, ранее неизвестных доктрине российского права. В статье рассмотрено, как само понятие расчетного правоотношения, так и роль Центрального банка Российской Федерации в их регулировании для обеспечения стабильности расчетов в стране. Выявлены проблемы в правовом регулировании расчетов и внесены предложения по устранению пробелов в определении таких понятий как «деньги», «банкнота», «денежный оборот (обращение)», «денежная система». Исследованы приоритетные направления расчетных отношений в РФ.

Ключевые слова: расчетные отношения, безналичные расчеты, денежная система, денежно-кредитная политика, центральный банк, регулятор расчетных отношений.

Расчетные отношения в последнее время вызывают повышенный интерес со стороны как теоретиков гражданского и банковского права, так и со стороны правоприменителей. Такой интерес вызван изменением как в правовом регулировании, так и в возникновении новых форм расчетов, ранее неизвестных доктрине российского права. Расчетные правоотношения чаще всего определяются как отношения между субъектами правоотношения по переводу или выдаче денежных средств с одной стороной и получению или принятию этих средств другой стороной. Расчетные правоотношения относят к денежным. Наиболее часто встречающиеся расчетные правоотношения в денежном обороте - это безналичные расчетные правоотношения.

Основным регулятором расчетных отношений в России является Центральный банк Российской Федерации. В соответствии с Федеральным законом от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» устанавливается правило, что порядок осуществления расчетов в РФ определяет и контролирует ЦБ РФ (ст. 4, с. 82.3) [2]. При осуществлении данных функций ЦБ

РФ принимает нормативные акты, которые должны исполнять как субъекты публичные, так и непубличные. Помимо указанного закона правовой статус ЦБ РФ определяется Конституцией РФ [1], в соответствии с которой он независим в правовом регулировании расчетных отношений и других функциях от органов государства и в том числе при обеспечении устойчивости рубля.

По смыслу норм, устанавливающих правовой статус ЦБ РФ, он имеет статус государственных органов, т.к. выполняет немало функций государства в расчетной и денежно-кредитной сферах. Такая позиция находит свое отражение и в теории финансового и банковского права [8, с. 160]. Так Банк России является одним из органов который реализует и разрабатывает политику в денежно-кредитной сфере и надзорным органом на финансовом рынке [10, с. 18]. С точки зрения экономической теории монетарная и денежно-кредитная политика в государстве - это политика финансового регулятора - ЦБ РФ [11, с. 44]. Целью такой политики является недопущение быстрой или галопирующей инфляции через регулирование денежной массы.

Следует согласиться с мнением о том, что в практически во всех государствах политика в кредитно-денежной сфере возлагается как на госорганы, так и на центральные банки, причем последние возглавляют госорганы в реализации таковой политики [9, с. 21-23].

Денежно-кредитную политику можно рассматривать как в узком, так и в широком смысле. В контексте узкого смысла это поддержание курса рубля, а в широком - стабилизация экономики, через денежное обращение и расчеты.

Поддержание курса рубля осуществляется, как правило, через валютные интервенции. Легальное закрепление названого термина осуществлено в ст. 41 Закона о Банке России. По своей сути это купля-продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и суммарный спрос, и предложение денег.

Кроме валютной интервенции в ст. 35 Закона о Банке России закреплены и другие инструменты политики в кредитно-денежной сфере. К таковым относятся во первых, процентная политика, выражающаяся в установлении ставок по операциям, которые осуществляет Банк России; во вторых, установление размера обязательных резервов по отношении к объему обязательств кредитной организации; в третьих, сделки с ценными бумагами на открытом рынке, с ограничениями установленными законом; в четвертых, заключение кредитных сделок с кредитными организациями, в которых последние являются заемщиками; в пятых, установление ориентиров роста денежной массы; в шестых, определение пределов размера средств на рефинансирование элементов банковской системы и ограничений определенных операций в банковском секторе; в седьмых, выпуск облигаций от имени ЦБ РФ. Приведенный перечень является открытым, что позволяет ЦБ РФ использовать более широкий инструментарий для решения поставленных задач.

Банк России при исполнении своей основной государственной функции - реализации политики в кредитно-денежной (в том числе и в расчетной) сфере, осуществ-

ляет влияние на кредитные организации и других участников финансового рынка с целью усиления (ослабления) развития отдельных секторов экономики, для стабилизации ее в целом, что влияет на все социальные процессы.

В расчетных отношениях немаловажную роль играют кредитные организации, правовое положение которых определяется Федеральным законом от 02 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» [3], и операторы электронных денежных средств и по переводу денежных средств и другие участники национально платёжной системы, правовое положение которых определяется Федеральным законом от 27 июня 2011 г. № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» [4]. Все эти субъекты исполняют указания ЦБ РФ при осуществлении расчетов на территории РФ.

Банк России, в соответствии с Законом о ЦБ РФ, единственный имеет право выпускать в обращение наличные деньги и изымать их (п. 2 ст. 4), определяет правила расчетов (п. 4 ст. 4) и операций кредитных организаций (п. 5 ст. 4) и др. функции. При этом он взаимодействует со всем высшими властными органами: Федеральным собранием, Президентом и Правительством.

Расчетные отношения регулируются исключительно императивным методом. Это связано с требованием строго соблюдения дисциплины расчетов, как наличными, так и безналичными деньгами. Такое положение обусловлено необходимостью для экономики стабильных расчётных отношений, что обеспечивается стабильно работающей национальной платежной системой и приводит к стабилизации и росту экономики в целом.

Расчетные правоотношения связаны с исполнением денежного обязательства и, следовательно, тесно связаны с такими терминами как «деньги», «банкнота», «денежный оборот (обращение)», «денежная система». Ни один из названных терминов не имеет легального закрепления в том смысле, в котором он используется в расчетных правоотношениях. Справедливости ради следует отметить, что в документе, принятом ЦБ РФ - «Основные направле-

ния единой государственной денежно-кредитной политики на 2017 год и период 2018 и 2019 годов» был закреплен термин «Наличные деньги в обращении». Он определялся как находящиеся вне ЦБ РФ монеты и банкноты, обычно используемые для платежей и расчетов.

Отсутствие правовой трактовки указанных терминов приводит к необходимости использования экономических категорий, что вызывает неоднозначное трактованные правовых норм как правоприменителями, так и субъектами расчетов. Считаем, что ЦБ РФ, как финансовый регулятор должен устранить пробелы в правовом регулировании, т.к. он является единственным регулятором расчетных отношений, и это одна из его основных функций.

Во всем мире существует тенденция преобладания безналичных расчетов, которые внедряются в разнообразные правоотношения [7, с. 57-61]. В последнее время и Россия идет по пути перехода преимущественно на безналичные расчеты, путем сокращения наличных расчетов и ужесточения контроля за наличным обращением. Такая тенденция приводит к увеличению надзорных и контрольных функций в сфере расчетов у финансового регулятора и применению мер ответственности к нару-

меняется административная ответственность, но не исключена и уголовная, например, за фальшивомонетничество.

Защититься от подделок денежных знаков ЦБ РФ может через увеличение разнообразных способов защиты банкнот при их выпуске. В сфере нарушения расчетной дисциплины возможным путем решения проблемы сокращения правонарушений может стать принятие нормативных актов, усиливающих «прозрачность» безналичных расчетов.

В качестве основных направлений развития расчетных правоотношений можно выделить следующие направления, предусмотренные в актах ЦБ РФ [5, 6]: создание и расширение «быстрых платежей», что приведет к увеличению объемов безналичных расчётов и уменьшению стоимости банковских услуг; улучшения системы «Мир» и ее развития; развитие расчетных (банковских) технологий.

Подводя итоги, хочется отметить, что технологии банковских операций совместно с безналичными расчетами является приоритетом в развитии Российского банковского и финансового секторов экономики и российского законодательства и основной задачей Центрального банка РФ на современном этапе.

шителям. Ка правило к нарушителям при-

Библиографический список

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.

2. Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» // Собрание законодательства РФ. 2002. № 28. Ст. 2790.

3. Федеральный закон от 02 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» // Собрание законодательства РФ. 1996. № 6. Ст. 492.

4. Федеральный закон от 27 июня 2011 г. № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» // Собрание законодательства РФ. 2011. № 27. Ст. 3872.

5. Проект Банка России от 18 октября 2018 г. «Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации на период 2019-2021 годов» (одобрено Советом директоров Банка России 26.10.2018). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.cbr.ru/Content/Document/File/44185/onfr_2019-21(project).pdf.

6. Основные направления развития финансовых технологий на период 2018 - 2020 годов. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.cbr.ru/StaticHtml/File/36231/0N_FinTex_2017.pdf.

7. Вавилова Е.М. Стратегически важные меры государственно-правового регулирования безналичных расчетов в России // Банковское право. - 2020. - № 1.

8. Денисов Е.Р. Финансово-правовые основы денежной системы Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2003.

9. Пешкова Х.В. Денежно-кредитная политика государства и бюджет // Финансовое право. - 2016. - №4.

10. Рождественская Т.Э., Гузнов А.Г. Публичное банковское право: Учебник для магистров. - М.: Проспект, 2016.

11. Цинделиани Д.Т. Центральный банк как орган, реализующий денежно-кредитную политику государства // Финансовое право. - 2018. - №11.

THE BANK OF RUSSIA AS A REGULATOR OF SETTLEMENT RELATIONS

S.N. Revina, Doctor of Legal Sciences, Professor M.E. Iskrina, Graduate Student Samara State University of Economics (Russia, Samara)

Abstract. The Central Bank of the Russian Federation is a financial mega-regulator, and one of its main functions is to ensure the functioning of the payment system in the Russian Federation. Recently, there has been an increasing interest in non-cash payments, which is caused by changes in both legal regulation and the emergence of new forms of payments that were previously unknown to the doctrine of Russian law. The article considers both the concept of settlement legal relations and the role of the Central Bank of the Russian Federation in their regulation to ensure the stability of settlements in the country. Problems in the legal regulation of settlements are identified and proposals are made to eliminate gaps in the definition of such concepts as "money", "banknote", "money turnover (circulation)", "monetary system". The priority directions of settlement relations in the Russian Federation are investigated.

Keywords: settlement relations, non-cash settlements, monetary system, monetary policy, central bank, settlement relations regulator.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.