Научная статья на тему 'Банк развития. Вне конкуренции'

Банк развития. Вне конкуренции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
109
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Банк развития. Вне конкуренции»

Банк развития не конкурент российским кредитным организациям. В основном участвуя в проектах государственно-частного партнерства, он сталкивается с теми же проблемами, что и его коммерческие коллеги по цеху, утверждает заместитель председателя, член правления Банка развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк) Анатолий Балло.

Венера КАРПИНСКАЯ

Банк развития. Вне конкуренции

— Возможна ли уже сегодня оценка совокупного объема инвестирования российского Банка развития в экономику страны, а также его влияния на рост ВВП?

— Во всех странах степень влияния банков развития на динамику ВВП различна. Думаю, что создание российского Банка развития обусловит еще более высокие темпы роста в нашей стране, поскольку мы идем в отрасли, в которые коммерческие банки, как правило, не шли. Кроме того, Банк развития будет способствовать формированию новых отраслевых производств. Так, финансирование строительства железнодорожных веток на удаленных территориях даст возможность осваивать расположенные там месторождения. Мы также участвуем в проектах, финан-

сируемых на принципах государственно-частного партнерства (ГЧП). Как правило, такое партнерство дает синергетический эффект и стимулирует экономический рост.

Так, Банк развития финансирует два проекта с использованием механизмов ГЧП, которые уже реализуются. Это создание лесоперерабатывающего комплекса в Богучан-ском районе Красноярского края, развитие городской инфраструктуры водоснабжения и водоотведения в Ростовской области. Среди перспективных проектов (их более 15) по результатам проведенной экспертизы можно выделить такие, как строительство железнодорожной ветки Кызыл—Курагино— Элегест в Республике Тыва, один из элементов комплексного проекта «Урал Промышленный — Урал Полярный», а тажке ряд

проектов жилищно-коммунальной инфраструктуры общей стоимостью более 70 млрд. руб. В список перспективных, по результатам концессионных конкурсов, входят: строительство в Санкт-Петербурге Орловского туннеля под рекой Невой, скоростной автомобильной дороги «Москва — Санкт-Петербург» на участке 15-й км — 58-й км, автомагистрали «Западный скоростной диаметр» и платной автомобильной дороги «Объезд г. Одинцово».

Роль Банка развития в ускорении инвестиционного процесса в стране особенно повышается в условиях финансового кризиса и неготовности многих участников рынка идти в долгосрочные проекты. Банк развития своим вхождением в проект (финансируя, как правило, 25—30% его стоимости) дает

сигналы другим инвесторам. Аналогичную роль выполняет Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР). Надо сказать, что на долю участия в размере 25—30% от стоимости проекта нас нацеливает МЭРТ. Однако организацию синдикатов с участием российских банков тормозит несовершенство банковского законодательства в сфере регулирования залогов (в частности, распределения обеспечения между кредиторами) и появление налоговых проблем. Так, при финансировании строительства крупномасштабного объекта, скажем, аэропорта, в качестве обеспечения может выступать единый имущественный комплекс, который невозможно «поделить» между кредиторами (в отличие от пакета акций). Таким образом, залог «переходит» одному из кредиторов. Возникают так называемые залоги «первой» и «второй руки» (или последующие залоги). В случае дефолта заемщика, залогодержатель реализует имущественный комплекс и распределяет доход между участниками синдиката. Но при этом он должен отразить доход на своем балансе и уплатить налог, несмотря на соглашение с другими кредиторами. Сейчас банк готовит свои предложения по решению этой задачи.

Банк развития совместно с Инвестфондом финансирует строительство ЦБК в Богучанском районе Красноярского края. Это один из первых проектов в целлюлозно-бумажной промышленности за последние 30 лет

и действовать, таким образом, не только в рамках названных отраслевых приоритетов. Кроме того, мы можем участвовать в реализации проектов, направленных на эффективное использование природных ресурсов, охрану окружающей среды и улучшение экологической обстановки.

ь

Консалтинговая группа БФИ провела среди банков исследование на тему, какие отрасли нуждаются в финансовой поддержке Банка развития. Были названы транспортное, специальное и энергетическое машиностроение (63% анкет) и электронная промышленность (52%). В числе прочих банки обратили внимание на потребность в поддержке обрабатывающей промышленности, сельского хозяйства.

Анатолий Балло: «Мы идем в проекты стоимостью более 2 млрд. руб. и сроком окупаемости более пяти лет»

Напомню, что де-юре мы выступаем в качестве Банка развития почти год (Федеральный закон «О банке развития» от 17 мая 2007 года №82-ФЗ вступил в силу с 4 июня 2007 года — «ВЕСТИ»), но де-факто выполняли его функции уже в течение двух лет до создания корпорации, т.е. рассматривали долгосрочные инфраструктурные проекты и не кредитовали краткосрочные.

Уже сегодня 70% нашего кредитного портфеля, сформированного из портфелей «старого» и «нового» банков, приходится на ссуды со средним сроком более трех лет. Для сравнения: по всей банковской системе, по данным МЭРТ, объем долгосрочных ссуд (со сроком свыше трех лет) не превышает 20% совокупного кредитного портфеля.

Раз в месяц на каждом заседании Наблюдательного совета банка рассматривается

— Определены приоритетные отрасли инвестирования для Банка развития. В какие вы уже вкладываете средства, и в какие намерены в ближайшей и среднесрочной перспективе?

— Меморандум определяет отраслевые приоритеты Банка развития и внешнеэкономической деятельности. В то же время, основные направления инвестиционной деятельности нашего банка предполагают реализацию проектов по устранению инфраструктурных ограничений экономического роста. Иными словами, мы можем финансировать проекты, которые дают возможность динамично развивать те или иные регионы

ь

П. 7. Меморандума о финансовой политике государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)»», утвержденного распоряжением Правительства РФ от 27 июля 2007 года

Основными отраслевыми приоритетами инвестиционной деятельности Внешэкономбанка на 2007—2010 годы являются:

а) авиастроение и ракетно-космический комплекс;

б) судостроение;

в) электронная промышленность;

г) атомная промышленность, в том числе атомная энергетика;

д) транспортное, специальное и энергетическое машиностроение;

е) металлургия (производство специальных сталей);

ж) деревообрабатывающая промышленность;

з) оборонно-промышленный комплекс.

а

с »

ас

п ш ю

от трех до шести проектов. Уже с декабря — напомню, что тогда уставный капитал банка увеличился до 180 млрд. руб. — Наблюдательный совет (НС) принял положительное решение по 15 проектам общей стоимостью

271.5 млрд. руб. Объем участия ВЭБа —

235.6 млрд. руб. Отраслевая структура принятых НС решений следующая: инфраструктура — 30%, авиастроение —11 %, микроэлектроника — 26%, лесопромышленный комплекс — 12%, оборонно-промышленный комплекс — 19%, агропромышленный комплекс — 2%

За время работы Банка в качестве института развития (июнь 2007 года — февраль 2008 года) сформирован перспективный портфель проектов общей стоимостью 1 трлн. руб., предполагаемый объем финансирования которых со стороны Банка составит порядка 0,5 трлн. рублей.

Отраслевая структура перспективного портфеля Банка развития следующая: деревообработка — 24%, транспорт (включая инфраструктуру) — 25%, энергетика (включая инфраструктуру) — 17%, ЖКХ (включая инфраструктуру технопарков и ОЭЗ) — 7%, авиастроение — 7%, оборонная промышленность — 8%, прочие проекты — 12%.

Реализацию некоторых проектов банк уже начал финансировать, например строительство целлюлозно-бумажного комбината в Красноярском крае. Размеры кредитных линий утверждены на сумму 41,4 млрд. руб. Финансирование проекта осуществляется совместно с Инвестфондом. За последние 30 лет это первый ЦБК, который строится в нашей стране (см. справку).

При реализации таких крупных проектов, как строительство Богучанского ЦБК, помимо технологических и финансовых проблем возникают и другие: утрата отраслевой компетенции, нехватка специалистов, способных работать на таком предприятии, причем не только инженерно-технических, но и рабочих. Квалифицированные кадры — большая проблема сегодня. Насколько я знаю, Союз машиностроителей принимает меры по созданию специальных образовательных центров.

Банк развития участвует в проектах, реализуемых в сфере АПК, несмотря на то что меморандум не предусматривает вложения в эту отрасль.

Кроме того, Наблюдательный совет рекомендовал финансировать проекты в таких сферах, как малая авиация, глубокая переработка древесины, чистая вода, глубокая переработка рыбы. Россия отличается очень низким потреблением рыбы, занимая одну из последних позиций по этому показателю в группе промышленно развитых стран. Проблема этой отрасли в большом количестве частных производителей, экспортирующих большую часть добываемой рыбы. Я недавно был на совещании полпреда в Дальневосточном федеральном округе. Вся рыба с Дальнего Востока «уходит» в Японию.

— Бразильский банк развития называют реаниматором авиастроения Бразилии и соавтором промышленного чуда 90-х годов — среднемагистрального самолета Еmbraer. Этот бизнес-проект был признан ключевым, способствующим повышению отраслевой и страновой конкурентоспособности.

Финансирование базировалось на принципе ГЧП. Насколько способен ваш банк выполнить аналогичную роль, реаниматора авиастроения? Известно, что Внешэкономбанк намерен потратить до 30 млрд. руб. на приобретение допэмиссии «Объединенной авиастроительной корпорации», получив до 20% в капитале корпорации, и завершение сделки запланировано к середине этого года.

— Бразильский банк развития оказался в нужное время в нужном месте. Успех обусловлен совпадением подготовки проекта с деятельностью банка развития. Возможно, чуда не случилось бы без бразильского банка развития, сформировавшего грамотную команду с правильной политикой и выбравшего подходящую нишу.

Мы также участвуем в проектах, связанных с поддержкой авиапромышленности. Недавно Наблюдательный совет банка установил на 2008 год кредитно-докумен-тарный лимит на ОАК в сумме 24,69 млрд. руб. Кредитные средства будут направлены, в частности, на создание научно-производственного авиастроительного кластера на базе ЦАГИ (г. Жуковский). Лимит предусматривает также финансирование ОАО «Авиационная холдинговая компания «Сухой» для реализации программы по строительству и оснащению воздушных судов нового типа ББи 100, их сертификации и запуску в серийное производство, создание системы послепродажного обслуживания на территории России и за рубежом. Предусмотрено также финансирование работ и инвестиционных проектов в рамках

О недостатках концессионного законодательства

В соответствии с ФЗ «О концессионных соглашениях» конце-дент, в лице которого выступают органы государственного или муниципального управления, оформляет в свою собственность вновь построенные концессионером объекты инфраструктуры сразу по завершении строительства.

Концессионер окупает свои затраты в результате коммерческой эксплуатации объектов инфраструктуры. С точки зрения банка, принципиальный дефект российской конструкции концессии возникает на стыке российского концессионного и бюджетного законодательства, законодательства о закупках, законодательства о конкуренции и естественных монополиях.

Во-первых, легко представить случай, когда объект инфраструктуры является социальным и не генерирует достаточно прямых коммерческих доходов, например метрополитен. Финансирование ускоренного строительства здесь возможно, если за результаты инвестиций бюджет, условно говоря, расплачивается в рассрочку. Однако бюджетное законодательство и законодательство о государственных закупках не позволяет реализовать такую схему без оформления бюджетных гарантий по оплате такой рассрочки.

Во-вторых, регулирование коммерческой деятельности концессионера осуществляется третьими лицами — государственными органами — независимо от контрактных обязательств конце-дента. Очевидно, что концессионер хотел бы гарантий по долгосрочному экономическому регулированию своей деятельности, а концедент не может их предоставить из-за отсутствия таких полномочий. Иными словами, ни одна из сторон по контракту концессии не управляет риском регулирования. Наконец, в случае досрочного завершения контракта концессии по тем или иным причинам, когда инвестиции концессионера еще не полностью возвращены, единственным способом возврата его средств остается получение компенсаций из бюджета. С точки зрения банка, финансирующего проект, для покрытия этого риска необходимо получение бюджетной гарантии концессионеру по контрактным обязательствам концедента, включая порядок урегулирования вопросов досрочного расторжения. Учитывая, что капиталоемкость инфраструктурных проектов сопоставима с бюджетами регионов и муниципалитетов, а также то, что Бюджетный Кодекс ограничивает региональные и муниципальные органы власти в объемах и сроках предоставления гарантий, финансирование строительства новых инфраструктурных объектов на условиях концессий проблематично.

реальные деньги | прямые инвестиции / №06 (74) £0р8|

программы поставок новых российских самолетов до 2015 года, утвержденной OAK.

Мы открыли несколько кредитных линий не только на разработку самолета, но и на закупку импортных деталей. Кредиты, выданные три года назад прежним Внешэкономбанком, позволили запустить все программы компании «Гражданские самолеты Сухого». Но мы поддерживаем этот проект не только финансово. В рамках создания национального агентства по страхованию экспортных кредитов мы уже сейчас вместе с экспортными агентствами Франции и Италии прорабатываем программу продаж этого самолета. Известно, что программа по его созданию международная — импортные компоненты занимают достаточно большой удельный вес в списке деталей Sukhoi Super Jet-100.

Стратегия Банка развития и внешнеэкономической деятельности (ВЭБ) предусматривает кконцу 2012 года увеличить объем кредитного портфеля до 850 млрд. руб., объем участия вкапитале — до 120 млрд. руб., объем гарантий — до 100 млрд. рублей.

CV (D U

ê ó 3

г

■D

Кубинского правительства и контргарантию Минфина РФ. Программа финансирования, которую мы сейчас готовим, коммерческая, без госгарантий.

— Намерены ли вы выступить соавтором какого-либо другого промышленного чуда?

— Мы рассчитываем на финансирование скоростных железных дорог, но это вопрос не завтрашнего дня. Процесс финансирования строительства объектов транспортной

В дальнейшем все большая их часть будет производиться в России. В то же время, изготовление различных частей самолета в других странах позволяет привлекать агентства в Италии и Франции для успешной его продажи за рубежом. Практика показывает, что успех проекта по изготовлению летательных аппаратов зависит не только от самого производства, но также от умения их продавать. Как правило, покупатели лайнеров рассчитывают на лизинговые схемы или долгосрочный кредит при покупке. По этой причине готовится программа финансирования, предусматривающая оптимальную продажу самолета. Мы будем предоставлять так называемый экспортный кредит, т.е. финансировать покупателей российской авиационной техники на срок восемь—десять лет.

— Программа станет первым опытом банка в качестве экспортного агентства?

— Внешэкономбанк в составе синдиката российских банков финансировал поставки воздушных судов Ил-96-300 и Ту-204-100 на Кубу под госгарантии

Концессионное законодательство тормозит процесс финансирования строительства объектов транспортной инфраструктуры

инфраструктуры — артерии экономики — тормозит неоптимизированное концессионное законодательство.

Мы также рассчитываем финансировать энергетические проекты, в частности в атомной промышленности. На строительство энергоблоков в этой сфере уходит не менее трех—четырех лет.

— Меморандум предусматривает ваше участие в проектах, финансируемых с привлечением средств Инвест-фонда, а также связанных с созданием инфраструктуры особых экономических зон (ОЭЗ).

— Банк активно обсуждает эти вопросы с МЭРТ и Минрегионразвитием. Мы договариваемся так: если входим в проекты, финансируемые в рамках Инвестфонда, то совокупное участие Банка развития и Инвест-фонда, не должно превышать 75%. Многие спрашивают: как же так, с одной стороны,

Инвестфонд, с другой — вы (как, например, по проекту в Нижнем Приангарье)? Я не вижу ничего плохого в такой схеме софинан-сирования, поскольку средства Инвестфонда — это субсидии, т.е. безвозвратные. Наши кредиты предоставляются на коммерческих условиях. Они, конечно, имеют льготные сроки, в течение трех лет строительства мы можем не взимать с заемщиков проценты, и основной долг возвращается после того, как проект начнет функционировать и генерировать денежные потоки. Но кредиты выдаются под процентную ставку и под обеспечение. Если через Инвестфонд государство стимулирует инвесторов, то мы помогаем синхронизировать субсидии с частными инвестициями.

С другой стороны, мы готовы финансировать инфраструктуру ОЭЗ. Я хотел бы привести следующий пример. В Калуге развивается автомобильный кластер, формируется несколько технопарков. В этом регионе уже присутствуют такие корпорации, как «Фольксваген» и «Пежо». Наблюдательный совет банка одобрил наше предложение по участию в инвестиционной программе Калужской области. Мы намерены с местной администрацией создавать инфраструктуру технопарков. Кроме того, запланировано создание корпорации развития в Калужской области. Банк намерен на паритетных началах с администрацией области войти в уставный капитал корпорации. Средства банка развития пойдут на формирование инфраструктуры технопарков. По нашим подсчетам, на каждый рубль, вложенный Банком и администрацией в рамках инвестпрограм-мы области, от частных инвесторов придет не менее 10—15 рублей.

— Какие проблемы при финансировании крупных проектов в отраслях, требующих опережающего развития, выходят на первый план?

— Это низкое качество подготавливаемых проектов. Очень часто их разработчики приходят к нам за кредитными средствами без бизнес-планов или большого объема информации и представляют лишь бизнес-идею. Даже некоторые министерства рекомендуют профинансировать неподготовленные проекты. Это обуславливает длительное время — до полугода — от принятия проекта к рассмотрению до начала его финансирования. Подготовленных или профинансированных на первой стадии программ очень мало. Поскольку при оптимальном соотношении собственных и заемных средств по проекту,

а S

с »

ас

п ш ю

его инициаторы обращаются за финансированием в коммерческие банки. Мы не конкурируем с коммерческими банками и играем значительную роль в подготовке проектов к финансированию. Проводится комплексная экспертиза. Как правило, информационно-аналитическое обеспечение инвестиционной деятельности находится на низком уровне. Нет исходных для анализа материалов, например маркетинговой части. Отсутствие навыков в структурировании проектов и работы на принципах проектного финансирования особенно сильно проявляется на периферии. Мы намерены организовать цикл семинаров для обучения специалистов администраций всех областей. Необходимо, чтобы в каждом регионе знали наши подходы и критерии.

— Вы намерены создать представительства по опыту Банка развития Китая, который имеет 35 филиалов по всей стране?

— Мы же не можем создать представительства во всех восьмидесяти субъектах Федерации. Поэтому в первую очередь, пойдем по «болевым» точкам, например в Дальневосточный округ. Банк исторически обслуживал внешние экономические связи, поэтому наши представительства находятся за рубежом — в Лондоне, Франкфурте, Милане, Нью-Йорке, Китае, Индии, даже в ЮАР, в России же — только в Санкт-Петербурге. Они нам, конечно, пригодятся, поскольку мы намерены формировать положительный имидж России для привлечения инвестиций в российскую экономику. Наши представительства будут выполнять также разъяснительные функции и расширять операции Банка развития (так называемый business-development), т.е. искать интересные проекты.

— По какому принципу вы идете в отрасли—по рекомендации МЭРТ или на основании проводимых вами исследований?

— Министерство не может вмешиваться в нашу деятельность. Для нас важно понимать, может ли этот проект профинансировать другой банк? По моему мнению, постулат отсутствия конкуренции с коммерческими банками, на практике трудно реализуем. Я с большим уважением отношусь к таким крупным банкам, как Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк, и считаю, что эти участники рынка могут профинансировать любой проект в нашей стране.

Почему в Германии банк развития KwF не конкурирует с банками? Он имеет особый статус — все его заимствования гарантирует федеральное правительство ФРГ. Банк развития в России занимает средства на общих основаниях. Поэтому с точки зрения длинных пассивов мы в целом испытываем те же самые проблемы, какие испытывают крупнейшие российские банки. Нам даже

Банк развития вместе с администрацией Калужской области намерен создавать инфраструктуру технопарков, а также корпорацию развития Калужской области

труднее, чем коммерческим банкам, которые в отличие от нас имеют диверсифицированную базу привлечения ресурсов. Мы не можем привлекать ресурсы населения.

— Вам необходимы законодательные изменения?

— Государство уже ограничило нас. Мы идем в проекты с горизонтом финансирования более пяти лет. Стоимость проекта не может быть меньше 2 млрд. руб. Таким образом, отсекается большой пласт проектов — мы не можем их финансировать..

Проектов в стране много, хватит всем. Но они требуют длинных средств — на 5—7— 10 лет. А сегодня многие банки, даже крупные, не могут предоставить такие кредиты.

— Значительно ли отличается ваша модель от модели немецкого банка KwF?

— Мы досконально изучили опыт банков развития многих стран. Модель российского базируется на основе КшР, который внес большой вклад в восстановление немецкой экономики после Второй мировой войны. С ним мы имеем соглашение о сотрудничестве. Основное отличие нашего банка от немецкого, повторю, в том что его заимствования гарантирует федеральное правительство ФРГ.

Интересен опыт китайского банка развития, не имеющего ограничений в проведении своих операций. В Поднебесной вопрос конкуренции с коммерческими банками не стоит вовсе. Конкуренция в любой сфере приветствуется, поскольку экономика от этого только выигрывает, считают в Китае. Она обусловит процветание банков.

Банк развития Китая также имеет гарантии правительства по своим заимствованиям. Он может поддерживать любые отрасли. И сейчас финансирует Олимпиаду, которая будет проходить в Пекине. Этот банк может выдать экстренный кредит в размере всего $10 тыс. для ликвидации последствий стихии в каком-нибудь населенном пункте.

Я не призываю к тому, чтобы и в России было так же. Но вопрос конкуренции с комбанками гипертрофируется. По моему мнению, конкуренция только улучшит положение

заемщика. если коммерческие банки дадут лучшие условия, клиенты пойдут к ним.

— Сказались ли каким-либо образом операции Банка развития Китая на росте инфляции в этой стране?

— Нет, действия Банка развития Китая были незначительными на фоне таких факторов, как перегрев экономики страны и искусственное сдерживание курса юаня против доллара США.

— На каких принципах строится ваша процентная политика?

— Она определяется кредитной политикой банка, которую утверждает Наблюдательный совет. Многие думают, что мы выдаем льготные кредиты. У нас кредиты не льготные. При формировании процентной ставки мы исходим из того, что определенная часть кредитного портфеля (но не более 20%) формируется за счет капитала банка. Ставки по нашим кредитам чуть меньше, чем в коммерческих банках по причине отличия в уровне рентабельности капитала. В банках этот показатель составляет 10—15% (в банках капитал является самым дорогим пассивом — акционеры вкладываются в капитал с доходностью не менее 10%).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Стратегия Банка развития, утвержденная Наблюдательным советом 3 апреля предусматривает рентабельность капитала не ниже 5% (ориентиром по рентабельности является доходность по длинным ОФЗ).

— Как вы учитываете в своей политике планы правительства по перекраиванию экономической карты страны и созданию 7—10 макрозон?

— Мы очень плотно работаем с Мин-регионразвитием. Более того, глава этого министерства входит в Наблюдательный совет Банка развития. Очевидно, что мы будем отдавать приоритет проектам, реализуемым в этих зонах. Банк развития — составная часть единой системы проведения государственной политики по поддержке инвестиционной деятельности. Ин-вестфонд, политика регионов по стимулированию зон опережающего роста, Банк развития, Российский венчурный фонд — составные части этой системы. Государственные программы в той или иной зоне для нас — приоритетны.

— Как развиваются партнерские отношения с региональными банками?

— Я вижу в них партнеров, если они готовы брать на себя финансирование начальных этапов инвестиционных проектов. Им легче проводить такие операции. А Банк развития не может начать финансирование проекта, не проведя комплексной экспертизы. Именно начальный этап финансирования проекта, когда у инициаторов есть только бизнес-идея, отсутствует бизнес-план, нет проектно-сметной документации, наиболее сложен.

реальные деньги | прямые инвестиции / №06 (74) goos|

— Но по вашим же словам, неподготовленный проект коммерческий банк не возьмется финансировать....

— Если коммерческие банки знают своих клиентов и готовы (хоть это и рискованная операция) профинансировать начальный этап, мы, в свою очередь, будем готовы предоставить финансирование на реализацию подготовленного проекта. Таким образом, мы не конкуренты региональным банкам, поскольку не занимаемся расчетно-кассовым обслуживанием, не открываем счета сотрудникам предприятия, не занимаемся карточным бизнесом. Наоборот, мы готовы подхватить начатые ими проекты и вывести их на более высокий уровень. Кроме того, мы можем задейст-

вовать региональные банки по финансируемым проектам в такой деятельности, как мониторинг за ходом развития проекта. Нам также необходима их помощь в расчетно-кассовом обслуживании предприятия, проект которого мы финансируем, в пополнении оборотных средств и т.д. Мы могли бы дополнять друг друга.

Но наибольший эффект от нашего сотрудничества я вижу в развитии программ поддержки малого и среднего бизнеса. В то же время, мы будем придирчивы в процессе финансирования или рефинансирования региональных банков, поддерживающих средний и малый бизнес.

— Какие из банков стали вашими партнерами при финансировании круп-

ных проектов? Или речь пока идет о партнерстве в кредитовании малого и среднего бизнеса?

— Пока только среднего и малого бизнеса. Сейчас РосБР, который в дальнейшем будет интегрирован в наш банк, развивает программу поддержки среднего и малого бизнеса.

Объем установленного лимита РосБР по кредитам (гарантиям, поручительствам] в 2008 году — 9 млрд. руб., в т.ч. кредиты (гарантии, поручительства] юрлицам, осуществляющим поддержку малого и среднего бизнеса — 2,5 млрд. руб. Наш прогноз объема портфеля по кредитам, выданным малому и среднему бизнесу на 2012 год — 42 млрд. рублей. Ц

CV (D U

ê <

3

г

■D

ь

К числу наиболее значимых Банк развития и внешнеэкономической деятельности относит следующие проекты, реализация которых либо началась, либо начнется в самое ближайшее время:

1. Проект создания первого в России производства субмикронных полупроводниковых компонентов с топологическими нормами 0,1—0,13 мкм, реализуемый компанией ОАО «Ангст-рем-Т» в Зеленограде. Его реализация направлена на развитие отечественной электронной промышленности, продукция которой имеет двойное назначение, способна внести существенный вклад в ускорение развития всех высокотехнологичных отраслей и обеспечить существенное повышение ВВП страны. Банком принято решение об открытии кредитной линии для финансирования проекта в размере 815 млн. евро сроком на девять лет (микроэлектроника).

2. Проекты, реализуемые компаниями, входящими в ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация»(ОАК). Банком принято решение об установлении на 2008 год кредитно-доку-ментарного лимита в сумме 24,69 млрд. руб., цель которого — участие Банка в том числе в финансировании создания научно-производственного авиастроительного кластера на базе ЦАГИ (г. Жуковский), финансировании ОАО «Авиационная холдинговая компания «Сухой» для реализации программы, направленной на строительство и оснащение воздушных судов нового типа «ББЛ 100», их сертификацию изапуск всерий-ное производство, создание системы послепродажного обслуживания как на территории России, так и за рубежом, а также финансирование работ и инвестиционных проектов в рамках Программы поставок новых российских самолетов до 2015 года, утвержденной ОАО «ОАК».

3. Проект создания лесоперерабатывающего комплекса в Бо-гучанском районе Красноярского края в рамках инвестиционного проекта «Комплексное развитие Нижнего Приангарья» (деревообработка), инициатором которого стало ОАО «Корпорация развития Красноярского края». Корпорация создана при участии администрации Красноярского края, ОАО «Гидро-ОГК» и Банка с целью организации качественных преобразований в экономике Красноярского края через реализацию на территории региона крупных инвестиционных проектов, основанных на принципах ГЧП.

В рамках проекта Банк финансирует строительство лесоперерабатывающего комплекса, включающего создание собственной лесосырьевой базы и производство мощностью 800 тыс. т целлюлозы, 250 тыс. куб. м МДФ, 500 тыс. т крафт-картона

и 700 тыс. куб. м пиломатериалов в год в Богучанском районе Красноярского края в объеме 41,4 млрд. руб. Этот проект—один из первых в целлюлозно-бумажной промышленности за последние 30 лет, ему присвоен статус приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов.

4. Проекты, входящие в инвестиционную программу ОАО «РЖД», включая проект модернизации участка железнодорожной линии Кузбасс—Дальневосточный транспортный узел (стоимость проекта — 40 млрд. руб., срок окупаемости — 10 лет, ожидаемый объем финансирования проекта Внешэкономбанком в 2008 году — 6,3 млрд. рублей).

5. Проект развития городской инфраструктуры водоснабжения и водоотведения в Ростовской области в рамках Комплексной программы строительства и реконструкции объектов водоснабжения (жилищно-коммунальная инфраструктура), инициатором которого выступает ОАО «Евразийский». Это первый проект, реализуемый на концессионной основе при участии администраций Ростовской области и города Ростова-на-Дону. Программа инвестиций по проекту рассчитана до 2021 года и включает три пятилетних этапа. Его общая стоимость в ценах 2006 года составляет 22,1 млрд. руб., а в сегодняшних — 41,5 млрд. руб., в том числе вложения частного инвестора—32,7 млрд. руб., Инвестиционного фонда РФ — 6,6млрд. руб., Ростовской области игоро-да Ростова-на-Дону — 2,2 млрд. рублей.

В рамках финансирования инвестиционной программы частного инвестора по проекту (ОАО «Евразийский») Банк участвует в капитале проектной компании (19,99% акций ОАО «Евразийский»), предоставит кредитную линию в размере 4,5 млрд. руб. сроком на 14 лет для реализации первого этапа проекта, осуществляемого на территории Ростова-на-Дону.

6. Проекты в секторе транспортной инфраструктуры, претендующие на средства Инвестиционного фонда Российской Федерации (условия своего участия в которых Банк определит по результатам проводимых концессионных конкурсов):

— строительство в Санкт-Петербурге Орловского тоннеля под рекой Невой;

— строительство скоростной автомобильной дороги «Москва — Санкт-Петербург« на участке 15-й км — 58-й км;

— строительство автомагистрали «Западный скоростной диаметр» в Санкт-Петербурге;

— строительство платной автомобильной дороги «Объезд г. Один-цово» (в рамках проекта по строительству нового выхода на Московскую кольцевую автомобильную дорогу (МКАД) с федеральной автомобильной дороги М 1 «Беларусь» Москва—Минск»).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.