о_
ОО
< 1=3
Банк
культурного наследия
Фото Юрия ИВАНОВА
В Беларуси насчитывается значительное количество объектов наследия, из которых 5533 включены в Государственный список историко-культурных ценностей. Они являются важной составляющей человеческой цивилизации, которая предопределяет ответственность современников за их сохранение и передачу последующим поколениям. О том, как белорусское государство решает эту задачу, рассказывает министр культуры Борис СВЕТЛОВ.
В реализации государственной политики в сфере охраны историко-культурного наследия участвуют местные исполнительные и распорядительные органы, которые занимаются учетом культурных ценностей и, соответственно, обеспечивают контроль за их содержанием и использованием. Данное положение закреплено в Законе «Аб ахове псторыка-культурнай спадчыны Рэспублт Беларусь». Кроме того, Министерством культуры разработана Инструкция о порядке осуществления осмотра недвижимых историко-культурных ценностей. В 2015 г. специалистами министерства исследовано 116 объектов. Проведен мониторинг 3 памятников на территории Брестской области, 26 - Витебской, 14 - Гродненской, 167 - Минской и 2 - города Минска. На повестке дня стоит вопрос о создании единой системы ведения мониторинга технического состояния памятников культуры, сохранения их отличительных особенностей, функционирования. Это крайне важно в отношении тех памятников, которые внесены в Предварительный список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
- Сколько объектов культурного наследия законсервировано и отреставрировано за годы независимости? Кем и как финансируется эта работа?
- К сожалению, такая статистика не ведется, однако по тому, сколько разрешений выдает Министерство культуры ежегодно, можно судить о количестве проводимых в республике реставрационно-восста-новительных работ. Так, в 2011 г. был выдан 531 документ, в 2012 г. - 551, в 2013 г. - 499, в 2014 г. - 418 и в прошлом - 320. Еще один показатель - выдача заключений
о возможности принятия таких объектов в эксплуатацию. Данные по ним таковы: в 2011 г. было дано 72 заключения, в 2012 г. - 118, в 2013 г. - 110, в 2014 г. - 130, в 2015 г. - 107. Финансирование работ осуществляется за счет средств республиканского и местного бюджетов, предусмотренных рядом государственных программ, таких как «Культура Беларуси» на 2011-2015 гг. и на 2016-2020 гг., «Замки Беларуси» на 2012-2018 гг., региональных программ, а также средств собственников историко-культурных ценностей - юридических и физических лиц. За последние годы завершены реставраци-онно-восстановительные работы на замковом комплексе в поселке Мир, дворцово-парковом ансамбле в Несви-же, усадебном доме Красный Берег Жлобинского района,
Свято-Воскресенском соборе в Борисове, дворце в Залесье Сморгонского района, первой и второй очередях дворцово-паркового ансамбля в Жиличах Кировского района. Проведены мероприятия по усилению Костельной башни замка в Новогрудке, начаты работы по консервации с частичной реставрацией и реконструкцией башни Щитовка. По замкам Гольшаны Ошмянского и Крево Сморгонского районов разработаны архитектурные проекты на выполнение первоочередных консерва-ционных работ. В Быхове проводится консервация и обустройство территории. В рамках Государственной инвестиционной программы на условиях долевого участия финансируются работы на дворцовом комплексе в Ружа-нах Пружанского района, дворцово-парковом ансамбле Пусловских в Коссово Ивацевичского и Жиличах Кировского районов, где реализуется третья часть проекта - приспособление под музей, картинную галерею и библиотеку. Возрождается бывший коллегиум иезуитов в Юровичах Калинковичского района, Успенский монастырь в Пустынках Мстиславского района, костел Божьего тела в Несвиже. В стадии завершения реставрация и реконструкция замка в Лиде. Многие их этих памятников уже используются в сферах культурной и туристической деятельности. С завершением работ и полноценным приспособлением объектов наследия их потенциал существенно повысится.
- Из множества видов реставрационных работ приоритет во всем мире отдается консервации, а уже потом реставрации, воссозданию, реконструкции. Какие мероприятия по научно обоснованному восстановлению утерянных фрагментов историко-культурных ценностей проводятся в Беларуси?
- Должен сказать, что речь идет о комплексном подходе. Он позволяет обеспечить наибольшую достоверность и научную обоснованность результатов. Объект наследия, в свою очередь, будет отвечать критериям документального свидетельства о художественно-архитектурных, строительных и иных традициях прошлого. Согласно Закону «Аб ахове псторыка-культурнай спадчы-ны Рэспублт Беларусь» предусматриваются такие виды работ, как научно-исследовательские, проектные и ре-ставрационно-восстановительные. Результаты первых оформляются в качестве раздела научно-проектной документации и являются обоснованием принимаемого проектного решения. В ходе изучения историко-культурных ценностей ведутся археологические, архивно-библиографические и натурные исследования. При этом в ряде случаев в ходе раскопок, производства зондажей, изучения конструктивных особенностей объекта наследия идет проверка сведений инвентарей, литературных источников, иконографии. Особенно если в распоряжение специалистов попадают рисунки, гравюры и другие материалы такого рода - важные, но все же косвенные свидетельства о специфике историко-культурной ценности. В практике
Искусство побеждать время
охраны наследия Беларуси, как и в других странах, наряду с реставрацией, восстановлением, реконструкцией и другими видами работ ведется консервация памятников архитектуры. Это касается Кревского, Новогруд-ского, Гольшанского, Смолянского и Быховского замков. В ряде случаев консервация направлена на поддержание технического состояния, предотвращение его ухудшения, создание условий экспонирования законсервированных историко-культурных ценностей.
- Реставраторы - хранители, выполняющие прежде всего сложный комплекс научных и художественных работ. Кто осуществляет, координирует и организовывает этот процесс, какие исследовательские организации и учреждения задействованы в нем? Кто ответственен за выбор конкретного решения?
- Все работы на историко-культурных ценностях проводятся под началом научного руководителя. Он отвечает за разработку научно-пректной документации на выполнение реставрационно-восстановительных работ на объектах наследия, научную обоснованность проектных решений и их реализацию, несет персональную ответственность за сохранение отличительных духовных, художественных, документальных и материальных ценностей. Назначение на эту должность, особенно по объектам, включенным или предложенным для внесения в Список всемирного наследия, то есть имеющим международное или национальное значение, осуществляется Министерством культуры на основании решения Белорусской республиканской научно-методической рады по вопросам историко-культурного наследия, действующей при Минкульте, и после согласования с НАН Беларуси. Научно-проектная документация на выполнение реставрационно-восстановительных работ на материальных историко-культурных ценностях категорий «0», «1» и в зонах охраны недвижимых памятников культуры той же категории согласовывается Министерством культуры, опять же основываясь на заключениях Академии наук.
В то же время реставрационно-восстановительные работы - это не лицензионный вид деятельности. Они могут выполняться любыми проектными и строительными организациями, имеющими соответствующие допуски. После принятия Министерством архитектуры и строительства государственного стандарта Республики Беларусь СТБ 2331-2014 «Здания и сооружения. Классификация» влияние Министерства культуры на качество разрабатываемой проектной документации по реставрации историко-культурных ценностей снизилось. Чтобы преломить ситуацию, следует внести изменения в профессиональный состав участников процесса реставрации. По нашему мнению, необходима аттестация с выдачей свидетельства о квалификации специалистов, осуществляющих работы на историко-культурных объектах определенных категорий.
Тема номера
- Как обстоят дела с подтверждением подлинности, аутентичности и научной достоверности историко-культурных ценностей? Есть ли механизмы защиты исторического облика реставрируемых объектов от фальсификации и новодела?
- Обоснованием принимаемого проектного решения являются археологические, архивно-библиографические, натурные исследования, зондажи, обмерные чертежи, обследование конструкций, изучение химико-физических свойств строительных материалов, отделочных и покрасочных слоев. В его подготовке задействованы разные специалисты - историки, искусствоведы, архитекторы, конструкторы, технологи, которые в состоянии определить подлинные особенности объекта наследия, обеспечить их сохранение, а в случае необходимости и восстановление. Как правило, это сотрудники специализированных реставрационных организаций, хотя в отдельных непрофильных проектных институтах есть архитекторы, владеющие соответствующими методиками проведения реставрационного проектирования. В этом деле важны компетенция специалиста, умение ощутить дух истории, способность осмыслить объект реставрации с позиции его создателя, а также знание законодательства, в том числе международных нормативных и методических актов в области охраны наследия, лучших примеров реставрационной практики.
- Борис Владимирович, вы отметили, что сохранение подлинности историко-культурных объектов требует серьезных знаний и опыта. Сколько профессиональных реставрационных мастерских в Беларуси? Укомплектованы ли они кадрами?
- К специализированным реставрационным организациям относятся предприятия ОАО «Белреставрация». В его состав входят Проектный филиал в Минске, филиалы «Брестреставрацияпроект» и «Брестреставрация». Их специалисты выполняют практически все виды реставрационных работ: от станковой и монументальной живописи и скульптуры, изделий из металла, керамики, дерева до полного объема работ на памятниках архитектуры. В целом кадровый состав позволяет реализовывать различный объем научно-исследовательских, проектных
и реставрационно-восстановительных работ. Для обследования конструкций или проведения геологических изысканий привлекаются организации соответствующего профиля. Так, архитектурно-археологические исследования памятников архитектуры и градостроительства ведутся в сотрудничестве с археологами Института истории НАН Беларуси, кафедр археологии университетов республики. Например, к изучению особенностей Спасо-Преображенской церкви привлекаются российские реставраторы - архитекторы, конструкторы, археологи, имеющие достаточный опыт работы на памятниках древнего зодчества. Реставрация декоративных элементов некоторых сакральных объектов наследия Беларуси
осуществляется польскими реставраторами при поддержке Министерства культуры и национального наследия Республики Польша.
Подготовка специалистов по различным направлениям реставрационной специализации ведется в Белорусской государственной академии искусств и Белорусском государственном университете культуры и искусств. Их выпускники направляются на работу в музеи республиканского и областного подчинения, а также в ОАО «Белреставрация».
- Одна из важнейших задач, стоящих перед современным обществом в отношении культурного наследия, - его интеграция в современные социокультурные процессы. Что предпринимается нашим государством в этом контексте?
- Знаковым событием 2015 г. стало подписание Меморандума о сотрудничестве по проекту Совета Европы «Участие общества в восстановлении исторических городов» - СОМИБ. Его цель - разработка стратегии развития исторических городов, ориентированной на интеграцию историко-культурного наследия в социально-экономическую жизнь города. В нем участвует шесть стран: Армения, Беларусь, Грузия, Молдова, Украина, Азербайджан. В качестве пилотного города у нас определен Мстиславль.
- В мае нынешнего года в Министерстве культуры состоялось очередное заседание коллегии, на которой был рассмотрен вопрос о состоянии и перспективах развития реставрации в Беларуси. Там же прозвучала мысль о необходимости создания единого реставрационного центра. Какую функцию он мог бы взять на себя?
- Прежде всего стоит отметить, что в рамках предприятия «Белреставрация» принято решение создать реставрационный совет. В его задачи входят проведение оценки соответствия научно-проектной документации и реставрационно-восстановительных работ реставрационным методикам и технологиям с учетом особенностей объектов наследия, а также предупреждение случаев причинения ущерба историко-культурным ценностям и упорядочение теории реставрационной деятельности.
Важным, как я говорил ранее, остается вопрос квалификации реставраторов. Их профессиональный уровень с учетом сложности работ должен постоянно подкрепляться специальными знаниями и навыками, вот для чего необходима аттестация. А в целом для эффективного развития реставрационной отрасли в Беларуси Национальному художественному музею поручено проработать предложения по созданию республиканского центра реставрации с обоснованием организационных, экономических, правовых, технических и других вопросов его формирования и деятельности. Надеемся к октябрю 2016 г. получить подготовленный документ. СИ
Жанна КОМАРОВА