Научная статья на тему 'Банк культурного наследия'

Банк культурного наследия Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
108
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Комарова Жанна

В Беларуси насчитывается значительное количество объектов наследия, из которых 5533 включены в Государственный список историко-культурных ценностей. Они являются важной составляющей человеческой цивилизации, которая предопределяет ответственность современников за их сохранение и передачу последующим поколениям. О том, как белорусское государство решает эту задачу, рассказывает министр культуры Борис СВЕТЛОВ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The cultural heritage bank

Minister of Culture of Belarus Boris Svetlov speaks on the current state of historical and cultural heritage, and the steps taken by the state to preserve and pass it on to future generations.

Текст научной работы на тему «Банк культурного наследия»



о_

ОО

< 1=3

Банк

культурного наследия

Фото Юрия ИВАНОВА

В Беларуси насчитывается значительное количество объектов наследия, из которых 5533 включены в Государственный список историко-культурных ценностей. Они являются важной составляющей человеческой цивилизации, которая предопределяет ответственность современников за их сохранение и передачу последующим поколениям. О том, как белорусское государство решает эту задачу, рассказывает министр культуры Борис СВЕТЛОВ.

В реализации государственной политики в сфере охраны историко-культурного наследия участвуют местные исполнительные и распорядительные органы, которые занимаются учетом культурных ценностей и, соответственно, обеспечивают контроль за их содержанием и использованием. Данное положение закреплено в Законе «Аб ахове псторыка-культурнай спадчыны Рэспублт Беларусь». Кроме того, Министерством культуры разработана Инструкция о порядке осуществления осмотра недвижимых историко-культурных ценностей. В 2015 г. специалистами министерства исследовано 116 объектов. Проведен мониторинг 3 памятников на территории Брестской области, 26 - Витебской, 14 - Гродненской, 167 - Минской и 2 - города Минска. На повестке дня стоит вопрос о создании единой системы ведения мониторинга технического состояния памятников культуры, сохранения их отличительных особенностей, функционирования. Это крайне важно в отношении тех памятников, которые внесены в Предварительный список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

- Сколько объектов культурного наследия законсервировано и отреставрировано за годы независимости? Кем и как финансируется эта работа?

- К сожалению, такая статистика не ведется, однако по тому, сколько разрешений выдает Министерство культуры ежегодно, можно судить о количестве проводимых в республике реставрационно-восста-новительных работ. Так, в 2011 г. был выдан 531 документ, в 2012 г. - 551, в 2013 г. - 499, в 2014 г. - 418 и в прошлом - 320. Еще один показатель - выдача заключений

о возможности принятия таких объектов в эксплуатацию. Данные по ним таковы: в 2011 г. было дано 72 заключения, в 2012 г. - 118, в 2013 г. - 110, в 2014 г. - 130, в 2015 г. - 107. Финансирование работ осуществляется за счет средств республиканского и местного бюджетов, предусмотренных рядом государственных программ, таких как «Культура Беларуси» на 2011-2015 гг. и на 2016-2020 гг., «Замки Беларуси» на 2012-2018 гг., региональных программ, а также средств собственников историко-культурных ценностей - юридических и физических лиц. За последние годы завершены реставраци-онно-восстановительные работы на замковом комплексе в поселке Мир, дворцово-парковом ансамбле в Несви-же, усадебном доме Красный Берег Жлобинского района,

Свято-Воскресенском соборе в Борисове, дворце в Залесье Сморгонского района, первой и второй очередях дворцово-паркового ансамбля в Жиличах Кировского района. Проведены мероприятия по усилению Костельной башни замка в Новогрудке, начаты работы по консервации с частичной реставрацией и реконструкцией башни Щитовка. По замкам Гольшаны Ошмянского и Крево Сморгонского районов разработаны архитектурные проекты на выполнение первоочередных консерва-ционных работ. В Быхове проводится консервация и обустройство территории. В рамках Государственной инвестиционной программы на условиях долевого участия финансируются работы на дворцовом комплексе в Ружа-нах Пружанского района, дворцово-парковом ансамбле Пусловских в Коссово Ивацевичского и Жиличах Кировского районов, где реализуется третья часть проекта - приспособление под музей, картинную галерею и библиотеку. Возрождается бывший коллегиум иезуитов в Юровичах Калинковичского района, Успенский монастырь в Пустынках Мстиславского района, костел Божьего тела в Несвиже. В стадии завершения реставрация и реконструкция замка в Лиде. Многие их этих памятников уже используются в сферах культурной и туристической деятельности. С завершением работ и полноценным приспособлением объектов наследия их потенциал существенно повысится.

- Из множества видов реставрационных работ приоритет во всем мире отдается консервации, а уже потом реставрации, воссозданию, реконструкции. Какие мероприятия по научно обоснованному восстановлению утерянных фрагментов историко-культурных ценностей проводятся в Беларуси?

- Должен сказать, что речь идет о комплексном подходе. Он позволяет обеспечить наибольшую достоверность и научную обоснованность результатов. Объект наследия, в свою очередь, будет отвечать критериям документального свидетельства о художественно-архитектурных, строительных и иных традициях прошлого. Согласно Закону «Аб ахове псторыка-культурнай спадчы-ны Рэспублт Беларусь» предусматриваются такие виды работ, как научно-исследовательские, проектные и ре-ставрационно-восстановительные. Результаты первых оформляются в качестве раздела научно-проектной документации и являются обоснованием принимаемого проектного решения. В ходе изучения историко-культурных ценностей ведутся археологические, архивно-библиографические и натурные исследования. При этом в ряде случаев в ходе раскопок, производства зондажей, изучения конструктивных особенностей объекта наследия идет проверка сведений инвентарей, литературных источников, иконографии. Особенно если в распоряжение специалистов попадают рисунки, гравюры и другие материалы такого рода - важные, но все же косвенные свидетельства о специфике историко-культурной ценности. В практике

Искусство побеждать время

охраны наследия Беларуси, как и в других странах, наряду с реставрацией, восстановлением, реконструкцией и другими видами работ ведется консервация памятников архитектуры. Это касается Кревского, Новогруд-ского, Гольшанского, Смолянского и Быховского замков. В ряде случаев консервация направлена на поддержание технического состояния, предотвращение его ухудшения, создание условий экспонирования законсервированных историко-культурных ценностей.

- Реставраторы - хранители, выполняющие прежде всего сложный комплекс научных и художественных работ. Кто осуществляет, координирует и организовывает этот процесс, какие исследовательские организации и учреждения задействованы в нем? Кто ответственен за выбор конкретного решения?

- Все работы на историко-культурных ценностях проводятся под началом научного руководителя. Он отвечает за разработку научно-пректной документации на выполнение реставрационно-восстановительных работ на объектах наследия, научную обоснованность проектных решений и их реализацию, несет персональную ответственность за сохранение отличительных духовных, художественных, документальных и материальных ценностей. Назначение на эту должность, особенно по объектам, включенным или предложенным для внесения в Список всемирного наследия, то есть имеющим международное или национальное значение, осуществляется Министерством культуры на основании решения Белорусской республиканской научно-методической рады по вопросам историко-культурного наследия, действующей при Минкульте, и после согласования с НАН Беларуси. Научно-проектная документация на выполнение реставрационно-восстановительных работ на материальных историко-культурных ценностях категорий «0», «1» и в зонах охраны недвижимых памятников культуры той же категории согласовывается Министерством культуры, опять же основываясь на заключениях Академии наук.

В то же время реставрационно-восстановительные работы - это не лицензионный вид деятельности. Они могут выполняться любыми проектными и строительными организациями, имеющими соответствующие допуски. После принятия Министерством архитектуры и строительства государственного стандарта Республики Беларусь СТБ 2331-2014 «Здания и сооружения. Классификация» влияние Министерства культуры на качество разрабатываемой проектной документации по реставрации историко-культурных ценностей снизилось. Чтобы преломить ситуацию, следует внести изменения в профессиональный состав участников процесса реставрации. По нашему мнению, необходима аттестация с выдачей свидетельства о квалификации специалистов, осуществляющих работы на историко-культурных объектах определенных категорий.

Тема номера

- Как обстоят дела с подтверждением подлинности, аутентичности и научной достоверности историко-культурных ценностей? Есть ли механизмы защиты исторического облика реставрируемых объектов от фальсификации и новодела?

- Обоснованием принимаемого проектного решения являются археологические, архивно-библиографические, натурные исследования, зондажи, обмерные чертежи, обследование конструкций, изучение химико-физических свойств строительных материалов, отделочных и покрасочных слоев. В его подготовке задействованы разные специалисты - историки, искусствоведы, архитекторы, конструкторы, технологи, которые в состоянии определить подлинные особенности объекта наследия, обеспечить их сохранение, а в случае необходимости и восстановление. Как правило, это сотрудники специализированных реставрационных организаций, хотя в отдельных непрофильных проектных институтах есть архитекторы, владеющие соответствующими методиками проведения реставрационного проектирования. В этом деле важны компетенция специалиста, умение ощутить дух истории, способность осмыслить объект реставрации с позиции его создателя, а также знание законодательства, в том числе международных нормативных и методических актов в области охраны наследия, лучших примеров реставрационной практики.

- Борис Владимирович, вы отметили, что сохранение подлинности историко-культурных объектов требует серьезных знаний и опыта. Сколько профессиональных реставрационных мастерских в Беларуси? Укомплектованы ли они кадрами?

- К специализированным реставрационным организациям относятся предприятия ОАО «Белреставрация». В его состав входят Проектный филиал в Минске, филиалы «Брестреставрацияпроект» и «Брестреставрация». Их специалисты выполняют практически все виды реставрационных работ: от станковой и монументальной живописи и скульптуры, изделий из металла, керамики, дерева до полного объема работ на памятниках архитектуры. В целом кадровый состав позволяет реализовывать различный объем научно-исследовательских, проектных

и реставрационно-восстановительных работ. Для обследования конструкций или проведения геологических изысканий привлекаются организации соответствующего профиля. Так, архитектурно-археологические исследования памятников архитектуры и градостроительства ведутся в сотрудничестве с археологами Института истории НАН Беларуси, кафедр археологии университетов республики. Например, к изучению особенностей Спасо-Преображенской церкви привлекаются российские реставраторы - архитекторы, конструкторы, археологи, имеющие достаточный опыт работы на памятниках древнего зодчества. Реставрация декоративных элементов некоторых сакральных объектов наследия Беларуси

осуществляется польскими реставраторами при поддержке Министерства культуры и национального наследия Республики Польша.

Подготовка специалистов по различным направлениям реставрационной специализации ведется в Белорусской государственной академии искусств и Белорусском государственном университете культуры и искусств. Их выпускники направляются на работу в музеи республиканского и областного подчинения, а также в ОАО «Белреставрация».

- Одна из важнейших задач, стоящих перед современным обществом в отношении культурного наследия, - его интеграция в современные социокультурные процессы. Что предпринимается нашим государством в этом контексте?

- Знаковым событием 2015 г. стало подписание Меморандума о сотрудничестве по проекту Совета Европы «Участие общества в восстановлении исторических городов» - СОМИБ. Его цель - разработка стратегии развития исторических городов, ориентированной на интеграцию историко-культурного наследия в социально-экономическую жизнь города. В нем участвует шесть стран: Армения, Беларусь, Грузия, Молдова, Украина, Азербайджан. В качестве пилотного города у нас определен Мстиславль.

- В мае нынешнего года в Министерстве культуры состоялось очередное заседание коллегии, на которой был рассмотрен вопрос о состоянии и перспективах развития реставрации в Беларуси. Там же прозвучала мысль о необходимости создания единого реставрационного центра. Какую функцию он мог бы взять на себя?

- Прежде всего стоит отметить, что в рамках предприятия «Белреставрация» принято решение создать реставрационный совет. В его задачи входят проведение оценки соответствия научно-проектной документации и реставрационно-восстановительных работ реставрационным методикам и технологиям с учетом особенностей объектов наследия, а также предупреждение случаев причинения ущерба историко-культурным ценностям и упорядочение теории реставрационной деятельности.

Важным, как я говорил ранее, остается вопрос квалификации реставраторов. Их профессиональный уровень с учетом сложности работ должен постоянно подкрепляться специальными знаниями и навыками, вот для чего необходима аттестация. А в целом для эффективного развития реставрационной отрасли в Беларуси Национальному художественному музею поручено проработать предложения по созданию республиканского центра реставрации с обоснованием организационных, экономических, правовых, технических и других вопросов его формирования и деятельности. Надеемся к октябрю 2016 г. получить подготовленный документ. СИ

Жанна КОМАРОВА

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.