Научная статья на тему 'Бангладеш: до и после выборов 2008'

Бангладеш: до и после выборов 2008 Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
131
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Бангладеш: до и после выборов 2008»

Вашингтону, если он действительно хочет добиться долгосрочного успеха, стоит рассчитывать на длительные продуманные усилия, которые, скорее всего, не ограничатся временными рамками одной армейской операции. И даже одной администрации.

«Pro et Contra», M., 2009 г., март-апрель, с. 53-69.

Хак Мохаммад Сайфул,

(Бангладеш)

БАНГЛАДЕШ: ДО И ПОСЛЕ ВЫБОРОВ 2008

В современном глобализированном мире, в котором процесс демократизации переплетается с ростом политической напряженности, проблемы политического развития государств Южной Азии превращаются в значимый фактор, влияющий как на общее положение в странах этого региона, так и на деятельность международного сообщества в отношении этих стран. В этой связи представляется актуальным рассмотреть новейшие тенденции политического развития одной из крупнейших мусульманских стран в мире -Бангладеш. Народная Республика Бангладеш (НРБ) - сравнительно молодое государство, возникшее в 1971 г., а до этого входившее в Пакистан в качестве его восточной провинции. Численность населения этой небольшой, но чрезвычайно густонаселенной страны составляет почти 150 млн. человек, из которых около 90% - мусульмане. Несмотря на свою молодость, бангладешская государственность и общество уже в полной мере испытали на себе военные перевороты, диктатуры и авторитаризм, религиозный экстремизм, политическую нестабильность, плохое управление.

29 декабря 2008 г. впервые за последние семь лет состоялись парламентские выборы, результаты которых во многом определят направление бангладешской политики на ближайшее время. После периода неопределенности, когда страна, пострадавшая от действий исламских экстремистских групп, управлялась временным непартийным правительством под контролем военных, Бангладеш стремится снова вернуться к демократическим процедурам, которые предусматривают мирную передачу власти в руки политической партии, победившей в результате свободных и справедливых выборов. Победившая на выборах партия Народная лига (НЛ - основана в 1949 г.) стоит у истоков государственности Народной Республики Бангладеш. Она возглавляла борьбу бенгальского на-

рода за независимость от Пакистана, а после завоевания независимости в 1971 г. начала строительство нации на принципах светскости, демократии, социализма и бенгальского национализма под руководством своего лидера Муджибура Рахмана. Несмотря на внутрипартийный консенсус вокруг базовых принципов, в ходе своей эволюции НЛ не смогла избежать трений и противоречий. В партии были две противостоящие фракции: одна состояла из прозападных либеральных демократов, а другая тяготела к «антиимпериалистическим» и «левым» идеям». Но в решающий период борьбы за независимость Лига смогла консолидировать вокруг себя различные политические силы, в том числе компартию Восточного Пакистана (позднее КПБ - Коммунистическая партия Бангладеш). В 1972 г. в НЛ произошел раскол: большая группа молодых левых вышла из нее и создала Национальную социалистическую партию (НСЛ). Последняя стремилась проводить политику, независимую как от СССР, так и от Китая. НСЛ в основном состояла из студентов - активистов националистического движения, составлявших левое крыло НЛ в 60-х годах. НСЛ стала организатором всеобщих забастовок и массовых антиправительственных акций в период правления М. Рахмана, подвергалась преследованиям и вскоре ушла в подполье.

В начале 1975 г. М. Рахман, создав Бангладешскую крестьян-ско-рабочую народную лигу (БАК8АЬ), в которую вошли просоветские КПБ и Национальная народная партия Музаффара Ахмеда, осуществил переход к однопартийной президентской республике. Многие не поддержали эту идею, считая ее противоречащей принципам НЛ. Переход к однопартийной системе вызвал недовольство у представителей армии, бюрократии и деловых кругов. В августе 1975 г. произошел военный переворот, были убиты М. Рахман, члены его семьи (кроме двух дочерей, находившихся за границей) и некоторые ближайшие соратники. По мнению бангладешского политолога Г. Хоссейна, почвой для осуществления переворота послужили: «...вооруженная борьба радикальных оппозиционных групп против правительства, конституционное запрещение создавать исламские партии, внутренние конфликты в НЛ, масштабное нарушение порядка и законности, нехватка продовольствия, плохое управление, коррупция среди лидеров НЛ, подозрения в ее связях с Индией».

После переворота в стране возникли Национальная народная партия, Партия народного освобождения, Демократическая лига

Бангладеш и др., но ведущую роль играла Националистическая партия Бангладеш (НПБ), созданная в 1978 г. военным диктатором З. Рахманом (убит 30 апреля 1981 г. в результате очередного военного переворота). После череды военных диктатур (1975-1979, 1981-1990) и периодов правления НПБ (1979-1982, 1991-1996) НЛ во главе с Хасиной Вазед (дочь М. Рахмана) удалось вновь прийти к власти только в 1996 г. Однако уже в 2001 г. НЛ проиграла выборы и ушла в оппозицию. Правящей вновь стала Националистическая партия в рамках альянса с Джамаат-и-Ислами Бангладеш и другими исламскими партиями. Тем не менее Народной лиге удалось не только сохранить, но и приумножить базу своей поддержки, что во многом обусловило ее возвращение во власть в 2008 г. Только после поражения на выборах в декабре 2008 г. националисты поставили под вопрос дальнейший альянс с исламскими фундаменталистами, которых они обвинили в провале избирательной кампании.

Помимо двух основных, в стране действуют более сотни других партий. Однако пока они не обладают достаточным влиянием, чтобы добиться ощутимого успеха на парламентских выборах. В лучшем случае некоторые из них могут претендовать на роль младшего партнера по коалиции, как, например, Джамаат-и-Ислами, являвшаяся частью правящего альянса с НПБ в 20012008 гг., или Национальная партия (НП) бывшего военного диктатора Хоссейна Мохаммада Эршада (1982-1990), вступившая в коалицию с НЛ. Само наличие таких партий и их свободная деятельность свидетельствуют о достижениях молодой демократии, однако уровень политической нетерпимости в политической жизни по-прежнему высок. В развитии бангладешской многопартийности большую роль сыграл Ординанс о политических партиях, принятый в 1978 г. Ординанс внес важный вклад в поддержание стабильности партийной системы в стране. Значительное место в документе отведено процедуре запрещения экстремистских партий. В частности, в 2005 г. были запрещены две партии радикальных исламистов. Особенностью избирательного процесса в Бангладеш является система временных непартийных правительств, которая была введена в 1990 г. по настоянию НЛ и НПБ, чтобы воспрепятствовать политическому давлению правящей партии в период предвыборных кампаний. Идея временного правительства оказалась весьма кстати в стране, где политическое движение претерпевало спады и подъемы. Нейтральное правительство позволяло

мирно передавать власть от одной партии к другой. Основы деятельности переходного правительства регулируются Конституцией Бангладеш. После крушения военной диктатуры в результате народного восстания 1990 г., приведшего к падению авторитарного режима Эршада, страна с переменным успехом идет по пути либеральных реформ. Однако формальное закрепление демократических институтов в Конституции не привело к созданию устойчивой парламентской системы.

Убедительную победу на парламентских выборах в Бангладеш 29 декабря 2008 г. одержал «Большой альянс» во главе с Народной лигой. Одним из основных партнеров НЛ в рамках альянса стала Национальная партия, которую возглавляет генерал Х.М. Эршад. Явка на выборы составила около 80%, что является наивысшим результатом за всю историю Бангладеш. Впервые во избежание фальсификаций были использованы рекомендованные ООН цифровые технологии, удостоверения личности. НЛ завоевала 230 из 300 мест в парламенте, что на 168 больше, чем по итогам выборов 2001 г. Значительно возросло и представительство НП, получившее 27 мест (было девять). Третий результат у Национальной социалистической партии - три депутатских мандата вместо одного. Два получила Рабочая партия Бангладеш (было одно). Сохранила свои позиции Либеральная демократическая партия -одно место в парламенте. Конкурентом «Большого альянса» выступал «Четырехпартийный альянс» во главе с Националистической партией Бангладеш. НБП, лидер альянса, получила 29 мест, потеряв сразу 164 мандата. За ней следует партия Джамаат-и-Ислами - два вместо 17 и Национальная партия Бангладеш (партия, отколовшаяся от Национальной партии Эршада) - один мандат (было четыре). Еще четыре места получили независимые кандидаты. Националисты и исламские фундаменталисты не сразу оправились от поражения и заявили, что выборы были сфальсифицированы. Выборы встретили положительную реакцию во всем мире. Их проведение высоко оценили международные наблюдатели и неправительственные организации. Результаты оказались вдохновляющими для тех, кто надеялся, что у Бангладеш есть альтернатива исламскому экстремизму. После своей победы на парламентских выборах лидер Народной лиги Хасина Вазед заявила: «Мои главные цели - поддержать порядок и законность в стране и обуздать растущую инфляцию».

В нынешней электоральной кампании прежние идеологические расхождения - светский национализм / исламский национализм несколько утратили свое значение, особенно в глазах молодого поколения, которое стало более прагматичным и заинтересованным в материальном достатке. Именно молодежь, по некоторым данным, и сыграла ключевую роль в победе «Большого альянса» во главе с НЛ. В то же время трансформация ценностей молодежи идет параллельно с исламизацией страны, что характерно для многих развивающихся стран. Исламский фундаментализм остается важным фактором, влияющим на политическое развитие Бангладеш, что, как отмечает российский исследователь А. Малашенко, соответствует тенденциям развития других стран с мусульманским населением. Что касается реакции политического и экспертного сообщества в мире на результаты парламентских выборов в Бангладеш, то с этой точки зрения особый интерес представляет доклад Л. Кёртис и Н. Хэмисевица, исследователей «Фонда наследия», одного из ведущих американских «мозговых центров» консервативной ориентации. В нем отмечается: «...После двух лет чрезвычайного правления при поддержке военных огромное количество голосов в поддержку светской политической партии явно свидетельствуют, что четвертая по размеру мусульманская страна в мире продолжит прокладывать дорогу к демократическому развитию, хотя и перед лицом жутких вызовов со стороны бедности, природных катастроф, исламского экстремизма и распространяющейся коррупции».

Возможно, националисты пересмотрят свою тактику альянса с исламскими фундаменталистами. Между тем НПБ приняла решение провести полную реорганизацию после роспуска ее нынешних комитетов на всех уровнях. Что касается проигравших, то очевидно, что они рассматривают возможность смены тактики. После выборов в стане правого альянса зреет раскол. Лидер НПБ Халеда Зия, вдова создателя партии З. Рахмана, обвинила Джамаат-и-Ислами в провальном результате голосования. Националисты утверждают, что молодежь, составлявшая около 32% от общего числа избирателей, не голосовала за них, поскольку рассматривает Джа-маат-и-Ислами как партию религиозных экстремистов, лидеры которых противостоят свободе в стране. Таким образом, исламские фундаменталисты и националисты обвиняют друг друга в неудачных выборах, а это чревато расколом альянса.

Что касается беспрецедентно высокой для Бангладеш явки на выборы, многие наблюдатели сходятся на том, что столь высокие показатели были достигнуты во многом за счет широкого участия молодых избирателей, голосовавших впервые. Широкая популярность выборов среди молодежи стала, помимо прочего, результатом деятельности ряда зарубежных неправительственных организаций. В частности, на эту цель направлена специальная программа влиятельной американской организации «Международный республиканский институт», совет директоров которой возглавляет бывший кандидат в президенты США от Республиканской партии Д. Маккейн. Как сообщает замдиректора отдела Азии Международного республиканского института К. Ширер, этот институт, работающий в Бангладеш с 2003 г., занимался привлечением молодежи к общественной и политической деятельности посредством «проведения серий молодежных фестивалей, которые давали опыт тысячам молодых бангладешцев, в первую очередь, в освоении реального механизма политического процесса через интерактивные игры, имитацию парламентских кампаний и выборов, кампаний по написанию писем местным и национальным чиновникам». Вместе с тем можно констатировать, что молодежное движение в Бангладеш явно не находится на пике своей активности. На это обращает внимание, в частности, бангладешский автор Р.К. Бисвас: «Славная эпоха студенческой политики наблюдалась в 1968-1971 гг., но она давно завершилась. Нынешнее состояние молодежи - это апатия, дезинтеграция, недостаток морали и организационной активности».

Прошедшие парламентские выборы стали, по-видимому, «точкой бифуркации» для бангладешской политики. Теперь все усилия нарождающегося в Бангладеш гражданского общества концентрируются на том, чтобы поддержать позитивные тенденции для успешного продвижения четвертой по численности мусульманской страны в мире к демократии и законности. Выборы в декабре 2008 г. можно рассматривать как проверку, насколько республика готова к плюралистической демократии, политической подотчетности и власти закона. В то же время политической стабильности угрожает серьезная опасность, исходящая от политических экстремистов, стремящихся подорвать и без того хрупкие демократические институты. Это, в частности, продемонстрировали недавние события, связанные с мятежом пограничников. Мятеж начался 25 февраля 2009 г. в столице Бангладеш - Дакке и охватил еще 12 городов страны. Мятежники, в основном низшие военные

чины, выдвинули требования улучшения материального положения военнослужащих. Они захватили штаб пограничных войск, убили начальника бангладешских стрелков генерал-майора Ш. Ахмеда и десятки старших офицеров погранвойск. В результате погибли более 100 человек. Восстание было подавлено, мятежники сдались, около 200 человек были арестованы, однако многие из них до сих пор остаются на свободе.

Правительство Бангладеш, пригласившее для расследования событий экспертов ФБР и Скотланд Ярда, рассматривает произошедшее как серьезный вызов демократическому правлению, чреватый анархией и гражданской войной. И здесь многое зависит от действий правительства, недавно сформированного Народной лигой во главе с Х. Вазед. Народной лиге, по всей видимости, придется мобилизовать весь свой потенциал, использовать опыт и историческую репутацию, накопленные за период борьбы за независимость Бангладеш для нормализации обстановки в республике. Другим драматическим вызовом для нового правительства стал глобальный экономический кризис. Согласно прогнозу Всемирного банка (ВБ), негативные последствия кризиса могут привести к существенному снижению роста ВВП в 2009 г. Как отмечает бангла-дешский экономист И. Хасан, Бангладеш значительно подвержен влиянию глобальной дефляции, и сильное колебание цен уже негативно отразилось на импорте. Как следует из доклада Центра политического диалога, одного из ведущих бангладешских «мозговых центров», второе полугодие 2008 г. было отмечено снижением экспорта практически всех товаров, в том числе таких традиционных для бангладешского экспорта, как джут. При этом относительно неплохо дела обстояли в текстильной индустрии, продукция которой составляет около 77% экспорта Бангладеш и приносит годовой доход в размере 11 млрд. долл. Однако снижение спроса на бангла-дешский текстиль до 30% уже привело к запросам в правительство с целью оказания поддержки этой отрасли. Негативные последствия кризиса для текстильной промышленности страны отчасти компенсируются конкурентным преимуществом бангладешского производства одежды по сравнению с Китаем и Индией, большей дешевизной рабочей силы, одной из самых низких в мире.

Глобальная рецессия негативно сказывается и на другом важнейшем источнике доходов - переводе денег граждан Бангладеш, работающих за рубежом, прежде всего в странах Ближнего Востока. Правительство стремится сдерживать рост безработицы.

Предлагаются различные способы борьбы с этим явлением. Например, Всемирный банк предложил создать 1 млн. дополнительных рабочих мест для бангладешцев, которые оказались под угрозой увольнения. Как отмечается в докладе, подготовленном старшим экономистом ВБ З. Хоссайном, к концу 2009 г. индустрия, связанная с экспортом джута, второго по значимости экспортного товара, может потерять около 50 тыс. рабочих мест. В качестве мер по борьбе с кризисом ВБ рекомендовал не повышать тарифы и субсидии в определенных отраслях экономики и установить потолок для процентной ставки. Таким образом, специфика проявления последствий глобального экономического кризиса в Бангладеш состоит в том, что они в значительной мере усугубляются зависимостью страны от внешних источников, в том числе экономической помощи зарубежных стран, поступления денежных переводов, спроса на бангладешские товары. В то же время необходимость борьбы с кризисом дает стимул для новых проектов, предусматривающих опору на внутренние резервы страны. Поэтому Бангладеш имеет шансы смягчить удар глобальной рецессии и не допустить сильного снижения темпов экономического роста.

В этой ситуации правящая партия Народная лига имеет историческую возможность придать новый импульс российско-бангладешским отношениям. Премьер-министр Х. Вазед является дочерью основателя бангладешского государства Муджибура Рах-мана, имевшего теплые и дружественные отношения с СССР, оказавшим значительную помощь в становлении бангладешской государственности. Во время своего визита в Москву в 2005 г. она заявила, что, по ее мнению, российско-бангладешские отношения «находятся на качественно высоком уровне». Председатель НЛ констатировала, что «по многим вопросам международного и регионального характера, а также двустороннего сотрудничества у Бангладеш и России схожие общие позиции и взгляды». Она также отметила, что народ Бангладеш всегда ощущал поддержку России, а Бангладеш «высоко оценивал позицию СССР, а позднее России, по многим ключевым вопросам как международной, так и региональной политики». Говоря о конкретных направлениях развития двусторонних отношений, Х. Вазед выразила готовность резко увеличить экспорт в Россию чая, лекарственных препаратов, изделий из кожи, а также предположила рассмотреть вопрос о создании ряда совместных предприятий в таких областях, как фармацевтика, текстильная промышленность, производство изделий из джута. Та-

ким образом, создается благоприятный фон для развития и углубления взаимовыгодных связей и отношений между Народной Республикой Бангладеш и Российской Федерацией.

«Азия и Африка сегодня», М., 2009 г., № 8, с. 51-54.

Владимир Ахмедов,

востоковед РОЛЬ АРМИИ

В ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ АРАБСКИХ ГОСУДАРСТВ БЛИЖНЕГО ВОСТОКА

Сегодня отечественные и зарубежные научные и экспертные сообщества пока не выработали единой точки зрения по вопросу о роли армии в современном ближневосточном обществе, о формах ее взаимоотношений с гражданскими органами государства и способах влияния на политику. В то же время особенности военно-гражданских отношений на Ближнем Востоке во многом определяют специфику развития основных политических процессов в Арабском регионе.

Глубокое исследование проблем взаимоотношения армии и общества в арабских странах Ближнего Востока, степени влияния военных на экономику и политику арабских государств может способствовать более полному и адекватному пониманию и прогнозированию развития политической ситуации в странах этого региона. Исторический ход событий на Ближнем Востоке после Второй мировой войны на долгие годы вперед определил роль военных в развитии политических процессов в регионе. Вмешательство военных в политику определялось необходимостью усиления централизованного государственного управления для решения сложных социальных проблем и обеспечения ускоренного преодоления экономической отсталости. Приход к власти военных являлся следствием фактического отсутствия в обществе иной реальной социальной и политической силы на этапе обострения внутриполитических и социальных противоречий. Поэтому силовое вмешательство военных в политику являлось, как правило, результатом социальных революций, осуществленных в форме переворотов.

С 1961 по 1969 г. в девяти арабских странах совершено 27 переворотов и попыток взять власть вооруженным путем. За 22 года (с 1949 по 1971 г.) в Сирии произошло восемь военных перево-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.