Научная статья на тему 'Балльно-рейтинговая система в ДВГСГА'

Балльно-рейтинговая система в ДВГСГА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
111
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Баженова Н., Фишман Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Балльно-рейтинговая система в ДВГСГА»

Н. БАЖЕНОВА, доцент, проректор Б. ФИШМАН, доцент

Модернизация российской высшей школы предполагает совершенствование процессов, связанных с оценкой качества освоения студентами выпускных образовательных программ.

Сложившаяся массовая практика оценки качества образования (уровня подготовки обучаемых) в отечественной образовательной системе характеризуется следующими основными параметрами:

• связью предметной области оценки качества подготовки обучаемых с дисциплинарными знаниями по завершении различных этапов обучения в том или ином учебном заведении;

• повсеместным использованием директивно установленной четырёхбалльной шкалы оценки;

• отсутствием систематичности в проведении контрольных мероприятий;

• субъективностью выставляемой оценки, а также её случайностью, обусловленной содержанием вопросов и задач аттестационных испытаний;

• использованием нестандартизиро-ванных (субъективных) средств прямой оценки качества образования, предъявляемых обучаемым для испытаний (экзаменационных или аттестационных заданий).

Главный недостаток данной системы оценки уровня подготовки студентов состоит в том, что она не способствует активной и ритмичной работе студентов. Она ориентирована на контроль уровня подготовки в основном только в период экзаменационной сессии и не позволяет дифференцированно оценить успехи каждого студента в межсессионный период.

Оценка качества подготовки выпускника в компетентностной парадигме ВПО требует инновационной

Балльно-рейтинговая система в ДВГСГА

технологии процесса усвоения знаний, умений, навыков и способностей студентов. Набор интегральных деятельностно-прак-тических умений (компетенций) предполагает новое проектирование результатов образования, методов и средств оценивания достижений студента.

Количественной оценкой качества освоения студентами и выпускниками вуза образовательной программы может служить балльно-рейтинговая система (БРС), которая предполагает:

■ рейтинг по дисциплине, учитывающий текущую работу студента и его результаты на экзамене (зачете);

■ совокупный семестровый рейтинг, отражающий успешность студента по всем предметам, изучаемым в течение данного семестра;

■ интегральный рейтинг, отражающий успеваемость студента в целом в течение какого-то периода обучения в вузе.

Преимущества рейтинговой системы состоят в активной и ритмичной самостоятельной работе студента в течение семестра; в дифференциации студентов, сдавших все контрольные задания в срок, от студентов, сдавших их лишь в зачетную сессию; в учете «предыстории » текущей успеваемо-

сти при вынесении оценки на экзамен; в получении информации о выполнении каждым студентом графика самостоятельной работы; в учете выполненной студентом «произвольной» (сверхобязательной) образовательной программы; в более объективной и точной оценке знания студентов за счет использования балльной шкалы оценок; в возможности дифференциации студентов по их наклонностям и познавательным способностям при переходе на много-

уровневую систему; в стимулировании у студента желания повторить учебный материал с целью получения более высокого конечного результата [1].

Основная особенность БРС заключается в перераспределении функции контроля: «преподаватель» > «преподаватель + студент». Студент теперь сам может планировать свои баллы, увеличивая свой рейтинг путем выполнения различных творческих заданий (написания научных статей,

Таблица 1

Оценка функционирования БРС студентами и преподавателями

Преподаватели Студенты

Положительные стороны • Ритмичность процесса обучения и контроля; • возможность индивидуализации обучения; • рост заинтересованности студентов в повышении успеваемости; • возможность оперативно использовать показатели успеха студентов, прогнозировать и принимать управленческие решения; • большая дисциплинированность студентов и преподавателей; • повышение объективности оценки знаний, отсутствие стрессовых ситуаций во время экзамена • Возможность планирования экзаменационной оценки в зависимости от рейтинга; • рост заинтересованности в получении высокого рейтинга; • стимулирование регулярности подготовки к занятиям

Проблемные стороны • Увеличение трудоемкости работы преподавателя; • формальный подход к оценке знаний; • свобода преподавателей в БРС привела к ее искажению и возникновению значительного количества модификаций системы; • протест со стороны студентов против частого и одновременного контроля по отдельным дисциплинам; • отсутствие информационно-аналитических программ для обработки данных; • неприятие БРС отдельными преподавателями • «Психологические перегрузки» за счет увеличения учебной нагрузки в периоды контрольных недель из-за их неудачного планирования в семестре; • неодинаковость требований преподавателей; • невозможность сочетания работы с такой системой обучения; • ухудшение психологического климата в группах; • неадекватность оценки из-за несовершенства системы; • субъективный подход преподавателей к системе; • неготовность преподавателей к работе в системе; • борьба студентов за баллы, а не за знания; • необходимость обучения преподавателей использованию БРС

Предложения по совершенствованию БРС • Введение механизмов стимулирования студентов и преподавателей; • необходимость разработки Типового положения о БРС; • необходимость разработки системы автоматизированной поддержки БРС • Совершенствование системы в части ее гибкости, адекватности методике оценки знаний; • увеличение количества учебных пособий, сопровождающих БРС; • исключение из БРС учета посещаемости занятий

участия в научно-исследовательской работе, олимпиадах, конкурсах, выступления с докладами и т.д.).

По результатам опроса студентов и преподавателей вузов Хабаровского края и ЕАО можно выделить положительные и проблемные стороны внедрения БРС (табл. 1).

В ДВГСГА рейтинговая система введена в 2004-2005 учебном году. Была реализована наиболее простая модель рейтинговой системы, так называемая базисная модель с использованием традиционной методики оценивания. Ее особенности заключаются в следующем: оценивание осуществляется преподавателем;

методика и критерии оценивания разрабатываются преподавателем или кафедрой; форма процедуры контрольных точек (к/р, лаб/р, реферат, творческое задание и др.) выбирается чаще всего преподавателем; в графике учебного процесса административно выделены контрольные точки; преподаватели на «конт-

рольных неделях» передают сведения в деканат, заполняя соответствующие ведомости.

В конце первого года внедрения БРС была проведена серия семинаров со всеми преподавателями академии. На них, в частности, выявились следующие группы проблем начального этапа функционирования БРС: методологические -32%;психологические(неподготовлен-ность студентов и преподавателей) -25%; технологические - 23%; организационные - 20%.

Детализируем спектры проблем и обозначим ранжирование, исходя из опроса преподавателей (табл. 2).

Исходя из ранжирования были выделены пять приоритетных проблем, причем в эту связку попали проблемы методологического характера (ранги 1, 4, 5), технологического (ранг 2), организационного (ранг 3).

Для решения этих проблем в академии был организован ряд семинаров «Модер-

Таблица2

Основные проблемы функционирования БРС в ДВГСГА

Основные проблемы балльно-рейтингового оценивания Ранг очередности решения

Необеспеченность необходимой степени объективности в оценивании; отсутствие контроля справедливости балльного оценивания 6

Необработанность и неосвоенность преподавателями распределения баллов 2

Трудности подсчета баллов (неясность роли пропуска занятий студентами; сложности унификации контрольных точек) 8

Неосмысленность «идеологии» системы балльного оценивания; противоречивость мотивации студентов при балльной системе оценивания 1

Неопределенность соотношения различных видов работ в балльной системе оценивания 4

Трудности осуществления процедуры текущей и семестровой аттестации; проблема заполнения ведомостей 10

Несовершенная организация процедуры балльного оценивания; проблемы начисления премиальных и дисциплинарных баллов 7

Несовершенство системы критериев оценки знаний; несовершенство диапазона оценивания 5

Разнополярность и негативизм отношений студентов и преподавателей к балльной системе оценивания 9

Необходимость дополнительного труда преподавателей при отсутствии стимулирования 3

Ранг 1 Ранг 2-4

Ранг 5 Ранг 6-8

Ранг 9 Ранг 10

Самостоятельность студентов. Результативность (глубина) освоения материала. Инициатива и активность в обучении. Регулярность участия в занятиях.

Самостоятельная работа студентов в учебном процессе. Развитие умений и навыков практической деятельности. Самостоятельность поиска необходимой информации. Творческая активность. Активность участия в учебном процессе. Своевременность выполнения учебных планов.

низация рейтинговой системы» для деканов, зав. кафедрами, профессорско-преподавательского состава.

С целью осмысления назначения БРС преподавателям было предложено для выбора три варианта возможного определения.

Вариант 1. Балльно-рейтинговая система - это система организации процесса освоения основных образовательных программ по направлениям (специальностям) и уровням высшего профессионального образования.

Вариант 2. Балльно-рейтинговая система - это единая для академии система мониторинга качества образовательной деятельности, основанная на реализации ком-петентностного подхода.

Вариант 3. Балльно-рейтинговая система - это средство решения задачи перехода к новой образовательной парадигме, в рамках которой осуществляется трансформация обучающихся из объекта образовательного процесса в его субъект.

Преподаватели ДВГСГА «большинством голосов» выбрали второй вариант.

Согласно пятой приоритетной проблеме («несовершенство системы критериев оценки знаний») работа проводилась как с ППС, так и со студентами. Было выделено 47 критериев, из которых отобрано 10 с превышением отметки в 60%.

Ряд формулировок перекликается

в силу того, что взяты предложения преподавателей и студентов без изменений и объединений в группы (курсивом обозначены критерии, предложенные студентами). Педагогическое осмысление отобранных критериев и дополнительных предложений по их использованию в БРС позволило сформировать шесть основных критериев. При этом список критериев рассматривается нами как открытый.

Критерий 1. Качественная учебная деятельность. Показатели: регулярность посещения студентами учебных занятий; активность студента в учебной деятельности; регулярность выполнения домашних заданий; навык коллективной работы и выхода из конфликтных ситуаций; умение студента видеть и находить рациональные пути решения проблем, возникающих в учебной деятельности.

Критерий 2. Качественная учебно-исследовательская деятельность. Показатели: умение студента перерабатывать полученную информацию; умение студента анализировать полученную информацию; умение студента анализировать факты и явления; умение студента фиксировать полученный результат; умение студента делать выводы из имеющейся информации; нестандартность выступления, презентации, доклада, творческого задания, научного проекта.

Критерий 3. Практикоориентирован-ность учебной деятельности. Показатели: умение видеть и находить рациональные пути решения проблем, возникающих в реальной жизни; способность переносить знания и умения в новую практическую ситуацию; умение студента делать выводы в практической деятельности; применение результатов учебного процесса на практике.

Критерий 4. Качественная работа с информацией. Показатели: умение студента находить различные источники информации (книги, журналы, интернет-публикации и др.); многообразие источников, использованных при подготовке реферата (курсовой или дипломной работы); умение студента работать с книгой, журналом; умение реферировать информацию; умение конспектировать, находить и выделять в тексте главное.

Критерий 5. Самостоятельность в деятельности. Показатели: активность студента в учебной деятельности (на занятиях); самостоятельный поиск иных (помимо предусмотренных учебной программой) источников информации по изучаемому материалу; выступление на семинарах по собственной инициативе.

Критерий 6. Самоуправление в текущей

деятельности. Показатели: знание и понимание цели своей деятельности в учебном процессе; умение работать сообща (в различных областях, в различных ситуациях); способность осуществлять самоконтроль текущей деятельности.

Обозначенные критерии и показатели позволяют: 1) создать благоприятные условия по расширению и углублению мотивов учения, в том числе за счет внедрения новых форм взаимодействия студентов с преподавателями, внутри которых расширяются познавательные мотивы (решение проблемы 1); 2) обеспечить высокий уровень понимания материала; 3) повысить самостоятельность, активность, добросовестность студента.

Модернизация БРС является частью проекта обновления системы мониторинга качества образовательной деятельности, составляющие которой представлены на рис. 1.

В системе мониторинга качества образовательной деятельности студентов обычно рассматривают как потребителей и участников этой деятельности. Однако их можно и нужно рассматривать и как внутренних экспертов качества. При этом необходимо учесть следующее противоречие: с одной стороны, студенты не обладают четкими представлениями о норме и критериях объективной оценки образовательно-

Рис. 1

го процесса; с другой стороны, у студентов имеются интуитивные критерии для формирования субъективной оценки качества своей деятельности и своих результатов.

Модернизация БРС в академии призвана, в том числе, отладить показатели позитивного отношения студента к образовательной среде и комфортности в ней.

Отмеченные выше положительные стороны БРС проявятся в полной мере, если: 1) будет организована проектировочная деятельность, формирующая понимание преподавателями и студентами БРС как единой для академии системы мониторинга качества образовательной деятельности, основанной на реализации компетентност-ного подхода; 2) будет проведена работа по повышению «дружественности» образовательной среды академии к студентам, что

оценивается динамикой их позитивного отношения; 3) будет выполнена системная проработка методической, технологической, процедурной сторон БРС. При этом субъектами указанного процесса разработки станут студенты, кафедры, деканаты.

Проектная работа по совершенствованию БРС в академии продолжается. Она актуальна в свете перехода к новым образовательным стандартам, ориентированным на выработку ключевых компетенций выпускника.

Литература

1. МаксимовИ.К. Анализ и обобщение отечественного и зарубежного опыта создания рейтинговых систем оценки качества образования: Учеб.-метод. пособие. — М., 2007.

Современный преподаватель: о. шафрано^ доцент задача ценностного

самоопределения

Система высшего образования России оказалась в режиме реформирования. При этом особенностью современного этапа развития отечественного высшего образования является, во-первых, то, что предполагаемые изменения должны затронуть не столько внешнюю, процессуальную сторону профессиональной деятельности преподавательского корпуса, сколько фундаментальные, базовые основания высшего образования как социального института. Во-вторых, современная реформа высшего образования совпала с трансформацией понимания сущности образования как сферы социального бытия. В результате преподаватель отечественного вуза оказался в ситуации, когда, казалось бы, незыб- ■ | лемые жизненные ориентиры пошатнулись, когда стало практически невоз- Н

можно жить в системе прежних ценностных координат. В этих условиях особую актуальность приобретает проблема ценнос-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.