Научная статья на тему 'Балетная фотовыставка “Métadance”. Иллюзия, ставшая реальностью'

Балетная фотовыставка “Métadance”. Иллюзия, ставшая реальностью Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
79
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
балетная фотовыставка / Métadance / философия танца / виртуальное и реальное / фотограф / ballet photography exhibition / Métadance / dance philosophy / virtual and real / photographer

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Уразымбетов Дамир Дуйсенович

Выставочные формы сегодня приобрели новые возможности, нежели чем в XX веке, и они практически сравняли элитарное и массовое в проекции на экспозиционную деятельность. Физическое присутствие теперь необязательно. Мир постепенно становится виртуальным. Одним из ярких недавних фотопроектов в балетном искусстве Казахстана можно назвать выставку казахстанских театральных фотохудожников “Métadance”, организованную научно-творческой лабораторией Qazaq Ballet. Выставка прошла в двух форматах – виртуальном (в 2021) и в «материальном измерении» (в 2022). Исходя из этого, основная цель настоящей статьи – в обзоре выставок в обоих форматах и приведении доводов «за» и «против» в контексте развития медиатехнологий и цифровизации, в том числе при помощи объективного анализа статистики, а также за счет исследования мнения участников и зрителей – кураторов, хореографов, искусствоведов, философов и фотографов. Ролан Барт однажды заметил, что фотография бесконечно воспроизводит то, что было однажды и никогда не повторится. Спектакль закончился, а запечатленный кадр останется, делая прошедшее событие практически бессмертным. Но фотоснимок становится симулякром. Онтологические основы философии фотографии исследованы многими теоретиками и практиками (Барт, Бодрийяр, Сонтаг, Лапин), но соединение фотографии с балетом еще предстоит изучить. Думается, что в том числе и благодаря подобным “Métadance” событиям. Концепция фотовыставки Qazaq Ballet определена по мотивам текстов и изречений философов и писателей. “Métadance” – это Танец о Себе. Тайна Танца. Следование за Танцем. Подобные фотовыставки позволяют видеть и понимать процессы развития хореографического искусства Казахстана, выразительность исполнителей, фантазию постановщиков, репертуар театров и творчество фотографов. Главное в проведении таких мероприятий – это баланс между реальностью и виртуальностью. Последняя хоть и стала уже частью бытия, однако же далеко не всегда является тем самым полноценным и чувственным миром, который позволяет человеку быть человеком.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Métadance Ballet Photography Exhibition. An Illusion Turned into Reality

Today the exhibition forms have gained new opportunities than in the 20th century, practically equating elites and masses in projection on the exposition performance. Physical presence is optional now. The world is gradually becoming virtual. Among the recent and significant photo projects in the choreographic art of Kazakhstan was the exhibition of Kazakh theatrical photographers called Métadance, organized by the Qazaq Ballet research and creative laboratory. The exhibition was held in two dimensions – “virtual” (in 2021) and “material” (in 2022). Based on this, the main goal of this article is to review both exhibition forms as well as to bring pro et contra reasons to the development of media technologies and digitalization by using an objective analysis in statistics and studying opinions of participants and viewers such as curators, choreographers, art historians, philosophers and photographers. Roland Barthes once remarked that the photo infinitely reproduces the moment that occurred only once and will never happen again. The performance is over but the picture remains, making the past event almost immortal. The photo has turned to a simulacrum. The ontological foundations of philosophy in photography have been explored by many theorists and practitioners (Barthes, Baudrillard, Sontag, Lapin) but the synthesis of photography and ballet has yet to be explored. And among other things, thanks to such events like Métadance. The concept of Qazaq Ballet photo exhibition is motivated by texts and quotes of philosophers and writers. Métadance is the Dance of Dance itself. The Dance Mystery. Going with the Dance. Such photo exhibitions make it possible to see and understand the development of the choreographic art of Kazakhstan, the expressiveness of performers, the imagination of stage directors, the repertoire of theaters and the work of photographers. The main goal of such events is to keep balance between reality and virtuality. The latter one has already become a part of our existence. However, it is not the same full-fledged and sensual world that allows a human being to be a real one.

Текст научной работы на тему «Балетная фотовыставка “Métadance”. Иллюзия, ставшая реальностью»

£

UJ >

UJ Oi

CSCSTI 18.49.15 + 18.31.61 UDC 792.8 + 77 + 069.9 DOI 10.47940/cajas.v7i4.646

БАЛЕТНАЯ

ФОТОВЫСТАВКА "METADANCE"

ИЛЛЮЗИЯ, СТАВШАЯ РЕАЛЬНОСТЬЮ

Дамир Уразымбетов1

1 Казахская национальная консерватория имени Курмангазы (Алматы, Казахстан)

< <

и

Аннотация. Выставочные формы сегодня приобрели новые возможности, нежели чем в XX веке, и они практически сравняли элитарное и массовое в проекции на экспозиционную деятельность. Физическое присутствие теперь необязательно. Мир постепенно становится виртуальным.

Одним из ярких недавних фотопроектов в балетном искусстве Казахстана можно назвать выставку казахстанских театральных фотохудожников "Metadance", организованную научно-творческой лабораторией Oazaq Ballet. Выставка прошла в двух форматах - виртуальном (в 2021) и в «материальном измерении» (в 2022). Исходя из этого, основная цель настоящей статьи -в обзоре выставок в обоих форматах и приведении доводов «за» и «против» в контексте развития медиатехнологий и цифровизации, в том числе при помощи объективного анализа статистики, а также за счет исследования мнения участников и зрителей - кураторов, хореографов, искусствоведов, философов и фотографов.

Ролан Барт однажды заметил, что фотография бесконечно воспроизводит то, что было однажды и никогда не повторится. Спектакль закончился, а запечатленный кадр останется, делая прошедшее событие практически бессмертным. Но фотоснимок становится симулякром. Онтологические основы философии фотографии исследованы многими теоретиками и практиками (Барт, Бодрийяр, Сонтаг, Лапин), но соединение фотографии с балетом еще предстоит изучить. Думается, что в том числе и благодаря подобным "Metadance" событиям. Концепция фотовыставки Oazaq Ballet определена по мотивам текстов и изречений философов и писателей. "Metadance" - это Танец о Себе. Тайна Танца. Следование за Танцем.

Подобные фотовыставки позволяют видеть и понимать процессы развития хореографического искусства Казахстана, выразительность исполнителей, фантазию постановщиков, репертуар театров и творчество фотографов. Главное в проведении таких мероприятий - это баланс между реальностью и виртуальностью. Последняя хоть и стала уже частью бытия, однако же далеко не всегда является тем самым полноценным и чувственным миром, который позволяет человеку ^

быть человеком.

Ключевые слова: балетная фотовыставка, Metadance, философия танца, виртуальное и реальное, фотограф.

Для цитирования: Уразымбетов, Дамир. «Балетная фотовыставка "Metadance". Иллюзия, ставшая реальностью». Central Asian Journal of Art Studies, т. 7, № 4, 2022, с. 71-89. DOI: 10.47940/cajas.v7i4.646.

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи и заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Коллекционировать фотографии — значит коллекционировать мир.

Сьюзен Сонтаг

<1

<1 О

Вступление

Выставочные формы начала XXI века ознаменованы дигитализацией как в управлении, так и в форматности. Сетевые или виртуальные проекты (одним из которых является научно-творческая лаборатория Qazaq Ballet) продвигаются в Интернете, привлекают аудиторию и выполняют свою миссию просвещения, образования, развлечения, документирования. Развитие и влияние цифровых технологий не обошло вниманием и выставочную практику. В том числе и в сфере фотографического искусства. В последние годы большую популярность приобрели выставки, проводимые посредством соцсетей или специальных платформ. Они называются виртуальными фотовыставками и являют собой «цифровые объекты, чаще всего размещаемые в сети Интернет» (Ромакина 48). То есть любой имеющий доступ к Сети может «посетить» выставку, не присутствуя там физически.

С 2011 года существует интернет-платформа Google Arts & Culture, где любой желающий может получить доступ к изображениям произведений искусства. Платформа предоставляет возможности для показа и рассказа о произведении искусства (выделяя/приближая отдельные фрагменты, делая аннотации и отдельные галереи). По состоянию на 2022 год известна масса виртуальных платформ, где можно организовать фотовыставки. Среди них vFairs, EventX, Hexafair, Dreamcast и другие. Нельзя не упомянуть и про ресурсы и соцсети для фотографов, где они могут делиться авторскими работами с аудиторией: Flickr, 500px, DeviantArt, Pinterest и так

далее. Причем множество фотографов размещают свои снимки в Facebook и Instagram, что часто приносит больше лайков и отзывов, чем на их личных сайтах, благодаря удобству работы с соцсетями, привычной системе оценки, комментирования и возможности быстро поделиться.

Сайеда Хамна Хассан пишет, что виртуальная выставка — «отличный способ охватить более широкую аудиторию и одновременно сократить расходы на мероприятия» ("10 Best Virtual Exhibition Platforms"). По ее мнению, куратор онлайн-выставки должен подумать о многих вещах. К примеру, «отличная виртуальная выставочная платформа должна иметь виртуальную среду, которая способствует взаимодействию между людьми, отличные сетевые функции, некоторые забавные инструменты геймификации, аналитику событий и многое другое» (Hassan).

В Казахстане проводились балетные фотовыставки, где экспонировались архивные фотографии (А. Садыкова), авторские работы (Д. Сушков). Были также выставки, посвященные балету (Т. Молдалим, Д. Уразымбетов, Qazaq Ballet, АХУ имени А. В. Селезнева, КазНТОБ имени Абая, ГАТТ РК, Астана Опера, Астана Балет) и деятелям танца (С. Сариев). Но все они были традиционными — экспозиции представлялись в определенном физическом пространстве. Во время подобных мероприятий в зависимости от их концепции создается некий маршрут визуальных и семиотических взаимодействий зрителя с объектами выставки в виде фотографий и их всевозможных репрезентаций. Здесь

72

фотографии (даже те, что изначально выступают цифровыми) материальны. Они распечатаны на бумаге определенной текстуры, могут деформироваться из-за внешних воздействий либо проецироваться на стены или иные объекты. В целом они организованы в пространстве в композицию и являются «частью фотографического высказывания» (Ромакина 51).

В Интернете выставка лишается «материального измерения» (Ромакина 51). В виртуальном пространстве нет стен, стендов, стеллажей и освещения. Цифровые фотографии экспонируются в своем «естественном» виде, а аналоговые (традиционного формата) — в виде симулякров или электронных суррогатов. Пространство выставки ограничено размером экрана гаджета, на котором зритель просматривает ее, как правило, в одиночестве. Помимо этого для виртуальной экспозиции характерны возможности поделиться ею в соцсетях, прокомментировать; она обычно бесплатна для доступа. Таковы реалии цифровизации, которые не обошли и казахстанское хореографическое искусство.

Философия фотографии и балетное искусство

Прежде чем мы рассмотрим и сопоставим два формата проведения фотовыставки "Métadance", довольно кратко остановимся на мнениях известных теоретиков и культурологов о философском понимании фотографии как таковой. Это важно в контексте данной выставки, потому что ее изначальная концептуальная подоплека связана с философией танца.

Ролан Барт в работе Camera lucida размышлял об онтологических смыслах фотографии. Он писал о ее эмпирическом, риторическом и эстетическом характерах, при этом выделяя семантические смыслы. Театральный критик заметил,

что фотография бесконечно воспроизводит то, что было однажды и никогда не повторится (Барт 16). С ним созвучна писательница и философ Сьюзен Сонтаг: «Событие закончилось, а картинка существует, жалуя ему нечто вроде бессмертия (и важность)» (23). Те запечатленные на фото балетные постановки, которые, возможно, уже не будут показаны, становятся симулякрами третьего, а подчас и четвертого порядка. В 1999 году состоялась дискуссия «Это объект, который думает о нас» (ведущая Анна Саважё), в которой принял участие в качестве спикера французский социолог и философ, автор теории симулякров Жан Бодрийяр. Он пришел к выводу, что автор фотографии фиксирует «непосредственно прошедший, невозвратный момент, когда она была сделана. Вот почему любая фотография вызывает ностальгию» (Баш^ео!; 64). По сути, большинство балетных спектаклей становятся таковыми. Лишь малая их часть остается в реальности, доступной зрителю (например, «Жизель», «Щелкунчик», «Лебединое озеро»). Тем более это относится к смене поколений артистов, портреты которых зафиксированы в фотокадрах.

По мнению С. Сонтаг, желание запечатлевать кадры возникает из потребности изображать или фиксировать красивое. Потребность исходит от самого фотографа или заказчика. Карла Нур считает: «Фотоаппарат — это инструмент человека. Снимает сам фотограф, и не важно, какая аппаратура в его руках. При съемке полагаюсь на свои эмоции» (Молдалим — Нуржанова). Асхат Нурекин (см. рис. 1) утверждает, что «50% успеха удачной фотографии заключается в аппарате, на который снимаешь» (Молдалим — Нурекин). Однозначно то, что любой автор становится автором тогда, когда он осмысляет свое творение. Ж. Бодрийяр

< <

и

о

73

<1

<1 О

Рис. 1. Артисты театра «Астана Балет» за кулисами (в костюмах из балета «Язык любви» в постановке М. Авахри). Фото Асхата Нурекина. 01.12.2017.

определил себя как «фило-фотограф» или «фотофилософ». Он подчеркнул, что «мгновенность фотографии, очевидно, противоположна тому, что мы переживаем в том, что мы сегодня называем реальным временем; временем, которое представляет собой последовательность изображений, одновременность всех возможных изображений» (Sauvageot 64).

Говоря о переживании и познании фотографии, Р. Барт заявляет: «Фото, по моему наблюдению, может быть предметом трех способов действия, троякого рода эмоций: его делают, претерпевают и разглядывают» (24). То есть с точки зрения интенции и чувственности три автора-мыслителя влияют на снимок: фотограф (Operator), зритель (Spectator) и фотографируемый (Spectrum). Я бы добавил сюда еще тех, кто готовит фотографию к печати (если это не сам автор), печатает и/или публикует ее. Зрители «одушевляют» фотографию, рассматривая ее, а сами

снимки «создают иллюзию владения прошлым» (Сонтаг 20).

Запечатленный кадр «не просто результат встречи фотографа с событием; съемка — сама по себе событие, и событие с преимущественным правом: соваться в происходящее или же игнорировать его» (Сонтаг 22). Так, одна из авторов-фотографов выставки "Мё1абапсе" К. Нур размышляла: «Когда я стою у сцены и наблюдаю за всем, что происходит на сцене, я проживаю то же самое, что проживают артисты на сцене. Те же эмоции. И вижу это все через кадр. Еще мне приятно, что эти работы видят наши артисты балета, репостят в своих сторис» (Молдалим — Нуржанова).

В снимке необходимо запечатлеть линии балерин и танцовщиков, выразительность их поз и образов. Балетное искусство очень непросто поддается фиксации в фото- и видеокадре по причине его сиюминутности, нестатичности и постоянного движения

74

(perpetuum mobile). То есть нажать на кнопку затвора камеры легко, но кадр, как правило, в 99 случаях из 100 получается неудачным или недостаточно выразительным. Об этом говорят и практики-фотографы: «Работая в театре, — поделилась мнением К. Нур, — я узнала, что балетное фото должно быть не только художественным, красивым, но еще и "балетным". То есть должны быть правильные ракурсы рук и ног» (Молдалим — Нуржанова). А. Нурекин замечает, что «снимать балет — значит нести большую ответственность. Важно показать артиста в правильном свете, в правильном ракурсе. Это титанический труд — проникнуться всеми тонкостями балета, но вместе с тем это большое удовольствие» (Молдалим — Нурекин).

Остается добавить, что балетная фотография несет в себе смыслы, закодированные в поставленных хореографом движениях. Танец может быть философичен (хоть и не всегда). Иногда музыкальная составляющая берет верх над всеми смыслами спектакля, и тогда начинаются «дионисийские пляски». В этот момент культ тела и движения выходят на первый план. Традиционные философские размышления о сюжетных нарративах сменяют свою направленность.

Концепция выставки

Нельзя не отметить факта, что когда в марте 2020 года весь мир перешел в онлайн-жизнь, то в продвижении искусства (в том числе и Казахстана) были фарватеры, которые задавали тон и определяли своим творчеством способы самовыражения. Одними из первых были Ольга Батурина и Евфрат Имамбек, организовавшие первые бесплатные онлайн-беседы для всех желающих, на которых они рассуждали о картинах и искусстве. Позже Дамир Уразымбетов и Анвара Садыкова организовали

лекции о балете, сделав их формально совместными проектами факультетов хореографии двух вузов, но по сути — авторскими лекциями о творчестве балетмейстеров Заурбека Райбаева и Минтая Тлеубаева, а также балерины Майры Кадыровой.

Продолжая развивать возможности виртуальной коммуникации с аудиторией, научно-творческая лаборатория Qazaq Ballet создала проект первой онлайн-фотовыставки "Métadance" в Казахстане. Рождению замысла организации подобного события отчасти послужила фоторабота Натальи Вороновой, где изображены фрагмент пустого танцевального класса, развевающийся тюль и балетная палка (см. рис. 2). Фотоархивы казахского балета (когда он только формировался с 1930-х по 1990-е) достаточно скудные, хоть многозначные и ценные. Сегодняшнее время позволяет запечатлеть практически все спектакли (что и происходит чаще всего) руками талантливых фотоавторов, что и сподвигло Qazaq Ballet к проведению выставки.

Рис. 2. Фотография Наталья Вороновой. Пользователь Инстаграм @1аИа_Ьа11е1, www.instagram.eom/p/B_1Aau8gequ/. Дата публикации 30 апреля 2020 года.

При создании концепции кураторы Дамир Уразымбетов и Тогжан Молдалим руководствовались культурно-образовательной миссией популяризации творчества казахстанских фотографов и балетного театра через союз нескольких видов направлений: фотографии, балета, музейных практик и цифровых технологий. «Проект вызвал большой интерес как со стороны фотографов, которые увлеченно предлагали свои фотоработы, так и со стороны артистов и любителей искусства» (Молдалим 177).

Концепция фотовыставки "Мё1абапсе" навеяна мотивами текстов и изречений философов и писателей, имена которых остались за скобками. "Мё1абапсе" — это Танец о Себе. Тайна Танца. Следование за Танцем. Так обозначили

основной посыл кураторы выставки из Qazaq Ballet Magazine. В ней сплелись различные направления танца, фотопроекты, репетиционные и закулисные съемки. Выставка при этом охватила все балетные театры и труппы современного танца Казахстана, показала работы не только фотографов, но и хореографов и исполнителей. Экспозиция выставки была разделена на пять тематических рубрик (см. табл. 1).

Виртуальная фотовыставка

Первоначальный этап работы вобрал в себя концептуализацию события, формирование рубрик, написание аннотаций. Организаторы предложили фотографам, часто снимающим

< <

и

Табл. 1. Рубрики и аннотации выставки.

Название рубрики Философский контекст

Рубрика I.«Оттенки красного» Солнце снова водит хороводы с нимфами. Но луга теперь красные. Там разгорается властный огонь, порождающий живительную энергию и неутихающую силу танца. Это цвет высоты. Той высоты, где летают.

Рубрика II. «История в одном фото» Как музыка в нотах, созданная композитором, так фотография передает потомкам знание истории. Знание о том, что можно оставаться самим собой, лишь постоянно развиваясь. Ведь обстоятельства могут варьироваться от неприятия до восторженности. Сегодня надо бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте. Хотя жизнь -это дорога с односторонним движением. И все, что произошло на этом долгом пути, должно произойти еще раз. В одном кадре.

Рубрика III. «Инь - Ян» Волнение и спокойствие. Море сливается с небом, отражая в себе прозрачную ткань облаков. Они отнюдь не скрывают собой серебристых узоров звезд. Что же шепчут и о чем танцуют неугомонные волны, яростно и беспристрастно взлетая на берег? Наверное, они говорят о балансе и гармонии противоположностей, взаимодополняющих друг друга. Не может быть черного без белого и не может быть белого без черного. Нет ничего окончательного, потому что все вечно и жизни нет конца.

Рубрика IV. «Стихия ветра» Разве ветер запрешь в одной комнате? Как научиться летать и быть легким? Как танцевать не только ногами, но и головой, становясь свободным? Танец - это жизнь против течения или за него?

Рубрика V. «По небу плывут облака» Облака - это божества, помогающие познавать человечеству мир в его многообразии, изменяемости и неповторимости. Мудрость следует искать не в ответах, которые надо найти, а в мистерии вопросов, которые обогащают жизнь. Тленную, уходящую в никуда, но необходимую и слегка безрассудную. Когда мы постигнем тайну облаков?

ч

ш Ж

76

балет, участвовать в проекте. После согласования участников на втором этапе работы фотографам уже были даны конкретные задания по выборке снимков. Они сами отобрали свои работы на уровне интуиции, визуальных факторов и в соответствии с направленностью предлагаемой рубрики. Позже фотографии проходили финальный отбор и утверждение кураторами выставки.

Фотографии еженедельно по одной рубрике выкладывались в аккаунте инстаграма лаборатории Qazaq Ballet в течение месяца1. Каждая фотография была атрибутирована: ставился логотип лаборатории, обозначалось название выставки и автор фото. Помимо этого, ежедневно выставлялись специально созданные сторис с указанием изображенных на фото артистов, хореографа, постановки и театра. При этом каждую неделю оформление сторис менялось в соответствии с рубрикой.

Фотовыставка проходила в течение месяца, связывая две значимые для балета даты — День театра и День танца — с 27 марта по 29 апреля 2021 года. На ней было представлено по пять авторских работ семерых фотографов: Виталия Исикова, Марины Константиновой (см. рис. 3), Алексея Некрасова (см. рис. 4), Карлы Нур, Асхата Нурекина, Елены Петровой, Дмитрия Сушкова.

Выставка собрала в один круг большое количество артистов, хореографов и спектаклей Казахского национального театра оперы и балета имени Абая, Государственного академического театра танца РК, Театра современного танца Батгик, частного театра «Астана Балет» и Государственного театра оперы и балета «Астана Опера». Например, на одном из снимков в образе Графини в балетной опере «Пиковая дама» запечатлен Булат Аюханов, когда он в последний раз вышел на сцену 14 февраля 2019 года (см. рис. 5).

< <

и

о

77

1 27 марта - «Оттенки красного»; 4 апреля - «История в одном фото»; 11 апреля - «Инь - Ян»; 22 апреля -«Стихия ветра»; 29 апреля - «По небу плывут облака».

Рис. 3. Артисты театра Samruk. Сцена из спектакля Second Hand на музыку

О. Хромовой в постановке Г. Адамовой. Фото Марины Константиновой. 22.04.2018.

Рис. 5. Булат Аюханов в образе Графини. Сцена из балетной оперы «Пиковая дама» на музыку П. Чайковского в постановке Б. Аюханова. Фото Виталия Исикова. 14.02.2019.

Автор этой удивительной работы Виталий Исиков является фотографом-любителем с большим стажем. Он одноклассник Б. Аюханова. В интервью Виталий Степанович поделился своим мнением: «Я считаю удачей, что мне удалось зафиксировать участие самого Булата Аюханова в спектакле» (Молдалим — Исиков).

Теперь обратимся к следующему формату выставки — аналоговому, или, если вернее сказать, традиционному/ реалистическому.

Традиционная фотовыставка (на открытом воздухе)

После проведения виртуальной выставки К. Нур (см. рис. 6) высказала следующую мысль: «Было бы интересно устроить в одном месте офлайн-выставку балетных фотографий или театральных фотографов со всего Казахстана. Если я не ошибаюсь, такого еще не было» (Молдалим — Нуржанова).

Выставку в так называемом «традиционном» формате или в реальности изначально планировалось провести в акварельном зале Государственного музея искусств РК имени А. Кастеева. Были достигнуты договоренности с администрацией. Однако стихийное развитие событий и экстренная подготовка ко Дню города Алматы привела к тому, что выставка "Métadance" приобрела материальные очертания у исторического здания Казахского национального театра оперы и балета имени Абая, став осязаемой реальностью для тысяч гостей и жителей культурной столицы страны. Она прошла с 17 сентября по 2 октября 2022 года. Научно-творческая лаборатория Qazaq Ballet в этот раз работала в сотрудничестве с арт-менеджерами Игорем и Владиславом Слудскими при поддержке акимата города Алматы.

В рамках выставки было представлено сокращенное количество работ — 24

сл <

< О

79

Рис. 6. Репетиция балета Р. Ребека «Бетховен — Бессмертие — Любовь на музыку зарубежных композиторов. Фото Карлы Нур. 26.02.2020.

(из-за ограниченных размеров конструкции, на которой демонстрировалась экспозиция). В связи с этим количество снимков Виталия Исикова, Марины Константиновой, Алексея Некрасова, Карлы Нур, Асхата Нурекина, Елены Петровой (см. рис. 7) было пересмотрено, добавились работы Рахымжана Кудайбергена (см. рис. 8).

Работы изготавливались способом фотопечати высокого разрешения экосольвентными чернилами на самоклеящейся виниловой пленке g (photo print on d-bound) и покрывались ^ защитной UV-ламинацией. Методом => «прикатки» они были нанесены - на композитный алюминиевый ^ лист (алюкобонд). Это обеспечило J фотографиям, представленным т на ровном, гладком и жестком материале, 2; стабильность формы и стойкость u к атмосферным воздействиям. Они были смонтированы за четыре угла крепким двухсторонним скотчем на металлических

Рис. 8. Мади Касымов в танце «Время пришествия» на музыку И. С. Баха

в постановке Д. Уразымбетова. Фото Рахымжана Кудайбергена. 13.06.2022.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 7. Динара Есентаева (Анна) и Азамат Аскаров (Вронский). Сцена из балета «Анна Каренина» на музыку П. Чайковского в постановке Б. Эйфмана. Фото Елены Петровой. 13.10.2019.

Рис. 9. Фотовыставка "Métadance", приуроченная ко Дню города Алматы. Фото Дамира Уразымбетова. 17.09.2022.

сеточных конструкциях, окрашенных серой порошковой краской, которые были выставлены в форме трилистника (см. рис. 9).

Итоги проведения выставок

Балетная фотовыставка "Métadance" проведена научно-творческой лабораторией Qazaq Ballet виртуально

посредством соцсети и в «материальном измерении», благодаря чему можно сделать некоторые выводы pro et contra о различных форматах экспозиции, которые представлены ниже (см. табл. 2).

Виртуальную выставку по статистике платформы, где они были выставлены (инстаграм), просмотрело 2892 человека с учетом того, что лаборатория не продвигала ее специально,

< <

и

о

Табл. 2. Сравнительные данные по итогам онлайн- и офлайн-выставок "Métadance"

Фотографии Фотографы Танцтруппы Постановки Хореографы Композиторы Солисты Фотопроекты

Репетиционные или закулисные съемки

Онлайн-выставка, проходившая в течение месяца с 27 марта по 29 апреля 2021 года

Офлайн-выставка, проходившая в течение двух недель с 17 сентября по 2 октября 2022 года

81

не делалась таргетированная реклама. Для виртуальной выставки такое число небольшое, даже в контексте казахстанских реалий. Но важно отметить факт, что выставка по истечении срока проведения была закрыта для просмотра (по примеру традиционной). С этим связана невозможность большему количеству зрителей увидеть экспозиции.

Таким образом, попробуем подвести некоторые итоги по результатам проведения "Мйабапсе" в двух форматах (см. табл. 3).

Фотографы положительно отреагировали на инициативу проведения события: «Данная выставка, — резюмировал А. Нурекин, — дала мне возможность поделиться своим

Табл. 3. Плюсы и минусы виртуальной и аналоговой фотовыставок "Мё;абапсе"

Формат

<1

<1 и

Аргументы

Плюсы

Виртуальная выставка

Не требует локации/ пространства.

Доступна широкой аудитории в любое время.

Можно оставлять свои реакции и комментировать, что видят одновременно и организаторы, и зрители.

Можно делать репосты. Почти не требует финансовых вложений кураторов при условии наличия в команде дизайнера.

Есть возможность «отследить» количество зрителей.

Традиционная выставка (на открытом воздухе)

Большой охват аудитории. Трехмерные изображения. Можно проводить экскурсии. Можно сфотографировать или снять на видео и поделиться в соцсетях.

Доступ возможен в любое время суток.

Минусы

Доступ к выставке при отсутствии интернета или доступа к сети невозможен. Все изображения двухмерны. Нет чувства осязаемости, что вызывает иллюзорность/ временность происходящего.

Затруднено отслеживание посетителей.

Отзывы и эмоции не фиксируются. Распечатка фотографий требует финансовых вложений. На улице необходимо дополнительное оборудование для монтировки фотографий. Нужны оптимальные погодные условия.

Визуальные наблюдения организаторов в разное время суток и разные дни позволили посчитать примерное количество людей, увидевших традиционную выставку. Если говорить о минимальных значениях, то в день это около 800 зрителей2. В дни показов спектаклей в театре3 количество в среднем увеличивалось до 1500 человек. Следовательно, не менее 13—15 тысяч зрителей увидели выставку.

творчеством и увидеть творчество других мастеров своего дела, посмотреть со стороны, у кого какой взгляд. Может быть, перенять даже кое-какие приемы» (Молдалим — Нурекин). Съемка

2 С 9:00 до 18:00 в час около 40-50 человек. С 18:00 до 21:00 - около 100-130 человек.

3 За время выставки прошло 6 официальных театральных представлений в КазНТОБ имени Абая (5 вечеров заняли спектакли КазНТОБ, 1 - ГАТТ РК).

82

танцевальной постановки необязательно одноразова (при условии, если балет показывается несколько раз), потому что в театре каждый показ спектакля предполагает новые возможности для выразительности со стороны артистов. На съемку балета влияет все: свет софитов, расположение фотографа, миг нажатия кнопки затвора. В. Исиков уверен, что «даже десять фотографов, снимая один и тот же спектакль с разных точек, не охватят все нюансы танца. Один и тот же балет можно снимать снова и снова и находить все новые ракурсы и неповторимые снимки. Анализ отснятого материала позволяет учесть плюсы и минусы при последующих съемках» (Молдалим — Исиков).

Куратор множества выставок в ГМИ РК имени А. Кастеева и искусствовед Екатерина Резникова считает, что пандемия коронавируса значительно продвинула различные способы онлайн-коммуникации, в том числе и в способах репрезентации арт-проектов. «Проведение фотовыставки онлайн и офлайн позволяет увеличить охваты зрительской аудитории. На мой взгляд, допустимы различные виды и возможности экспонирования. У обоих форматов есть свои преимущества. К примеру, традиционное так называемое офлайн-экспонирование дает возможность прямого контакта зрителя с произведением и позволяет охватить аудиторию, не вовлеченную в виртуальный контекст (возрастную, например). А онлайн-выставка позволяет не только показывать работы, но и формировать цифровые архивы, а также заниматься их международным продвижением» (Уразымбетов — Резникова).

Интересно и мнение искусствоведа и лектора Ольги Батуриной, которая говорит о том, что онлайн-выставка подразумевает совершенно иные охваты просмотров: «Она делает доступным искусство для многих. Это можно

в первую очередь отнести к жителям регионов, которые не могут приехать на масштабные выставки, проходящие в основном в центральных музеях в Алматы и Астане». По убеждению О. Батуриной, необходимо пользоваться возможностями современного мира, «когда виртуальное пространство приобретает функции художественности, нужно широко внедрять цифровизацию для приобщения большего количества людей к красивому и высокому искусству» (Уразымбетов — Батурина).

Еще одно мнение куратора, историка казахского балета и хореографа Анвары Садыковой подтверждает мнение организаторов фотовыставки "Métadance": «Такие выставки очень необходимы. Они связаны с пропагандой культуры Казахстана. Они отражают разные направления развития хореографического искусства. При этом и сами фотографии ведь не одинаковы — они представляют разные жанры фотографического искусства — съемка "живого" спектакля, коллажная фотография, закулисье и так далее» (Уразымбетов — Садыкова).

Наверняка и в последующем времени будут подобные выставки. Они позволят видеть и понимать процессы развития хореографии Казахстана и репертуарную политику коллективов. Главное — это баланс между реальностью и виртуальностью. Последняя хоть и стала уже частью реальности, однако же далеко не всегда может являть полноценное и чувственное мироощущение, позволяющее человеку оставаться человеком (см. рис. 10).

Философия танца в фотоснимке может быть многозначительной, а может быть достаточно простой, когда невозвратность времени фиксируется в кадре, запечатлевающем миг в истории. Танец включает в себя эстетические категории, он связан с мифическим сознанием, он пронес себя через века и имеет принадлежность к разным

< <

и

о

83

Рис. 10. Солистка театра Дарина Кайрашева. Специальная фотосъемка для проекта театра «Астана Балет». Фото Асхата Нурекина. 08.10.2020.

жанровым направлениям. Он может включать в себя архетипические образы, музыкальные устремления, ему присущи аполлоническое идионисийское. Он облекает в очевидную форму подлинное чувство (см. рис. 11) и дает реалистическое (чаще всего на грани с театральностью) осмысление бытия. Он неуловим, но понятен, потому

что жест не нужно переводить, это универсальный язык мира.

Можно находить многие смыслы и в фотовыставке "Ме1аёапсе", и в самих фотографиях, представленных на ней. Но как всегда, наше сознание диктует нам одно, а в действительности все может быть иначе. Тем не менее иллюзия стала реальностью. А какой — решать зрителю.

Рис. 11. Наргиз Мирсеидова и Нельсон Пенья в балете «Болеро» на музыку М. Равеля в постановке Р. Амаранте. Фото Елены Петровой. 04.10.2019.

Список источников

Sauvageot, Anne. "Conférence-débat: 'C'est l'objet qui nous pense'". Jean Baudrillard: La passion de l'objet: "C'est l'objet qui nous pense". Toulouse, Presses universitaires du Midi, 2014, pp. 63-89, books.openedition.org/pumi/7848. Дата обращения 23 сентября 2022.

Syeda Hamna Hassan "10 Best Virtual Exhibition Platforms (2023)." vFairs, 2 December 2022, www.vfairs.com/best-virtual-exhibition-platforms/. Дата обращения 2 декабря 2022.

Барт, Ролан. Camera lucida. Комментарий к фотографии. Пер. с фр., послесл. и коммент. Михаила Рыклина. Москва, Ад Маргинем Пресс, 2011.

Лучков, Никита. «Возможные критерии оценки эффективности онлайн-выставок». °

Журнал института наследия, № 1 (24), 2021, с. 11. DOI: 10.34685/HI.2021.67.37.010. ^

Молдалим, Тогжан. «Oazaq Ballet Magazine как форма креативной индустрии -

в пространстве хореографии». Central Asian Journal of Art Studies, т. 7, № 1, 2022, ш

с. 176-183. DOI: 10.47940/cajas.v7i1.549. JE

Молдалим, Тогжан. Беседа с Асхатом Нурекином. Алматы - Нур-Султан, 29 апреля оз

<1

2021. Личный архив Т. Ж. Молдалим. ^

и

Молдалим, Тогжан. Беседа с Виталием Исиковым. Алматы, 27 апреля 2021. Личный _

архив Т. Ж. Молдалим.

Молдалим, Тогжан. Беседа с Карлыгаш Нуржановой (Карлой Нур). Алматы -Нур-Султан, 28 апреля 2021. Личный архив Т. Ж. Молдалим.

Ромакина, Мария. «Виртуальные фотовыставки в современном медиапространстве». Медиа@льманах, № 4, 2020, с. 48-62. DOI: 10.30547/mediaalmanah.4.2020.4862.

Сонтаг, Сьюзен. О фотографии. Москва, Ад Маргинем Пресс, 2013.

Уразымбетов, Дамир. «Фотовыставка "Métadance" ко Дню города Алматы». Qazaq Ballet Magazine, 17 сентября 2022, www.qazaqballet.kz/fotovystavka-me-tadance-k-dnju-goroda-almaty/. Дата обращения 20 сентября 2022.

Уразымбетов, Дамир. Беседа с Анварой Садыковой. Алматы - Астана, 28 сентября 2022. Личный архив автора.

Уразымбетов, Дамир. Беседа с Екатериной Резниковой. Алматы, 23 сентября 2022. Личный архив автора.

Уразымбетов, Дамир. Беседа с Ольгой Батуриной. Алматы, 22 сентября 2022. Личный архив автора.

о

и

References

Barthes, Roland. Camera lucida. Kommentariy kfotografii [La chambre claire: note sur la photographie]. Translated and commented by Mikhail Ryklin. Moscow, Ad Marginem Press, 2011. (In Russian)

Luchkov, Nikita. "Vozmozhnyye kriterii otsenki effektivnosti onlayn-vystavok." ["Suggested Performance Indicators for Evaluating Online Exhibitions."] Zhurnal instituta naslediya [Journal of Heritage Institute], no. 1 (24), 2021, p. 11. DOI: 10.34685/HI.2021.67.37.010. (In Russian)

Moldalim, Togzhan. "Oazaq Ballet Magazine as a Form of Creative Industry in the Field ^ of Choreography." Central Asian Journal of Art Studies, vol. 7, no. 1, 2022, pp. 176-183.

| DOI: 10.47940/cajas.v7i1.549. (In Russian)

Moldalim, Togzhan. Conversation with Askhat Nurekin. Almaty-Nur-Sultan, 29 April 2021.

CD

§ T. Moldalim's personal archive.

Moldalim, Togzhan. Conversation with Karlygash Nurzhanova (Karla Nur). Almaty-

03

< Nur-Sultan, 28 April 2021. T. Moldalim's personal archive.

Moldalim, Togzhan. Conversation with Vitaliy Issikov. Almaty, 27 April 2021. T. Moldalim's personal archive.

Romakina, Mariya. "Virtualnyye fotovystavki v sovremennom mediaprostranstve." ["Virtual Photo Exhibitions in Modern Media Space."] Media@lmanakh, no. 4, 2020, pp. 48-62. DOI: 10.30547/mediaalmanah.4.2020.4862. (In Russian)

Sauvageot, Anne. "Conférence-débat: 'C'est l'objet qui nous pense'". Jean Baudrillard: La passion de l'objet: "C'est l'objet qui nous pense." Toulouse, Presses universitaires du Midi, 2014, pp. 63-89, books.openedition.org/pumi/7848. Accessed 23 September 2022.

Sontag, Susan. O fotografii [On Photography]. Moscow, Ad Marginem Press, 2013. (In Russian)

Hassan, Syeda Hamna. "10 Best Virtual Exhibition Platforms (2023)." vFairs, 2 December 2022, www.vfairs.com/best-virtual-exhibition-platforms/. Accessed 2 December 2022.

Urazymbetov, Damir. "Fotovystavka 'Métadance' ko Dnyu goroda Almaty." ["Photo exhibition 'Métadance' for the Almaty City Day."] Qazaq Ballet Magazine, 17 September 2022, www.qazaqballet.kz/fotovystavka-me-tadance-k-dnju-goroda-almaty/. Accessed 20 September 2022. (In Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Urazymbetov, Damir. Conversation with Anvara Sadykova. Almaty-Astana, 28 September 2022. Author's personal archive.

Urazymbetov, Damir. Conversation with Olga Baturina. Almaty, 22 September 2022. Author's personal archive.

Urazymbetov, Damir. Conversation with Yekaterina Reznikova. Almaty, 23 September 2022. Author's personal archive.

Дамир Уразымбетов

Курмангазы атындагы Казак, улттык консерваториясы (Алматы, Казахстан)

"MiTADANCE" БАЛЕТ ФОТОК0РМЕС1. ШЫНДЫК.КА АЙНАЛFАН ИЛЛЮЗИЯ

Ацдатпа. BYriHri керме нысандары XX facbipfa караранда жана MYмкiндiктерге ие болды жэне олар экспозициялык кызметке проекцияда элитарлык жэне массалыкты ic ЖYзiнде тенеспрдк Физикалык катысу ендi мiндеттi емес. Элем бiрте-бiрте виртуалды болып келедi.

Казакстаннын балет енершдеп со^ы фотожобалардын ен жаркын бiрi - Oazaq Ballet рылыми-шь^армашылык зертханасы уйымдастырран казакстандык театр суретшллершщ "Metadance" кермеci. Керме екi форматта етт - виртуалды (2021 жылы) жэне «материалдык елшемде» (2022 жылы). Осыпан CYЙене отырып, макаланын непзп максаты кермелердi екi форматта да карастыру жэне медиатехнологиялар мен цифрландыруды дамыту контекcтiнде он жэне терк жактарын карастыру болып табылады, сонын iшiнде статистиканы объективтi талдау, сондай-ак, катысушылар мен керермендердщ - кураторлардын, хореографтардын, енертанушылардын, философтардын жэне фотографтардын пiкiрлерiн зерттеу аркылы.

Ролан Барт бiр кездерi фотосурет бiр рет болып ендi ешкашан кайталанбайтын нэрсеш шекciз кайталайды деп айткан болатын. Спектакль аякталды, бiрак бул еткен окираны мэнгЫк сактайтын сурет калады. Алайда фотосурет симулякрра айналады. Фотосурет философиясынын онтологиялык негiздерiн кептеген теоретиктер мен практиктер (Барт, Бодрийяр, Сонтаг, Лапин) зерттед^ бiрак фотосурет пен балет арасындаш байланыс ендi рана зерттеу нысанына айналуда. Баскалармен катар, Metadance сиякты окиралардын аркасында. Oazaq Ballet фотокермеа тужырымдамасы философтар мен жазушылардын мэтiндерi мен cездерiне непзделген. "Metadance" - бул Озщ туралы Би. Бидщ Купиясы. Бидщ iзiмен ЖYру.

Осындай фотокермелер Казакстаннын хореографиялык енерiнiн даму Yдерicтерiн, орындаушылардын мэнерлЫпн, коюшы режиccерлердiн киялын, театрлар репертуарын жэне фотографтардын жумысын керуге жэне TYciнуге MYмкiндiк бередi. Мундай ic-шараларды еткiзудегi ен бастысы - шындык пен виртуалдылыктын тепе-тендiгi. Сонрысы, ол казiрдiн езiнде болмыстын бiр белтне айналранымен, эркашан адамра тулра болура MYMкiндiк беретiн бiрдей толыкканды жэне cезiмтал элем емес.

TipeKсвздер: балет фотосурет кермеа, Metadance, би философиясы, виртуалды жэне шынайы, фотограф.

Дэйексвз ушн: Уразымбетов, Дамир. «"Metadance" балет фотокермеа. Шындыкка айналран иллюзия». Central Asian Journal of Art Studies, т. 7, № 4, 2022, 71-89 б. DOI: 10.47940/cajas.v7i4.646.

Автор крлжазбаныц со^ы нускрсын окып куптады жэне мудделер крктыгысы жок екендiгiн мэлiмдейдi.

< <

и

87

о

Damir Urazymbetov

Kurmangazy Kazakh National Conservatory (Almaty, Kazakhstan)

<1

<1 U

88

METADANCE BALLET PHOTOGRAPHY EXHIBITION. AN ILLUSION TURNED INTO REALITY

Abstract. Today the exhibition forms have gained new opportunities than in the 20th century, practically equating elites and masses in projection on the exposition performance. Physical presence is optional now. The world is gradually becoming virtual.

Among the recent and significant photo projects in the choreographic art of Kazakhstan was the exhibition of Kazakh theatrical photographers called Metadance, organized by the Oazaq Ballet research and creative laboratory. The exhibition was held in two dimensions - "virtual" (in 2021) and "material" (in 2022). Based on this, the main goal of this article is to review both exhibition forms as well as to bring pro et contra reasons to the development of media technologies and digitalization by using an objective analysis in statistics and studying opinions of participants and viewers such as curators, choreographers, art historians, philosophers and photographers.

Roland Barthes once remarked that the photo infinitely reproduces the moment that occurred only once and will never happen again. The performance is over but the picture remains, making the past event almost immortal. The photo has turned to a simulacrum. The ontological foundations of philosophy in photography have been explored by many theorists and practitioners (Barthes, Baudrillard, Sontag, Lapin) but the synthesis of photography and ballet has yet to be explored. And among other things, thanks to such events like Metadance. The concept of Oazaq Ballet photo exhibition is motivated by texts and quotes of philosophers and writers. Metadance is the Dance of Dance itself. The Dance Mystery. Going with the Dance.

Such photo exhibitions make it possible to see and understand the development of the choreographic art of Kazakhstan, the expressiveness of performers, the imagination of stage directors, the repertoire of theaters and the work of photographers. The main goal of such events is to keep balance between reality and virtuality. The latter one has already become a part of our existence. However, it is not the same full-fledged and sensual world that allows a human being to be a real one.

Keywords: ballet photography exhibition, Metadance, dance philosophy, virtual and real, photographer.

Cite: Urazymbetov, Damir. "Metadance Ballet Photography Exhibition. An Illusion Turned into Reality." Central Asian Journal of Art Studies, vol. 7, no. 4, 2022, p. 71-89. DOI: 10.47940/cajas.v7i4.646.

The author has read and approved the final version of the manuscript and declares that there is no conflict of interests.

Автор туралы мэлiмет:

Дамир Дуйсенулы Уразымбетов — eнepтaну кандидаты, Кдамангазы атындагы Казак улттык кoнcepвaтopияcыньщ cana мeнeджмeнтi ceктopыньщ бacшыcы, ap^ мeнeджмeнт кaфeдpacыньщ кaуымдacтыpылFaн пpoфeccopы, Qazaq Ballet Magazine 6ac peдaктopы, Кaзaкcтaндык eнep cыншылapы гильдияшныц мYшeci, Кaзaкcтaндык ЮНЕСКО Клубтapыньщ улттык фeдepaцияcыньщ мYшeci (Алматы, Казакстан)

Сведения об авторе:

Дамир Дуйсенович Уразымбетов — кандидат иcкуccтвoвeдeния, pукoвoдитeль ceктopa мeнeджмeнтa кaчecтвa, дoцeнт кaфeдpы apт-мeнeджмeнтa Кaзaхcкoй нaциoнaльнoй кoнcepвaтopии имeни Куpмaнгaзы, главный peдaктop Qazaq Ballet Magazine, члeн Кaзaхcтaнcкoй гильдии ^отитв иcкуccтвa, члeн Кaзaхcтaнcкoй нaциoнaльнoй фeдepaции клубoв ЮНЕСКО (Алматы, Казахстан)

Author's bio:

Damir D. Urazymbetov —

PhD in Arts, Head of the Quality Management Department, Associate Professor, Art Management Department, Kurmangazy Kazakh National Conservatory, Editor-in-Chief of the Qazaq Ballet Magazine, Member of the Kazakhstan Guild of Art Critics, Member of the Kazakhstan National Federation of UNESCO Clubs (Almaty, Kazakhstan)

ORCID ID: 0000-0001-8471-1405 email: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.