Научная статья на тему 'Зов природы и человека в балете-поэзии «Пробуждение»'

Зов природы и человека в балете-поэзии «Пробуждение» Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
98
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
пробуждение / казахский танец / Дамир Уразымбетов / молодой балет Алма-Аты / ГАТТ РК / балет о природе / казахский балет / awakening / Kazakh dance / Damir Urazymbetov / Young Ballet of Alma-Ata / SATD RK / ballet about nature / Kazakh ballet

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Молдалим Тогжан Жаксылыковна

В Казахстане профессиональное балетное искусство создано в 1934 году. С этого периода казахский танец появляется на сценах театров и концертных площадок. С целью поднятия уровня национального балета Александр Александров (Мартиросьянц) принимает активное участие в создании казахского хореографического училища (1934), в котором позже его ученица Шара Жиенкулова открыла народное отделение (1965), где стали изучать специфические для казахского танца положения и движения рук и ног, вращения, прыжки и так далее. Ш. Жиенкулова систематизировала их в исследовательских поездках по стране в поисках лексики, характерной для казахского танца. На этой основе после постановочных опытов узбекских и русских коллег начали экспериментировать казахские хореографы. Вначале это были народные танцы в драматических спектаклях, спустя какое-то время стали осуществляться постановки балетных спектаклей с использованием движений казахского танца. В рассматриваемом в данной статье спектакле «Пробуждение» казахстанский балетмейстер Дамир Уразымбетов продолжает свои поиски в сфере национального танца, подойдя к жанру балета-поэзии. Можно предположить, что в названии балета заложен полисмысл. Обращаясь к термину «пробуждение», хореограф вещает не только о весне как о времени года. Автор постановки обращается к зрителю, призывая его к пробуждению ото сна, к сохранению природного естества и первозданности жизни. Это также и пробуждение как метафора мышления, где может подразумеваться возвращение к чистому духу, к чистому бытию, лишенному искусственно усложненных образов и соответственно перенасыщенности. Очевидна попытка хореографа уйти от перегрузки сцены ненужными танцу декорациями, излишнего столкновения зрителя с драмой и дать ему возможность вдохнуть, услышать «свежий воздух». Но только ли весны? Может, это есть и предощущение нового течения, жанра в балете Казахстана? Сколько угодно можно размышлять о балете и природе танца. Но не всегда рациональность есть правильное решение, иногда воображение может диктовать больше «высоких» смыслов. Танец способствует появлению присутствия в мире чуда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Call of Nature and Humanity in the "Awakening" Ballet-Poetry

Kazakhstan professional ballet art was created in 1934. From this period Kazakh dance appears on the stages of theaters and concert venues. In order to raise the level of national ballet, Alexander Alexandrov (Martirosyants) takes an active part in the creation of the Kazakh choreographic school (1934), in which later his student Shara Zhienkulova opened a folk department (1965), where they began to study the positions and movements of arms and legs specific to Kazakh dance, spins, jumps and so on. Sh. Zhienkulova systematized them during research trips around the country in search of vocabulary characteristic of the Kazakh dance. On this basis, after staging experiments of Uzbek and Russian colleagues, Kazakh choreographers began to experiment. At the beginning these were folk dances in dramatic performances, after some time, ballet performances began to be staged using Kazakh dance movements. In the ballet “Awakening” considered in this article, the Kazakh choreographer Damir Urazymbetov continues his search in the field of national dance, approaching the genre of ballet-poetry. It can be assumed that the name of the ballet contains a polysemantic meaning. Referring to the term “awakening”, the choreographer broadcasts not only about spring as a season. The author of the production addresses the viewer, calling him to wake up from sleep, to preserve the natural essence and the primordial nature of life. It is also awakening as a metaphor for thinking, where a return to pure spirit, to pure being, devoid of artificially complicated images and, accordingly, oversaturation, can be implied. It is obvious that the choreographer is trying to get away from overloading the stage with unnecessary dance decorations, unnecessary collision of the viewer with the drama and giving him the opportunity to breathe in and hear the “fresh air”. But is it only spring? Maybe this is also a presensation of a new trend, a genre in the ballet of Kazakhstan? You can think about ballet and the nature of dance as much as you like. But rationality is not always the right decision, sometimes imagination can dictate more “high” meanings. Dance contributes to the presence of a miracle in the world.

Текст научной работы на тему «Зов природы и человека в балете-поэзии «Пробуждение»»

<1

<1 О

<

£

uj >

uj о£

CSCSTI 18.49.07 + 18.49.09 UDC 792.8

DOI 10.47940/cajas.v7i3.609

ЗОВ ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА В БАЛЕТЕ-ПОЭЗИИ «ПРОБУЖДЕНИЕ»

Тогжан Молдалим1

1 Казахская национальная консерватория имени Курмангазы (Алматы, Казахстан)

Аннотация. В Казахстане профессиональное балетное искусство создано в 1934 году. С этого периода казахский танец появляется на сценах театров и концертных площадок. С целью поднятия уровня национального балета Александр Александров (Мартиросьянц) принимает активное участие в создании казахского хореографического училища (1934), в котором позже его ученица Шара Жиенкулова открыла народное отделение (1965), где стали изучать специфические для казахского танца положения и движения рук и ног, вращения, прыжки и так далее. Ш. Жиенкулова систематизировала их в исследовательских поездках по стране в поисках лексики, характерной для казахского танца. На этой основе после постановочных опытов узбекских и русских коллег начали экспериментировать казахские хореографы. Вначале это были народные танцы в драматических спектаклях, спустя какое-то время стали осуществляться постановки балетных спектаклей с использованием движений казахского танца.

В рассматриваемом в данной статье спектакле «Пробуждение» казахстанский балетмейстер Дамир Уразымбетов продолжает свои поиски в сфере национального танца, подойдя к жанру балета-поэзии. Можно предположить, что в названии балета заложен полисмысл. Обращаясь к термину «пробуждение», хореограф вещает не только о весне как о времени года. Автор постановки обращается к зрителю, призывая его к пробуждению ото сна, к сохранению природного естества и первозданности жизни. Это также и пробуждение как метафора мышления, где может подразумеваться возвращение к чистому духу, к чистому бытию, лишенному искусственно усложненных образов и соответственно перенасыщенности. Очевидна попытка хореографа уйти от перегрузки сцены ненужными танцу декорациями, излишнего столкновения s зрителя с драмой и дать ему возможность вдохнуть, услышать «свежий воздух». Но только

ли весны? Может, это есть и предощущение нового течения, жанра в балете Казахстана? Сколько угодно можно размышлять о балете и природе танца. Но не всегда рациональность есть правильное решение, иногда воображение может диктовать больше «высоких» смыслов. Танец способствует появлению присутствия в мире чуда.

Ключевые слова: пробуждение, казахский танец, Дамир Уразымбетов, молодой балет Алма-Аты, ГАТТ РК, балет о природе, казахский балет.

Для цитирования: Молдалим, Тогжан. «Зов природы и человека в балете-поэзии "Пробуждение"». Central Asian Journal of Art Studies, т. 7, № 3, с. 76-88. DOI: 10.47940/cajas.v7i3.609.

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи и заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Современные казахстанские хореографы в своих творческих проектах по-разному осмысляют понятие формы и выразительных средств музыки и танца. Воплощая на сцене спектакли, одни думают о симфонизации танца, другие тяготеют к приспособлению опер под балеты, а третьи предпочитают воспроизведение абстрактных, образно-ассоциативных ощущений от музыки.

24 мая 2021 года1 на сцене большого зала Казахской государственной филармонии имени Жамбыла состоялась премьера балета-поэзии «Пробуждение» в постановке Д. Уразымбетова в исполнении артистов балета Государственного академического театра

танца Республики Казахстан и солистов Казахской государственной филармонии имени Жамбыла2 (см. рис. 1). В качестве музыкальной основы использована казахская народная музыка, а также музыка Ж. Мусы, Е. Брусиловского и М. Тулебаева. Особенность балета состоит в попытке хореографа синтезировать народную музыкальную традицию сольного исполнительства и «поднятого на пуанты» казахского танца через живое звучание «классических» инструментов: скрипки, виолончели и фортепиано.

Один из девяти величайших лириков Древней Греции Симонид Кеосский назвал танец «немой поэзией».

<1 и

Рис. 1. Солисты-музыканты Еркебулан Сапарбаев (скрипка), Шолпан Унгарова (фортепиано), Эльдар Айтбеков (виолончель). Фото Елены Петровой из личного архива Д. Уразымбетова.

1 Балет изначально предполагалось представить в жанре танцевального кино осенью 2020 года. В январе 2021 года хореография была перенесена на артистов ГАТТ РК, премьера планировалась в марте, но из-за введения санитарно-эпидемиологических условий все концертные залы были закрыты, в связи с чем премьера спектакля была перенесена с 15 марта 2021 года и представлена

в рамках программы Вечера казахского балета.

2 О премьере писали Ксения Евдокименко («Талия плюс простота»), Акерке Мырзагалиева («В Алматы прошел вечер казахской хореографии»).

Л. Д. Блок в своей книге «Классический танец. История и современность» ассоциирует постановочный процесс балета с написанием стихов — «когда подлежащее художественному выражению не укладывается в прозу» (Блок 327). О. В. Всеволодская-Голушкевич в книге «Пять казахских танцев» пишет: «Танец всегда поэтичен,

< ж

77

<1

<1 О

< S

и потому суть его содержания, его образность в наилучшей степени передает метафорический язык поэзии» (Всеволодская-Голушкевич 9).

Д. Уразымбетов говорит: «Балет-поэзия — значит балет невербальный, лишенный нарратива, но углубленный поэтическим началом. В "Пробуждении" геометрические формы отвлеченного классического балета помножены на геометрический стиль казахского танца. И музыка, почти абстрактная, лиричная, звучащая в прозрачных и легких, в лучшем смысле слова незатейливых аранжировках для инструментального трио, всем своим существом определяла эстетику хореографии и постановки в целом. Все вкупе дало эффект балета-поэзии» (Молдалим—Уразымбетов, 2021).

Важно в этом спектакле обращение автора к образам природы: на сцене зритель увидел белые березы (в нескольких эпизодах), танцующую лань и бабочек. Среди этой природной стихии охотники охотятся за ланью, двое влюбленных упоены разговором, а где-то невдалеке молодежь веселится и радуется весне. Бессюжетная структура спектакля тем не менее связана и выражает идею пробуждения природы, мира, вселенной ото сна.

Можно предположить, что в названии балета заложен полисмысл. Обращаясь к термину «пробуждение», хореограф вещает не только о весне как времени года. Надо полагать, что это и призыв человечества к пробуждению ото сна, и попытка привлечь людей к сохранению природного естества и первозданности жизни. Это также и пробуждение как метафора мышления, где может подразумеваться возвращение к чистому духу, к чистому бытию, лишенному искусственно усложненных образов и соответственно перенасыщенности. Перенасыщенность в этом смысле относится и к модному заполнению сценического пространства излишком хореографии.

Важно отметить ощущение простоты и легкости, к которому располагает балет при просмотре. Эта непринужденная атмосфера образуется бессюжетной хореографией, несмотря на многочисленные (непривычные для исполнителей труппы ГАТТ РК) разнообразные танцевальные связки с переходом в неуловимые позы. Возможность рассуждения о хореографической лексике предоставляется лишь после детального просмотра/анализа всего балета и не единожды. Но то, что подобное — инсценировка бессюжетного национального балета — произошло впервые в национальном балете Казахстана, можно отметить и во время просмотра.

Очевидна попытка хореографа уйти от перегрузки сцены ненужными танцу декорациями, излишнего столкновения зрителя с драмой и дать ему возможность вдохнуть, услышать «свежий воздух». Но только ли весны? Может, это есть и предощущение нового течения, жанра в балете Казахстана?

Если говорить о казахском танце (присутствующем так или иначе в балете), то ему присущи пластичность движений рук и активная работа верхней части корпуса. Это не может не приковывать внимание зрителя. Утонченность пластического движения зачаровывает, особенно когда танцевальные комбинации сочетаются в необычных формообразующих связках, что, возможно, и стало поэтической составляющей балета. В балете Д. Уразымбетова казахский танец выразился в лейтмотивном движении и одновременно положении корпуса «Буран бель», что в переводе означает «Изящные изгибы талии»3.

3 Технически это исполняется так: рабочая нога приподнята на 45 градусов в attitude effacée назад, а верхняя часть корпуса стремится к ней, направляясь «через верх» вбок.

78

Хореографическая конструкция балета составлена из пролога, вариаций, адажио и коды, по сути, вписывающихся в pas classique — классическую форму балетного действия. Названия эпизодов музыки практически отождествляют содержание хореографических эпизодов, дают понимание попытки постановщика настроить зрителя на волну естественности, простоты, гармонии с природой. В entrée представлена сцена «Пробуждения» на музыку «Толгау» М. Тулебаева (4/4; 2/4) в исполнении девяти танцовщиц, переходящая в «Буран бель» («Изгибы талии») на одноименную народную музыку (4/4; 2/4) в исполнении пяти танцовщиц; variations стали «Кебелек» («Бабочка») на народную музыку «Елигай» (4/4; 5/4) в исполнении трех танцовщиц; «ЖМттер» («Джигиты») на музыку «Аксиса» Ж. Мусы (2/4) в исполнении четырех танцовщиков; «Ак кайын» («Береза») на одноименную народную музыку (2/4) в исполнении четырех танцовщиц; «Аншы» («Охотник») на народный кюй «Кенес» (2/4)

в исполнении солиста, к которому подключаются четыре танцовщика и одна солистка (см. рис. 2); «Жез кшк» («Медная лань») на одноименный кюй (2/4) в исполнении солистки; adagio «Ацшы мен жез кшк» («Охотник и лань») на музыку Е. Брусиловского «Баян сулу мен Козы Керпеш» (3/4; 4/4) в дуэтном исполнении солистов и coda «Жастар» («Молодежь») на народную музыку «Турымтай» (2/4) в массовом исполнении.

«Пробуждение» начинается по диагонали, задавая вектор движения (см. рис 3). Мерная поступь танцовщиц плавно перетекает в активные линии движений рук (port de bras с одновременным исполнением «айналма» — «вращение кистей рук», «бшезк ойнату» — «игра браслетами — повороты запястья в сомкнутом друг к другу положении»). «Допеванию» поз способствует музыка «Толгау» («Раздумье») М. Тулебаева, рождаемая мелодией скрипки и аккордами фортепиано, украшающими ее гармоническое

< <

и

< ж

79

Рис. 2. Сцена охотников. Солист — Дияр Акенев. Фото Виталия Исикова из личного архива Д. Уразымбетова.

Рис. 3. Пролог. Белые березы. Фото Елены Петровой из личного архива Д. Уразымбетова.

<1

<1 О

< Ж

звучание, а также соединяющем два инструмента виолончелью. Танцовщицы «реагируют» на звучание музыки не только в движениях, но и обращаясь к инструменталистам в положении кистей arrondi, прибегая к ним в одной из пластических мизансцен. То есть это не разделенные танец и музыка, а даже визуально связанные между собой зарисовки. Здесь «глаз слышит, а ухо видит». Такой способ трансформации восприятия дополняет заданную в балете поэтику танца (Абдоков 16).

Хореографическая «увертюра» переходит к эпизоду, отражающему основную пластическую идею спектакля «Буран бель». Музыковед и культуролог А. И. Мухамбетова предполагает, что этим термином можно назвать стиль постановок Д. Уразымбетова. Она поясняет это так: «Как известно, в балете жесткая прямая спина, а он вставляет гибкую спину в танец, где все тело исполнительницы поет. Свойственная классическому танцу законченность поз и фразировок

преломляется в перегибах корпуса и обилии трепетных и в наивысшей степени пластичных движениях рук и кистей. Его удивительная хореография беспрерывно льется, переливается, как вода, не останавливаясь ни на миг» (Жуйкова 115). Этот эпизод представляет собой некий калейдоскоп движения «Буран бель», обновляющийся с каждым свойственным народной музыке неквадратным размером. Более сдержанное начало, сопровождающееся множеством синхронных и специально несинхронизированных поз, набирает динамику при рассыпании танцовщиц с одной колонны по разным точкам сцены на непрерывном, создающем ощущение бесконечности движении pas de bourrée.

В эпизодах балета в форме вариаций представлена степная (или лесная?) жизнь: мелкое порхание «чарующих на миг и улетающих» (В. Красовская) бабочек; веселье местных джигитов/ охотников на джайлау, стройные, качающиеся под звуки ветра березки; охотники и обнаруживающая их лань.

80

Заданная хореографом мысль о балете-поэзии выражается и во внедрении образа природы, подразумевающей в сознании живописность. Черты искусства живописи, в свою очередь, обнаруживаются в пространственном сложении хореографии, «этимологически связанной с пластическими изобразительными искусствами и часто оперирующей их смысло-содержательными ценностями, представляя особый род визуальной ретроспекции всех возможных в природе типов движения» (Абдоков 25). Английский художник У Хогарт писал, что движения тела в жизни несколько неуклюжи, но все же они «описывают в воздухе ту или иную линию» (Хогарт 197). В танце же эти линии усиливаются и образуют более согласованные разнообразия линий. В случае «Пробуждения» они приобретают волнообразные формы в вышеупомянутой манере (чаще с прогибами в подлопаточной и поясничной частях и изломами

в локтевой части) и исполняются в определенном музыкальном метроритме.

Атмосферу камерности завершает лирическое адажио (см. рис. 4). Чувствуется, как артисты проникаются музыкой. Любящие руки простираются друг к другу в момент парящего над всеми и пронзительно звучащего голоса скрипки. Музыка движется вглубь, увеличивая вместе с музыкальным потоком уровень поддержек и количество вращений. Траектория и динамика поставленных движений пронизывает все музыкальные crescendo, diminuendo, ritenuto и forte. В этой части присутствует кордебалет, украшающий чувственную сцену. Хореографический ансамбль живо функционирует, перемещаясь в верхней части сцены (на горизонте), по авансцене, обрамляя солистов, дополняя их чувственность, но нисколько не мешая (см. рис. 5).

Торжественная кода была представлена сценой «Жастар». Ритмическое разнообразие народной

< <

и

< ж

81

Рис. 4. Айя Мелис и Дияр Акенев в исполнении «Адажио». Фото Елены Петровой из личного архива Д. Уразымбетова.

Рис. 5. Сцена «Адажио». Фото Виталия Исикова из личного архива Д. Уразымбетова.

<1

<1 О

< Ж

музыки добавило необходимую для финального эпизода динамику: в медленную часть игровой музыки хореограф ввел эффектное мини-адажио для трех пар. После интригующей/ вопрошающей люфт-паузы музыка сменилась утверждающим «Пробуждение» двойным fortissimo, после которого на сцене собрались все участники балета.

Хореограф в качестве завершающей точки представил высокую позу из серии «третий этаж», что было, например, в постановке А. Мессерера, ставившего миниатюру на тему весны на музыку С. Рахманинова. Но в постановке Д. Уразымбетова в этой позе солистка «не улетает», а, наоборот, «вылетает» на сцену, торжественно завершая балет о торжестве жизни и о ее бесконечном возрождении. Солистка — это и есть весна (см. рис. 6).

О балете хореограф рассказывает, что «это отчасти открытая метафорическая структура, которая связывает зрителя с основой нашего существования в мире. Балет,

основанный на чистом танце. Я не стараюсь кого-то в чем-то убедить, это не морализаторство. В этом случае зрителю остается найти все через внутренний поиск, через внутренние энергии. А кто и что найдет — это будет зависеть от каждого индивидуально» (Молдалим—Уразымбетов, 2021).

Хореографическому почерку Д. Уразымбетова присущи плавные, перетекающие из одной в другую связки — бесконечность танцевальных линий, едва уловимые формы поз и их соединений (их трудно определить в названия известных поз классического танца). Аристотель в «Поэтике» писал о том, что историк говорит о действительно случившемся, поэт — о том, что могло бы случиться. «Поэтому поэзия философичнее и серьезнее истории: поэзия говорит более об общем, история — о единичном» (Аристотель 126).

В балете-поэзии «Пробуждение» хореограф «позволяет» себе лирическое отступление от своих основных направлений работы, основанных на литературных и исторических

82

сюжетах. Здесь интенции автора и художника выражаются иносказательными метафорами танца и физическими телами, возможно, предвосхищая новое течение в казахстанском балете. Это покажет время.

Если говорить про его национальные балеты, то Д. Уразымбетов «не зажимает» их в рамках сугубо узких. Несмотря на его обращение к культурной айдентике казахов («Странствия Коркыта», «Пробуждение», отдельные сольные и массовые хореографические композиции), идеи, развивающиеся в его спектаклях, космополитны. А значит, применимы к другим культурам, потому наднациональны. Тема поиска себя и смысла жизни извечна и раскрывается в спектакле «Странствия Коркыта» (2019); тема тотальной урбанизации и глобализации, оторванности человека от естественного

природного начала имеется в виду в балете «Пробуждение» (2021). Вспомним и спектакли «Алиса и ее необычайные приключения» (2012) и «Дюймовочка» (2013), где в первом примере затронута тема иллюзорности сознания и сказочного бытия, а во втором автор концентрирует внимание на человеческих пороках от алчности до властолюбия. В перечисленных спектаклях важны не условия представлений, а суть обозначенных интенций.

Сколько угодно можно размышлять о балете и смысле танца. Однако не всегда нужно следовать рациональности, а можно существовать в абстракции и видении каждого отдельно взятого зрителя, его жизненного опыта и воображения. Поэтому танец способствует появлению «присутствия в мире чуда» (Фишер-Лихте 376).

<1 и

< Ж

Рис. 6. Финальная сцена балета. Фото Виталия Исикова из личного архива Д. Уразымбетова.

83

Список источников

Абдоков, Юрий. Музыкальная поэтика хореографии: Пластическая интерпретация музыки в хореографическом искусстве. Взгляд композитора. Москва, МГАХ, РАТИ-ГИТИС, 2009.

Аристотель и античная литература. Ответственный редактор Михаил Гаспаров. Москва, Наука, 1978.

Блок, Любовь. Классический танец. История и современность. Ленинград, Искусство, 1987.

о Всеволодская-Голушкевич, Ольга. Пять казахских танцев. Алма-Ата, бнер, 1988.

ш Евдокименко, Ксения. «Талия и простота». Время, 25 мая 2021, www.time.kz/articles/

- grim/2021/05/25/taliya-plyus-prostota. Дата доступа 5 июня 2021.

е Жуйкова, Людмила. «Хореографическое воплощение кюя Секена Турысбека

° "Настроение души" в поэтике стиля "Буран бель"». Central Asian Journal of Art Studies,

и т. 7, № 2, 2022, с. 112-121. DOI: 10.47940/cajas.v7i2.579.

<1

<; Молдалим, Тогжан. Беседа с Асией Мухамбетовой. Алматы, 15 апреля 2020.

и

Молдалим, Тогжан. Беседа с Дамиром Уразымбетовым. Алматы, 25 мая 2021.

Мырзагалиева, Акерке. «В Алматы прошел вечер казахской хореографии». Вечерний Алматы, 29 мая 2021, www.vecher.kz/v-almati-proshel-vecher-kazakhskoy-khoreografii. Дата доступа 5 июня 2021.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Фишер-Лихте, Эрика. Эстетика перформативности. Москва, Канон-плюс, 2015.

Хогарт, Уильямс. Анализ красоты. Перевод с английского Полины Мелковой. Ленинград, Искусство, 1987.

< ж

References

Abdokov, Yuriy. Muzykalnaya poetika khoreografii: Plasticheskaya interpretatsiya muzyki v khoreograficheskom iskusstve. Vzglyad kompozitora [Musical Poetics of Choreography: Plastic Interpretation of Music in Choreographic Art. Composer's Opinion]. Moscow, MGAKh, RATI-GITIS, 2009. (In Russian)

Aristotel i antichnaya literatura [Aristotle and Ancient Literature]. Edited by Mikhail Gasparov. Moscow, Nauka, 1978.

Blok, Lyubov. Klassicheskii tanets. Istoriya i sovremennost [Classic Dance. History

and Modernity]. Leningrad, Iskusstvo, 1987. (In Russian) £

Evdokimenko, Kseniya. "Taliya i prostata." ["Waist and Simplicity."] Vremya [Time], 25 May ^ 2021, www.time.kz/articles/grim/2021/05/25/taliya-plyus-prostota. Accessed 5 June 2021. | (In Russian)

ID

E

Fischer-Lichte, Erika. Estetika performativnosti [The Aesthetics of the Performativness]. JE

Moscow, Kanon-plyus, 2015. (In Russian)

03 <1

Hogarth, William. Analiz krasoty ¡The Analysis of Beauty]. Transl. from English by Polina ^

Melkova. Leningrad, Iskusstvo, 1987. (In Russian) u

Moldalim, Togzhan. Conversation with Assiya Mukhambetova. Almaty, 15 April 2020. (In Russian)

Moldalim, Togzhan. Conversation with Damir Urazymbetov. Almaty, 25 May 2021. 5

(In Russian) ^

Myrzagaliyeva, Akerke. "V Almaty proshel vecher kazakhskoi khoreografii." ["An evening *

of Kazakh Choreography was Held in Almaty."] Vechernii Almaty [Evening Almaty], |

LU

29 May 2021, www.vecher.kz/v-almati-proshel-vecher-kazakhskoy-khoreografii. S

Accessed 5 June 2021. (In Russian) 2

c

Vsevolodskaya-Golushkevich, Olga. Pyat kazakhskikh tantsev[Five Kazakh Dances]. m

Alma-Ata, Oner, 1988. (In Russian) §

CL S

Zhuikova, Lyudmila. "The Choreographic Embodiment of Seken Turysbek's 'The Soul £

<

Existence' Kyui in Poetics of the Buran Bel Style." Central Asian Journal of Art Studies, J

vol. 7, no. 2, 2022, pp. 112-121. DOI: 10.47940/cajas.v7i2.57. (In Russian) ^

<

Тогжан Молдал1м

Курмангазы атындагы Каза^ улттьщ консерваториясы (Алматы, Казахстан)

<1

<1 О

86

< ж

«ОЯНУ» ПОЭЗИЯ-БАЛЕТ1НДЕГ1 ТАБИFАТ ПЕН АДАМНЫЦ YНДЕУI

Ацдатпа. Казакстанда кэсiби балет eнерi 1934 жылы курылды. Осы кезен,нен бастап казак биi театрлар мен концерттiк аландардын, сахналарында пайда болады. ¥лттык балет енершщ ден,гешн кетеру Yшiн Александр Александров (Мартиросьянц) казак хореографиялык училищесш (1934) курура белсене катысады, кешн онын, шэкiртi Шара Жиенкулова халык бeлiмiн ашады (1965). Осы оку орнында казак биiне тэн кол мен аяктын, спецификалык калыптары мен кимылдарын, айналу, секiру жэне т. б. кимыл TYрлерiн Yйренуге MYмкiншiлiк пайда болды. Ш. Жиенкулова оларды казак биiне тэн би кимылдарын iздестiру жолында елiмiз бойынша шлыми-зерттеу сапарларында ЖYЙеледi. Осынын, негiзiнде езбек жэне ресейл^ эрттестердщ койылымдарынан кешн казак хореографтары тэжiрибе жасай бастады. Басында бул драмалык койылымдардаш халык билерi болса, бiраз уакыттан кешн казак бшнщ кимылдары аркылы балет спектакльдерi койыла бастады.

Осы макалада карастырылран «Ояну» койылымында казакстандык балетмейстер Дамир Уразымбетов поэзия-балет жанрына жакындай отырып, улттык би саласындары iзденiстерiн жалрастырады. Балет атауында полисемантикалык машна бар деп болжаура болады. «Ояну» терминше сiлтеме жасай отырып, хореограф кeктемдi маусым ретiнде рана карастырмайтынын айта аламыз. Шь^арма авторы кeрермендi уйкыдан оятура, таби™ болмыс пен лршЫктщ алрашкы табиратын сактаура шакырады. Ол сондай-ак ойлаудын, метафорасы ретшдеп ояну. Мунда жасанды TYрде KYPДелi бейнелерден жэне сэйкесiнше шамадан тыс каныктырудан ада таза рухка, таза болмыска кайта оралу ойы бЫнедк Хореограф сахнаны кажетсiз би безендiрулерiнен -кeрерменнiн, драмамен орынсыз соктышсудан, шамадан тыс ЖYKтеуден кутылура тырысып, онын орнына «таза ауамен» тыныстап, оны естуiне MYMкiндiк бергiсi келгеш сезiледi. Бiрак бул тек га^емнИ ауасы ма? Бэлкiм, бул Казакстан балетiндегi жан,а арымнын,, жанрдын, алдын ала хабары шь^ар? Балет жэне бидщ табираты туралы кeп ойланура болады. Бiрак рационалдылык эркашан дурыс шешiм бола бермейдi, кейде киял кeбiрек «жорары» марыналарды бiлдiруi MYMкiн. Би - элемде ражайыптын, болуына ыкпал етедi.

TipeK свздер: ояну, казак бш, Дамир Уразымбетов, Алма-Аты Жас балету КР МАБТ, табират туралы балет, Казак балетi.

Дэйексвз ушн: Молдалiм, Торжан. «"Ояну" поэзия-балетшдеп табират пен адамнын, Yндеуi». Central Asian Journal of Art Studies, т. 7, № 3, 76-88 б. DOI: 10.47940/cajas.v7i3.609.

Автор крлжазбанын со^ы нускрсын окып куптады жэне мудделер крктытсы жок екендгн мэлiмдейдi.

Togzhan Moldalim

Kurmangazy Kazakh National Conservatory (Almaty, Kazakhstan)

THE CALL OF NATURE AND HUMANITY IN THE "AWAKENING" BALLET-POETRY

Abstract. Kazakhstan professional ballet art was created in 1934. From this period Kazakh dance appears on the stages of theaters and concert venues. In order to raise the level of national ballet, Alexander Alexandrov (Martirosyants) takes an active part in the creation of the Kazakh choreographic school (1934), in which later his student Shara Zhienkulova opened a folk department (1965), where they began to study the positions and movements of arms and legs specific to Kazakh dance, spins, jumps and so on. Sh. Zhienkulova systematized them during research trips around the country in search of vocabulary characteristic of the Kazakh dance. On this basis, after staging experiments of Uzbek and Russian colleagues, Kazakh choreographers began to experiment. At the beginning these were folk dances in dramatic performances, after some time, ballet performances began to be staged using Kazakh dance movements.

In the ballet Awakening considered in this article, the Kazakh choreographer Damir Urazymbetov continues his search in the field of national dance, approaching the genre of ballet-poetry. It can be assumed that the name of the ballet contains a polysemantic meaning. Referring to the term "awakening", the choreographer broadcasts not only about spring as a season. The author of the production addresses the viewer, calling him to wake up from sleep, to preserve the natural essence and the primordial nature of life. It is also awakening as a metaphor for thinking, where a return to pure spirit, to pure being, devoid of artificially complicated images and, accordingly, oversaturation, can be implied. It is obvious that the choreographer is trying to get away from overloading the stage with unnecessary dance decorations, unnecessary collision of the viewer with the drama and giving him the opportunity to breathe in and hear the "fresh air". But is it only spring? Maybe this is also a presensation of a new trend, a genre in the ballet of Kazakhstan? You can think about ballet and the nature of dance as much as you like. But rationality is not always the right decision, sometimes imagination can dictate more "high" meanings. Dance contributes to the presence of a miracle in the world.

Keywords: awakening, Kazakh dance, Damir Urazymbetov, Young Ballet of Alma-Ata, SATD RK, ballet about nature, Kazakh ballet.

Cite: "The Call of Nature and Humanity in the Awakening' Ballet-Poetry." Central Asian Journal of Art Studies, vol. 7, no. 3, pp. 76-88. DOI: 10.47940/cajas.v7i3.609.

The author has read and approved the final version of the manuscript and declares that there is no conflict of interests.

< <

и

87

< ж

Автор туралы м^мет:

ТоFжан Жаксыльщкызы Молдалiм — музыка сыны магистр^ Qazaq Ballet Magazine Fbrnbrn^ шыгармашылык зертханасыныц арт-менеджерi, КYPманFазы атывд^ы Казак улттык консерваториясыныц арт-менеджмент кафедрасыньщ 1-шi курс докторанты (Алматы, Казакстан)

Сведения об авторе:

Тогжан Жаксылыковна Молдалим — магистр музыкальной критики, арт-менеджер научно-творческой лаборатории Qazaq Ballet Magazine, докторант 1-го курса кафедры арт-менеджмента Казахской национальной консерватории имени Курмангазы (Алматы, Казахстан)

Author's bio:

Togzhan Zh. Moldalim —

MA (Music Criticism), Art Manager of the Qazaq Ballet Magazine Research and Creative Laboratory, 1st year doctoral student, Art Management Department, Kurmangazy Kazakh National Conservatory (Almaty, Kazakhstan)

ORCID ID: 0000-0002-2007-0044 email: togzhanmoldalim@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.