Научная статья на тему 'Хореографическое воплощение кюя Секена Турысбека “Настроение души” в поэтике стиля “Буран бель”'

Хореографическое воплощение кюя Секена Турысбека “Настроение души” в поэтике стиля “Буран бель” Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
90
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
настроение души / кюй / Секен Турысбек / Дамир Уразымбетов / Тогжан Молдалим / казахский танец / наднациональный танец / the Soul Existence / kyui / Seken Turysbek / Damir Urazymbetov / Togzhan Moldalim / Kazakh dance / supranational dance

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Жуйкова Людмила Антоновна

Искусство, как преобразователь действительности в ирреальный мир, порождает множество толкований у искусствоведов и культурологов. Наднациональное же искусство не может существовать без национального. Потому рассмотрение таких категорий актуально на примере конкретных произведений, созданных творцами, живущими в условиях определенной социальной и культурной ситуации. При этом их работы могут стать лицом общечеловеческим не только по форме, но и по содержательности. Синтез музыки и хореографии – одна из самых благодатных почв для создания наднациональных произведений. Например, кюй является национальным жанром традиционной казахской музыкальной культуры, проявляющим свой футурологический потенциал в искусстве современности. Тому свидетельство – рассматриваемая в статье хореографическая композиция Дамира Уразымбетова «Настроение души» на музыку кюя Секена Турысбека, в основе своей имеющего вечную тему, наднациональную по своей сути. Инструментально-хореографическая композиция «Настроение души» – пример генерирования инновационных художественных идей в парадигме синтеза классической хореографии и казахского танца. Свойственная классическому танцу законченность поз и фразировок в композиции «Настроение души» преломляется в перегибах корпуса и обилии трепетных и в наивысшей степени пластичных движениях рук и кистей. Потому можно предположить, что танец является провозвестником нового стиля “Buran Bel” в культуре казахского танца, отчасти аутентичного, отчасти наднационального. Постановка «Настроение души» была показана на различных сценах Алматы, Санкт-Петербурга, Берлина и Нью-Дели. Ее конкурентоспособность на мировых площадках – свидетельство равноправного диалога казахской танцевальной культуры с альтернативными хореографиями других стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Choreographic Embodiment of Seken Turysbek’s "The Soul Existence" Kyui in Poetics of the Buran Bel Style

Art as a transformer of reality into an unreal world gives rise to many interpretations by art critics and culturologists. Supranational art cannot exist without national art. Therefore, the consideration of such categories is relevant on the example of specific works created by artists living in a certain social and cultural situation. At the same time their works can become common to all mankind not only in form but also in content. The synthesis of music and choreography is one of the most fertile grounds for creating supranational works. For example, kui is a national genre of traditional Kazakh musical culture, showing its futurological potential in contemporary art. The evidence is choreographic composition The Soul Existence of Damir Urazymbetov considered in the article to the music of Seken Turysbek’s kyui, which basically has an eternal theme, supranational in its essence. The Soul Existence instrumental and choreographic composition is an example of the generation of innovative artistic ideas in the paradigm of synthesis of classical choreography and Kazakh dance. The completeness of poses and phrasing typical of classical dance in the composition The Soul Existence is refracted in the bending of body and the abundance of quivering and most plastique movements of the arms and hands. Therefore, it can be assumed that the dance is a herald of the new style Buran Bel in the culture of Kazakh dance, partly authentic, partly supranational. The production The Soul Existence was shown on various stages in Almaty, St. Petersburg, Berlin and New Delhi. Its competitiveness on the world stages is evidence of an equal dialogue of the Kazakh dance culture with alternative choreographies from other countries.

Текст научной работы на тему «Хореографическое воплощение кюя Секена Турысбека “Настроение души” в поэтике стиля “Буран бель”»

<1

£

UJ >

UJ

CSCSTI 18.49.09 UDC 792.8

DOI 10.47940/cajas.v7i2.579

ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ КЮЯ СЕКЕНА ТУРЫСБЕКА «НАСТРОЕНИЕ ДУШИ» В ПОЭТИКЕ СТИЛЯ «БУРАН БЕЛЬ»

Людмила Жуйкова1

^ 1 Казахская национальная академия искусств имени Т. К. Жургенова

о (Алматы, Казахстан)

Аннотация. Искусство, как преобразователь действительности в ирреальный мир, порождает множество толкований у искусствоведов и культурологов. Наднациональное же искусство не может существовать без национального. Потому рассмотрение таких категорий актуально на примере конкретных произведений, созданных творцами, живущими в условиях определенной социальной и культурной ситуации. При этом их работы могут стать лицом общечеловеческим не только по форме, но и по содержательности.

Синтез музыки и хореографии - одна из самых благодатных почв для создания наднациональных произведений. Например, кюй является национальным жанром традиционной казахской музыкальной культуры, проявляющим свой футурологический потенциал в искусстве современности. Тому свидетельство - рассматриваемая в статье хореографическая композиция Дамира Уразымбетова «Настроение души» на музыку кюя Секена Турысбека, в основе своей имеющего вечную тему, наднациональную по своей сути. Инструментально-хореографическая композиция «Настроение души» - пример генерирования инновационных художественных идей в парадигме синтеза классической хореографии и казахского танца.

Свойственная классическому танцу законченность поз и фразировок в композиции «Настроение души» преломляется в перегибах корпуса и обилии трепетных и в наивысшей степени пластичных движениях рук и кистей. Потому можно предположить, что танец является провозвестником нового стиля "Buran Bel" в культуре казахского танца, отчасти аутентичного, отчасти наднационального.

Постановка «Настроение души» была показана на различных сценах Алматы, Санкт-Петербурга, Берлина и Нью-Дели. Ее конкурентоспособность на мировых площадках - свидетельство равноправного диалога казахской танцевальной культуры с альтернативными хореографиями других стран.

Ключевые слова: настроение души, кюй, Секен Турысбек, Дамир Уразымбетов, Тогжан Молдалим, казахский танец, наднациональный танец.

Для цитирования: Жуйкова, Людмила. «Хореографическое воплощение кюя Секена Турысбека "Настроение души" в поэтике стиля "Буран бель'». Central Asian Journal of Art Studies, т. 7, № 2, 2022, с. 112-121. DOI: 10.47940/cajas.v7i2.579.

112

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи и заявляет об отсутствии конфликта интересов.

4 октября 2019 года в театре Concordia в Алматы был впервые представлен танец «Настроение души» (на каз. «Кецш толкыны») на музыку кюя Секена Турысбека в постановке Дамира Уразымбетова. Создание хореографии на эту музыку постановщик планировал осуществить в течение 13 лет. Столько времени потребовалось на ее осмысление, обдумывание пластической основы. «Нельзя сказать, что я постоянно об этом думал, — пояснял Д. Уразымбетов, — но должно было сложиться много факторов, чтобы это случилось» (Жуйкова — Уразымбетов). Танец исполнила Тогжан Молдалим. Позже, 23 октября 2019 года, композиция была показана взыскательной аудитории профессионалов на Международном

фестивале-конкурсе в Санкт-Петербурге (Россия), для участия в котором она, собственно, и создавалась (см. рис. 1, 2). А потом, 16 февраля 2020 года, танец в рамках конкурсной программы был показан на XVII Международном хореографическом конкурсе "Тап201ушр" в Берлине (Германия). Т. Молдалим стала лауреатом обоих конкурсов. Композитор одобрил постановку Д. Уразымбетова, неоднократно приглашая исполнительницу для совместных выступлений на различных сценических площадках Алматы (с 2019 по 2021 г. на момент написания статьи). 10, 12 и 16 марта 2022 года танец был представлен Т. Молдалим в программах дипломатических концертов в Нью-Дели (Индия). Следует отметить факт,

< <

и

Рис. 1, 2. Тогжан Молдалим в композиции «Настроение души» 23 октября 2019. Концертный зал «Аврора», Санкт-Петербург, Россия. Фото из личного архива Т. Молдалим.

113

=!

<

<

<

что именно индивидуальный исполнительский стиль танцовщицы, ее утонченная передача образа и пластического содержания в рассматриваемой композиции сыграли решающую роль в успехе постановки. Интерес зрителей различных национальных регионов к хореографической композиции «Настроение души» сам по себе показателен и позволяет рассмотреть его в аспекте категорий национального и наднационального, что требует специального анализа.

Обратимся к истории создания известнейшего кюя Секена Турысбека «Кещл толкыны» («Настроение души»), которая восходит к 1985 году. 24-летний композитор, будучи художественным руководителем фольклорно-этнографического ансамбля «Сазген сазы» при Музее народных инструментов г. Алматы, поехал в Москву на XII Всемирный фестиваль молодежи и студентов (Калжанов 2017). Музыкант незадолго до этого пережил безвременный уход двух малолетних дочерей — Анар и Жанар — скорбные думы не покидали его, необходима была их сублимация в творческий замысел. Находясь в Москве, он с коллегами отправился за город на прогулку. Вдруг резко начался сильный дождь. Друзья спрятались от него в деревянном сарае. Полупризрачная атмосфера ливневого дождя, опавших листьев, ветра, сомкнувшаяся с печально-светлым настроением, навеяла композитору музыку. Позже в интервью А. Калжанову он вспоминал, что в тот момент у него не было «ни домбры, ни белого листа бумаги» (Калжанов 2021), чтобы записать настойчиво и трепетно звучащую в голове мелодию души (см. рис. 3). С. Турысбек считает, что «трагедия рождает сакральное искусство» (Калжанов 2017). Заложенные композитором интонации в мелодическую линию «Настроения души» резонируют с душой человека,

Рис. 3. Кюйши Секен Турысбек. Фото с сайта тиэюпиг^.

вызывают к жизни определенные космические вибрации.

Кюй в манере исполнения стиля «шертпе» («касанием», «щелчком») сразу стал популярен у широкой аудитории. Любим он и сегодня. Эта музыка хоть и «является духовным продолжением мыслей великих композиторов-кюйши, но имеет совершенно иную внутреннюю природу, силу сердцебиения, вовлекает слушателя в пучину мыслей и чувств» (Узак).

Человеческая жизнь, метафорически выраженная черно-белым костюмом (дизайнер Асель Лукпанова) в хореографической композиции «Настроение души», осмыслена Д. Уразымбетовым через обращение к глубинным истокам казахской культуры, к событийным и бытийным сторонам жизни. Пластика танца определяет его сюжетную нагрузку, каждое движение несет в себе определенные мысль и эмоцию. В целом — это воплощение темы поиска души — «жилицы двух миров» (Ф. Тютчев). Тема вечная и экзистенциально пережитая каждым, потому зритель чувствует заложенный хореографом смысл на подсознательном уровне генной памяти (см. рис. 4, 5).

Современному европейскому танцу присуще физическое обнажение, которое ведет к вульгарности и эротике, чего совсем нет в «Настроении души». Культуролог Асия Мухамбетова считает,

114

Рис. 4, 5. Т. Молдалим на концерте, посвященном 30-летию дипломатических отношений Казахстана и Индии 12 марта 2022. Karnataka Sangha auditorium, Нью-Дели, Индия.

Фото Негпал.

что «наполнение танца лишь тонко намекает на прелестность женщины, выделяя в ней духовную красоту, чистоту ее деяний и движений, лишенных пошлости. Создание пластического движения на основе балетной техники и казахского танца в танцевальной композиции производит сильное впечатление» (Жуйкова — Мухамбетова). Как известно, в балете жесткая прямая спина, а в «Настроении души» хореограф «вставил» гибкую спину в танец, где все тело исполнительницы «поет». Свойственная классическому танцу законченность поз и фразировок преломляется в перегибах корпуса и обилии трепетных и в наивысшей степени пластичных движениях рук и кистей. Его «певучая» хореография беспрерывно льется, переливается, как вода, не останавливаясь ни на миг. Глаз «не устает» наслаждаться этим, танец завораживает. В нем все гармонично связано с одухотворенной музыкой кюя «Кещл толкыны».

Для техники казахского танца, принятой в методических разработках хореографов и педагогов, характерна работа верхней части тела. Собственно, это близко и казахскому танцу,

бытовавшему в досоветское время. Многие его движения построены на сгибах и перегибах корпуса, переводах и положениях рук, а также движениях плеч и головы. «Настроение души» — танец, олицетворивший собой новый стиль в культуре казахского танца. Тому стилю имя, по мнению А. Мухамбетовой, — "Buran Bel" (Евдокименко). «Бурац» с казахского языка переводится как «бурить, сверлить, извиваться»; «бел» — «изящная талия». Таким образом, «Бурац бел» — изгибы тонкой талии, одной из базовых категорий женской красоты. Поэтому можно предположить, что хореографическая композиция «Настроение души» является провозвестником нового стиля в казахском танце, отчасти аутентичного, отчасти наднационального. «Нет интернационального без национального» (Шахназарова 20), в котором первостепенно его содержание, выраженное в поставленных проблемах, близких всему человечеству (см. рис. 6).

Наднациональность хореографии ощущаема зрителем во многих известных всем примерах. Это балетные спектакли «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева,

< <

и

115

<1

<1 U

Рис. 6. Т. Молдалим на концерте, посвященном 30-летию дипломатических отношений Казахстана и Индии 10 марта 2022. Azad Bhawan Auditorium, I. P. Estate, Нью-Дели, Индия. Фото Раджан Пунхани.

«Спартак» А. Хачатуряна, «Легенда о любви» А. Меликова и ряд других. В них интернациональный авторский состав — от драматургов до художников, от музыкантов до хореографов — поднимал вопросы национального своеобразия определенной культуры. Они возвысились над нацией и имеют общечеловеческое лицо, достигнув определенного слияния, и даже Ое8аш1кип81жегк.

«Сегодня, — считает искусствовед Н. Шахназарова, — когда наконец реабилитировано понятие общечеловеческого, есть настоятельная необходимость расширить рамки теоретических исследований, включив в них опыт не только советского, но и мирового искусства» (21). Необходимо выявить: 1) критерии, категоризирующие в произведениях

искусства общечеловеческую значимость; 2) каково влияние эстетических содержательных и формообразующих факторов; 3) что неотрывно связывает танец с особенностями национального мироощущения. Н. Шахназарова определяет высшее проявление национального как «художественный результат высочайшего уровня национального самосознания» (20). Потому, исходя из содержательности идеи танца «Настроение души», его эстетической и пластической основы, можно говорить о его наднациональности. Знаменательно, что кюй стал импульсом создания танца.

Кюй — национальный жанр традиционной казахской музыкальной культуры, проявляющий свой футурологический потенциал в искусстве современности. Он относится к сакрально-медитационной музыке кочевников. Е. Шаймерденулы указывает, что время длительности кюя соответствует времени концентрированной медитации. «В результате чего происходит выход в параллельные миры, который длится всего несколько секунд» (Шаймерденулы 210). Тому свидетельство — хореографическая композиция Д. Уразымбетова «Настроение души» на музыку кюя С. Турысбека, в основе своей имеющего вечную тему, наднациональную по своей сути. Рассматриваемый танец «Настроение души» — пример генерирования инновационных художественных идей в парадигме синтеза классической хореографии и казахского танца. Конкурентоспособность на мировых площадках — свидетельство равноправного диалога казахской танцевальной культуры с альтернативными хореографиями других стран.

116

Список источников

Евдокименко, Ксения. «Талия плюс простота». Время, дата публикации 25 мая 2021, www.time.kz/articles/grim/2021/05/25/taliya-plyus-prostota. Дата доступа 20 апреля 2022.

Жуйкова, Людмила. Беседа с Асией Мухамбетовой. Алматы, 19 апреля 2022.

Жуйкова, Людмила. Беседа с Дамиром Уразымбетовым. Алматы, 10 мая 2021.

Калжанов, Аманрали. «Кент толкынын тербеткен». Сетевое издание «Астана Акшамы», дата публикации 4 марта 2021, www.astana-akshamy.kz/kongil-tolqynyn-terbetken/. Дата доступа 10 апреля 2022. (На казахском)

о

Калжанов, Аманрали. «Секен Турысбек: ^й тэ^рдщ кYбiрi болса, эн - перштенщ ™

гч

^рсшю». Сетевое издание «Астана Акшамы», дата публикации 25 июля 2017, ш

www.astana-akshamy.kz/ceken-turysbek-kuj-tangirding-kubiri-bolsa-an-perishtening- -

kursinisi/. Дата доступа 10 апреля 2022. (На казахском) ш

¥зак, Тазиза. «"Кент толкыны" - ауыр кайшдан туран KYЙ». Сетевое издание МазБадв% °

www.massaget.kz/layfstayl/madeniet/music/1238/. Дата доступа 10 апреля 2022. оз

<1

(На казахском) ^

и

Шаймерденулы, Едихан. Воин Тенгри (Сборник рассказов). Алматы, [б. и.], 2020. _

Шахназарова, Нона. «Проблема национального и интернационального». Нона Шахназарова. Избранные статьи. Воспоминания. Москва, Государственный институт искусствознания, 2013, с. 9-22.

References

Evdokimenko, Kseniya. "TaLiya plyus prostota." ["Waist Plus Simplicity."] Vremya, 25 May 2021, www.time.kz/articles/grim/2021/05/25/taliya-plyus-prostota. Accessed 20 April 2022. (In Russian)

Kalzhanov, Amangali. "Konil tolkynyn terbetken." ["Calming the Soul Existence."] Astana Akshamy, 4 March 2021, www.astana-akshamy.kz/kongil-tolqynyn-terbetken/. Accessed 10 April 2022. (In Kazakh)

Kalzhanov, Amangali. "Seken Turysbek: Kyui tanirdin kyubiri bolsa, an - perishtenin £ kyrsinisi." ["Seken Turysbek: If Kyui is the Whisper of God, then the Song is the Sigh

^ of an Angel."] Astana Akshamy, 25 July 2017, www.astana-akshamy.kz/ceken-turysbek-kuj-

" tangirding-kubiri-bolsa-an-perishtening-kursinisi/. Accessed 10 April 2022. (In Kazakh)

Shaimerdenuly, Yedikhan. Voin Tengri (Sbornik rasskazov) [Warrior Tengri (Collection

CD

§ of Stories)], Almaty, [publisher not specified], 2020. (In Russian)

Shakhnazarova, Nona. "Problema natsional'nogo i internatsional'nogo." ["The Problem

03

< of National and International."] Izbrannye stati. Vospominaniya [Selected Articles. Memories].

^ Moscow, Gosudarstvennyi institut iskusstvoznaniya, 2013, pp. 9-22. (In Russian)

Uzak, Gaziza. "'Konil tolkyny' - auyr kaigydan tugan kyui." ["The Soul Existence -Kyui, Which Gave Rise to Sadness."] Massaget, www.massaget.kz/layfstayl/madeniet/ music/1238/. Accessed 10 April 2022. (In Kazakh)

Zhuikova, Lyudmila. Conversation with Assiya Mukhambetova. Almaty, 19 April 2022. (In Russian)

Zhuikova, Lyudmila. Conversation with Damir Urazymbetov. Almaty, 10 May 2021. (In Russian)

118

Людмила Жуйкова

Т. К- Жургенов атындагы Каза^ улттьщ енер академиясы (Алматы, Казахстан)

СЕКЕН Т¥РЫСБЕКТЩ «К9Ц1Л ТОЛКЫНЫ» KYWHIH «Б¥РАЦ БЕЛ» СТИЛ1НЩ ПОЭТИКАСЫНДА ХОРЕОГРАФИЯЛЫК БЕЙНЕЛЕНУ1

Ацдатпа. 9нер шындыкты бейреалды элемге TYрлендiрушi ретiнде енертанушылар мен мэдениеттанушылардын кептеген TYсiндiрмелерiн тудырады. ¥лттыктан жорары енер улттык енерсiз болмайды. Сондыктан мундай категорияларды карастыру белгiлi бiр элеуметпк-мэдени жаедайда емiр CYретiн жасаушылардын накты шырармалар мысалында езектi болып табылады. Сонымен бiрге олардын шырармалары тек формасы жашнан рана емес, мазмуны жашнан да жалпы адамзаттык TYрге айнала алады.

Музыка мен хореографиянын синтезi улттыктан жорары туындыларды жасаудын ен кунарлы негiздерiнiн бiрi болып табылады. Мысалы, казiргi замани енерде ^й - езiнiн футурологиялык MYмкiндiктерiн керсететiн казактын дэстYрлi музыкалык мэдениетшщ улттык жанры. Буран дэлел - макалада карастырылатын KYЙшi Секен Турысбектщ сазына койылран Дамир Уразымбетовтын, непзшен мэнгiлiк такырыпка ие, езiнiн мэш бойынша улттыктан жорары «Кент толкыны» хореографиялык композициясы. «Кент толкыны» аспаптык-хореографиялык композициясы классикалык хореография мен казак бишщ синтез парадигмасындары жанашыл керкемд^ идеялардын генерациялау Yлгiсi болып табылады.

«Кент толкыны» композициясындары классикалык биге тэн калыптардын толыктыры дененiн шамадан тыс бYктелiп, иiлуiмен жэне колдар мен бiлезiктердiн калтырауы мен пластикалык кимылдарынын кептiгiмен ерекшеленедi. Демек, бул бидi казак би мэдениетiндегi «Буран бел» жана стильдiн жаршысы, жартылай аутентикалык, жартылай улттыктан жорары деп пайымдаура болады.

«Кенiл толкыны» койылымы Алматы, Санкт-Петербург, Берлин жэне Нью-Дели калаларынын TYрлi сахналарында керсетiлдi. Онын элемд^ аренадаш бэсекеге кабiлеттiлiгi казак би мэдениетшщ баска елдердщ балама хореографияларымен терезесi тен диалогынын дэлелi.

TipeKсвздер: кент толкыны, KYЙ, Секен Турысбек, Дамир Уразымбетов, Торжан Молдалiм, казак биi, улттыктан жорары би.

Дэйексвз ушш: Жуйкова, Людмила. «Секен Турысбектщ "Кент толкыны" кушнщ "Буран бел" стилшщ поэтикасында хореографиялык бейнеленуЬ» Central Asian Journal of Art Studies, т. 7, № 2, 2022, с. 112-121. DOI: 10.47940/cajas.v7i2.579.

Автор крлжазбаныц со^ы нускрсын окып куптады жэне мудделер крктыгысы жок екендiгiн мэлiмдейдi.

< <

и

119

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Lyudmila Zhuikova

T. K. Zhurgenov Kazakh National Academy of Arts (Almaty, Kazakhstan)

<1

<1 О

120

THE CHOREOGRAPHIC EMBODIMENT OF SEKEN TURYSBEK'S KYUI "THE SOUL EXISTENCE" IN POETICS OF THE BURAN BEL STYLE

Abstract. Art as a transformer of reality into an unreal world gives rise to many interpretations by art critics and culturologists. Supranational art cannot exist without national art. Therefore, the consideration of such categories is relevant on the example of specific works created by artists living in a certain social and cultural situation. At the same time their works can become common to all mankind not only in form but also in content.

The synthesis of music and choreography is one of the most fertile grounds for creating supranational works. For example, kui is a national genre of traditional Kazakh musical culture, showing its futurological potential in contemporary art. The evidence is choreographic composition The Soul Existence of Damir Urazymbetov considered in the article to the music of Seken Turysbek's kyui, which basically has an eternal theme, supranational in its essence. The Soul Existence instrumental and choreographic composition is an example of the generation of innovative artistic ideas in the paradigm of synthesis of classical choreography and Kazakh dance.

The completeness of poses and phrasing typical of classical dance in the composition The Soul Existence is refracted in the bending of body and the abundance of quivering and most plastique movements of the arms and hands. Therefore, it can be assumed that the dance is a herald of the new style Buran Bel in the culture of Kazakh dance, partly authentic, partly supranational.

The production The Soul Existence was shown on various stages in Almaty, St. Petersburg, Berlin and New Delhi. Its competitiveness on the world stages is evidence of an equal dialogue of the Kazakh dance culture with alternative choreographies from other countries.

Keywords: the Soul Existence, kyui, Seken Turysbek, Damir Urazymbetov, Togzhan Moldalim, Kazakh dance, supranational dance.

Cite: Zhuikova, Lyudmila. "The Choreographic Embodiment of Seken Turysbek's 'The Soul Existence' Kyui in Poetics of the Buran Bel Style." Central Asian Journal of Art Studies, vol. 7, no. 2, 2022, pp. 112-121. DOI: 10.47940/cajas.v7i2.579.

The author has read and approved the final version of the manuscript and declares that there is no conflict of interests.

Автор туралы м^мет:

Людмила Антоновна Жуйкова —

енертану кандидаты, Т. К- Жургенов атындаFы Казак, улттык енер академиясыныц хореография педагогикасы кафедрасыныц профессоры, Православие шiркеуiнщ Касиетп шейиттер Вера, Надежда, Любовь жэне София ордендершщ иегерi, мемлекеттiк сыйльщтьщ «Халык алFысы» медалi иегерi, Казакстан Республикасы бiлiм беру шшщ уздН (Алматы, Казакстан)

Сведения об авторе:

Людмила Антоновна Жуйкова —

кандидат искусствоведения, профессор кафедры педагогики хореографии Казахской национальной академии искусств имени Т. К. Жургенова, кавалер ордена Православной церкви святых мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии, обладатель государственной награды — медали «Халык алFысы», отличник образования Республики Казахстан (Алматы, Казахстан)

Author's bio:

Lyudmila A. Zhuikova —

Candidate of Art History, Professor, Department of Pedagogy in Choreography, T. K. Zhurgenov Kazakh National Academy of Arts, the Orthodox Church Chevalier of the Holy Martyrs Vera, Nadezhda, Lyubov and Sofiya, Khalyk Algysy state medal award winner, educator excellent of the Republic of Kazakhstan (Almaty, Kazakhstan)

ORCID ID: 0000-0001-7627-1518 email: zhuikova.art@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.