Анна МЕЛОВАТСКАЯ
БАЛЕТ «ГЕОЛОГИ» В ПОСТАНОВКЕ Н. КАСАТКИНОЙ И В. ВАСИЛЁВА
В 1960-х годах в советский балетный театр пришло новое поколение хореографов. Оно сформулировало и применило на практике программу, в которой главное место отводилось собственно хореографии. Среди авторов новаторских спектаклей - Наталия Дмитриевна Касаткина и Владимир Юдич Василёв1. Их дебют («Ванина Ванини» на музыку Н. Каретникова) состоялся в 1962 г. Над следующим спектаклем «Геологи»2 (1964) они работали тоже вместе.
Для того, чтобы получить разрешение на эту постановку, Касаткина и Василёв представили в Большой театр либретто и сценарий «Геологов». Документы хранятся в РГАЛИ, в фонде Большого театра. Основой либретто послужила повесть В.Д. Осипова «Неотправленное письмо» и одноименный фильм М.К. Калатозова (1959) о геологах, которые в сибирской тайге ищут месторождение алмазов. В эпоху создания фильма и балета профессия геолога была окутана романтическим ореолом. В драматическом театре, в литературе, в «бардовской» песне «разведчики недр» олицетворяли собой дух свободы.
В либретто3 балета рассказ идет от лица девушки. Она пишет письмо, в котором описывает события, произошедшие с ней и ее товарищами. Из другого
документа-сценария4 становится ясно, что авторы спектакля поменяли первоначальное видение будущего балета. Либретто было написано раньше сценария5, и некоторых существенных деталей в сценарии нет. В либретто авторы больше опирались на действие фильма.
В сценарии действие начиналось с финального события - обнаружения девушки. Затем планировался прием «наплыва» воспоминаний: девушка начинала рассказ о событиях. В сценарии авторы несколько отошли от киносюжета. Здесь гибнет старший из трех геологов, а двое - девушка и младший геолог - выживают (в фильме выживает только старший геолог, в либретто балета - только девушка). Постановщики сконцентрировали внимание на основном событии, убрав все менее существенное. Так они отказались от присутствовавших в фильме второстепенных
В. Василёв, Н. Касаткина
' Касаткина Наталия Дмитриевна (р. 1934) и Василёв Владимир Юдич (р. 1931) получили профессиональное образование в Московском хореографическом училище (сейчас - Московская Государственная академия хореографии). Касаткина получила направление в Большой театр, где начала работать в 1954 году. Окончив училище в 1949 году, Василёв был принят в труппу Большого театра. Постановки: «Ванина Ванини» Н. Каретникова (1962), «Героическая поэма» («Геологи») Н. Каретникова (1964), «Весна священная» И. Стравинского (1965), «Тристан и Изольда» Р. Вагнера (1967), «Прелюдии и фуги» И.-С. Баха (1968), «Наш двор» Т. Хренникова (1970), «Сотворение мира» А. Петрова (1971), «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева (1972), «Прозрение» Ю. Буцко (1974), фильм «Хореографические новеллы» (1974), опера «Петр Первый»
A. Петрова (1975). В 1977году Касаткина и Василёв возглавили Государственный концертный ансамбль «Классический балет», позже переименованный в Государственный академический театр классического балета под руководством Н. Касаткиной и
B. Василёва (ГАТКБ), в котором хореографы работают по сегодняшний день. Касаткина и Василёв поставили много оригинальных балетов, среди которых «Гаяне» А. Хачатуряна (1977), «Пушкин. Размышления о поэте» А. Петрова (1979), «Волшебный камзол» Н. Каретникова
Театральное пограничье
персонажей (проводник, жена руководителя группы), но добавили двух якутов-охотников, спасших геологов. С одной стороны, такое решение вызвано предельной концентрацией действия одноактного балета, с другой стороны, здесь проявилась творческая индивидуальность Касаткиной и Василёва. Они в своих ранних балетах больше тяготели к героике и меньше - к лирике, поэтому убирали «любовные треугольники» (и в «Ванине», и в «Геологах»).
Вот как представлен будущий спектакль в сценарии.
Открывается театральный занавес, в тишине бредет девушка. Падает наземь. Появляются люди, находят ее. С этого момента звучит музыка. Девушка показывает людям обгоревшую карту. Постановщики планировали, что в этот момент задник сцены «превращается» в огромную карту. Девушка, стоя спиной к зрительному залу, протягивает руку в верхний угол большой карты, и там вспыхивает огонек - месторождение. С этого момента начинается ее рассказ. Поднимается занавес, девушка из настоящего как бы возвращается в прошлое: геологи идут через тайгу на поиск ценных минералов. «Начинается танцевальная сцена, во время которой трое геологов идут, рабо-тают»6. Сценаристы стремились к тому, чтобы возник хореографический образ суровой природы: «Декорации и группы артистов, изображающие деревья, естественно сливаясь, дают ощущение непроходимой тайги...»7. Геологи идут сквозь «.сплетения живых деревьев, которые то обступают их, то расступаются перед ними.»8. В спектакле кордебалета,
символизирующего собой лес, не будет.
В сценарии встречается много бытовых подробностей, которые кажутся лишними и трудными для реализации на балетной сцене. В эпизоде «Отдых» геологи решают отдохнуть и ложатся на землю. Они раскладывают перед собой карту и указывают на ней новое месторождение: «Гаснет свет, и только луч прожектора выхватывает из темноты троих мечтательно застывших людей. Одновременно сзади начинает просвечивать огромная карта. В ее верхнем углу, на белом пятне, зажигается яркий огонек»9. В спектакле хореографы отказались от большой карты. Эпизод заканчивался большим adagio дружбы. Дальше - драматическая кульминация спектакля - лесной пожар. В сценарии указывалось, что пожар будут изображать артисты кордебалета и будут использованы декорации. От этого замысла постановщики также отказались.
Спасая девушку, в пожаре погиб старший геолог. Второй геолог сильно пострадал, и передвигаться без посторонней помощи не мог. С эпизода гибели товарища и до пробуждения девушки сценарий балета был особенно близок к фильму.
По сценарию дальше следовал эпизод, который, в конечном счете, из спектакля выпал: выжившие геологи торопились доставить карту людям. Раненый геолог сам продолжать путь не мог и просил девушку оставить его в тайге одного. Но девушка настаивала на своем - идти вместе. Окончательно выбившись из сил, они садились отдохнуть и девушка засыпала. Проснувшись, она обнаруживала исчезновение товарища.
(1982), «Проделки Терпсихоры» И. Штрауса (1984), «Лики любви» Р. Вагнера, М. Равеля, Л.-В. Бетховена (1984), «Петербургские сумерки» П. Чайковского (1987), «Поцелуй феи» И. Стравинского
(1989), «Хрустальный башмачок» С. Прокофьева (1993), «Дама с камелиями» Дж. Верди (1995), «Чудесный мандарин» Б. Бартока (1996), «Жар-птица» И. Стравинского (2000), «Спартак»
А. Хачатуряна (2002), «Маугли» А. Праейера (2008) и др. Осуществили собственные постановки балетов классического наследия: «Лебединое озеро» П. Чайковского (1988), «Дон-Кихот» Л. Минкуса
(1990), «Щелкунчик» П. Чайковского (1994), «Спящая красавица» П. Чайковского (2004), «Коппелия» Л. Делиба (2009) и др.; несколько опер - «Так поступают все женщины» А. Моцарта (1978), «Маяковский начинается» А. Петрова (1981) и фильмов-балетов -«Адам и Ева» (1983), «Синие розы для балерины» (1985). В 2007году ГАТКБ исполнилось 30 лет.
2 После нескольких представлений первое название балета «Героическая поэма» заменили на «Геологи».
3 Либретто балета «Геологи». Литературная часть. 1961-1962 // РГАЛИ. Ф. 648 (Большой театр). Оп. 5. Ед.хр. 882. (Далее
по тексту - Либретто балета «Геологи»).
4 Сценарий балета «Геологи». Литературная часть. 1961-1962. //РГАЛИ. Ф. 648 (Большой театр). Оп. 5. Ед.хр. 882.
5 Известно, что композитор
Н. Каретников получил либретто «Геологов» еще до премьеры балета «Ванина Ванини». См.: Селицкий А. Николай Каретников. Выбор судьбы. (Исследование). Ростов-на-Дону, 1997. С 52.
6 Сценарий балета «Геологи». С. 1.
7 Там же. С. 1.
8 Там же.
Там же. С. 2.
9
Рго настоящее
Девушка бросалась на его поиски. Постановщики планировали включить в этот момент вариацию главной героини.
Предпоследний эпизод «Оплакивание погибшего» и в либретто, и в сценарии, и в самом спектакле остался неизменным. Он был задуман как пластический плач: «Девушка медленно, скорбно опустив голову, поднимается. Сзади, как бы отвечая ее настроению, появляются пластические группы людей в траурных костюмах, женщины в черных платках до полу. Все склонились в скорбных позах, напоминая траурные знамена...»10.
В финальном эпизоде «Выход к людям», по сценарию, девушка, оставшись одна, находит в себе силы идти дальше: «Ветви, словно живые, цепляются за платье и тянут назад. Лес ощетинился непроходными чащобами.»11. Девушка выходила к людям и отдавала карту. Здесь должна была повторяться первая картина. Но теперь, по сценарию, вступал оркестр, поднимался задник, «открывая ликующую толпу, которая встречает героиню. Девушка исчезает в толпе приветствующих ее людей. Затем ее поднимают и. несут на зрителя. Одновременно люди, перестроившись в тройки (такие же, как и первая тройка геологов) расходятся лучами из центра тем же движением, которым шли их предшественники»12. Такой финал был прост, чересчур плакатен, психологизм начисто снимался бравым апофеозом. Ставя балет, хореографы отказались от этой идеи и сделали другой финал, убрав артистов кордебалета.
Почему между сценарием и спектаклем такая разница? В сценарии было слишком много
бытовых, «нетанцевальных» подробностей, отвлекающих от основного действия. Они тормозили его. Касаткина и Василёв сконцентрировали внимание на главной идее спектакля, воплотив ее средствами балетного театра.
Музыка становится главным звеном спектакля. Хореограф, через собственное понимание, претворяет музыкальные образы в пластические. В работе над первым спектаклем «Ванина Ванини» образовался творческий союз хореографов Н. Касаткиной и В. Василёва и композитора Н. Ка-ретникова13. Почему возник этот союз? Каретников, Касаткина, Василёв - люди одного поколения, практически ровесники. Разные по мировосприятию, они объединились для того, чтобы в совместной работе создать три спектакля: «Ванина Ванини» ( 1962), «Геологи» ( 1964), «Крошка Цахес» ( 1983).
«. Каретников обратил на себя внимание смелостью поисков и настойчивым обращением к темам современности. В годы учебы он создал свою первую симфонию, которая привлекла внимание значительностью замысла и многогранностью отражения явлений современной жизни»14.
В 1960 году Каретников пишет «Драматическую поэму», из которой позднее родится партитура балета «Геологи». В «Драматической поэме», как и в некоторых других произведениях этого периода, «главным действующим лицом является современный человек»15.
«Балеты - особое место в творчестве. Единственная сфера творчества Каретникова, где музыкальные образы взаимодействуют с внемузыкальными»16. Как пишет А.Я. Селицкий17, приход
Там же.
11 Там же.
12 Там же.
13 Каретников Николай Николаевич (1930-1994) - советский композитор. Окончил Московскую консерваторию им. П.И. Чайковского по классу ВЯ. Шебалина
14 Денисов Э. Программа к балету «Ванина Ванини» от 20 марта 1964 года. С. 5.
15 Там же. С. 5.
16 Селицкий А. Указ. соч. С. 47.
17 Селицкий Александр Яковлевич (р. 1949) - доктор искусствоведения, профессор, академик Российской академии естествознания (РАЕН), автор нескольких монографии, в том числе - о Н. Каретникове.
10
Театральное пограничье
композитора в балет выглядит почти случайным.
Музыкальный стиль Каретникова по своей природе пластичен. В этом он близок С.С. Прокофьеву: «Как и Прокофьев, он больше тяготеет к острой характерности, он передает не только строй мыслей персонажа, но и его внешнюю повадку, манеру двигаться - <...> движение характера через характер движения»18. При этом, его балетные партитуры обладают специфическими качествами театральности.
В «Ванине Ванини» композитор первый раз пробовал свои силы в балетном театре. Литературная основа предполагала традиционные для балетного театра музыкальные эпизоды (сцена бала, погоня). В «Геологах» выбор темы, жанр (балет-поэма), требовал особого пластического решения.
Каретников решил написать для балета симфонию. «Это должна была быть именно симфония, причем симфония сложная по языку, написанная в додекафонной манере, и без всяких скидок на "балет-ность", - и при этом самим автором предназначенная для хореографической интерпретации»19. Так, в 1962 году родилась Четвертая симфония - строгая, суровая, местами категоричная, предназначенная, скорее, для концертного исполнения.
Атмосфера в стране демонстрировала неприятие подобных «экспериментов». Было очевидно, что балет с такой музыкой не допустят к постановке. Было принято решение заменить Четвертую симфонию на «Драматическую поэму». «Драматическая поэма» -произведение для большого симфонического оркестра. Она
родилась из партитуры к фильму «Ветер» (1958) режиссеров А. Алова и В. Наумова. Композитор взял главную тему, вариации, и на их основе создал новое произведение. По своей структуре - это одночастная, монотематическая композиция, с вариациями, включающими эпизоды-отступления. Для нового варианта музыки Каретников добавил два фрагмента из Четвертой симфонии.
Спектакль начинает основная музыкальная тема. В.М. Красов-ская20 пишет: «Тема изменяется в ходе событий, появляясь как бы в разных обличьях. Она звучит то прерывисто, задыхаясь, когда геологи попадают в грозу, то поникает, когда, усталые они теряют надежду, то наполняется интонациями радости когда найден драгоценный материал, то трагически разрастается в сцене пожара и растворяется в плаче о погиб-шем...»21. Эта тема проявляется во всех эпизодах, включая те, где на первый план выходят фрагменты Четвертой симфонии.
А.Я. Селицкий, О.Т. Леонтьева22 при анализе музыкального материала «Геологов» указывают на признаки сонатно-симфоничес-кой формы: «.многогранное, остроконфликтное изложение и развитие главной темы (1-й, 2-ой и 3-й разделы), яркий контраст лирической темы (балетное adagio), разделы 4-й и 5-й, момент симфонической разработки тематического материала (пожар в лесу) с трагическим траурным эпизодом (раздел 6-й и 7-й) и, наконец, заключающее повторение основной темы и траурного эпизода (раздел 8-й)»23.
Леонтьева пишет о новаторских принципах авторов спектакля, о
1 Селицкий А. Указ. соч. С. 47.
19 Там же. С. 52.
20 Красовская Вера Михайловна (1915-1999) - балетовед, критик, автор первой в советском искусствоведении фундаментальной истории русского балета и истории западноевропейского балета.
21 Красовская В. Героическая поэма // Советская музыка. М. 1964, № 4. С. 33-34.
22Леонтьева Оксана Тимофеевна -музыковед, кандидат искусствоведения (1966), автор статей и исследований, посвященных классической и современной зарубежной музыке.
3 Селицкий А. Указ. соч. С. 52.
Pro настоящее
новых задачах музыкально-пластического произведения: «В сущности мы знаем не так много психологических, «проблемных» балетов. Хореография прекрасно передает лирическую и фантастическую сказку, яркий колорит народной жизни, фольклорный эпос, исторический сюжет и т.д. Но высокая этическая идея, процесс рождения характера в борьбе - это редкая тема для произведения современной хореографии, не говоря уж о классическом балете»24. Новаторство хореографов-«шестидесятников» заключается в том, что они смогли облечь «вечную», так сказать, вневременную идею - становление личности через преодоление физическое и нравственное - в новую хореографическую форму.
Красовская замечала, что если брать музыку отдельно, то она, возможно, покажется однообразной. Но в соединении с хореографией и художественным оформлением музыкальные вариации обретают особое качество: «Именно в сплетении и соподчинении развивающихся музыкальных и хореографических форм рождается сложный симфонизм балетного театра современности»25. Леонтьева писала о значительных трудностях ритмического порядка, с которыми столкнулись танцовщики. Хоть музыка «Геологов», и не совсем «укладывается» в традиционные рамки «балетной» музыки XIX века (неизменный метр внутри номера, так называемая «квадратность» музыкальных фраз, т.е. деление на 4, 8 тактов - их легче считать), во многих эпизодах она обладает четкой ритмической структурой и ярко выраженной мелодией.
Мне удалось найти полную аудиозапись «Геологов». С позиции
нашего времени, партитура «Геологов» выглядит вполне традиционно для балета XX века. Каждый эпизод невелик по длительности - две, три, максимум четыре минуты. Действие развивается стремительно, эпизоды быстро сменяют друг друга. При этом, в каждом из них представлен выразительный, так сказать, «зримый» образ. Например, в первом эпизоде мы слышим и «видим» шагающих людей, которые осторожно, с некоторой опаской, движутся вперед. Во втором - завывающий, порывистый ветер, который мешает героям. В эпизоде находки мы буквально «видим» чудо - невероятность совершившегося удивительно тонко и выразительно передана в музыке. Шестой эпизод - это большое лирико-драматическое полотно. Следующий эпизод - «Пожар» - композитор передает наступление огня. Как будто то здесь, то там мелькают небольшие языки пламени. Они объединяются, разрастаются и образуют непроходимую огненную стену. Седьмой эпизод представляет собой трагический похоронный марш-процессию. Затем - словно человеческие рыдания. Большая пауза (минута молчания) сменяется медленным движением вперед. Люди снова идут, как и в начале балета. Но композитор добавил новую светлую тему, которая, в соединении с основной темой, дает надежду. Музыка Каретникова и образная, и танцевальная. Особенно удобны для танца эпизоды - «Ветер», «Находка и радость», «Отдых», «Оплакивание погибшего», «Выход к людям».
В них яркая запоминающаяся мелодия ложится на четкий ритмический рисунок.
24 Леонтьева О. Буклет по спектаклю «Геологи» («Героическая поэма»). Варианты статей. Литературная часть. 1961-1962. //РГАЛИ. Ф. 648 (Большой театр). Оп. 5. Ед.хр. 882. С. 11.
'. Указ. соч. С 34.
Театральное пограничье
Форма одноактного балета предполагает компактность, лаконизм изложения и минимум выразительных средств. В такой форме еще теснее связь музыки и хореографии, что позволило родиться новым жанрам: балет-симфония, балет-поэма. Тяготение к символике, к метафоре - одна из особенностей одноактного спектакля -дает простор для высказывания хореографа-постановщика.
То, что происходило на сцене, нам помогают понять рисунки-эскизы Э.Г. Стенберга к эпизоду воспоминаний о гибели геолога. Мужские фигуры - как обуглившие стволы деревьев, женские - как языки пламени. Позы отсылают к античным фризам. Массовые сцены по своему построению вызывали ассоциации с хором из древнегреческих трагедий.
Девушка-солистка танцевала трагический монолог в окружении мерно шагающих фигур: «.Этот своеобразный хор, многократно повторяющий каждую мысль-движение героини,придает им особое трагическое звучание»26. Одетые в черное трико и красные плащи, артисты создают образ: может быть это - символ обгоревшего леса, может быть образы погибших в тайге людей, может быть страхи героини, ее мысли-сомнения.
О поддержке, исполняемой девушкой в окружении мужского кордебалета, Красовская писала: «Кажется, что "черные танцовщики" не подбрасывают ее, а наоборот, тянут вниз, к земле»27.
Финал в спектакле был более многозначный, чем в сценарии: оставшись вдвоем, геологи бредут по тайге. Девушка идет впереди, ведет своего раненого товарища. Появляется пара охотников.
Характер пластики совсем другой: им весело и уютно жить в тайге. Пока человек живет в согласии с природой, она - дружелюбна. Когда же он «посягает» на ее сокровища, природа мстит ему. В «Геологах» человек, хоть и с трудом, с большими потерями, все же выходит победителем в схватке с природой.
«Прыгают как оленята, озорные, проворные.»28. Случайно наткнувшись на следы, девушка-якутка идет по нему, повторяя в танце шаги девушки-геолога. Догнав геологов, якуты помогают им, выводят из тайги.
Хореографы попробовали создать собственный хореографический язык, основанный на классическом танце, но дополненный другими пластическими системами, другими движенческими структурами такими, как спортивно-акробатические элементы (например, поддержки, «полеты» героини в adagio), приемы бытовой пантомимы, элементы современного джаз-модерн танца. Думается, что собственный хореографический почерк балетмейстеров Н. Касаткиной и В. Василёва зародился именно в «Геологах».
Еще в подготовительный период хореографы попросили знакомых геологов взять их в поход. Там они воочию увидели будни геологической экспедиции, «подглядели», запомнили многие характерные жесты и движения и затем, трансформировав их, представили на балетной сцене.
У главных героев - разные психологические и пластические характеристики. Герой Ю.К. Влади-мирова29 был самым стойким и мужественным. Он вел группу, подбадривал, поддерживал боевой
VV.
В. Кошелев.
Н. Сорокина. «Геологи»
26 Шереметьевская Н. Длинные тени (О времени, о танце, о себе). М., 2007. С. 262-263.
27 Красовская В. Указ. соч. С. 34.
Там же.
29 Владимиров Юрий Кузьмич - выпускник Московского Государственного хореографического училища, педагог - А.Н. Ермолаев. С1962 по 1987 гг. работал в Большом театре. Первый исполнитель ведущих партий в балетах Н. Касаткиной и В. Василёва: «Геологи», «Весна священная» и партий в балетах других хореографов.
28
Рго настоящее
\
дух товарищей. Его вера в успех экспедиции была незыблема. «В памяти оставались его широкие уверенные шаги, напряженные ракурсы работающей фигуры, ликующая стремительность прыжков, ласковое спокойствие жестов, умные глаза»30. Весь облик танцовщика, его внешние и профессиональные данные, соответствовали образу героя, лидера. Герой В.А. Кошелева изначально слабее, менее решителен по сравнению с героем Владимирова. Образы мужчин-геологов трактуются постановщиками, как антиподы - один сильный духом, он верит до конца, другой слабее - он сомневается и теряет надежду. Главной героиней балета становится девушка.
Героиня Н.И. Сорокиной, внешне хрупкая, оказывалась сильным целеустремленным человеком. Критик писал: «Танец Н. Сорокиной, поверенный "алгеброй техники", вполне гармоничный. Это умный танец современной танцовщицы, ставящей новые "рекорды" поэтической выразительности»31. Именно в «Геологах» многие увидели в Сорокиной32 не только
В. Кошелев. Н. Сорокина. Ю. Владимиров. «Геологи»
сильную, технически безупречную, хорошо выученную балерину, но и драматическую актрису.
Вспоминая работу над «Геологами», Сорокина заметила, что возникали некоторые трудности в освоении хореографической лексики спектакля. Большой вклад в постановку внесла педагог-репетитор М.Т. Семенова. Буквально каждый жест Сорокина искала вместе с ней. Отметим, что и в «Ванине» и в «Геологах» с исполнительницами главных ролей работала Семенова. Сорокина, как и Рябинкина, говорят об одном и том же методе Семеновой в работе над новым образом: поиск собственных пластических и эмоциональных красок, требование пропустить создающийся образ через себя.
Касаткина и Василёв «раскрыли» в полной мере таланты Сорокиной и Владимирова: по сути, с работы в «Геологах» начался их уникальный дуэт.
Художник спектакля Э.Г. Стен-берг33 много работал в балетном театре. Спектакль «Геологи» стал первой его совместной работой с Касаткиной и Василёвым. Их
30 Шереметьевская Н. Указ. соч. С. 262.
\ Указ. соч. С 34.
32 Сорокина Нина Ивановна - выпускница Московского Государственного хореографического училища, педагог - С.Н. Головкина. С1961
по 1988 г. работала в Большом театре. Первая исполнительница во многих балетах, в том числе «Геологи», «Весна священная»
33 Стенберг Энар Георгиевич (1929 -2002) - театральный художник.
В Большом театре шло с его оформлением «Испанское каприччио» (балетмейстеры В. Гонсалес и М. Камалетдинов, постановка 1963 г.). В Театре им. С.М. Кирова -«Двенадцать» (Л. Якобсон, 1964), «Жемчужина» (К. Боярский, 1965), «Сотворение мира» (Н. Касаткина и В. Василёв 1971) и др.
Театральное пограничье
совместное творчество также получит в дальнейшем продолжение.
Художник взял за основу принцип движущейся панорамы: «В трапеции, прорезанной на черном бархате, то движутся, то останавливаются, окружая героев, образы непокорной природы.Словно в кинообъективе - переход через скалы и пропасти.»34. Художественное оформление решено в полном согласии с пластической идеей спектакля. Стенберг создал и костюмы спектакля «Геологи».
Еще в первой половине прошлого века некоторыми хореографами предпринимались попытки максимально освободить тело танцовщика от отвлекающих внимание деталей костюма (К. Голейзовский, Л. Якобсон, Дж. Баланчин и др.). Причины скрывались в развитии техники танца, в частности, в усложнении дуэтного танца. Воплощение на балетной сцене новых идей, обращение к современным сюжетам, создание более обобщенных хореографических образов также привело к изменению костюма. При этом подчеркивалась красота линий человеческого тела. С 1960-х годов на балетной сцене прочно заняло свое место эластичное трико.
Главные герои были одеты практически одинаково: обтягивающее трико, футболки, свитера. Старший геолог - черное трико, ярко-красная «футболка», на ногах - светлые мягкие, без каблука, полусапожки. Второй, младший геолог - трико чуть ниже колена, красновато-коричневая футболка, на ногах -темные носки и балетки. Костюм девушки: темное трико, зеленый свитер, светлая косынка. Артисты, занятые в массовых сценах были одеты в черные комбинезоны. У женщин - красные плащи-накидки,
покрывающие голову. Костюмы якутов-охотников практически соответствовали национальному якутскому костюму
В чем новизна «Геологов»? Почему постановка имела успех? Это связано отчасти с выбором темы, сюжета. Но главное заключалось в другом. Касаткина и Василёв вернули хореографическому языку право на главенство в балетном спектакле.
«Интересное и новое явление в жизни театра. большой шаг в развитии советского хореографического искусства, - писала К. Южина35. «Геологов» хвалила В. Кригер: «.несомненная удача»36; А. Дьяконов: «.большая и принципиальная удача»37. И. Моисеев позднее, в статье о Касаткиной писал: «балет прозвучал очень своевременно, окрыляющее, вызывающе хоро-шо»38. Н. Шереметьевская считала: «.Работу Наталии Касаткиной и Владимира Василёва можно по праву назвать новаторской, им удалось насытить "Геологов" более глубокой психологией, не загрузив балет чуждыми ему приемами, и тем самым подтвердить выразительное могущество пластики»39. «Словно стирались грани, и каждое из искусств, становясь в особую зависимость от других как будто теряя в правах, на самом деле обретало свободу.»40.
4 Красовская В. Указ. соч. С. 33.
35 Южина К. Героическая поэма // Московский комсомолец, 1964,25 февраля.
36 Кригер В. Героическая поэма // Вечерняя Москва, 1964,3 февраля.
37Дьяконов А. Иди, геолог!//Труд, 1964,18 февраля.
38 Моисеев И. Сказать в искусстве новое // Известия. 1984,30 марта.
39 Шереметьевская Н. Указ. соч. С. 263.
'' Красовская В. Указ.соч. С. ■