УДК 325.14
М. А. Питухина
БАЛАНС ИНТЕРЕСОВ В МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССАХ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Статья посвящена поиску баланса интересов в миграционной политике на постсоветском пространстве. В основу анализа положены данные МОТ, ООН, Федеральной миграционной службы РФ, Всемирного Банка, Российского совета по международным делам и Института социологии РАН. Это позволило детализировать входящий в Россию миграционный поток с целью выявления оптимальных механизмов балансирования миграционной политики на современном этапе. Проведенное обследование позволило прийти к выводу о том, что миграционный поток крайне неоднородный. В связи с этим автор предлагает новые механизмы балансирования миграционной политики на постсоветском пространстве: надежные системы управления и более жесткое регулирование экономики в интеграционной структуре ЕАЭС. При их помощи представляется возможным наладить отношения с государствами-партнерами и улучшить их на всех уровнях — государства-реципиента, принимающего общества, самих мигрантов, государства-донора.
Ключевые слова: миграция, баланс интересов, постсоветское пространство, новые вызовы, механизмы регулирования.
Республики бывшего СССР представляют особенный политический и экономический интерес. Это и центр внимания крупных игроков, и элемент геополитической конкуренции, и богатейшая ресурсная база. В условиях сложившихся реалий на постсоветском пространстве можно с уверенностью констатировать, что в настоящее время зарождается новая система международных отношений. На смену традиционным акторам, господствующим в регионе (США, Япония, Европа), приходят Россия и Азия, Европа при этом сохраняет свои позиции.
Новые условия сосуществования порождают новые вызовы, с которыми сталкивается Россия, — мировой финансовый кризис 2008 г и его последствия, санкции, волатильность рубля, движение НАТО на восток, война на границе с Украиной. Очевидно, что в сложившихся условиях Россия вынуждена искать союзников, формировать коалицию и укреплять свои границы. В настоящее время России необходимо выстраивать международные отношения так, чтобы тактическое и стратегическое сотрудничество с партнерами, в том числе в области стратегической безопасности, развивалось наиболее эффективно.
Не вызывает сомнения, что для России постсоветское пространство — наиболее подходящий регион для формирования коалиции. Однако здесь имеются свои особенности.
С точки зрения политики, этот регион неоднороден. Так, Российский совет по международным делам и Институт востоковедения РАН подразделяют партнеров из Центральной Азии на три группы:
— безусловные партнеры-союзники (Казахстан);
— условные партнеры-союзники (Кыргызстан, Таджикистан);
© Питухина М. А., 2015
— условно независимые партнеры (Узбекистан и Туркменистан). Мы дополним эту типологию остальными странами постсоветского пространства — Украиной, Арменией, Молдовой, Беларусью (табл. 1).
Таблица 1. Типы партнерства на постсоветском пространстве
Безусловные Условные Условно независимые
партнеры-союзники партнеры-союзники партнеры
Казахстан Кыргызстан Узбекистан
Армения Таджикистан Туркменистан
Беларусь Украина
Молдова
Источник: Интересы России..., http://russiancouncil.ru.
В условиях, когда большая часть стран постсоветского пространства выступает в качестве условных партнеров или условно независимых партнеров, Россия вынуждена формировать коалицию с целью недопущения хаоса в регионе и распространения своего влияния на международной арене. Это, безусловно, непростая задача. В таком случае основой взаимодействия может стать экономика.
С экономической точки зрения наиболее тесные связи с бывшими республиками СССР проявляются в потоке человеческих ресурсов в Россию. Ряд ученых (СИои^поуэйкИ, Denisenko, 2014) отмечают необходимость регулирования этого потока с целью «дальнейшего стабильного развития экономик государств-членов в интересах повышения жизненного уровня населения» (Договор о Евразийском экономическом союзе, http://www.consultant.ru). Известный американский политолог Дж. Най также утверждает, что «в экономике возможен обоюдный выигрыш — вроде соглашения испечь пирог побольше. Такие выигрыши достигаются только благодаря сотрудничеству между государствами» (Най, 1989, с. 76). Становится понятно, что необходимо и дальше поддерживать и развивать связь с бывшими республиками СССР. В связи с этим с 1 января 2015 г. начал функционировать Евразийский союз.
В настоящее время в миграционной политике Евразийского союза усугубляются противоречия, которые все более ярко проявляются при регулировании сбалансированности в силу различия интересов целой плеяды акторов: титульной нации, мигрантов, государства-реципиента и государства-донора. Очевидно, что баланс интересов можно достичь только через ориентацию акторов на ведение взаимовыгодного диалога, поэтому разработка различных стратегий с учетом интересов сторон — это шаг на пути к балансу.
Профессор Австралийского национального университета Р. Такур утверждает, что «баланс интересов» — более привлекательная концепция в современных международных отношениях, нежели концепция «национального интереса», а также описывает минусы концепции национального интереса и преимущества концепции «баланса интересов». «Национальный интерес», по мнению Р. Такура, является ошибочным и не приносит никакой пользы в политике. В качестве при_ 157
ПОЛИТЭКС- 2015. Том 11, № 3
мера он приводит Австралию, где уже давно функционирует сбалансированный подход по ряду вопросов — безопасности, экономическим и глобальным приоритетам, поиску компромиссов. По мнению Р. Такура, долгое время миграция служила для удовлетворения национальных интересов, а в настоящее время служит для удовлетворения баланса интересов (Thakur, http://www.oxfordhand-books.com).
С нашей точки зрения, в Австралии произошла трансформация внешнеполитических ориентиров в русле осознания таких понятий, как «национальный интерес» и «национальная безопасность». В связи с этим Австралия рассматривает международные институты как инструмент защиты своих национальных интересов. Если исходить из теории баланса интересов Р. Такура, то Россия в международных отношениях придерживается ортодоксальной концепции национального интереса, а не концепции баланса сил. Мы полагаем, что в условиях современных международных отношений, особенно на постсоветском пространстве, концепция национального интереса является краеугольной для России.
Обратимся теперь к анализу входного миграционного потока. Зачастую ученые, пишущие о миграции, не пытаются детально анализировать миграционный поток. С нашей точки зрения, в этом заключается минус подходов к анализу миграционной политики. В данной статье мы предпринимаем попытку осуществить детализацию входящего миграционного потока для последующей оптимизации миграционной политики.
Российский совет по международным делам выделяет 15 видов угроз и вызовов, исходящих от стран Центральной Азии. Среди списка угроз ученые выделяют «рост трудовой миграции». В данном контексте Совет лишь транслирует общественное мнение. Так, согласно опросу Левада-центра, в 2013 г на просьбу «Назовите, пожалуйста, 5-6 проблем Москвы, которые беспокоят вас больше всего» 1000 москвичей в возрасте 18 лет и старше (погрешность при такой выборке не превышает 4,8 %) главной проблемой назвали «мигрантов из бывших южных республик СССР / с Северного Кавказа», далее следуют «рост коммунальных платежей» и «уличные пробки» (Москва накануне выборов мэра..., http://www.levada.ru).
В настоящее время миграция воспринимается коренным населением России как угроза/вызов. Это неслучайно, поскольку миграционные потоки характеризуются:
— отсутствием системы мер, направленных на предотвращение или уменьшение миграции;
— отсутствием научно обоснованных стратегий управления миграцией на основе анализа международного опыта стран, которые успешно прошли этот этап;
— неопределенностью допустимого предела, за которым миграция будет рассматриваться уже как угроза национальной безопасности и национальным интересам.
Таким образом, в настоящее время возникает дилемма: как перевести миграцию из разряда угроз в разряд возможностей? Достичь поставленной цели поможет сбалансированность миграционного потока через регулирование
158 -
ЛОЛИЖЖСС- 2015. Том 11, № 3
рынка труда на основе анализа международного опыта стран, которые успешно прошли этот этап. Оптимальная концепция регулирования миграционной политики с целью повышения ее сбалансированности, на наш взгляд, включает следующие иностранные механизмы: реализацию принципа «интеграции до миграции» (Финляндия), достижение баланса на рынке труда (Швеция, Дания), привлечение квалифицированных мигрантов (Германия), предоставление широкого спектра прав мигрантам (Швеция, Финляндия), снижение социальной напряженности (Исландия) (Питухина, 2015).
В России перечисленные механизмы балансировки миграционной политики применяются, к сожалению, несистемно. Система регулирования миграционных потоков находится в зачаточном состоянии. Ситуация характеризуется нестабильностью. В частности, в качестве примера недавних изменений можно назвать замену квотирования на патентование.
С целью выявления оптимальных механизмов балансирования миграционной политики на современном этапе предлагаем подробнее рассмотреть детализацию входного миграционного потока (табл. 2).
Из табл. 2 следует, что входной миграционный поток крайне неоднородный. Среднероссийское значение вывести крайне сложно. РивЛ-факторы миграции зачастую кардинально различаются, вклад в ВВП стран-доноров варьируется от 0,1 % до 48,1 %, коэффициент мобильности порой достигает 15,9 %. Валовый национальный доход (ВНД) также различный (от низкого до выше среднего), Индекс развития человеческого потенциала составляет от 0,620 до 0,793. В таких условиях регулировать миграционную политику России представляется крайне проблематичным.
Очевидно, что в сложившихся условиях необходимо вырабатывать новый системный подход к управлению потоками. В связи с тем, что регион крайне противоречив и неоднороден по своим экономическим характеристикам, предлагаем следующие новые механизмы оптимизации миграционной политики на данном направлении: 1) надежные системы управления; 2) регулирование экономики.
Система управления — наукоемкое, технологичное средство, активно разрабатываемое учеными в последние годы во всех развитых странах. В условиях интеграции это крайне эффективный рычаг как в политической, так и в экономической сферах. Эффективная система управления сочетает в себе как элементы плановой экономики (формирование миграционных программ), так и механизм выработки управленческих решений на основе использования уже имеющейся информации (регулирование миграционного потока на основе международного опыта Швеции, Финляндии, Германии, Дании, Исландии). Хорошие системы управления на сегодняшний день способствуют социально-экономическому прогрессу. Они позволят сформировать политику на постсоветском пространстве таким образом, чтобы минимизировать ущерб, который страна понесет в результате углубления и расширения интеграции.
В соответствии с Договором ЕАЭС предполагается гармонизация экономик стран Евразийского союза, аннулирование тарифов, всевозможных барьеров, препятствующих свободному передвижению товаров, услуг и капитала внутри стран-участниц. В условиях динамичной интеграции необходимо помнить
_ 159
ПОЛИТЭКС. 2015. Том 11, № 3
Таблица 2. Детализация входного миграционного потока
Национальность Количество мигрантов (ФМС РФ, январь 2015) РивИ-факторы, определяющие миграцию (МОТ) Коэффициент мобильности (доля мигрантов, % от населения своей страны) Отношения коренного населения Вклад мигрантов в ВВП страны (2013) Индекс развития человеческого потенциала (ООН, 2013) Уровень безработицы молодежи (Всемирный Банк, 2013) Валовый национальный доход (Всемирный Банк, 2013)
Украина 2 417 575 отсутствие достаточного количества рабочих мест низкая зарплата на вакантных местах недостаток трудового опыта 5,6 толерантность 5,4 0,740 17,8 ниже среднего ($1046-4125)
Узбекистан 2 215 780 отсутствие начального трудового опыта 7,4 негатив данных нет 0,654 20,3 ниже среднего ($1046-4125)
Таджикистан 999 169 отсутствие начального трудового опыта 12,5 негатив 48,1 0,622 15,6 низкий ($1045 или меньше)
Казахстан 597 559 отсутствие начального трудового опыта 3,5 негатив 0,1 0,754 4,5 выше среднего ($4126-12 745)
Азербайджан 579 493 отсутствие начального трудового опыта 6,1 негатив 2,4 0,734 14,8 выше среднего ($4126-12 745)
Молдавия 561 033 отсутствие достаточного количества рабочих мест низкая зарплата на вакантных местах недостаток рабочих мест 15,8 нейтральность 24,5 0,660 14,8 ниже среднего ($1046-4125)
Киргизия 544 956 отсутствие начального трудового опыта недостаток рабочих мест недостаток трудового опыта 9,6 негатив 31,4 0,622 15,6 ниже среднего ($1046-4125)
Белоруссия 517 828 отсутствие начального трудового опыта 5,5 толерантность 1,7 0,793 12,2 выше среднего ($4126-12 745)
Армения 480 017 отсутствие начального трудового опыта сверхподготовленность дискриминация из-за предрассудков (например, в связи с инвалидностью, религией, расой, внешним видом, семейным положением) 15,9 негатив 21,4 0,729 33,1 ниже среднего ($1046-4125)
Источники: Статистика ФМС РФ..., http://www.fms.gov.ru; Youth in Eastern Europe..., http://www.ilo.org; Human Development Index 2013, http://hdr.undp.org; World Bank. Classification..., http://data.worldbank.org; World Bank 2013..., http://data.worldbank.org; World Bank. Youth Unemployment 2013..., http://data.worldbank.org; Дробижева, http://russiancouncil.ru.
о регулировании рынка труда, в том числе в отношении миграционных потоков. Например, в России можно ввести квоты на мигрантов из стран — поставщиков трудовых ресурсов с тем, чтобы создать конкуренцию между мигрантами (повышение качества миграционных потоков). Основание для квотирования — уровень профессионального образования. Причем для каждого вида экономической деятельности (ВЭД) устанавливается уровень образования мигранта. Например, для ВЭДов F «Строительство» и G «Оптовая и розничная торговля» принимаются только мигранты со средним профессиональным образованием. Для повышения оптимизации миграционных потоков также необходимо ввести онлайн-систему выдачи и получения патентов.
Таким образом, при помощи вышеобозначенных механизмов представляется возможным наладить отношения с государствами-партнерами и сделать их еще лучше на всех уровнях — государства-реципиента, принимающего общества, самих мигрантов, государства-донора.
Литература
Договор о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) // http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_170264 (дата обращения: 01.05.2015) (The Treaty on the Eurasian Economic Union (EAEC) // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_170264 (date of access: 01.05.2015)).
Дробижева Л. Проблема толерантности в отношении к мигрантам // http://russiancouncil. ru/inner/?id_4=2021#top (дата обращения: 01.05.2015) (Drobizheva L. The Problem of Tolerance towards Migrants // http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=2021#top (date of access: 01.05.2015)).
Интересы России в Центральной Азии: содержание, перспективы, ограничители // http:// russiancouncil.ru/common/upload/RIAC_Central_Asia.pdf (дата обращения: 01.05.2015) (The Interests of Russia in Central Asia: the Content, Perspectives, Constraints // http://russiancouncil.ru/ common/upload/RIAC_Central_Asia.pdf (date of access: 01.05.2015)).
Москва накануне выборов мэра — полное обследование // http://www.levada.ru/17-07-2013/moskva-nakanune-vyborov-mera-polnoe-issledovanie (дата обращения: 01.05.2015) (Moscow on the Eve of the Mayoral Election — a Full Examination // http://www.levada.ru/17-07-2013/ moskva-nakanune-vyborov-mera-polnoe-issledovanie (date of access: 01.05.2015)).
Най Дж. Взаимозависимость и изменяющаяся международная политика // Мировая экономика и международные отношения. 1989. № 12. С. 76-80 (Nye J. Interdependence and Changing International Policy // World Economy and International Relations.1989. N 12. P. 76-80).
Питухина М. Создание основ концепции регулирования миграционной политики с целью достижения баланса интересов вовлеченных акторов // Вестник Государственного Университета Управления. 2015. № 5. С. 310-315 (Pitukhina M. Creating a Regulation Based on the Concept of Migration Policy in Order to Achieve a Balance of Interests of Involved Actors // Bulletin of State University of Management. 2015. N 5. P. 310-315).
Статистика ФМС РФ, январь 2015 // http://www.fms.gov.ru/about/statistics/data (дата обращения: 01.05.2015) (Statistics of the Federal Migration Service in January 2015 // http://www.fms. gov.ru/about/statistics/data (date of access: 01.05.2015)).
Choudinovskikh O., Denisenko M. B. Migration between CIS Countries // XIV Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества: в 4 кн. Кн. 2 / отв. ред. Е. Г. Ясин. М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2014. C. 151-152 (Choudinovskikh O., Denisenko M. B. Migration between CIS Countries // XIV April International Scientific Conference on Economy and Society Development: in 4 vols. Vol. 2 / ed. by E. Yasin. M.: HSE, 2014. P. 151-162).
Human Development Index 2013 //http://hdr.undp.org/sites/default/files/reports/14/hdr2013_ en_complete.pdf (date of access: 01.05.2015).
162 -
ЛОЯИЖЖсС- 2015. Том 11, № 3
Thakur R. A «Balance of Interests» // The Oxford Handbook of Modern Diplomacy. http:// www.oxfordhandbooks.com/view/10.1093/oxfordhb/9780199588862.001.0001/oxfordhb-780199588862-e-4#oxfordhb-9780199588862-div1-22 (date of access: 01.05.2015).
World Bank. Classification. Country and Lending Groups 2013 // http://data.worldbank.org/ about/country-and-lending-groups#Low_income (date of access: 01.05.2015).
World Bank 2013. Personal remittances, received (% of GDP) // http://data.worldbank.org/indi-cator/BX.TRF.PWKR.DT.GD.ZS (date of access: 01.05.2015).
World Bank. Youth Unemployment 2013 //http://data.worldbank.org/indicator/SL.UEM.1524.ZS (date of access: 01.05.2015).
Youth in Eastern Europe and Central Asia Face Multiple Barriers in Finding Decent Jobs // http:// www.ilo.org/global/about-the-ilo/newsroom/news/WCMS_364005/lang--en/index.htm (date of access: 01.05.2015).
ЛОЛИМЭКС- 2015. Том 11, № 3