Научная статья на тему 'Баланс интересов в миграционных процессах на постсоветском пространстве'

Баланс интересов в миграционных процессах на постсоветском пространстве Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
99
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИГРАЦИЯ / БАЛАНС ИНТЕРЕСОВ / ПОСТСОВЕТСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / НОВЫЕ ВЫЗОВЫ / МЕХАНИЗМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ / MIGRATION / BALANCE OF INTERESTS / POST SOVIET SPACE / NEW CHALLENGES / REGULATION MECHANISMS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Питухина Мария Александровна

Статья посвящена поиску баланса интересов в миграционной политике на постсоветском пространстве. В основу анализа положены данные МОТ, ООН, Федеральной миграционной службы РФ, Всемирного Банка, Российского совета по международным делам и Института социологии РАН. Это позволило детализировать входящий в Россию миграционный поток с целью выявления оптимальных механизмов балансирования миграционной политики на современном этапе. Проведенное обследование позволило прийти к выводу о том, что миграционный поток крайне неоднородный. В связи с этим автор предлагает новые механизмы балансирования миграционной политики на постсоветском пространстве: надежные системы управления и более жесткое регулирование экономики в интеграционной структуре ЕАЭС. При их помощи представляется возможным наладить отношения с государствами-партнерами и улучшить их на всех уровнях государства-реципиента, принимающего общества, самих мигрантов, государства-донора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Balance of Interests in Migration Processes on the Post-Soviet Space

Paper is dealing with balance of interests search in migration policy on a post-soviet space. Research data is presented with the ILO report, the Human Development Report, Federal Migration Service statistics, materials of the World Bank, Russian Foreign Affairs Council, Institute of Sociology RAS. This resulted in migration inflow detailed analysis aimed at contemporary migration policy optimal balancing mechanisms outlining. The research resumed that migration flow is highly heterogeneous. In this context the author suggests the following regulation mechanisms on the post-soviet space reliable control system and heavy economy regulation in a new integration structure Eurasian Union. Thanks to these mechanisms it is possible to re-establish relations with partners and upgrade them on all levels recipient state, donor state, recipient society, migrants themselves.

Текст научной работы на тему «Баланс интересов в миграционных процессах на постсоветском пространстве»

УДК 325.14

М. А. Питухина

БАЛАНС ИНТЕРЕСОВ В МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССАХ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Статья посвящена поиску баланса интересов в миграционной политике на постсоветском пространстве. В основу анализа положены данные МОТ, ООН, Федеральной миграционной службы РФ, Всемирного Банка, Российского совета по международным делам и Института социологии РАН. Это позволило детализировать входящий в Россию миграционный поток с целью выявления оптимальных механизмов балансирования миграционной политики на современном этапе. Проведенное обследование позволило прийти к выводу о том, что миграционный поток крайне неоднородный. В связи с этим автор предлагает новые механизмы балансирования миграционной политики на постсоветском пространстве: надежные системы управления и более жесткое регулирование экономики в интеграционной структуре ЕАЭС. При их помощи представляется возможным наладить отношения с государствами-партнерами и улучшить их на всех уровнях — государства-реципиента, принимающего общества, самих мигрантов, государства-донора.

Ключевые слова: миграция, баланс интересов, постсоветское пространство, новые вызовы, механизмы регулирования.

Республики бывшего СССР представляют особенный политический и экономический интерес. Это и центр внимания крупных игроков, и элемент геополитической конкуренции, и богатейшая ресурсная база. В условиях сложившихся реалий на постсоветском пространстве можно с уверенностью констатировать, что в настоящее время зарождается новая система международных отношений. На смену традиционным акторам, господствующим в регионе (США, Япония, Европа), приходят Россия и Азия, Европа при этом сохраняет свои позиции.

Новые условия сосуществования порождают новые вызовы, с которыми сталкивается Россия, — мировой финансовый кризис 2008 г и его последствия, санкции, волатильность рубля, движение НАТО на восток, война на границе с Украиной. Очевидно, что в сложившихся условиях Россия вынуждена искать союзников, формировать коалицию и укреплять свои границы. В настоящее время России необходимо выстраивать международные отношения так, чтобы тактическое и стратегическое сотрудничество с партнерами, в том числе в области стратегической безопасности, развивалось наиболее эффективно.

Не вызывает сомнения, что для России постсоветское пространство — наиболее подходящий регион для формирования коалиции. Однако здесь имеются свои особенности.

С точки зрения политики, этот регион неоднороден. Так, Российский совет по международным делам и Институт востоковедения РАН подразделяют партнеров из Центральной Азии на три группы:

— безусловные партнеры-союзники (Казахстан);

— условные партнеры-союзники (Кыргызстан, Таджикистан);

© Питухина М. А., 2015

— условно независимые партнеры (Узбекистан и Туркменистан). Мы дополним эту типологию остальными странами постсоветского пространства — Украиной, Арменией, Молдовой, Беларусью (табл. 1).

Таблица 1. Типы партнерства на постсоветском пространстве

Безусловные Условные Условно независимые

партнеры-союзники партнеры-союзники партнеры

Казахстан Кыргызстан Узбекистан

Армения Таджикистан Туркменистан

Беларусь Украина

Молдова

Источник: Интересы России..., http://russiancouncil.ru.

В условиях, когда большая часть стран постсоветского пространства выступает в качестве условных партнеров или условно независимых партнеров, Россия вынуждена формировать коалицию с целью недопущения хаоса в регионе и распространения своего влияния на международной арене. Это, безусловно, непростая задача. В таком случае основой взаимодействия может стать экономика.

С экономической точки зрения наиболее тесные связи с бывшими республиками СССР проявляются в потоке человеческих ресурсов в Россию. Ряд ученых (СИои^поуэйкИ, Denisenko, 2014) отмечают необходимость регулирования этого потока с целью «дальнейшего стабильного развития экономик государств-членов в интересах повышения жизненного уровня населения» (Договор о Евразийском экономическом союзе, http://www.consultant.ru). Известный американский политолог Дж. Най также утверждает, что «в экономике возможен обоюдный выигрыш — вроде соглашения испечь пирог побольше. Такие выигрыши достигаются только благодаря сотрудничеству между государствами» (Най, 1989, с. 76). Становится понятно, что необходимо и дальше поддерживать и развивать связь с бывшими республиками СССР. В связи с этим с 1 января 2015 г. начал функционировать Евразийский союз.

В настоящее время в миграционной политике Евразийского союза усугубляются противоречия, которые все более ярко проявляются при регулировании сбалансированности в силу различия интересов целой плеяды акторов: титульной нации, мигрантов, государства-реципиента и государства-донора. Очевидно, что баланс интересов можно достичь только через ориентацию акторов на ведение взаимовыгодного диалога, поэтому разработка различных стратегий с учетом интересов сторон — это шаг на пути к балансу.

Профессор Австралийского национального университета Р. Такур утверждает, что «баланс интересов» — более привлекательная концепция в современных международных отношениях, нежели концепция «национального интереса», а также описывает минусы концепции национального интереса и преимущества концепции «баланса интересов». «Национальный интерес», по мнению Р. Такура, является ошибочным и не приносит никакой пользы в политике. В качестве при_ 157

ПОЛИТЭКС- 2015. Том 11, № 3

мера он приводит Австралию, где уже давно функционирует сбалансированный подход по ряду вопросов — безопасности, экономическим и глобальным приоритетам, поиску компромиссов. По мнению Р. Такура, долгое время миграция служила для удовлетворения национальных интересов, а в настоящее время служит для удовлетворения баланса интересов (Thakur, http://www.oxfordhand-books.com).

С нашей точки зрения, в Австралии произошла трансформация внешнеполитических ориентиров в русле осознания таких понятий, как «национальный интерес» и «национальная безопасность». В связи с этим Австралия рассматривает международные институты как инструмент защиты своих национальных интересов. Если исходить из теории баланса интересов Р. Такура, то Россия в международных отношениях придерживается ортодоксальной концепции национального интереса, а не концепции баланса сил. Мы полагаем, что в условиях современных международных отношений, особенно на постсоветском пространстве, концепция национального интереса является краеугольной для России.

Обратимся теперь к анализу входного миграционного потока. Зачастую ученые, пишущие о миграции, не пытаются детально анализировать миграционный поток. С нашей точки зрения, в этом заключается минус подходов к анализу миграционной политики. В данной статье мы предпринимаем попытку осуществить детализацию входящего миграционного потока для последующей оптимизации миграционной политики.

Российский совет по международным делам выделяет 15 видов угроз и вызовов, исходящих от стран Центральной Азии. Среди списка угроз ученые выделяют «рост трудовой миграции». В данном контексте Совет лишь транслирует общественное мнение. Так, согласно опросу Левада-центра, в 2013 г на просьбу «Назовите, пожалуйста, 5-6 проблем Москвы, которые беспокоят вас больше всего» 1000 москвичей в возрасте 18 лет и старше (погрешность при такой выборке не превышает 4,8 %) главной проблемой назвали «мигрантов из бывших южных республик СССР / с Северного Кавказа», далее следуют «рост коммунальных платежей» и «уличные пробки» (Москва накануне выборов мэра..., http://www.levada.ru).

В настоящее время миграция воспринимается коренным населением России как угроза/вызов. Это неслучайно, поскольку миграционные потоки характеризуются:

— отсутствием системы мер, направленных на предотвращение или уменьшение миграции;

— отсутствием научно обоснованных стратегий управления миграцией на основе анализа международного опыта стран, которые успешно прошли этот этап;

— неопределенностью допустимого предела, за которым миграция будет рассматриваться уже как угроза национальной безопасности и национальным интересам.

Таким образом, в настоящее время возникает дилемма: как перевести миграцию из разряда угроз в разряд возможностей? Достичь поставленной цели поможет сбалансированность миграционного потока через регулирование

158 -

ЛОЛИЖЖСС- 2015. Том 11, № 3

рынка труда на основе анализа международного опыта стран, которые успешно прошли этот этап. Оптимальная концепция регулирования миграционной политики с целью повышения ее сбалансированности, на наш взгляд, включает следующие иностранные механизмы: реализацию принципа «интеграции до миграции» (Финляндия), достижение баланса на рынке труда (Швеция, Дания), привлечение квалифицированных мигрантов (Германия), предоставление широкого спектра прав мигрантам (Швеция, Финляндия), снижение социальной напряженности (Исландия) (Питухина, 2015).

В России перечисленные механизмы балансировки миграционной политики применяются, к сожалению, несистемно. Система регулирования миграционных потоков находится в зачаточном состоянии. Ситуация характеризуется нестабильностью. В частности, в качестве примера недавних изменений можно назвать замену квотирования на патентование.

С целью выявления оптимальных механизмов балансирования миграционной политики на современном этапе предлагаем подробнее рассмотреть детализацию входного миграционного потока (табл. 2).

Из табл. 2 следует, что входной миграционный поток крайне неоднородный. Среднероссийское значение вывести крайне сложно. РивЛ-факторы миграции зачастую кардинально различаются, вклад в ВВП стран-доноров варьируется от 0,1 % до 48,1 %, коэффициент мобильности порой достигает 15,9 %. Валовый национальный доход (ВНД) также различный (от низкого до выше среднего), Индекс развития человеческого потенциала составляет от 0,620 до 0,793. В таких условиях регулировать миграционную политику России представляется крайне проблематичным.

Очевидно, что в сложившихся условиях необходимо вырабатывать новый системный подход к управлению потоками. В связи с тем, что регион крайне противоречив и неоднороден по своим экономическим характеристикам, предлагаем следующие новые механизмы оптимизации миграционной политики на данном направлении: 1) надежные системы управления; 2) регулирование экономики.

Система управления — наукоемкое, технологичное средство, активно разрабатываемое учеными в последние годы во всех развитых странах. В условиях интеграции это крайне эффективный рычаг как в политической, так и в экономической сферах. Эффективная система управления сочетает в себе как элементы плановой экономики (формирование миграционных программ), так и механизм выработки управленческих решений на основе использования уже имеющейся информации (регулирование миграционного потока на основе международного опыта Швеции, Финляндии, Германии, Дании, Исландии). Хорошие системы управления на сегодняшний день способствуют социально-экономическому прогрессу. Они позволят сформировать политику на постсоветском пространстве таким образом, чтобы минимизировать ущерб, который страна понесет в результате углубления и расширения интеграции.

В соответствии с Договором ЕАЭС предполагается гармонизация экономик стран Евразийского союза, аннулирование тарифов, всевозможных барьеров, препятствующих свободному передвижению товаров, услуг и капитала внутри стран-участниц. В условиях динамичной интеграции необходимо помнить

_ 159

ПОЛИТЭКС. 2015. Том 11, № 3

Таблица 2. Детализация входного миграционного потока

Национальность Количество мигрантов (ФМС РФ, январь 2015) РивИ-факторы, определяющие миграцию (МОТ) Коэффициент мобильности (доля мигрантов, % от населения своей страны) Отношения коренного населения Вклад мигрантов в ВВП страны (2013) Индекс развития человеческого потенциала (ООН, 2013) Уровень безработицы молодежи (Всемирный Банк, 2013) Валовый национальный доход (Всемирный Банк, 2013)

Украина 2 417 575 отсутствие достаточного количества рабочих мест низкая зарплата на вакантных местах недостаток трудового опыта 5,6 толерантность 5,4 0,740 17,8 ниже среднего ($1046-4125)

Узбекистан 2 215 780 отсутствие начального трудового опыта 7,4 негатив данных нет 0,654 20,3 ниже среднего ($1046-4125)

Таджикистан 999 169 отсутствие начального трудового опыта 12,5 негатив 48,1 0,622 15,6 низкий ($1045 или меньше)

Казахстан 597 559 отсутствие начального трудового опыта 3,5 негатив 0,1 0,754 4,5 выше среднего ($4126-12 745)

Азербайджан 579 493 отсутствие начального трудового опыта 6,1 негатив 2,4 0,734 14,8 выше среднего ($4126-12 745)

Молдавия 561 033 отсутствие достаточного количества рабочих мест низкая зарплата на вакантных местах недостаток рабочих мест 15,8 нейтральность 24,5 0,660 14,8 ниже среднего ($1046-4125)

Киргизия 544 956 отсутствие начального трудового опыта недостаток рабочих мест недостаток трудового опыта 9,6 негатив 31,4 0,622 15,6 ниже среднего ($1046-4125)

Белоруссия 517 828 отсутствие начального трудового опыта 5,5 толерантность 1,7 0,793 12,2 выше среднего ($4126-12 745)

Армения 480 017 отсутствие начального трудового опыта сверхподготовленность дискриминация из-за предрассудков (например, в связи с инвалидностью, религией, расой, внешним видом, семейным положением) 15,9 негатив 21,4 0,729 33,1 ниже среднего ($1046-4125)

Источники: Статистика ФМС РФ..., http://www.fms.gov.ru; Youth in Eastern Europe..., http://www.ilo.org; Human Development Index 2013, http://hdr.undp.org; World Bank. Classification..., http://data.worldbank.org; World Bank 2013..., http://data.worldbank.org; World Bank. Youth Unemployment 2013..., http://data.worldbank.org; Дробижева, http://russiancouncil.ru.

о регулировании рынка труда, в том числе в отношении миграционных потоков. Например, в России можно ввести квоты на мигрантов из стран — поставщиков трудовых ресурсов с тем, чтобы создать конкуренцию между мигрантами (повышение качества миграционных потоков). Основание для квотирования — уровень профессионального образования. Причем для каждого вида экономической деятельности (ВЭД) устанавливается уровень образования мигранта. Например, для ВЭДов F «Строительство» и G «Оптовая и розничная торговля» принимаются только мигранты со средним профессиональным образованием. Для повышения оптимизации миграционных потоков также необходимо ввести онлайн-систему выдачи и получения патентов.

Таким образом, при помощи вышеобозначенных механизмов представляется возможным наладить отношения с государствами-партнерами и сделать их еще лучше на всех уровнях — государства-реципиента, принимающего общества, самих мигрантов, государства-донора.

Литература

Договор о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) // http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_170264 (дата обращения: 01.05.2015) (The Treaty on the Eurasian Economic Union (EAEC) // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_170264 (date of access: 01.05.2015)).

Дробижева Л. Проблема толерантности в отношении к мигрантам // http://russiancouncil. ru/inner/?id_4=2021#top (дата обращения: 01.05.2015) (Drobizheva L. The Problem of Tolerance towards Migrants // http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=2021#top (date of access: 01.05.2015)).

Интересы России в Центральной Азии: содержание, перспективы, ограничители // http:// russiancouncil.ru/common/upload/RIAC_Central_Asia.pdf (дата обращения: 01.05.2015) (The Interests of Russia in Central Asia: the Content, Perspectives, Constraints // http://russiancouncil.ru/ common/upload/RIAC_Central_Asia.pdf (date of access: 01.05.2015)).

Москва накануне выборов мэра — полное обследование // http://www.levada.ru/17-07-2013/moskva-nakanune-vyborov-mera-polnoe-issledovanie (дата обращения: 01.05.2015) (Moscow on the Eve of the Mayoral Election — a Full Examination // http://www.levada.ru/17-07-2013/ moskva-nakanune-vyborov-mera-polnoe-issledovanie (date of access: 01.05.2015)).

Най Дж. Взаимозависимость и изменяющаяся международная политика // Мировая экономика и международные отношения. 1989. № 12. С. 76-80 (Nye J. Interdependence and Changing International Policy // World Economy and International Relations.1989. N 12. P. 76-80).

Питухина М. Создание основ концепции регулирования миграционной политики с целью достижения баланса интересов вовлеченных акторов // Вестник Государственного Университета Управления. 2015. № 5. С. 310-315 (Pitukhina M. Creating a Regulation Based on the Concept of Migration Policy in Order to Achieve a Balance of Interests of Involved Actors // Bulletin of State University of Management. 2015. N 5. P. 310-315).

Статистика ФМС РФ, январь 2015 // http://www.fms.gov.ru/about/statistics/data (дата обращения: 01.05.2015) (Statistics of the Federal Migration Service in January 2015 // http://www.fms. gov.ru/about/statistics/data (date of access: 01.05.2015)).

Choudinovskikh O., Denisenko M. B. Migration between CIS Countries // XIV Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества: в 4 кн. Кн. 2 / отв. ред. Е. Г. Ясин. М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2014. C. 151-152 (Choudinovskikh O., Denisenko M. B. Migration between CIS Countries // XIV April International Scientific Conference on Economy and Society Development: in 4 vols. Vol. 2 / ed. by E. Yasin. M.: HSE, 2014. P. 151-162).

Human Development Index 2013 //http://hdr.undp.org/sites/default/files/reports/14/hdr2013_ en_complete.pdf (date of access: 01.05.2015).

162 -

ЛОЯИЖЖсС- 2015. Том 11, № 3

Thakur R. A «Balance of Interests» // The Oxford Handbook of Modern Diplomacy. http:// www.oxfordhandbooks.com/view/10.1093/oxfordhb/9780199588862.001.0001/oxfordhb-780199588862-e-4#oxfordhb-9780199588862-div1-22 (date of access: 01.05.2015).

World Bank. Classification. Country and Lending Groups 2013 // http://data.worldbank.org/ about/country-and-lending-groups#Low_income (date of access: 01.05.2015).

World Bank 2013. Personal remittances, received (% of GDP) // http://data.worldbank.org/indi-cator/BX.TRF.PWKR.DT.GD.ZS (date of access: 01.05.2015).

World Bank. Youth Unemployment 2013 //http://data.worldbank.org/indicator/SL.UEM.1524.ZS (date of access: 01.05.2015).

Youth in Eastern Europe and Central Asia Face Multiple Barriers in Finding Decent Jobs // http:// www.ilo.org/global/about-the-ilo/newsroom/news/WCMS_364005/lang--en/index.htm (date of access: 01.05.2015).

ЛОЛИМЭКС- 2015. Том 11, № 3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.