Научная статья на тему 'Баланс частных и публичных интересов при пользовании недрами, земельными участками и в случаях изъятия земельных участков для целей недропользования'

Баланс частных и публичных интересов при пользовании недрами, земельными участками и в случаях изъятия земельных участков для целей недропользования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
21
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
недропользование / горное право / земельное право / гражданское право / баланс частных и публичных интересов / subsoil use / mining law / land law / civil law / balance of private and public interests

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Васянин Георгий Михайлович, Кузнецов Дмитрий Алексеевич

В настоящей статье рассматривается проблематика баланса частного и публичного интереса при использовании недр, изъятия земельных участков с целью использования, отдельные, наиболее важные аспекты процедуры получения права на пользование недрами, а также вопросы связанные с балансом интересов недропользователей и лиц, реализующих права на благоприятную окружающую среду. Авторы делают вывод, что баланс интересов землепользователей и интересов населения Российской Федерации обеспечивается недостаточно эффективно: в законодательстве отсутствует механизм рационального землепользования, это приводит к отрицательным воздействиям на экологическую обстановку в стране в целом. Необходимо обеспечение формирования данной категории, совершенствование в связи с этим методов земельного контроля, а также введение дополнительных санкций, за ухудшение плодородия почв землепользователем, порчу, засоление и засорение земель. Это может привести к сокращению количества земельных правонарушений и, в длительной временной перспективе, снижению площадей земель запаса, уменьшению расходов на рекультивацию земель.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE BALANCE OF PRIVATE AND PUBLIC INTERESTS IN THE USE OF SUBSOIL, LAND AND IN CASES OF SEIZURE OF LAND FOR THE PURPOSES OF SUBSOIL USE

This article examines the problems of balancing private and public interest in the use of subsoil, the seizure of land for the purpose of use, some of the most important aspects of the procedure for obtaining the right to use subsoil, as well as issues related to the balance of interests of subsoil users and persons exercising rights to a favorable environment. The authors conclude that the balance of interests of land users and the interests of the population of the Russian Federation is not ensured effectively: the legislation does not have a mechanism for rational land use, this leads to negative impacts on the environmental situation in the country as a whole. It is necessary to ensure the formation of this category, improve land control methods in this regard, as well as introduce additional sanctions for the deterioration of soil fertility by the land user, damage, salinization and contamination of land. This can lead to a reduction in the number of land violations and, in the long term, a reduction in the area of reserve lands and a reduction in land reclamation costs.

Текст научной работы на тему «Баланс частных и публичных интересов при пользовании недрами, земельными участками и в случаях изъятия земельных участков для целей недропользования»

Баланс частных и публичных интересов при пользовании недрами, земельными участками и в случаях изъятия земельных участков для целей недропользования

Васянин Георгий Михайлович,

аспирант кафедры гражданского и корпоративного права Санкт-Петербургского государственного экономического университета (СПБГЭУ) E-mail: Vasyanin88@rambler.ru

Кузнецов Дмитрий Алексеевич,

аспирант кафедры гражданского и корпоративного права Санкт-Петербургского государственного экономического университета (СПБГЭУ) E-mail: 79818103325@yandex.ru

В настоящей статье рассматривается проблематика баланса частного и публичного интереса при использовании недр, изъятия земельных участков с целью использования, отдельные, наиболее важные аспекты процедуры получения права на пользование недрами, а также вопросы связанные с балансом интересов недропользователей и лиц, реализующих права на благоприятную окружающую среду.

Авторы делают вывод, что баланс интересов землепользователей и интересов населения Российской Федерации обеспечивается недостаточно эффективно: в законодательстве отсутствует механизм рационального землепользования, это приводит к отрицательным воздействиям на экологическую обстановку в стране в целом. Необходимо обеспечение формирования данной категории, совершенствование в связи с этим методов земельного контроля, а также введение дополнительных санкций, за ухудшение плодородия почв землепользователем, порчу, засоление и засорение земель. Это может привести к сокращению количества земельных правонарушений и, в длительной временной перспективе, снижению площадей земель запаса, уменьшению расходов на рекультивацию земель.

Ключевые слова: недропользование, горное право, земельное право, гражданское право, баланс частных и публичных интересов.

S2

со см о см см

Конституция Российской Федерации ст. 9 закрепляет природные ресурсы как основу жизнедеятельности народов Российской Федераций и право собственности на природные ресурсы, в различных формах собственности1. В то же время, положениями п. 2 ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого

и среднего предпринимательства в Российской Фе-

2

дерации» не допускается поддержка малого предпринимательства в сфере пользования недрами. Основной закон ч. 2 ст. 8 гарантирует равенство всех форм собственности. Это вызывает закономерный вопрос: раз Конституция указывает, хоть и косвенно, на важность всех форм собственности, при этом отмечая, что природные ресурсы - основа жизнедеятельности населения, а безопасная экологическая обстановка является одним из прав граждан нашей страны, закрепленных в ст. 42 Конституции РФ, как в законодательстве соотносится реализация ст. 8, 9 и 42 Конституции РФ, иными словами, как законодатель обеспечивает учет публичного, частного интереса и сочетает с ними защиту окружающей среды в недропользовании и земельном праве в условиях противоречия частного и публичного интереса, интересов земле- и недро- пользователей? Что собственно такое частный и публичный интерес? Рассмотрим обозначенные вопросы более подробно.

Конституционный Суд РФ в Постановлении от 16 мая 2000 г. № 8-П3, отмечал, что баланс частного и публичного интереса состоит в обязанности возмещения потерь частному собственнику, возникших из-за публичных интересов. Однако, только ли в этом выражается баланс частных и публичных интересов? Думается, что нет: баланс частных и публичных интересов выражается так же и в обеспечении гарантированности возмещения потерь частному собственнику и защитой от злоупотребления правом административным органом, в некоторых случаях, обеспечением равенства прав двух не равных в экономическом плане

1 Конституция Российской Федерации» (Принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета. - № 55. - 16.03.2020.

2 Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. от 27.10.2020) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // СЗ РФ. - № 31. - 2007. -Ст. 4006.

3 СЗ РФ. - № 21. - 2000. - Ст. 2258.

хозяйствующих субъектов, один из которых имеет административный или экономический ресурс. Применительно к нашему исследованию появляется так же и «третья сила» в виде национального интереса, который закреплен в ст. 42 как обеспечение прав граждан на благоприятную окружающую среду.

Определившись с ответом на первый вопрос, обратимся к проблеме обеспечения баланса частных и публичных интересов для собственников земельных участков и недропользователей (арендаторы и землепользователи, лица, имеющие право пожизненного наследуемого владения в настоящей работе, не рассматриваются, речь идет исключительно о лицах, имеющих право собственности на землю). При этом оговоримся, что собственники земель, и пользователи недр, с одной стороны, выступают для целей нашей работы, как природо-пользователи, обязанные сохранять окружающую среду, то есть, как единая группа, наделенная общими интересами и, в тоже время, обладающая и частными интересами. Граждане Российской Федерации, как лица, которым ст. 42 Конституции РФ гарантировала право на благоприятную окружающую среду, выступают самостоятельной группой, интересы которой совпадают с публичным интересом охраны окружающей среды.

Основой законодательства о недрах выступает Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах»1 (далее - Закон РФ «О недрах»). В данном нормативном акте содержатся основы правового регулирования недропользования, однако, вся тяжесть регулирования отрасли возлагается на региональное законодательство и подзаконные акты министерств и ведомств. Статья 1.2 Закона РФ «О недрах» устанавливает государственную собственность на недра и все ресурсы, скрытые под землей, поэтому, для пользования недрами необходимо предоставление прав на пользование данным природным благом от государства. По той же статье, все добытое из недр, может находиться в любой форме собственности. Положения ст. 6 раскрывают виды пользования недрами, среди которых присутствует разведка и добыча полезных ископаемых. При этом, недра могут предоставляться для различных видов пользования одновременно. Отдельно урегулированы процедуры по предоставлению недр в пользование. Процесс предоставления прав пользования недрами начинается с торгов на право пользовании недрами в соответствии со ст. 13.1 Закона РФ «О недрах» принятием решения о проведении торгов: для недр федерального значения - Правительством РФ, для недр местного значения - органами субъектов Федерации, для недр регионального значения - территориальным органом Роснедр2. Информация о конкурсных

процедурах размещается на официальном сайте -www.torgi.gov.ru3. Существуют определённые сроки для размещения объявлений: девяносто суток до дня проведения для конкурсов, сорок пять - для аукционов. По ч. 3 ст. 13.1 Закона РФ «О недрах», при разработке участков недр федерального значения, допускаются дополнительные ограничения, которые должны быть указаны в конкурсной документации. Если по результатам конкурса планируется заключить соглашение о разделе продукции, применяется Федеральный закон от 30.12.1995 № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции». В случае разведки недр в территориальном море применяется Постановление Правительства РФ от 14.09.2020 г. № 14244.

Для пользования недрами недостаточно получения прав на пользование участком недр, необходима так же лицензия на участок недр. Лицензионные процедуры осуществляются на основании положения о лицензировании недропользователей5. Хотя до 2009 года процесс лицензирования был не урегулирован вообще и все вопросы порядка проведении конкурса или аукциона освещались в приказе о проведении данного конкурса или аукциона6, в настоящее время, процедура оформления лицензий установлена административным регламентом Роснедр и Росприроднадзора РФ в соответствии с приказом Минприроды России. Государственную услугу по проведению конкурса на право пользования недрами оказывают Роснедра7. Существуют методические рекомендации для проведения

1 Закон Российской Федерации от 21.02.1992 № 23951 (ред. от 03.08.2018) «О недрах» (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.05.2020) // Ведомости съезда народных депутатов РФ и Верховного совета РФ. - № 16. - 1992. - Ст. 834.

2 Приказ Минприроды России 19 марта 2020 года № 110 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральным агентством по недропользованию госу-

дарственной услуги по организации проведения конкурсов

и аукционов на право пользования недрами. URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_297763/ (Дата обращения - 15.12.2023 г.)

3 Постановление Правительства РФ от 10.09.2012 № 909 (ред. от 20.10.2020) «Об определении официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» // URL: www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_135278/#dst100005 (Дата обращения -12.12.2023 г.)

4 Постановление Правительства РФ от 14 сентября 2020 г. № 1424 «Об утверждении Положения о рассмотрении заявок на получение права пользования недрами для геологического изучения в целях поиска и оценки месторождений углеводородного сырья на участке недр федерального значения внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации» //URL: http://government.ru/docs/all/129792/ (Дата обращения - 12.13.2023 г.)

5 Приказ Минприроды России № 782, Роснедр № 13 от 25.10.2021 (ред. от 11.04.2023) «Об установлении формы лицензии на пользование недрами и порядка оформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование недрами» (Зарегистрировано в Минюсте России 13.12.2021 № 66307)// URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_403324/ (Дата обращения - 14.12.2020 г.)

6 Сидоров И.Н. Право пользования недрами в России: возникновение и переход. - М.: Проспект. - 2016. - С. 27.

7 Приказ Минприроды России от 22.12.2017 № 698 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральным агентством по недропользованию государственной услуги по организации проведения в установленном порядке конкурсов и аукционов на право пользования недрами» (Зарегистрировано в Минюсте России 08.05.2018 № 51025) // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_297763/ (Дата обращения - 14.12.2023 г.)

5 -а

сз ж

<

данных аукционов и конкурсов, установленные Правительством РФ в соответствии с постановлением от 28.12.2021 года № 24991. При проведении конкурсов и аукционов на пользование недрами местного значения применяется законодательство субъектов Федерации2.

Как мы видим, процесс приобретения прав на пользование недрами достаточно сложен, процедуры достаточно длительны, регулирование разбросано по различным нормативным актам. Это приводит к существенным затруднениям и техническим ошибкам, «бумажным» процедурам. Необходимо сосредоточить все процедуры по вопросам предоставления недр в пользование, хотя бы для федеральных участков недр, в рамках одного нормативного акта.

Закон РФ «О недрах» предусматривает ст. 25.1 и 25.2, которые указывают на порядок предоставления земельных участков, необходимых для недропользования, в том числе с отсылкой к гражданскому и экологическому законодательству, однако, в случае если участок находится в государственной или муниципальной собственности, он может быть предоставлен без самих конкурсных процедур, напрямую после получения права пользования недрами (лицензии). Положения ст. 25.2 отсылают к Гражданскому кодексу Российской Федерации (далее - ГК РФ)3 и Земельному кодексу Российской Федерации (далее - ЗК РФ)4, иным федеральным законам, что указывает на общий порядок изъятия земельных участков у граждан и организаций, совпадающий с порядком изъятия участков на общих условиях.

Автор учебника по горному праву А.В. Лагут-кин отмечает, что земельный участок может быть предоставлен пользователю недр исключительно после оформления горного отвода, утверждения проекта рекультивации земель, восстановления ранее отработанных земель, сетуя на неурегулированность вопроса предоставления земельных участков пользователям недр5. Сварчевский К.Г6. достаточно подробно описывает процесс изъятия

1 Постановление Правительства РФ от 28.12.2021 года № 2499 «О порядке проведения аукциона на право пользования участком недр федерального значения, участком недр местного значения, а также участком недр, не отнесенным к участкам недр федерального или местного значения» // СЗ РФ. - № 1. - 2022. -ст.201.

2 Закон Ленинградской области № 76-ОЗ от 31.10.2014 г. «О предоставлении в пользование участков недр местного значения на территории Ленинградской области» // URL: http://docs. cntd.ru/document/537963859 (Дата обращения - 14.12.2023 г.)

3 Гражданский кодекс Российской Федерации // СЗ РФ СЗ РФ. - 05.12.1994. - № 32. - Ст. 3301.

4 Земельный кодекс Российской Федерации // СЗ РФ. -

29.10.2001. - № 44. - Ст. 4147.

Лагуткин А.В. Горное право. С. 175.

М.: Инфра-М, 2017.

сч см

6 См.: Сварчевский К.Г. Современное состояние законодательства об изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд. // Защита гражданских прав в условиях реформирования гражданского и гражданского процессуального законодательств. Сборник статей по материалам международной научно-практической конференции: 22 мая 2015 г. / Под общ. ред. А.Н. Кузбагарова, К.Г. Сварчевского. - СПб.: ИД «Петрополис», 2015. - 316 с. - С. 223-230.

земельных участков для государственных и муниципальных нужд у частных субъектов по земельному законодательству, отмечал применение к этому процессу положений главы 7 и 7.1 ЗК РФ, и главы 13 ГК РФ.

По результатам изучения процедур предоставления прав на пользование недрами и земельных участков для недропользователей, можно сделать ряд выводов: системное толкование ст. 56.8 ЗК РФ, а также толкование положений ст. 239239.2 ГК РФ указывает на попытку законодателя учесть интересы собственников земельных участков в случае изъятия для нужд недропользования. Так, например, по ст. 56.9 ЗК РФ изымаемый участок с недвижимостью на нем, подлежит рыночной оценке и возмещению стоимости находящегося на нем недвижимого имущества, с применением законодательства об оценочной деятельности, при этом, заключается соглашение между собственником и административным органом по ст. 56.9 ЗК РФ, которое имеет явный диспози-тивный характер в плане волеизъявления сторон. Кроме того, по п. 7 ст. 56.9 ЗК РФ применяются положения о купле-продаже в ГК РФ. Данные нормы направлены на возмещение потерь, понесённых собственником, в результате изъятия земельного участка из его собственности.

До 01 марта 2015 года ЗК РФ содержал в себе ст. 88, по которой земельные участки предоставлялись недропользователям после получения лицензии, однако, как отмечает Д. Бурнос7, данная норма противоречила самому же ЗК РФ, а кроме того, приводила к весьма интересной судебной практике, когда суды отказывали в удовлетворении исков недропользователей к собственникам земельных участков, в случае, если не имелось надлежащим образом оформленное право на земельный участок.

Как мы можем видеть, российское законодательство о недропользовании не обеспечивает в полной мере баланса интересов землевладельцев и недропользователей. По-нашему мнению, это вызвано недостаточным обеспечением применения договорных конструкций, как для предоставления земельных участков, для пользования недрами, так и для непосредственно горного отвода (геометризированного блока недр).

Р. Квитко8 отмечал перспективность применения договорных конструкций для регулирования недропользования (сервисные контракты, государственно-частное партнерство, соглашения о разделе продукции, концессии и лицензии). И.В. Афанасьев убеждён, что горный сервитут необходим для введения в российское законода-

7 Бурнос Д. Предоставление земельных участков для целей недропользования: варианты решения проблемы. //URL: https://zakon.ru/blog/2014/11/18/predostavlenie_zemelnyx_uchast-kov_dlya_celej_nedropolzovaniyavarianty_resheniya_problemy (дата обращения: 15.12.2023)

8 Квитко Р. Совершенствование условий привлечения инвесторов в недропользовании // URL: https://zakon.ru/ blog/2015/5/15/covershenstvovanie_uslovij_privlecheniya_inves-torov_v_nedropolzovanii (Дата обращения - 14.12.2023 г.)

тельство о недрах и это нововведение было бы весьма правильным и эффективным1. Сварчев-ский К.Г. и Иващенко К.А. исследовали вопрос о защите публичных и частных интересов при переходе к территориальному зонированию, в связи с чем, должен согласиться с их тезисом о том, что территориальное зонирование способствует обеспечению защиты частных интересов2. Возможно, так же необходимо внедрение дополнительных категорий земель, по наличию под ними различных полезных ископаемых, с включением данной информации в ЕГРН, чтобы будущий собственник участка понимал, не могут ли в последствии у него участок изъять, для целей недропользования.

Отдельно необходимо остановиться на вопросе о передаче права собственности на земельный участок в целях недропользования. Данная процедура должна быть дополнительно урегулирована внедрением дополнения в виде ст. 56.13 ЗК РФ «Особенности изъятия земельных участков, используемых в целях недропользования», где должны быть описаны особенности процедур предоставления земельного участка в собственность или аренду (для геологического изучения, которое проводится до геологоразведки), дополнительные вознаграждения, для собственника земельных участков. Соглашение о переходе права пользования участком в целях недропользования должно так же предусматривать максимальную защиту интересов собственника земли. Так же необходимо обеспечить внедрение, помимо договорных процедур, дополнительных гарантий собственнику земли, в том числе на судебную защиту в том суде, в котором пожелает собственник земельного участка (подсудность по выбору истца). Возможно, так же и внедрение процедур переселения собственника в более экологически благополучный субъект Федерации в случае изъятия участка земель для недропользования. Не исключаем необходимость проведения независимой рыночной оценки или экспертизы стоимости земельного участка, при передаче недропользователю.

Немаловажным вопросом является процедура согласования застройки площадей земельного участка, расположенного в границах населенного пункта, в случае, если здания и сооружения не находятся ниже 5 метров под землей. Ряд специалистов, при изучений данного вопроса, с учетом законодательства о недропользовании и имеющейся судебной практики пришли к выводу о не соответствии сложившейся ситуации с фактическим регулированием процедур согласования застройки участка земель над горным отводом, с недрополь-

Афанасьев И.В. Сервитут в гражданском праве. - М.: Юрайт, 2018. - С. 123.

2 См.: Сварчевский К.Г., Иващенко К.А. Защита частных и публичных интересов при переходе к территориальному зонированию // Защита прав: проблемы теории практики и реализации. Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Верховный суд РФ; Северо-Западный филиал ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия». 2014. - С. 134-140.

зователем, т.к. оно фактически не закреплено . Необходимо устранить данный пробел в законодательстве.

Вопросы рационального природопользования разрешаются в Федеральном законе от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»4. Данный закон устанавливает основные требования к охране окружающей среды при осуществлении сельскохозяйственной деятельности в ст. 42 и добыче полезных ископаемых в ст. 46 Закона «Об охране окружающей среды». Вопросы обеспечения безопасности окружающей среды и восстановлении земель после прекращения добычи полезных ископаемых регламентируются достаточно подробно. Закон Рф «О недрах» так же содержит в себе ст. 23, раскрывающую основные требования к рациональному недропользованию. В случае, если хозяйствующий субъект нарушает данные требования, право пользования недрами может быть прекращено. Что же представляет собой рациональное недропользование? По свидетельству А.И. Цурановой, это динамическая система правовых средств, при помощи которой достигается такое воздействие на общественные отношения, при котором обеспечивается максимально эффективное и полное использование запасов полезных ископаемых, в сочетании с мероприятиями по восполнению минерально-сырьевой базы и минимизации негативного воздействия на компоненты окружающей среды. Автор разделяет совокупность норм данного механизма на две группы: в первую входят нормы, направленные на установления обязанностей государства по рациональному недропользованию, во вторую группу обязанности самого недропользователей5. Средством реализации механизма рационального недропользования выступает главным образом юридическая ответственность и возможность утраты горного отвода по ст. 20 и 21 Закона РФ «О недрах».

Кузнецовым Д.А. уже подробно анализировался процесс ведения и правовое регулирование работ по разведке и, частично - по добыче полезных ис-копаемых6, в связи с чем, ограничимся указанием на применение специальных требований и процедур, при ведении геологоразведочной деятельности и добычи полезных ископаемых, за нарушения которых следуют различные санкции.

Как мы можем видеть, механизм рационального недропользования в Законе РФ «О недрах» прописан недостаточно полно и не может в текущем виде обеспечить полностью эффективного право-

Круглов В.В., Вагина О.В., Шепелява Н.М. О соотноше-

нии прав недропользователя и собственника земельного участ-

ка, расположенного в границах горного отвода. // Экологическое право. - 2018. - № 1. - С. 140-145.

4 Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // СЗ РФ. -14.01.2002. - № 2. - Ст. 133.

5 Цуранова А.И. Правовой механизм обеспечения рационального использования недр при геологическом изучении разведке и добыче полезных ископаемых. - М.: Проспект, 2017. - С. 31.

6 См.: Кузнецов Д.А. Правовое регулирование геологоразведочной деятельности. // Vox Juirs. - 2020. - № 2. - С. 216-223.

5 -о

СЗ ж

■с

вого регулирования, реализации основных своих функций, в правовой действительности.

Земельное законодательство прямо предусматривает обязанности землепользователей, беречь почвенный слой от эрозии, деградации и разрушения, загрязнения. Так, ст. 13 ЗК РФ определяет основные понятия в сфере охраны земель, для этого осуществляются ряд мероприятий, перечислять которые ввиду ограниченности объёма работы мы не будем. Аналогичные положения существуют в ст. 42 ЗК РФ, которая указывает на обязанности землепользователей осуществить пользование участками, не причиняя вреда окружающей среде и осуществлять мероприятия по охране земель. Так же в систему рационального землепользования можно включить ст. 76 ЗК РФ, обеспечивающую возмещение вреда лицами, нарушившими земельное законодательство. Отдельные положения по охране земель установлены в Федеральном Законе от 16.07.1998 № 101 ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения»1. Положения ст. 7 и 8 данного Федерального закона регулируют права и обязанности землепользователей, в сфере восстановления плодородия земель.

Некоторые специалисты указывают на существование земельно-правовой ответственности. Так, Е.С. Болтанова указывала, что земельно-правовая ответственность выражается в принудительном прекращении прав на участок земель или изъятии участка2. В качестве основных особенностей выделяется злостность и длительность земельных правонарушений, а основанием выступают ст. 45-47 ЗК РФ, и 53 ЗК РФ, а кроме того, ст. 6 № 101 ФЗ от 26.06.2002 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»3. Целью же является, помимо привлечения к ответственности, обеспечение уважительного отношения к земельному участку надлежащее использование участка и изъятие участка, в случае неправильного исполь-

4

зования .

Как мы можем видеть, система защиты публичных интересов, в сфере землепользования, недостаточно оформлена. Необходимо согласиться с мнением Поисеева И.И., об отсутствии категории «Рациональное землепользование»5, которая по смыслу совпадала бы с аналогичной категорией, в сфере недропользования. Остается не ясным вопрос, каков механизм реализации рационального землепользования. Думается, что данный механизм так же может состоять из взаимоотношений органов государственной власти и землепользователей, по обеспечению рационального использования земель, без причинения существенного

1 СЗ РФ. - 1998. - № 29. - Ст. 3399.

М.: ИНФРА-М, 2017. -

см см

Болтанова Е.С. Земельное право. -С. 263.

3 СЗ РФ. - 2002. - № 30. - Ст. 3018.

4 Болтанова Е.С. Земельное право. С. 266.

5 Поисеев И.И. Земельное законодательство и рациональное использование земли. // Вестник СВФУ. - 2013. - № 1. -С. 73-78.

■ М.: ИНФРА-М, 2017.

ущерба плодородию, восстановления плодородия почвы и обеспечения защиты земель. В случае нарушения земельного законодательства, или систематического нарушения ЗК РФ, должна иметься возможность изъятия земельного участка у собственника, с предоставлением компенсации за участок, с учетом штрафных санкций.

Таким образом, баланс интересов землепользователей и интересов населения Российской Федерации обеспечивается так же недостаточно эффективно: в законодательстве отсутствует механизм рационального землепользования, это приводит к отрицательным воздействиям на экологическую обстановку в стране в целом. Необходимо обеспечение формирования данной категории, совершенствование в связи с этим методов земельного контроля, а также введение дополнительных санкций, за ухудшение плодородия почв землепользователем, порчу, засоление и засорение земель. Это может привести к сокращению количества земельных правонарушений и, в длительной временной перспективе, снижению площадей земель запаса, уменьшению расходов на рекультивацию земель.

Литература

1. Афанасьев И.В. Сервитут в гражданском праве. - М.: Юрайт, 2018. - 130 с.

2. Бурнос Д. Предоставление земельных участков для целей недропользования: варианты решения проблемы. // [Электронный ресурс]. -Закон.ру. - https://zakon.ru/blog/2014/11/18/pre-dostavlenie_zemelnyx_uchastkov_dlya_celej_ nedropolzovaniyavarianty_resheniya_problemy (Дата обращения - 15.12.2023 г.).

3. Болтанова Е.С. Земельное право. - М.: ИН-ФРА-М, 2017. - 387 с.

4. Квитко Р. Совершенствование условий привлечения инвесторов в недропользовании. // [Электронный ресурс]. - Закон.ру. - https:// zakon.ru/blog/2015/5/15/covershenstvovanie_us-lovij_privlecheniya_investorov_v_nedropolzovanii (Дата обращения - 15.12.2023 г.).

5. Кузнецов Д.А. Правовое регулирование геологоразведочной деятельности. // Vox Juris. 2020. - № 2. - С. 216-223.

6. Круглов В.В., Вагина О.В., Шепелява Н.М. О соотношении прав недропользователя и собственника земельного участка, расположенного в границах горного отвода. // Экологическое право. - 2018. - № 1. - С. 140-145.

7. Лагуткин А.В. Горное право. - М.: Инфра-М, 2017. - 268 с.

8. Михайлов Б.К., Макаревич С.Л., Кимель-ман С.А. Эволюция партнерства и взаимодействия государства и бизнеса в сфере развития минерально- сырьевой базы. // [Электронный ресурс]. - Минеральные ресурсы России. - http://minresrus.ru/ru/articles/evolyuciya-partnerstva-i-vzaimodejstviya-gosudarstva-i-

biznesa-v-sfere-razvitiya-mineralno-syrevoj-bazy/ (Дата обращения - 15.12.2023 г.).

9. Поисеев И.И. Земельное законодательство и рациональное использование земли // Вестник СВФУ. - 2013. - № 1. - С. 73-78.

10. Сварчевский К.Г., Иващенко К.А. Защита частных и публичных интересов при переходе к территориальному зонированию. // Защита прав: проблемы теории практики и реализации. Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Северо-Западный филиал ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия», 2014. - С. 134-140.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Сварчевский К.Г. Современное состояние законодательства об изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд. // Защита гражданских прав в условиях реформирования гражданского и гражданского процессуального законодательств. Сборник статей по материалам международной научно-практической конференции: 22 мая 2015 г. / Под общ. ред. А.Н. Кузбагарова, К.Г. Сварчев-ского. - СПб: ИД «Петрополис», 2015. - 316. -С. 223-230.

12. Цуранова А.И. Правовой механизм обеспечения рационального использования недр при геологическом изучении разведке и добыче полезных ископаемых. - М.: Проспект, 2017. -112 с.

THE BALANCE OF PRIVATE AND PUBLIC INTERESTS IN THE USE OF SUBSOIL, LAND AND IN CASES OF SEIZURE OF LAND FOR THE PURPOSES OF SUBSOIL USE

Vasyanin G.M., Kuznetsov D.A.

St. Petersburg State Economic University

This article examines the problems of balancing private and public interest in the use of subsoil, the seizure of land for the purpose of use, some of the most important aspects of the procedure for obtaining the right to use subsoil, as well as issues related to the balance of interests of subsoil users and persons exercising rights to a favorable environment.

The authors conclude that the balance of interests of land users and the interests of the population of the Russian Federation is not ensured effectively: the legislation does not have a mechanism for rational land use, this leads to negative impacts on the environmental situation in the country as a whole. It is necessary to ensure the formation of this category, improve land control methods in this regard,

as well as introduce additional sanctions for the deterioration of soil fertility by the land user, damage, salinization and contamination of land. This can lead to a reduction in the number of land violations and, in the long term, a reduction in the area of reserve lands and a reduction in land reclamation costs.

Keywords: subsoil use, mining law, land law, civil law, balance of private and public interests.

References

1. Afanasyev I.V. Easement in civil law. - M.: Yurayt, 2018. - 130 p.

2. Burnos D. Provision of land plots for subsoil use: options for solving the problem. // [Electronic resource]. - Zakon.ru. - https:// zakon.ru/blog/2014/11/18/predostavlenie_zemelnyx_uchastk-ov_dlya_celej_nedropolzovaniyavarianty_resheniya_problemy (Date of access - 12/15/2023).

3. Boltanova E.S. Land law. - M.: INFRA-M, 2017. - 387 p.

4. Kvitko R. Improving the conditions for attracting investors in subsoil use. // [Electronic resource]. - Zakon.ru. - https://zakon.ru/ blog/2015/5/15/covershenstvovanie_uslovij_privlecheniya_in-vestorov_v_nedropolzovanii (Date of access - 12/15/2023).

5. Kuznetsov D.A. Legal regulation of geological exploration activities. // Vox Juris. 2020. - No. 2. - P. 216-223.

6. Kruglov V.V., Vagina O.V., Shepelyava N.M. On the relationship between the rights of a subsoil user and the owner of a land plot located within the boundaries of a mining allotment. // Environmental law. - 2018. - No. 1. - P. 140-145.

7. Lagutkin A.V. Mining Law. - M.: Infra-M, 2017. - 268 p.

8. Mikhailov B.K., Makarevich S.L., Kimelman S.A. The evolution of partnership and interaction between the state and business in the development of the mineral resource base. // [Electronic resource]. - Mineral resources of Russia. - http://minresrus.ru/ru/ articles/evolyuciya-partnerstva-i-vzaimodejstviya-gosudarstva-i-biznesa-v-sfere-razvitiya-mineralno-syrevoj-bazy/ (Date of access - 12/15/2023).

9. Poiseev I.I. Land legislation and rational use of land // Bulletin of NEFU. - 2013. - No. 1. - P. 73-78.

10. Svarchevsky K.G., Ivashchenko K.A. Protection of private and public interests during the transition to territorial zoning. // Protection of rights: problems of theory of practice and implementation. Collection of articles based on the materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference. Northwestern branch of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Russian State University of Justice", 2014. -P. 134-140.

11. Svarchevsky K.G. The current state of legislation on the seizure of land plots for state and municipal needs. // Protection of civil rights in the context of reforming civil and civil procedural legislation. Collection of articles based on the materials of the international scientific and practical conference: May 22, 2015 / Under the general. ed. A.N. Kuzbagarova, K.G. Svarchevsky. -St. Petersburg: Publishing House "Petropolis", 2015. - 316. -P. 223-230.

12. Tsuranova A.I. Legal mechanism for ensuring the rational use of subsoil during geological study, exploration and mining. - M.: Prospekt, 2017. - 112 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.