Научная статья на тему 'Бал как культурная практика'

Бал как культурная практика Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
4092
566
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАЛ / КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН / ПОВСЕДНЕВНАЯ ПРАКТИКА / BALL / CULTURAL AND HISTORICAL PHENOMENON / THE DAILY PRACTICE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Никитина Е. А.

В статье говорится об особенностях бальной культуры и специфике бала как культурной практики в XIX в., обобщаются материалы научных исследований по проблеме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BALL AS A CULTURAL PRACTICE

The article deals with the peculiarities of the ball culture and the specifics of the ball as a cultural practice in the XIX century. The author summarizes the materials of personal research about that scientific problem.

Текст научной работы на тему «Бал как культурная практика»

УДК 791 ГСНТИ 13.21.09 Код ВАК 24.00.01

Е. А. Никитина

Екатеринбург

БАЛ КАК КУЛЬТУРНАЯ ПРАКТИКА*

*Статья написана в рамках федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 г. Государственный контракт № 14.740.11.1117.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: бал, культурно-исторический феномен, повседневная практика

АННОТАЦИЯ: В статье говорится об особенностях бальной культуры и специфике бала как культурной практики в XIX в., обобщаются материалы научных исследований по проблеме.

E. A. Nikitina

Yekaterinburg

BALL AS A CULTURAL PRACTICE

KEYWORDS: ball, cultural and historical phenomenon, the daily practice

ABSTRACT: the article deals with the peculiarities of the ball culture and the specifics of the ball as a cultural practice in the XIX century. The author summarizes the materials of personal research about that scientific problem.

Бальная культура как наиболее привлекательная практика повседневной жизни аристократии с середины XX века вызывает неподдельный интерес. Однако работ, посвященных комплексному анализу бала как культурно-историческому феномену, чрезвычайно мало. Основой для рассмотрения бала выступают труды Ю.М. Лотмана «Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства» и «Поэтика бытового поведения в русской культуре», где бал рассматривается в контексте жизни русского общества ХУТТТ-ХТХ веков, его традиций и нравов.

С исторических позиций бал представлен в работах М. М. Богословского, А. О. Корниловича, С.Н. Шубинского и др. Они как непосредственные свидетели зарождения и развития бальной культуры в России показали особенности бала изнутри.

А. О. Корнилович писал: «Вы хотели иметь описание балов, <...> в какое время исчезла в русских грубость нравов, свойственная народу полуобразованному, и когда женский пол получил право гражданства в наших об-

ществах. Исполняю вашу волю. <...> Балы введены в Россию Петром Великим, по возвращении его из-за границы, в 1717 году»

[5].

В исследованиях Ю. А. Бахрушина, М. В. Васильевой-Рождественской,

М. С. Друскина и др. бал рассматривается в контексте музыкально-концертных практик ХУТТ-начала XX вв. и особенности их функционирования, а также дается подробный разбор танцев и техник их исполнения.

С конца ХХ века в рамках культурологического направления проводятся отдельные исследования, посвященные различным аспектам феномена бальной культуры. Например, работы В .В. Абашева,

В. Боковой, Е. В.Дукова, М. Ереминой, О. Ю. Захаровой, Н. А. Хренова и др. А также появляется труды А. В. Колесниковой (диссертация «Бал в истории русской культуры», монография «Бал в России: XVIII -начало XX века») и О. Ю. Захаровой (Русский бал ХУТТТ -начала ХТХ века: танцы, костюмы, символика), дающих комплексный анализ бала как культурно-исторического и

г

эстетического феномена. Эти исследования, обобщая накопленные знания, представляют бал «не просто как танцы, а церемониал, имеющий свой особый язык, апеллирующий к письменной культуре и подчеркнуто ориентированный на зрелищность» [2. С. 150].

Бал ХУТТ - начала XX вв. считался неотъемлемой частью светского быта, он являлся одной из главных составляющих образа жизни дворянина, которой во многом было подчинено существование в светском обществе, и не посещение балов было неприемлемым. Под балом принято понимать «большой танцевальный вечер» [7. С. 35], включающий в себя не только танцы, но и ужин, различные сопутствующие развлечения (шахматы, карты, лото, фанты и т.п.) и просто общение, нередко, балы сопровождались фейерверками. Бал превращался в уникальный целостный комплекс, который обеспечивал приятное времяпрепровождение приглашенным на бал и отвлекал их от повседневных забот.

Игра, карнавализация являются сущностными характеристиками бала, как пишет Т.Н. Юрченко «бал имеет свою философию ..., в основе которой лежит категория «театральности», бал представляется моделью игры с несколькими модификациями: это ритуал, продуманный и организованный («сценическая игра»), а также пространство, где происходит стихийное разрушение ритуали-зованности бала, допускающее игру случая» [8. С. 11]. Ю. М. Лотман определял эту особенность танцевального собрания как «бальные вольности», возрастающие к концу вечера, в которых проявлялось борение «порядка» и «свободы».

Развлекательная, эстетическая и художественная функции бала не являются единственными, хотя отражают внешнюю сторону этого явления. Также бал выступал в качестве пространства коммуникации, которое, как отмечал Ю. М. Лотман, противостояло службе и семейной жизни. Именно на балу «реализовывалась общественная жизнь дворянина, <...> бал - область непринужденного общения, светского отдыха, место, где границы служебной иерархии ослабля-

лись» [6. С. 120]. Общение было важной составляющей любого бала, не уступающей по важности танцам - организационному стержню любого танцевального вечера. На балу появлялась возможность завести необходимые знакомства для продвижения в обществе или по службе, найти жениха и т.д.

Важным аспектом существования бала является то, что он служил инструментом социальной стратификации, т.к. бальная культура как феномен функционировала исключительно в дворянской среде (несмотря на стремление Петра Т с помощью танцевальных собраний консолидировать общество). Тем не менее, постепенно бальная культура переставала быть частью лишь столичной дворянской культуры, проникая в провинцию и захватывая другие слои общества.

Стоит отметить, что бал не только выполнял социальные функции, способствуя иерархизации общества, но сам имел определенные границы. Бал в качестве целостного культурно-исторического и эстетического феномена обладал внутренним единством и строгой грамматикой. Как отмечает Л.В. Беловинский «бал - это не просто танцы: это почти священнодействие» [1. С. 576]; он имеет свою устойчивую структуру и язык, что отражается в закрепленной последовательности его частей и существовании устойчивых элементов, ритуализированных форм, которые наполняют содержание бала.

Бальная культура включала в себя разные стороны дворянской жизни: культуру бальных помещений (бальных зал, курительной, буфетной, игровой комнат), одежды и аксессуаров, и, конечно, умения танцевать — и все это было подчинено закрепленному порядку.

Много внимания уделялось внешней стороне бала: обрамление танцевальной залы, выступающей в роли рамы всего танцевального вечера, убранство дома — все эти элементы были чрезвычайно значимы. Цветовая гамма отделки интерьера способствовала созданию определенного настроения участников бала, что особенно важно было на балах-маскарадах. Но не только убранство интерьера, где проходит бал, является зна-

г

чимым, со всей серьезностью и тщательностью относились к организации ужина - неотъемлемой составляющей бала. Сервировка стола, подбор посуды, разнообразие блюд должны были произвести неизгладимое впечатление на гостей, поэтому организация ужина находилась под строгим контролем ответственного лица и самих хозяев вечера.

Столь же пристальное внимание уделялось бальным туалетам и аксессуарам (украшения, перчатки, веер, агенда (бальная книжечка), мелочей не существовало - «язык костюма подчеркивал социальный статус человека, говорил о его художественном вкусе» и стиле [3. С. 3].

Бал функционировал не только как танцевальное пространство, но и как место демонстрации социального статуса участника, достатка, чему немало способствовали модные наряды. Одежда и аксессуары выступали в роли знаков бала, и также как другие элементы бала подчинялись определенным правилам. Значение имело не только модель платья, отвечающая модным тенденциям времени, но и цвет наряда, количество и характер украшений и т.д. Например, платья пастельных цветов носили исключительно дебютантки. Как пишет О.А. Захарова, подчеркивая регламентированность бального костюма: «Специальный указ 1834 г. узаконил характер парадного женского костюма. Цвет бархата и узор золотого или серебряного шитья определялись рангом владелицы» [3. С. 3].

Бал имел строгую композицию, где каждая его часть характеризовалась определенными правилами поведения, темами общения. А.В. Колесникова подчеркивает, что «эстетика танцевального вечера во многом сопрягалась с идеей порядка, со стремлением бала к созданию совершенной, упорядоченной формы» [4. С. 191]. Данной идее порядка подчинялись все элементы танцевального вечера, в том числе и главная их составляющая — танцы. В зависимости от характера исполнения и темпа, каждый танец приобрел свое место в бальном пространстве. Исследователи бала обозначают традиционную бальную цепочку танцев: полонез - вальс -

мазурка - котильон; представляющей собой эволюцию от церемониала к игре, от торжественности и некоторой чопорности к безудержному веселью. Представленная логика не должна была нарушаться никоим образом, изменения были связаны лишь с модой на танцы.

Каждому танцу соответствовал свой стиль поведения и беседы, т.е. музыка и танцы выступали направляющими всего вечера, которые задавали общее настроение. Полонез открывал вечер, соответствуя торжественности этого момента, его официальности и парадности. Вальс «раскручивал» действие в своем вихре, давал возможность, как отмечает Ю.М. Лотман, менее официального общения и «нежных объяснений». Мазурка являлась кульминацией бала, его смысловым центром, именно мазурка дарила ощущение праздника и веселья. Этот танец отличался изобретательностью движений, легкостью исполнения, причудливостью поз, поэтому ей соответствовала непринужденная беседа. А также как отмечают исследователи мазурка - это время признаний, неслучайно в произведениях классиков русской литературы предложения руки и сердца девушки часто ожидают во время мазурки («Анна Каренина» Л.Н. Толстой). Котильон, завершающий бал, представлял собой танец-игру, из всей цепочки танцев он был самым непринужденным и динамичным, разрушающим строго организованную структуру бала.

«Порядок» бального пространства организовывали этикетные нормы, общепринятые и функционирующие исключительно в пространстве танцевального вечера. Бальный этикет, выраженный в различных ритуалах и нормах поведения, невыполнение которых являлось вызовом светскому обществу, подчеркивал строгость «грамматики» бала, его регламентированность. К подобным правилам относятся особенности приглашения на танец и отказа от него, смена партнеров для разных танцев, специфика обращения с агендой - бальной книжечкой для записи партнеров.

В основе ритуализированного поведения на бале лежит множество ритуальных

жестов, которые, как определяет

О.А. Захарова, «наделены жестко определенными смыслами» [3. С. 6]. К ритуальным жестам можно отнести язык вееров и язык мушек: помещенная по-разному на лице мушка могла очень многое сказать: интерес, влюбленность, кокетство и т.п., то же выражал и веер открытый или переданный определенным образом. Умение обращаться с данными обязательными бальными атрибутами легко и непринужденно является настоящим искусством. Все эти ритуальные жесты венчают формирование бальной культуры и до сих пор выступают в роли маркеров бала.

Бал на протяжении более чем двух веков представлял собой одну из главных составляющих культурной жизни России, неотъемлемую часть культурно-

исторической реальности. Образ бала широко представлен в отечественной художественной культуре; неизменно его присутствие в музыке, изобразительном искусстве, но наиболее полное выражение бал получил в литературе (А. С. Пушкин «Евгений Онегин», М. Ю. Лермонтова «Маскарад»,

Л. Н. Толстой «Анна Каренина», «Война и мир», Ф. М. Достоевский «Двойник»,

А. П. Чехов «Анна на шее»). Как отмечает А.В. Колесникова, «изображение сцен бала у классиков русской литературы редко применяется лишь в качестве красивого фона тех или иных коллизий литературного произведения. Обычно изображение сцен бала совпадает с кульминационными моментами в развитии сюжетной линии художественного произведения» [4. С. 195], тем самым подчеркивая сущностное значение бала в жизни дворянина.

Но стоит заметить, что бал не прекратил свое существование в XIX веке, и его история продолжается в настоящее время. Бал присутствует в культурной памяти людей в качестве балов выпускников, художественной интеллигенции, потомков дворянских родов. Функционирует множество организаций занимающихся проведением традиционных светских балов, что является попыткой возродить массовую бальную культуру. И Вену по-прежнему можно назвать столицей балов, именно там ежегодно проходит традиционный Венский бал, являющийся важнейшим событием в Европе. Бал даже после «ухода» дворянства с исторической сцены продолжает существовать в современной культуре как самостоятельное явление.

ЛИТЕРАТУРА

1. Беловинский Л. В. Культура русской повседневности: учеб. пособие / Л. В. Беловинский. -М: Высшая школа, 2008.

2. Дуков Е. Бал как социальная практика в России XVШ-XIX веков // Музыка быта в прошлом и настоящем: Сб. статей. - Ростов: Изд-во Ростовской гос. пед. ун-та, 1996. - С.142-156.

3. Захарова О.Ю. Власть церемониалов и церемониалы власти в Российской Империи XVIII -начала XX века. ИКЕ: http://singulyarnost.ru/culture/vlastceremon_1.shtml

4. Колесникова А.В. Бал в истории русской культуры: дис. ... канд. культур. - СПб., 1999

5. Корнилович А.О. О первых балах в России ИКЕ:

http://az.lib.rU/k/kornilowich_a_o/text_0080.shtml (дата обращения: 24.05.2012 г.)

6. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства. / под ред. Ю.М. Лотмана - СПб.: Искусство, 1994.

7. Словарь русского языка / под ред. С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой - М.: Русскйи язык, 1978.

8. Юрченко Т.Н. Мифологема бала в русской литературе 20 - 40-х гг. XIX в.: автореф. дис. ... канд. филолог. наук - Горно-Алтайск, 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.