УДК 72.03
C. А. Сухоруков
Багдад: попытка второго рождения великого города
Статья посвящена особенностям развития архитектуры Багдада в середине XX в. После обнаружения нефти в Ираке у руководства страны появились новые финансовые возможности для выведения столицы государства на новый уровень. У близлежащей территории, как и у города, богатая история со своими традициями. К сожалению, от классического Багдада эпохи Аббасидов практически ничего не осталось. Миллионный мегаполис того времени ушел в историю, однако столицу решено было возродить при помощи архитектуры. Автор анализирует постройки приглашенных в страну архитекторов Алвара Аалто, Ле Корбюзье, Вальтера Гропиуса и др. Показаны особенности той новой градостроительной системы, которая должна была быть сформирована. При этом затронут вопрос обращения к традиции: насколько прочной могла бы оказаться связь современности с прошлым.
Ключевые слова: современная архитектура Багдада; архитектура XX в.; современная архитектура Востока; традиции в современной архитектуре
Sergey Sukhorukov
Baghdad: an Attempt at Rebirth the Great City
The article is devoted to the peculiarities of the architectural development in Baghdad in the middle of the 20th century. The discovery of oil deposits in the country gave the government new financial opportunities for taking the capital to a new level. The territory around Baghdad, like the city itself, is
famous for its long history with rich traditions. Unfortunately, almost nothing has remained of classical Baghdad, the capital of the Abbasid state. The million-plus megalopolis of that time is history now, though it was decided to revive the capital. To revive by means of architecture. The author analyzes the buildings constructed by Alvar Aalto, Le Corbusier, Walter Gropius, etc. - by the architects specially invited to the country to work. The features of the new urban planning system which was to be formed are shown. At the same time, the question of turning to the tradition is touched upon, particularly how strong the connection of modernity with the past could be. Keywords: Baghdad contemporary architecture; the 20th century architecture; contemporary architecture of the East; traditions in contemporary architecture
У Багдада, одного из величайших городов в истории человечества, сложная и подчас даже трагически складывающаяся судьба. С момента основания в 762 г. на берегу Тигра город начал стремительно развиваться. Этому способствовали и удобное расположение на торговых путях, и грамотное правление новой династии Аббасидов (750-1250). Уже в то время для застройки столицы нового арабского государства были приглашены зодчие как из соседних городов, так и из других стран. «Для постройки города были собраны зодчие из Куфы, Васита, Басры, Сирии, Западной Персии» [1, с. 7]. Результатом активной строительной деятельности стало превращение Багдада в самый роскошный город мусульманского мира с удивительной архитектурой, городской планировкой и миллионным населением. Только городская стена в виде круга чего стоила! Ею восторгались многочисленные путешественники, а слава Круглого города быстро разнеслась в далекие страны в рассказах, часть из которых со временем превратилась в легенды. «Этот удобный для обороны центр коммуникаций сразу оказался особым местом, где в немыслимо короткие сроки возникло необыкновенно плотное городское население» [2, с. 91].
Однако спустя несколько веков для города настала трагическая пора. Новые политические реалии дали о себе знать. В 1258 г. Багдад был разрушен монгольским ханом, и город, судьба которого к этому периоду и так разошлась с судьбой творения аль-Мансура, так и оставшегося уделом суверена, в ходе осады, которая повлекла смерть халифа аль-Амина [3, с. 398], в конечном
счете был практически заброшен. Со временем войдя в границы Османской империи, в конце XIV в. Багдад пережил нападение войск амира Тимура. После двух вышеупомянутых катастроф городу так и не суждено было достичь прежних высот.
Достаточно долго находясь в составе Османской империи, Багдад не развивался такими высокими темпами, как столица Турции Стамбул. Только в начале XX в., в последние десятилетия существования когда-то великого государства, в инфраструктуре и планировке Багдада начали происходить изменения. Например, появилась первая прямая магистраль - улица Рашида (Rashid Street). Ее строительство было связано с поражением англичан при Куте (29 апреля 1916 г.). Военный губернатор Багдада Халил-паша (Khalil-Pasha) в честь этой победы издал приказ о строительстве первой «настоящей» улицы, которая и была открыта в июле 1916 г., а через год на ней появилось электрическое освещение.
Правда, в дальнейшем преобразования в Багдаде стали идти быстрее, и происходило это именно благодаря англичанам. В 20-е гг. XX в. страной начала править Хашимитская династия во главе с королем Фейсалом (правление 1921-1933 гг.), который был суннитом в отличие от большинства населения - шиитов. Однако фактически в соответствии с постановлением Лиги Наций три бывшие османские провинции c центрами в Мосуле, Басре и Багдаде перешли под британский протекторат. Благодаря англичанам в Багдаде появилось железнодорожное сообщение. В самом городе начала распространяться регулярная застройка, которая в корне отличалась от старых градостроительных схем, и ввели нумерацию домов. Возникли прямые и более широкие улицы, а фасады домов стали иметь больше оконных проемов, что было несвойственно традиционной организации жилых кварталов мусульманских городов, отличающейся закрытостью домов со стороны главного входа.
Одновременно начался рост городского населения. Однако это была другая, не парадная сторона Багдада. Увеличение числа жителей, связанное с притоком иммигрантов, которые к тому же были выходцами из бедных слоев населения, привело к тому,
что в результате в городе появились кварталы, состоявшие из недолговременных хижин.
Такая ситуация имела место несмотря на то, что в 1927 г. на территории страны была впервые найдена нефть, а прокладка трубопровода завершилась в 1935 г. В 1952 г. было заключено соглашение между Iraq Petroleum Company (IPC) (ключевую роль играла Британия) и иракским правительством на правах равноправного участия. Доходы Ирака резко выросли почти вчетверо - c 32 миллионов долларов в 1951 г. до 112 миллионов в 1952 г. [5, p. 340]. В стране развернулась активная информационная кампания, рассказывавшая об обеспеченном будущем благодаря продаже нефти и о великом прошлом, когда на этой территории существовали сильные страны, такие как Ассирия, и крупные города, такие как Вавилон.
К 1950 г. население Багдада достигло одного миллиона человек, и «Совет по развитию Ирака», имевший огромное влияние в стране, решил вложить значительную часть финансовых средств в развитие иракской столицы. Результатом стало появление проекта нового генерального плана столицы и приглашение в Багдад множества известнейших зодчих. «К 1950-м годам урбанистическая картина Багдада перевернулась с ног на голову. Новые улицы, которые прорезали традиционную городскую ткань, увеличились, а пригороды расширились, что повлекло необходимость разработать для города или его частей базисное планирование. Однако самое большое влияние на общество оказывало модернистское мышление» [4, p. 3].
При реализации всех замыслов город мог бы стать новым архитектурным чудом и по размаху строительной деятельности соперничать с мегаполисом эпохи Аббасидов. Предлагалось несколько проектов развития Багдада. При этом не всем замыслам суждено было осуществиться. Тем не менее уже в 1969 г. завершилось строительство здания посольства США - одного из первых реализованных проектов европейских архитекторов в Багдаде. Его автор - Жозеп Льюис Серт (Josep Lluis Sert). Постройка отличалась строгими геометрическими объемами, подчеркнутым лаконизмом с акцентами
в виде вынесенных из плоскостей стен объемами для оконных проемов, закрытых традиционными решетками-машрабиями, и поднятой на опорах кровли, образующей на крыше затененную террасу под навесом с зигзагообразными очертаниями.
При этом Багдад остро нуждался в новых постройках разных типов - от религиозных пространств до общественных зданий и образовательных учреждений. Осознание Ираком себя как наследника великих держав древности вызвало необходимость в постройке художественного музея. Автором проекта здания Багдадского художественного музея, так и оставшегося на бумаге, стал финский зодчий Алвар Аалто (Alvar Aalto) (1898-1976). Он не отступил от модернизма, ставшего его визитной карточкой, - проект Багдадского художественного музея отчетливо напоминал другие творения Аалто (как у него на родине, так и в других странах). Внутреннее пространство строгого трехэтажного здания, облицованного керамической плиткой, организовывалось асимметрично расположенными галереями. Несмотря на керамическую плитку, напоминавшую о приемах оформления построек в Древнем Вавилоне, «план Аалто для Багдадского художественного музея не был особенно „национальным", поскольку он не отражал эстетику местной культуры или архитектурной практики», «это было современное „международное" здание, полностью сопоставимое с другими...» [6, р. 87].
Великим Ле Корбюзье (Le Corbusier) (1887-1965) для Багдада был подготовлен проект гимназиума. Даже работая на территории, где зародилась одна из древнейших цивилизаций, французский зодчий придерживался тех традиций, благодаря которым стал знаменит. Свобода пространства и игра с разными геометрическими формами дала столице Ирака индивидуальный проект мирового масштаба - на это и надеялся король Фейсал II (правление 1939-1958), приглашая прославленного архитектора на Восток и рассчитывая на участие страны в летних Олимпийских играх 1960 г. Однако стадион оставался на бумаге несколько десятилетий. Только благодаря указаниям Саддама Хусейна (президент 1979-2003) было расчищено место, которое выбрал великий зодчий, и началось строительство будущего
спортивного комплекса. Ле Корбюзье к этому времени уже не было в живых, однако осталось множество рисунков, на которых кроме стадиона были обозначены еще и теннисные корты, плавательный бассейн и другие спортивные сооружения. Надо было максимально точно воспроизвести окончательное решение зодчего, подчас угадывая его замысел. В результате проект гимназиума удалось реализовать. В сложной постройке из железобетона острые, стремительные очертания которой смягчены теплым песочным оттенком одного из двух основных цветов, стиль Корбюзье узнается сразу. Интересным продолжением самого большого спортивного объекта Ирака является расположенный рядом амфитеатр. В итоге было создано единое пространство, эффект соединенности усилен за счет связующего звена - монументального дверного проема, примыкающего к гим-назиуму. Это один из немногих архитектурных замыслов, реализованный после свержения королевской власти в 1958 г. в результате военного переворота.
В историю современной архитектуры Багдада сразу несколькими проектами вошел и великий немецкий архитектор Вальтер Гро-пиус (Walter Gropius) (1883-1963), один из основателей и директор Баухауса. Причем дело не ограничилось лишь отдельно взятыми строениями. Столица Багдада нуждалась в появлении нового современного образовательного комплекса. В. Гропиусу было не только предложено стать автором Багдадского университета, но и представлено несколько вариантов для размещения будущей застройки. Результат выбора - одно из красивейших мест города - изгиб реки Тигр. Подготавливая проект, зодчий активно взаимодействовал со специалистами из Гарварда, которые составляли программу обучения в будущем университете. От этого зависел план постройки, количество лекционных классов, лабораторий и т. д. Зодчий внимательно изучил историю Багдада периода Аббасидской династии, когда градостроительная ткань получилась простой, но притягательной - в форме круга. В результате за основу также был взят круг. Впервые за много веков! Университетский комплекс получил тройную кольцевую систему, где каждый круг имел свое предназначение. Первый круг: лекционные залы, лаборатории, библиотека, театр, администрация
и несколько других построек для обучения и отдыха. Второй круг -студенческие общежития. Третий - спортивные сооружения.
Климатические условия Ирака часто бывают трудно переносимыми, особенно с мая по сентябрь, поэтому Гропиус использовал несколько вариантов защиты территории от прямого солнечного воздействия. Немаловажная часть проекта - озеленение. Решено было разместить деревья на тех территориях, где это требовалось, в первую очередь возле пешеходных дорожек для дополнительных теней. Кроме того, здания, разнообразные по форме и высотности, при возможности были поставлены достаточно близко друг к другу для создания тени на больших площадях. Начатое еще в период правления Фейсала II, строительство университетского комплекса продолжилось и после вышеупомянутого государственного переворота 1958 г. Это стало возможным благодаря большому желанию Гропиуса и грамотно составленному контракту. Правда, новая власть решила внести коррективы в проект и высказала архитектору свои пожелания. В частности, речь шла о двух новых постройках, на возведение которых Гропиус ответил согласием: высотном 10-этажном здании, олицетворяющем новую власть, и входной арке, ставшей известной под названием «Открытый разум», что предполагало в том числе и символический вход на территорию знаний и прогресса. Для образовательного комплекса была предусмотрена и мечеть. Немецкий архитектор с особой тщательностью изучил историю религиозных построек мусульманского мира, формы которых иногда отличались друг от друга в зависимости от традиций отдельных территорий. В итоге появился проект монументальной, но очень легкой по виду постройки, которая по своей форме определила развитие культовой архитектуры на несколько десятилетий. Новаторская мечеть стала представлять собой, с одной стороны, гигантский купол, а с другой - напоминать палатку, где верующие могли найти прибежище. Так как сооружение соприкасается с землей при помощи только угловых форм, сам молитвенный зал открыт внешнему пространству со всех сторон. Реализованный проект, безусловно, стал одним из самых интересных примеров проявления модернизма на мусульманском Востоке.
Также В. Гропиус разработал планы новых городов, среди которых следует отметить Эль-Джубайлу. Город появился на берегу Персидского залива в рамках строительства Джубайлийского промышленного комплекса, где должны были размещаться как коммерческие объекты, так и жилые постройки. Эль-Джубайла полностью оправдал себя. В настоящее время этот город - один из самых динамично развивающихся промышленных центров, а в начале XXI в. численность его населения превысила 200 тыс. человек.
Говоря о концептуальном и системном взгляде на архитектурное развитие иракской столицы в целом, необходимо отметить, что, пожалуй, самый масштабный проект создания нового Багдада принадлежит Фрэнку Ллойду Райту (Frank Lloyd Wright) (1867-1959). Его видение будущего облика иракской столицы отличалось от мыслей многих других архитекторов и сводилось к самой тесной связи настоящего с прошлым этого восточного региона. Опыт возведения построек на Востоке у зодчего уже был, например, в соседнем Иране. Посетив Багдад в мае 1957 г., он довольно быстро создал проект будущего развития города с несколькими кластерами культурной жизни столицы. Например, на карте должно было появиться не просто здание Большой оперы, а полноценный Культурный центр.
Для оперного театра было выбрано место в самом центре Багдада - на острове, принадлежавшем королевской семье. Фейсал II отдал его под застройку после встречи с Ф. Райтом, поняв, что лучшего места не найти. Сам остров и постройки, расположенные на нем, ни в коем случае не должны были стать чем-то обособленным. В дальнейшем территорию собирались соединить с материком двумя мостами. По проекту один из них, располагаясь над западным каналом Тигра, соединял остров с западной эспланадой короля Фейсала, которая своим направлением указывала на Мекку. Через мост над Восточным каналом осуществлялась связь с Университетским комплексом. Главная постройка - Большая опера - должна была стать не только домашней площадкой для Багдадского симфонического оркестра, но и являлась центром архитектурного замысла американского зодчего. По необходимости зал мог вмещать до 7 тыс. человек. Театр получил простую, но ставшую уже традиционной форму -
круга. Постройку предполагалось возвести в небольшом водном пространстве и с двух сторон дополнить аркой, у которой в центральной части предполагался разрыв из-за прохода через оперный зал. Арка имела также и декоративную составляющую - сцены из самого известного восточного сборника сказок - «Тысячи и одной ночи». Кроме Большой оперы на острове значилась еще одно монументальное сооружение - статуя Харуна ар-Рашида, пожалуй, самого известного халифа династии Аббасидов, поставленная на форму, восходящую к минарету Мальвия - строению эпохи могущества Аббасидского государства. Именно конусообразная постройка со спиралевидным пандусом, стоящая на невысокой базе, должна была служить своеобразным постаментом для статуи халифа. В качестве дополнения на пандусе Райт разместил бредущих верблюдов, еще больше подчеркнув преемственность традиций.
В стране работали и другие иностранные архитекторы, не такие известные, но также с интересными задумками. Например, грек Константинос Доксиадис (Constantinos Doxiadis) - автор экистики -теории формирования и эволюции человеческих поселений. Имея уже большой опыт работы в градостроительной сфере, К. Доксиадис создавал план развития города, где было бы видно, что Багдад -новый город, готовый на различные архитектурные эксперименты, демонстрирующие важность развития арабского мегаполиса на Востоке в контексте современных европейских тенденций и с наибольшим комфортом для жителей. Греческий архитектор исходил из максимального количества жителей для Багдада в будущем, учитывая планы его развития, в три миллиона. Что касается территории (разделенной по функциям) для планируемых изменений и расширений, то по форме это должен был быть прямоугольник, то есть предусматривалось линейное развитие, которое уже существовало в градостроительной истории развития других городов.
Проект развития города Доксиадиса имел много отрицательных сторон. Архитектор не знал досконально особенностей городской структуры. В результате после представления проекта началась критика. Архитектор уделил пристальное внимание мусульманским позициям в городе и не взял в расчет демографические
перемены, которые начали происходить со второй половины XX в. (еврейские переселения в Израиль, приезд сельского населения, которое включало в себя христиан, курдов, шиитов и т.д.). Архитектор закончил свою работу в Багдаде после переворота 1958 г. В мае 1959 г. новое правительство отменило его проект. Однако на этот момент уже были построены десятки жилых домов. Впоследствии их разрушили, и люди переехали в новые многоквартирные дома на окраине города.
Таким образом, в середине XX в. предпринималась попытка возрождения архитектурного величия Багдада. По сути, лучшие зодчие мира представили свои проекты. Некоторые из них были реализованы, большинство осталось на бумаге. Не удалось воплотить в жизнь и новую градостроительную концепцию обновления столицы. Багдад через несколько десятков лет ждали новые потрясения, когда военные действия разрушили большую часть Университетского комплекса, новаторскую мечеть, гимназиум. Затем город восстановливался (ил. 1, 2).
Несмотря на новые проекты последнего десятилетия (некоторые из них выглядят масштабно, к примеру, проект здания Центрального банка Ирака, ил. 3), у них слишком мало шансов на реализацию в сегодняшней экономической и политической ситуации.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Воронина В. Л. Средневековый город арабских стран. М. : ВНИИТАГ, 1991. 102 с.
2. Кло А. Харун ар-Рашид и времена «тысячи и одной ночи». СПб. : Евразия, 2012. 384 с.
3. Сурдель Д., СурдельЖ. Цивилизация классического ислама. Екатеринбург : У-Фактория, 2006. 544 с.
4. Alasadi F. I., Slik G. Ornamentation and modern architecture in Iraq // University of Baghdad Engineering Journal. 2019. № 25(6). P. 117-124.
5. Levine N. The Urbanism of Frank Lloyd Wright. Princeton : Princeton university press, 2016. 464 p.
6. Modernism and the Middle East. Architecture and Politics in the Twentieth Century. Seattle and London : University of Washington Press, 2011. 320 p.
1. Багдадский университет. Фото февраль 2019. Автор Хана Яфия Юсиф Джамиль
2. Мечеть на территории Багдадского университета. Фото февраль 2019. Автор Хана Яфия Юсиф Джамиль
3. Заха Хадид. Проект Центрального банка Ирака. 2010