ИСКУССТВО И СОВРЕМЕННЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРАКТИКИ
17.00.00 - Искусствоведение
Б. А. ПОКРОВСКИЙ - ВЫДАЮЩИЙСЯ РЕЖИССЁР ОПЕРНОГО ТЕАТРА
Лидия Николаевна СКУСНИЧЕНКО
профессор кафедры академического пения факультета музыкального искусства Московского государственного института культуры, г. Москва
e-mail: [email protected]
Статья посвящена легендарному оперному режиссёру - Борису Александровичу Покровскому. Рассматриваются этапы жизни великого мастера оперной сцены, его становление и роль в музыкальном мире, а также возрождение оперного искусства благодаря его творческой деятельности.
Ключевые слова: музыкальное искусство, театр, опера, режиссёр, дирижёр, мастера сцены, творчество, голос.
B. A. POKROVSKY AN OUTSTANDING DIRECTOR OF OPERA THEATRE
L. N. Skusnichenko, Professor of Department of academic singing, Faculty of Musical Arts, Moscow State Institute of Culture
e-mail: [email protected]
Article is devoted to the legendary opera director - Boris Aleksandrovich Pokrovsky. Stages of life of the great master of an opera scene, his formation and a role in the music world, and also revival of opera art thanks to his creative activity are considered.
Key words: musical art, theater, opera, director, conductor, masters of a scene, creativity, voice.
Борис Александрович Покровский в течение полувека был режиссёром Государственного академического Большого театра - главного театра страны. Это - целая эпоха в жизни театра, связанная не только с именем Б. А. Покровского, но и с именами выдающихся мастеров сцены, с которыми ему посчастливилось работать, С. Я. Лемешева, И. С. Козловского, М. П. Максаковой, В. В. Барсовой, Г М. Нэлеппа, Н. С. Ханаева.
Б. А. Покровский пришёл в оперный театр, когда теория оперной режиссуры в России только зарождалась. Теоретические основы её разрабатывались К. С. Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко. Б. А. Покровский стал одним из крупнейших теоретиков музыкального театра. Его книги «Об оперной режиссуре» и «Размышления об опере» - это труды, мимо которых не может пройти ни один работник музыкального театра.
Увлечение театром у Бориса Александровича зародилось ещё в детстве. Чтобы понять истоки этого интереса, следует проследить его жизненный путь и выделить наиболее значимое. Б. А. Покровский родился 27 января 1912 года в семье учителя словесности. Дедушка его был священником, и потому внук часто проводил время в небольшой церкви, где никто не мешал ему мечтать и слушать пение. С десяти лет Покровский занимался музыкой у Е. Ф. Гнесиной. Главными его увлечениями были пластинки с записями Ф. Шаляпина, Л. Собинова, Э. Карузо, а также самодельный приёмник, по которому можно было слушать не только музыку, но и театральные постановки ведущих театров. Родители сумели организовать досуг сына, купив ему абонемент на спектакли в Большой театр. В семье Покровских не было музыкантов, но родители очень любили искусство. Часто посещали Художественный театр, театр С. И. Зимина, прослушивали записи Ф. Шаляпина, Л. Собинова, А. Неждановой, а потом обсуждали в кругу семьи увиденное и услышанное. Наверное, это были самые главные уроки для детей.
После окончания средней школы Покровский поступает в Фабрично-заводское училище, затем работает на химическом заводе им. Фрунзе аппаратчиком пятого разряда. Так идёт взросление и воспитание характера будущего мастера. После пяти лет работы на заводе он поступает в Менделеевский институт, но не выдерживает и трёх дней математики и химии. Судьба приводит Бориса Александровича в знаменитую театральную библиотеку и оставляет его там на полтора года. После такой упорной самоподготовки он успешно поступает в Техникум театрального искусства (сейчас - ГИТИС) на курс А. Завадского. «Принять вне конкурса» - читает он напротив своей фамилии и понимает, что это его первая победа.
«Научить нельзя, а можно научиться» - знают многие певцы, артисты и режиссёры. В систему самообразования студентов входили лекции знаменитых режиссёров, встречи с яркими актёрами и «созерцательная практика» в лучших театрах Москвы. Главным в постижении режиссёрских навыков явилась практика у Леонида Васильевича Баратова. Для постановки дипломной работы («Кармен» Ж. Бизе) Покровского отправляют в Горьковский оперный театр. За пять лет служения в нём он ставит 12 опер и оперетт. За последнюю постановку патриотической оперы Серова «Юдифь» его номинируют на главную правительствен-
ную награду и приглашают на работу в Большой театр. За пятьдесят лет творческой деятельности в главном театре страны Борис Александрович Покровский выпустил 41 спектакль. Лучшие из них - «Евгений Онегин», «Орлеанская дева» и «Пиковая дама» П. И. Чайковского, «Война и мир» и «Игрок» С. С. Прокофьева, «Мёртвые души» Р. Щедрина, «Отелло» Дж. Верди, «Катерина Измайлова» Д. Шостаковича и другие. Своими главными творческими учителями Б. А. Покровский считает К. С. Станиславского и В. Э. Мейерхольда, таких разных, непохожих и таких сопоставимых по своему горячему стремлению к истине, бескомпромиссности и душевной щедрости - огромному творческому бескорыстию, свойственному великим художникам. За свою творческую жизнь Б. А. Покровский поставил более 180 спектаклей. В 1943 году, приехав в Большой театр, он познакомился с Самуилом Абрамовичем Самосудом, который обладал необъяснимым сценическим чутьём. Именно благодаря этому качеству Ф. И. Шаляпин выбрал его своим дирижёром петроградских спектаклей. У С. А. Самосуда репетиции были во все праздничные дни. Он «не управлял оркестром, а существовал в музыке...», - писал Борис Александрович в книге «Ступени профессии». Требовательности и ответственности Б. А. Покровский научился у А. М. Пазовского - дирижёра Большого театра, на репетициях которого была идеальная дисциплина. У него был кабинет, в котором он много работал с артистами. Попасть на урок «посторонним» было невозможно. Он был очень требовательный дирижёр, которого заботила только музыкальная сторона. Пели все прекрасно, но спектакля не было. Не было заботы о сценических событиях, спектакли походили на костюмированные концерты. Музыка оставалась главной, хотя стремился он к оперному синтезу. Он негодовал и требовал от режиссёра быть в ответе за всё. Именно А. М. Пазовский заставлял молодого Б. А. Покровского заниматься интонацией певца, словом, светом.
С 14 лет Б. А. Покровский был поклонником Н. С. Голованова, который стал главным дирижёром Большого театра. Н. С. Голованов также любил дисциплину, благодаря которой за короткий срок завершил работу над операми «Борис Годунов», «Садко» и «Хованщина». Эти постановки оставили серьёзный след в работе театра. Он никогда не вмешивался в режиссуру, доверяя Б. А. Покровскому. За пультом Н. С. Голованов появлялся за пять минут до начала репетиции, и это был не просто педантизм, а его натренированная творческая воля. Эта привычка и манера руководить во многом проявлялась и у Б. А. Покровского. В результате они органично дополняли друг друга.
Уже в качестве состоявшегося режиссёра Б. А. Покровский продолжает работу с А. Ш. Мелик-Пашаевым, который на тот момент был главным дирижёром Большого театра. Он замечательно дирижировал западноевропейской классикой: «Аидой», «Кармен», «Фальстафом», «Фиделио».
Его мечтой стала постановка «Дон-Жуана» к своему 60-летию. К сожалению, его мечта не осуществилась - из-за смерти этого великого дирижёра. Со слов Б. А. Покровского, А. Ш. Мелик-Пашаев являлся великолепным руководителем, всегда благожелательным к артистам. Дирижирование было самым важным делом в его жизни.
Следует отметить, что постепенно Б. А. Покровский начинает отвергать главный принцип работы с актёрами: «Сначала выучка нот, а потом -постановка», так как заучивание нот без смысла он считал невежеством, которое рождало штампы. Работа с выдающимися певцами требовала от режиссёра большого терпения. Каждый из них нуждался в особом подходе, и Борис Александрович умело приспосабливался к любому артисту, с любым характером. Одного умел приласкать, другого оставить в покое, третьего отругать, но так, чтоб не обиделся. Действительно, редко встречаются артисты, которые гармонично сочетают собственную индивидуальность с гибкостью актёрского перевоплощения. Задача развивать в каждом певце способность к самостоятельному творению была одной из главных для Б. А. Покровского. Он считал, что певец-актёр не должен «раскачивать» свои чувства до истерики, должен уметь постоянно контролировать свои эмоции, мизансцены, оркестр. Для любого оперного исполнителя это достаточно трудная задача, требующая особого внимания и опыта. Главный инструмент певца - голос. Он требует систематической тренировки, заботы, ухода. От его состояния зависит творческое самочувствие любого артиста. Известно, что искусство начинается там, где проблема звучания решена, где голосом выражается и характер, и эмоции, и все интонации. Б. А. Покровский был очень требователен, работал с актёрами до полного включения актёрского психофизического вживания в роль. Он называл партитуру зашифрованными чувствами, а главной задачей своей считал подбор таких физических действий для исполнителя, которые вызывали бы у него адекватные эмоции.
«Я снимаю шляпу перед актёром-певцом, чей талант и мастерство в коллективе, во взаимодействии с партнёрами, в процессе взаимовлияний создаёт оперный образ в спектакле», - пишет Б. А. Покровский в своей книге «Ступени профессии».
К концу 1960-х годов Борис Александрович поставил огромное количество опер и написал много книг. Он стал профессором на кафедре режиссуры в ГИТИСе, но у него было ещё огромное желание создать свой Камерный музыкальный театр, свободный в выборе жанра, в котором артисты-певцы могли бы хорошо петь, играть и танцевать. В 1972 году был основан Камерный музыкальный театр, который получил звание «Академический» в 1997 году. Камерный театр возник из потребности свободы в репертуаре, для создания коллектива профессионалов, для новых путей общения с публикой, для освобождения от штампов. Особой сторо-
ной сценического искусства Камерного театра являлось воспитание этики коллективного творчества, коллективной ответственности, взаимопомощи и творческого единства. Лицо театра всегда состоит из репертуара и способа его представления на сцене. Кроме классических спектаклей, на сцене Камерного театра было поставлено много малоизвестных произведений Л. А. Десятникова, А. Н. Холминова, В. Ганелина, М. Тари-вердиева, Э. Денисова и других. Борис Александрович поставил здесь 75 оперных спектаклей, среди них древнейшую русскую оперу XVII века «Ростовское действие», «Похождение повесы» И. Стравинского, «Дирижёр оркестра» Д. Чимарозы, «Дон Жуан» В. А. Моцарта и, конечно, «Нос» Д. Шостаковича. С этим спектаклем он объездил весь мир. Здесь работали и работают замечательные дирижёры, музыканты, певцы. Многочисленные гастроли по городам мира являются верным знаком художественного признания этого коллектива.
«В оперном театре один гений - репетиция», - утверждал Б. А. Покровский.
Борис Александрович также считал, что, кроме главной фигуры - актёра, театр живёт тогда, когда у него есть свой зритель. Он говорил, что публика - это живое существо со своим характером, а также что завоевание зрителя - необходимое условие жизни театра. Часто зрители становились участниками спектаклей. За свою творческую жизнь Борис Александрович Покровский оставил не только замечательные спектакли, но и книги, прочесть которые интересно будет каждому, и искушённому специалисту, и совсем не подготовленному читателю: «Об оперной режиссуре» (1973), «Размышления об опере» (1979), «Беседы об опере» (1981), «Ступени профессии» (1984), «Сотворение оперного спектакля» (1985), «Введение в оперную режиссуру» (1985), «Режиссура музыкального театра» (1985), «Введение в оперную студию» (1985), «Покровский ставит советскую оперу» (1989), «Когда выгоняют из Большого театра» (1992), «Моя жизнь - опера» (1999), «Что, для чего и как?» (2003).
Борис Александрович - сильный и волевой человек, умеющий прямо, настойчиво стремиться к своей цели. Редкая трудоспособность и любовь к театру позволили получить награды и звания, которые никогда не были самоцелью. Б. А. Покровский никогда не пользовался привилегиями главного режиссёра (кабинетом, телефоном, машиной).
Великий оперный режиссёр современности покинул нас 5 июня 2009 года, но ученики и зрители ещё долго будут помнить и чтить талант этого мастера.
«Счастье человека - быть нужным» - главный завет Бориса Александровича Покровского.
«Делается ли карьера? Нет. Она - результат потребности времени и общества. Назовём это судьбой.»