ПРОБЛЕМЫ
НАСЛЕДОВАНИЯ
И ИЗУЧЕНИЯ
ЦЕННОСТЕЙ
МУЗЫКАЛЬНОЙ
КУЛЬТУРЫ
Кузнецов Н. И., доктор искусствоведения, профессор, заслуженный деятель искусств РФ
Мастерство оперного артиста (из опыта изучения теоретического наследия Ф. И. Шаляпина)
Имя Ф. И. Шаляпина широко известно не только в мире оперного искусства, но и в мире художественной культуры разных стран. Его творчество как оперного исполнителя привлекало и привлекает к себе внимание многочисленных исследователей, включает в себя множество обширных монографий, книг воспоминаний, рецензий и т.п. Однако о Шаляпине как о режиссёре оперных спектаклей и особенно как о теоретике оперного искусства, раскрывающего секреты технологии создания оперно-сценического образа, которыми могут пользоваться современные оперные артисты при работе над ролью оперного спектакля, до сих пор написано мало. Вместе с тем, при работе с оперными певцами-профессионалами уместно говорить сегодня о сценическом мастерстве оперного артиста в контексте актёрской школы Ф. И. Шаляпина. На фоне фактов из творческой жизни великого певца выявляются парадоксальные аспекты российской мен-тальности, находит объяснение и современное толкование рабочих сценических терминов, автором которых был Ф. И. Шаляпин и, которыми он сам пользовался в процессе работы над сценической ролью в различных оперных спектаклях. Одним из примеров изучения творческого наследия любого артиста, режиссёра или композитора является анализ воспоминаний, рецензий, опубликованных в разные
40
Ф. И. Шаляпин
годы в различных изданиях. Совершая «путешествия» по истории отзывов на творческие работы великого оперного артиста, я выявил интереснейшие факты.
Так, в 1911 г. оперный артист «Императорских театров» И. В. Тартаков писал: «Шаляпин-режиссёр — это что-то недосягаемое. То, что он преподаёт артистам на репетициях, надо целиком записывать в книгу» 1. Однако, как показывает анализ литературных источников, к сожалению, никто не записывал тогда высказывания великого певца, касающиеся раскрытия сценического образа и поведения актёра на сцене. Сохранилась также запись 1928 г., появившаяся через 17 лет после процитированных слов И. В. Тартакова, в которой известный музыковед Б. В. Асафьев и оперный режиссёр Э. И. Каплан снова затронули эту проблему, отмечая, что «шаляпинская галерея спетых портретов — это система вокала и сценической игры, сценического поведения оперного артиста, ещё не высказанная система, но, безусловно, существующая конкретно и лишь требующая своей расшифровки и фиксации, это первоочередная задача всех творческих работников оперы» 2.
Ещё через 40 лет, а именно в 1968 г. выдающийся оперный режиссёр и педагог Б. А. Покровский в статье «Читая Шаляпина» призвал оперных деятелей обратить внимание на изложенные Ф. И. Шаляпиным мысли, которые обобщают его «творческие поиски и достижения» 3.
После этой записи прошло 26 лет, и в 1994 г. Б. А. Покровский сетовал: «Более четверти века тому назад я попытался для удобства изучения изложить главные идеи и положения Учителя Шаляпина в большой статье. Есть все основания считать, что эта статья была проигнорирована...» 4
После этого заявления Бориса Александровича, я обратился к нему и рассказал, что заразился его призывом и пытаюсь изучить и расшифровать секреты Шаляпина по технологии мастерства оперного артиста, но из-за сложности этой проблемы дело двигается очень медленно. Я, естественно, спросил Покровского, почему он сам не занимается этой проблемой, на что Борис Александрович ответил мне, что у него на это нет времени. «А вот раз ты единственный, кто внял моему призыву,— продолжил профессор,— если тебя очень интересует эта проблема, займись ею. Ты уже попробовал проследить шаляпинский анализ творчества певца, теперь попробуй сравнить его с выводами системы Станиславского». С творческого благословения Бориса Александровича я продолжил свои изыскания.
Основная трудность исследовательской работы заключалась в том, что теоретические высказывания по технологии создания оперно-сценического образа не были Шаляпиным систематизированы, а были разбросаны в его книгах «Страницы из моей жизни» и «Маска и душа» — книгах, имеющих явно мемуарный, а не теоретический характер. Они не служили целям исследования творческого процесса, подобного тому, как это сделал Станиславский в своих работах «Работа актёра над собой в творческом процессе переживания», «Работа актёра над собой в творческом процессе воплощения» и «Работа актёра над ролью». Как известно, в этих трудах великого реформатора сценического искусства воплощены основные положения его «системы». В случае исследования теоретического наследия Ф. И. Шаляпина стояла задача собрать тер-
1 Тартаков И. В. Ф. И. Шаляпин — режиссёр // Петербургская газета, 21 октября, 1911 г.
2 Каплан Э. И. Жизнь в музыкальном театре. Л., 1969. С. 49.
3 Покровский Б. А. Читая Шаляпина // Советская музыка. М., 1968. № 11.
4 Силантьева И. И. Настигая шаляпинскую мысль // Альманах «Катарсис», 1994. № 1.
Таблица «инструментов» оперного актёра в терминах Ф. И. Шаляпина и определениях К. С. Станиславского
«Сценические рабочие термины» Ф. И. Шаляпина «Элементы актёрского мастерства» К. С. Станиславского
1. Сочинить роль Создать сценический образ
2. Воображение и фантазия Воображение и фантазия
3. Действие Психофизическое действие
4. Обстановка Предлагаемые обстоятельства
5. Событие Событие
6. Интонация вздоха Эмоциональная оценка фактов и событий
7. Задачи Задачи
8. Движение души Внутренняя действенная линия роли, подтекст
9. Правильная интонация Мысле-слово-звук
10. Расчёт Перспектива роли
11. Тайная подкладка Второй план
12. Отношение Отношение
13. Общение Общение
14. Жест — движение души Пластическая выразительность
15. Психологический грим Перевоплощение, характерность
16. Замаскировать лицо Грим
17. Протокольная правда Формальное выполнение
18. Оперный шаблон Актёрский штамп
19. Оформительские детали Приспособления
20. Контролёр Перспектива артиста и роли
мины, использованные певцом, отобрать те, которые имели знаковый характер, и, главное, разъяснить и истолковать их содержание, исходя из анализа опыта певца. В процессе работы стало очевидно, что без сравнительного анализа с элементами «системы Станиславского» истолковать рабочие сценические термины Шаляпина невозможно. Подтверждением правильности решения провести такой сравнительный анализ стало заявление К. С. Станиславского о том, что он свою «систему» списал с Шаляпина 5.
В процессе проведения указанного сравнительного анализа были собраны рабочие сценические термины Ф. И. Шаляпина, которые были взяты не только из его книг «Страницы из моей жизни» и «Маска и душа», но и из воспоминаний
5 Кристи Г. В. Работа Станиславского в оперном театре. М., 1952. С. 59.
его современников, сумевших записать некоторые теоретические высказывания Мастера. На основе сопоставления их с «элементами актёрского мастерства» К. С. Станиславского, была разработана Таблица «инструментов» оперного актёра в терминах Ф. И. Шаляпина и определениях К. С. Станиславского (см. выше).
Эта таблица помогла подойти к решению насущной проблемы отсутствия адаптированного учебного пособия для певцов по «системе Станиславского».
С тех пор, как были опубликованы труды К. С. Станиславского, содержащие основные положения его системы, прошло уже более семидесяти лет, но для студентов-вокалистов до сих пор не существует специализированного адаптированного учебного пособия по этой «системе». Вместе с тем, для обучения актёров
41
42
драматического театра написано несколько учебных пособий, наиболее популярные из которых: «Воспитание актёра школы Станиславского» Г. В. Кристи, «Мастерство актёра и режиссёра» Б. Е. Захавы и «Технология актёрского искусства» П. М. Ершова.
В 2005 г. мною была защищена докторская диссертация на тему: «Сценическое мастерство оперного артиста в контексте актёрской школы Ф. И. Шаляпина». В декабре 2011 г. была издана моя монография «О мастерстве оперного артиста. Ф. И. Шаляпин, К. С. Станиславский, М. А. Чехов» (с отзывами Г. Н. Рождественского и Е. М. Левашёва). Впервые это было сделано с опорой на совокупное творческое наследие великих деятелей русского и мирового театрального искусства: Ф. И. Шаляпина, К. С. Станиславского, М. А. Чехова.
В итоге потребовалось целых сто лет для того, чтобы рабочие сценические термины Ф. И. Шаляпина были «расшифрованы», как советовали Б. В. Асафьев и Э. И. Каплан, объяснены при помощи элементов «системы Станиславского» и «зафиксированы» в научном издании. Успешному завершению данной работы в огромной степени содействовали такие факторы, как получение мною профессионального образования в ГИТИСе на двух факультетах: режиссуры драматического театра (под руководством профессора М. О. Кнебель) и режиссуры музыкального театра (под руководством профессора Б. А. Покровского).
В своё время К. С. Станиславский считал, что для студентов-вокалистов тоже «. нужен элементарный и хорошо приспособленный специальный учебник» 6 , который мог бы оказать помощь студентам-вокалистам в процессе овладения ими профессиональными умениями. Однако написать такой учебник он не успел. Ф. И. Шаляпин тоже мечтал о написании подобного учебника и тоже не успел это сделать 7.
Стремясь воплотить в жизнь замыслы великих мастеров сценического искусства, я проанализировал свои многолетние исследова-
6 Кристи Г. В. Работа Станиславского в оперном театре. М., 1952. С. 254-255.
7 Котляров Ю., Гармаш В. Летопись жизни и творчества
Ф. И. Шаляпина. Л., 1985. Книга 2. С. 273.
ния разных материалов, многократные пробы различных подходов к занятиям со студентами-вокалистами, пристально рассмотрел различные компоненты репетиционного процесса в оперных театрах и пришёл к убеждению, что наиболее целесообразный путь в обучении вокалистов актёрскому мастерству ведёт через взаимное дополнение, взаимопроникновение и объединение рабочих сценических терминов Шаляпина и «элементов актёрского мастерства» Станиславского. Подтверждением правильности моего решения является одобрение Б. А. Покровского: «Большое теоретическое, педагогическое и творческое значение имеет проделанная Кузнецовым работа по расшифровке и толкованию рабочих сценических терминов Ф. И. Шаляпина в сопоставлении с элементами мастерства «системы Станиславского» и по органичному соединению методов работы над ролью великого режиссёра драматического театра и великого артиста оперного театра» 8.
Взяв за основу свою докторскую диссертацию и монографию, я уже заканчиваю работу над специализированным учебником для студентов музыкально-театральных вузов «Основы оперно-сценической системы Шаляпина-Станиславского».
Моя монография «О мастерстве оперного артиста. Ф. И. Шаляпин, К. С. Станиславский, М. А. Чехов» в настоящее время переводится на разные языки. Книга уже переведена на китайский язык и в конце мая 2013 г. вышла из печати. Испанцы, американцы, немцы, чехи также проявляют интерес к данной проблеме.
Сегодня, когда во многих оперных театрах наблюдается падение планки актёрского мастерства, я считаю, что возникла острая необходимость дополнительно к «системе» К. С. Станиславского включить, наконец, в программу обучения мастерству оперного актёра и рабочие сценические термины Ф. И. Шаляпина. А, главное, научить студентов практически применять эти «инструменты» при создании сценического образа в оперном спектакле.
8 Покровский Б. А. Отзыв на исследование Н. И. Кузнецова «Сценическое мастерство оперного артиста в контексте актёрской школы Ф. И. Шаляпина». М., 2004.