Научная статья на тему 'Азиатский банк развития: сотрудничество с Казахстаном и Грузией для обеспечения инклюзивного экономического роста'

Азиатский банк развития: сотрудничество с Казахстаном и Грузией для обеспечения инклюзивного экономического роста Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
28
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Азиатский банк развития / Казахстан / Грузия / инклюзивный экономический рост / анализ состояния экономики страны / перспективы экономики / финансирование развития / Asian Development Bank / Kazakhstan / Georgia / inclusive economic growth / analysis of the state of the country’s economy / economic prospects / development financing

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Матвеевский Сергей Сергеевич

Автор рассмотрел примеры сотрудничества Азиатского банка развития (АзБР) с Казахстаном и Грузией, направленное на обеспечение инклюзивного экономического роста. Материалы АзБР позволяют заключить, что банк проводит тщательный анализ текущего состояния стран, выявляет проблемы и перспективы развития экономики. Для Казахстана и Грузии сформулированы конкретные рекомендации, направленные на инклюзивный экономический рост: для Казахстана определена необходимость повышения качества предоставления государственных и социальных услуг, проведения структурных реформ в экономике, продвижения государственно–частного партнерства, развитие регионального сотрудничества, роста государственных ассигнований на НИОКР; для Грузии необходимо развивать водоснабжение, ирригацию, городской транспорт и инфраструктуру, стимулировать экспорт, сельское хозяйство и туризм, транспортные коридоры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASIAN DEVELOPMENT BANK: COOPERATION WITH KAZAKHSTAN AND GEORGIA TO ENSURING INCLUSIVE ECONOMIC GROWTH

The author reviewed examples of cooperation between the Asian Development Bank (ADB) and Kazakhstan and Georgia, aimed at ensuring inclusive economic growth. ADB materials allow us to conclude that the bank conducts a thorough analysis of the current state of countries, identifies problems and prospects for economic development. Specific recommendations aimed at inclusive economic growth have been formulated for Kazakhstan and Georgia: for Kazakhstan, the need has been identified to improve the quality of provision of government and social services, carry out structural reforms in the economy, promote public–private partnerships, develop regional cooperation, and increase government allocations for R&D; Georgia needs to develop water supply, irrigation, urban transport and infrastructure, stimulate exports, agriculture and tourism, and transport corridors.

Текст научной работы на тему «Азиатский банк развития: сотрудничество с Казахстаном и Грузией для обеспечения инклюзивного экономического роста»

Азиатский банк развития: сотрудничество с Казахстаном и Грузией для обеспечения инклюзивного экономического роста

Матвеевский Сергей Сергеевич,

к.т.н., доцент, доцент Департамента банковского дела и финансовых рынков Финансового университета при Правительстве Российской Федерации E-mail: ssmatveevskii@fa.ru

Автор рассмотрел примеры сотрудничества Азиатского банка развития (АзБР) с Казахстаном и Грузией, направленное на обеспечение инклюзивного экономического роста. Материалы АзБР позволяют заключить, что банк проводит тщательный анализ текущего состояния стран, выявляет проблемы и перспективы развития экономики. Для Казахстана и Грузии сформулированы конкретные рекомендации, направленные на инклюзивный экономический рост: для Казахстана определена необходимость повышения качества предоставления государственных и социальных услуг, проведения структурных реформ в экономике, продвижения государственно-частного партнерства, развитие регионального сотрудничества, роста государственных ассигнований на НИОКР; для Грузии необходимо развивать водоснабжение, ирригацию, городской транспорт и инфраструктуру, стимулировать экспорт, сельское хозяйство и туризм, транспортные коридоры.

Ключевые слова: Азиатский банк развития, Казахстан, Грузия, инклюзивный экономический рост, анализ состояния экономики страны, перспективы экономики, финансирование развития.

Азиатский банк развития (АзБР) - это многосторонний банк развития, цель которого состоит в сокращении масштабов нищеты и повышении уровня жизни населения стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) с помощью инклюзивного экономического развития, устойчивого роста и региональной интеграции. В частности, в 2022 году АзБР предоставил финансирование для операций в объеме $20,5 млрд привлек софинансирование в объеме $11,4 млрд [4].

Как и другие банки развития, АзБР реализует проекты в различных сегментах экономики стран АТР. Каждый проект предполагает выполнение ряда этапов, в том числе, анализ экономической целесообразности, проверку соответствия стратегии страны, анализ его эффективности [1].

Мониторинг реализации целей банка, а также планирование стратегического и институционального развития осуществляет самостоятельное структурное подразделение АзБР - Департамент управления стратегией [2].

Рассмотрим взаимодействие АзБР с двумя странами: Казахстаном и Грузией.

Оперативное реагирование Правительства Казахстана на кризис пандемии коронавируса ограничило экономический спад в 2020 году, но резкое обесценивание валюты и ограничения со стороны предложения товаров и услуг привели к тому, что инфляция превысила целевой показатель.

Инфляцию в Казахстане можно сдержать ужесточением денежно-кредитной политики и большей стабильностью обменного курса национальной валюты. Содействие инновациям со стороны государства имеет решающее значение для устойчивого развития Казахстана.

Экономика Казахстана демонстрировала спад: рост сократился с 4,5% в 2019 году до 2,6% в 2020 году (следствие мер по жесткому контролю над Covid-19. ограничение услуг и увольнения сократили частное потребление). Если услуги, в целом, сократились на 5,6%, то транспортные услуги сократились на 17,2%, а торговля - на 7,3%; услуги связи выросли на 8,6% - был зафиксирован рост спроса на Интернет-услуги. Промышленность сократилась незначительно - на 0,4%, что отражает снижение добычи полезных ископаемых: добыча нефти и газа сократилась на 3,7% и 5,3% соответственно, в связи с ограничениями, согласованными с Организацией стран-экспортеров нефти [5].

Производство выиграло от государственной финансовой помощи и в связи с высоким спросом на лекарства и средства индивидуальной защиты. Рост жилищного строительства оставался боль-

сз о

со £

m Р сг

СТ1 А

шим - 11,2. Сельское хозяйство показало небольшое снижение в 2019 году, хотя общий рост составил 5,6%: растениеводство увеличилось на 7,8%, а поголовье скота выросло на 3,0% [5].

Антикризисные меры Правительства Казахстана обеспечили рост общественного потребления на 13,8% в 2020 г. (по сравнению с 2019 годом). При этом частное потребление сократилось на 4,7% в условиях пандемических ограничений и снижение реальных доходов населения. Рост инвестиций замедлился с 8,9% до 1,9%. Чистый экспорт сократился, поскольку объем экспорта сократился на 13,8%, а объем импорта - на 10,3%.

Несмотря на экономический спад и снижение реальных доходов, среднегодовая инфляция ускорилась с 5,3% в 2019 году до 6,8%, что определяет двузначный рост цен на продукты питания. Инфляция продуктов питания ускорилась с 8,2% в 2019 году до 10,4% в 2020 году, резко подорожали основные продукты питания. Инфляция на другие товары оставалась стабильной - на уровне 5,5%, а для услуг - выросла с 1,2% в 2019 году до 3,3% за счет роста транспортных расходов и тарифов на коммунальные услуги.

В апреле 2020 года госбюджет Казахстана был существенно пересмотрен: были учтены сокращение доходов из-за пандемии и более высокие расходы в связи с необходимостью поддержки населения и предприятий. Дефицит госбюджета увеличился вдвое: с 1,9% ВВП в 2019 году до 4,0%, а для не нефтяного сектора дефицит увеличился с 7,9% до 11,6%. Трансферы в государственный бюджет из Национального фонда Республики Казахстан достигли 6,8% ВВП. Общие доходы государственного бюджета увеличились с 18,3% ВВП в 2019 году до 20,7% в 2020 году.

Государственный долг увеличился с 24,9% ВВП на конец 2019 года до 30,7% в 2020 году, что отражает увеличение государственных заимствований на 24,7%.

Предварительные оценки показывают, что дефицит текущего счета сужается с 4,0% ВВП в 2019 году до 3,5%, т.к. снижение добычи нефти и газа и их цен резко сократило иностранные доходы инвесторов и репатриацию прибыли. Это произошло даже несмотря на то, что профицит в торговле товарами и услугами сократился вдвое из-за падения профицита торговли товарами на 41%; снижение добычи нефти и цен привело к сокращению экспорта сильнее, чем падение импорта, вызванное экономическим спадом. Уменьшенная репатриация прибыли также сократила дефицит первичных доходов, на 31,7%, а профицит вторичного дохода почти удвоился до $2,1 млрд за счет небольших внешних денежных переводов и повышение казахстанских сборов и пошлин в связи Е с членством в Евразийский экономический союз. £ Чистые прямые иностранные инвестиции выросли — на 13,8%, несмотря на глобальное снижение инве-^ стиций [5].

^ Приток портфельного капитала и рост внешних Ц заимствований увеличил валовые международные

резервы на 23,1% до $35,6 млрд в конце 2020 года, несмотря на продажу центральным банком резервов на сумму $1,9 млрд для поддержки валюты. Центробанк продолжил повышать процентную ставку, доля золота в международных резервах составила, почти, две трети. Активы в фонде национального благосостояния сократились на 5,0% до $58,7 млрд так как трансферты в госбюджет значительно превысили поступления. Внешний долг немного вырос и составил, примерно, 93,0% ВВП [5].

Правительство ожидает, что пандемия не будет ухудшать экономическое положение в ближайшие годы. Прогнозы отражают эти предположения и мнение АзБР о том, что государственная помощь предотвратила более глубокий экономический спад и способствовала более быстрому восстановлению экономики. Ожидается, что добыча углеводородов и обрабатывающая промышленность будут показывать рост [7].

Прогнозируется, что рост сельского хозяйства будет умеренным, что отражает ограниченность инвестиций в отрасль. Ожидается, что строительство продемонстрирует рост при наличии поддержки государством программ развития жилья и инфраструктуры.

Экспорт должен резко восстановиться, поскольку объем производства и цены на сырье восстановятся, но рост импорта будет опережать темпы роста экспорта по мере роста внутреннего потребления.

Ожидается, что рост цен на продукты питания замедлится, что будет определяться контролем цен на основные продукты питания и наличие сети региональных продовольственных складов и центров оптовой торговли; фискальная политика Центробанка в течение следующих нескольких лет будет менее экспансионистский.

Предполагается, что денежно-кредитная политика в течение следующих нескольких лет будет сосредоточена на снижении инфляции до целевого диапазона 4-6% с помощью управления ликвидностью и повышения процентных ставок [7].

Ожидаемый рост проблемных кредитов в течение длительного периода восстановление, вероятно, будет сдерживать рост кредитования.

Валовые международные резервы, по прогнозам, будут постепенно сокращаться, в то время как доля золота продолжает расти. Внешний долг должен снизиться и составить около 85% ВВП, т.к. государственные предприятия продолжают погашение внешнего долга [5].

Исследования показывают, что инновации являются ключом к обеспечению экономического роста, особенно в странах со средним уровнем дохода (как Казахстан). Использование инноваций обеспечивает рост производительности труда, что сочетается с государственной поддержкой инновационной деятельности и обеспечение продуктовой сложности.

Правительство Казахстана признало важность инноваций более десяти лет назад, приняв стра-

тегическую план развития и обязательство выделить к 2014 году не менее 1% ВВП на исследования и разработки (НИОКР).

Последующий план стратегического развития, утвержденный в 2018 году, повторил аналогичное обязательство на 2025 год. Однако для достижения этой цели потребуется десятикратное увеличение расходов на НИОКР: в 2019 году Казахстан инвестировал лишь около 0,1% ВВП на НИОКР, проводимые менее чем 22 000 человек в 386 научно-исследовательских организациях [7].

Патентные заявки, обычная характеристика инноваций, упала. Сокращение инновации соответствуют устойчивому снижению роста в таких странах, как экономик, как Казахстан (зависимость добычи полезных ископаемых). Среди сопоставимых стран по уровню доходов, Казахстан отстает в инновационной деятельности: по данным Всемирной организации интеллектуальной собственности, страна заняла 124 место из 131 страны [5].

Правительство может поддержать усилия по оптимизации существующих налоговых льгот для НИОКР. В 2019 году вклад частного сектора составил лишь 45,8% общих расходов на НИОКР. Текущие налоговые льготы слишком сложны.

Еще одна политическая задача - улучшение общего состояния бизнес-среды. Укрепление финансовой системы, особенно рынков капитала, может расширить доступ к финансированию для инновационных предпринимателей.

Инновации также требуют высокоталантливых и образованных исследователей, которых можно обучать как внутри страны, так и за рубежом. Программа 2018 года Международной оценки студентов поставила Казахстан только на 69 место из 79 стран. Увеличение государственных расходов на образование, особенно для развития инфраструктуры и повышения зарплаты, помогли бы образовательной системе Казахстана [5].

В 2019 году чистая выездная миграция достигла почти 33 000 человек, причем многие высокообразованные люди покидают Казахстан. Правительство может создать возможности для иностранных исследователей, упрощая и оптимизируя их поездки и работу в стране.

Правительство должно стремиться к достижению своей цели инвестирования 1% ВВП в НИО-КР к 2025 году: необходим план действий, который устраняет прошлые недостатки и увеличивает государственные расходы, поощряет других участников выделять больше ресурсов на НИОКР.

Казахстан является первой страной в Центральной Азии, которая присоединилась АзБР в 1994 году. С тех пор АзБР поддерживает развитие Казахстана с помощью суверенного и несуверенного финансирования, консультаций по государственно-частному партнерству, технической помощи и информационных решений. Операции были сосредоточены на бюджетной поддержке и на секторах транспорта, финансов и возобновляемых источников энергии. Будучи страной с доходом выше среднего, Казахстан внес $8,6 млн в Азиат-

ский фонд развития АзБР, который предоставляет гранты странам с низким уровнем дохода в АТР [3].

Текущие операции АзБР в Казахстане поддерживают диверсификацию экономики, инклюзивное развитие и устойчивый рост; банк также поддерживает активное участие Казахстана в Программе Центрально-азиатского регионального экономического сотрудничества (ЦАРЭС).

На сегодняшний день, АзБР выделил Казахстану 129 кредитов, грантов и технической помощи государственному сектору на общую сумму $6 млрд. Текущий суверенный портфель АзБР в Казахстане включает 3 займа на сумму $469,5 млн [3].

В 2021-2022 гг., АзБР помог Правительству Казахстана смягчить социальные и экономические последствия пандемии коронавирусной болезни (COVID-19). В дополнение к антициклической поддержке в размере $1 млрд, АзБР оказал стране помощь в снижении негативного воздействия пандемии на местный рынок труда. По всей стране были созданы центры развития женского предпринимательства, а реализация пилотного проекта «Одна деревня - один продукт» в областях Жамбылской, Западно-Казахстанской, Костанайской и Мангиста-уской расширила возможности сельских общин [7].

АзБР оказывает поддержку Казахстану в увеличении транзитного потенциала и улучшении региональных связей с помощью интеграции в глобальные сети. Работы близятся к завершению на участке в 300 км дороги Актобе-Макат и 90 км прилегающей дороги между Актобе и Кандыага-шем в западном Казахстане. АзБР готовит проект строительства, эксплуатации и технического обслуживания 102-километровой новой дороги в обход Сарыагаша, чтобы обеспечить безопасный коридор с высокой пропускной способностью для грузовых перевозок [3].

Продвижение гендерного равенства и решение проблемы изменения климата являются важными тематическими направлениями деятельности АзБР в стране. Совместно с казахстанским банком «От-басы», АзБР предоставил доступное жилье более чем 3000 женщинам в провинциальных районах. Для развития возобновляемых источников энергии и поддержки перехода Казахстана к углеродной нейтральности, АзБР оказывает техническую помощь, чтобы помочь внедрить новое законодательство. АзБР также оказал помощь в разработке предварительных технико-экономических обоснований для трех региональных компаний по распределению энергии в городах Астана, Алма-аты и Кызылорда. Исследования направлены на снижение потерь при передаче и распределении электроэнергии, повышение надежности сетей электропередачи, снижение перегрузки во время пикового спроса и сокращение выбросов парниковых газов.

Общая сумма непогашенных остатков и неисполненных обязательств по несуверенным операциям АзБР в Казахстане по состоянию на 31 декабря 2022 года составила $74,32 млн что составляет 0,58% от общего портфеля частного сектора АзБР [3].

сз о

со £

т Р сг

СТ1 А ш

Q. в

Для сокращения неравенства между крупными городами Казахстана и остальной частью страны, необходимы значительные инвестиции в инфраструктуру и инновационные методы финансирования. АзБР работает с правительством и другими партнерами по развитию, чтобы помочь модернизировать инфраструктуру Казахстана в области транспорта, энергетики, городского развития и сельских услуг.

Казахстану необходимо продолжить диверсификацию и декарбонизацию своей экономики. АзБР и правительство работают над продвижением устойчивого развития, стимулированием туризма, улучшением логистики, поощрением частного предпринимательства, продвижением цифровиза-ции и обеспечением надлежащего управления.

АзБР повысил гибкость своих условий кредитования и предоставил кредиты в тенге путем выпуска облигаций в местной валюте: банк выпустил первые зеленые облигации в тенге на внутреннем рынке облигаций в 2020 году и дебютировал с тендерными облигациями в тенге в 2021 году; АзБР является одним из крупнейших многосторонних эмитентов на внутреннем рынке капитала Казахстана [3].

С 2013 года Совместная программа Правительства Казахстана и АзБР по обмену знаниями и опытом (KEEP) предлагает ориентированные на спрос информационные решения, включая технические отчеты, консультационные услуги по вопросам политики и тренинги. Текущий четвертый этап программы KEEP, запущенный в ноябре 2020 года, поддерживает обмен передовым международным опытом и стандартами в таких областях, как государственный аудит, бюджетирование по методу начисления, финансовая честность, стимулирование инвестиций, энергетика, региональное развитие, гендерные вопросы и семейные дела, а также венчурное финансирование [3].

В 2022 году АзБР оказал Правительству Казахстана помощь в виде специальных навыков управления проектами, предоставил рекомендации по дальнейшему созданию благоприятных условий для развития венчурного финансирования. АзБР также опубликовал результаты исследования по оценке качества образования в школах Казахстана и изучению комплексной статистики отечественного рынка электронной коммерции [3].

Дополнительные средства, помимо средств АзБР, предоставляются в форме займов и грантов, технического содействия и несуверенного софи-нансирования.

Совокупные обязательства по софинансирова-нию для Казахстана:

- суверенное софинансирование: $4,58 млрд по 6 инвестиционным проектам и $7,65 млн по 10 проектам технического содействия с 1999 года;

- несуверенное софинансирование: $134,02 млн по 3 инвестиционным проектам с 2004 года [3]. В 2022 году в Казахстане было проведено обсуждение новой 5- летней страновой стратегии партнерства (ССП) АзБР для обеспечения эффек-

тивной увязки областей партнерства с приоритетами Правительства; в 2023 году АзБР утвердил новую пятилетнюю ССП для Казахстана, направленную на содействие стране в достижении более диверсифицированной, инклюзивной и устойчивой экономики.

Новая ССП АзБР на 2023-2027 годы сосредоточена на трех стратегических приоритетах: устранение последствий изменения климата и декарбонизация экономики, содействие инклюзивному экономическому росту и совершенствование системы государственного управления. Приоритетными секторами являются энергетика, финансы, управление государственным сектором, транспорт и городское развитие. Новая ССП согласована со Стратегией «Казахстан-2050» и среднесрочной экономической политикой [3].

В 2022 году, население Грузии составляло 3,7 млн человек, общая площадь территории -69 000 км2 (53 человека приходиться, в среднем, на 1 км2), темпы роста населения —0,1% (20172022) [3].

Избранные показатели бедности для Грузии: в 2021 году доля населения, находившегося ниже национального уровня бедности, составляла 17,%, доля занятого населения, тратившего менее $1,9 в день (возраст - 15 и более лет), была равна 2,4% (в 2022 г.), общее количество безработных составляло 11,7% (в 2020 г.), доля младенческой смертности составляла 9 на 1000 рождений (в 2021 г.) [3].

Борьба с COVID-19 и падение туризма привели к сокращению ВВП в 2020 году в Грузии. Инфляция выросла в 2020 году из-за повышения цен на продукты питания и медицинское обслуживание. Восстановление внешнего спроса и туризма должно сократить дефицит текущего счета. Преобразование сельского хозяйства могло бы увеличить экспорт продовольствия.

Экспансионистская налогово-бюджетная политика Правительства Грузии, направленная на борьбу с пандемией, увеличила дефицит бюджета с эквивалента 2,0% ВВП в 2019 году до 9,3%, поскольку снижение экономической активности привело к снижению доходов на 3,9% ниже целевого показателя, в то время как меры бюджетной поддержки увеличили расходы на 23,7% [5].

Партнеры по развитию поддержали антикризисный план правительства, который включал социальную помощь домохозяйствам, увеличение финансирования здравоохранения, налоговые льготы и изъятия для фирм, а также вливания ликвидности. Большой дефицит и падение курса лари увеличило государственный долг с эквивалента с 45,2% ВВП в 2019 году до 62,9% в 2020 году; увеличение финансировалось, в основном, партнерами по развитию на льготных условиях, в результате чего внешний государственный долг достиг 50,4% ВВП [5].

Денежно-кредитная политика оставалась умеренно мягкой для поддержки экономики. Национальный банк Грузии снизил свою учетную ставку совокупно на 100 базисных пунктов до 8,00%

в течение 2020 года. Рыночная процентная ставка по кредитам в 2020 году практически не изменилась и составила 12,2%, а по депозитам - 6,8%. Дефицит текущего счета более чем удвоился с эквивалента 5,5% в 2019 году до 12,3% из-за сокращения туризма и спровоцировал рецессию у торговых партнеров Грузии [5].

Экспорт товаров сократился на 12,3%, в то время как снижение внутреннего спроса сократило импорт товаров на 13,8%. Однако денежные переводы выросли на 8,8% из-за увеличения притока средств из Греции, Италии, Турции и США [5].

Несмотря на сокращение прямых иностранных инвестиций более чем наполовину и обширные продажи центральным банком иностранной валюты для поддержания курса лари, валовые международные резервы выросли с $3,5 млрд в конце 2019 года до $3,9 млрд годом позже.

Прогнозируется, что экономический рост возобновится на уровне 3,5% в 2021 году при постепенном оживлении внутреннего спроса и частного потребления, затем ускорится до 6,0% в 2022 году (восстановление туризма и стабилизация экономики).

Ожидалось, что рост в сфере услуг восстановится до 5,6% в 2022 году. Что касается спроса, то потребление должно было увеличиться на 7,3% в 2021 году и еще на 5,0% в 2022 году. Прогнозировалось сокращение инвестиций в 2021 году, поскольку частные инвестиции должны были сократиться на 7,5% из-за ликвидации компаний, неплатежей по кредитам и реструктуризации. Чистый экспорт товаров и услуг, по прогнозам, должен был увеличиться на 3,3% в 2021 году и на 16,3% в 2022 году.

Ожидалось, что инфляция замедлится до 5,0% в 2021 году и 3,5% в 2022 году. Прогнозировалось, что дефицит бюджета сократится, но останется высоким и составит 7,5% в 2021 году и 5,0% в 2022 году. Государственный долг, по прогнозам, должен был сократиться до 59,1% ВВП к концу 2021 года, внешний государственный долг составит 48,0% от ВВП и еще больше снизится до 56,9% годом позже, при этом внешняя часть составит 45,1% ВВП.

Прогнозировалось, что дефицит текущего счета сократится до 10,0% ВВП в 2021 году и 7,0% в 2022 году. Ожидалось, что экспорт товаров и услуг вырастет на 7,1% в 2021 году и на 20,4% в 2022 году; импорт товаров и услуг умеренно увеличится на 3,6% в 2021 году и на 8,9% в 2022 году. Денежные переводы должны были вырасти только на 0,4% в 2021 году, но затем на 1,2% в 2022 году (по мере укрепления мировой экономики). Прогнозировалось дальнейшее сокращение прямых иностранных инвестиций, валовые международные резервы, должны были снова сократиться до эквивалента $3,5 млрд в 2021 году, с восстановлением до $3,7 млрд в 2022 году. Внешний долг, ожидалось, должен был снизиться с 106,5% ВВП в конце 2021 года, до 102,7% в 2022 году [5].

Сельское хозяйство играло важную роль в экономике Грузии еще с советских времен. В настоя-

щее время его доля в ВВП составляет 7,2%, что немного больше среднего показателя в 6,1% в странах с доходом выше среднего, но в нем занято почти 40% рабочей силы, что почти вдвое превышает средний показатель по странам с доходом выше среднего. Однако, сельское хозяйство занимает относительно небольшую долю в экспорте. В 2020 году почти 70% сельскохозяйственного экспорта приходилось лишь на очень немногие продукты (в частности, вино, минеральную воду и орехи). Дефицит торгового баланса страны в области сельского хозяйства составляет $1 млрд в год. Сельское хозяйство в Грузии сталкивается со многими проблемами, наиболее важной из которых является слабая транспортная инфраструктура. Сельское хозяйство и переработка сельскохозяйственной продукции привлекают менее 1% прямых иностранных инвестиций инвестиции в Грузию. Кроме того, фермеры не могут легко использовать оборудование в качестве залога по банковскому кредиту [5].

Программа развития сельского хозяйства Грузии на 2021-2027 годы направлена на повышение конкурентоспособности агробизнеса и включает государственную поддержку внедрения зоны свободной торговли с Европейским союзом. Правительство Грузии реализует проект United Agro по продвижению производства в сельском хозяйстве продукции с более высокой добавленной стоимостью и экспорта сельскохозяйственной продукции. В рамках проекта, предприниматели, которые способствуют диверсификации производства за счет новых культур, получают специальные кредиты [6].

Сельскохозяйственное Агентство по развитию кооперативов способствует повышению производительности и конкурентоспособности за счет поощрения более рентабельных методов в кооперативах. В рамках своего плана реагирования на COVID-19 и усилий по стимулированию внутреннего производства, Правительство Грузии усилило поддержку фермеров, облегчив им доступ к финансированию, построив теплицы и расширив страхование для покрытия многолетних культур [3].

Создание агротехнологических парков, улучшение доступа на рынки и привлечение частных инвестиций могли бы способствовать развитию конкуренции и экспортного потенциала. Также важно поощрять инвестиции в ирригационные системы, рационализацию землепользования и улучшение управления растениеводством. Объединение неэффективных небольших участков позволило бы улучшить землепользование и повысить производительность [6].

Грузии также необходимо улучшить качество своего сельскохозяйственного экспорта и повысить однородность продукции. Тогда Грузия могла бы специализироваться на производстве и экспорте высококачественной органической продукции для Европейского союза и рынков других стран с развитой экономикой. Разумные инвестиции в сельское хозяйство и ориентация торговых потоков на новые рынки могли бы этому помочь [6].

сз о

со £

m Р сг

СТ1 А

Более высокая производительность сельского хозяйства и более прочные рыночные связи помогли бы диверсифицировать экономику Грузии, принеся выгоды большей части населения.

Правительство Грузии предприняло шаги по созданию открытой и устойчивой экономики, содействию институциональным реформам и продвижению структурных преобразований: были значительно увеличены расходы на социальную сферу, приняты меры, направленные на повышение конкурентоспособности частного сектора, государственные расходы стали более прозрачными и предсказуемыми.

Средства АзБР используются для содействия инклюзивному и устойчивому экономическому росту, сокращения бедности, расширения региональных связей и улучшения предоставления государственных услуг в Грузии.

Стратегия странового партнерства (СПС) для Грузии согласуется со Стратегией 2030 АзБР, собственной стратегией развития страны. Конечными целями действующей СПС АзБР на 2019-2023 гг. являются: расширение торговли, создание большего количества рабочих мест и борьба с бедностью с помощью развития экономических коридоров в Грузии. Бизнес-план, соответствующий СПС, увязан как со Стратегией АзБР до 2030 года, так и со Стратегией социально-экономического развития Грузии. Бизнес-план АзБР позволит оказать помощь Правительству Грузии:

1) в реагировании на последствия пандемии коронавирусной болезни (COVID-19) и закладке основ для восстановления экономики с помощью развития социальной защиты и финансовой устойчивости;

2) осуществлении ключевых институциональных и политических реформ в энергетическом, финансовом, сельскохозяйственном, образовательном и водном секторах;

3) модернизации транспортной сети внутри границ Грузии и рядом с ними для содействия экономической интеграции вдоль основных коридоров «восток-запад» и «север-юг»;

4) обеспечении сбалансированного регионального развития вдоль экономических коридоров;

5) улучшении городского транспорта, развития услуг водоснабжения и санитарии, управлении водными ресурсами и финансировании жилищного строительства;

6) инициировании мероприятий по мобилизации внутренних и частных ресурсов для долгосрочных инвестиций; поддержке устойчивости к изменению климата, учете гендерной проблематики и регионального сотрудничества и интеграции [6].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вопросы регионального сотрудничества в сфе-Е рах торговли, транспорта, энергетической безопас-£ ности, туризма были обсуждены на встрече высо-— копоставленных представителей программы Цен-^ тральноазиатского регионального экономическо-^ го сотрудничества (CAREC) в Тбилиси в 2023 го-Ц ду. Программа CAREC АзБР является совместной

инициативой 11 стран и партнеров по развитию и направлена на содействие экономическому росту и сокращению бедности в странах-членах [6].

Грузия является важным узловым пунктом для региональных торговых потоков и связей. Находясь на перекрестке Европы и Азии, страна предлагает улучшенный транспорт, транзитные маршруты, обеспечивая более тесную связь с глобальными рынками и более глубокую интеграцию в глобальные цепочки создания стоимости.

Правительство Грузии предприняло шаги по созданию открытой и устойчивой экономики, содействует институциональным реформам и структурной трансформации.

АзБР начал свое партнерство с Грузией в 2007 году: за все время сотрудничества, банк выделил 82 кредита, гранта и техническую помощь государственному сектору Грузии на общую сумму $3,9 млрд. Совокупные выплаты кредита Грузии уже составило $3,08 млрд. Постоянный суверенный портфель АзБР в Грузии включает 17 кредитов на сумму $1,75 млрд [6].

Последствия пандемии коронавирусной болезни (COVID-19) в Грузии постепенно преодолеваются. Хотя рынок труда в Грузии медленно восстанавливается, уже отмечается экономический рост, что связано с устойчивым расширением денежных переводов, ростом экспорта и развитием туризма, оптовой и розничной торговли.

АзБР предоставил $100 млн программной помощи для поддержки устойчивого и инклюзивного роста Грузии. Эти средства являются частью программы объемом в $300 млн которая помогает увеличению фискальной устойчивости Грузии к потрясениям, вызванным эпидемией Covid-19. АзБР также улучшает условия и качество жизни как минимум 1,5 млн граждан Грузии, предоставив кредит в объеме $120 млн для финансирования сферы туризма, развития муниципальной инфраструктуры [6].

АзБР выступил якорным инвестором с подпиской 18,75 млн лари на первую в Грузии, сертифицированную гендерную облигацию АО «Микрофинансовая организация «Кристалл» для обеспечения доступности к финансовым услугам микро-, малых и средних предприятий (ММСП), принадлежащих женщинам и расположенным, преимущественно, в отдаленных сельских районах [6].

АзБР также предоставил большой объем технической помощи, направленной:

- на поддержку среднего образования в Грузии, чтобы вооружить молодежь страны основными компетенциями для обеспечения возможности получения среднего образования и получения рабочих мест с высокой производительностью;

- поддержку производства экологически чистого водорода и хранения энергии, укрепление безопасности электросетей Грузии;

- повышение эффективности и результативности здравоохранения, улучшение доступности к качественным, ориентированным на человека, первичной медико-санитарной помощи

и специализированных амбулаторных услугах, диагностике;

- поддержку реформ железнодорожного сектора Грузии и повышение операционной эффективности сектора, его финансовой устойчивости;

- поддержку климатически оптимизированного развития сельского хозяйства и ирригации, создания устойчивой, зеленой и диверсифицированной экономики [3].

Непогашенные остатки и невыплаченные обязательства АзБР в связи с операциями в Грузии, по состоянию на 31 декабря 2022 года, составляли $431,45 млн (3,4% от общего объема инвестиций АзБР на конец 2022 года) [б].

В частности, проекты АзБР в Грузии позволили:

- помочь 13 000 женщинам получить доступ к недорогому жилью;

- реализовать пилотное применение методологии водного баланса IWA;

- оптимизировать автомобильные и сухопутные перевозки между Азербайджаном и Грузией [3]. Информационная работа АзБР в Грузии связана

с поддержкой т.н. «зеленых» коридоров, поощрением цифровизации торговли, развитием экспортных цепочек добавленной стоимости и региональным сотрудничеством.

Учитывая климатические риски страны, информационная работа АзБР также охватывает климатически оптимизированную ирригацию и дистанционное зондирование для сельского хозяйства, адаптацию к климату в прибрежных районах, а также обработку данных о миграции и туризме, зеленое и устойчивое городское развитие, услуги, водоснабжение и санитарию, энергетику.

В образовании, основное внимание АзБР уделяет современным рабочим местам и навыкам, а также увеличению качества, доступности гендерно-инклюзивного образования.

Программа знаний АзБР поддерживает рост частного сектора в Грузии, повышение его конкурентоспособности, эффективность распределения государственных ресурсов и повышение качества государственных услуг, реформы государственного сектора, уделяя особое внимание управлению, наращиванию институционального потенциала и государственно-частному партнерству.

Финансовое партнерство АзБР позволяет Грузии привлекать ресурсы частных организаций для участия в финансировании проектов АзБР. Дополнительные средства могут быть предоставлены в форме кредитов и грантов, технической помощи, и несуверенного софинансирования.

Совокупные обязательства по софинансирова-нию в Грузии на 2022 год:

- суверенное софинансирование: $1,08 млрд на 5 инвестиционных проектов и $3,98 млн на 5 проектов технической помощи с 2010 года;

- негосударственное софинансирование: $602,96 млн на 7 инвестиций.

В 2022 году Грузия получила кредитное софинансирование на сумму $31,76 млн от Французского агентства устойчивого развития [6].

АзБР помогает раскрыть потенциал Грузии в сферах агробизнеса, туризма и региональной торговли, а также стремится сократить безработицу и растущий дефицит навыков.

Инвестиции АзБР будут связаны с обеспечением гендерного равенства, зеленого развития и инноваций как ключевых элементов развития бизнес-сектора (включая более четкое обоснование полной коммерческой жизнеспособности государственных предприятий).

Анализ взаимодействия АзБР с Казахстаном и Грузией позволяет сделать следующие выводы.

1. К основным направлениям деятельности АзБР относятся:

- предоставление кредитов, грантов и технической поддержки в планировании и осуществлении проектов и программ развития в странах АТР;

- привлечение инвестиций (софинансирование) в страны АТР;

- помощь в координации социально-экономической политики развивающихся стран-членов;

- оказание консультационных услуг.

2. Приоритетными отраслями поддержки АзБР, как правило, являются: транспорт и связь, промышленность, энергетика, сельское хозяйство, финансовый сектор (преимущественно микрофинансирование).

3. Для каждой страны АТР, банк разрабатывает индивидуальную стратегию сотрудничества.

4. АзБР продолжит оказывать поддержку Казахстану в повышении качества предоставления государственных и социальных услуг, проведении структурных реформ, декарбонизации энергетического сектора и сектора теплоснабжения, продвижении государственно частного партнерства, а также в дальнейшем развитии регионального сотрудничества и интеграции в рамках Программы ЦАРЭС. АзБР будет предоставлять Правительству Казахстана различные решения в области знаний, направленные на повышение экономической конкурентоспособности страны.

5. Конкретные проекты АзБР в Казахстане согласованы со стратегией развития страны, направлены на создание условий для инклюзивного экономического роста и указаны в ССП (срок -5 лет).

6. Для перехода к устойчивому инклюзивному росту, Правительство Казахстана должно увеличить государственные ассигнования на НИОКР.

7. АзБР продолжит помогать Грузии создавать условия для экономического роста. Банк будет стремиться финансировать климатически устойчивые решения в управлении водными ресурсами, ирригации, городском транспорте и инфраструктуре, стимулировать экспорт энергоносителей в соседние страны.

8. Перспективы эффективного развития экономики Грузии связаны с развитием сельского хозяйства и туризма, транспортных коридоров, что и обеспечит инклюзивность экономического роста.

сз о

со £

m Р сг

СТ1 А

Литература

1. Банки развития и их влияние на экономический рост; монография / С.С. Матвеевский. -Москва: КНОРУС, 2022. - 298 с.

2. Матвеевский С.С. Азиатский банк развития и его влияние на экономический рост / Вестник Института экономики Российской академии наук. № 6. 2021. С. 51-66.

3. Официальный сайт Азиатского банка развития [Электронный ресурс] / АБР. - URL: http://www. adb.org/ (дата обращения: 25.10.2020).

4. Asian Development Bank. Annual report 2022. -URL: https://www.adb.org/sites/default/files/in-stitutional-document/872636/adb-annual-re-port-2022.pdf (дата обращения: 20.07.2023).

5. Asian Development Outlook 2021. April 2021. Financing a Green and inclusive recovery. - URL: https://www.adb.org/sites/default/files /publication/ 692111/ado2021.pdf (дата обращения: 18.09.2023).

6. Asian Development Bank. Member Fact Sheet. Georgia. - URL: https://www.adb.org/sites/default/ files/publication/27765/geo-2022.pdf (дата обращения: 25.08.2023).

7. Asian Development Bank. Member Fact Sheet. Kazakhstan. - URL: https://www.adb.org/sites/ default/files/publication/59608/kaz-2022.pdf (дата обращения: 25.08.2023).

8. Georgia and ADB. - URL: https://www.adb.org/ where-we-work/georgia (дата обращения: 15.09.2023).

9. Kazakhstan and ADB. - URL: https://www.adb. org/where-we-work/kazakhstan (дата обращения: 18.09.2023).

LQ S Q.

e

ASIAN DEVELOPMENT BANK: COOPERATION WITH KAZAKHSTAN AND GEORGIA TO ENSURING INCLUSIVE ECONOMIC GROWTH

Matveevskii S.S.

Financial University under the Government of the Russian Federation

The author reviewed examples of cooperation between the Asian Development Bank (ADB) and Kazakhstan and Georgia, aimed at ensuring inclusive economic growth. ADB materials allow us to conclude that the bank conducts a thorough analysis of the current state of countries, identifies problems and prospects for economic development. Specific recommendations aimed at inclusive economic growth have been formulated for Kazakhstan and Georgia: for Kazakhstan, the need has been identified to improve the quality of provision of government and social services, carry out structural reforms in the economy, promote public-private partnerships, develop regional cooperation, and increase government allocations for R&D; Georgia needs to develop water supply, irrigation, urban transport and infrastructure, stimulate exports, agriculture and tourism, and transport corridors.

Keywords: Asian Development Bank, Kazakhstan, Georgia, inclusive economic growth, analysis of the state of the country's economy, economic prospects, development financing.

References

1. Development banks and their impact on economic growth; monograph / S.S. Matveevsky. - Moscow: KNORUS, 2022. - 298 p.

2. Matveevsky S.S. Asian Development Bank and its impact on economic growth / Bulletin of the Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences. No. 6. 2021. pp. 51-66.

3. Official website of the Asian Development Bank [Electronic resource] / ADB. - URL: http://www.adb.org/ (access date: 10/25/2020).

4. Asian Development Bank. Annual report 2022. - URL: https:// www.adb.org/sites/default/files/institutional-document/872636/ adb-annual-report-2022.pdf (access date: 07/20/2023).

5. Asian Development Outlook 2021. April 2021. Financing a Green and inclusive recovery. - URL: https://www.adb.org/ sites/default/files /publication/692111/ado2021.pdf (access date: 09/18/2023).

6. Asian Development Bank. Member Fact Sheet. Georgia. -URL: https://www.adb.org/sites/default/files/publication/27765/ geo-2022.pdf (access date: 08/25/2023).

7. Asian Development Bank. Member Fact Sheet. Kazakhstan. -URL: https://www.adb.org/sites/default/files/publication/59608/ kaz-2022.pdf (access date: 08/25/2023).

8. Georgia and ADB. - URL: https://www.adb.org/where-we-work/georgia (access date: 09.15.2023).

9. Kazakhstan and ADB. - URL: https://www.adb.org/where-we-work/kazakhstan (access date: 09/18/2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.