Научная статья на тему 'Азиатский банк развития и его влияние на экономический рост'

Азиатский банк развития и его влияние на экономический рост Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
958
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Азиатский банк развития / эффективность деятельности / цикл проекта / инклюзивный экономический рост / система оценки корпоративных результатов / показатели и индикаторы / цифровая трансформация / Asian Development Bank / performance efficiency / project cycle / inclusive economic growth / corporate results assessment system / indicators and indicators / digital transformation

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Матвеевский С.С.

В статье рассматриваются функции и роль Банков развития в национальных и в мировой экономиках. В отдельный объект исследования выделен Азиатский банк развития и его влияние на экономический рост в странах Азиатско-Тихоокеанского региона. Показана важность использования банком понятия «инклюзивный экономический рост», а также цикла проекта, механизма оценки эффективности, системы оценки корпоративных результатов. Показано, что система оценок обеспечивает достижение целей банка, определяет его влияние на экономический рост. Выделена цифровая трансформация как самостоятельный и важный фактор усиления влияния банка на экономический рост. В будущем ускорение воздействия банка на экономический рост связывается с сотрудничеством с другими институтами развития; инвестициями в инфраструктуру; использованием актуальных страновых стратегий; содействием частному сектору; обеспечением продовольственной безопасности, социальной защиты и финансовой доступности; продолжением процесса цифровой трансформации банка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Asian development bank and its impact on economic growth

The article examines the impact of the Asian Development Bank on economic growth in the countries of the Asia-Pacific region. The author shows the importance of the bank's use of the concept of inclusive economic growth, the project cycle, the mechanism for assessing efficiency, the system for assessing corporate results. It is shown that the assessment system ensures the achievement of the bank's goals, determines its impact on economic growth. For the first time, the author singled out digital transformation as an important factor in enhancing the influence of a bank on economic growth. In the future, the acceleration of the bank's impact on economic growth is associated with: cooperation with other development institutions, investments in infrastructure, the use of relevant country strategies, assistance to the private sector, ensuring food security, social protection and financial inclusion, the continuation of the digital transformation of the bank.

Текст научной работы на тему «Азиатский банк развития и его влияние на экономический рост»

Вестник Института экономики Российской академии наук

6/2021

С.С. МАТВЕЕВСКИЙ

кандидат технических наук, доцент, доцент Департамента банковского дела и финансовых рынков

Финансового университета при Правительстве Российской Федерации

АЗИАТСКИЙ БАНК РАЗВИТИЯ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ

В статье рассматриваются функции и роль Банков развития в национальных и в мировой экономиках. В отдельный объект исследования выделен Азиатский банк развития и его влияние на экономический рост в странах Азиатско-Тихоокеанского региона. Показана важность использования банком понятия «инклюзивный экономический рост», а также цикла проекта, механизма оценки эффективности, системы оценки корпоративных результатов. Показано, что система оценок обеспечивает достижение целей банка, определяет его влияние на экономический рост. Выделена цифровая трансформация как самостоятельный и важный фактор усиления влияния банка на экономический рост. В будущем ускорение воздействия банка на экономический рост связывается с сотрудничеством с другими институтами развития; инвестициями в инфраструктуру; использованием актуальных страновых стратегий; содействием частному сектору; обеспечением продовольственной безопасности, социальной защиты и финансовой доступности; продолжением процесса цифровой трансформации банка.

Ключевые слова: Азиатский банк развития, эффективность деятельности, цикл проекта, инклюзивный экономический рост, система оценки корпоративных результатов, показатели и индикаторы, цифровая трансформация.

Щ: С20, 021.

Э01:10.52180/2073-6487_2021_6_51_66.

Банки развития: их функции, значение для экономики

Банки развития (БР) являются инструментами государства для продвижения стратегий развития. Они помогают предвидеть узкие места, выявить новые отрасли, которые следует создавать или расширять. Национальные БР для увеличения зоны охвата и макроэкономического воздействия часто сотрудничают с центральными банками и с другими финансовыми организациями для финансирования развития (например, реализации инфраструктурных проектов, индустриализации), для проведения структурных реформ (например, БР Бразилии, Республики Корея, Индии и Китая). В связи с этим БР должны иметь широкие полномочия, допускающие возможность их

деятельности по многим направлениям, в большом количестве секторов экономики, включая международные операции.

Важность и значение БР для национальных экономик определяется и тем, что для достижения целей устойчивого развития требуется огромный объем финансовых ресурсов. Так, например, величина необходимых инвестиций в развитие инфраструктуры (обязательное условие для экономических преобразований и устойчивого роста) на глобальном уровне оценивается в $5-$7 трлн в год. Для развивающихся стран дефицит финансирования инфраструктуры составляет $1,0-$1,4 трлн в год. В настоящее время объем финансовых активов во всем мире составляет $218 трлн, а ежегодное глобальное сбережение составляет $22 трлн, т. е. необходимые ресурсы для развития есть. Именно на перемещение финансовых ресурсов из сферы сбережения на проекты развития направлена деятельность как существующих, так и новых БР [1].

Банки развития реализуют антициклическую функцию, осуществляют долгосрочное финансирование и реализацию проектов и программ, как правило, имеющих большое значение для экономики. Они также стимулируют инновации и развитие предпринимательства, способствуют повышению производительности и конкурентоспособности национальных предприятий, применяют новые схемы привлечения и использования ресурсов частного бизнеса (софинансирова-ние), расширяют возможности государственно-частного партнерства (ГЧП) [2]. Деятельность этого института связана с планированием и реализацией т. н. цикла проекта: с разработкой стратегии сотрудничества с регионом или страной, с идентификацией и подготовкой проекта (включая разработку бизнес-плана), с одобрением проекта и его имплементацией и оценкой [3].

Значение БР для мировой экономики зависит от общих размеров их активов - они превышают $14 трлн, что позволяет ежегодно выдавать кредитов в объеме около $2,4 трлн [4]. БР сыграли ключевую роль в экономическом росте стран Восточной Азии: они проводили активную политику по предоставлению долгосрочных кредитов под низкие процентные ставки в промышленном секторе. Наиболее распространенными условиями для получения кредитов или даже их участия в капитале предприятий были высокий рыночный потенциал, высокая технологичность и добавленная стоимость [5].

Турецкие БР были образованы на основе государственных (инвестиционных) банков, активно кредитовавших (в соответствии с планами экономического развития) государственные промышленные предприятия (и/или частные, пользующиеся поддержкой государства). «Превращение» частных коммерческих банков в БР было связано с созданием частных финансово-промышленных конгломератов в приоритетных отраслях экономики страны (в соответствии с планами развития) [6].

Субнациональные БР решают региональные задачи в тесном сотрудничестве с национальными, а, иногда, и с многосторонними БР. Их значение особенно велико для слаборазвитых регионов, характеризующихся значительным неравенством доходов населения, высоким уровнем бедности и наличием проблем, связанных с климатом [7].

БР должны находить правильный баланс между краткосрочными задачами и долгосрочным целями поддержки национальных экономик. В частности, в связи с преодолением последствий пандемии коро-навируса в настоящее время БР следует обратить особое внимание на создание устойчивой инфраструктуры и стабильное состояние малых и средних предприятий (МСП), на поддержку индустрии туризма [8].

Проведенное группой авторов исследование деятельности БР [9] позволило сформулировать рекомендации, направленные на усиление влияния банков на экономический рост: БР должны осуществлять прямые инвестиции в акционерный капитал предприятий, в соответствии со стратегией БР, отдавать предпочтение проектам, которые обеспечат долгосрочные результаты, быть импакт-инвестором.

Влияние БР на экономический рост определяется эффективностью их деятельности. Для ее повышения, специалистами [10] были подготовлены следующие рекомендации по управлению системами оценки деятельности БР: изменять, в случае необходимости, мандат Банка; выбирать значимые показатели (объединять показатели финансовой эффективности с социальными, экономическими); интерпретировать получаемые данные и постоянно использовать их при принятии решений.

Большие возможности для увеличения влияния БР на экономический рост предоставляет т. н. цифровизация экономики: активное использование инновационных технологий обработки данных (Big data, Artificial Intelligence, Machine Learning и др.), телекоммуникаций, Интернета, автоматизации в процессе производства и продажи товаров и услуг [11]. Цифровизация экономики в финансовой сфере привела к формированию FinTech, а именно - к производству и продаже финансовых услуг и продуктов с использованием инновационных технологий обработки данных [12]. Обновленные и дополненные информационные системы БР открывают новые возможности для реализации проектов и программ, для привлечения денежных средств. Это позволит осуществлять новые виды проектов, как частных, так и государственных предприятий.

Особый интерес при изучении вопроса влияния БР на экономический рост представляет Азиатский банк развития (АБР), т.к. в настоящее время его членами являются 68 стран, из которых 38 стран находятся в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР). Кроме того, АБР активно осуществляет цифровизацию своей деятельности, финансирует проекты, связанные с цифровизацией экономики.

Азиатский банк развития

АБР был задуман в начале 1960-х годов как финансовое учреждение, способствующее экономическому росту и сотрудничеству в АТР, а 19 декабря 1966 г. Банк начал свою работу. В 1960-х годах большая часть финансирования АБР была направлена на производство продуктов питания и развитие сельских районов стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Деятельность АБР направлена на создание процветающего, инклюзивного и устойчивого АТР, на искоренение крайней бедности в регионе (263 млн человек живут менее чем на $1,90 в день и 1,1 млрд - менее чем на $3,20 в день) [3].

Как и другие БР, АБР использует в своей деятельности т. н. цикл проекта, включающий в себя следующие основные этапы:

1.Разработка (обновление) стратегии партнерства со страной (СПС). Банк готовит для каждой развивающейся страны среднесрочную стратегию развития и операционную программу: проводятся тематический и отраслевой анализы, необходимые исследования. СПС разрабатывается в сотрудничестве с правительством и другими заинтересованными участниками и реализуется с помощью бизнес-плана операций.

2. Подготовка проекта предполагает, в свою очередь, две стадии:

- идентификацию проекта. Обычно Банк нанимает консультантов для подготовки технико-экономического обоснования проекта, которые работают в сотрудничестве со всеми заинтересованными сторонами. Если проект требует переселения людей или может отрицательно повлиять на окружающую среду или коренные народы, на этом этапе готовятся определенные защитные меры;

- юридическую экспертизу. Банк обеспечивает изучение осуществимости проекта (оценка технических, финансовых, экономических, экологических, маркетинговых и управленческих аспектов проекта), включая подробный анализ его рисков и чувствительности.

3. Утверждение. Проводятся переговоры о кредите. Итоговый документ утверждается Советом директоров АБР и подписывается правительством, а затем вступает в силу, после выполнения определенных условий (юридических требований, например, софинансирование, и выполнение соглашений о займах).

4. Реализация. Проект реализуется исполнительным агентством в соответствии с согласованными графиком и процедурами. Подготовительные работы по проекту рекомендуется завершить до переговоров по кредиту, за исключением подписания контрактов. Подразделения Банка анализируют ход процесса реализации, а также следят за достижением целей развития в координации с заемщиком и исполнительным агентством. Срок реализации, обычно, составляет от двух до пяти лет. Обзор-

ные миссии АБР оценивают прогресс в реализации проекта, посещая его не реже двух раз в год на протяжении всего периода реализации.

5. Завершение проекта и оценка. После завершения работ по проекту и технической помощи АБР готовит отчет о завершении проекта (готовится в течение 12-24 месяцев после окончания). С помощью экономического анализа дается оценка взаимосвязи затрат и результатов, а также соответствие полученных количественных и качественных результатов заданным показателям и индикаторам [13].

Именно успешность проектов определяет реальное влияние АБР на экономический рост. Поэтому эффективная реализация каждого этапа каждого проекта - одна из важнейших задач БР.

В 2008 г. АБР стал использовать формулировку «инклюзивный экономический рост, который предполагает:

1. Обеспечение устойчивого роста и расширения экономических возможностей;

2. Более широкий доступ к этим возможностям всех членов общества (они должны иметь возможность не только участвовать в процессе обеспечения роста, но и получать от него «выгоды»);

3. Обеспечение социальной защиты (включая предотвращение крайних лишений) [14].

Инклюзивный рост - это экономический рост, справедливо распределяемый в обществе и создающий возможности для всех [15].

В настоящее время достижение инклюзивного экономического роста увязывается Банком, прежде всего, с созданием рабочих мест и улучшением доступа к ним. Специализированные проекты уже предоставили и предоставляют доступ к таким основным услугам, как электричество, водоснабжение и канализация, что способствовало в сельской местности сокращению «домашних» работ для женщин, обеспечило появление большего количества времени для учебы детей. Инфраструктурные проекты улучшили доступность среднего образования (посещение школ), получение медицинских услуг.

Пересмотренная в 2008 г. система классификации проектов Банка учитывает, в частности, вклады каждого проекта в обеспечение инклюзивного экономического роста (по указанным трем направлениям) [14].

Анализ деятельности АБР за ряд лет (см. рис. 1) позволяет заключить, что Банк увеличивает ежегодный объем финансирования проектов, что должно в итоге положительно влиять на экономический рост стран АТР (создаются новые рабочие места).

Общая сумма операций финансирования включает кредиты, гранты, финансирование акционерного капитала и одобренные гарантии. Всего за 2007-2016 гг. на финансирование проектов и другие операции АБР было направлено 140 311 млн долл. США. За 10 лет объемы финансирования Банка возросли более чем на 50% (см. рис. 1).

Источник: ADB through the decades. ADB's Fifth decade (2007-2016). Asian development bank. https://www.adb.org/sites/default/files/publication/216306/adb-fifth-decade-updated-edition.pdf Accessed: 10.03.2019).

* Серый цвет - финансирование АБР, темно-серый - финансирование Фонда развития Азии (Asian development fond), дочерней структуры АБР; цифрами отмечена общая сумма финансирования.

Рис. 1. Объем операций финансирования АБР, 2007-2016 гг. (млн долл. США).

При изучении влияния БР на экономический рост важно знать, как ресурсы АБР в рамках анализируемого временного интервала распределялись по секторам экономики (см. табл. 1).

Данные, представленные в табл. 1 свидетельствуют, что Банк преимущественно финансировал проекты и операции в таких секторах, как «транспорт и информационно-коммуникационные технологии», «энергетика», «общественный сектор», «финансы».

Стабильность предпочтений Банка в выборе и финансировании проектов и операций, обеспечивающих инклюзивный экономический рост (как по количеству проектов, так и по объемам финансирования), четко просматривается на протяжении 2012-2015 гг. (см. табл. 2). Так, доля финансирования направления «Рост и создание рабочих мест, увеличение возможностей» составляла 36 и 45% в 2012-2014 гг. и 35 и 46% в 2013-2015 гг., а финансирования направления «Инклюзивный доступ к работе и возможностям» - 64 и 54% в 2012-2014 гг. и 64 и 53% в 2013-2015 гг. соответственно.

В 2016 г. Азиатский банк развития (АБР) участвовал в организации и проведении конференции «Financial Inclusion in Digital Economy», которая была посвящена проблемам цифровизации экономики и внедрения FinTech в его деятельность. На конференции, в частности, были рассмотрены вопросы доступности цифровых финансовых услуг, цифровые бизнес-модели, вопросы надзора и регулирования цифровых финансовых услуг, полезность цифровых финансов [16].

Таблица 1

Операции финансирования АБР по секторам экономики, 2007-2016 гг.

(млн долл. США)*

Секторы экономики

Показатели Здравоохранение Транспорт и информационно-коммуникационные технологии Энергетика Общественный сектор Финансы Водонабжение Сельское хозяйство Обрзование Промышленность

Объем финансирования, млн долл. США 2085 40447 34636 17976 16596 12884 8472 4970 2246

Доля в общем объеме, % 1 29 25 13 12 9 6 4 2

* Объемы финансирования включают в себя кредиты, гранты, финансирование акционерного капитала и одобренные гарантии на 20.01.2017, общий объем финансирования - 140 311 млн долл. США.

Источник: ADB through the decades. ADB's Fifth decade (2007-2016). Asian development bank. https://www.adb.org/sites/default/files/publication/216306/adb-fifth-decade-updated-edition.pdf Accessed: 10.03.2019).

Таблица 2

Распределение операций АБР между направлениями, обеспечивающими инклюзивный рост (в %)*

2012-2014 гг. 2013-2015 гг.

о - о о - о

Направление вв то ст ек р § S S еси вв то ст ек р ^ s g еси

У щ А Я Я У щ i i i

ио Ю «в ta ио Ю «в ta

лр О Я в лр О Я в

оп и оп и

кп ф кп ф

Рост и создание рабочих мест, увеличение 36 45 35 46

возможностей

Инклюзивный доступ к работе и возмож- 64 54 64 53

ностям

Социальная защита 5,4 4,4 6,0 4,7

* Сумма процентов больше 100, т. к. некоторые направления «пересекаются». Источник: ADB through the decades. ADB's Fifth decade (2007-2016). Asian development bank. https://www.adb.org/sites/default/files/publication/216306/adb-fifth-decade-updated-edition.pdf (accessed: 10.03.2019).

В настоящее время АБР регулярно финансирует проекты, связанные с цифровизацией и FinTech. Например, в 2020 г. АБР завершил проект 39542-022 «Техническая поддержка сельского хозяйства в регионе Большого Меконга». Данный проект был направлен на расширение доступа на рынок экологически чистой сельскохозяйственной продукции для мелких землевладельцев. Одним из его результатов явилось создание электронной торговли (включая и трансграничную торговлю) данными видами продукции.

Реализация проекта позволила:

- скорректировать региональную политику и увеличить потенциал управления качеством агропродовольственных товаров;

- наладить электронную торговлю экологически чистой агропро-довольственной продукцией мелких землевладельцев;

- обеспечить развитие сельского хозяйства, учитывающее гендер-ные аспекты;

- обеспечить распространение знаний, связанных с управлением сельским хозяйством;

- усилить региональное сотрудничество в сфере сельского хозяйства [17].

На семинаре по цифровизации институтов развития (Рио-де-Жанейро, 14-17 января 2019 г.) отмечалось, что инновационные технологии обработки данных могут способствовать повышению производительности, улучшению глобальных цепочек создания стоимости и развитию предпринимательства [18].

В 2020 г. АБР был принят пакет мер реагирования на COVID-19 на сумму $20 млрд. На поддержание экономик стран АТР было выделено $31,6 млрд в виде займов, грантов, инвестиций в акционерный капитал, гарантий и технической помощи (только инвестиции в систему здравоохранения и поддержку МСП составили $4,5 млрд). Удалось обеспечить рекордный объем софинансирования проектов ($16,4 млрд), стартовала программа заимствований на сумму более $35 млрд, которая включает выпуск целевых облигаций и облигаций в местной валюте [19].

Система оценки результатов деятельности АБР

Как и другие Банки развития, АБР использует в своей деятельности специальное подразделение - Независимый департамент оценки (Independent evaluation department - IED). В 2018 г. IED, в частности, оценивал взаимодействие АБР с государственными предприятиями, ход операций в сельском хозяйстве, им был выполнен анализ производительности, планирования кредитования, осуществлена проверка реализации стратегии партнерства АБР с отдельными странами (в частности, с Узбекистаном).

Использовалась система оценки, включавшая 85 показателей результатов; применялись цветные индикаторы, которые позволяли качественно характеризовать полученные значения показателей. Для отдельных показателей были установлены годовые целевые значения, что позволяло количественно оценивать эффективность деятельности Банка.

Система оценки корпоративных результатов АБР имеет четыре уровня, которые позволяют отдельно оценивать: динамику развития в АТР (в частности, используются такие показатели, как абсолютная бедность, благосостояние, предоставление инфраструктурных услуг); вклад АБР в развитие (успешность страновых стратегий, проектов и др.); качество оперативного управления (динамика среднего времени от одобрения проекта до первого контракта на поставку; доля проектов, связанных с инфраструктурой и др.); организационную составляющую управления (вовлеченность персонала в деятельность Банка, среднегодовой объем внутренних административных расходов Банка в расчете на 1 млн долл. США финансирования и др.).

Специалисты Банка провели анализ использования системы оценки корпоративных результатов, что позволило сделать следующие выводы [20]:

- показатели, применяемые для мониторинга и оценки проектов, помогли обеспечить последовательное достижение корпоративных целей (например, если значение конкретного индикатора ухудшается, выявляются причины и готовятся соответствующие управляющие действия);

- используемые показатели пересматривались по мере необходимости; были выделены три вида показателей: показатели, которые позволяют оценивать только результаты деятельности Банка; показатели, которые позволяют оценивать результаты развивающихся стран - акционеров Банка; показатели, отражающие оба эти аспекта.

Руководители АБР выделили ряд факторов, которые были особенно важными для эффективного управления и достижения целевых значений показателей:

- баланс амбиций и реалистичности - например, софинансирова-ние было добавлено в планы работы департаментов, и с момента введения данной цели в 2008 г. Банк значительно увеличил объем генерируемого софинансирования;

- оценка полезности и пригодности - предложено исключать те цели, достижение которых находится за пределами прямого контроля Банка или их формулировка слишком сложна;

- использование надежных исходных данных и заинтересованности вовлеченных в процесс сторон;

- постоянный контроль показателей и их целевых значений.

В настоящее время Банк использует каскадную систему оценки корпоративных результатов: поставленные цели последовательно «транслируются» в рабочие планы отделов и подразделений. Это позволяет «разбивать» цели на отдельные подцели отделов, подразделений и сотрудников. Особенностью каскадной системы оценки корпоративных результатов АБР является трактовка/анализ количественного изменения контрольных результатов и переход к качественным результатам (например, изменение индикатора более чем на 2,5% трактуется как улучшение или ухудшение результатов). Соответственно, есть возможность отслеживать выполнение (перевыполнение) или невыполнение текущей цели [20]. Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что АБР имеет хорошую систему оценок, которая обеспечивает его эффективное воздействие на экономический рост в АТР.

Необходимо отметить, что ст. 1 Устава АБР устанавливает, что целью Банка является содействие экономическому росту и сотрудничеству в регионе, внесение вклада в ускорение процесса экономического развития стран-членов. Изначально Банк был создан именно для влияния на экономический рост. В течение последнего десятилетия на Азию приходилось более 50% мирового роста. Если темпы экономического роста в Азии останутся такими же, то средний доход на душу населения к 2050 г. может вырасти в шесть раз (по паритету покупательной способности). Ожидается, что доля Азии в мировом ВВП будет расти примерно с 28% в 2010 г. до более 50% в 2050 г. [21].

По мнению руководства АБР [14], перспективы усиления влияния Банка на экономический рост стран АТР связаны:

- с появлением новых институтов развития (в частности, Нового Банка Развития БРИКС), которые обеспечивают новые возможности для сотрудничества, для увеличения объемов софинанси-рования;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- с возможностью использования странами АТР выверенной макроэкономической политики, с приоритетным инвестированием в инфраструктуру (в частности, в транспорт, энергетику, водоснабжение и городское развитие), в человеческий капитал и технологии, в улучшение инвестиционного климата;

- с обеспечением приоритета инфраструктурных проектов и программ при разработке страновых стратегий сотрудничества;

- с достижением целей устойчивого развития;

- с использованием банка как института знаний;

- с диалогом руководства Банка с национальными властями об их приоритетах развития, об эффективном макроэкономическом управлении и необходимых реформах;

- с эффективностью Банка, включая наилучшее использование персонала и бюджета; 1Т-система Банка должна стать более эффективной, интегрированной и удобной для пользователей; должна продолжаться цифровая трансформация Банка.

Цифровая трансформация АБР

Реализация Стратегии-2030 АБР, а значит и влияние на экономический рост стран АТР, непосредственно зависит от цифровой трансформации (ЦТ) Банка: она обеспечит повышение эффективности работы Банка за счет использования современных информационно-технологических (ИТ) систем и цифровых процессов. Под ЦТ понимается активное внедрение в деятельность банка, во все его бизнес-процессы инновационных технологий обработки данных. ЦТ позволит собирать больше данных и использовать их на всех этапах цикла проекта, при всех операциях, связанных с привлечением денежных средств. Это позволит улучшить управление в целом, а также и в рамках цикла проекта. В результате сократится время операций, уменьшатся расходы, повысится эффективность использования всех ресурсов.

Необходимо отметить, что у АРБ уже несколько лет есть план ЦТ (включая т. н. «дорожную карту»), основанный, прежде всего, на модернизации и развитии корпоративных 1Т- систем Банка (с 2016 г.). Данный план включает в себя ряд этапов, предполагающих обеспечение взаимосвязанности 1Т-систем Банка, постепенное внедрение инновационных финансовых и информационных технологий, развитие новых цифровых продуктов и услуг (в частности, предполагается развивать существующие операции Банка, проводить трансформацию финансовых услуг, создавать цифровое рабочее место, предоставлять услуги в области информации и технологий, использовать цифровую инновационную «песочницу»).

Первый этап плана ЦТ АБР рассчитан на период 2019-2023 гг. и должен позволить улучшить управление данными, модернизировать и автоматизировать бизнес-процессы, внедрить новые технологии, улучшить технологическую инфраструктуру и услуги в штаб-квартире Банка и в полевых отделениях, увеличить возможности накопления знаний и обмена ими, обеспечить использование новых технологий.

Специалисты Банка полагают, что на первом этапе ЦТ прирост эффективности АБР составит не менее 6%, а прибыль от инвестиций появится уже после 2023 г. (капитальные затраты первого этапа ЦТ Банка, по оценке, составят $118,3 млн) [22].

Заключение

Рассмотренные выше аспекты деятельности АБР, связанные с его влиянием на экономический рост, позволяют сделать следующие выводы:

1. Используемый АБР цикл проекта определяет влияние Банка на экономический рост: создаваемые новые основные и оборотные активы обеспечивают появление новых рабочих мест, производство новой продукции.

2. АБР формализовал категорию «инклюзивный экономический рост», что позволило ему количественно и качественно оценивать вклад каждого проекта в обеспечение данного роста.

3. Динамика операций АБР в период 2007-2016 гг. свидетельствует, что Банк ежегодно увеличивал объем финансирования (на 50% за 10 лет, а общий объем финансирования за этот период составил более 140 млрд долл. США).

4. Распределение финансирования АБР по отраслям в период 2007-2016 гг. показывает, что приоритетными для Банка были такие отрасли, как «транспорт и информационно-коммуникационные технологии», «энергетика», «общественный сектор» и «финансы» (79% общего объема финансирования).

5. АБР финансирует, прежде всего, те проекты, которые, по его мнению, обеспечивают инклюзивный экономический рост.

6. АБР использует каскадную систему оценки корпоративных результатов, которая обеспечивает оценку как проектов, так и стратегий сотрудничества с отдельными странами АТР (применяются несколько десятков показателей и индикаторов, что позволяет выполнять оценку по 4 уровням: развития АТР, вклада Банка в развитие, оперативного и организационного управления).

7. Поэтапная цифровая трансформация АБР позволит не только качественно и количественно улучшить его деятельность, но и повысит его эффективность.

8. Перспективы усиления влияния АБР на экономический рост в регионе связаны с сотрудничеством с другими банками развития, с проведением странами АТР адекватной решаемым задачам макроэкономической политики, с приоритетным финансированием инфраструктуры, управлением знаниями, диалогом с национальными властями, ростом эффективности деятельности Банка.

ЛИТЕРАТУРА

1. The Role of Development Banks in Promoting Growth and Sustainable Development in the South. Economic Cooperation and Integration among Developing Countries. UNCTAD. December 2016. New York. https://unctad.org/system/files/official-document/gdsecidc2016d1_en.pdf Accessed 25.08.2020).

2. De Luna-Martínez, J. 2017 Survey of National Development Banks / J.De Luna-Martínez /Global report/World Bank Group. https://documents1.worldbank.org/ curated/en/977821525438071799/pdf/2017-Survey-of-National-development-banks.pdf. Accessed: 22.06.202019).

3. Asian development bank. https://www.adb.org/search?keywords=project%20 cycle&page= 1&source=suggest Accessed: 10.12.2020).

4. Griffith-Jones, S. 2021. The roles and importance of development banks. CEPAL, Seminario Fiscal, 23 de avril, 2021. https://www.cepal.org/sites/default/files/ presentations /stephany_griffith-jones.pdf Accessed 15.06.2021).

5. Dünhaupt P., Herr H. 2020. Trade, Global Value Chains and Development. What Role for National Development Banks? Berlin School of Economics and Law, Institute for International Political Economy (IPE). https://www.ipe-berlin.org/fileadmin / institut-ipe/ Dokumente /Working Papers/ipe_working_paper_143.pdf Accessed 15.04.2020).

6. Oztürk H, Gültekin-Karakas D, Hisarciklilar M. The role of development banking in promoting industrialization in Turkey. International Conference "Inequalities and Development in the Mediterranean Countries". Galatasaray University, Istanbul, Turkey. 21-23 May 2009. http://gdri.dreem.free.fr/wp-content/a4-ozturk_karakas_ hisarciklilar.pdf Accessed 15.02.2020).

7. Suchodolski S.G., Junior A.M., Helena C, Bechelaine D.O., Costa L.M. From Global to Local: Subnational Development Banks in the Era of Sustainable Development Goals. International Research Initiative on PDBs and DFIs Working Groups. Working Paper No. 13. 2020. https://www.nse.pku.edu.cn/docs/20201103192026515453.pdf Accessed 12.02.2021).

8. From Pandemic to Recovery. The Role of Development Banks. Conference Report. https://financeincommon.org/sites/default/files/2020-10/Report_From%20 Pandemic%20to% 20Recovery.pdf Accessed 10.03.2021).

9. Musacchio A, Lazzarini S., Makhoul P., Simmons E. 2017. The Role and Impact of Development Banks. A Review of their Founding, Focus, and Influence. March 2017. https://people.brandeis.edu/~aldom/papers/The%20Role%20and%20Impact%20of%20 Development%20Banks%20-%203-9-2017.pdf Accessed 11.01.2020).

10. Digital economy report 2019. Value creation and capture: implications for developing countries. UNCTAD. https://unctad.org/webflyer/digital-economy-report-2019 Accessed 11.01.2020).

11. Basel Committee on Banking Supervision. Sound practices: implications of fintech developments for banks and bank supervisors. Issued for comment by 31 October 2017. https://www.bis.org/bcbs/publ/d431.htm Accessed: 18.01.2019).

12. Matveevskii S.S., Berdyshev AV., Prokofiev M.N., Ryabchenko L.I. FinTech in the banking system of Russia: problems and prospects. Published by Future Academy www.FutureAcademy.org. 2019. https://yandex.ru/search/?clid=2186621&text=FI NTECH %20IN%20THE%20BANKING%20SYSTEM%200F%20RUSSIA%3A%20 PR0BLEMS%20AND%20PR0SPECTS%20&lr=213&redircnt=1616171823.1 Accessed: 20.02.2020)

13. Asian development bank. Project Performance and the Project Cycle. Operations Evaluation Department. Reference Number: SST: REG 2008-38. September 2008 Accessed: 20.02.2021).

14. ADB through the decades. ADB's FiFTH decade (2007-2016). Asian development bank. https://www.adb.org/sites/default/files/publication/216306/adb-fifth-decade-updated-edition.pdf Accessed: 10.03.2019).

15. Inclusive growth. OECD. https://www.oecd.org/inclusive-growth/tfintroduction Accessed: 10.10.2020).

16. Financial inclusion in the digital economy. Asian development bank. 2016. https:// www.adb.org/sites/default/files/publication/200001/financial-inclusion-digital-economy.pdf Accessed: 16.02.2018).

17. Digital Technology in Agriculture and Food Security. Asian Development Bank. https://www.adb.org/what-we-do/sectors/dt/overview/agriculture

18. Disruptive technologies and digitization in development banks. Río de Janeiro / Brasil, January 24, 2019. /https://www.caf.com/en/currently/news/2019/01/disruptive-technologies-and-digitization-in-development-banks/ Accessed: 20.02.2021).

19. Asian development bank. Annual report 2020. https://www.adb.org/documents/adb-annual-report-2020/ Accessed: 20.02.2021).

20. Матвеевский С.С. Система оценки эффективности Азиатского банка развития// Вестник университета. 2021. No 2. С. 144-151.

21. McCawley P. Banking on the future of Asia and the Pacific. 50 years of the Asian development bank. https://www.adb.org/publications/50-years-adb Accessed: 20.02.2020).

22. Digital Agenda 2030: Special Capital Expenditure Requirements for 2019-2023. Asian development bank. https://www.adb.org/sites/default/files/institutional-document/472371/adb-digital-agenda-2030.pdf Accessed: 10.10.2020).

REFERENCES

1. The Role of Development Banks in Promoting Growth and Sustainable Development in the South. Economic Cooperation and Integration among Developing Countries. UNCTAD. December 2016. New York. https://unctad.org/system/files/official-document/gdsecidc2016d1 _en.pdf Accessed 25.08.2020).

2. De Luna-Martínez, J. 2017 Survey of National Development Banks / J. De Luna-Martínez /Global report//World Bank Group. https://documents1.worldbank.org/ curated/en /977821525438071799/pdf/2017-Survey-of-National-development-banks.pdf Accessed: 22.06.202019).

3. Asian development bank. https://www.adb.org/search?keywords=project%20 cycle&page= 1&source=suggest Accessed: 10.12.2020).

4. Griffith-Jones, S. 2021. The roles and importance of development banks. CEPAL, Seminario Fiscal, 23 de avril, 2021. https://www.cepal.org/sites/default/files/ presentations /stephany_griffith-jones.pdf Accessed 15.06.2021).

5. Dünhaupt, P., Herr, H. 2020. Trade, Global Value Chains and Development. What Role for National Development Banks? Berlin School of Economics and Law, Institute for International Political Economy (IPE). https://www.ipe-berlin.org/fileadmin / institut-ipe/ Dokumente /Working Papers/ipe_working_paper_143.pdf Accessed 15.04.2020).

6. Öztürk, H, Gültekin-Karakas, D, Hisarciklilar, M. The role of development banking in promoting industrialization in Turkey. International Conference "Inequalities

and Development in the Mediterranean Countries". Galatasaray University, Istanbul, Turkey 21-23 May 2009. http://gdri.dreem.free.fr/wp-content/a4-3ozturk_karakas_ hisarciklilar.pdf Accessed 15.02.2020).

7. Suchodolski, S.G., Junior, A.M., Helena, C., Bechelaine, D.O., Costa, L.M. From Global to Local: Subnational Development Banks in the Era of Sustainable Development Goals. International Research Initiative on PDBs and DFIs Working Groups. Working Paper No. 13. 2020. https://www.nse.pku.edu.cn/docs/20201103192026515453.pdf Accessed 12.02.2021).

8. From Pandemic to Recovery. The Role of Development Banks. Conference Report. https://financeincommon.org/sites/default/files/2020-10/Report_From%20 Pandemic%20to% 20Recovery.pdf Accessed 10.03.2021).

9. Musacchio A., Lazzarini S., Makhoul P., Simmons E. 2017. The Role and Impact of Development Banks. A Review of their Founding, Focus, and Influence. March 2017. https://people.brandeis.edu/~aldom/papers/The%20Role%20and%20Impact%20of%20 Development%20Banks%20-%203-9-2017.pdf Accessed 11.01.2020).

10. Digital economy report 2019. Value creation and capture: implications for developing countries. UNCTAD. https://unctad.org/webflyer/digital-economy-report-2019 Accessed 11.01.2020).

11. Basel Committee on Banking Supervision. Sound practices: implications of fintech developments for banks and bank supervisors. Issued for comment by 31 October 2017. https://www.bis.org/bcbs/publ/d431.htm Accessed: 18.01.2019).

12. Matveevskii S.S., Berdyshev AN, Prokofiev M.N., Ryabchenko L.I. FinTech in the banking system of Russia: problems and prospects. Published by Future Academy www. FutureAcademy.org. 2019.https://yandex.ru/search/?clid=2186621&text=FINTECH %20IN%20THE%20BANKING%20SYSTEM%200F%20RUSSIA%3A%20PR0BLEMS%20 AND%20PR0SPECTS%20&lr=213&redircnt=1616171823.1 Accessed: 20.02.2020).

13. Asian development bank. Project Performance and the Project Cycle. Operations Evaluation Department. Reference Number: SST: REG 2008-38. September 2008 Accessed: 20.02.2021).

14. ADB through the decades. ADB's FiFTH decade (2007-2016). Asian development bank. https://www.adb.org/sites/default/files/publication/216306/adb-fifth-decade-updated-edition.pdf Accessed: 10.03.2019).

15. Inclusive growth. OECD. https://www.oecd.org/inclusive-growth/tfintroduction Accessed: 10.10.2020).

16. Financial inclusion in the digital economy. Asian development bank. 2016. https:// www.adb.org/sites/default/files/publication/200001/financial-inclusion-digital-economy.pdf Accessed: 16.02.2018).

17. Digital Technology in Agriculture and Food Security. Asian Development Bank. https://www.adb.org/what-we-do/sectors/dt/overview/agriculture.

18. Disruptive technologies and digitization in development banks. Río de Janeiro / Brasil, January 24, 2019. /https://www.caf.com/en/currently/news/2019/01/disruptive-technologies-and-digitization-in-development-banks/ Accessed: 20.02.2021).

19. Asian development bank. Annual report 2020. https://www.adb.org/documents/adb-annual-report-2020/ (accessed: 20.02.2021).

20. Matveevsky S.S. System for evaluating the effectiveness of the Asian Development Bank // Bulletin of the University. 2021. No 2. F. 144-151 DOI 10.26425/1816-4277-20212-144-151. (In Russ.).

21. McCawley, P. Banking on the future of Asia and the Pacific. 50 years of the Asian development bank. https://www.adb.org/publications/50-years-adb Accessed: 20.02.2020).

22. Digital Agenda 2030: Special Capital Expenditure Requirements for 2019-2023. Asian development bank. https://www.adb.org/sites/default/files/institutional-document/472371/adb-digital-agenda-2030.pdf Accessed: 10.10.2020).

ABOUT THE AUTHOR

Matveevsky Sergey Sergeevich - Candidate of Technical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Banking and Financial Markets of the Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia ssmatveevskii@fa.ru

ASIAN DEVELOPMENT BANK AND ITS IMPACT ON ECONOMIC GROWTH The article examines the impact of the Asian Development Bank on economic growth in the countries of the Asia-Pacific region. The author shows the importance of the bank's use of the concept of inclusive economic growth, the project cycle, the mechanism for assessing efficiency, the system for assessing corporate results. It is shown that the assessment system ensures the achievement of the bank's goals, determines its impact on economic growth. For the first time, the author singled out digital transformation as an important factor in enhancing the influence of a bank on economic growth. In the future, the acceleration of the bank's impact on economic growth is associated with: cooperation with other development institutions, investments in infrastructure, the use of relevant country strategies, assistance to the private sector, ensuring food security, social protection and financial inclusion, the continuation of the digital transformation of the bank.

Keywords: Asian Development Bank, performance efficiency, project cycle, inclusive economic growth, corporate results assessment system, indicators and indicators, digital transformation. JEL: G20, G21.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.