Научная статья на тему 'Азербайджанская диаспора в России'

Азербайджанская диаспора в России Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1138
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Измоденов Игорь, Караваев Александр

«Известия», М., 30 марта 2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Азербайджанская диаспора в России»

ских районах большой популярностью сначала стала пользоваться идея создания национально-территориальной автономии, а ныне дело дошло до партизанских стычек.

Конечно, для полноценной войны условий в Ногайской степи нет, да и слишком уж малочисленны ногайцы. Однако неизменная поддержка населением местных боевиков, количество которых не убывает, заставляет задуматься: можно ли решить проблему одними лишь карательными мерами, не предлагая ничего взамен «проверки паспортного режима»?

«Новое время», М., 2006 г., № 8.

Игорь Измоденов, Александр Караваев,

журналисты

АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ ДИАСПОРА В РОССИИ

Миграция азербайджанцев в Россию имела место еще в царский период. Правда, наибольший размах она приобрела во времена Советского Союза. Можно выделить несколько масштабных волн миграции в советский и постсоветский период.

Первая - послевоенная, связанная с политикой освоения Сибири и Дальнего Востока. Хронологически период начинается с конца 40-х - начала 50-х годов и включает в себя массовое переселение азербайджанских специалистов-нефтяников в регионы Западной и Восточной Сибири в течение 60-х годов. Многие известные азербайджанцы (Сабит Оруджев - министр газовой промышленности СССР с 1972 по 1981 г., Фарман Салманов - министр геологии СССР, лауреат премии им. Губкина, член-корреспондент РАН) являлись основателями нефтяной отрасли Советского Союза, заложили фундамент нынешней российской нефтегазовой инфраструктуры.

Вторая волна включает десятилетие с конца 70-х до конца 80-х годов. К этой волне, имевшей в основе экономическую подоплеку и носившей нерегулируемый характер, относится поток людей, курсировавший на маршруте Баку-Москва, состоявший в основном из студенческой молодежи и интеллигенции. Наверное, впервые применительно к этому периоду следует относить появление такой группы, как частные предприниматели, хотя само явление предпринимательства в СССР было под уголовным запре-

том. Однако деятельность так называемых теневиков (владельцев считавшихся незаконными цеховых производств, валютных предпринимателей, оптовых и розничных торговцев, представителей «цветочного бизнеса», советских госруководителей, создававших параллельные схемы производства) была самостоятельным явлением внутри плановой экономики и естественным фактором советского общества. Между прочим, рассуждая о незаконной предпринимательской деятельности, следует напомнить, что так называемый «цветочный бизнес» появился не на пустом месте, а стал своего рода продолжением официальной договорной практики между республиками Союза, предполагавшей плановое снабжение плодоовощной продукцией северных регионов СССР. Именно это способствовало заключению кооперативных соглашений, в частности между совхозами Апшерона и рынками Москвы, куда доставлялась цветочная и плодоовощная продукция. Советские люди только благодаря этому имели возможность покупать цветы своим близким: у плановой экономики до удовлетворения этих и многих других бытовых потребностей людей руки не доходили. Созданные в то время связи позволили многим впоследствии переселиться и создать устойчивые торговые цепочки на российских рынках, хотя уже и не связанные с производителями в Азербайджане (круглогодичная торговля овощами в Москве ведется за счет крупных оптовых поставок из Турции и стран дальнего зарубежья). Большинство азербайджанцев, из тех, кто не родился в России (РСФСР), но все-таки сумел занять ведущие места в сфере крупного бизнеса, науки, искусства, приехало в Россию именно в советское время. Своего рода элиту диаспоры представляет техническая и творческая интеллигенция: врачи, педагоги, писатели, журналисты, адвокаты, бизнесмены, деловые люди, занимающие зачастую крупные руководящие должности. Азербайджанцы являются руководителями и владельцами таких крупных российских компаний, как «ЛУКойл», «Нортгаз», «НИКойл» и др. Достаточно широко представлен азербайджанский капитал в российских банках. Россия была и остается Меккой для энергичных и талантливых азербайджанцев. В процессе распада СССР на диаспору оказали воздействие сразу несколько факторов: тяжелейший экономический кризис в Азербайджане в начале 90-х годов, развал интеграционных хозяйственных связей с Центральными и Западными регионами Союза (сокращение рабочих мест), а также поте-

ря Азербайджаном значительной территории, оккупированной армянами (до 20%), привели к появлению большого количества беженцев (примерно 782 тыс.). Миграция из Азербайджана приобрела широкомасштабный характер.

В постсоветский период можно выделить еще одну волну, которую составили две различные группы иммигрантов: жители столицы (Баку), основная их масса выехала приблизительно до середины 90-х годов, и экономические иммигранты с остальной территории Азербайджана, в основном сельское население, занятое в аграрном производстве. Проблемы, возникающие в процессе адаптации этой группы в российском обществе, характерны для большинства мигрантов, переселяющихся из села в город. (В среднем более низкий уровень образованности, чем у жителя города, трудности с интеграцией в крупный российский мегаполис. Кроме того, на сельских мигрантов приходится более серьезная экономическая нагрузка в виде обязательной помощи членам семьи и родственникам в селе.) Азербайджанцы, прибывшие после распада СССР, значительно отличались от тех, кто прибыл во время предыдущих волн. По данным исследовательского проекта «Социально-этническое развитие московского мегаполиса» Института этнологии и антропологии РАН, проведенного при участии Всероссийского азербайджанского конгресса, установлено, что почти половина (47%) московских «старожилов»-азербайджанцев имеет высшее образование, а среди «новоприбывших» их не больше 25%. Соответственно, они занимают разное социальное положение. 48% «новоприбывших» азербайджанцев заняты низкодоходной работой, вовлечены в торговлю и сферу обслуживания, в то время как процент азербайджанских артистов, писателей, художников, ученых и других представителей творческих и интеллектуальных профессий медленно, но неуклонно снижается.

Иммигрантов южнокавказских государств и мигрантов из российских регионов Северного Кавказа массовое сознание крупных российских городов сплавило в единый стереотип восприятия - «лица кавказской национальности». Для этих групп действительно характерна относительно сильная сплоченность внутри собственного этнического ядра и более слабая, чем ранее, социализация в мегаполисе. Однако потенциал создающегося напряжения в многонациональной Москве не столь велик, как это склонны подавать некоторые не в меру ретивые российские националисты.

Социальное расслоение в мегаполисе имеет многоступенчатый уровень, сферы экономической деятельности иммигрантов на данный момент конфликтно не пересекаются с представителями «коренного» населения, а уровень доходов не позволяет говорить о легком росте и более привилегированном положении по сравнению с традиционными группами старожилов. Более того, в массе своей российское общество прекрасно понимает истинную экономическую ценность диаспоры - она по роду своей деятельности вполне гармонично дополняет и, без преувеличения, обогащает российскую экономику. К тому же сегодня вряд ли на Земле найдется хотя бы один крупный мегаполис, где всю работу выполняли бы только коренные жители. Миграция сегодня - это неотъемлемое свойство глобализации. Для России миграционный потенциал Азербайджана в целом зафиксирован на одном уровне маятниковой стабильности (равное количество прибывших и убывших в течение годового цикла).

Точных данных о численности азербайджанцев, находящихся в России, нет, так как большая часть азербайджанцев находится в стране нелегально. По предварительным данным переписи 2002 г., в России проживают 621,5 тыс. азербайджанцев, что почти в два раза больше, чем в 1989 г. (335,9 тыс.). С учетом временных трудовых мигрантов число азербайджанцев в России оценивается приблизительно в 2 млн. человек. По некоторым данным, ежегодные инвестиции азербайджанцев в экономику России оцениваются в 1,5 млрд. долл. В то же время азербайджанская диаспора ежегодно направляет на родину значительную сумму. Так, до августовского кризиса 1998 г. эта сумма составляла 2,5 млрд. долл., что в 2,5 раза больше объема иностранных инвестиций. После августовского кризиса 1998 г. эта сумма резко сократилась и составила 780 млн. долл., однако в настоящее время она вернулась к докризисному уровню. Министр финансов России А. Кудрин оценивает объемы переводов денежных средств из России в Азербайджан в 2 млрд. долл. ежегодно. По другим оценкам, ежегодные переводы денег составляют от 2,5 до 4 млрд. долл. Разница в оценках вызвана невозможностью более точно отслеживать отправку денег из России в Азербайджан. Если сравнить эти переводы с суммарным объемом иностранных инвестиций в экономику Азербайджана в 1995-2003 гг., равным 9,6 млрд. долл. (то есть в среднем чуть более 1 млрд. в год), то становится понятным, что переводы денег из

России являются важной составляющей азербайджанской экономики.

В конце 2004 г. опубликовано исследование Международной организации труда (МОТ), в котором на основании статистики МВД РФ утверждалось, что до половины заработанных средств прибывшие в Россию иммигранты (3-5 млн. человек) отправляют на родину. Эти данные нельзя воспринимать как абсолютную истину. Кроме того, следует еще раз уточнить: ниша, в которую вписана основная часть «торгующей» диаспоры, не является занятой или исторически спорной с другими этническими группами внутри России. Извлекаемые доходы в значительной степени остаются внутри российской экономики (аренда квартир, обеспечение торгового оборота, текущие расходы проживания иммигранта в России), активно работая на нее. Если гипотетически предположить, что назавтра мигрантов в России не стало бы, то многие секторы впали бы в кризис.

Ниже мы приведем характеристику наиболее крупных организаций, представляющих азербайджанскую диаспору.

1. Всероссийский азербайджанский конгресс (ВАК) был создан в марте 2000 г. пятью десятками общественных азербайджанских организаций, зарегистрированных в России. В работе учредительного съезда конгресса, прошедшего в Москве в 2000 г., принял участие президент Азербайджана Гейдар Алиев. ВАК объединяет более 70 общественных азербайджанских организаций, в том числе региональные отделения в 58 субъектах Российской Федерации. Президентом ВАК является профессор медицины Мамед Алиев, член-корреспондент РАМН, исполнительный директор ВАК -Эльдар Кулиев. Целями этой общественной организации являются сохранение и пропаганда национальных азербайджанских традиций, языка и культуры азербайджанского народа, а также борьба за права азербайджанской диаспоры. В числе первоочередных планов ВАК - создание сильной национальной диаспоры, координация деятельности многочисленных азербайджанских общественных организаций России и налаживание их тесного сотрудничества с федеральными и местными органами управления, защита конституционных, гражданских прав соотечественников, содействие адаптации азербайджанцев в российском обществе. По словам руководителя ВАКа М. Алиева, азербайджанцы, находящиеся в России, заинтересованы в укреплении двусторон-

них российско-азербайджанских отношений и делают все со своей стороны, чтобы традиционные исторические связи двух народов приобрели необратимый характер. Руководство ВАКа поддерживает тесные связи с властями в Азербайджане. Конгресс является основной структурой, связывающей государственную власть Баку с российскими азербайджанцами, что накладывает на ВАК дополнительные задачи: «общение» с государственными и политическими деятелями России, ведение информационной работы в российских СМИ, где время от времени появляются разного рода публикации с националистическим оттенком. Задача ВАК - в том числе противостоять такой пропаганде, укреплять межнациональный диалог и взаимопонимание. Не случайно Комитет по делам национальностей Государственной думы Федерального собрания России подписал в феврале 2003 г. с ВАК Соглашение о взаимном сотрудничестве. В октябре 2004 г. Второй съезд ВАК открывали в Москве два президента - Ильхам Алиев и Владимир Путин. Говоря о конгрессе, Ильхам Алиев подчеркнул, что он выполняет стратегическую для Азербайджана задачу: «Мы убедились в большом потенциале этой организации». Президент обратился и к новому поколению, которое должно «продолжить личные чувства, симпатию и дружбу наших народов». Последнее относится и к российской молодежи, к тем, кто находится под влиянием националистов. Заслугой ВАК в 2005 г. считается эффективная кампания против антикавказских предвыборных роликов партии «Родина». ВАК одним из первых поднял вопрос о недопустимости таких выпадов. Затем эта линия была поддержана и российскими властями, вполне осознающими, что разжигать межнациональное недоверие и вражду в такой многонациональной стране, как Россия, - все равно что играть со спичками на бензоколонке.

2. Среди других организаций, объединяющих азербайджанскую диаспору, следует упомянуть Федеральную национально-культурную автономию азербайджанцев России (ФНКА АЗЕРРОС), общество «Очаг» («Оджаг»). По сведениям представителя азербайджанского Госкомитета по работе с соотечественниками за рубежом, в России официально зарегистрировано 150 общественных организаций, учрежденных азербайджанцами, из них 100-110 - действующие. Из всех этих организаций выделяются именно ВАК, имеющий отделения более чем в 70 регионах России, и ФНКА - 24 региональных отделения.

Власти Азербайджана хорошо понимают значимость политической и финансовой поддержки своей диаспоры, которая может быть использована для решения внешнеполитических задач, стоящих перед Азербайджанской Республикой. В определенные моменты сильная диаспорная структура может выступить неформальным проводником между политическими элитами страны пребывания и исторической родины. Для этого азербайджанским властям необходимо консолидировать многочисленные разрозненные диаспорные организации и создать вертикально-интегрированную структуру. В 2001 г. в Баку прошел I съезд азербайджанцев мира (II съезд состоялся в марте 2006 г.), а в 2002 г. для налаживания контактов с азербайджанцами, проживающими за рубежом, в Азербайджане был создан Государственный комитет по работе с соотечественниками, проживающими за рубежом. В Баку планируется создать Институт диаспоры, в котором бы разрабатывалась концепция организации и управления диаспорой.

Помощь Баку зачастую ограничивается косвенной статусной поддержкой: финансовых средств на собственные программы развития диаспорных организаций в азербайджанском бюджете не предусмотрено. С одобрения азербайджанских властей финансовую помощь диаспоре посредством ВАКа осуществляет группа крупных предпринимателей: Вагит Алекперов, Фархад Ахмедов, Арас Агаларов, Искендер Халилов (вице-президент «ЛУКойла»), Тельман Исмаилов (холдинг «ACT», ресторан «Прага», «Военторг»), Эльман Байрамов (ЗАО «Мосазервинзавод»). Их усилиями создаются новые рабочие места для диаспоры. Успешно решаются текущие проблемы возникающих конфронтаций азербайджанских предпринимателей с органами МВД, организуется правовая поддержка нелегалам, финансовая - малоимущим.

Как показывает практика, деятельность азербайджанских организаций пока еще не доходит до всех групп новоприбывших иммигрантов. Проблема в том, что до сих пор не обозначилось желание встречного движения от азербайджанских иммигрантов в России к своим организациям и от организаций к самым низам, к улице. В Москве, в местах скопления азербайджанских групп (рынки, уличные павильоны, ларьки у метро), не все знают об этих общественных организациях, о том, что туда можно обратиться за помощью. При ответе на вопрос: «Имеете ли Вы хоть какие-

нибудь контакты с этими организациями?» положительно ответили только 21% азербайджанцев, недавно прибывших из Азербайджана. А главное - национально-культурные организации подчас однобоко понимают задачи диаспоры, пытаясь усиливать исключительно статусный или элитный уровень своего влияния внутри политической жизни России. Задача важная, но не самоценная. В России идут процессы политической самоидентификации нового поколения (20-25-летних) российских азербайджанцев.

Положение находящихся в России азербайджанцев (большинство из которых являются временными трудовыми мигрантами) имеет большое значение для социальной и экономической сферы Азербайджанской Республики. Денежные переводы азербайджанцев из России в 90-е годы влияли на жизненный уровень азербайджанского населения больше, чем иностранные инвестиции (так как эти средства, объем которых был сопоставим с иностранными инвестициями, шли напрямую семьям, в то время как большая часть инвестиций зарубежных корпораций использовалась на закупку импортного оборудования и оплату иностранных специалистов). Однако в последние годы можно отметить некоторый спад иммиграции азербайджанцев, что связано в первую очередь с улучшением экономической ситуации в республике.

Наличие значительного количества временных трудовых мигрантов в России оказывает влияние на выработку политического курса азербайджанского руководства в отношении России. Подобное суждение было высказано и в выступлении президента Владимира Путина в феврале на открытии Года России в Азербайджане: «Мы прекрасно отдаем себе отчет и исходим из того, что развитие межгосударственных связей в комплексе не может не учитывать фактора диаспоры, который в сегодняшних условиях играет прогрессивную роль». Так что нам просто суждено жить и работать вместе. Притом - дружно.

«Известия», М., 30 марта 2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.