Научная статья на тему 'Азербайджан в евразийской геополитической структуре на рубеже XIX-XX веков'

Азербайджан в евразийской геополитической структуре на рубеже XIX-XX веков Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
188
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕОПОЛИТИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА / КАСПИЙСКИЙ РЕГИОН / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС / ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Айбетов Альберт Нариманович

В статье раскрываются значение и перспективы вступления Азербайджана в евразийское геополитическое сообщество, освещаются внутренние и внешние факторы развития республики в постсоветский период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Азербайджан в евразийской геополитической структуре на рубеже XIX-XX веков»

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 93(471.67)

АЗЕРБАЙДЖАН

В ЕВРАЗИЙСКОЙ ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЕ

НА РУБЕЖЕ XIX-XX ВЕКОВ

© 2°°8 Айбетов А.Н.

Дагестанский государственный педагогический университет

В статье раскрываются значение и перспективы вступления Азербайджана в евразийское геополитическое сообщество, освещаются внутренние и внешние факторы развития республики в постсоветский период.

The article touches upon the role and prospects of entering Azerbaijan the European-Asian geopolitical society. It is also discussed internal and external criteria of the Republican development in the post soviet period.

Ключевые слова: геополитическая структура, каспийский регион, национальный интерес, государственность.

Key words: geopolitical structure, Caspian region, national interest, state organization.

В раскладе сил вокруг Каспия, по мнению многих аналитиков,

определяющую роль играет

Азербайджан. Он не только обладает большими углеводородными ресурсами, но и занимает весьма выгодное положение на пути транспортировки нефти, газа с территории всего

Каспийского бассейна в западном направлении.

Определяющее значение для судеб азербайджанской государственности

имеет вывод национальной экономики из тяжелейшего системного кризиса на путь устойчивого развития, структурной трансформации экономики на принципах рынка и свободной конкуренции. Это весьма сложная и многоплановая

проблема, требующая самостоятельного исследования. Здесь важно

сконцентрировать внимание читателя на вопросах, имеющих непосредственное

отношение к азербайджанским

геополитическим перспективам.

Экономика советского Азербайджана характеризовалась довольно развитой промышленной базой. Помимо нефтедобычи, работали

металлургические и

нефтеочистительные заводы,

производились минеральные удобрения, горюче-смазочные материалы,

гербициды, синтетический каучук. Широко была развита легкая

промышленность, представленная

главным образом хлопчатобумажными, шерстяными, обувными фабриками. Сельское хозяйство производило продукцию не только для обеспечения населения самой республики, но и для вывоза в другие регионы СССР. С первых же дней приобретения независимости характерными приметами экономики Азербайджана стали

свертывание капитального

строительства, замедление научнотехнического прогресса, разрыв экономических связей с бывшими

советскими республиками. Почти во всех отраслях - спад производства,

дезорганизованность потребительского рынка, расстройство финансовой

системы. Простаивали мощности в

машиностроении, были остановлены многие нефтехимические и химические предприятия. Особенно сильное падение производства наблюдалось в топливном, металлургическом и

машиностроительном комплексах,

строительной индустрии, химической и нефтехимической, легкой и пищевой промышленности. В результате в 1995 году объем промышленного

производства опустился до 72% от уровня 1990 года [7. С. 14]. В данной связи необходимо отметить, что Республика Азербайджан не избежала тенденции к деинструализации,

характерной и для двух других закавказских республик, хотя здесь благодаря нефтяной отрасли эти тенденции менее заметны. Косвенным показателем этого является следующий факт. Азербайджанцы в начале XX века занимали второе место после русских среди городского населения

Азербайджана. В советский период резко увеличился поток азербайджанцев в города, и в 1959 году они составляли уже 51% городского населения [7. С. 16]. В 1970 году общая численность городского населения в Азербайджане впервые оказалась выше, перешагнув отметку 50%. Эта тенденция осталась неизменной и в последующие годы. В итоге перепись 1989 года зафиксировала преобладание в Азербайджане городского населения - 53,9% против 46,1% в сельских районах. Причем 77% городского населения республики составляли азербайджанцы, в то время как русские - 10%.

С начала 90-х годов наблюдаются, хоть и не столь заметно, обратные тенденции сокращения численности городского и роста численности сельского населения [2. С. 102]. В

настоящее время особо важное значение для оздоровления азербайджанской экономики имеет финансовая и техническая помощь Запада.

Азербайджан уже получил сотни миллионов долларов от нефтяных проектов. Показателем серьезных трудностей стала внешняя

задолженность Азербайджана, которая возросла в 6 раз, а внутренний долг вдвое превысил объем ВВП [4. С. 37].

С середины 90-х годов в Азербайджане наблюдаются

положительные тенденции к замедлению темпов негативных процессов в экономике и социальной сфере,

увеличению добычи нефти,

стабилизации курса маната по отношению к доллару, что свидетельствует о постепенном выходе экономики из состояния коллапса. По официальным данным, 1997 год стал переломным в ходе экономических реформ. Считается, что в республике достигнута экономическая стабильность.

Рост ВВП составил 5,8% против 1,3% в 1996 году. По отчету Министерства экономики Азербайджана, в 1997 году имел место рост производства 19 из 26 важнейших видов продукции, в том числе в нефтеперерабатывающей промышленности, металлургии,

деревообработке, производстве стекла и ряде других отраслей [3. С. 38].

Экономический потенциал

Азербайджана не сводится к одним только нефтересурсам. Азербайджанские эксперты оценивают запасы золота в Азербайджане более чем в 1000 т, что превышает известные запасы Грузии и Армении, вместе взятые. При

содействии ЕС осуществляются реорганизация и модернизация отраслей промышленности, связанных с

энергетикой, а также крупных нефтехимических комплексов. Большие экспортные возможности Азербайджана связываются с агропромышленным потенциалом. По мнению местных наблюдателей, ориентация на экспорт продукции таких отраслей, как

хлопководство, плодоводство,

виноградарство, способна обеспечить значительные валютные поступления. Республика в состоянии добиться самообеспечения в сахаре, чае и зерне. Ощутимый приток валюты может

способствовать развитию туризма [5. С.

9].

Азербайджан стремится использовать также свой значительный транзитный потенциал. Так называемый «кавказский транспортный коридор», который проходит по территории республики, может превратить ее в центр международной торговли. Несомненно, в Азербайджане аграрная реформа является одним из приоритетных направлений рыночных преобразований. Во исполнение утвержденных законов разработана и принята Государственная программа аграрной реформы. Определенную помощь в реализации аграрной реформы сельского хозяйства Азербайджану оказывают западные страны. Так, между Европейской комиссией и Азербайджаном подписан меморандум о выделении фермерским хозяйствам республики, занятым производством зерна, кредита из средств Партнерского фонда в размере 16 млн долларов. В целом Азербайджан осуществил ряд стратегически важных преобразований в сельскохозяйственном секторе, которые призваны расширить возможности Азербайджана

самостоятельно обеспечивать себя продовольственными товарами,

создавать условия для развития рынка в зерновом секторе, совершенствовать системы предоставления

сельхозкредитов. Однако с некоторой долей осторожности надо подходить к оценке официальных данных, с которыми не все обстоит гладко в большинстве постсоветских стран. Рост ВВП продукта произошел главным образом за счет нефтедобычи. Для серьезной перестройки экономики

потребуются крупные инвестиции,

которые можно обеспечить лишь с помощью иностранных

капиталовложений. В этой связи следует отметить, что по объёму иностранных капиталовложений Азербайджан

опережает большинство стран СНГ. При этом львиная доля - до 90% приходится на нефтедобывающую отрасль. Главными составляющими экономики Азербайджана являются нефть и торговля. 75% доходов государственного бюджета дает нефтяная отрасль, остальные 25% поступают из торговли, таможенных пошлин и других

налоговых сборов, и всего лишь 5% - от

сельского хозяйства и промышленности. Нефтяной бизнес определяет основные векторы как внутренней, так и внешней политики Азербайджана. Именно так называемая «нефтяная дипломатия» способствовала привлечению к Азербайджану интереса

международного сообщества. В этом плане как внешняя, так и внутренняя политика Азербайджана подвержена сильному влиянию конъюнктурных колебаний цен на это сырье на мировых рынках и на ход переговоров по вопросу

о выборе маршрутов транспортировки углеводородных ресурсов и их финансирования. Этим объясняется чрезмерная политизация всех проблем, связанных с добычей и

транспортировкой углеводородных

ресурсов [4. С. 11]. Официальные власти Азербайджана стремятся приблизить страну к уровню новых индустриальных стран. При этом все надежды и перспективы связываются с нефтью. В рамках такой установки руководство страны планирует довести нефтедобычу с 35 млн т. в 2005 году до 60 млн т. - в 2010 году [5. С. 34].

Одновременно сокращается доля готовой продукции - холодильников, кондиционеров и т. д. При этом в настоящее время 80-90% товаров на потребительском рынке составляет импорт. Импортируются в основном продовольственные товары. Основная масса населения занята торговлей, где хоть что-то можно заработать. Таким образом, рано говорить о том, что названные ранее положительные тенденции привели к серьезным сдвигам в материальном благосостоянии широких слоев населения. Продолжает расти число безработных, что делает социально-экономическую ситуацию в республике взрывоопасной. В настоящее время жизненный уровень населения поддерживается только в Баку. В провинции пока ощутимых признаков экономического роста и улучшения жизни не наблюдается. Далеко идущие последствия для перспектив

экономического развития Азербайджана могут иметь миграционные процессы, серьезно сказывающиеся на

демографической структуре населения. За период с 1989 по 1997 год из Азербайджана выехало около 330 тыс. армян и более 220 тыс. русских. Но

особенно важное значение с данной точки зрения имеет выезд за пределы республики различных категорий самого азербайджанского населения. По разным данным, в настоящее время только в России нашли пристанище от 1,5 до 3 млн. граждан Азербайджана. По мнению многих наблюдателей, сейчас более 60% населения Азербайджана живет за счет средств, зарабатываемых в России. В случае ухудшения российско-азербайджанских отношений могут возникнуть негативные последствия для Азербайджана. С введением визового режима между двумя странами появится необходимость выезда из России азербайджанских граждан, которые не имеют российской визы. Как следствие -сужение или даже исчезновение важного источника их доходов и чрезмерно перегруженный рынок рабочей силы республики. Соответственно,

усиливаются безработица,

дестабилизация общественнополитической ситуации и

крупномасштабные потрясения в стране. Незаживающей раной для

национального самосознания

азербайджанского народа стали

последствия карабахского конфликта:

фактическое отделение и объявление независимости Нагорного Карабаха (в настоящее время Азербайджан не контролирует до 20% своей территории), большое число беженцев. Весьма трудной остается также проблема коммуникаций между Азербайджаном и Нахичеванью, отделенной от него Арменией. Газопровод, линии электропередачи, линии сообщения, проходившие через армянскую территорию, оказались полностью

блокированными, а попасть в Баку из Нахичевани можно только через территорию Ирана. Негативно

сказываются на экономике

Азербайджана непосильное бремя расходов, материальные потери и беженцы, связанные с карабахским конфликтом. По утверждению азербайджанских властей, число беженцев в республике составляет около

1 млн человек [7. С. 29]. На 8 млн населения страны это слишком большая нагрузка, особенно если учесть, что значительная часть азербайджанских граждан живёт и работает в России. О необходимости решать проблему

беженцев говорит и тот факт, что при правительстве страны создан Государственный комитет по работе с беженцами и вынужденными

переселенцами, председатель которого имеет ранг вице-премьера.

Представляется неубедительным

списывать на карабахский конфликт, как это делается до сих пор, все серьезные социальные и экономические тяготы и бедствия, испытываемые населением.

Слабая экономика, нерешенность карабахской проблемы и ряд других серьёзных вопросов затрудняют шансы руководства республики самостоятельно выбраться из сложившейся ситуации. В этом отношении не прибавляет оптимизма и тот факт, что в феврале 2000 года эксперты Международного валютного фонда заявили о своем намерении отказать Азербайджану в выделении последнего транша кредитов [3. С. 113]. Дело в том, что по соглашению с МВФ, подписанному в ноябре 1999 года, правительство Азербайджана взяло на себя обязательство выполнить ряд условий фонда. Речь шла, в частности, о проведении международного аудита Государственной нефтяной компании Азербайджана (ГНКАР) за последние три года. По результатам аудиторской проверки руководство МВФ выразило своё недовольство финансовой деятельностью ГНКАР. По мнению аналитиков, ГНКАР оказалась в трудном финансовом положении в результате хищения огромного количества нефти некоторыми руководителями этой компании. К тому же правительство Азербайджана не справилось с поставленной МВФ задачей

объединения крупнейших банков республики - Сберегательного, Промышленно-инвес-тиционного и Агропромышленного, находящихся в тяжелом финансовом положении [3. С. 114]. Для предпринимателей порой создаются условия, при которых успех или неудача экономической

деятельности зависят от личных связей с властными структурами. Эффективность и результативность реформ, цели формирования действительно рыночной экономики приносятся в жертву политической целесообразности

достижения и сохранения стабильности в обществе. Самой большой своей

заслугой руководство республики считает обеспечение общественнополитической стабильности и укрепление государственной

независимости. Руководившему страной в конце 90-х годов Гейдару Алиеву действительно удалось стабилизировать социальную и политическую ситуацию в стране. Эти успехи не без оснований ассоциируются с личностью президента Г. Алиева. И действительно, нужно признать, Г. Алиеву удалось в целом умиротворить этнонациональные

движения талышей и лезгин и избежать расчленения страны, балансируя на грани войны, добиться перемирия с Арменией и Нагорным Карабахом, пресечь все попытки силового давления на власти со стороны тех или иных политических сил, устранить с политической арены вооружённую оппозицию. Важнейшим показателем полного суверенитета любого государства является его способность осуществлять контроль над всей своей территорией и всеми проживающими на ней гражданами. Здесь определяющая роль принадлежит армии, пограничным войскам и правоохранительным органам. В этом плане заслугой Г. Алиева следует считать то, что он прежде всего консолидировал и укрепил

дезорганизованные и

сверхполитизированные правоохранительные органы. К этому времени фактически разгромленная в карабахской войне и деморализованная национальная армия оказалась не в состоянии выполнять свои основные функции по защите государства от внутренних и внешних опасностей. При всём дефиците необходимых средств и ресурсов Г. Алиев сосредоточил усилия по формированию и укреплению вооружённых сил страны. Согласно официальным данным, в 1998 году военный бюджет был определен в объеме 463,1 млрд манат (примерно 116 млн долл.), что соответствует 12% госбюджета и 3% ВВП [3. С. 115]. Как показал опыт карабахской войны, слабым звеном азербайджанской армии являлось наличие в ней значительного контингента из числа представителей национальных меньшинств: лезгин,

курдов, аварцев и других народностей, которые при определенных условиях не подчинялись своим командирам. Гейдар

Алиев, находясь на посту президента, всячески добивался, чтобы мировое сообщество рассматривало Азербайджан как часть современного

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

цивилизованного мира. Для

Азербайджана принципиальное значение имеет признание его международным сообществом демократическим

государством. Будучи в значительной степени зависим от западных

инвестиций и помощи, Баку не может позволить себе игнорировать

политический подход. В этом плане для него крайне важно добиться принятия в Совет Европы, что фактически невозможно без соблюдения в стране элементарных демократических норм. Поэтому неудивительны претензии

Азербайджана на вступление в ОБСЕ, сотрудничество с Советом Европы и НАТО, развитие взаимовыгодных связей с США и западно-евро-пейскими странами. С самого начала Азербайджанская Республика

провозгласила курс на создание демократического государства и формирование демократического

общества. В Конституции республики, принятой 12 ноября 1995 г., зафиксированы общепризнанные в мире принципы, ценности и нормы политической демократии, такие, как разделение властей, многопартийность, права и свободы граждан и т. д. Правда, они не всегда в должной мере реализуются на практике. Важным достижением следует считать в Азербайджане существование

многопартийной системы, несмотря на то, что во многом утвердившийся в республике партийно-политический плюрализм носит витринный характер. По существующим данным, к началу 1998 года в стране насчитывалось более 60 партий, в том числе более 30 официально зарегистрированных [1. С. 62]. Даже оппозиция вынуждена признать, что политический режим в Азербайджане не является

диктаторским. Не кто иной, как сам А. Эльчибей, подчеркнув авторитарный характер правления Г. Алиева, тем не менее констатировал, что в

Азербайджане «есть свободная пресса, независимое телевидение. Есть независимые партии» [3. С. 119].

Приступая к анализу геополитических перспектив Азербайджана, необходимо

выделить ключевой момент, а именно -место Азербайджана во

внешнеполитической стратегии Запада.

В связи с провозглашением независимости Азербайджана

представители крупных нефтяных компаний, высокопоставленные

лоббисты, правительственные делегации со всего мира зачастили в эту страну с целью обеспечить себе доступ к энергетическим ресурсам. Интерес к углеводородным ресурсам Каспия придает дополнительный стимул к участию Запада в политических процессах региона.

По линии ООН, ОБСЕ страны Запада участвуют в урегулировании

межэтнических и территориальных конфликтов на Кавказе. Эти государства поддерживают территориальную

целостность Азербайджана. Особенно большую активность в регионе проявляют США. В Вашингтоне побывал с официальным визитом Президент Азербайджана Г. Алиев. Американцы всеми способами стремятся закрепить свое влияние на лидеров бывших советских республик. Это, в частности, проявилось в отношении Г. Алиева во время его визита в Вашингтон летом 1997 года. Целый ряд многообещающих документов был подписан Азербайджаном с

американской стороной. Среди них особо выделялись четыре новых контракта с корпорациями «Эксон», «Шеврон». Показательно и то, что Г. Алиева встречали весьма известные американские деятели из предыдущих администраций США: госсекретарь

США А. Хейг, советник президента по национальной безопасности З. Бзежинский, министр обороны Р. Чейни и другие не менее влиятельные фигуры [6. С. 27]. Государственный секретарь при президенте Дж. Буше Дж. Бейкер утверждал, что «Каспий - это не экономическая и не геологическая или техническая проблема. Это

геополитическая проблема

первостепенной важности» [3. С. 122]. В январе 1997 года американская администрация заявила о том, страны Закавказья и Азербайджан в частности имеют важное политическое и экономическое значение для США. По имеющимся данным, разработкой «каспийской стратегии» Вашингтона

занимаются несколько сот специалистов в администрации президента, конгрессе и научно-иссле-довательских центрах США.

С их участием проводятся разного рода конференции, семинары, слушания, призванные содействовать определению наиболее эффективных путей и методов реализации политического курса в этом регионе [1. С. 65]. Расширению и

укреплению позиций США в регионе способствует присутствие здесь разного рода активно действующих

американских неправительственных

фондов и организаций, таких, например, как Фонд Сороса, Американский

национальный демократический

институт, Фонд партнерства и др. Немаловажна роль располагающихся в регионе международных финансовых учреждений и организаций. В январе 1995 года совместными усилиями

Азербайджано-Американского общества и Техасского международного образовательного консорциума (ТМОК) в Баку основан и функционирует Американский университет. Три

четверти преподавателей консорциума состоят из преподавателей

Американского университета в Баку, включая ректора. Большое значение как руководство США, так и американские нефтегазовые корпорации придают строительству Евроазиатского

транспортного коридора. Одновременно американцы проявляют активность и в других сферах. Так, 20 августа 1997 г. в Баку при участии президента Азербайджана Г. Алиева между Главой госкомпании «Азергызыл» М.

Мамедовым и президентом

американской компании «Ар ви инвестмент групп» Р. Везери был подписан контракт на разведку и разработку полиметаллических руд 9 месторождений, общие запасы которых оцениваются в 400 т золота, 2,5 тыс. т серебра и 1.5 млн т меди. На эти цели предусматривалось инвестирование 500 млн долл. Согласно условиям проекта 40% от всех расходов будет вложено американской компанией [1. С. 68]. Американские компании пытаются активно использовать возросшие возможности в регионе для реализации своих интересов, зачастую без учёта интересов Москвы.

Даже если реальный ресурсный потенциал региона окажется

завышенным, не соответствующим

заявленным прогнозам, американские компании идут на заключение крупных контрактов с прикаспийскими странами, надеясь обеспечить себя

энергоресурсами на многие десятилетия. Было бы не совсем логично представлять дело таким образом, что официальный Вашингтон может проводить в регионе по своему усмотрению любую политику. В ряде случаев сдерживающим фактором реализации того или иного курса в отношении отдельных постсоветских государств является столкновение различных интересов

внутри самих США. Об этом свидетельствует, например, принятие конгрессом США в 1992 году поправки № 907 к Акту о защите свободы в связи с карабахским конфликтом,

предусматривающей запрет на оказание финансовой помощи Азербайджану по государственной линии. Считается, что принятие этой поправки стало возможным вследствие мощной

лоббистской деятельности сравнительно влиятельной армянской диаспоры. Эта поправка стала одним из факторов, способствующих отчасти сдерживанию политического сближения Азербайджана и США. Попытка Госдепартамента и американского нефтяного лобби добиться от конгресса отмены этого закона не увенчалась успехом. Но тем не менее уже в 1997 году в нее был внесен ряд исключений, позволяющих предоставление помощи Азербайджану по отдельным программам. Еще два исключения были внесены также при принятии Закона об ассигнованиях на помощь иностранным государствам на 1997-1999 финансовый год. В результате ограничения, налагаемые поправкой № 907, сохраняют силу лишь в отношении прямой экономической и военной помощи правительству Азербайджана [3. С. 374]. Определенную активность, хотя и меньшую по сравнению с США, в Закавказье проявляют страны - члены Европейского Союза, рассматривая Закавказье и Азербайджан в частности не только как стратегически важный рынок энергоносителей, но и своеобразный плацдарм,

обеспечивающий непосредственный выход к ресурсам Каспийского моря, Центральной Азии и Ирана. В мае 1998 года было принято решение о предоставлении республикам Закавказья

гуманитарной помощи на общую сумму 9,6 млн евро, из которых Азербайджан получил 4,1 млн [6. С. 30]. Большие надежды в Азербайджане возлагаются на реализацию проектов программы ТЛ818. Определённую помощь эта программа уже оказывает развитию малых и средних предприятий, особенно тем, которые стремятся выйти на международный рынок. Так, в ее рамках в 1996 году специально для Азербайджана были разработаны и осуществлены инициативы по оказанию помощи беженцам, восстановлению системы распределения энергии, модернизации сектора, содействию развития частного сектора в сельском хозяйстве, консультативной помощи в правовых вопросах относительно нефтяных ресурсов страны и разработке рекомендаций по правовому статусу Каспия. Азербайджану оказывается содействие в подготовке экономических кадров, в частности, работников центрального банка и коммерческих банков по всем аспектам современных банковских систем, а также в создании рабочих мест. Под патронажем ЕС ведется работа по реорганизации и укреплению местной администрации, совершенствованию работы

государственной службы по

трудоустройству населения. Со своей стороны Азербайджан все свои надежды на дальнейшее расширение и укрепление связей с Западом возлагает на использование своих углеводородных ресурсов и транспортных

коммуникаций. Довольно активно развиваются связи западных стран с закавказскими государствами, особенно с Азербайджаном, по линии военного сотрудничества. Военно-стратегическая важность Каспийского региона определяется также его близостью к зоне Персидского залива и таким ключевым странам этой зоны, как Иран и Ирак. Предлагаются и реализуются программы подготовки офицеров из Азербайджана в западных учебных заведениях,

осуществляются взаимные визиты высших офицеров. Наибольший интерес со стороны НАТО проявляется к сотрудничеству с Азербайджаном.

Со своей стороны Баку приветствует растущий интерес НАТО к своей стране, возлагаются надежды, что сближение с НАТО поможет ему быстрее интегрироваться в европейские

структуры. В последние годы в Азербайджане всё настойчивее

раздаются голоса в пользу вступления в НАТО и размещения на территории этой страны военных баз как самого альянса, так и США. Для руководства Азербайджана характерно стремление решить свои внутренние проблемы с помощью внешних сил. Когда не удаётся достичь этой цели с помощью России, руководство Азербайджана обращает свой взор к Западу, вынашивая планы вступления в НАТО и приглашая руководство этой военно-политической организации создать на своей территории военные базы. Одной из важнейших причин, подталкивающих Азербайджан в сторону Запада, является не только бывший СССР, но и призраки империй прошлого -Персидской, Османской, Российской, для которых эта республика служила разменной монетой в большой геополитической игре. Для

Азербайджана внешнеполитическая ориентация - это в значительной степени проблемы

внутриполитические, определяемые прежде всего приоритетами

формирования национальной

государственности.

Такая установка рассматривается Баку как кратчайший путь к решению социальных, экономических и

оборонных вопросов. Представляется, что главная причина приглашения НАТО создать свои военные базы в Азербайджане лежит не столько в оборонной, сколько в сугубо геополитической сфере. Стремление Азербайджана присоединиться к НАТО диктуется желанием

освободиться от чрезмерных военных расходов и создать благоприятный климат доверия, способствующий реализации трудных экономических и политических реформ. Для

Азербайджана вступление в НАТО -это решение вопроса об интеграции в экономические и политические структуры Европы. Так, в обоснование возможности и целесообразности размещения на территории

Азербайджана военной базы США, Турции или НАТО министр обороны С. Абиев приводил довод:

«Азербайджан осознает себя составляющим элементом новой Европы и намерен использовать все возможности для активизации своей роли в интеграционных процессах, в частности в деятельности структур безопасности» [3. С. 382]. Баку в

НАТО видит силу, опираясь на которую можно обеспечить

территориальную целостность своей страны.

Для определённых политических сил в республике характерны откровенная демонстрация сближения с западными странами, заявления и даже угрозы о вступлении в НАТО или размещении на своей территории натовских или иных иностранных военных баз, которые служат своего рода козырной картой в политической игре с Россией.

Государственный советник

Азербайджана по внешнеполитическим вопросам В. Гулузаде, например,

заявлял: «Если Россия не заинтересована в появлении натовских баз, то она должна сделать определенные выводы и в корне изменить свою политику в

Закавказье» [1. С. 72]. Подобные

заявления, несомненно, имеют своими адресатами также руководителей

западных стран, которым Азербайджан стремится дать понять, что Баку готов к расширению военного сотрудничества с НАТО и фактор России не является более сдерживающим на пути такого сотрудничества. Дело представляется таким образом, что в условиях, когда Россия осуществляет прямые поставки оружия в Армению и углубляет военное сотрудничество с этой страной, Азербайджан тем самым будто

вынуждают пойти на военное

сотрудничество с Турцией и США. Так, в противовес российско-армянскому военному сотрудничеству ряд официальных лиц Азербайджана выступили с предложением о передислокации военной базы США «Инджирлик» из Турции на свою

территорию, конкретно на Апшеронский полуостров, на место бывшей военной базы ВВС. В. Гулузаде также не исключил возможности совместного использования с западными партнерами и других военных объектов. Рассуждая в том же духе, С. Абиев утверждал, что Азербайджану «надо срочно

восстанавливать нарушенный Арменией военно-стратегический баланс» [3. С. 384]. Пытаясь реализовать эти

установки, в декабре 1999 года Азербайджан официально представил на рассмотрение руководства НАТО проект создания в Баку информационного центра. В марте 1999 года состоялся визит в Баку представителей военной делегации США, в состав которой входила группа высокопоставленных

сотрудников Пентагона для переговоров с президентом Азербайджана,

руководством Министерства обороны и МИД республики. В феврале 2000 года в Баку побывала делегация НАТО во главе с заместителем начальника штаб-квартиры НАТО в Юго-Восточной Европе генерал-майором турецких вооруженных сил Р. Дурусой, цель которой состояла в выяснении

возможностей и готовности

Азербайджана к проведению масштабных военных учений. Нельзя не обратить внимания и на тот факт, что Г. Алиев продемонстрировал свою прозападную позицию, открыто

поддержав военные действия НАТО против Югославии. К идее размещения в стране иностранных военных баз с определенными оговорками

положительно относится и оппозиция Азербайджана. Так, на вопрос о том, как он относится к информации о

размещении на Апшеронском

полуострове военной базы НАТО, Эльчибей ответил отрицательно. Но, продолжал он, если ожидается угроза суверенитету и территориальной

целостности Азербайджана со стороны Армении, Ирана и России, то тогда проблема будет выглядеть по-другому: «Когда со стороны России, Армении и Ирана грозит опасность суверенитету Азербайджана, то мы вынуждены бежать к НАТО, Америке и просить помощи» [3. С. 385]. Что касается размещения на территории закавказских республик и в Азербайджане в частности военных баз НАТО Россия просто не может не воспринять это как прямой вызов ее национально-государственным интересам. Поэтому естественно, что Москва, особенно после осложнения отношений с НАТО в свете косовского кризиса, болезненно реагирует на сближение закавказских стран с этим военным блоком. Выразилось это в том, что в марте 1999 года Государственная Дума РФ проявила серьезную озабоченность в связи с высказываниями некоторых политиков Азербайджана о возможности размещения на его территории военных баз НАТО. В целом желание Баку вступить в НАТО вряд ли найдет горячий отклик в руководстве этого альянса. И это вполне объяснимо, если учесть, что приём Азербайджана создаст для руководства НАТО весьма сложные проблемы. Речь идет прежде всего о неизбежном резком обострении отношений альянса с Россией. В этой

связи американские исследователи А. М. Джаффи и Р. Мэннинг в статье «Миф каспийской великой игры: реальная

геополитика энергоресурсов»

справедливо указывали на опасность того, что нагнетание западными странами во главе с США геополитической конкуренции в регионе составляет угрозу отношениям сотрудничества между Россией и другими великими державами и международной стабильности [6. С. 43]. К тому же НАТО может стать заложником межэтнических конфликтов. Вашингтон, конечно, не прочь играть ключевую роль в урегулировании этнонациональных конфликтов в Закавказье. Но вся проблема состоит в том, что американская дипломатия не особенно любит ввязываться в заведомо проигрышные ситуации. А закавказские конфликты относятся именно к этой категории. Вашингтон прилагает усилия по примирению Армении с Азербайджаном и Турцией, призывая их идти на уступки друг другу.

Но возможности США в этом вопросе весьма ограничены. Нельзя не учитывать тот факт, что расширение НАТО -довольно дорогостоящее мероприятие, связанное с созданием военнотехнической инфраструктуры,

перевооружением армий новых членов по североатлантическим стандартам и т. д. Что может дать отказ от зависимости от России в обмен на зависимость от или иной другой страны, например США, Германии или Японии? Обращает на себя внимание тот факт, что США и другие крупные страны пока не проявляют энтузиазма в отношении Массированной экономической помощи и крупных инвестиций в экономику закавказских государств и в Азербайджан в частности, способных коренным образом изменить ситуацию. Существенное сокращение объёмов иностранной помощи западных стран после окончания двухполюсного миропорядка и холодной войны свидетельствует о том, что эти страны особенно и не хотят, да и не могут предоставить в необходимых объемах экономическую помощь многим государствам одновременно. Даже если они окажут помощь, то она бесконечной быть не может. В качестве постоянного спонсора Европа не выступит. В конечном счете Азербайджану как и другим независимым постсоветским государствам придется выкарабкиваться

из кризиса и ставить свою экономику на рельсы устойчивого развития

самостоятельно. Нельзя забывать, что в Европу пустят лишь в том случае, если той или иной стране есть что ей предложить. Таким образом,

подытоживая вышесказанное, хочется отметить, что при всем том природные богатства Кавказско-Каспийского

региона принадлежат народам самого региона в независимости от того, какую проводят внешнеполитическую

доктрину их правящие круги, здесь находятся прежде всего жизненно важные национальные или иные интересы самих народов этого региона, а уж потом, возможно, и интересы других стран, в том числе и заокеанских.

Примечания

1. Белый А.В. Россия и Западная Европа: геополитические интересы в Кавказско-Каспийском регионе. - М., 1999. 2. Войтоловский Г.К. Ресурсные приоритеты в политике России в

Каспийском регионе. - М., 1999. 3. Гаджиев К.С. Геополитика Кавказа. - М., 2001. 4.

Мерзляков Ю.В. Правовой статус Каспийского моря. - М., 1998. 5. Шмелев Н.П. Страны

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Каспия и Закавказья - государства СНГ: перспективы устойчивого экономического роста. - М., 1999. 6. Чернявский С.И. Западная активность в Закавказье. - М., 1998. 7. Чернявский С.И. Новый путь Азербайджана. - М., 2002.

Статья поступила в редакцию 10.04.08 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.