Научная статья на тему '«АЗ ЕСМЬ ПУТЬ, И ИСТИНА И ЖИЗНЬ»: О НЕПРЕХОДЯЩЕЙ ЦЕННОСТИ ЕВАНГЕЛИЯ И ЖИЗНИ ВО ХРИСТЕ'

«АЗ ЕСМЬ ПУТЬ, И ИСТИНА И ЖИЗНЬ»: О НЕПРЕХОДЯЩЕЙ ЦЕННОСТИ ЕВАНГЕЛИЯ И ЖИЗНИ ВО ХРИСТЕ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Духовная жизнь человека / цель христианской жизни / заповеди Христовы / Spiritual life / the goal of Christian life / commandments of Christ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Серафим Остроумов

В настоящей статье раскрывается, во-первых, мысль, что под Евангелием следует понимать учение Церкви. Мы спасаемся не сами по себе, а как члены Тела Христова — Церкви, поэтому мы должны постоянно прислушиваться к живому голосу древней Церкви, ведь мы и она — единое Тело Христово. Далее показано, что образы Христа: Путь, Истина, Жизнь — неразрывно связаны с Его заповедями. Заповеди Христовы направлены против греховных страстей. Цель же нашей христианской жизни — искоренить страсти и заменить противоположными добродетелями. Вступая в Церковь Христову через святое крещение, мы становимся живыми членами живого Тела Христова, во Христе соединяемся со всеми от века святыми. Христос вселяется в нас, если мы отдаем Ему свое сердце, ум и волю, Он Сам нас наставляет, в нас и через нас исполняет Свои заповеди, ведет нас к совершенству и сподобляет вечной жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

"I AM THE WAY AND THE TRUTH AND THE LIFE": ON THE PERMANENT VALUE OF THE GOSPEL AND LIFE IN CHRIST

This article reveals, firstly, the idea that the Gospel should be understood as the teaching of the Church. We are not saved on our own, but as members of the Body of Christ — the Church, therefore we must constantly listen to the living voice of the Ancient Church, because we and she are the one Body of Christ. Further it is shown that the images of Christ: the Way, the Truth, the Life are inextricably linked with His Commandments. The commandments of Christ are directed against sinful passions. The goal of our Christian life is to eradicate passions and replace them with opposite virtues. Entering the Church of Christ through Holy Baptism, we become living members of the living Body of Christ, in Christ we are united with all the saints of the ages. Christ dwells in us if we give Him our heart, mind and will, He Himself instructs us, fulfills His commandments in us and through us, leads us to perfection and vouchsafes eternal life.

Текст научной работы на тему ««АЗ ЕСМЬ ПУТЬ, И ИСТИНА И ЖИЗНЬ»: О НЕПРЕХОДЯЩЕЙ ЦЕННОСТИ ЕВАНГЕЛИЯ И ЖИЗНИ ВО ХРИСТЕ»

УДК 271.2-55

Игумен Серафим (Остроумов)

Старший преподаватель кафедры церковного богословия Новосибирской православной духовной семинарии

«АЗ ЕСМЬ ПУТЬ, И ИСТИНА И ЖИЗНЬ»: О НЕПРЕХОДЯЩЕЙ ЦЕННОСТИ ЕВАНГЕЛИЯ И ЖИЗНИ ВО ХРИСТЕ

Аннотация. В настоящей статье раскрывается, во-первых, мысль, что под Евангелием следует понимать учение Церкви. Мы спасаемся не сами по себе, а как члены Тела Христова — Церкви, поэтому мы должны постоянно прислушиваться к живому голосу древней Церкви, ведь мы и она — единое Тело Христово. Далее показано, что образы Христа: Путь, Истина, Жизнь — неразрывно связаны с Его заповедями. Заповеди Христовы направлены против греховных страстей. Цель же нашей христианской жизни — искоренить страсти и заменить противоположными добродетелями. Вступая в Церковь Христову через святое крещение, мы становимся живыми членами живого Тела Христова, во Христе соединяемся со всеми от века святыми. Христос вселяется в нас, если мы отдаем Ему свое сердце, ум и волю, Он Сам нас наставляет, в нас и через нас исполняет Свои заповеди, ведет нас к совершенству и сподобляет вечной жизни.

Ключевые слова: Духовная жизнь человека, цель христианской жизни, заповеди Христовы. Hegumen Seraphim (Ostroumov)

| Senior Lecturer, Department of Church Theology, Novosibirsk Orthodox Theological Seminary

"I AM THE WAY AND THE TRUTH AND THE LIFE": ON THE PERMANENT VALUE OF THE GOSPEL AND LIFE IN CHRIST

Abstract. This article reveals, firstly, the idea that the Gospel should be understood as the teaching of the Church. We are not saved on our own, but as members of the Body of Christ — the Church, therefore we must constantly listen to the living voice of the Ancient Church, because we and she are the one Body of Christ. Further it is shown that the images of Christ: the Way, the Truth, the Life are inextricably linked with His Commandments. The commandments of Christ are directed against sinful passions. The goal of our Christian life is to eradicate passions and replace them with opposite virtues. Entering the Church of Christ through Holy Baptism, we become living members of the living Body of Christ, in Christ we are united with all the saints of the ages. Christ dwells in us if we give Him our heart, mind and will, He Himself instructs us, fulfills His commandments in us and through us, leads us to perfection and vouchsafes eternal life.

Keywords: Spiritual life, the goal of Christian life, commandments of Christ.

Господь Иисус Христос, совершив дело нашего Искупления, перед Своим Вознесением обетовал Своим ученикам, а в их лице верующим всех времен: «... и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф. 28,20).

По объяснению архимандрита Алипия (Кастальского-Бороздина), «Христос раз и навсегда открыл верующим все необходимое для их спасения. Он возвестил Апостолам «все, что слышал от Отца» (Ин. 15,15). Святой Дух, сошедший на Апостолов в день Пятидесятницы, не сообщил им какого-то нового откровения, а только напомнил им то, чему ранее учил Христос. Дух Истины наставил учеников на всякую Истину (Ин. 14,26). Апостолы, в свою очередь, возвестили Церкви «всю волю Божию» (Деян. 20,27)» [2, с. 28]. По словам свя-

щенномученика Иринея Лионского, «Апостолы, как богач в сокровищницу, вполне положили в Церковь все, что относится к истине, и вверили ее епископам» (Цит. по: 2, с. 28). Дух Святой, наставлявший апостолов, по обетованию Спасителя, пребудет с верными вовек (Ин. 14,16). В Церкви, по словам епископа Сильвестра (Малеванского), «...непрерывно живет по своему существу то же религиозное сознание, какое лежало в основе жизни Христиан первенствующей Церкви, равно как не прерывается и тот дух веры, которым прониклись они и руководились в уразумении истин веры» (Цит. по [2, с. 29]).

Далее, по объяснению архимандрита Алипия, «.в силу полноты Откровения, данного во Христе, и в силу тождественности опыта Святых всех эпох, никаких новых Откровений или новых вероучительных истин, неизвестных Церкви, не может появиться.» [2, с. 29]. «Если бы даже мы или Ангел с Неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Гал. 1,8).

Архиепископ Никон (Рождественский) объясняет: «Прежде всего помни, что ты спасаешься не сам по себе, не как отдельный человек, якобы имеющий непосредственный доступ к своему Спасителю, а только как член тела Его — Церкви, спасаешься в Церкви и через Церковь. Блаженный Августин говорит: «Спасается только тот, кто имеет главою Христа, а имеет главою Христа лишь тот, кто находится в Его теле, которое есть Церковь» [11, с. 490-491].

Святитель Игнатий (Брянчанинов) не разграничивает понятия «Евангелие» и «учение Церкви». Так в письме № 203 (О невозможности спасения иноверцев и еретиков) он пишет: «.Евангелие, иначе Христово Учение, иначе Священное Писание, еще иначе Святая Вселенская Церковь открыли нам все, что человек может знать о милосердии Божи-ем.» [6, с. 312].

Профессор В. Н. Лосский определяет Священное Писание как «жизнь Святого Духа в Церкви, жизнь, сообщающая каждому верующему способность слышать, принимать, познавать Истину в присущем Ей Свете, а не в естественном свете человеческого разума». [2, с. 32]

Поэтому, раскрывая тему статьи, под Евангелием будем понимать учение Святой Вселенской Церкви. Архиепископ Никон (Рождественский) указывает на важную «святую истину», которая заключается в том, что Христова Церковь есть живое тело Христа, «.членами коего все мы православно верующие и православно живущие, имеем счастье состоять. Церковь есть живой организм любви, в коем живет и действует Дух Божий, Дух Главы Церкви — Христа. Каждый из нас есть малейший атом сего живого тела, атом, постольку живой, поскольку свободною волею отдает себя в распоряжение Главы своей — Христа. Другими словами: поскольку исполняет заповеди Христа или, лучше сказать, отдает свое сердце, ум и волю Христу, Который в нас и через нас исполняет Свои же заповеди. почему мы должны постоянно прислушиваться к живому голосу древней Церкви: ведь мы и она — единое тело Христово, тело живое и действенное!... В этом единении, в этой любви Вселенской Церкви, объединяющей в себе Церковь, на небесах торжествующую, и Церковь, на земле воинствующую, ея сила, непобедимая вратами ада, — сила истины, сила благодати, спасающей и все побеждающей. И я благоговею и смиренно ищу решения смущающих меня вопросов — в учении Церкви, в ея постановлениях и канонах, в писаниях ея богомудрых отцов и учителей.» [11, с. 252-253].

Рассмотрим евангельские слова: «.Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. 14, 6). Эти слова были сказаны в ответ на вопрос Апостола Фомы: «.Господи! Не знаем куда идешь; и как можем знать путь?» (Ин. 14, 5). А перед этим вопросом апостол Петр вопрошал: «.Господи! Куда Ты идешь?» (Ин. 13, 36), говорил: «... я душу мою положу за Тебя.» (Ин.13, 37).

По изъяснению святителя Иоанна Златоуста, слова «куда идешь» «.Петр сказал по внушению великой любви, а Фома от страха» [8, с. 503]. Далее Златоуст раскрывает сказанное Христом апостолам: «Аз есмь путь. Это — подтверждение слов: никтоже приидет, токмо

Мною; а слова: и истина и живот — удостоверение в том, что так непременно будет. Если Я истина, то от Меня не может быть лжи. Если же Я и жизнь, то и самая смерть не может воспрепятствовать вам прийти ко Мне. Иначе сказать: если Аз есмь путь, то вы не будете иметь нужды в руководителе; если Я истина, то слова Мои — не ложь; если Я жизнь, то, хотя вы и умрете, однако же получите то, о чем Я сказал. Что касается до пути, то это они поняли и исповедали; а остального не уразумели...» [8, с. 504].

Все три образа — и Пути, и Истины, и Жизни тесно связаны с заповедями Евангелия.

В изъяснении слов Христовых «узкая врата и тесный путь вводяй в живот, и мало есть, иже обретают его» (Мф. 7,14) святитель Иоанн Златоуст разъясняет: «Но после Он говорил: иго Мое благо и бремя Мое легко есть. Скажешь: как же тесный и узкий путь может быть вместе и удобным? Тем этот путь и удобен, что Он (Христос) есть путь и врата. И не потому только удобна добродетель: по концу своему она делается еще удобнейшей. Потому, что она своих подвижников может утешить не только тем, что все труды и подвиги оканчиваются, но еще более тем, что конец их добрый, так как оканчивается жизнью.» [7, с. 276-277].

Что же это за «труды и подвиги»? Преподобный Марк Подвижник в «Слове о Святом Крещении» учит: «Подвиги верных суть заповеди. Ты говоришь: «Я не могу исполнить заповедей, если сперва не очищусь через подвиги». Покажи мне, как говоришь, подвиги, кроме заповедей. Если укажешь на молитву, это есть заповедь; если скажешь о низложении помыслов, — и это заповедь; если о посте и бдении, и сие тоже есть заповедь. и сии заповеди не искореняют греха: это есть дело единого креста, но они лишь хранят пределы данной нам свободы.» [10, с. 92-93].

На вопрос: «Если крещением истребляется грех, то почему он опять действует в сердце?» преподобный Марк отвечает: «... он не потому действует после крещения, чтобы был оставлен внутри нас, но потому, что любим нами, при опущении заповедей. Ибо Святое Крещение дает совершенное разрешение: связать же себя снова пристрастием или пребыть разрешенным через делание заповедей есть дело самовластного произволения.» [10, с.93].

Итак, через крещение христианин получает свободу от тирании диавола, действующую через порабощение страстям греховным, а хранит эту свободу через исполнение евангельских заповедей. Вот это и есть путь в жизнь вечную, это и есть «труды и подвиги», о которых говорит Златоуст.

На вопрос: «Крестившийся кого приемлет таинственно — Христа ли или Святого Духа? Ибо ты говорил иногда, что Христос живет внутри нас, иногда же — Святой Дух» преподобный Марк отвечает: «Крещением мы приемлем Святого Духа, а поелику Он именуется и Духом Божиим и Духом Христовым, посему Крещением приемлем и Отца и Сына, по сказанному: Аз и Отец приидем и обитель у него сотворим (Ин. 14,23)» [10, с. 109-110]. Далее тот же святой отец учит: «... Не должно думать, будто бы Адамов грех искореняется подвигами, равно как и свои грехи, бывающие после Крещения, но только Иисусом Христом, ибо Той есть действуяй в вас и еже хотети, и еже деяти о благоволении (Флп. 2,13). Присовокупив же о благоволении, сим показывает апостол, что благоволить о добродетелях зависит от нашего самовластия, а соделать их или искоренить грехи без Бога невозможно.» [10, с. 108].

И далее: «.поелику царственный ум каждого сперва из тайного сердечного храма приемлет добрые и благие советы от внутри живущего Христа, и приводит их в добродетельное житие. и снова приносит их Самому прежде даровавшему оные посредством благой мысли Христу. Итак, познаем, что нам дарована совершенная благодать Духа к исполнению всех заповедей, не приемлющая от нас приложения, но нам подающая приложение возрастания во Христе и укрепляющая до смерти своих делателей: дондеже достигнем вси в соединение веры и познания Сына Божия, в мужа совершенна, в меру возраста Христова (Еф. 4,13)» [10, с. 109].

Таким образом, идя путем исполнения заповедей Христовых, отдавая свой ум, сердце и волю Христу, живущему в нас от Крещения, наставляющего нас творить Его волю, испол-

няющего в нас и через нас Свои же заповеди, христианин живет жизнью во Христе, достигает в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова (Еф, 4,13). Таков был святой Апостол Павел. Он говорил о себе: «Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос.» (Гал. 2.19-20). Златоуст восклицает: «Смотри как правильна его жизнь и особенно подивись этой блаженной душе!.. В самом деле, так как он проявил совершенное послушание Христу, отказался от всего временного и все делал по воле Его, то и не сказал — я живу для Христа, но, что гораздо важнее: живет во мне Христос» [9, с. 799]. Такой жизнью достигает человек жизни вечной.

Теперь рассмотрим, что означает наименование «Истина». В акафисте Иисусу Сладчайшему имеются слова: «Иисусе, Истино, лесть отгонящая».

В 23-м слове преподобный Симеон Новый Богослов разъясняет, что «всякий человек, рождающийся в мир сей, трем бывает раб страстям: сребролюбию, славолюбию и сластолюбию.» [3, с.247].

Это так называемые «главнейшие страсти». От них рождается 8 основных страстей: чревоугодие, блуд, гнев, сребролюбие, печаль, уныние, тщеславие, гордость. От этих восьми рождается множество прочих страстей. Далее преподобный Симеон говорит, что эти три главнейшие страсти «.точно суть сети и тенета диавола, запутываясь в которые попадает человек во власть его, и если кто умрет, будучи порабощен ими, то пойдет прямо туда, где и диавол. Что же это за рабство и что за тирания сих трех страстей? Это сила некая диа-вольская, скрытная, незаметно действующая, которая приводит душу в такое состояние, что она страдает сими тремя страстями, а между тем думает, что они хороши, покоят ее и радуют, и избавляют от скорби и печали. Сама она недовольна к тому, чтобы понять скрытый здесь обман диавольский, если не будет просвещена свыше от Бога» [3, с. 247-248].

В таинстве крещения и подается такое просвещение. «Таинство же христианства, — по словам того же святого отца, — есть сие что мысленная сила Божества Христова, или Божественная благодать, входит внутрь крещаемых душ веры ради, а не за добрые дела, и производит в них такое изменение, что они не имеют уже более любви ни к богатству, ни к славе, ни к удовольствиям, показывая сим, что если любили они их прежде, то не сами то себя, а по обольщению и действию диавола. В те же души, которые бывают порабощены сим страстям после крещения, невозможно войти опять такой благодати Божией иначе, как посредством истинного покаяния, чистосердечной исповеди, многих слез и воздыханий из глубины души» [3, с. 248-249].

По существу, это то же, что сказано у преподобного Марка Подвижника. Христос в крещении вселяется в души крещаемых, отгоняет «лесть» страстей, через которые сатана держит души человеческие в рабстве себе. Преподобный авва Дорофей указывает на различие грехов и страстей: «... иное суть страсти, и иное — грехи. Страсти суть: гнев, тщеславие, сластолюбие, ненависть, злая похоть и тому подобное. Грехи же суть самые действия страстей, когда кто приводит их в исполнение на деле, т.е. совершает телом те дела, к которым побуждают его страсти, ибо можно иметь страсти, но не действовать по ним» [5, с. 36].

А преподобный Симеон Новый Богослов говорит: «Если случится кому из христиан увлечься сими страстями и поработиться им, тому надлежит опять прибегнуть ко Христу Господу и умолять Его. ища не того одного, чтоб прощены были ему грехи сии, но паче того, чтоб избавиться от рабства сим страстям, так как сам собою он, хотя бы и хотел, освободиться от них не может» [3, с. 248].

Заповеди евангельские направлены именно против страстей. Так учат и древние и более близкие к нам отцы. Преподобный авва Дорофей говорит, что Христос «.научает нас, как посредством святых заповедей очищаться и от самых страстей, чтобы через них не впасть опять в те же грехи» [5, с. 37].

В одном из писем преподобный Макарий Оптинский пишет: «На всякую страсть, находящуюся в нас, есть заповедь, не только действие оной возбраняющая, но и до конца искореняющая» [1, с. 328].

Видим, что свободу от власти диавола получаем в Крещении, а храним ее через исполнение заповедей.

Преподобный авва Дорофей поучает (как и остальные отцы, и, в частности, преподобный Симеон Новый Богослов): «Поверьте, братья, что если у кого-нибудь хотя одна страсть обратилась в навык, то он подлежит муке.» [5, с. 148].

Преподобный же Варсонофий Оптинский, согласно с учением всей Церкви, говорит: «Цель, единственная цель нашей жизни и заключается в том, чтобы искоренить страсти и заменить их противоположными добродетелями» [4, с. 92].

А Святая Церковь поет: «С высоты снисшел еси, Благоутробне, погребение приял еси тридневное, да нас свободиши страстей, Животе и Воскресение наше, Господи, слава Тебе» (Воскресный тропарь 8-го гласа).

Святой Апостол Павел пишет: «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13,8). Прошли десятки столетий, сущность духовной жизни не изменяется. Истинная духовная жизнь, истинное понимание Евангелия есть только в Церкви Христовой. Вступая в Церковь Христову через святое крещение, мы становимся живыми членами живого Тела Христова. Во Христе соединяемся со всеми от века святыми. Христос вселяется в нас, и если мы отдаем Ему свое сердце, ум и волю, Он Сам нас наставляет, в нас и через нас исполняет Свои заповеди, ведет нас к совершенству и сподобляет вечной жизни.

Список использованных источников и литературы

1. Агапит (Беловидов), схиархимандрит. Житие оптинского старца Макария. — Оптина Пустынь. 2017. — 511 с.

2. Алипий (Кастальский-Бороздин), архим., Исаия (Белов), архим. Догматическое богословие. Курс лекций. — Свято-Троице-Сергиева Лавра, 2007. — 288 с.

3. Аскетика. М., 2008. Т. 2. 1214 с.

4. Варсонофий Оптинский, прп. Беседы. Келейные записки. Духовные стихотворения. Воспоминания. Письма. «Венок на могилу Батюшки». Оптина Пустынь, 2013. 688 с.

5. Дорофей Авва, прп. Душеполезные поучения. — М., 2000. — 335 с.

6. Игнатий (Брянчанинов), свт. Письма (избранные). Собрание творений. — Т.7. — М., 2010. — 720 с.

7. Иоанн Златоуст, свт. Творения. Почаев, 2005. — Т.7. — 944 с.

8. Иоанн Златоуст, свт. Творения. Почаев, 2005. — Т.8. — 1080 с.

9. Иоанн Златоуст, свт. Творения. Почаев, 2005. — Т.10. — 1044 с.

10. Марк Подвижник, прп. Аскетические творения. — М., 2013. — 229 с.

11. Никон (Рождественский), архиепископ. «Козни врагов наших сокруши.» Дневники. — Минск, 2004. — 1167 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.