Научная статья на тему 'ОБЗОР МОТИВОВ КРЕЩЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ЛЮДЕЙ И ИЗЛОЖЕНИЕ СВЯТООТЕЧЕСКОГО ПОНИМАНИЯ ЦЕЛЕЙ ТАИНСТВА КРЕЩЕНИЯ'

ОБЗОР МОТИВОВ КРЕЩЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ЛЮДЕЙ И ИЗЛОЖЕНИЕ СВЯТООТЕЧЕСКОГО ПОНИМАНИЯ ЦЕЛЕЙ ТАИНСТВА КРЕЩЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
46
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОГЛАСИТЕЛЬНЫЕ БЕСЕДЫ / РЕЛИГИОЗНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КАТЕХИЗАЦИЯ / ОГЛАШЕНИЕ / КРЕЩЕНИЕ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Остроумов Сергей Анатольевич

Согласно Положению о религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви (2011 г.) «…особое внимание должно быть уделено выяснению мотивов обращения человека к Церкви с просьбой о Крещении, помощи ему в осознании христианского смысла таинства». В первой части настоящей работы анализируются мотивы, побудившие современных людей приступить к Крещению (на основании анкет обратившихся в Троице-Владимирский собор г. Новосибирска за несколько последних лет). Во второй части излагается святоотеческое учение о том, что единственная цель нашей христианской жизни - искоренение греховных страстей и насаждение противоположных страстям добродетелей. Цель эту невозможно достичь без благодати, подаваемой в церковных таинствах, и в первую очередь, в Крещении и Миропомазании. Также необходимым для искоренения страстей является исполнение Евангельских заповедей, направленных против страстей. В третьей, заключительной части, рассматриваются средства для того, чтобы готовящиеся принять Крещение подходили к таинству сознательно, принимали благодать во спасение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОБЗОР МОТИВОВ КРЕЩЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ЛЮДЕЙ И ИЗЛОЖЕНИЕ СВЯТООТЕЧЕСКОГО ПОНИМАНИЯ ЦЕЛЕЙ ТАИНСТВА КРЕЩЕНИЯ»

Игумен Серафим (Остроумов)

I Старший преподаватель кафедры Церковного богословия Новосибирской православной духовной семинарии

ОБЗОР МОТИВОВ КРЕЩЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ЛЮДЕЙ И ИЗЛОЖЕНИЕ СВЯТООТЕЧЕСКОГО ПОНИМАНИЯ ЦЕЛЕЙ ТАИНСТВА КРЕЩЕНИЯ

Аннотация. Согласно Положению о религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви (2011 г.) «...особое внимание должно быть уделено выяснению мотивов обращения человека к Церкви с просьбой о Крещении, помощи ему в осознании христианского смысла таинства». В первой части настоящей работы анализируются мотивы, побудившие современных людей приступить к Крещению (на основании анкет обратившихся в Троице-Владимирский собор г. Новосибирска за несколько последних лет). Во второй части излагается святоотеческое учение о том, что единственная цель нашей христианской жизни — искоренение греховных страстей и насаждение противоположных страстям добродетелей. Цель эту невозможно достичь без благодати, подаваемой в церковных таинствах, и в первую очередь, в Крещении и Миропомазании. Также необходимым для искоренения страстей является исполнение Евангельских заповедей, направленных против страстей. В третьей, заключительной части, рассматриваются средства для того, чтобы готовящиеся принять Крещение подходили к таинству сознательно, принимали благодать во спасение.

Ключевые слова: огласительные беседы, религиозное образование, катехизация, оглашение, Крещение.

Святая Церковь требует, чтобы готовящиеся принять Крещение обучались вере. Так, 78-е правило Шестого Всемирного Собора и 46-е правило Лаодикийского Собора говорят о том, что готовящиеся ко Крещению должны еженедельно в пятый день седмицы «давать ответ епископу или пресвитерам» [6; с. 106, с. 169]. Согласно Положению о религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви (2011 г.) «...особое внимание должно быть уделено выяснению мотивов обращения человека к Церкви с просьбой о Крещении, помощи ему в осознании христианского смысла таинства» [8].

Сегодня многие наши соотечественники желают сами принимать Святое Крещение, желают крестить своих детей. Однако следует обратить внимание на то, какие мотивы побуждают их это совершать.

Статистические В Троице-Владимирском Соборе г. Новосибирска желающим принять

данные о мотивах Крещение или крестить своих детей предлагается заполнить анкету, в

К н которой имеется вопрос о мотивах Крещения. Для получения стати-

совоеменных стических данных по изучаемому вопросу изучено 509 анкет (датиро-

о ванных с 2016 г. по 2020 г). Примерно в 36% анкетах были указаны

людей /мм }

следующие побудительные мотивы для приятия таинства: спасение души, исправление жизни, попасть в Царство Небесное, принять и познать веру, получить благодать и благословение Божие. В остальных случаях побудительными мотивами являлись такие: получать защиту от зла, болезней, бед, чтоб было все хорошо, по традиции, по желанию других, для семейных отношений и т.п.

Необходимо также отметить, что очень часто люди не знают, что означает спасение души, что следует понимать под получением благодати Божией. Так что из указанных 36% едва ли многие давали себе отчет в том, к чему они стараются приступить.

Что касается остальных, составляющих приблизительно 64%, то здесь видно, что людей интересует положение только в настоящей временной жизни. Такая жизненная установка многих людей общеизвестна. О подобном мировоззрении упоминается, например, в Евангелии. В 6-й главе Евангелия от Иоанна повествуется, как Господь Иисус Христос совершил чудо умножения хлебов и напитал народ. Восторженные насытившиеся люди хотели «нечаянно взять Его и сделать царем» (Ин. 6, 1-5). После чудесного перехода Господа на другую сторону Галилейского моря народ нашел Господа, но получил укор: «истинно, истинно говорю вам: вы ищите меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились. Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную.» (Ин. 6, 26-27).

Святитель Иоанн Златоуст в 46-й беседе на Евангелие от Иоанна, изъясняя дальнейшие события, описанные в 6-й главе, говорит об иудеях, что когда Христос «дал им хлеб и насытил их чрево, они и пророком называли Его, и царем хотели поставить; а когда преподал им учение о пище духовной, о жизни вечной, когда беседовал о воскресении и возвышал их мысль, и когда в особенности следовало бы дивиться Ему, — тогда они ропщут и отступают от Него». [4; с. 310]. Чтобы не случилось подобного с приступающими к Крещению, необходимо разъяснять смысл таинства, и что следует понимать под получением благодати. Смысл таинства „ .

Коешения По определению святителя Филарета Московского, Крещение есть та-

инство, в котором верующий при троекратном погружении тела в воду с призыванием Бога Отца и Сына и Святого Духа умирает для жизни плотской, греховной и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную, святую [9; с. 75].

Сразу после Крещения над крестившимся совершается таинство Миропомазания.

Согласно святителю Филарету, Миропомазание есть таинство, в котором при помазании освященным миром частей тела во имя Святого Духа подаются дары Святого Духа, возра-щающие и укрепляющие в жизни духовной [9; с. 79]. В Крещении человек таинственно рождается в жизнь духовную, в Миропомазании получает благодать духовно возращающую и

укрепляющую [9; с. 74]. В таинствах тайным образом действует на человека благодать или, что то же, спасительная сила Божия [9; с. 74].

Что следует называть жизнью плотской, греховной, от которой человек освобождается в Крещении? Это жизнь по греховным страстям. В учении святых отцов указывается три главнейшие греховные страсти: сластолюбие, сребролюбие, славолюбие (тщеславие). От них рождается 8 основных страстей: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордость. Эти восемь порождают множество греховных страстей.

Преподобный Авва Дорофей говорит: «Поверьте, братия, что если у кого-нибудь хотя одна страсть обратилась в навык, то он подлежит муке, и случается, что иной совершает десять добрых дел и имеет один злой навык, и это одно, происходящее от злого навыка, превозмогает десять добрых дел» [3; с. 148].

Просто и точно учит преподобный Варсонофий Оптинский: «Цель, единственная цель нашей жизни и заключается в том, чтобы искоренить страсти и заменить их противоположными добродетелями» [2; с. 92].

Добродетели нам естественны, страсти — нет. Авва Дорофей так объясняет: «Ибо когда Бог сотворил человека, Он всеял в него добродетели, как и сказал: сотворим человека по образу нашему и по подобию (Быт. 1, 26). Сказано: по образу, поелику Бог сотворил душу бессмертною и самовластною, а по подобию — относится к добродетелям. Следовательно, по естеству Бог дал нам добродетели. Страсти же не принадлежат нам по естеству. но душа, по сластолюбию уклонившись от добродетелей, водворяет в себе страсти и укрепляет их против себя» [3; с. 157].

Преподобный Симеон Новый Богослов в 23-м слове говорит: «Всякий человек, рождающийся в мир сей, трем бывает раб страстям: сребролюбию, славолюбию и сластолюбию. Знать нам надлежит, что если случится кому быть пленену этими тремя страстями, то после, хоть бы и захотел, не может освободиться от них сам собою, но имеет нужду в высшей помощи и силе, чтоб избавиться от них. Эти три страсти точно суть сети и тенета диавола, запутываясь в которые попадает человек во власти его; и если кто умрет, будучи порабощен им, то пойдет прямо туда, где и диавол, поработивший его себе через них» [1; с. 247-248]. Далее святой отец поясняет: «Что же это за рабство и что за тирания сих трех страстей? Это сила некая диавольская, скрытая, незаметно действующая, которая приводит душу в такое состояние, что она страдает сими тремя страстями, а между тем думает, что они хороши, покоят ее и радуют, и избавляют от скорби и печали. Сама она недовольна к тому, чтобы понять скрытый здесь обман диавольский, если не будет просвещена свыше от Бога.» [1; с. 248].

И далее преподобный Симеон очень ясно показывает, что же происходит в Крещении: «Таинство же христианства есть сие, что мысленная сила Божества Христова, или Божественная благодать, входит внутрь крещаемых душ, веры ради, а не за добрые дела, и производит в них такое изменение, что они не имеют уже более любви ни к богатству, ни к славе, ни к удовольствиям, показывая сим, что если любили они их прежде, то не сами от себя, а по обольщению и действию диавола. В те же души, которые бывают порабощены, сим страстям после Крещения, невозможно войти опять такой благодать Божией иначе, как посредством истинного покаяния, чистосердечной исповеди, многих слез и воздыханий из глубины души.» [1; с. 248-249].

Искореняются же греховные страсти путем исполнения Евангельских заповедей. Так учат святые отцы. Авва Дорофей говорит: «Словом, теперь цель Владыки нашего Христа есть научить нас, от чего мы впали во все грехи сии. Итак, сперва, как я уже сказал, Он освободил нас святым Крещением, подав нам свободу делать добро, если пожелаем, и не увлекаться уже, так сказать, насильственно ко злу. Потом Он научает нас, как посредством святых заповедей очищаться и от самых страстей, чтобы через них не впасть опять в те же грехи.» [3; с. 37].

Видим отсюда, что до Крещения человек не может сам освободиться от делания зла, от рабства диаволу, не может сам творить добро. Не может он сам, без благодати Божией, исполнять заповеди Евангелия. Преподобный Симеон Новый Богослов ясно учит в 51-м слове: «... всякий, кто не укрепившись прежде силою Святого Крещения, возьмется творить заповеди Христовы, всуе будет трудиться. И кто тому, кто не укреплен силою Святого Крещения, повелевает исполнять заповеди Христовы буй есть и слепец» [1; с. 372].

Святые Отцы Карфагенского Собора о благодати, подаваемых в церковных таинствах, утверждают, что она не только разрешает от содеянных грехов, но подает помощь избегать иных грехов, подает знание, что подобает творить и вдыхает в нас любовь, подает силу, чтобы мы могли исполнить то, что познали» (правила 125 и 126) [6; с. 233-234].

Благодать, полученная в Крещении, может послужить на осуждение принявшим ее. Те, которые грешат после Крещения, по объяснению святителя Филарета, «.виновнее в грехах своих, нежели некрещенные в своих, потому что имеют от Бога особенную помощь к добру и отвергли ее» [9; с. 79].

Преподобный Марк Подвижник поясняет: «.от Крещения, по дару Христову, нам дарована совершенная Божия благодать к исполнению всех заповедей, но потом каждый, получив оную таинственно и не совершая заповедей, по мере опущения их, находится под действием греха, который не есть Адамов, но грех вознерадевшего; потому что он, получив силу действия, не совершает дел. Оскудение же происходит от неверия; а неверие не есть чужой грех, но самого того, кто не верует, которое и бывает наконец матерью и введением всякого греха» [7; с. 105-106]. Именно так, по мнению святого Марка Подвижника, человек оскорбляет и угашает Духа Святого в себе [7; с. 105] (апостол Павел к Фессалоникийцам писал: «Духа не угашайте» (1 Фес. 5,19)).

Еще во времена Древней Церкви святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, говорил о малом числе спасающихся. В 24-й беседе на книгу Деяний Святых Апостолов он говорил: «Сколько, вы думаете, в нашем городе спасаемых? Тяжко то, что я намерен сказать; однако скажу. Из числа столь многих тысяч нельзя найти более ста спасаемых; но и в этих сомневаюсь. Какое, скажи мне, нечестие в юношах? Какое нерадение в старцах? Никто не заботится, как должно, о своем собственном сыне. Образцы для подражания утратились. Не говори мне того, что мы составляем множество. перед людьми справедливо можно было бы говорить об этом, но перед Богом, Который не имеет нужды в нас, нельзя» [5; с. 243].

В настоящее время так же немногие люди стараются о жизни по заповедям Божиим и сохранении в себе благодати святого Крещения. Они воспитываются телесериалами, интернетом и т.п. Дух святых отцов очень мало кому знаком и еще меньше тех, кто Его усвоил. О необходимости .. ..

тщательной В наше время особенно необходимо не торопиться с принятием Кре-

подготовки к щения. Нужно, чтобы человек имел твердое намерение с принятием

ппинятию благодати оставить все дела греховные, сатанинские. И дело здесь не

К я столько во времени, сколько в формировании правильных понятий и в

направлении воли. В первой беседе на Евангелие от Иоанна святитель Иоанн Златоуст говорит: «Так как добродетель и порок происходят не от природы, то и перемена легка и не подвержена никакому насилию. Аще хощете и послушаете Мене, говорит Бог, благая земли снесте (Ис. 1, 19). Видишь ли, что нужно одно только хотение? Но хотение — не обыкновенное, общее многим, а тщательное. надобно доказать это желание в самых делах» [4; с. 9]. По мнению святителя Иоанна, речения Евангелия «не относятся к тем, которые не хотят отстать от жизни скотской. Да не увлекает же нас страсть к богатству, ни любовь к славе, ни сила гнева, ни волнение других страстей. Невозможно слуху неочищенному уразуметь как должно высоту неизреченных глаголов, ура-

зуметь, или познать как следует, силу этих страшных и неизреченных Таин и всякое добро, заключающееся в этих божественных изречениях» [4; с. 8].

Святитель Иоанн Златоуст в свое время так обращался к христианам, которые пытались совмещать посещение церковных богослужений и нескромных зрелищ: «Слушающему Евангелие не должно приобщаться трапезы бесовской. Кое общение правде к беззаконию? Ты стоял здесь, слушая Иоанна и через него внимая учению Духа, и после этого идешь слушать блудных женщин, произносящих речи постыдные, а еще постыднейшие дела представляющих на зрелище, также изнеженных юношей, которые взаимно друг друга бьют и бьются. Как же ты можешь вполне очиститься, оскверняемый такой грязью?... Все там — смех, все — стыд, все — разврат, все — пагуба. Знаете вы, сподобившиеся таинства (Крещения), в какой завет вы вступили со Христом, когда Он сподобил вас Своих таинств?... Как вы, с отречением от сатаны и ангелов его, отреклись и от всей гордыни его, и обещали более уже не уклоняться к ней? Итак, не мало нужно заботиться, чтобы не забывать столь великих обетов, и не делать себя недостойными таких таинств» [4; с. 10-11].

Из всего выше сказанного видно, что в наше время немногие люди осознают истинный смысл таинства Крещения и необходим великой труд для того, чтобы раскрыть перед ними не только основные догматические истины, но и суть страстей, суть Евангельских заповедей. Им необходимо помочь усвоить правильные понятия о спасении и вечной погибели, о том, что есть добро и что есть зло. Во многом придется изменять жизнь, нравы, и это возможно с помощью Божией благодати, подаваемой в таинствах, но при условии сознательного соработничества со стороны человека.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аскетика. Т.2. М., 2008. 1214 с.

2. Варсонофий Оптинский, прп. Беседы. Келейные записки. Духовные стихотворения. Воспоминания. Письма. «Венок на могилу Батюшки». Оптина Пустынь, 2013. 688 с.

3. Дорофей Авва, прп. Душеполезные поучения. М., 2000. 335 с.

4. Иоанн Златоуст, свт. Творения. Т.8. Почаев, 2005. 1080 с.

5. Иоанн Златоуст, свт. Творения. Т.9. Почаев, 2005. 1061 с.

6. Книга правил святых Апостол, святых Соборов вселенских и поместных и святых Отец. Киев, 2009. 448 с.

7. Марк Подвижник, прп. Аскетические творения. М., 2013. 229 с.

8. О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви // Русская Православная Церковь (официальный сайт Московского Патриархата). URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/1909451.html (дата обращения: 28.05.2021)

9. Филарет (Дроздов), свт. Пространный Христианский Катихизис Православной Кафолической Восточной Церкви. Тутаев, 2000. 160 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.