Научная статья на тему 'СВИДЕТЕЛЬСТВО ОГЛАШАЕМЫМ О ВЕРЕ В ЦЕРКОВЬ (НА ПРИМЕРЕ РАННЕХРИСТИАНСКИХ ИСТОЧНИКОВ II-V ВЕКОВ)'

СВИДЕТЕЛЬСТВО ОГЛАШАЕМЫМ О ВЕРЕ В ЦЕРКОВЬ (НА ПРИМЕРЕ РАННЕХРИСТИАНСКИХ ИСТОЧНИКОВ II-V ВЕКОВ) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
124
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕРКОВЬ / ТЕЛО ХРИСТОВО / СОБРАНИЕ ВЕРУЮЩИХ / ОГЛАСИТЕЛЬНЫЕ ГОМИЛИИ / ТАИНСТВА / КАТЕХИЗАЦИЯ / CHURCH / THE BODY OF CHRIST / ASSEMBLY OF BELIEVERS / CATECHETICAL HOMILIES / SACRAMENTS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Сидорова О. И.

Свидетельство оглашаемым о вере в Церковь (на примере раннехристианских источников II-V веков) Статья посвящена малоизученному вопросу свидетельства оглашаемым о вере в Церковь. На примере раннехристианских источников II-V вв. сравнивается использование в катехизических и некатехизических текстах трех определений: «Церковь - Тело Христово», «Церковь - собрание верующих» и «Церковь - народ, собранный вокруг епископа». В результате проведенного сопоставления делается вывод об особенностях свидетельства о Церкви оглашаемым по сравнению с верными членами церкви. В катехизических текстах происходит сознательный отбор тех определений, которые можно назвать первичными для экклезиологического сознания Древней церкви. Важная для ряда древних текстов идея о единении церкви вокруг епископа не отражена в катехизических текстах, в то время как определение церкви как собрания верующих встречается уже на самых ранних этапах оглашения. Раскрытие евхаристических, тáинственных аспектов единства Церкви через образ Тела Христова в разных огласительных практиках осуществлялось по-разному. В «Огласительных гомилиях» Феодора Мопсуестийского этот сакраментальный аспект является одним из центральных, тогда как у Климента Александрийского и свт. Иоанна Златоуста через образ Тела Христова раскрывается, прежде всего, этическая заповедь о любви к братьям - членам одного Тела.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TESTIMONY TO THE CATECHUMENS OF FAITH IN THE CHURCH (ON THE EXAMPLE OF EARLY CHRISTIAN SOURCES FROM THE 2ND TO THE 5TH CENTURIES)

The article is devoted to the understudied issue of the testimony to the catechumens of faith in the Church. On the example of early Christian sources from the 2nd to the 5th centuries, a comparison is made of the usage of three definitions in catechistic and non-catechistic texts: “Church is the body of Christ”, “Church is the assembly of believers” and “Church is the people gathered around the bishop”. As a result, a conclusion is drawn about the peculiarities of the testimony of the Church to the catechumens in comparison with faithful members of the Church. In catechetical texts there is a conscious selection of those definitions, which can be called primary for ecclesiological consciousness of the Ancient Church. Important for a number of ancient texts, the idea of the unity of the Church around the Bishop is not reflected in catechetical texts, while the definition of the Church as an Assembly of believers is already found at the earliest stages of the catechism. The revelation of the Eucharistic, mysterious aspects of the unity of the Church through the image of the Body of Christ in different catechetical practices was carried out in different ways. In Theodore of Mopsuestia’s “Catechetical Homilies” this sacramental aspect is one of the central, whereas Clement of Alexandria and St. John Chrysostom reveal through the image of the Body of Christ, first and foremost, the ethical commandment of love for brothers - members of the same Body.

Текст научной работы на тему «СВИДЕТЕЛЬСТВО ОГЛАШАЕМЫМ О ВЕРЕ В ЦЕРКОВЬ (НА ПРИМЕРЕ РАННЕХРИСТИАНСКИХ ИСТОЧНИКОВ II-V ВЕКОВ)»

О. И. Сидорова

Свидетельство оглашаемым о вере в Церковь

(на примере раннехристианских источников 11-У веков)

Статья посвящена малоизученному вопросу свидетельства оглашаемым о вере в Церковь. На примере раннехристианских источников II-V вв. сравнивается использование в катехизических и некатехизических текстах трех определений: «Церковь — Тело Христово», «Церковь — собрание верующих» и «Церковь — народ, собранный вокруг епископа». В результате проведенного сопоставления делается вывод об особенностях свидетельства о Церкви оглашаемым по сравнению с верными членами церкви. В катехизических текстах происходит сознательный отбор тех определений, которые можно назвать первичными для экклезиологического сознания Древней церкви. Важная для ряда древних текстов идея о единении церкви вокруг епископа не отражена в катехизических текстах, в то время как определение церкви как собрания верующих встречается уже на самых ранних этапах оглашения. Раскрытие евхаристических, таинственных аспектов единства Церкви через образ Тела Христова в разных огласительных практиках осуществлялось по-разному. В «Огласительных гомилиях» Феодора Мопсуестийского этот сакраментальный аспект является одним из центральных, тогда как у Климента Александрийского и свт. Иоанна Златоуста через образ Тела Христова раскрывается, прежде всего, этическая заповедь о любви к братьям — членам одного Тела.

ключевые слова: Церковь, Тело Христово, собрание верующих, огласительные гомилии, таинства, катехизация.

Введение

Уже в древности христианская практика катехизации связывала крещение и вступление в церковную общину с верой в Церковь. В большинстве дошедших до нас древних символах веры содержится исповедание веры в Церковь [Чельцов]. Святитель Амвросий Медиоланский в «Объяснении Символа веры» (391 г.) учил оглашаемых таким образом: «Как мы веруем во Христа, как ве-

о. и. сидоровл • свидетельство оглашаемым о вере в ЦЕРКОВЬ

(НА ПРИМЕРЕ РАННЕХРИСТИАНСКИХ источников 11-У вЕКов)

руем в Отца, точно также мы веруем и в "Церковь"» *1 [Амвро- *1 Ambros.

сий 2, 173]. Древние чинопоследования александрийского про- Medio1. Expl.

Symb. 60

исхождения сохранили практику исповедания веры в Церковь крещаемыми непосредственно во время погружения в воду в таинстве Крещения *2 [Апостольское предание, 289]. *2 Trad. Ap. 21

Наличие веры «в единую, святую, соборную и апостольскую Церковь» и сейчас предполагается перед крещением, что выражается в чтении крещаемым (или крестным крещаемого младенца) соответствующих слов Символа веры. Однако в практике предкре-щальной подготовки, в отличие от первых веков христианства, о Церкви говорится очень кратко, изъяснение веры в Церковь редко входит в содержание огласительных бесед. Даже в опыте длительного оглашения взрослых людей, когда разговор о Церкви входит в программу бесед, ведущих к воцерковлению, т. е. вхождению в христианскую общину, он представляет особую трудность.

Обращение к святоотеческому опыту свидетельства оглашаемым о Церкви может помочь в современной практике катехизации. Несмотря на то, что предкрещальная катехизация 1 и экклезиологические представления 2 Древней церкви на настоящий момент достаточно изучены, отдельного исследования, напрямую посвященного катехизической проповеди о Церкви во II—V вв., нами не обнаружено. Остаются непроясненными вопросы: что должны были оглашаемые знать о Церкви до крещения? отличалось ли свидетельство оглашаемым о Церкви от проповеди верным? была ли какая-то последовательность в изложении учения о Церкви в зависимости от этапов оглашения?

В данной статье сопоставляется использование в катехизических и некатехизических источниках трех определений: «Церковь — Тело Христово», «Церковь — собрание верующих» и «Церковь — народ, собранный вокруг епископа». С помощью этого сопоставления анализируется, можно ли говорить об особенностях свидетельства о Церкви оглашаемым по сравнению с вер-

1. Среди важных исследований следует назвать следующие: [Dujarier; Bradshaw; Ferguson; Harmless; Finn; Mazza; Stewart; Тафт; Гаврилюк; Хулап; Традиция и др.].

2. См., напр., исследования об учении о Церкви в Новом завете [Banks; Ианнуарий; Василиадис

имн. др.] и об образах церковного собрания в ранних литургических источниках [Дашевская 2018; Дашевская 2019]. В экклезиологических исследованиях авторы часто обращаются к отдельным

библейским и святоотеческим определениям, образам и метафорам Церкви, раскрывая ее мистическое измерение [Булгаков, 276], евхаристическую природу местного церковного собрания [Афанасьев 2003, 11-12-, Афанасьев 2005, 22], тринитарную сущность Церкви [Бэр, 166-167], ее общинное измерение [Кочетков; Уильямс, 257-272], а также делая попытку систематической богословской интерпретации этих определений и образов [Иларион].

ными членами Церкви. Вообще в Новом завете и святоотеческой литературе встречается множество определений, и даже, скорее, образов и метафор Церкви [Minear; Карщрщ, 173]. Выделение, систематизация и анализ образов, используемых по преимуществу в огласительной литературе, может стать предметом отдельного исследования. Анализ именно этих трех определений представляется особенно актуальным, так как они выражают определенные экклезиологические подходы, влияющие на современную практику введения в церковное собрание.

Церковь — Тело Христово

1 Ign. Smirn. 1

gn. Smirn. 11

*3 Cypr. Carth. De Unitate. 12 и др.

*4 Cypr. Carth. Ep. 63. 10; Ioan. Chrysost. In Ioan. 46. 3; Aug. Serm. 272

5 Aug. Serm. 272

В христианских некатехизических сочинениях II-V вв. сравнение Церкви с Телом Христовым встречается достаточно часто. Через этот образ раскрываются различные грани единства во Христе: 1) единство язычников и иудеев, «совокупленных в едином теле Церкви Своей» * [Игнатий, 364]; 2) единство «малого тела» христианской общины, восстановленное после гонений в Сирии, когда водворился мир *2 [Игнатий, 368]; 3) единство и согласие внутри церкви, которые не должны быть нарушаемы разномыслием и расколами *3, 3; 4) единство Церкви — Тела Христова, которое связывалось с причащением единому Телу и Крови на Евхаристии *4. Причем если единство Церкви обусловливается единством евхаристии, то и единство евхаристии определяется единством Церкви:

Если вы — тело и члены Христовы, то на алтаре лежит ваша тайна, то, чего вы причащаетесь, — ваша собственная тайна. Ваш ответ «Аминь» адресован самим себе... Ты слышишь слова «тело Христово», ты отвечаешь «Аминь». Будь членом Христовым, чтобы твое «Аминь» было истиной 4.

В огласительных и таинствоводственных беседах, по-видимому, в зависимости от разных катехизических традиций, можно встретить два подхода к образу Тела Христова. Во-первых, образ Церкви как Тела Христова используется не как центральный, а наряду с другими образами, с его помощью в первую очередь происходит научение этическим заповедям. Для примера

3. См., напр.: «Как же согласится с кем-либо тот, кто не согласен с телом самой Церкви и со всем братством?» [Киприан 1, 180].

4. Цит. по: [Мейендорф, 257]. Протоиерей Иоанн Мейендорф, комментируя эту позицию блж. Авгу-

стина, подчеркивал: «Дух Святой должен снизойти как на Дары, так и на нас, и только это делает таинство возможным. Таинство Евхаристии понимается как следствие, как печать нашего единства, как тела Христова, Церкви» [Мейендорф, 257].

можно сравнить гомилитическое толкование свт. Иоанна Златоуста на Евангелие от Иоанна и его огласительные беседы. Если в толковании свт. Иоанн Златоуст напрямую указывает на евхаристический, сакраментальный аспект единства Церкви («для того Он смешал Самого Себя с нами и растворил Тело Свое в нас, чтобы мы составили нечто единое» * [Иоанн Златоуст 1, 304]), то в его огласительных беседах через образ Тела Христова раскрывается этическая заповедь о любви к братьям (членам одного Тела):

*1 loan. Chrysost. In loan. 46. 3

[Христа] ничто так не радует, как видеть нас сострадающими о тех, кто, подобно нам, суть члены [Его тела], проявляющие великую любовь к нашим братьям и имеющие великое попечение о спасении ближнего *2 [Иоанн Златоуст 2, 175 ].

Этический, а не евхаристический аспект образа Тела Христова встречается и в других огласительных текстах. Например, Климент Александрийский в «Педагоге» увещает оглашаемых хранить телесную чистоту, напоминая слова апостола Павла, что их тела — члены Христовы *3. В крещальной литургии «Апостольского предания», в таинствоводственных беседах свт. Кирилла Иерусалимского и свт. Амвросия Медиоланского, когда во время изъяснения таинства Евхаристии говорится о Теле Христовом, под ним подразумевается только евхаристическая жертва, не Церковь *4.

Во-вторых, встречается иная практика использования выражения «Церковь — Тело Христово»: в огласительной традиции Феодора Мопсуестийского таинственное и мистическое значение образа Церкви как Тела Христова — одно из центральным, оно встречается и в предкрещальных, и в таинствоводственных беседах. До нас дошли 16 огласительных гомилий, 14 из которых были произнесены до Крещения (о Символе веры, о молитве «Отче наш», о таинстве Крещения) и 2 — после Крещения (о таинстве Евхаристии) 5. В комментарии к Никейскому символу веры Фео-дор сравнивает Церковь с Телом Христовым и отмечает, что в это Тело входят через дар усыновления, получаемый в Крещении:

*2 loan. Chrysost. Cat. 2. 30, серия А. Венгера

*3 Clem. Alex. Paed. 2. 10

*4 Ambros. Mediol. De sacr. 1. 2. 6; Cyr. Hieros. Mystag. 5. 7 и др.

...Через крещение я сделаюсь членом Церкви, являющую собой собрание верных, через крещение удостоившихся называться Телом нашего Господа. Апостол Павел......назвал их «первенцами», потому что они получат чудесный дар усыновления (пер. А. Патраковой. — О.С.) *5 [Theodore 1, 112].

*5 Theod. Mops. Hom. Catech. 10

5. Подробнее см.: [Пучкова, 27].

* Theod. Mops. Hom. Catech. 16

В изъяснении таинства Евхаристии в «Огласительных гомилиях» Феодора уже говорится о взаимосвязи Церкви — Тела Христа — и евхаристических Тела и Крови Христовых: верующие «связываются» в подобии одного тела через причащение плоти Господа Иисуса Христа * [Theodore 2, 104]. При этом и в подходе Феодора Мопсуестийского мы видим определенную последовательность — оглашаемым за неделю до Крещения опыт Церкви изъясняется через символы возрождения и усыновления, а после Крещения и участия в Евхаристии — через евхаристические образы единства причастия одному Телу и Крови Христа.

*2 Theod. Mops. Hom. Catech. 10

Церковь — собрание верующих

На оглашении о Церкви как о собрании говорится на разных этапах и в разных катехизических традициях. В уже упоминавшихся предкрещальных беседах Феодора Мопсуестийского о Никейском символе веры Церковь не раз именуется собранием. Например:

[Павел] называет Церковью не рукотворное здание, даже если мы предположим, что она так называется из-за собрания верных, находящихся в этом здании. Но он называет Церковью собрание верных, правильно поклоняющихся Богу (пер. А. Патраковой. — О.С.) *2 [Theodore 1, 112].

Еще одно из самых полных дошедших до нас описаний Церкви, встречающихся в докрещальных беседах, содержится в «Огласительных поучениях» свт. Кирилла Иерусалимского. В одной из бесед очень подробно, с отсылками на тексты Священного писания, разбирается сущность Церкви как собрания. Свт. Кирилл, давая свое определение, отталкивается от этимологии греческого слова еккАповд:

*3 суг. Hieros. Catech. 18. 24

Церковию ('Екк^паьа) же (т. е. созванием или собранием) называется соответственно самой вещи, поелику всех созывает и вместе собирает (лаутад екшМабаь ш1 о^оА аиуа^еьу) *3 [Кирилл, 315].

О Церкви как о собрании говорится и в описаниях крещения и участия новокрещеного в первой Евхаристии. В «Дидахе» о Церкви говорится в евхаристических молитвах в эсхатологическом контексте собирания в Царстве Небесном:

Как был этот [Хлеб] преломленный рассеян по горам и, собранный (ота-Хбёу), стал един (е^ёуето еу), так да соберется (оиуахбщш) и Церковь (^ ек-кХ^оьа) Твоя от концов земли в Твое Царствие *1 [Дидахе, 52-53].

* Didache 9. 4

В Евхаристическом каноне «Апостольского предания» присутствует тот же мотив единения силой Святого Духа, что и в «Дидахе»:

.Мы просим, чтобы Ты послал Духа Твоего Святого на приношение Святой Церкви. Воедино собирая (П ипит ео^^апв6. — О. С.), даруй всем причащающимся святыни исполнение Духа Святого к утверждению веры. *2 [Апостольское предание, 284].

! Trad. Ap. 4

О Церкви как собрании говорилось и в миссионерских, и в апологетических текстах. Св. Иустин Философ в сочинении «Диалог с Трифоном Иудеем» характеризует верующих во Христа как одну душу ^ихА), одно собрание оиуауму^), одну церковь (^ьа еккАпоьа) *3 [Иустин, 237]. Полемизируя с языческим культом, Климент Александрийский в «Строматах», одном из первых христианских богословских сочинений, подчеркивает, что Церковью называется не какое-либо место, но «собрание избранных» (тму ек^ектму еккАпоьау) *4 [Климент, 212].

В одном из экзегетических текстов св. Ипполита Римского «Толкование на книгу пророка Даниила» мы также встречаем продолжение этой мысли о Церкви как собрании верующих и определенном качестве собрания — единомыслии:

*3 lust. Martyr. Dial. 63. 5

*4 Clem. Alex. Strom. 7. 5. 29

Церковью называется не самое место, не храм, даже сам по себе человек не может быть назван Церковью. Ведь храм (как строение) разрушается, а человек умирает. Но что же такое есть Церковь? Собрание святых, в правде живущих; единомыслие, которое есть путь святых к общению, — вот Церковь, этот духовный храм, насажденный на Христе *5 [Ипполит, 69].

Кроме единомыслия церковное собрание еще характеризуют особые близкие отношения его членов как детей одного Отца. «Бог подобен Pater Familias римской семьи. <,> Крещение вводит человека в семью Божию» [Меррас, 283]. Тот факт, что все христиане являются детьми Божьими и членами Его семьи, влечет за собой

*5 Hipp. In Dan. 1. 17

6. Congrego (лат.) — собирать, соединять, собирать в стадо.

* Orig. De orat. 28

*2 Ioan. Chrysost. Cat. 1. 1, серия А. Пападопуло-Керамевса

*3 Ioan. Chrysost. Cat. 4. 6, серия А. Пападопуло-Керамевса

и родные, «братские» отношения между верующими. Ориген учит своих слушателей, что к братии они должны относиться особым образом, так как имеют с ними общих мать и отца. «.Кто того не исполняет, что он обязан оказывать братьям, на том неисполненное остается долгом» * [Ориген, 105]. Свт. Иоанн Златоуст в избытке любви и радости обращается к своим оглашаемым как к братьям (еще до их крещения): «Я называю вас братьями еще прежде родов, и прежде рождения приветствую вас как родных» *2 [Иоанн Златоуст 3, 83]. Он считал, что братство — это один из даров Святого Духа, наравне с другими дарами. Крещаемые (взрослые и дети) принимают «освящение, праведность, усыновление, наследие, братство» *3 [Иоанн Златоуст 4, 132-133].

Церковь — народ, собранный вокруг епископа

Церковь практически с начала своего существования стала подвергаться опасности разделений. И в катехизических, и в некатехизических текстах можно встретить предостережения против этого. Во 2-й половине II в. в сочинениях сщмч. Игнатия Анти-охийского о единстве Церкви говорится в связи с единством во-*4 Ignat. Eph. 4 круг епископа *4. Есть различные точки зрения, почему в сочинениях Игнатия появляется такой отличный от, скажем, послания сщмч. Поликарпа Смирнского принцип церковного управления 7. Но так или иначе в разных исследованиях объединяющая функция епископа связывается с его ролью предстоятеля в богослужебном собрании 8. В III в. сщмч. Киприан Карфагенский через единство епископата (episcopatus unus) видел осуществление и видимое выявление единства вселенской Церкви. По Киприану, епископ —

эмпирическое выявление своей церкви, через него, как члена согласной множественности, его община становится членом единой вселенской церкви, и,

7. В середине XX в. подлинность средней редакции писем Игнатия даже оспаривалась рядом исследователей, которые относили эти послания скорее к концу II в. [Joly], или к III в. [Rius-Cаmps], или даже к IV в. [Weijenborg]. Об аргументах этих исследователей, а также контраргументах см.: [Брент, 102-152].

8. А. Брент, например, анализируя исторический контекст посланий св. Игнатия Антиохийского, отмечает, что целью Игнатия было достижение обще-

христианского единства между разными общинами, а основой такого единства, подобной основе единства греческих городов в Римской империи, может быть общий культ (мистерии). В связи с этим особую роль приобретает фигура епископа и сослужащих ему пресвитеров и дьяконов, которые «по аналогии с их языческими двойниками из ми-стериальных культов были для Игнатия носителями на себе образов Бога Отца, исполненного Духом совета апостолов и служащего Сына» [Брент, 143].

наоборот, через свою общину, как члена Христова тела, он — епископ — становится членом епископата [Афанасьев 2015, 149].

Эту мысль сщмч. Киприан Карфагенский выразил через свою знаменитую формулу, высказанную в письме к Флоренцию Пупиану:

Церковь... составляет народ, приверженный к священнику, и стадо, послушное своему пастырю. .Епископ — в Церкви и Церковь — в епископе, и кто не с епископом, тот и не в Церкви *1 [Киприан 2, 307].

В катехизической литературе II—V вв. о символической объединяющей роли епископа в церкви не говорится. В сочинении свт. Амвросия Медиоланского «О таинствах» епископ, пресвитеры и дьяконы упоминаются при изъяснении чинопоследования таинства Крещения *2. При этом Амвросий особенным образом отмечает царственное священство всего народа: «Каждый помазывается на священство, каждый помазывается на царство, но царство это духовное, и священство — духовное» *3 [Амвросий 1, 219].

Более того, в самых знаменитых огласительных текстах можно встретить довольно нелицеприятные высказывания о клириках. Так, свт. Кирилл Иерусалимский в «Поучениях огласительных» предостерегает оглашаемых от смущения, если они столкнутся в церкви со враждой среди епископов и клира (впрочем, как и между мирянами): «Когда в апостолах открылось предательство, то чему дивиться, если в епископах откроется братоненавиде-ние?» *4 [Кирилл, 235-236]. Свт. Иоанн Златоуст говорит своим оглашаемым, что преступать заповеди не может никто: ни священник, ни даже первоверховные апостолы, — и что не следует смотреть на «достоинство лиц» *5 [Иоанн Златоуст 3, 98]. Феодор Мопсуестийский говорил новопросвещенным, что если поведение священника достойное, то это приобретение для Церкви, а если нечестивое — то это потеря для всех *6 [Theodore2, 92].

Заключение

*1 Cypr. Carth. Ep. 69 ad Pupianum

*2 Ambros. Mediol. De sacr.

1. 3. 9-10;

2. 7. 24; 3. 2. 8 и др.

*3 Ambros. Mediol. De sacr. 4. 1. 3

*4 Cyr. Hieros. Catech. 15. 7

*5 Ioan. Chrysost. Cat. 1. 20, серия А. Пападопуло-Керамевса

*6 Theod. Mops. Hom. Catech. 15

Проведенный сравнительный анализ позволил увидеть различия в том, как о Церкви говорится в катехизических и некатехизических сочинениях 11-У вв. Все рассмотренные определения встречаются в некатехизической литературе, а в катехизических текстах происходит сознательный отбор тех определений, которые можно назвать первичными для экклезиологического

сознания Древней церкви. О Церкви как о собрании, о единомыслии и единодушии ее членов говорится, начиная с первых этапов оглашения и позднее, перед Крещением и при изъяснении таинств. Большинство примеров, которые нам удалось найти в катехизической литературе II-V вв., подчеркивают евангельское значение термина екк^поьа — собранность «воедино» перед лицом Божьим.

Экклезиологические концепции о роли епископа для единства Церкви, появившиеся в христианских сочинениях в конце II — середине III в., не нашли своего отражения в катехизических сочинениях рассматриваемого нами периода. Это могло быть связано с самими задачами катехизации, которая является введением человека в церковную традицию и христианскую жизнь, поэтому огласительная литература обычно включает в себя только базовые вопросы веры, оставляя целый ряд тем на последующий этап церковной жизни человека.

Сложнее обстоит дело с изъяснением на оглашении евхаристических, таинственных аспектов единства Церкви через раскрытие образа Тела Христова. Анализ катехизических источников II-V вв. показал, что далеко не во всех огласительных практиках этот образ и раскрытие его экклезиологического значения были центральными для свидетельства о Церкви (исключение — «Огласительные гомилии» Феодора Мопсуестийского). Святитель Иоанн Златоуст, например, в «Огласительных гомилиях» использует образ Тела Христова для научения этической заповеди о любви к братьям (членам одного Тела), а вот в гомилитическом «Толковании на Евангелие от Иоанна» подчеркивает через него сакраментальный аспект единства Церкви.

В современной практике катехизации на приходах желающего креститься человека быстро готовят к Крещению, а дальнейшее его воцерковление предполагается через участие в таинствах Покаяния и Евхаристии (причем зачастую понимаемых индивидуалистически) 9. Даже с позиции евхаристической эккле-зиологии, когда под воцерковлением подразумевается «вхождение новообращенного христианина в христианскую общину, собранную вокруг Евхаристической чаши» [Белановский и др., 7],

9. Например, в пособии, выдержавшем несколько изданий и переведенном на разные языки, «Во-церковление для начинающих церковную жизнь» прот. Александра Торика сказано: «Каждый христианин индивидуально под руководством своего

"духовника" идет тем или иным путем служения Богу. Но один путь, общий для всех христиан, — это. более частое посещение храма, участие в общей молитве, исповедь и причащение Святых Христовых Тайн» [Торик, 30].

о. и. СИДОРОВА • СВИДЕТЕЛЬСТВО ОГЛАШАЕМЫМ О ВЕРЕ В ЦЕРКОВЬ (НА ПРИМЕРЕ РАННЕХРИСТИАНСКИХ ИСТОЧНИКОВ 11-У ВЕКОВ)

свидетельство о Церкви в полноте возможно только через опыт участия в таинствах 10. Миссия в таком случае также опирается на богослужение (например, проведение «миссионерских литургий»). Вместе с тем раннехристианский опыт показывает, что свидетельство о Церкви как о единодушном и единомысленном собрании, уже на самых первых этапах оглашения, до участия оглашаемых в таинствах, позволит в дальнейшем полнее раскрыть перед ними необходимость опытно познанного братолюбия для достижения таинственного и мистического единства во Христе.

Источники

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Амвросий 1 = Амвросий Медиоланский, свт. О таинствах / Пер.

А. Гриня // Он же. Собрание творений. Т. 1. М. : Изд-во ПСТГУ, 2012. С. 179-265.

2. Амвросий 2 = Амвросий Медиоланский, свт. Объяснение Символа веры / Пер. А. Гриня // Он же. Собрание творений. Т. 1. М. : Изд-во ПСТГУ, 2012. С. 161-177.

3. Апостольское предание = Ипполит Римский, св. Апостольское предание / Пер. с лат., комм. свящ. Петра Бубуруза // Богословские труды. 1970. Вып. 5. С. 283-296.

4. Дидахе = Учение двенадцати апостолов (Дидахе) // Писания мужей апостольских. М. : Изд. Совет РПЦ, 2003. С. 25-63.

5. Игнатий = Послание святого Игнатия Антиохийского к смирнянам // Писания мужей апостольских. М. : Изд. совет РПЦ, 2003. С. 364-369.

6. Иоанн Златоуст 1 = Иоанн Златоуст, свт. Беседы на Евангелие Иоанна Богослова // Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе. Т. 10. Кн. 2. СПб. : Изд. СПбДА, 1904. С. 459-728.

7. Иоанн Златоуст 2 = Иоанн Златоуст, свт. Семь огласительных бесед (между 383 и 397 гг.) (серия А. Венгера). Оглашение второе // Он же. Огласительные гомилии. Тверь : Герменевтика, 2006. С. 164-174.

8. Иоанн Златоуст 3 = Иоанн Златоуст, свт. Четыре огласительные беседы (388 г.) (серия А. Пападопуло-Керамевса). Оглашение первое // Он же. Огласительные гомилии. Тверь : Герменевтика, 2006. С. 83-101.

10. Ср. высказывание прот. Георгия Флоровского: «Христианская община. является сакраментальной общиной. Только в таинствах христианская община превосходит обычную человеческую меру и становится Церковью» [Флоровский 2000б, 189].

В связи с этим он даже высказывал опасение, что определение Церкви как «собрания верующих», а не как Его собственного Тела, может привести к превращению учения о Церкви в «харизматическую социологию» [Флоровский 2000а, 607].

9. Иоанн Златоуст 4 = Иоанн Златоуст, свт. Четыре огласительные беседы (388 г.) (серия А. Пападопуло-Керамевса). Оглашение четвертое // Он же. Огласительные гомилии. Тверь : Герменевтика, 2006. С. 130-141.

10. Ипполит = Ипполит Римский. Толкование на книгу пророка Даниила. М. : Изд-во им. святителя Игнатия Ставропольского, 1998. 167 с.

11. Иустин = Иустин Философ и Мученик. Диалог с Трифоном Иудеем // Сочинения св. Иустина, Философа и мученика. М. : Университетский типограф, 1892. С. 132-362.

12. Киприан 1 = Киприан Карфагенский, сщмч. Книга о единстве Церкви // Творения сщмч. Киприана Епископа Карфагенского. Ч. 1. Киев : Тип. Г. Т. Корчак-Новицкого, 1879. С. 170-192. (Библиотека творений св. отцов и учителей Церкви западных, издаваемая при Киевской Духовной Академии.)

13. Киприан 2 = Киприан Карфагенский, сщмч. Письмо к Флоренцию Пупиану о поносителях // Творения св. сщмч. Киприана Карфагенского. Т. 1 : Письма. 2-е изд. Киев : Тип. Г. Т. Корчак-Новицкого, 1891. С. 301-309.

14. Кирилл = Кирилл Иерусалимский, свт. Поучения огласительные // Он же. Поучения огласительные и таинствоводственные. М. : Благовест, 2010. С. 18-323.

15. Климент = Климент Александрийский. Строматы : В 3 т. Т. 3 : Кн 6-7 / Сост. Е. В. Афонасин. СПб. : Изд-во Олега Абышко, 2003. 368 с.

16. Ориген = Ориген. Толкование на молитву «Отче наш» (из трактата

«О молитве») // Отцы и учители церкви III века : Антология : В 2 т. Т. 2 / Сост., биогр. и библиогр. ст. иером. Иларион (Алфеев). М. : Либрис, 1996. С. 79-124.

17. Theodore 1 = Theodore of Mopsuestia. Commentary on the Nicene Creed / Ed. A. Mingana. Cambridge : Heffer & Son Limited, 1932. P. 19-116. (Woodbrooke Studies; 5).

18. Theodore 2 = Theodore of Mopsuestia. Commentary on the Lord's Prayer, Baptism and the Eucharist. Cambridge : Heffer & Son Limited, 1933 P. 1-123. (Woodbrooke Studies; 6).

Литература

1. Афанасьев 2003 = Афанасьев Николай, протопр. Трапеза Господня. Киев : Храм прп. Агапита Печерского, 2003. 176 с.

2. Афанасьев 2005 = Афанасьев Николай, протопр. Церковь Духа Святого. Киев : Центр православной книги, 2005. 480 с.

3. Афанасьев 2015 = Афанасьев Николай, протопр. Две идеи вселенской Церкви // Он же. Церковь Божия во Христе : Сборник статей /

[Сост. А. А. Платонов; сост., пер., ред. В. В. Александров; пер. свящ. Ф. Парфенов]. М. : Изд-во ПСТГУ, 2015. С. 146-160.

4. Белановский и др. = Белановский Ю. С., Ракушин А. В., Шестаков А. А. Катехизация в Русской Православной Церкви на современном этапе : Учебное пособие для слушателей курсов по подготовке катехизаторов, миссионеров и церковных педагогов. М. : Синод. отдел по религиозному образованию и катехизации, 2007. 39 с.

5. Брент = Брент А. Игнатий Антиохийский : Епископ-мученик и происхождение епископата. М. : ББИ, 2012. 188 с.

6. Булгаков = Булгаков Сергий, прот. Невеста Агнца. М. : Общедоступный православный ун-т, основанный прот. Александром Менем, 2005. 656 с.

7. Бэр = Бэр Джон, прот. Тринитарная сущность Церкви // Церковь и время. 2004. № 28. С. 164-185.

8. Василиадис = Василиадис П. Библейский контекст понятия «экклесия» (екк^поьа) и его позднейшее применение в православной экклезиоло-гии // Вестник СФИ. 2019. Вып. 31. С. 9-29.

9. Гаврилюк = Гаврилюк П. История катехизации в древней церкви / Под. ред. свящ. Георгия Кочеткова. М. : СФИ, 2001. 320 с., 16 с. цв. ил.

10. Дашевская 2018 = Дашевская З. Представления о Церкви в чинах по-ставления на служение // Евхаристическая экклезиология сегодня: восприятие, воплощение, развитие : Материалы международной научно-практической конференции (Москва — Московская область, 10-12 мая 2017 г.). М. : СФИ, 2018. С. 273-290.

11. Дашевская 2019 = Дашевская З. Репрезентация церковного собрания в литургических действиях, молитвах и толкованиях евхаристии // Вестник СФИ. 2019. Вып. 29. С. 19-34.

12. Ианнуарий = Ианнуарий (Ивлиев), архим. Церковь Христова в посланиях святого апостола Павла // Альфа и Омега. 2004. № 1 (39). С. 13-24.

13. Иларион = Иларион (Алфеев), митр. Православие : В 2 т. Т. 1. М. : Сретенский монастырь, 2010. 864 с.

14. Кочетков = Кочетков Георгий, свящ. Таинство веры в Церковь // Вестник РСХД. 2012. № 200. С. 45-65.

15. Мейендорф = Мейендорф Иоанн, прот. Введение в святоотеческое богословие. Минск : Лучи Софии, 2007. 360 с.

16. Меррас = Меррас М. Некоторые важнейшие аспекты Крещения и Миропомазания в ранневизантийской традиции // Православное учение

о церковных таинствах : Материалы V международной богословской конференции Русской православной Церкви (Москва, 13-16 ноября 2007 г.) : В 3 т. Т. 1 : Таинства в целом. Крещение и Миропомазание. Евхаристия : Литургические аспекты. М. : Синодальная библейско-бого-словская комиссия, 2009. С. 280-294.

17. Пучкова = Пучкова С. С. «Огласительные гомилии» Феодора Мопсуе-стийского: история публикации текста и особенности содержания // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2016. Вып. 4 (66). С. 24-43.

18. Тафт = Тафт Р.-Ф. Когда в Константинополе исчез катехуменат? // Он же. Статьи : В 2 т. Т. 2 : Литургика. Омск : Голованов, 2011. С. 351-366.

19. Торик = Торик Александр, прот. Воцерковление для начинающих церковную жизнь. М : Флавиан-пресс, 2013. 134, [3] с.

20. Традиция = Традиция святоотеческой катехизации : Коллективная научная монография / Под науч. ред. свящ. Георгия Кочеткова. М. : СФИ, 2014. 176 с.

21. Уильямс = Уильямс Р. О Христианском богословии. М. : ББИ св. ап. Андрея, 2004. 174 с.

22. Флоровский 2000а = Флоровский Георгий, прот. Христос и Его Церковь : Тезисы и критические замечания // Лосский В. Н. Богословие и богови-дение : Сборник статей / Под общ. ред. В. Пислякова. М. : Изд-во Свято-Владимирского братства, 2000. С. 600-615.

23. Флоровский 2000б = Флоровский Георгий, прот. Церковь: ее природа и задача // Он же. Избранные богословские статьи. М. : Пробел, 2000. С. 186-200.

24. Хулап = Хулап Владимир, прот. Формирование системы катехумената во II-III вв. // Возможна ли сегодня святоотеческая катехизация в церкви? : Сборник материалов в помощь катехизатору. М. : СФИ, 2012. С. 23-30.

25. Чельцов = Чельцов И. Древние формы Символа веры Православной Церкви или так называемые Апостольские символы. СПб. : Тип. Деп. уделов, 1869. VI, 211 с.

26. Banks = Banks R. J. Paul's Idea of Community : The Early House Churches in Their Cultural Setting. Rev. ed. Grand Rapids : Baker Academic, 1994. 248 p.

27. Bradshaw = Bradshaw P. F. The Gospel and the Catechumenate in the Third Century // JTS. 1999. V. 50. P. 143-152.

28. Dujarier = Dujarier M. A History of the Catechumenate : The First Six Centuries. New York : Sadlier, 1979. 143 p.

29. Ferguson = Studies in Early Christianity : A Collection of Scholarly Essays / Ed. E. Ferguson. V. 11 : Conversion, Catechumenate, and Baptism in the Early Church. New York : Garland, 1993. 456 p.

30. Finn = Finn T. M. Early Christian Baptism and the Catechumenate : Italy, North Africa, and Egypt. Collegeville, MN : Michael Glazier, 1992. xiv, 218 p.

31. Harmless = Harmless W. Augustine and the Catechumenate. Collegeville, M N : Liturgical Press, 1995. xii, 406 p.

32. Mazza = Mazza E. Mystagogy : A Theology of Liturgy in the Patristic Age. New York : Pueblo Publishing Company, 1989. 228 p.

33. Minear = Minear P. S. Images of the Church in the New Testament. Philadelphia : Westminster, 1960. 294 p.

34. Rius-Camps = Rius-Camps J. The Four Authentic Letters of Ignatius the Martyr. Rome : Pontificium Institutum Orientalium Studiorum, 1980. 413 p. (Orientalia Christiana Analecta; 213).

35. Stewart = Stewart A. Catechumenate and contra-culture: the social process of catechumenate in third-century Africa and its development // St. Vladimir's Theological Quarterly. 2003. V. 47. N. 3-4. P. 289-306.

36. Weijenborg = Weijenborg R. Les letters d'Ignace d'Antiochö Etude de critique litteraire et de theologie. Leiden : E. J. Brill, 1969. 474 p.

37. Каруирщ = Kap|iipns I. Орбобо^ос; EiodnoioXovia. AG^vai, 1973. 836 o.

Список сокращений

Ambros. Mediol. De sacr. Амвросий Медиоланский. О таинствах

Ambros. Mediol. Expl. Symb. Амвросий Медиоланский. Объяснение

Церкви

Сург. СагЛ. Ер. 63 ad СаееШив Киприан Карфагенский. Письмо 63,

к Цецилию

Сург. СагА. Ер. 69 ad Рир[апит Киприан Карфагенский. Письмо 69,

к Флоренцию Пупиану Суг. Швтов. СМееИ. Кирилл Иерусалимский. Поучения огла-

Aug. Serm. 272 Clem. Alex. Strom. Cypr. Carth. De Unitate.

Символа веры Августин. Письмо 272 Климент Александрийский. Строматы Киприан Карфагенский. О единстве

Iust. Martyr. Dial.

loan. Chrysost. Cat. loan. Chrysost. In loan.

Didah Hipp. In Dan

Ign. Smirn.

Ignat. Eph.

Cyr. Hieros. Mystag.

сительные

Кирилл Иерусалимский. Поучения тайно-водственные

Дидахе. Учение двенадцати апостолов Ипполит Римский. Толкование на книгу пророка Даниила

Игнатий Антиохийский. Послание к смирнянам

Игнатий Антиохийский. Послание к ефе-сянам

Иоанн Златоуст. Огласительные поучения Иоанн Златоуст. Толкование на Евангелие от Иоанна

Иустин Философ. Диалог с Трифоном Иудеем

Orig. De orat.

Theod. Mops. Hom. Catech.

Ориген. О молитве

Феодор Мопсуестийский. Огласительные гомилии

Апостольское предание

The Journal of Theological Studes

Trad. Ap. JTC

0. I. Sidorova

Testimony to the catechumens of faith in the Church (on the example of early Christian sources from the 2nd to the 5th centuries)

The article is devoted to the understudied issue of the testimony to the catechumens of faith in the Church. On the example of early Christian sources from the 2nd to the 5th centuries, a comparison is made of the usage of three definitions in catechistic and non-catechistic texts: "Church is the body of Christ", "Church is the assembly of believers" and "Church is the people gathered around the bishop". As a result, a conclusion is drawn about the peculiarities of the testimony of the Church to the catechumens in comparison with faithful members of the Church. In catechetical texts there is a conscious selection of those definitions, which can be called primary for ecclesiological consciousness of the Ancient Church. Important for a number of ancient texts, the idea of the unity of the Church around the Bishop is not reflected in catechetical texts, while the definition of the Church as an Assembly of believers is already found at the earliest stages of the catechism. The revelation of the Eucharistic, mysterious aspects of the unity of the Church through the image of the Body of Christ in different catechetical practices was carried out in different ways. In Theodore of Mopsuestia's "Catechetical Homilies" this sacramental aspect is one of the central, whereas Clement of Alexandria and St. John Chrysostom reveal through the image of the Body of Christ, first and foremost, the ethical commandment of love for brothers — members of the same Body.

keywords: Church, the Body of Christ, Assembly of believers, catechetical homilies, sacraments.

References

SOURCES

1. Ambrose of Milan, st. (2012). "Ob"iasnenie Simvola very" ["Explanation of the Creed"], in Idem. Sobranie tvorenii: Na latinskom Irusskom iazykakh

О. И. СИДОРОВА • СВИДЕТЕЛЬСТВО ОГЛАШАЕМЫМ О ВЕРЕ В ЦЕРКОВЬ (НА ПРИМЕРЕ РАННЕХРИСТИАНСКИХ ИСТОЧНИКОВ 11-У ВЕКОВ)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[Collection of creations : In Latin and Russian] : In 6 v., v. 1, Moscow : Publ. St. Tikhon's Orthodox University, pp. 161-177 (Russian translation).

2. Ambrose of Milan, st. (2012). "O tainstvakh" ["On the Sacraments"], in Idem. Sobranie tvorenii: Na latinskom I russkom iazykakh [Collection of creations : In Latin and Russian] : In 6 v., v. 1, Moscow : Publ. St. Tikhon's Orthodox University, pp. 179-265 (Russian translation).

3. Clement of Alexandria, st. (2003). Stromaty [The Stromata] : In 3 v., v. 3 : Books 6-7. St. Petersburg : Publ. Olega Abyshko (Russian translation).

4. Cyprian of Carthage, st. (1879). "Kniga o edinstve Tserkvi" ["On the Unity of the Church"], in Tvoreniia Sviashchennomuchenika Kipriana Episkopa Karfagenskogo [Works of St. Cyprian of Carthage], v. 1, Kiev : Tip. G. T. Korchak-Novitskogo, pp. 170-192 (Russian translation).

5. Cyprian of Carthage, st. (1891). "Pis'mo k Florentsiiu Pupianu o ponosite-liakh" ["The Letter to Florentius, also called Puppianus"], in Tvoreniia Sviashchennomuchenika Kipriana Episkopa Karfagenskogo [Works of Cyprian of Carthage], v. 1, 2 ed., Kiev : Tip. G. T. Korchak-Novitskogo, pp. 301-309 (Russian translation).

6. Cyril of Jerusalem, st. (2010). "Poucheniia oglasitel'nye" ["The Catechetical Homilies"], in Idem. Poucheniia oglasitel'nye i tainstvovodstvennye [The Catechetical and Mystagogical Homilies]. Moscow : Blagovest, pp. 18-323 (Russian translation).

7. Hippolytus of Rome, st. (1998). Tolkovanie na knigu proroka Daniila [Commentary on Daniel]. Moscow : Publ. of St. Ignatius of Stavropol (Russian translation).

8. Hippolytus of Rome, st. "Apostol'skoe predanie" ["Apostolic Traditions"], transl. priest Petr Buburuz. Bogoslovskie Trudy, 1970, v. 5, pp. 283-296 (Russian translation).

9. Ignatius of Antioch, St. (2003). "Poslanie k smirnianam" ["Epistle to the Smyrnaeans"], in Pisaniia muzhei apostol'skikh [The writings of the Apostolic Fathers]. Moscow : Publishing Council of the Russian Orthodox Church,

pp. 364-369 (Russian translation).

10. John Chrysostom, st. (1904). "Besedy na Evangelie Ioanna Bogoslova" ["Homilies on the Gospel of John"], in Tvoreniia sviatogo ottsa nashego Ioanna Zlatousta, arkhiepiskopa Konstantinopol'skogo, v russkom perevode [Works of our Holy Father John Chrysostom, Archbishop of Constantinople, in Russian] : In 12 v., v. 10, book 2, St. Petersburg : St. Petersburg Theological Academy, pp. 459-728 (Russian translation).

11. John Chrysostom, st. (2006). "Chetyre oglasitel'nye besedy (388) (seriia A. Papadopulo-Keramevsa). Oglashenie pervoe" ["Four catechism Homilies (388) (A. Papadopulo-Keramevs' Series). First"], in Idem. Oglasitel'nye

gomiliiies [The Catechetical Homilies], Tver : Germenevtika, pp. 83-101 (Russian translation).

12. John Chrysostom, st. (2006). "Chetyre oglasitel'nye besedy (388) (seriia A. Papadopulo-Keramevsa). Oglashenie chetvertoe" ["Four catechism Homilies (388) (A. Papadopulo-Keramevs' Series). Fourth"], in Idem. Oglasitel'nye gomiliiies [The Catechetical Homilies], Tver : Germenevtika, pp. 130-141 (Russian translation).

13. John Chrysostom, st. (2006). "Sem' oglasitel'nykh besed (mezhdu 383

i 397 gg.) (seriia A. Vengera). Oglashenie vtoroe" ["Seven catechism Homilies (between 383 and 397) (A. Venger's Series). Second"], in Idem. Oglasitel'nye gomiliiies [Baptismal instruction]. Tver : Germenevtika, pp. 164-174 (Russian translation).

14. Justin Philosopher and Martyr (1982). "Dialog s Trifonom Iudeem" ["Dialogue with Trypho"], in Idem. Sochineniia Sv. Iustina Filosofa i muche-nika [Works of Justin Philosopher and Martyr], Moscow : University Printing House, pp. 132-362 (Russian translation).

15. Origen (1996). "Tolkovanie na molitvu 'Otche nash' (iz traktata 'O molitve')" ["Commentary on the Lord's Prayer"], in Ottsy i uchiteli tserkviIIIveka : Antologiia [Fathers and Teachers of the Church of III Century : Anthology] : In 2 v., v. 2, Moscow : Libris, pp. 79-124 (Russian translation).

16. Theodore of Mopsuestia (1932). Commentary on the Nicene Creed. Cambridge : Heffer & Son Limited, pp. 19-116 (Woodbrooke Studies; 5).

17. Theodore of Mopsuestia. Commentary on the Lord's Prayer, Baptism and the Eucharist. Cambridge : Heffer & Son Limited, 1933, pp. 1-123 (Woodbrooke Studies; 6).

18. "Uchenie dvenadtsati apostolov" ["The Didache"], in Pisaniia muzhei apostol'skikh [The writings of the Apostolic Fathers], Moscow : Publishing Council of the Russian Orthodox Church, 2003, pp. 25-63.

LITERATURE

1. Afanas'ev Nikolas, protopr. (2003). Trapeza Gospodnia [Lord's Supper]. Kiev : Khram prep. Agapita Pecherskogo (in Russian).

2. Afanas'ev Nikolas, protopr. (2005). Tserkov'Dukha Sviatogo [Church of the Holy Spirit]. Kiev : Tsentr pravoslavnoi knigi (in Russian).

3. Afanas'ev Nikolas, protopr. (2015). "Dve idei vselenskoi Tserkvi" ["Two Ideas of Universal Church"], in Idem. Tserkov'Bozhiia vo Khriste : Sbornikstatei [The Church of God in Christ : Collected articles], Moscow : Publ. St. Tikhon's Orthodox University, pp. 146-160 (in Russian).

4. Banks R. J. (1994). Paul's Idea of Community: The Early House Churches in Their Cultural Setting, Rev. ed., Grand Rapids : Baker Academic.

О. И. СИДОРОВА • СВИДЕТЕЛЬСТВО ОГЛАШАЕМЫМ О ВЕРЕ В ЦЕРКОВЬ 133

(НА ПРИМЕРЕ РАННЕХРИСТИАНСКИХ ИСТОЧНИКОВ II-V ВЕКОВ)

5. Behr John, archpriest (2004). "Trinitarnaia sushchnost' Tserkvi" [The Trinitarian Being of the Church]. Tserkov' i vremia, 2004, n. 28, pp. 164-185 (Russian translation).

6. Belanovskii Iu. S., Rakushin A. V., Shestakov A. A. (2007). Katekhizatsiia v Russkoi pravoslavnoi Tserkvi na sovremennom etape : Uchebnoe posobie dlia slushatelei kursov po podgotovke katekhizatorov, missionerov i tserkovnykh pedagogov [Catechesis in the Russian Orthodox Church at the present stage: study guide for catechists, missionaries, and church teachers]. Moscow : Sinodal'nyi otdel po religioznomu obrazovaniiu i katekhizatsii (in Russian).

7. Bradshaw P. F. (1990). "The Gospel and the Catechumenate in the Third Century". JTS, 1999, v. 50, pp. 143-152.

8. Brent A. (2012). Ignatii Antiokhiiskii: Episkop-muchenik iproiskhozhdenie episkopata [Ignatius of Antioch : A Martyr Bishop and the origin of Episcopacy]. Moscow : St. Andrew's Biblical Theological Institute (Russian translation).

9. Bulgakov Sergii, archpriest (2005). Nevesta Agntsa [Bride of the Lamb]. Moscow : Obshchedostupnyi pravoslavnyi un-t, osnovannyi prot. Aleksandrom Menem (in Russian).

10. Cheltsov I. (1869). Drevnie formy Simvola very Pravoslavnoi Tserkvi ili tak nazyvaemye Apostol'skie simvoly [Ancient forms of the Creed of the Orthodox Church or the so-called Apostolic Creeds]. St. Petersburg : Tipografiia departamenta udelov (in Russian).

11. Dashevskaya Z. (2018). "Predstavleniia o Tserkvi v chinakh postavleniia na sluzhenie" ["The Notion of Church in Ordination Rites"], in Evkharisti-cheskaia ekkleziologiia segodnia: vospriiatie, voploshchenie, razvitie : Mate-rialy mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii (Moskva — Mos-kovskaia oblast', 10-12 maia 2017 g.) [Eucharistic Ecclesiology Today : How We Perceive, Apply And Develop It : Materials of the International Theological and Research Conference (Moscow — Moscow region, May 10-12, 2017)], Moscow : SPhI, pp. 273-290 (in Russian).

12. Dashevskaya Z. (2019). "Reprezentatsiia tserkovnogo sobraniia v liturgi-cheskikh deistviiakh, molitvakh i tolkovaniiakh evkharistii" ["Church Gathering Represented in Liturgical Actions, Prayers and Interpretations of the Eucharist"]. The Quarterly Journal of SPhI, 2019, v. 29, pp. 19-34 (in Russian).

13. Dujarier M. (1979). A History of the Catechumenate : The First Six Centuries. New York : Sadlier.

14. Ferguson E. (ed.) (1993). Studies in Early Christianity: A Collection of Scholarly Essays, v. 11 : Conversion, Catechumenate, and Baptism in the Early Church. New York : Garland.

15. Finn T. M. (1992). Early Christian Baptism and the Catechumenate : Italy, North Africa, and Egypt. Collegeville, MN : Michael Glazier.

16. Florovsky George, archpriest (2000). "Khristos i Ego Tserkov : Tezisy i kriticheskie zamechaniia" ["Christ and His Church : Suggestions and Comments"], in V. Lossky. Bogoslovie i bogovidenie : Sbornikstatei [Theology and the Vision of God : A Collection of Articles], Moscow : Press. Sviato-Vladimirskogo bratstva, pp. 600-615 (in Russian).

17. Florovsky George, archpriest (2000). "Tserkov': ee priroda i zadacha" ["The Church : Her Nature and Task"], in Ibid. Izbrannye bogoslovskie stat'i [Selected Theological Articles], Moscow : Probel, 2000, pp. 186-200 (in Russian).

18. Gavriliuk P. (2001). Istoriia katekhizatsii v drevnei tserkvi [History of catechization in the early Church]. Moscow : SPhI (in Russian).

19. Harmless W. (1995). Augustine and the Catechumenate. Collegeville, M N : Liturgical Press.

20. Hulap Vladimir, archpriest (2012). "Formirovanie sistemy katekhumenata vo II—III vv." [Formation of the catechumenate system in the 2nd—3rd centuries], in Vozmozhna li segodnia sviatootecheskaia katekhizatsiia v tserkvi? : Sbornik materialov v pomoshch' katekhizatoru [Is patristic catechesis possible in the church today? : Collection of writings to help the catechist], Moscow : SPhI, pp. 23—30 (in Russian).

21. Iannuarii (Ivliev), archimandrite (2004). "Tserkov' Khristova v poslaniiakh sviatogo apostola Pavla" ["Church of Christ in the Epistles of St. Paul"]. Al'fa i Omega, 2004, n. 1 (39), pp. 13—24 (in Russian).

22. Ilarion (Alfeev), metropolitan (2010). Pravoslavie [Orthodoxy] : In 2 v., v. 1. Moscow : Sretenskii monastyr' (in Russian).

23. Kochetkov Georgy (ed.) (2014). Traditsiia sviatootecheskoi katekhizatsii: Kollektivnaia nauchnaia monografiia [Catechesis in the Tradition of the Holy Fathers : A collective scientific monograph]. Moscow : SPhI (in Russian).

24. Kochetkov Georgy, priest (2012). "Tainstvo very v Tserkov' : Opyt sovremennoi mistagogii" ["The Sacrament of Faith in the Church : The Experience of Modern Mystagogy"]. Vestnik russkogo khristianskogo dvizheniia, 2012, n. 200, pp. 45—65 (in Russian).

25. Mazza E. (1989). Mystagogy: A Theology of Liturgy in the Patristic Age. New York : Pueblo Publishing Company.

26. Merras M. (2009). "Nekotorye vazhneishie aspekty Kreshcheniia i Miro-pomazaniia v rannevizantiiskoi traditsii" ["Some Basic Aspects of the Sacraments of Baptism and Holy Chrism in the Early Byzantine Tradition"], in Pravoslavnoe uchenie o tserkovnykh tainstvakh : Materialy V mezhdunarodnoi bogoslovskoi konferentsii Russkoi pravoslavnoi Tserkvi (Moskva, 13-16 noiabria 2007 g.) [Orthodox teaching on the sacraments of the church :

О. И. СИДОРОВА • СВИДЕТЕЛЬСТВО ОГЛАШАЕМЫМ О ВЕРЕ В ЦЕРКОВЬ (НА ПРИМЕРЕ РАННЕХРИСТИАНСКИХ ИСТОЧНИКОВ 11-У ВЕКОВ)

Proceedings of the 5th International Theological Commission of the Russian Orthodox Church (Moscow, November 13-16, 2007)] : In 3 v., v. 1, Moscow : Sinodal'naia bibleisko-bogoslovskaia komissiia, pp. 280-294 (Russian translation).

27. Meyendorff John, archpriest. Vvedenie v sviatootecheskoe bogoslovie [An Introduction to the Patristic Theology]. Minsk : Luchi Sofii (in Russian).

28. Minear P. S. (1960). Images of the Church in the New Testament. Philadelphia : Westminster.

29. Puchkova S. (2016). " 'Oglasitel'nye gomilii' Feodora Mopsuestiiskogo: istoriia publikatsii teksta i osobennosti soderzhaniia" [" 'The catechetical homilies' of Theodore of mopsuestia: the publishing history and their contents"]. VestnikPravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia I : Bogoslovie. Filosofiia. Religiovedenie, 2016, v. 66, pp. 24-43 (in Russian).

30. Rius-Camps J. (1980). The Four Authentic Letters of Ignatius the Martyr. Rome : Pontificium Institutum Orientalium Studiorum. (Orientalia Christiana Analecta; 213).

31. Stewart A. (2003). "Catechumenate and contra-culture: the social process of catechumenate in third-century Africa and its development". St. Vladimir's Theological Quarterly, 2003, v. 47, n. 3-4, pp. 289-306.

32. Taft R. F. (2011). Kogda v Konstantinopole ischez katekhumenat? ["When Did the Catechumenate Die Out in Constantinople"], in Ibid. Stat'i [Articles] : In 2 v., v. 2, Omsk : Golovanov, pp. 351-366 (Russian translation).

33. Torik Aleksandr, archpriest (2013). Votserkovlenie dlia nachinaiushchikh tserkovnuiuzhizn' [Churching — For Beginners to Church Life]. Moscow : Flavian-press (in Russian).

34. Vassiliadis P. (2019). "Bibleiskii kontekst poniatiia 'ekklesiia' (èiocXn-oia) i ego pozdneishee primenenie v pravoslavnoi ekkleziologii" ["The Biblical Background of èiCK^noia and its Later Application in the Orthodox Ecclesiology"]. The Quarterly Journal of SPhI, 2019, v. 31, pp. 9-29 (Russian translation).

35. Weijenborg R. (1969). Les letters d'Ignace d'Antioch Etude de critique litteraire et de theologie. Leiden : E. J. Brill.

36. Williams R. (2004). OKhristianskom bogoslovii [On Christian Theology]. Moscow : St. Andrew's Biblical Theological Institute.

37. Kap|iipnç I. (1973). Op6ôôo^oç EicicXnoioXoYÎa. A6^vai.

Abbreviations

Ambros. Mediol. De sacr. Ambrose of Milan. On the Sacraments

Ambros. Mediol. Expl. Symb. Ambrose of Milan. Explanation of the Creed

Aug. Serm. 272 Clem. Alex. Strom. Cypr. Carth. De Unitate.

Cypr. Carth. Ep. 63 ad Caecilius Cypr. Carth. Ep. 69 ad Pupianum

Cyr. Hieros. Catech.

Cyr. Hieros. Mystag.

Didache

Hipp. In Dan Ign. Smirn.

Ignat. Eph. Ioan. Chrysost. Cat.

Ioan. Chrysost. In Ioan.

Iust. Martyr. Dial.

Orig. De orat.

Theod. Mops. Hom. Catech.

Trad. Ap. JTC

Augustin. The Letter 272 Clement of Alexandria. The Stromata Cyprian of Carthage. On the Unity of the Church

Cyprian of Carthage. The Letter to Caecilius Cyprian of Carthage. The Letter to Florentius, also called Puppianus Cyril of Jerusalem. The Catechetical Homilies

Cyril of Jerusalem. The Mystagogical Homilies

Didache. The writings of the Apostolic Fathers

Hippolytus of Rome. Commentary on Daniel Ignatius of Antioch. Epistle to the Smyrnaeans

Ignatius of Antioch. Epistle to the Ephesians John Chrysostom. The Catechetical Homilies

John Chrysostom. Homilies on the Gospel of John

Justin Philosopher and Martyr. Dialogue with Trypho, a Jew

Origen. Commentary on the Lord's Prayer Theodore of Mopsuestia. The Catechetical Homilies

Apostolic tradition

The Journal of Theological Studes

Сидорова О. И. Свидетельство оглашаемым о вере в Церковь (на примере раннехристианских источников 11-У вв.) // Вестник Свято-Филаретовского института. 2020. Вып. 35. С. 116-136. БОТ: 10.25803^1.2020.35.3.005

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.