Научная статья на тему 'Аюкинские калмыки: к истории этнической группы'

Аюкинские калмыки: к истории этнической группы Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
188
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАШКИРЫ / BASHKIRS / АЮКИНСКИЕ КАЛМЫКИ / AYUKINSKY KALMYKS / РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ / RUSSIAN EMPIRE / ВОТЧИННОЕ ПРАВО НА ЗЕМЛЮ / PATRIMONIAL RIGHT TO LAND / ЭТНИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ETHNIC INTEGRATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Самигулов Гаяз Хамитович

Анализируется версия Б. А. Азнабаева об интеграции одной из этнических групп, аюкинских калмыков, в состав башкир. По мнению автора статьи, рассматриваемая реконструкция противоречит документальным свидетельствам и игнорирует роль государства, которая была решающей в формировании группы аюкинских калмыков и получении ими прав на землю.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ayukinsky Kalmyks: on history of the ethnic group

This article analyses B.A. Aznabaev’s version concerning the integration of Ayukinsky Kalmyks, an ethnic group, in the Bashkirs. It is proved that this reconstruction contradicts the documentary evidence. Besides, B.A. Aznabaev completely ignores the role of the State in the formation of the Ayukinsky Kalmyks group and in their getting right to the land, which was the key factor in this case.

Текст научной работы на тему «Аюкинские калмыки: к истории этнической группы»

Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 14 (369). История. Вып. 64. С. 45-50.

УДК 930.2

ББК (Т)63.3(2)46; (Т)63.3(2)6-36; (Т)63.3(235.55)

Г. Х. Самигулов

АЮКИНСКИЕ КАЛМЫКИ: К ИСТОРИИ ЭТНИЧЕСКОЙ ГРУППЫ

Анализируется версия Б. А. Азнабаева об интеграции одной из этнических групп, аюкинских калмыков, в состав башкир. По мнению автора статьи, рассматриваемая реконструкция противоречит документальным свидетельствам и игнорирует роль государства, которая была решающей в формировании группы аюкинских калмыков и получении ими прав на землю.

Ключевые слова: башкиры; аюкинские калмыки; Российская империя; вотчинное право на землю; этническая интеграция.

Эта статья написана как ответ на работу уважаемого Б. А. Азнабаева, опубликовавшего в «Вестнике Башкирского университета» работу «Интеграция аюкинских калмыков в башкирский народ»1. Ее содержание понятно из названия -включение в состав башкирского народа одного из компонентов, которые во множестве вошли в башкирский этнос в ходе его формирования и развития. Но при этом в статье спорные и, на наш взгляд, ошибочные положения методического и фактического характера, которые фактически сводят на нет выкладки автора. Постараюсь показать это, опираясь как на опубликованные, так и на вновь выявленные материалы.

Итак, Б. А. Азнабаев пишет, что А. З. Асфан-дияров в ходе полемики с Д. М. Исхаковым категорично заявил, что тептярям из татар, мордвы, удмуртов, марийцев, а также мишарям-при-пущенникам был закрыт доступ на башкирские вотчинные земли в качестве их владельцев. Лишь в редчайших случаях их представители могли стать башкирами-вотчинниками. Это случалось тогда, когда кого-то из них усыновляли вотчинники или женили на вдове владельца земли. Пасынок, мать которого выходила замуж за вотчинника, в благоприятных условиях мог получить права своего отчима. И это случалось лишь в исключительных случаях, не систематически. «Таким образом, выдающийся башкирский историк считал, что только вариант адопции (усыновление и браки) допускал возможность проникновения в башкирский народ представителей других этнических групп. Вместе с тем, в башкиры ассимилируют группы калмыков, каракалпаков и казахов, адопция которых была невозможна в силу их многочисленности и компактности обитания. Какая модель

1 Азнабаев Б. А. Интеграция аюкинских калмыков... С. 1613-1615.

этнического взаимодействия имела место в подобных ситуациях?»2.

В своей статье Б. А. Азнабаев попытался рассмотреть характер включения в башкирский народ аюкинских калмыков. Он отмечает, что, в отличие от каракалпаков и казахов, калмыки и башкиры не имели представлений об общности родовой истории, исповедовали разные религии и говорили на разных языках. Таким образом, культурные препятствия для инкорпорации калмыков в башкирский народ были гораздо более значительными, чем у других этнических групп, обитавших в крае в это время. Исходя из этого, автор задается вопросом: что же тогда легло в основу этнического сближения2?

Далее Б. А. Азнабаев пишет: «Р. Г. Кузеев отмечает, что численность аюкинских калмыков, ассимилированных башкирами к началу XIX века, составляла 30-40 тысяч человек. По его же расчетам, к этому времени башкирское население составляло 250-275 тысяч человек. Переселение этой группы калмыков в Уфимский уезд в начале 90-х годов XVII века было вызвано централизаторской политикой Аюки, который в 1690 году получил ханские атрибуты власти из рук Далай-ламы»2.

Оставим пока в стороне тезис о группах населения, которым был закрыт доступ на башкирские земли в качестве вотчинников. Пока что обратимся к количественным характеристикам группы аюкинских калмыков конца XVIII в. 30-40 тысяч человек - это очень много. Каким образом такая огромная группа могла оказаться практически незамеченной историками? Обратимся к источнику сведений, использованных Б. А. Азнабаевым. У Р. Г. Кузеева читаем: «.в расчетах В. Э. Дена не приняты во внимание <...> около 2 тыс. служилых тарханов, а также 2 тыс. сартов и аюкинских

2 Азнабаев Б. А. Интеграция аюкинских калмыков... С. 1613.

калмыков, которые также несли службу наравне с башкирами и вскоре этнически растворились в их среде. Вместе с семьями общее число тарханов, сартов и калмык составляло примерно 30-40 тыс. человек»1. То есть 30-40 тысяч человек, у Раиля Гумеровича, это тарханов, сартов и аюкинских калмыков вместе взятых, почему Б. А. Азнабаев отнес это число на счет одних калмыков, не понятно. Калмыки должны были составлять третью часть этого количества - где-то 10-13 тысяч. Система подсчета, использованная Р. Г. Кузеевым, мне при этом совершенно не понятна: в число душ мужского пола входило все мужское население - от новорожденных до стариков, поэтому умножать это число на 5 или 6 более чем странно. Общая численность населения будет примерно в два раза больше, чем насчитывается душ мужского пола. То есть если брать число калмыков мужчин 2000, то общая численность должна быть около 4000 человек. Но и это не все.

Обратимся к источнику информации, на который опирался Р. Г. Кузеев, - работе В. Э. Дена. В его книге «Население России по пятой ревизии» сказано: «1. Служилые тарханы. Они <...> значатся по Оренбургскому уезду в числе 874 душ м. п. 2. Служилые сарты. Они значатся <...> по Троицкому уезду в числе 475 душ м. п. 3. Аю-кинские калмыки. Они значатся <...> в числе 415 душ»2. То есть аюкинских калмык у В. Э. Дена значится не 2000, а всего 415 душ мужского пола. Соответственно, речь идет об общей численности даже не в 4000, а где-то в 800 человек. Но велика вероятность того, что В. Э. Ден, в свою очередь, принял общее число аюкинских калмыков за количество мужчин. Дело в том, что в 5-м томе МИБ есть ведомость по Уфимскому наместничеству за 1782 г., где указано число аюкинских калмыков: 198 мужского пола и 164 женского, всего 362 человека3. По данным Ревизских сказок 1811 г., всего калмык мужского пола в Кал-макской волости был 301 человек4. Рост на 100 человек за 30 лет - это возможно, в условиях относительно спокойных, а вот рост с 198 до 415 человек за 15 лет - это маловероятно. К тому же в этом случае не ясно, что послужило причиной резкого уменьшения количества людей с 1797 по 1811 г. Так что гораздо более вероятный вариант на конец ХУШ в. - около 250 душ мужского пола. Соответственно, общая численность калмыков в таком случае будет около 500 человек. 500,

1 Кузеев Р. Г. Численность башкир. С. 344.

2 Ден В. Э. Население России. С. 289.

3 Материалы по истории. С. 381-382.

4 Центральный исторический архив Республики Башкортостан (ЦГИАРБ). Ф. 129. Оп. 2. Д. 129. Л. 215 об.-220.

или даже 800 человек, это намного меньше, чем 30-40 тыс. человек. Подтверждением небольшой численности аюкинских калмыков в конце XVIII в. служит и то, что в Калмыкской волости в то время не избирался старшина, а только сотник. В документе 1783 г. читаем: «.волостным старшинам: могилских юрт [ичкинских татар. - Г. С.] сотнику Уразымбетеву и аюкинских калмык к сотнику Мурзабаю Кашкину»5.

Совершенно непонятно, на чем основано такое уверенное заявление Б. А. Азнабаева о переселении «этой группы» калмыков в конце XVII в. в связи с централизаторской политикой хана Аюки? Никаких документальных подтверждений автор не приводит. У нас нет информации о какой-то крупной группе калмыков, жившей в Зауралье. Но есть информация о разных семьях калмыков, живших в разных башкирских волостях. Буран Ягораков жил в деревне Бурановой Тер-сятской волости. Кроме него, там жило еще несколько семей6, но были они калмыками или нет, я сказать не могу. Скорее всего, да. В Кущинской волости, в деревне старшины Козяша Рахмангу-лова, жил мулла калмык Кошай Никаев. В конце июня 1737 г. восставшие башкиры под командой Аипа разорили деревню Козяшеву и «из мечети у Кошая муллы книги и уборы все побрали. И оной, Кошав от них ушол и пришел к Шумышу, а мать ево со всей семьей взяли к себе в полон, а живы ль они или нет не знаем, толко слышим что брата его Кошаева Ягуда хотел у себя держать вместо холопа»7. В Салзаутской (Сальютской) волости, в деревне Ямаровой, в 1737 г. жил Ямар Зургатаев с семью сыновьями. На его примере мы покажем один из способов «прихода» калмыков на башкирские земли.

В 1680-х гг. Ямар Зургатаев был взят в плен башкиром Сальютской волости Кутлумаметом Аккусюковым. Жил он у Кутлумамета в «холопах», то есть невольником. Примерно в 1723 г. он выкупил у Кутлумамета себя и всю свою семью, они основали свою деревню и стали жить само-стоятельно8. Но в ясак они положены не были и ограничивались выплатами по 10-40 копеек в год с человека, что не устраивало вотчинников. Возник конфликт, в итоге которого Ямаровым было поставлено условие: либо они выплачивают деньги, либо их выгоняют из волости. Старший сын Ямара, Кашка, обратился к В. Н. Татищеву с

5 Объединенный государственный архив Челябинской области (ОГАЧО). Ф. И-115. Оп. 1. Д. 114. Л. 4.

6 Государственный архив Свердловской области ( ГАСО). Ф. 24. Оп. 1. Д. 695. Л. 224.

7 ГАСО. Ф. 24. Оп. 1. Д. 695. Л. 231.

8 ГАСО. Ф. 24. Оп. 1. Д. 680. Л. 76-90.

просьбой: «И Вашего Превосходителства всепо-корно прошу, да повелит Ваше Превосходител-ство меня нижеименованного с помянутым отцем моим и братьями допустить жить с верными мес-черяками в ведомство старшины Услюма [Мус-люма. - Г. С.] Аширова, и приписать нас всех в служивыя месчеряки, в котором служить будем Ея Императорскому Величеству верно»1. 21 апреля экипажский советник А. Хрущов, который замещал В. Н. Татищева в его отсутствие, подписал указ, где говорилось: «.написать их всех з братьями: Калмыком, Кузяком, Муртазой, Симкой, Дурнаем, Башукаром Ямаровыми в служивые мещеряки, где служить будут Ея Императоскому Величеству верно <...> определили: вышепока-занного калмыцкой породы Кашку Ямарова с отцом и з братьями з женами и детсми их в ведомство старшины Муслюма Аширова близ Катай-ского острогу у озера Улугуша жить допустить, и в службах быть им в ряд с мещеряками, и о том к оному старшине послать с ними указ»2.

Таким образом, большая семья Ямара Зурга-таева в 1737 г. оказалась включена в состав эт-носословной группы служилых мещеряков. Если мы посмотрим, что нам известно о других упомянутых персонажах, то окажется, что в июле 1737 г. калмык Буран Ягораков с еще шестью семьями просил разрешения поселиться у Катай-ского острога, поскольку они были «не согласны» с восставшими башкирами3. Мулла калмык Кошай Никаев вместе с старшинами Шумышем Маметевым, Козяшем Рахмангуловым, сартом Салтаном Ахметевым и их людьми был в крепости на Синарском озере, где «верные» башкиры держали оборону от нападений восставших со-братьев4.

Калмыки в Зауралье были разбросаны по разным деревням и разным волостям. Возможно, что все они, так или иначе, повторили путь Ямара Зургатаева, то есть были пленниками или же вышли из казахского плена. Практически все они были мусульманами, по крайней мере, формально - Кашка Ямаров и Буран Ягораков с товарищами по аулу были у присяги в Щелкунской крепости. Присягу, как известно, давали на Коране. Объясняется это просто - вряд ли башкиры потерпели бы, чтобы их пленники или соседи по деревне придерживались языческих, с их точки зрения, верований. Принятие, хотя бы формальное, ислама было желательным. Ну и один из кал-

1 ГАСО. Ф. 24. Оп. 1. Д. 680. Л. 78 об.

2 ГАСО. Ф. 24. Оп. 1. Д. 680. Л. 90.

3 ГАСО. Ф. 24. Оп. 1. Д. 695. Л. 224; ГАСО. Ф. 24. Оп. 1. Д. 680. Л. 82 об.-83.

4 ГАСО. Ф. 24. Оп. 1. Д. 695. Л. 232-233.

мыков, как мы видели, был муллой, то есть получил религиозное образование.

Приведу еще одну большую цитату из статьи Б. А. Азнабаева: «Какая же форма этнического взаимодействия имеет место в данном случае? История инкорпорации аюкинских калмык в этническую структуру башкирского народа более всего соответствует формуле "патронат-клиен-тела". Башкиры выступили патроном-покровителем беглых калмыков с обязательством защищать их от притязаний бывшего властителя. Взамен калмыки обязались участвовать в военных акциях башкир, что предполагало не только службу государству, но привлечения их к антиправительственным выступлениям. Последнее становиться очевидным потому, что именно в 90-е годы XVII века башкиры активно готовились к новому восстанию. Не случайно и то, что вопрос о статусе этих башкир возник только в правление Анны Иоанновны. Подобная форма патронатной интеграции является весьма устойчивой и может длиться веками, отображаясь в генеалогиях и фольклорных памятниках»5.

Насчет участия в антиправительственных выступлениях - примеры приведены выше. В 1737 г. калмыки предпочли уйти к русским слободам, в служилые мещеряки (читай, на сторону правительства) или примкнуть к «верным» башкирам. Наверняка, были и обратные примеры, но в нашем распоряжении информации о таковых не имеется. Несоответствие реальных действий аюкинских калмыков «ожиданиям» Б. А. Азна-баева будет показано и в дальнейшем. Далее посмотрим, каким образом эти самые разрозненные семьи калмыков оказались единой группой аю-кинских калмык и как получили права на землю.

В мае 1746 г. в район озера Каясан был направлен секретарь Исетской провинциальной канцелярии Михайло Черемисинов. Его задачей было осмотреть и описать земли в районе озера, в присутствии понятых от Миасской и Еткульской крепостей, чтобы выяснить, не отданы ли они кому-нибудь в отвод6. Если же земли оказывались «порозжими», то их следовало отвести калмыку Бурану Ягоракову. Очевидно, земли были сочтены пустыми и отведены калмыкам, поскольку в 1748 г. Буран Ягораков жаловался на то, что межевой знак на границе земель аюкинских калмык и Миасской крепости испорчен «Катайской волости ведомства старшины Ямантая башкирцом Штаном Кусяковым, которой жительство имеет

5 Азнабаев Б. А. Интеграция аюкинских калмыков... С. 1614-1615.

6 ОГАЧО. Ф. И-63. Оп. 1. Д. 1. Л. 598.

в Мияском отводе»1. В том же 1748 г. геодезист Михей Мингалев писал в Миасскую крепость: «.велено мне отвесть ис порозжей земли вниз по правую сторону Чюмляку речки, аюкинским калмыкам Бурану Югоракову, и сартам ясаулу Султану Ахметеву с товарыщи <... Того ради Мияская приказная изба да благоволит по выше-писанному Ея Императорскаго Величества указу учинить и прислать ко мне из лутчих людей пять человек в немедленном времени на Чюмляк речку в калмыцкую деревню Буранову»2. Информации мало, но из текста документа следует, что аюкинским калмыкам и сартам отвели другой участок земли - правый берег реки Чумляк, это берег противоположный от оз. Каясан. То есть сначала калмыкам отвели участок между оз. Ка-ясан и р. Чумляк, а затем переселили на другой (правый) берег Чумляка, причем теперь земля была отведена им совместно, точнее смежно, со «служилыми сартами». А ту территорию, которую поначалу отвели калмыкам, отдали мещерякам. Именно на участке между Каясаном и Чумляком (точнее, между Течей и Чумляком) позже возникнут мещерякские деревни, и именно эта территория станет называться Мещерятской, а позже Карасевской волостью. В наказе в Уложенную комиссию, составленном весной 1767 г., служилые мещеряки писали: «.землями довольствоваться велено по речкам Тече и Чульмяке [Чумляку. - Г. С.], по которым грани учинены»3. А в XX в. старики будут рассказывать о том, что «Есть река Чумляк - на одном берегу татарские, на другом башкирские авылы»4.

Итак, аюкинским калмыкам отведена земля. В 1750-х гг. их было 32 двора5. Определить, сколько человек жило в этих дворах, очень сложно. Число этих калмыков в Челябинской округе в 1782 г. составляло 362 человека6. Мы уже упоминали, что в 1811 г. зафиксирована 301 ревизская душа, то есть мужского пола.

Отметим, что во главе аюкинских калмыков в период наделения их землей стоял Буран Ягора-ков, возможно, как лидер самой многочисленной группы из вошедших во вновь сформированную общность. Семья Ямара Зургатаева также вошла в состав аюкинских калмыков - в Сафакулевском районе, среди башкир рода калмак существуют

1 ОГАЧО. Ф. И-63. Оп. 1. Д. 1. Л. 818.

2 ОГАЧО. Ф. И-63. Оп. 1. Д. 1. Л. 854.

3 Кулбахтин И. Н., Кулбахтин Н. М. Наказы народов Башкортостана. С. 258.

4 Юсупов Ф. Ю. Сафакульские татары. С. 227-228.

5 Рычков П. И. Топография Оренбургской губернии. С. 370.

6 Материалы по истории Башкирской АССР. Т. V. М.: Наука,

1960. С. 381-382.

аймаки Дорнай, Симка, Кашка и сохранились легенды о Ямаре7. Мурзабай Кашкин, внук Ямара, во главе аюкинских калмыков участвовал в подавлении Пугачевского восстания8.

Что же получаем в итоге? После подавления восстаний 1735-1740 гг. калмыки, жившие ранее в разных деревнях Южного Зауралья, консолидируются и обращаются к властям Оренбургской губернии с просьбой отвести им землю для поселения. Землю им отводят, наряду с сартами и мещеряками, то есть землю получают те группы населения, большая часть которых в годы башкирского восстания поддержали власть. Не совсем понятно, почему не включили их в состав тех же служилых мещеряков, как это произошло в 1737 г. с семьёй Ямара Зургатаева с детьми. Как бы то ни было, калмыки поселились на правом берегу реки Чумляк, и образовалась Калмацкая волость. Позже, уже в XIX в., она объединилась с Сартской волостью в одну Сарт-Калмакскую волость. Землей они владеют на правах вотчинных, как башкиры, ичкинские татары Аль-меневской волости и мещеряки Верх-Теченской (Мещерятской) волости Шадринского уезда. При этом аюкинские калмыки больше тяготеют к башкирам, чем к мещерякам, и постепенно происходит их полное врастание в башкирский этнос, хотя в документах их еще в начале XIX в. обозначали как калмыков.

Итак, схема вхождения аюкинских калмыков в башкирский этнос, реконструированная Б. А. Аз-набаевым, оказалась мало схожей с тем, что происходило в конце XVII - середине XVIII в. Калмыки не уходили большой организованной группой к башкирам, чтобы скрыться от хана Аюки и его планов жесткой централизации власти, а оказывались в Южном Зауралье по разным причинам, в том числе и как пленные. Число калмыков было вовсе не столь впечатляюще, как указано у Б. А. Азнабаева - не 30-40 тыс. человек, а 500, самое большое - 1000 человек. Землю они получили не от башкир, а от царского правительства в «лице» Оренбургской губернской канцелярии, и вотчинное право было признано за ними тем же государством.

Хотелось бы отметить еще один нюанс - в данном случае речь идет не о припуске калмыков на территорию какой-то волости в качестве припу-щенников, относящихся к башкирам и этнически, и по сословию. Примеры такого рода имелись, можно взять хотя бы большое количество айлин-цев на территории Каратбынской и Баратынской

7 Исламшин Р. Калмыцкий узел.

8 Крестьянская война 1773-1775 гг. С. 271-272.

нераздельной волости в XVIII в. - айлинцы находились там в качестве припущенников, при этом писались как относящиеся к Айлинской волости, составляли команды этой волости. Иначе говоря, в случае с айлинцами и табынцами мы имеем вариант, когда айлинцы-припущенники относятся к Айлинской волости не как территориальной единице, а как к родовому подразделению башкир. В случае с аюкинскими калмыками мы имеем ситуацию с созданием территориальной Калмыкской волости. Б. А. Азнабаев не привел примера подобного прецедента в истории взаимоотношения башкир с пришлыми группами населения.

Одно из самых спорных положений в небольшой работе Б. А. Азнабаева - полное игнорирование государственных институтов, которые и определяли в итоге и права собственности, и характер владения землей на рассматриваемых территориях. Тем более после восстания 17351737 гг. и известного именного указа Анны Ио-анновны от 11 февраля 1736 г. Отсутствие опоры на реальные документальные данные усугубило ситуацию. История формирования Калмакской волости была кратко описана в одной из недавних работ, которая доступна в электронном вари-

анте1. Автор, очевидно, не знал о существовании этой небольшой книги. Вне зависимости от этого, ситуация, когда при полном отсутствии документальной информации (кроме данных о численности на вторую половину XVIII в.) выстраиваются схемы инкорпорирования некой группы (по мнению автора, большой группы!) в состав башкирского этноса, описываются процессы, которые якобы при этом происходили - причем не как версия или предположение, а утвердительно, это, по меньшей мере, вызывает удивление. Хотелось бы еще раз напомнить, что вотчинное право являлось одним из признаков сословия башкир, а сословные границы определяются государством. Иначе говоря, именно государство, в конечном счете, определяло - кто является вотчинником, а кто нет. Мнение башкир-вотчинников было очень важным и решающим в тех случаях, когда речь шла о припущенниках на территории уже существующих волостей. Но есть примеры создания новых волостей в Южном Зауралье XVIII в., население которых не всегда было башкирским, при этом пользовалось вотчинными правами.

1 Самигулов Г. Х. Территория Сафакулевского района. С. 38-70, 83-97.

Список литературы

1. Азнабаев, Б. А. Интеграция аюкинских калмыков в башкирский народ / Б. А. Азнабаев // Вестн. Башк. ун-та. - 2014. - Т. 19, № 4. - С. 1613-1615.

2. Ден, В. Э. Население России по пятой ревизии. Том второй, часть вторая / В. Э. Ден // Из Ученых записок по юридическому факультету - М.: Университет. тип., 1902. - С. 289.

3. Исламшин, Р. Калмыцкий узел / Р. Исламшин // Трудовая слава. - Сафакулево, 1988. - Июнь.

4. Крестьянская война 1773-1775 гг. на территории Башкирии: сб. док. - Уфа, 1975. - № 184. -С. 271-272.

5. Кузеев, Р. Г. Численность башкир и некоторые этнические процессы в XVI-XX вв. / Р. Г. Кузе-ев // Археология и этнография Башкирии. - Т. III. - Уфа: Изд-во БФАН, 1968. - С. 344.

6. Кулбахтин, И. Н. Наказы народов Башкортостана в Уложенную комиссию 1767-1768 гг. / И. Н. Кулбахтин, Н. М. Кулбахтин. - Уфа: Китап, 2005. - С. 258.

7. Материалы по истории Башкирской АССР. - Т. V. - М.: Наука, 1960. - С. 381-382.

8. Рычков, П. И. Топография Оренбургской губернии / П. И. Рычков. - Оренбург: Оренбург. отд-ние ИРГО, 1887. - С. 370.

9. Самигулов, Г. Х. Территория Сафакулевского района в XVII - начале XIX века / Г. Х. Самигу-лов // Этнокультурная история населения Сафакулевского района (с древнейших времен до начала ХХ века): монография / под ред. Д. Н. Маслюженко. - Курган: Изд-во Курган. гос. ун-та, 2012. -С. 38-70, 83-97.

10.Юсупов, Ф. Ю. Сафакульские татары: история, язык, фольклор / Ф. Ю. Юсупов. - Казань: Тат-полиграф, 2006. - С. 227-228.

Сведения об авторе

Самигулов Гаяз Хамитович - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник ЮжноУральского государственного университета.

gayas@mail.ru

50

r. X. CaMUsynoe

Bulletin of Chelyabinsk State University. 2015. № 14 (369). History. Issue 64. P. 45-50.

AYUKINSKY KALMYKS: ON HISTORY OF THE ETHNIC GROUP

G. Kh. Samigulov

PhD, Senior Researcher of South-Ural State University. gayas@mail.ru

This article analyses B.A. Aznabaev's version concerning the integration of Ayukinsky Kalmyks, an ethnic group, in the Bashkirs. It is proved that this reconstruction contradicts the documentary evidence. Besides, B.A. Aznabaev completely ignores the role of the State in the formation of the Ayukinsky Kalmyks group and in their getting right to the land, which was the key factor in this case.

Keywords: Bashkirs; Ayukinsky Kalmyks; the Russian Empire; patrimonial right to land; ethnic integra-

References

1. Aznabaev B.A. Integratsiya ayukinskikh kalmykov v bashkirskiy narod [Integration achinskih Kalmyks in the Bashkir people]. VestnikBashkirskogo universiteta [Bulletin of the Bashkir University], 2014, vol. 19, no. 4, pp. 1614-1615. (In Russ.).

2. Den V. E. Naselenie Rossii po pyatoy revizii. Tom vtoroy, chast' vtoraya [The population of Russia in the fifth revision]. Iz Uchenykh zapisokpoyuridicheskomu fakul'tetu [From the teachings of the notes on the Faculty of Law]. Moscow, Universitetskaya tipografiya Publ., 1902. 320 s. (In Russ.).

3. Islamshin R. Kalmytskiy uzel [Kalmyk node]. Trudovaya slava [Labor Glory]. Safakulevo, 1988. (In Russ).

4. Krest'yanskaya voyna 1773-1775 gg. na territorii Bashkirii: sbornikdokumentov [The Peasant War in 1773-1775 in Bashkiria: a collection of documents]. Ufa, 1975. 495 p. (In Russ.).

5. Kuzeev R.G. Chislennost' bashkir i nekotorye etnicheskie protsessy v XVI-XX vv. Etnograficheskie gruppy bashkir i nekotorye etnicheskie protsessy v Bashkirii v XVI-XX vv. [Number of Bashkirs and some ethnic processes in the XVI-XX centuries]. Arkheologiya i etnografiya Bashkirii [Archaeology and Ethnography of Bashkiria], vol. 3. Ufa, BFAN Publ., 1968. Pp. 327-370. (In Russ.).

6. Kulbakhtin I.N., Kulbakhtin N.M. Nakazy narodov Bashkortostana v Ulozhennuyu komissiyu 1767-1768gg. [Mandate of the people of Bashkortostan in the Legislative Commission 1767-1768 gg.]. Ufa, Kitap Publ, 2005. 272 p. (In Russ.).

7. Materialy po istorii Bashkirskoy ASSR [Materials on the history of the Bashkir ASSR], vol. V. Moscow, Nauka Publ., 1960. 574 p. (In Russ.).

8. Rychkov P.I. Topografiya Orenburgskoy gubernii [Topography of Orenburg Province]. Orenburg, Orenburg branch of the geographical society Publ., 1887. 405 p. (In Russ.).

9. Samigulov G.Kh. Territoriya Safakulevskogo rayona v XVII - nachale XIX veka [Territory Safaku-levsky District in XVII - the beginning of XIX century ]. Etnokul'turnaya istoriya naseleniya Safakulevskogo rayona (s drevneyshikh vremen do nachala XX veka) [Ethno-cultural history of the population Safakulevsky District (from ancient times to the early twentieth century)], monografiya / pod red. D. N. Maslyuzhenko. Kurgan, Kurgan. St. Univ. Publ., 2012. Pp. 38-70, 83-97. (In Russ.).

10.Yusupov F.Yu. Safakul'skie tatary: istoriya, yazyk, fol'klor [Safakulskie Tatars: history, language, folklore]. Kazan', Tatpoligraf Publ., 2006. 607 p. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.