Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 8 (337). История. Вып. 59. С. 15-17.
Г. Х. Самигулов
БАГАРЯКСКИЕ ТАТАРЫ
Дается реконструкция истории одной из этнотерриториальных групп татар Южного Зауралья - багарякских татар. Показана тесная связь их истории с социально-политическими процессами в рамках российского государства Высказано предположение о решающей роли в сложении этой группы включение ее в военное сословие «служилых татар».
Ключевые слова: Южное Зауралье, татары, мещеряки, сословие, служилые.
Тема, практически не изученная на сегодняшний день, - формирование тюркских этнических групп Южного Зауралья, таких как багарякские татары, кунашакские татары, ич-кинские татары и др. Собственно складывание современного расселения башкир и формирование отдельных групп, типа сартов и калмык, современного Сафакулевского района Курганской области тоже мало исследована. Что касается татарского населения, то общий обзор этих групп дан в работах Д. М. Исхако-ва1, а формирование башкирского населения рассмотрено в большом труде Р. Г. Кузеева2. И в том и в другом случае можно сказать, что это первые, очень важные исследования, но в том, что касается указанной территории, они базируются на минимальном количестве письменных источников. На сегодняшний день необходимо более детальное изучение процессов формирования тюркского населения Южного Зауралья ХУП-ХУШ вв. Одна из таких групп - багарякские татары, к которым можно отнести жителей современных Усть-Багаряка и Усманово в Кунашакском районе Челябинской области.
Сегодня мы имеем возможность создать предварительную реконструкцию начала формирования этой группы, основываясь на архивных документах. По этим поселениям есть довольно подробная информация, которая содержится в одном из спорных дел о территориях между башкирами Салзаутской (Сальютской) волости и Катайским острогом и Багарякской слободой. Дело это рассматривалось Главным правлением Казанских и Сибирских заводов, совместно с Исетской провинциальной канцелярией, в 1740-х гг. В числе прочего в материалах содержатся и опросы жителей разных деревень, в которых зафиксировано, с какого времени существует деревня, когда и откуда переселились разные жители. По документальным материалам, самая ранняя из существующих сегодня та-
тарских деревень Челябинской области, -Усманова. По опросам 1745 г. выяснилось, что первые жители пришли туда, как минимум, за 60 лет до этого, то есть около 1685 г., один из них, Исекай Кадыргулов, в момент проведения переписи был жив, в возрасте 108 лет3. С этой деревни, которая в документах ХУШ в. часто называется «Асманова», или «Османова»4, начинается формирование группы деревень, которая позже получит название «Усть-Багарятские юрты», население которых станет называться «Багарятские татары». Название деревня получила, скорее всего, по имени отца одного из жителей деревни, указанного в списке 1745 г., Заита Ас-манова, который скончался за 16 лет до проведения опроса5. Всего в деревне Усмановой было опрошено 24 хозяина дворов. Еще три деревни назывались Нижнесинарская, она же Багарятская, Новая, она же Давыдкова (Дау-това) и Ключевская (Ключики).
Нижнесинарская располагалась на реке Синаре, чуть выше впадения в нее реки Ба-гаряк, в 1745 г. в ней был 31 двор ясачных татар6. Деревня Новая, она же Даутова, она же Дывыдкова стояла несколько выше по течению Нижнесинарской. На 1745 г. в ней было 24 двора ясачных татар и 15 дворов служилых мишарей7. А ниже по течению Нижнесинарской находилась еще одна деревня - Ключевская, или Ключики, а в ней 14 дворов ясачных татар8. Насколько можно судить, сегодня эти три деревни слились в одно село Усть-Багаряк. Собственно, обобщающее название «Усть-Багаряцкие юрты» применялось по отношению к трем татарским деревням в нижнем течении Багаряка и Синары еще в 1736 г.9, а иногда их обозначали вообще как одну Усть-Багаряцкую деревню10.
Поскольку в ходе опроса люди рассказывали, пусть и не подробно, откуда и когда они переселились в эти деревни, это дает возможность выяснить некоторые интересные дета-
16
Г. Х. Самигулов
ли. Один из жителей Нижнесинарской, Антык Кепаков, сказал, что ему семьдесят лет, родился он в деревне Асмановой, а в Нижнеси-нарскую пришел лет за тридцать до опроса11. Если эта информация достоверна, то деревня Усманова существовала уже в 1675 г., правда, называлась она тогда как-то иначе. Уже упоминавшийся Исекай Кадыргулов говорил: «.. .лет с шестьдесят (назад) переехал без указу, где ныне оная деревня Асманова селением состоит и он Исекай живет», причем он был не первым, поселившимся там, поскольку тут же упоминается что «согласясь со своей братьей, протчими таковыми ж татарами»12. Да и выше уже говорилось, что Кепаков родился в Асмановой за семьдесят лет до 1745 г. Как бы то ни было, похоже, что Усманова (Асма-нова), это самый старый из существующих сегодня населенных пунктов Челябинской области, имеющий хоть какое-то документальное подтверждение своего возраста. Характерно, что при межевании русских и башкирских земель на этой территории Исетской провинциальной канцелярией в 1744 г. было рекомендовано обойти межей земли деревни Асмановой, поскольку «она поселением своим тут старинная и прежде еще тутошних русских жил [поселений. - Г. С.]»13.
Помимо прочего, в материалах опросов содержится информация о поселениях, которые к тому времени уже прекратили свое существование. Три человека сообщили, что пришли в Нижнесинарскую из деревни Курмашевой, которая раньше стояла на реке Багаряк ниже Усмановой и к моменту составления документа (1745 г.) уже не существовала. Самому старому из родившихся в Курмашевой и перебравшихся позже в Ниж-несинарскую было 72 года14. На устье Бага-ряка в самом конце XVII - начале XVIII в. размещались деревни Бабикова и Айметева, которые к моменту проведения опроса также не существовали15. Кроме того, в ведомстве Катайского острога в середине XVII в. находилась деревня ясачных татар Кадыргулова, все население которой ушло в Ичкинские юрты во время «башкирского замешательства», очевидно, 1662-1669 гг. Такой вывод я делаю, исходя из рассказа Исекая Кадыргуло-ва, поскольку, пожив в ичкинских юртах «лет с тритцать», он пришел в Усманову «назад тому лет с шестьдесят»16. Про тридцать лет в Ичкинских юртах - это явное преувеличение, вполне объяснимое, учитывая преклонный
возраст рассказчика. Население татарских деревень в окрестностях Катайского острога могли быть как местного происхождения, так и пришлым. Если посмотреть материалы из сыска тобольского дворянина Ивана Полозова 1695 г., то в описании Катайского острога значится лишь двое русских татарского про-исхождения17, один из которых Осип Трофимов, сын Мурзин, был потомком мурзы ала-тырских татар18. А в сентябре 1660 г. приказчик Катайского острога Панкратий Перхуров рапортовал о том, что за 1657-1660 гг. в пахотные крестьяне в острог прибрано 5 семей русских крестьян и 36 семей татар и черемис (марийцев)19. Очевидно, большая часть нерусского населения расселилась деревнями на землях, отведенных Катайскому острогу. Не исключено, что Кадыргулово как раз-таки и была деревней, в которой жили татары, поселившиеся в Катайском остроге, но впоследствии вынужденные оттуда уйти. В ведомстве Каменской слободы в самом начале XVIII в. существовала деревня Сюнгульская20.
Большинство поселившихся в перечисленных четырех деревнях на Синаре и Ба-гаряке до этого жили на Южном Урале - «в Уфимской провинции», определить, где именно, пока не представляется возможным, поскольку по названию локализовать место расположения поселения на начало XVIII в. практически нереально, за редким исключением. К таким исключениям относятся Ич-кинские и Терсютские (Терсякские) юрты. Из последних в деревню Новую переселились 6 человек, в том числе сотник ясачных татар Марзагул Исенбаев. По их сообщению, они ушли от разорения русской «вольницы»21. Но «вольница» - отряды из русских крестьян -созывалась обычно во время башкирских восстаний, когда сил регулярной армии не хватало для борьбы с восставшими. Поэтому «переезд» татар из Терсютских юрт в Новую деревню произошел, скорее всего, в период восстания 1705-1709 гг., т. е. чуть раньше, чем они указали при опросе.
До 1754 г. татары Усть-Багаряцких юрт платили «пятигривенный ясак», который в тот год был с них снят, и тогда же была отведена в их владение земля, на которой они до этого жили22. Фактически с этого года и возникает группа служилых татар Усть-Багаряцких юрт, которая включила в себя как бывших ясачных татар, так и мишарей, проживавших в деревнях, расположенных в нижнем тече-
Багарякские татары
17
нии Синары и Багаряка. Но при официальном названии «татары Усть-Багаряцких юрт» и имея огромный численный перевес ясачных татар, «на выходе» (в XIX - начале XX в.) у людей, входивших в эту группу, сформировалась мишарская идентичность. Что характерно, к мишарям себя относили жители тех самых деревень Османовой (Усмановой), Новой и Нижней. Причем Н. Ю. Зограф пишет о них: «.. .по сказаниям самих Мещеряков они результат смешения двух племен - местного и пришлого»23. То, что большинство населения этих деревень отнесли себя к мишарям в 1920-х гг., отмечает также Д. М. Исхаков24.
В целом необходимо отметить, что сложение и сохранение группы багарякских татар в значительной степени стало следствием включения их в военно-служилое сословие - «служилые татары». Освобождение от уплаты ясака, а главное, закрепление за ними земель, относившихся к татарским селениям, стали теми факторами, которые способствовали формированию сообщества, имеющего общие права, обязанности, интересы и «единство территории». Представляется, что это явилось одной из главных причин сложения и «закрепления» и других локальных татарских групп - сафакулевской, ичкинской, ку-нашакской.
Это попытка свести воедино пока еще немногочисленные материалы по багарякским татарам и положила начало изучению формирования этой группы тюрков Южного Зауралья. Будем надеяться, что в ближайшем будущем будут выявлены новые документы, касающиеся как этой, так и других этно-со-словных тюркских групп региона.
Примечания
1 Исхаков, Д. М. Этнографические группы волго-уральских татар : опыт системного анализа // Этнотерриториальные группы татар Поволжья и Урала и вопросы их формирования. Казань : Дом печати, 2002. С. 75-96, 110-130.
2 Кузеев, Р. Г. Происхождение башкирского народа : (Этнический состав, история рассе-
ления) / отв. ред. Т. А. Жданко. М. : Наука, 1974.570 с.
3 ГАСО. Ф. 24. Оп. 1. Д. 1092а. Л. 291-293; ОГАЧО. Ф. Р-481. Оп. 1. Д. 76. Л. 103-106 об.
4 Собственно, имя «Усман» также вплоть до XIX в. передается как «Осман» или «Асман».
5 ГАСО. Ф. 24. Оп. 1. Д. 1092а. Л. 293; ОГАЧО. Ф. Р-481. Оп. 1. Д. 76. Л. 105 об.
6 ГАСО. Ф. 24. Оп. 1. Д. 1092а. Л. 297 об.-301; ОГАЧО. Ф. Р-481. Оп. 1. Д. 76. Л. 106 об.-109 об.
7 ГАСО. Ф. 24. Оп. 1. Д. 1092а. Л. 301 об.-304; ОГАЧО. Ф. Р-481. Оп. 1. Д. 76. Л. 109 об.-111.
8 ГАСО. Ф. 24. Оп. 1. Д. 1092а. Л. 304 об.-305; ОГАЧО. Ф. Р-481. Оп. 1. Д. 76. Л. 111.
9 ГАСО. Ф. 24. Оп. 1. Д. 626а. Л. 584-585.
10 ГАСО. Ф. 24. Оп. 1. Д. 626а. Л. 585.
11 ГАСО. Ф. 24. Оп. 1. Д. 1092а. Л. 296 об.; ОГАЧО. Ф. Р-481. Оп. 1. Д. 76. Л. 107.
12 ГАСО. Ф. 24. Оп. 1. Д. 1092а. Л. 291 об.; ОГАЧО. Ф. Р-481. Оп. 1. Д. 76. Л. 103 об.
13 ГАСО. Ф. 24. Оп. 1. Д. 1092а. Л. 441.
14 ГАСО. Ф. 24. Оп. 1. Д. 1092а. Л. 297 об.; ОГАЧО. Ф. Р-481. Оп. 1. Д. 76. Л. 107 об.
15 ГАСО. Ф. 24. Оп. 1. Д. 1092а. Л. 297-299 об.; ОГАЧО. Ф. Р-481. Оп. 1. Д. 76. Л. 107-108.
16 ГАСО. Ф. 24. Оп. 1. Д. 1092а. Л. 291-291 об.; ОГАЧО. Ф. Р-481. Оп. 1. Д. 76. Л. 103-104.
17 РГАДА. Ф. 214. Оп. 5. Кн. 1444. Л. 73 об.-106.
18 Там же. Л. 73 об.
19 ДАИ. Т. IV : 1655-1664. 1851. № 84. С. 224.
20 ГАСО. Ф. 24. Оп. 1. Д. 1092а. Л. 296 об.-297; ОГАЧО. Ф. Р-481. Оп. 1. Д. 76. Л. 106 об.-107.
21 ГАСО. Ф. 24. Оп. 1. Д. 1092а. Л. 301 об.; ОГАЧО. Ф. Р-481. Оп. 1. Д. 76. Л. 106 об.-109 об.
22 Кулбахтин, И. Н. Наказы народов Башкортостана в Уложенную комиссию 17671768 гг. / И. Н. Кулбахтин, Н. М. Кулбахтин. Уфа : Китап, 2005. С. 261-262.
23 Зограф, Н. Ю. Антропологический очерк мещеряков Зауральской части Пермской губернии. М., 1879. С. 1, 13.
24 Исхаков, Д. М. Этнографические группы. С. 85.