Научная статья на тему 'Багарякские татары'

Багарякские татары Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
518
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮЖНОЕ ЗАУРАЛЬЕ / ТАТАРЫ / МЕЩЕРЯКИ / СОСЛОВИЕ / СЛУЖИЛЫЕ / SOUTH TRANS-URALS / TATARS / MESHERYAKS / ESTATE / SLYZHILYE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Самигулов Г. Х.

Дается реконструкция истории одной из этнотерриториальных групп татар Южного Зауралья багарякских татар. Показана тесная связь их истории с социально-политическими процессами в рамках российского государства Высказано предположение о решающей роли в сложении этой группы включение ее в военное сословие «служилых татар».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Bagaryakskie Tatars

This research concerns a historical reconstruction of one of ethnic-territorial groups of the Tatars in the South Trans-Urals. Their history demonstrated close relationship to some social-political processes in the Russian State. It is assumed that the main role in the formation of this group played its inclusion in the war estate of “sluzhilye Tatars”.

Текст научной работы на тему «Багарякские татары»

Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 8 (337). История. Вып. 59. С. 15-17.

Г. Х. Самигулов

БАГАРЯКСКИЕ ТАТАРЫ

Дается реконструкция истории одной из этнотерриториальных групп татар Южного Зауралья - багарякских татар. Показана тесная связь их истории с социально-политическими процессами в рамках российского государства Высказано предположение о решающей роли в сложении этой группы включение ее в военное сословие «служилых татар».

Ключевые слова: Южное Зауралье, татары, мещеряки, сословие, служилые.

Тема, практически не изученная на сегодняшний день, - формирование тюркских этнических групп Южного Зауралья, таких как багарякские татары, кунашакские татары, ич-кинские татары и др. Собственно складывание современного расселения башкир и формирование отдельных групп, типа сартов и калмык, современного Сафакулевского района Курганской области тоже мало исследована. Что касается татарского населения, то общий обзор этих групп дан в работах Д. М. Исхако-ва1, а формирование башкирского населения рассмотрено в большом труде Р. Г. Кузеева2. И в том и в другом случае можно сказать, что это первые, очень важные исследования, но в том, что касается указанной территории, они базируются на минимальном количестве письменных источников. На сегодняшний день необходимо более детальное изучение процессов формирования тюркского населения Южного Зауралья ХУП-ХУШ вв. Одна из таких групп - багарякские татары, к которым можно отнести жителей современных Усть-Багаряка и Усманово в Кунашакском районе Челябинской области.

Сегодня мы имеем возможность создать предварительную реконструкцию начала формирования этой группы, основываясь на архивных документах. По этим поселениям есть довольно подробная информация, которая содержится в одном из спорных дел о территориях между башкирами Салзаутской (Сальютской) волости и Катайским острогом и Багарякской слободой. Дело это рассматривалось Главным правлением Казанских и Сибирских заводов, совместно с Исетской провинциальной канцелярией, в 1740-х гг. В числе прочего в материалах содержатся и опросы жителей разных деревень, в которых зафиксировано, с какого времени существует деревня, когда и откуда переселились разные жители. По документальным материалам, самая ранняя из существующих сегодня та-

тарских деревень Челябинской области, -Усманова. По опросам 1745 г. выяснилось, что первые жители пришли туда, как минимум, за 60 лет до этого, то есть около 1685 г., один из них, Исекай Кадыргулов, в момент проведения переписи был жив, в возрасте 108 лет3. С этой деревни, которая в документах ХУШ в. часто называется «Асманова», или «Османова»4, начинается формирование группы деревень, которая позже получит название «Усть-Багарятские юрты», население которых станет называться «Багарятские татары». Название деревня получила, скорее всего, по имени отца одного из жителей деревни, указанного в списке 1745 г., Заита Ас-манова, который скончался за 16 лет до проведения опроса5. Всего в деревне Усмановой было опрошено 24 хозяина дворов. Еще три деревни назывались Нижнесинарская, она же Багарятская, Новая, она же Давыдкова (Дау-това) и Ключевская (Ключики).

Нижнесинарская располагалась на реке Синаре, чуть выше впадения в нее реки Ба-гаряк, в 1745 г. в ней был 31 двор ясачных татар6. Деревня Новая, она же Даутова, она же Дывыдкова стояла несколько выше по течению Нижнесинарской. На 1745 г. в ней было 24 двора ясачных татар и 15 дворов служилых мишарей7. А ниже по течению Нижнесинарской находилась еще одна деревня - Ключевская, или Ключики, а в ней 14 дворов ясачных татар8. Насколько можно судить, сегодня эти три деревни слились в одно село Усть-Багаряк. Собственно, обобщающее название «Усть-Багаряцкие юрты» применялось по отношению к трем татарским деревням в нижнем течении Багаряка и Синары еще в 1736 г.9, а иногда их обозначали вообще как одну Усть-Багаряцкую деревню10.

Поскольку в ходе опроса люди рассказывали, пусть и не подробно, откуда и когда они переселились в эти деревни, это дает возможность выяснить некоторые интересные дета-

16

Г. Х. Самигулов

ли. Один из жителей Нижнесинарской, Антык Кепаков, сказал, что ему семьдесят лет, родился он в деревне Асмановой, а в Нижнеси-нарскую пришел лет за тридцать до опроса11. Если эта информация достоверна, то деревня Усманова существовала уже в 1675 г., правда, называлась она тогда как-то иначе. Уже упоминавшийся Исекай Кадыргулов говорил: «.. .лет с шестьдесят (назад) переехал без указу, где ныне оная деревня Асманова селением состоит и он Исекай живет», причем он был не первым, поселившимся там, поскольку тут же упоминается что «согласясь со своей братьей, протчими таковыми ж татарами»12. Да и выше уже говорилось, что Кепаков родился в Асмановой за семьдесят лет до 1745 г. Как бы то ни было, похоже, что Усманова (Асма-нова), это самый старый из существующих сегодня населенных пунктов Челябинской области, имеющий хоть какое-то документальное подтверждение своего возраста. Характерно, что при межевании русских и башкирских земель на этой территории Исетской провинциальной канцелярией в 1744 г. было рекомендовано обойти межей земли деревни Асмановой, поскольку «она поселением своим тут старинная и прежде еще тутошних русских жил [поселений. - Г. С.]»13.

Помимо прочего, в материалах опросов содержится информация о поселениях, которые к тому времени уже прекратили свое существование. Три человека сообщили, что пришли в Нижнесинарскую из деревни Курмашевой, которая раньше стояла на реке Багаряк ниже Усмановой и к моменту составления документа (1745 г.) уже не существовала. Самому старому из родившихся в Курмашевой и перебравшихся позже в Ниж-несинарскую было 72 года14. На устье Бага-ряка в самом конце XVII - начале XVIII в. размещались деревни Бабикова и Айметева, которые к моменту проведения опроса также не существовали15. Кроме того, в ведомстве Катайского острога в середине XVII в. находилась деревня ясачных татар Кадыргулова, все население которой ушло в Ичкинские юрты во время «башкирского замешательства», очевидно, 1662-1669 гг. Такой вывод я делаю, исходя из рассказа Исекая Кадыргуло-ва, поскольку, пожив в ичкинских юртах «лет с тритцать», он пришел в Усманову «назад тому лет с шестьдесят»16. Про тридцать лет в Ичкинских юртах - это явное преувеличение, вполне объяснимое, учитывая преклонный

возраст рассказчика. Население татарских деревень в окрестностях Катайского острога могли быть как местного происхождения, так и пришлым. Если посмотреть материалы из сыска тобольского дворянина Ивана Полозова 1695 г., то в описании Катайского острога значится лишь двое русских татарского про-исхождения17, один из которых Осип Трофимов, сын Мурзин, был потомком мурзы ала-тырских татар18. А в сентябре 1660 г. приказчик Катайского острога Панкратий Перхуров рапортовал о том, что за 1657-1660 гг. в пахотные крестьяне в острог прибрано 5 семей русских крестьян и 36 семей татар и черемис (марийцев)19. Очевидно, большая часть нерусского населения расселилась деревнями на землях, отведенных Катайскому острогу. Не исключено, что Кадыргулово как раз-таки и была деревней, в которой жили татары, поселившиеся в Катайском остроге, но впоследствии вынужденные оттуда уйти. В ведомстве Каменской слободы в самом начале XVIII в. существовала деревня Сюнгульская20.

Большинство поселившихся в перечисленных четырех деревнях на Синаре и Ба-гаряке до этого жили на Южном Урале - «в Уфимской провинции», определить, где именно, пока не представляется возможным, поскольку по названию локализовать место расположения поселения на начало XVIII в. практически нереально, за редким исключением. К таким исключениям относятся Ич-кинские и Терсютские (Терсякские) юрты. Из последних в деревню Новую переселились 6 человек, в том числе сотник ясачных татар Марзагул Исенбаев. По их сообщению, они ушли от разорения русской «вольницы»21. Но «вольница» - отряды из русских крестьян -созывалась обычно во время башкирских восстаний, когда сил регулярной армии не хватало для борьбы с восставшими. Поэтому «переезд» татар из Терсютских юрт в Новую деревню произошел, скорее всего, в период восстания 1705-1709 гг., т. е. чуть раньше, чем они указали при опросе.

До 1754 г. татары Усть-Багаряцких юрт платили «пятигривенный ясак», который в тот год был с них снят, и тогда же была отведена в их владение земля, на которой они до этого жили22. Фактически с этого года и возникает группа служилых татар Усть-Багаряцких юрт, которая включила в себя как бывших ясачных татар, так и мишарей, проживавших в деревнях, расположенных в нижнем тече-

Багарякские татары

17

нии Синары и Багаряка. Но при официальном названии «татары Усть-Багаряцких юрт» и имея огромный численный перевес ясачных татар, «на выходе» (в XIX - начале XX в.) у людей, входивших в эту группу, сформировалась мишарская идентичность. Что характерно, к мишарям себя относили жители тех самых деревень Османовой (Усмановой), Новой и Нижней. Причем Н. Ю. Зограф пишет о них: «.. .по сказаниям самих Мещеряков они результат смешения двух племен - местного и пришлого»23. То, что большинство населения этих деревень отнесли себя к мишарям в 1920-х гг., отмечает также Д. М. Исхаков24.

В целом необходимо отметить, что сложение и сохранение группы багарякских татар в значительной степени стало следствием включения их в военно-служилое сословие - «служилые татары». Освобождение от уплаты ясака, а главное, закрепление за ними земель, относившихся к татарским селениям, стали теми факторами, которые способствовали формированию сообщества, имеющего общие права, обязанности, интересы и «единство территории». Представляется, что это явилось одной из главных причин сложения и «закрепления» и других локальных татарских групп - сафакулевской, ичкинской, ку-нашакской.

Это попытка свести воедино пока еще немногочисленные материалы по багарякским татарам и положила начало изучению формирования этой группы тюрков Южного Зауралья. Будем надеяться, что в ближайшем будущем будут выявлены новые документы, касающиеся как этой, так и других этно-со-словных тюркских групп региона.

Примечания

1 Исхаков, Д. М. Этнографические группы волго-уральских татар : опыт системного анализа // Этнотерриториальные группы татар Поволжья и Урала и вопросы их формирования. Казань : Дом печати, 2002. С. 75-96, 110-130.

2 Кузеев, Р. Г. Происхождение башкирского народа : (Этнический состав, история рассе-

ления) / отв. ред. Т. А. Жданко. М. : Наука, 1974.570 с.

3 ГАСО. Ф. 24. Оп. 1. Д. 1092а. Л. 291-293; ОГАЧО. Ф. Р-481. Оп. 1. Д. 76. Л. 103-106 об.

4 Собственно, имя «Усман» также вплоть до XIX в. передается как «Осман» или «Асман».

5 ГАСО. Ф. 24. Оп. 1. Д. 1092а. Л. 293; ОГАЧО. Ф. Р-481. Оп. 1. Д. 76. Л. 105 об.

6 ГАСО. Ф. 24. Оп. 1. Д. 1092а. Л. 297 об.-301; ОГАЧО. Ф. Р-481. Оп. 1. Д. 76. Л. 106 об.-109 об.

7 ГАСО. Ф. 24. Оп. 1. Д. 1092а. Л. 301 об.-304; ОГАЧО. Ф. Р-481. Оп. 1. Д. 76. Л. 109 об.-111.

8 ГАСО. Ф. 24. Оп. 1. Д. 1092а. Л. 304 об.-305; ОГАЧО. Ф. Р-481. Оп. 1. Д. 76. Л. 111.

9 ГАСО. Ф. 24. Оп. 1. Д. 626а. Л. 584-585.

10 ГАСО. Ф. 24. Оп. 1. Д. 626а. Л. 585.

11 ГАСО. Ф. 24. Оп. 1. Д. 1092а. Л. 296 об.; ОГАЧО. Ф. Р-481. Оп. 1. Д. 76. Л. 107.

12 ГАСО. Ф. 24. Оп. 1. Д. 1092а. Л. 291 об.; ОГАЧО. Ф. Р-481. Оп. 1. Д. 76. Л. 103 об.

13 ГАСО. Ф. 24. Оп. 1. Д. 1092а. Л. 441.

14 ГАСО. Ф. 24. Оп. 1. Д. 1092а. Л. 297 об.; ОГАЧО. Ф. Р-481. Оп. 1. Д. 76. Л. 107 об.

15 ГАСО. Ф. 24. Оп. 1. Д. 1092а. Л. 297-299 об.; ОГАЧО. Ф. Р-481. Оп. 1. Д. 76. Л. 107-108.

16 ГАСО. Ф. 24. Оп. 1. Д. 1092а. Л. 291-291 об.; ОГАЧО. Ф. Р-481. Оп. 1. Д. 76. Л. 103-104.

17 РГАДА. Ф. 214. Оп. 5. Кн. 1444. Л. 73 об.-106.

18 Там же. Л. 73 об.

19 ДАИ. Т. IV : 1655-1664. 1851. № 84. С. 224.

20 ГАСО. Ф. 24. Оп. 1. Д. 1092а. Л. 296 об.-297; ОГАЧО. Ф. Р-481. Оп. 1. Д. 76. Л. 106 об.-107.

21 ГАСО. Ф. 24. Оп. 1. Д. 1092а. Л. 301 об.; ОГАЧО. Ф. Р-481. Оп. 1. Д. 76. Л. 106 об.-109 об.

22 Кулбахтин, И. Н. Наказы народов Башкортостана в Уложенную комиссию 17671768 гг. / И. Н. Кулбахтин, Н. М. Кулбахтин. Уфа : Китап, 2005. С. 261-262.

23 Зограф, Н. Ю. Антропологический очерк мещеряков Зауральской части Пермской губернии. М., 1879. С. 1, 13.

24 Исхаков, Д. М. Этнографические группы. С. 85.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.