Научная статья на тему 'Аялы или бараба: история поселения на границе групп'

Аялы или бараба: история поселения на границе групп Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
397
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОСЕЛЕНИЕ / СИБИРСКИЕ ТАТАРЫ / АЯЛЫ / БАРАБА / АРХЕОЛОГИЯ / ЭТНОГРАФИЯ / ПИСЬМЕННЫЕ ИСТОЧНИКИ / SETTLEMENT / SIBERIAN TATARS / AYALI / BARABA / ARCHAEOLOGY / ETHNOGRAPHY / WRITTEN SOURCES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Корусенко М. А., Корусенко С. Н.

Исследование посвящено истории конкретного поселения сибирских татар д. Гузенево Муромцевского района Омской области. В настоящее время деревня расположена на границе Омской и Новосибирской областей, а также на границе расселения тарских (группа аялы) и барабинских татар. Поселение несколько раз меняло название и место расположения. Источниками выступили документы архивов, полевые сборы в этнографических экспедициях и материалы археологических разведок. Археолого-этнографический подход позволил проследить смену локализации поселения, документальные источники дали новые материалы по «движению» населённого пункта, а также позволили проследить преемственность населения и включение в состав жителей иноэтничных переселенцев, которые, в свою очередь, оказали влияние на этнокультурное развитие татар данного конкретного локуса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ayali or Baraba: To the History of Settlement on Frontier Between Two Groups

The research is dedicated to the history of a particular settlement of Siberian Tatars the village Guzenevo of Muromtsevsky District of Omsk Region. Nowadays village is located on the border between Omsk and Novosibirsk district and on the frontier between Tara (Ayali) and Baraba groups of Tatars. Settlement was renamed and relocated on several occasions. Authors used as a sources: archival documents, field gatherings on ethnographic expeditions and archaeological materials. The archaeological and ethnographic approach allowed to trace the changes of localization of the settlement. Documentary sources became an additional argument which, confirmed the transfer of the settlement. Also documentary sources allowed to trace the continuity of the population and the inclusion of ethnic migrants in the population, who had influenced the ethnocultural development of the Tatars of this particular locus.

Текст научной работы на тему «Аялы или бараба: история поселения на границе групп»

Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2019. № 2 (22). С. 214-221.

УДК 39+902+911.373(=521.145) DOI 10.25513/2312-1300.2019.2.214-221

М. А. Корусенко, С. Н. Корусенко АЯЛЫ ИЛИ БАРАБА: ИСТОРИЯ ПОСЕЛЕНИЯ НА ГРАНИЦЕ ГРУПП

Исследование посвящено истории конкретного поселения сибирских татар - д. Гузенево Му-ромцевского района Омской области. В настоящее время деревня расположена на границе Омской и Новосибирской областей, а также на границе расселения тарских (группа аялы) и барабинских татар. Поселение несколько раз меняло название и место расположения. Источниками выступили документы архивов, полевые сборы в этнографических экспедициях и материалы археологических разведок. Археолого-этнографический подход позволил проследить смену локализации поселения, документальные источники дали новые материалы по «движению» населённого пункта, а также позволили проследить преемственность населения и включение в состав жителей иноэтничных переселенцев, которые, в свою очередь, оказали влияние на этнокультурное развитие татар данного конкретного локуса.

Ключевые слова: поселение; сибирские татары; аялы; бараба; археология; этнография; письменные источники.

M. A. Korusenko, S. N. Korusenko

AYALI OR BARABA: TO THE HISTORY OF SETTLEMENT ON FRONTIER BETWEEN

TWO GROUPS

The research is dedicated to the history of a particular settlement of Siberian Tatars - the village Guzenevo of Muromtsevsky District of Omsk Region. Nowadays village is located on the border between Omsk and Novosibirsk district and on the frontier between Tara (Ayali) and Baraba groups of Tatars. Settlement was renamed and relocated on several occasions. Authors used as a sources: archival documents, field gatherings on ethnographic expeditions and archaeological materials. The archaeological and ethnographic approach allowed to trace the changes of localization of the settlement. Documentary sources became an additional argument which, confirmed the transfer of the settlement. Also documentary sources allowed to trace the continuity of the population and the inclusion of ethnic migrants in the population, who had influenced the ethnocultural development of the Tatars of this particular locus.

Keywords: settlement; Siberian Tatars; ayali; baraba; archaeology; ethnography; written sources.

В результате основания в 1594 г. города Тары и освоения территории Тарского Прииртышья Русским государством местные тюркоязычные группы населения были включены в административное подчинение и обложены ясаком. Создание отдельного Тарского уезда стало необходимым в связи с тем, что на территории Тарского Прииртышья было расселено значительное количество ясачного населения, включавшего различные тюркоязычные группы (аялы, курдак, саргач и др.). Территория уезда граничила с Барабинской лесостепью, где

© Корусенко М. А., Корусенко С. Н., 2019

также были расселены тюркоязычные группы населения, впоследствии получившие обобщённое наименование барабинских татар, которые также планировалось привести в русское подданство. Восточная граница уезда была заселена аялынцами, постепенно граница сдвигалась и включала в свой состав территорию расселения барабинских татар. В основу управления местным населением и главной управленческой функции периода конца XVI - XVIII в. - сбора ясака, был положен волостной принцип. Сами волости были образованы не территориально,

а в соответствии с групповой дифференциацией населения. В этот исторический период все тюркоязычные группы обозначались в документах русской администрации татарами, который постепенно стал их самоназванием. Освоение территории Тарского Прииртышья сначала служилыми, а начиная со второй половины XVII в. крестьянами первоначально не сильно отразилось на системе расселения различных групп татар. В дальнейшем увеличение населения из европейской части страны, освоение им всё новых земельных пространств, привело к движению местных групп. Продвижение на восток и включение новых территорий приводило к созданию уездов и их территориальных границ, которые периодически пересматривались на протяжении XVII - начала XX в. Советская власть также несколько раз переформировывала края и области, в результате чего «пограничные» поселения оказывались в разных административных единицах.

Целью данного исследования является изучение истории современной деревни Гу-зенево Муромцевского района Омской области, расположенной на самой границе с Новосибирской областью. Недалеко, на территории Новосибирской области, находится деревня Альменево, которая на протяжении ряда столетий входила в состав Ая-лынской волости (аялы - группа тарских татар), а в настоящее время относится к территории расселения барабинских татар. Территориальное разграничение не прервало отношений между жителями соседних деревень, включая брачные. При изучении истории деревни Гузенево основное внимание направлено на её локализацию и преемственность населения. Источниками послужили делопроизводственные документы российской администрации (ясачные и дозорные книги, первичные материалы ревизий населения XVIII-XIX вв., первичные материалы переписи населения 1897 г.), результаты археологических и этнографических экспедиций, опубликованные археологические, исторические и статистические сведения. Для изучения преемственности населения данного локуса применен генеалогический метод, локализация населённого пункта исследована с позиций этноархеологического подхода.

История деревни в XVII - начале XVIII в. (документальные свидетельства)

Современная деревня Гузенево не всегда носила такое название. Первое упоминание этого населённого пункта с названием, созвучным современному, относится ко времени проведения 4-й ревизии населения (1782 г.). Населённый пункт значился в списке деревень аялынских татар под названием Кузенево [1, с. 150]. Современный вариант названия деревни («Гузенево») можно встретить в научной литературе, начиная со времени публикации материалов Первой всероссийской переписи населения Российской империи 1897 г. [2, с. 71]. Б. О. Долгих в своей работе, посвящённой изучению коренного населения Сибири в XVII в. на основе архивных материалов, указал, что в Аялынской волости в 1625 г. существовало 15 деревень: Верхний Тунус, Кетешева, Кошбахтина, Бер-гомак, Абай-томак, Сеиткулова, Чеплярева, Тар-томак, Рухлерь, Буксунова, Буян, Большая, Байгильдеева, Уй-томак, Ашут [3, с. 53]. С. С. Тихонов соотнёс указанные Б. О. Долгих поселения с археологической картой Омской области и пришёл к выводу, что Верхний Тунус соотносится с археологическим поселением Тунусский городок (городище Надеждинка VII?), Кошбахтина - поселение Чертанлинское I, Бергомак - поселение Бер-гамак III. Все эти памятники находятся на р. Тара и расположены от её нижнего течения к устью [4, с. 163]. Не смог автор локализовать на карте д. Кетешеву. Остальные населённые пункты расположены вдоль реки Иртыш или же их положение выявить оказалось затруднительно. Таким образом, если на современной карте вдоль реки Тара расположить указанные поселения в её нижнем течении к устью, то получается следующий порядок: Кошбахтина (современная д. Черта-лы), Бергомак (исчезнувшая в 1980-е гг. д. Юрт-Бергамак), Абай-томак, Сеиткулова (образуют современную д. Инцисс), Чеплярева (современная д. Чеплярово), Тар-томак (современная д. Берняжка, бывшая Тар-Тамак). Часть поселений сменили место расположения (Бергамак - с правого берега р. Тара на левый; Берняжка - с правого берега р. Иртыш - на левый). Упоминаний о деревне Гузенево или созвучных ему населённых пунктах не встречается, но можно ли на

этом основании сделать вывод, что такого населённого пункта ещё не существовало?

Анализ ясачных книг XVII в., дозорной книги Тарского уезда 1701 г., материалов ревизий населения XVIII-XIX вв. позволил сделать предположение о том, что при описании поселений татар Тарского уезда переписчики придерживались определённой последовательности, связанной с расположением поселений вдоль рек: вверх или вниз по Иртышу от Тары; от верховьев к устью Тары или наоборот в зависимости от вида документа. В дозорной ясачной книге 1624 г. [5, л. 252-257] перечисление деревень волости Аялы начинается с верховьев р. Тара с д. Верхний Тунус, т. е. в работе Б. О. Долгих перечисление деревень соответствует ясачной книге (автор ошибочно датирует эту книгу 1625 г.1). Можно предположить, что д. Кетешева и есть будущая Гузенево. В этот период в деревне зафиксировано 3 плательщика ясака, двое из которых - отец (Кетеш) и сын (Кетешев).

В Дозорной книге Тарского уезда 1701 г. [6, л. 348-422 об.] описание татарских деревень выстроено следующим образом: сначала деревни, расположенные от города Тары вверх по правому берегу Иртыша до впадения р. Тары в Иртыш, где была расположена татарская деревня Усть-Тарская («она же Тартамак» - современная Берняж-ка); далее - поселения татар вверх по р. Таре; далее - вниз по Иртышу по обоим его берегам от города Тары). По р. Таре описание татарских поселений имеет следующий порядок - после д. Усть-Тарской следуют деревня Чипляровых юрт, деревня Инцисских юрт (она же Абайтамак Сеиткулова), деревня Биргамацких юрт, деревня Кожбахта Сары-баева (она же Чертанлинская), деревня Тем-шенякова (она же Мантабарова Кукунова), деревня Сабанчеева (она же Альменева) [7, с. 41-42]. В настоящее время Гузенево расположено на границе Новосибирской и Омской областей между татарскими деревнями Альменево Новосибирской области и Черта-лы Омской области (здесь также расположены поселения русских, в основном образованные позднее описываемого периода). Можно предположить, что «деревня Темше-някова Мантабарова Кукунова та ж» [6, л. 373 об.] и есть интересующая нас деревня

Гузенево. Предположение основывается на том, что некоторые поселения имели по нескольку названий. В начале 1720-х гг. Д. Г. Мессершмидт указывал на бытование у тарских татар следующего обычая: «...деревня зовётся по имени известных и старейших, и как отец умирает, то она по сыну называется» [8, с. 43]. В материалах дозорной книги переписаны 6 глав дворов данного поселения. Первым переписан Токлычка Ку-ка(у)нов, по имени которого и названа деревня. Можно предположить, что дедом Ток-лычки по отцу, скорее всего, был Темшеняк, по имени которого и называлось раньше поселение.

Жители Кузеневой (Гузенево) по данным переписей населения последней четверти XVIII-XIX вв.

В нашем распоряжении имеются первичные материалы 4-й (1782 г.), 7-й (1816 г.), 9-й (1950 г.) и 10-й (1858 г.) ревизий населения и Первой Всероссийской переписи населения 1897 г. Факт существования деревни Кузенева зафиксирован в материалах 4-й ревизии населения [9]. При внимательном изучении материалов данной ревизии выявились довольно интересные сведения, проливающие свет на неизвестные страницы истории деревни. Гузенево расположено в настоящее время на стыке Омской и Новосибирской областей (противоположный берег р. Тара напротив деревни - это уже Новосибирская область). Соседняя деревня Альменево, которая в последней четверти XVIII в. была приписана к Аялынской волости, расположена в Новосибирской области, обычно эту деревню рассматривают уже как деревню бара-бинских татар, однако данное областное трансграничье можно определить как восточную границу расселения аялынских татар. В 1782 г. в результате административно-территориальных образований была создана Томская область в составе Тобольского наместничества, Каинский уезд (округ) которой граничил с Тарским уездом (округом). Разграничивание привело к тому, что часть поселений татар Аялынской волости оказалась включённой в состав Каинского округа, куда были также включены барабинские татары.

В материалах 4-й ревизии есть деревни Тасларская и Тасланская (она же Яманташе-ва), обе приписаны к Каинскому округу. Есть

и деревня Кузенево, которая также приписана к Каинскому округу. Сюда же приписаны Альменево и Черталинская. Жители деревни Тасларской, за исключением одной семьи, -это жители Кузеневой, они переписаны в двух местах, но посчитаны в одном - в Ку-зенево. Из пяти семей, которые переписаны в Тасларской и Кузенево, 2 - семьи Кузене-вых, поэтому название деревни опять сменилось в связи с изменением фамилии, записанной по имени отца. Одна семья - Бабая Мангашева (он умер в 1781 г.) переписана в деревне Тасланской (она ж Яманташева). Тасларская и Тасланская была ранее одной деревней (ошибка в названии, как и в именах, - обычное явление для русских переписчиков), часть жителей которой отселились и образовали Кузенево. В Кузенево в этот период зафиксировано 5 дворов (36 мужчин и 36 женщин), в Тасланской -7 дворов (15 мужчин и 17 женщин). Подтверждением того факта, что это была некогда одна деревня, а теперь две деревни с разными названиями, являются материалы ясачной комиссии 1828 г., где представлена сводная ведомость Тарского округа об инородческих землях (пашенных, сенокосных, лесных), местах рыбных ловель (на каких реках и озёрах в местах расположения деревень), подготовленная генерал-губернаторским землемером [10]. В этой ведомости на р. Тара указаны юрты (поселения татар): Мангашевские (они же Тасларские) и Кузе-невские (они же Тасларские). Здесь мы опять сталкиваемся с фактом перемены названия поселения по имени старейшины (Бабай Мангашев).

В материалах 7-й ревизии населения 1816 г. [11] в Кузенево переписано 17 семей (в отличие от 5 семей в 1782 г.). В ходе реконструкции генеалогических линий выяснено, что 14 семей - это потомки 5 семей, увеличение произошло в результате выделения семей братьев, сыновей и внуков. Так, из семьи Кузенева Танатара (1782 г. ) выделилось к 1816 г. 5 семей с разными фамилиями: Са-таев - 2 семьи; Танатаров - 2 семьи; Тохта-зымов - 1 семья. Семья Кузенева Ишкиня (1782 г.) разделилась на три, где главами записаны Баратов, Измаилов и Ташбулатов. Братская семья Еротушева Нияса разделилась на три, все под фамилией Еротушев.

При сравнении материалов 4-й и 7-й ревизий по деревням Тасланской (Яманташевой) и Кузеневой выявилось, что ещё две семьи в 1816 г. имели происхождение из деревни Тасланской, в которой уже по материалам 6-й ревизии (1811 г.) никого не числилось. Не удалось реконструировать линию ещё одной семьи, так как главе семьи было на момент 7-й ревизии 27 лет (разница между 1782 г. и между 1816 г. - 34 года), он проживал с матерью, в материалах последующих ревизий он показан одиноким, умер в 1857 г. Таким образом, оставшиеся в Тасланской (Яманташевой) деревне семьи также переселились в Кузенево.

В материалах последующих 9-й (1850 г.) [12] и 10-й (1858 г.) [13] ревизий указаны потомки пяти первых и ещё двух последующих семей. В 1858 г. переписаны пришлые семьи: 1 семья причислена по указу 1852 г. из д. Бергамакской; 1 семья государственного крестьянина - это переселенцы из Европейской России (поволжско-приуральские татары). Численность населения деревни оставалась фактически на одном уровне: 1816 г. -46 м. и 46 ж., 1850 г. - 47 м. и 51 ж.; 1858 г. -57 м. и 47 ж.

Уже в материалах 6-й ревизии деревни Аялынской волости по р. Тара, приписанные ранее к Каинскому округу, относились к Тарскому округу (Черталы, Тасларская, Кузенево, Альменево). Перевод местных татар из категории ясачных в категорию инородцев (реформы М. М. Сперанского 1822 г.) и некоторая ещё неопределённость и непривычность термина приводила к разным сочетаниям при переписях населения. В материалах 9-й ревизии (1850 г.) население деревень Аялынской волости записано как инородные крестьяне (в других волостях - ясачные, инородцы и т. п.). В материалах 10-й ревизии за исключением двух государственных крестьян, всё население записано инородцами. Состав семей остался неизменным.

Первая всероссийская перепись 1897 г. позволяет проследить дальнейшее развитие деревни и её населения. Данные первичных переписных листов [14] расходятся с опубликованными данными С. К. Патканова, где указано, что в деревне Гузеневой (Кузе-невой) при р. Таре 27(2) дворов, в которых проживает местных тюрков - 131 чел.,

а пришлых татар (крестьян) - 3 чел. [2, с. 71]. В первичных материалах переписано 29 дворов, из которых главы шести - государственные крестьяне, переселенцы из Европейской России (указаны Вятская, Казанская, Симбирская, Самарская, Витебская губернии), всего с членами семей 21 чел. Также есть 2 человека из Пермской и Уфимской губерний - члены двух семей. Из оставшихся 23 семей удалось реконструировать генеалогические линии для 14 семей, из них 7 - это потомки братьев Кузеневых, основателей деревни. В остальных семьях главы семей младше 39 лет, что является разницей между проведением 10-й ревизии (1858 г.) и переписи 1897 г. Всего в Гузенево зафиксировано 133 жителя. Численность жителей деревни увеличилась по сравнению с серединой XIX в. незначительно и в основном за счёт прибывших поволжско-приуральских татар.

По материалам переписи 1926 г. были опубликованы списки населённых мест с указанием времени основания (если было известно), местоположения деревни (привязка к озеру или реке), количеством жителей и численно преобладающей национальностью. В этот период поселение «юрты Гузе-нова» относились к Мало-Красноярскому району Барабинского округа Сибирского края. Для Гузенево было указано, что основана она была в 1831 г., в ней было 44 двора, 228 жителей, преобладающая национальность - барабинцы [15, с. 272]. Из вышеизложенного понятно, что основание деревни на том месте, на котором она находится в настоящее время, можно определить последней четвертью XVIII в. Нахождение поселения на границе с Барабой, включение её в состав разных округов и уездов привело к тому, что его жителей относили то к аялин-ским, то к барабинским татарам. В результате исследования можно представить некую линию развития деревни следующим образом: Кетешева - Темшенякова (она же Ман-табарова Кукунова) - Тасларская - Кузенева -Гузенева. Есть ещё один момент, на котором необходимо остановиться. Фактически все татарские деревни вдоль р. Тары первоначально располагались на правом её берегу (начиная с низовьев - Тартамак, Чеплярово, Инцисс, Бергамак, Черталы, Гузенево (?). В период второй половины XVIII - XIX в.

все, за исключением д. Инцисс, «переехали» на левый берег Тары. В настоящее время известны археологические памятники прежних поселений Бергамак и Черталы. Можно ли локализовать прежнее первоначальное поселение жителей Гузенево?

В поисках поселения - углубляясь в историю

Поиск местоположения исторического населённого пункта - задача непростая. Особенно если населённый пункт «перемещался» по некой территории. В этом разделе мы рассмотрим археологические и этнографические источники, которые помогут нам взглянуть на проблему поиска местоположения населённого пункта в иных ракурсах, нежели традиционные исторические источники.

Сначала определим возможности этнографического источника. В контексте интересующей нас проблематики к нему относятся полевые сборы в д. Гузенево, проведённые рядом исследователей, включая авторов статьи. Согласно полученной информации, старое место расположения деревни Гузенево было у оз. Лебяжье (в 1,2 км к юго-западу от современной деревни). По словам информаторов, на пашне возле озера находили обломки сосудов, наконечники стрел, кости и т. д. По другим сведениям, старая деревня находилась на противоположном берегу р. Тара, однако данных о точном местоположении получить не удалось, есть только отрывочная информация о расположении её в районе д. Скирла (совр. Старая Скирла), возле которой было кладбище [16, с. 3, 13]. В тех же полевых записях присутствуют любопытные сведения, скорее всего относящиеся к XVII-XVIII вв., о том, что земельные угодья по левому берегу р. Тара между двумя деревнями - Гузенево и Черталы (употреблены информатором в современном написании) - были поделены поровну. Приведённые сведения не противоречат историческому заселению рассматриваемой территории во время реформ XIX в.

Если делать предварительные выводы, то этнографический источник дал весьма скудную и противоречивую картину, которую практически невозможно использовать для поисков старого месторасположения д. Гузенево. Более широкий исторический контекст показывает, что населённые пункты

тарских татар и их исторических предков в XVI-XVII вв. не были полностью стационарными, а перемещались в определённом локусе пространства в соответствии с хозяйственным циклом. У аборигенного населения р. Тара известны летники (яйляау/ялау) и зимники (кышлау). Но, как оказалось, есть интересный факт, который помогает продолжить наши поиски. При наличии как минимум двух вариантов размещения поселений в зависимости от сезона могильник (кладбище) всегда был один, и, как правило, он располагался у зимника.

Возвращаясь к этнографическим данным, необходимо отметить, что мы упоминали возможное месторасположение «старой деревни» в районе оз. Лебяжье, в этом месте был как раз «летник», а «зимник» располагался у д. Скирла, и у него, по словам одного из информаторов, располагалась «старая могила» (имеется в виду старое кладбище). Итак, мы предполагаем, что население д. Гузенево в определённый период своего существования (условно в XVI-XVII вв.) перемещалось между угодьями деревень Черталы и Альменево. Тем не менее эта группа населения - исторических предков современных жителей д. Гу-зенево - должна была иметь стационарный могильник. Попробуем установить его место.

В полевой сезон 2001 г. (параллельно с работами в д. Гузенево) М. А. Корусенко выполнял археологическую разведку окружающей территории. В районе старицы р. Тара - оз. Авсакуль им был открыт грунтовой могильник Гузенево II. Могильник представлял собой скопление невысоких земляных насыпей, местами расположенных рядами. Сам памятник находится на невысокой гриве рядом с оз. Авсакуль, часть надмогильных сооружений носит следы воздействия воды. Погребальный комплекс датирован по особенностям планиграфии концом XVIII - XIX в. н. э. [17]. Информация, собранная затем в д. Гузенево, подтвердила наше предположение, что этот погребальный комплекс связан с функционированием деревни. По словам местных жителей, это так называемое «старое кладбище». В памяти наших собеседников сохранилась и причина, по которой кладбище было оставлено: его заливало при разливах р. Тара. Вода заходила на его территорию через оз. Авсакуль. Из-

за постоянных разливов кладбище современной деревни было перенесено на возвышение рядом с деревней, вблизи дороги Гузенево -Муромцево.

При обследовании «старого кладбища» -археологического памятника Гузенево II -установлено, что на нём находятся остатки 91 погребального сооружения. Это, вместе с числом погребальных сооружений на действующем некрополе д. Гузенево, демонстрирует нам, что на современном месте д. Гу-зенево находится минимум два века.

Дальше мы в своих предположениях вступаем на зыбкую почву. Согласно единичной информации, возле д. Скирла вместе с зимником находилась «ещё старее могила» (по отношению к могильнику у оз. Авсакуль -Гузенево II), то есть самое раннее кладбище, которое информатор связал с историей д. Гу-зенево. Точное местонахождение ни зимника, ни кладбища не известно. Если продолжать примеры объектов, возможно, связанных с историей интересующего нас населённого пункта, то в устье Верхней Тунгуски (Тунуски) в районе с. Низовое известен могильник «Льнозавод 4», уверенно датированный XVII-XVIII вв. н. э. В районе с. Низовое известный краевед А. Ф. Палашенков зафиксировал исторические топонимы «Татарский колок», «Старый мазарат» [18, с. 136-137]. Интересной выглядит и информация о том, что при проведении археологической разведки устья Верхнней Тунгуски (Тунуски) и правого берега р. Тары М. А. Корусенко было обнаружено поселение Льнозавод 11, которое при изучении его внешнего облика интерпретировано как сезонное, оставленное небольшим коллективом людей. Датировка поселения XVII-XVIII вв. н. э. [19].

Таким образом, расположение нескольких могильников и современного некрополя д. Гузенево косвенно свидетельствует о наличии на территории левобережья р. Тара между ойкуменами деревень Альменево и Черталы участка, осваиваемого группой населения, с которой исторически связано население современной д. Гузенево. Нахождение д. Гузенево на современном месте можно отнести к концу XVIII - началу XIX в. Среди современных жителей деревни встречаются те, кто связывает себя с аялы, и те, кто называет себя барабой.

ПРИМЕЧАНИЕ

1 Выборочно отрывок дозорной ясачной книги Тарского уезда 1624 г. опубликован в работе: Бородаев В. Б., Контев А. В. Формирование российской границы в Иртышско-Енисейском междуречье в 1620-1720 гг. : документ. моногр. - Барнаул : АлтГПУ, 2015. - С. 73-76. Здесь же он доказывает, что ясачные списки были созданы весной-летом 1624 г.

ЛИТЕРАТУРА

1. Томилов Н. А. Тюркоязычное население Западно-Сибирской равнины в конце XVI - первой четверти XIX вв. - Томск : Изд-во ТГУ, 1980 - 275 с.

2. Патканов С. К. Статистические данные, показывающие племенной состав населения Сибири, язык и роды инородцев (на основании данных специальной разработки материалов переписи 1897 г.) : [в 3 т.]. - СПб. : [б. и.], 1911. - Т. 2 : Тобольская, Томская и Енисейская губернии. - 432 с.

3. Долгих Б. О. Родовой и племенной состав народов Сибири в XVII в. - М. : Изд-во Акад. наук СССР, 1960. - 622 с. - (Труды Института этнографии. Т. 55).

4. Тихонов С. С. Юго-восточная окраина Сибирского ханства Кучума (интерпретация источников по экономике и социальному развитию тарских татар) // Средневековые тюрко-татар-ские государства. - Казань : Ин-т истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2009. - С. 162-171.

5. Российский государственный архив древних актов (РГАДА). Ф. 214. Кн. 11.

6. РГАДА. Ф. 214. Оп. 1. Кн. 1182.

7. Корусенко С. Н. Этносоциальная история и межэтнические связи тюркского населения Тарского Прииртышья в XVIII-XX веках. -Омск : Издат. дом «Наука», 2006. - 218 с.

8. Томилов Н. А. Поселения сибирских татар в трудах учёных и путешественников конца

Информация о статье

Дата поступления 14 марта 2019 г.

Дата принятия в печать 28 мая 2019 г.

Сведения об авторах

Корусенко Михаил Андреевич - канд. ист. наук, старший научный сотрудник Омской лаборатории археологии, этнографии и музееведения Института археологии и этнографии СО РАН, заведующий Лабораторией историко-культурных экспертиз Омского научного центра СО РАН, заведующий Комплексной научно-исследовательской лабораторией изучения социокультурных процессов в древности и современности Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского (Омск, Россия)

XVI - XIX века // Культура населения XVI-XIX веков как основа формирования современного облика народов. - Омск : Издат. дом «Наука», 2005. - С. 32-53.

9. Государственный архив в г. Тобольске. Ф. 154. Оп. 8. Д. 31.

10. Государственный исторический архив Омской области (ГИАОО). Ф. 3. Оп. 1. Д. 620.

11. Государственный архив в г. Тобольске. Ф. 154. Оп. 8. Д. 354.

12. Государственный архив в г. Тобольске. Ф. 154. Оп. 8. Д. 653.

13. Государственный архив в г. Тобольске. Ф. 154. Оп. 8. Д. 891.

14. Государственный архив в г. Тобольске. Ф. 417. Оп. 2. Д. 2163.

15. Список населённых мест Сибирского края. Т. 1 : Округа Юго-Западной Сибири. - Новосибирск : [б. и.], 1928. - 831 с.

16. Корусенко М. А. Отчёт о проведённых в 2001, 2006, 2007 гг. экспедиционных работах. -Омск, 2011 // Архив Музея народов Сибири Института археологии и этнографии СО РАН (Архив МНС ИАЭТ СО РАН). Ф. VII. Д. Т11-2011. 65 с.

17. Корусенко М. А. Отчёт об археологической разведке участков среднего течения р. Тара (Муромцевский район Омской области) в 2001 г. // Архив Музея археологии и этнографии Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского. Ф. II. Д. 165-1. 23 с.

18. Палашенков А. Ф. Материалы к археологической карте Омской области // Археология Прииртышья. - Томск, 1980. - С. 100-147.

19. Корусенко М. А. Отчёт об археологической разведке на террасах р. Тара, р. Верхняя Тунгуска в Муромцевском районе Омской области в 2016 г. - Омск, 2017 // Архив МНС ИАЭТ СО РАН. Ф. VII. Д. 78-1. 91 с.

Article info

Received March 14, 2019

Accepted May 28, 2019

About the authors

Mikhail A. Korusenko - PhD in Historical Sciences, Senior Researcher of the Omsk Laboratory of Archeology, Ethnography and Museology of the Institute of Archeology and Ethnography of the SB RAS, Head of the Laboratory of historical and cultural examinations of the Omsk Scientific Center of the SB RAS, Head of the Integrated Research Laboratory for the study of sociocultural processes in antiquity and modernity of Dostoevsky Omsk State University (Omsk, Russia)

Адрес для корреспонденции: 644024, Россия, Омск, пр. Карла Маркса, 15

E-mail: [email protected]

Корусенко Светлана Николаевна - канд. ист. наук, доцент, ведущий научный сотрудник Омской лаборатории археологии, этнографии и музееведения Института археологии и этнографии СО РАН, доцент кафедры этнологии, антропологии, археологии и музеологии Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского (Омск, Россия)

Адрес для корреспонденции: 644077, Россия, Омск, пр. Мира, 55а E-mail: [email protected]

Для цитирования

Корусенко М. А., Корусенко С. Н. Аялы или Бараба: история поселения на границе групп // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2019. № 2 (22). С. 214221. DOI: 10.25513/2312-1300.2019.2.214-221.

Postal address: 15, Karla Marksa pr., Omsk, 644024, Russia

E-mail: [email protected]

Svetlana N. Korusenko - PhD in Historical sciences, Leading Researcher of the Omsk Laboratory of Archeology, Ethnography and Museology of the Institute of Archeology and Ethnography of the SB RAS, Associate Professor of the Department of Ethnology, Anthropology, Archeology and Museology of Dostoevsky Omsk State University (Omsk, Russia)

Postal address: 55a, Mira pr., Omsk, 644077, Russia

E-mail: [email protected] For citations

Korusenko S.N., Korusenko M.A. Ayali or Baraba: To the History of Settlement on Frontier Between Two Groups. Herald of Omsk University. Series "Historical Studies", 2019, no. 2 (22), pp. 214221. DOI: 10.25513/2312-1300.2019.2.214-221 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.