Научная статья на тему 'Awareness of the law and the principle of justice in criminal law'

Awareness of the law and the principle of justice in criminal law Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
160
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОСОЗНАНИЕ / ПРАВОВЫЕ ЧУВСТВА / ПРИНЦИП СПРАВЕДЛИВОСТИ В УГОЛОВНОМ ПРАВЕ / AWARENESS OF THE LAW / THE LEGAL SENSE / THE PRINCIPLE OF JUSTICE IN CRIMINAL LAW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кабышева Елена Владимировна

В статье исследуется принцип справедливости в уголовном праве через призму правовых чувств как одного из элементов правовой психологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Awareness of the law and the principle of justice in criminal law»

укрепление целостности и суверенитета Российской Федерации, стремление к межнациональному сотрудничеству и интеграции отечественной культуры в мировую культуру»10.

Президент РФ в своем Послании к Федеральному Собранию 12 декабря 2012 г. заявил: «В мире XXI века на фоне новой расстановки экономических, цивилизационных, военных сил Россия должна быть суверенной и влиятельной страной. Мы должны не просто уверенно развиваться, но и сохранить свою национальную и духовную идентичность, не растерять себя как нация. Быть и оставаться Россией»11.

По нашему мнению, именно через механизм идентификации с учетом национальных и культурных ценностей, человек осознает себя внутри богатейшей культуры нашей страны и имеет возможность создавать новые культурные ценности.

1 См.: Культурология: учебник / под ред. С.Н. Иконниковой, В.П. Большаковой. М., 2011. С. 92.

2 См.: СазонниковаЕ.В. Наука конституционного права России и концепт «культура»: вопросы теории и практики: автореф. ... дис. д-ра юрид. наук. М., 2012.

3 См.: Там же.

4 См.: Культурология: учебник / под ред. С.Н. Иконниковой, В.П. Большаковой. С. 113.

5 См.: Культурология: учебник / под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. М., 2005. С. 98.

6 См.: Ожегов С.И. Словарь русского языка/Под общ. ред. Л. И. Скворцова. М., 2004.

7 См.: Иванова Т.В. Словарь трудностей русского языка для юристов. Саратов, 2009.

8 Заметина Т.В. Конституционные основы национальной политики Российской Федерации. Саратов, 2006. С. 116.

9 Эбзеев Б.С. Российский федерализм: историческое развитие и современность // Право и политика. 2000. № 1. С. 8.

10 Основы законодательства Российской Федерации о культуре: утв. Верховным Советом РФ 9 октября 1992 г. № 3612-1 (в ред. от 8 мая 2010 г.) // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. № 46, ст. 2615; Собр. законодательства Рос. Федерации. 2010. № 19, ст. 2291.

11 См.: Российская газета. 2012. 13 дек.

Е.В. Кабышева

ПРАВОСОЗНАНИЕ И ПРИНЦИП СПРАВЕДЛИВОСТИ В УГОЛОВНОМ ПРАВЕ

В статье исследуется принцип справедливости в уголовном праве через призму правовых чувств как одного из элементов правовой психологии.

Ключевые слова: правосознание, правовые чувства, принцип справедливости в уголовном праве.

E.V. Kabysheva

AWARENESS OF THE LAW AND THE PRINCIPLE OF JUSTICE IN CRIMINAL LAW

Abstract: In this article the principle of justice in criminal law is analysed in the light of the legal sense as an element of legal psychology.

Keywords: awareness of the law, the legal sense, the principle of justice in criminal law.

Мне не пришлось лично знать профессора Исаака Ефимовича Фарбера. Через год после моего рождения (1986 г.) он умер, но в нашей семье имя профессора

© Кабышева Елена Владимировна, 2013

Аспирант кафедры уголовного и уголовно-исполнительного права (Саратовская государственная юридическая академия), помощник прокурора Фрунзенского района г. Саратова.

И.Е. Фарбера всегда произносилось с исключительным благоговением. Его книги, статьи, фото папа мне показывал и иногда долго рассказывал о нем, о его жизненном пути, научных идеях.

С особой любовью папа рассказывал о том, как Исаак Ефимович читал лекции, выступал на конференциях. Будучи уже студенткой СГАП я читала некоторые его статьи и главы из книг. Обучаясь в аспирантуре, я обратила внимание на его монографию «Правосознание как форма общественного сознания» (М., 1963). Идеи, высказанные в этой работе, имеют прямое отношение к теме моей диссертации.

Как известно, в структуре правосознания И.Е. Фарбер выделял следующие существенные признаки: правосознание есть форма общественного сознания; это совокупность правовых представлений и правовых чувств, обладающих нормативным характером для поведения людей с точки зрения правомерности или неправомерности их действий; это знание правовых явлений и их оценка с точки зрения справедливости или несправедливости законов государства, судебной деятельности, правомерности поведения; это правовые требования, отражающие экономические и политические потребности и интересы общественного развития. Неразрывное единство правовой идеологии, правовой психологии, правовых идей, правовых чувств и справедливости — таков вывод профессора И.Е. Фарбера о структуре правосознания1, сделанный им еще в 60-х гг. XX в. и приобретающий особое звучание в современных условиях. Применительно к уголовному праву он нашел свое закрепление в ст. 6, ч. 2 ст. 43 и ст. 60 УК РФ.

Справедливость — это многоаспектная категория, исследуемая в историческом, нравственном, экономическом, юридическом аспектах. УК РФ не содержит данного определения. Нет его и в нормативных актах различных отраслей российского законодательства, хотя во многих из них появилось много норм-дефиниций.

Нормы-дефиниции занимали в древних памятниках права не последнее место. Например, уже в ранних философских представлениях о мире образ справедливости ассоциировался с богиней Дике как меры всех вещей. Идея справедливости легла в основу теории естественного права. Характеристика права как справедливости и добра восходит к знаменитому римскому юристу I в. н. э. Цельсу. В этой связи Ульпиан (II-III вв.), предваряя Кодекс Юстиниана, писал: «Изучающему право надо прежде всего узнать, откуда произошло слово «право» (jus). Право получило свое название от «правды», справедливости (justicia), ибо согласно превосходному определению Цельса, право есть наука о добром и справедливом»2.

В.И. Даль, определял слово «справедливый» как «правильный, сделанный законно, по правде, по совести, по «правоте»3. Выработанные у многих поколений людей наиболее значимые образцы их поведения опосредуются в праве своими предписаниями справедливости, гуманизма, долга, чести (ст. 7, 110, 129, 130, 282, 335 УК РФ). В.С. Нерсесянц в связи с этим отмечал, что «...справедливость входит в понятие права, что право по определению справедливо, а справедливость — сущностное свойство и качество права, категория и характеристика правовая, а не внеправовая (не моральная, нравственная, религиозная и т. д.)4. Таким образом, следует констатировать, что требования морали (в нашем случае — явления справедливости) выступают структурообразующим элементом уголовного права как на уровне правотворчества, так и на уровне правоприменения.

Принцип справедливости как один из универсальных в правовом смысле регуляторов общественных отношений5 «вступает в действие в уголовном праве, когда совершается преступление. И при этом следует назначение уголовного наказания в целях восстановления в обществе справедливости. Граждане должны быть уверены в том, что при назначении уголовного наказания будут защищены нарушенные совершенным преступлением их права в полном объеме.

При реализации принципа справедливости для назначения наказания лицу, признанному виновным в совершении преступления, важное место занимает вопрос: каковы критерии справедливости назначения наказания, которыми должен руководствоваться судья. В нашем случае — какие правовые чувства (справедливости, мести и т. д.) испытывает при этом судья.

Судья при назначении наказания руководствуется внутренним убеждением, чувством, что зло — преступление, которое должно быть наказано, и должна восторжествовать справедливость.

«Совесть судьи, — писал И.Е. Фарбер, — чувство жизненной правды, так необходимые при анализе сложных человеческих взаимоотношений, — все это и есть правовая психология, проявление действий правовых эмоций. Но эти правовые чувства лишены всякой иррациональности, это не слепая интуиция, а разумная, основанная на познании действительных фактов, твердо установленных доказательств, уверенность в виновности (или невиновности), в справедливости (или несправедливости) правовых требований к поведению, к поступкам людей, ставших предметом правового регулирования»6.

Судья обязан в данном случае руководствоваться, прежде всего, положениями статей Особенной части УК РФ с учетом положений Общей части УК РФ.

Суд должен установить вину подсудимого в совершении преступления, хотя, как верно замечает Ю.И. Бытко, легально ни в УК РФ, ни в УПК РФ понятие вины не определяется. При этом ни в уголовно-правовой теории, ни в уголовном законодательстве вина не рассматривается в качестве основания уголовной ответственности. Статья 8 УК РФ таким основанием определяет деяние, содержащее все признаки преступления, предусмотренные УК РФ7.

Судья должен руководствоваться характером и степенью общественной опасности, учитывать личность виновного, в т. ч. обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание, а также влияние назначенного наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи.

В контексте заявленной темы весьма актуален вопрос: как соотнести правовые чувства судьи, которые им положены в основу вынесенного им судебного решения, с «психологической зависимостью» судей от мнения Верховного Суда РФ8. Последние, как известно, носят императивный характер для органов и должностных лиц, применяющих уголовный закон.

В связи с этим зачастую возникает коллизия (своего рода противоречие) между принципом независимости судьи и интерпретационным актом, содержащим руководящие разъяснения уголовного закона. Но это уже предмет особого исследования.

1 См.: Фарбер И.Е. Правосознание как форма общественного сознания. М., 1963. С. 203-205.

2 Дигесты Юстиниана. Книга первая, титул 1. Слова Ульпиана приведены в классическом переводе И.С. Перетерского с уточнениями, предложенными В.С. Нерсесянцем и П.Г. Редкиным. См.: Лафит-ский В.И. Поэзия права. Страницы правотворчества от древности до наших дней. М., 2003. С. 63.

3 Даль В.И. Толковый словарь живого великого русского языка: в 4 т. Т. 4. М., 1999. С. 299.

4 См.: Нерсесянц В.С. Философия права: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2009. С. 44.

5 В.Д. Филимонов рассматривает принцип справедливости по отношению к иным правовым принципам (демократизма, гуманизма и др.) в качестве генерального принципа. См.: Филимонов В.Д. Справедливость как принцип права // Государство и право. 2009. № 9. С. 9.

6 Фарбер И.Е. Указ. соч. С. 197.

7 См.: Бытко Ю.И. Понятие «вина» и «виновность» в нормах УК и УПК РФ // Правоведение. 2011. № 2. С. 71.

8 См.: Тихонова С.С. Аргументация в постановлениях Пленума Верховного Суда Российской Федерации: влияние на авторитет делегированного толкования уголовного закона // Юридическая техника: ежегодник. 2013. № 7. Ч. 1: Третьи Бабаевские чтения «Юридическая аргументация: теория, практика, техника». Н. Новгород, 2013. С. 330.

А.В. Мещеряков

РОЛЬ ИНСТИТУТА ГРАЖДАНСТВА В ОБЕСПЕЧЕНИИ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД ЛИЧНОСТИ (С ПОЗИЦИИ НАУЧНЫХ ВЗГЛЯДОВ ПРОФЕССОРА И.Е. ФАРБЕРА)

В статье исследуется вопрос о значении гражданства для лиц в сфере реализации и защиты их прав и законных интересов. Анализируется структура этого государственно-правового явления. Характеризуются его составные элементы.

Ключевые слова: конституция, государство, права и свободы человека и гражданина, гражданство, правовой институт, субъективное право, правоотношение.

A.V. Mescheryakov

ROLE OF INSTITUTE OF CITIZENSHIP IN PROVIDING OF CONSTITUTIONAL RIGHTS AND INDIVIDUAL FREEDOMS (FROM POSITION OF SCIENTIFIC LOOKS OF PROFESSOR I.E. FARBER)

The article is devoted to research of question about the value of citizenship facial in the field of realization and defense of his rights and legal interests. The structure of it is analyzed this state legal phenomenon. Its component elements are characterized.

Keywords: constitution, state, rights and freedoms of man and citizen, citizenship, legal institute, equitable right, legal relationship.

Не одно десятилетие Саратовская научная школа конституционного права занимает лидирующие места в российской (ранее — советской) юридической науке. Ее основателем, идейным и научным вдохновителем по праву считается выдающийся отечественный ученый-юрист профессор, доктор юридических наук Исаак Ефимович Фарбер.

Знакомству с этим удивительнейшим человеком я благодарен одному из талантливых учеников И.Е. Фарбера — заведующему кафедрой конституционного и международного права СГЮА (в 1981 г. — Саратовский юридический институт) профессору, доктору юридических наук, заслуженному деятелю науки РФ Владимиру Терентьевичу Кабышеву, пригласившему меня, тогда выпускника СЮИ, на преподавательскую работу на знаменитую кафедру.

© Мещеряков Александр Викторович, 2013

Кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры конституционного и административного права (Северо-Кавказский федеральный университет); e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.