Научная статья на тему 'Авторское право Всемирной Торговой Организации: объекты авторских прав и стандарты их охраны'

Авторское право Всемирной Торговой Организации: объекты авторских прав и стандарты их охраны Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
659
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОРСКОЕ ПРАВО / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ТРИПС / ТОРГОВЫЕ АСПЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Болдырева Н.Т.

22 августа 2012 года Россия стала членом Всемирной Торговой Организации и взяла на себя обязательства соблюдать положения Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). В данном исследовании автором проводится анализ основных положений и принципов ТРИПС, изучаются объекты авторских прав и стандарты их охраны, соотношение ТРИПС с иными международными актами в области авторских прав и причины создания отдельного механизма защиты прав авторов в рамках ВТО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Авторское право Всемирной Торговой Организации: объекты авторских прав и стандарты их охраны»

АВТОРСКОЕ ПРАВО ВСЕМИРНОЙ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: ОБЪЕКТЫ АВТОРСКИХ ПРАВ И СТАНДАРТЫ ИХ ОХРАНЫ

© Болдырева Н.Т.*

Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань

22 августа 2012 года Россия стала членом Всемирной Торговой Организации и взяла на себя обязательства соблюдать положения Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). В данном исследовании автором проводится анализ основных положений и принципов ТРИПС, изучаются объекты авторских прав и стандарты их охраны, соотношение ТРИПС с иными международными актами в области авторских прав и причины создания отдельного механизма защиты прав авторов в рамках ВТО.

Ключевые слова авторское право, интеллектуальная собственность, Всемирная торговая организация, ТРИПС, торговые аспекты интеллектуальной собственности.

Одним из главных показателей цивилизованности общества является развитие науки, культуры и техники. Решение актуальных экономических проблем невозможно без использования интеллектуального потенциала общества.

Институт интеллектуальной собственности является средством стимулирования не только науки, но и всех взаимосвязанных с нею сфер, таких как, например, торговля, книгопечатный и издательский бизнес, что в целом способствует экономическому росту государства. При этом авторское право наиболее тесно связано с культурной сферой жизни общества, а потому действенное правовое регулирование вопросов авторского права и международного культурного обмена прямо отражается на развитии культуры, образованности как населения современных государств в целом, так и для каждого индивида в отдельности. Поэтому вопросы регулирования интеллектуальной собственности и отношений авторства в настоящее время приобретают основополагающее значение для мировой культуры и торговли.

В основе механизма по всемирному экономическому и торговому сотрудничеству в сфере интеллектуальной собственности, а также по обеспечению недопустимости нарушения авторских прав во Всемирной Торговой Организации лежит Соглашение ТРИПС (англ. «TRIPS» - Trade Related Intellectual Property Rights - Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности), принятое в ходе Уругвайского раунда международных переговоров о многосторонней торговле 15 апреля 1994 года (далее по тексту - ТРИПС, Соглашение ТРИПС, Соглашение).

К моменту принятия и подписания ТРИПС уже действовали фундаментальные международно-правовые акты в сфере авторского права, в частно-

* Магистрант по профилю «Гражданское право, семейное право, международное частное право».

сти Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886 г., статьи 1-21 которой в обязательном порядке применяются участниками ТРИПС (ст. 9 Соглашения), а также Всемирная конвенция об авторском праве 1952 г., устанавливающая стандарты охраны авторских прав существенно ниже, чем ТРИПС (в частности, более низкий срок охраны авторских прав и необходимость соблюдения формальностей для предоставления правовой охраны объекту авторских прав). Статья 2 Соглашения, в соответствии с которой «Соглашение не умаляет существующих обязательств, которые члены могут иметь по отношению друг к другу, в том числе, в соответствии с Парижской конвенцией, Бернской конвенцией...», предполагает субсидиарное применение странами-участницами положений прогрессивных международных актов в сфере защиты и охраны прав авторов в части, не урегулированной Соглашением ТРИПС.

В преамбуле Соглашения говорится, что участники исходят из желания ограничить искажения и препятствия на пути международной торговли, из необходимости содействовать созданию эффективной и адекватной охраны прав на интеллектуальную собственность, обеспечить такое положение, чтобы средства и процедуры по осуществлению прав интеллектуальной собственности сами не становились барьерами для законной торговли, а также способствовать развитию технологических инноваций передаче и распространению технологий. В преамбуле также говорится о применимости основных принципов ГАТТ 1994 и международных соглашений в области интеллектуальной собственности; о создании соответствующих действенных средств для реализации прав интеллектуальной собственности, связанных с торговлей, с учетом при этом различий в правовых системах отдельных стран; о создании многосторонней процедуры предотвращения и рассмотрения споров между правительствами.

ТРИПС устанавливает минимальные стандарты для стран-участниц относительно объектов интеллектуальной собственности (ст. 1). При этом стороны могут устанавливать охрану в большем объеме, чем это предусмотрено в Соглашении. Среди основополагающих принципов ТРИПС следует выделить следующие:

1. Принцип национального режима (ст. 3), т.е. принципа ассимиляции, закреплённого в Бернской конвенции и других многосторонних соглашениях, согласно которому гражданам другого государства-участника соглашения предоставляется в каждом государстве-участнике такая же охрана, какая предоставляется отечественным гражданам. ТРИПС разъясняет, что «гражданами» в отношении члена ВТО являются физические и юридические лица, имеющие своё местожительство или осёдлость на этой территории.

При этом подразумеваются некоторые ограничения национального режима в сфере авторских прав в части исключений, которые уже предусмотрены к Бернской конвенции (в редакции 1971 г.), Римской конвенции и Договоре об интеллектуальной собственности в отношении интегральных микросхем.

2. Принцип наибольшего благоприятствования (ст. 4 Соглашения), согласно которому в отношении охраны интеллектуальной собственности преимущества, особые права и льготы, предоставленные одним участникам ТРИПС гражданами другой стороны, немедленно и без каких-либо изъятий должны предоставляться гражданам другой страны-участницы ТРИПС. Предоставление режима наиболее благоприятствующей нации вытекает из основных принципов ВТО и является новым явлением в сфере международного регулирования интеллектуальной собственности [1].

Принцип наибольшего благоприятствования не распространяется на любые преимущество, льготу, привилегию или иммунитет, предоставленные членом ВТО, которые:

- вытекают из международных соглашений о судебной помощи или обеспечении исполнения закона общего характера и не связаны только с охраной интеллектуальной собственности. Для Российской Федерации примером такого международного договора может служить двустороннее соглашение с Республикой Беларусь о Порядке взаимного исполнения судебных актов арбитражных судов Российской Федерации и хозяйственных судов Республики Беларусь [2].

- предоставлены в соответствии с положениями Бернской конвенции (1971 г.) или Римской конвенции, допускающими, что предоставляемый режим вытекает не из национального режима, а из режима, предоставленного в другой стране. Примером данного исключения может служить ст. 3 Бернской Конвенции 1971 г., согласно которой предусматривалась возможность освобождения граждан других государств от выполнения ряда формальностей (депонирование произведений, уплата сборов и т.д.) при обеспечении защиты прав интеллектуальной собственности, путем нанесения знака (с) с указанием даты и имени автора.

- относятся к правам исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций, не предусмотренным Соглашением ТРИПС. К ним относится льготные условия по защите прав, не предусмотренных ст. 14 Соглашения ТРИПС, содержание которой, как и содержание Соглашения в целом сориентировано на защиту только экономически значимых прав.

- вытекают из международных соглашений, связанных с охраной интеллектуальной собственности, которые вступили в силу до вступления в силу Соглашения о ВТО, при условии, что о таких соглашениях уведомляется Совет по ТРИПС и что они не являются произвольной или необоснованной дискриминацией против граждан других членов; иными словами, которые не являются предметом регулирования ТРИПС и которые уже существовали на момент принятия и подписания ТРИПС.

3. При рассмотрении споров ничто в данном соглашении не должно затрагивать «исчерпание прав интеллектуальной собственности». То есть, закрепляется прямой отказ занимать какую-либо позицию в отношении вопроса исчерпания прав [3]. Участники ТРИПС будут сами определять, каким образом и в каком объеме может применяться этот принцип.

4. Баланс интересов прав иностранных обладателей прав интеллектуальной собственности и развития экономики и техники в странах, где используются эти права (ст. 7). Охрана и осуществление прав должны содействовать техническому прогрессу, служить взаимной пользе создателей и пользователей технических знаний.

5. Принцип транспарентности. Он означает, что для обеспечения доведения до сведения иностранных поставщиков товаров (работ, услуг) всей информации, касающейся торговли соответствующими товарами (работами, услугами) в данной стране, страны обязаны публиковать документы, содержащие нормы права, которые регулируют данные правоотношения. Кроме того, каждая страна обязуется создать информационный центр, где другие страны-члены могут получить информацию о законах и постановлениях, действующих в соответствующих секторах экономики. Транспарентность, помимо международного информационного пространства ВТО, лежит в основе его юрисдикционных процедур, о чем подробнее будет сказано в Главе 2 данной выпускной квалификационной работы. Принцип транспарентности является международно-правовым выражением принципа неприменения неопубликованных нормативных правовых актов, на котором основаны правовые системы всех цивилизованных стран мира.

Таким образом, ТРИПС устанавливает минимальные стандарты для стран-участниц относительно объектов интеллектуальной собственности (ст. 1). При этом стороны могут устанавливать охрану в большем объеме, чем это предусмотрено в Соглашении.

Вопросам регулирования охраны авторских и смежных прав посвящен раздел I «Авторские права и смежные права» Соглашения ТРИПС.

Соглашение ТРИПС, дополняя перечень охраняемых объектов Бернской конвенции 1886 года, защищает следующие объекты авторских прав:

- Книги, брошюры и другие письменные произведения;

- Лекции, обращения, проповеди и другие подобного рода произведения;

- Драматические и музыкально-драматические произведения;

- Хореографические произведения и пантомимы;

- Музыкальные сочинения с текстом или без текста;

- Кинематографические произведения, к которым приравниваются произведения, выраженные способом, аналогичным кинематографии;

- Рисунки, произведения живописи, архитектуры, скульптуры, графики и литографии;

- Фотографические произведения, к которым приравниваются произведения, выраженные способом, аналогичным фотографии;

- Произведения прикладного искусства;

- Иллюстрации, географические карты, планы, эскизы и другие произведения, относящиеся к географии;

- Переводы, адаптации, музыкальные аранжировки и другие переделки литературного и художественного произведения;

- Сборники литературных и художественных произведений;

- Иллюстрации, карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии, архитектуре или наукам.

Ряд статей ТРИПС дополняет этот перечень еще несколькими объектами. Так, под охрану ТРИПС попадают программы для ЭВМ как в виде исходного текста, так и в виде объектного кода, а также компиляции данных или иных материалов, как в машиночитаемой, так и в другой форме, которые представляют результат творчества. Компьютерные программы рассматриваются как литературные произведения с точки зрения авторского права и имеют те же условия защиты.

Охрана, предоставляемая Соглашением ТРИПС, не распространяется на новости дня или на различные события, имеющие характер простой пресс-информации.

Охрана «распространяется на специфические воплощения, но не на идеи, процедуры, методы работы или математические концепции как таковые» (п. 2 ст. 9 ТРИПС). Иными словами охрана распространяется на конечный результат творческой работы, закрепленный на определенном материальном носителе. Недопустима правовая охрана мысли или идеи, не нашедших своего выражения в форме какого-либо конечного овеществленного продукта.

Таким образом, перечень объектов, которые могут быть объектами охраны авторских прав по ТРИПС, строго ограничен, но не текстуально, а посредством установления формальных требований к форме выражения такого объекта.

Государство-участник ВТО должно предоставлять авторам и их правопреемникам право разрешать или запрещать публичный коммерческий прокат оригиналов или копий их произведений, охраняемых авторским правом, в том числе программ для электронно-вычислительных машин и кинематографических произведений. Государство-участник ВТО освобождается от этого обязательства в отношении кинематографических произведений, если только коммерческий прокат не привел к широкомасштабному копированию таких произведений, которое наносит существенный ущерб исключительному праву на воспроизведение, предоставленному упомянутым членом авторам и их правопреемникам. В отношении программ для электронно-вычислительных машин это обязательство не распространяется на коммерческий прокат, когда сама программа не является основным объектом проката.

Сфера действия ТРИПС распространяется лишь на отношения с иностранным элементом применительно к конкретному государству, поскольку презюмируется, что положения ТРИПС уже органично инкорпорированы и (или) трансформированы в правовую систему государства-участника ВТО (например, ч. 4 ст. 15 Конституции России), и права граждан такого государства уже защищаются в соответствии с принципами и нормами ТРИПС. Данный вывод вытекает из содержания частей 1 и 3 статьи 5 Бернской конвенции 1886 года: «В отношении произведений, по которым авторам предоставляется охрана, авторы пользуются в странах Бернского союза, кроме страны происхождения произведения...», то есть охрана в стране происхождения регулируется внутренним законодательством. Однако, если автор не является гражданином страны происхождения произведения, в отношении которого ему предоставляется охрана в силу настоящей Конвенции, он пользуется в этой стране такими же правами, как и авторы - граждане этой страны».

В отличие от правила формального установления авторства, предусмотренного Всемирной конвенцией 1952 года, пользование авторскими правами и их осуществление в соответствии с ТРИПС в соответствии с ТРИПС не связаны с выполнением каких бы то ни было формальностей. Предоставление авторских прав и их защита в других странах не зависят от существования охраны в стране происхождения произведения. Следовательно, объем охраны, равно как и средства защиты, представляемые автору для охраны его прав, регулируются исключительно законодательством страны, в которой истребуется охрана.

Согласно статье 13 Соглашения ТРИПС, национальные ограничения авторского права, такие как добросовестное использование в США, должны быть четко ограничены. Каждое государство должно предоставлять гражданам других стран, которые присоединились к ТРИПС, такой уровень прав в области интеллектуальной собственности, который она предоставляет своим собственным гражданам.

Охрана авторских прав по ТРИПС распространяется на все произведения, которые к моменту ее вступления в силу не стали еще общественным достоянием в стране происхождения вследствие истечения срока охраны (статья 70 Соглашения ТРИПС, статья 18 Бернской конвенции). Если вследствие истечения ранее предоставленного произведению срока охраны оно стало уже общественным достоянием в стране, в которой истребуется охрана, то охрана этого произведения не возобновляется. Иными словами, Соглашение ТРИПС наряду с Бернской конвенцией, но в отличие от Всемирной конвенции 1952 года, имеет обратную силу и распространяют свое действие на все существовавшие на момент их подписания произведения, срок действия имущественных прав на которые не истек в стране истребуемой охраны.

Объем правомочий авторов в соответствии с Соглашением ТРИПС включает в себя следующие группы прав:

1. Личные неимущественные права автора:

- Право признаваться автором объекта авторских прав.

- Право на имя - право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначения имени). При использовании произведений в целях цитирования и создания иллюстраций для обучения обязательно должны быть указаны источник и фамилия автора, если она обозначена на этом источнике.

- Право на обнародование - право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме.

- Право на защиту репутации автора - право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора.

- Право на опубликование.

2. Имущественные права автора:

- Право воспроизводить или разрешать впроизведение любым способом и в любой форме.

- Право на перевод - право переводить и разрешать переводы своих произведений.

- Право следования или право «долевого участия в продаже» (droit de suite) [4]. В отношении оригиналов произведений искусства и оригиналов рукописей писателей и композиторов автор, а после его смерти лица или учреждения, управомоченные национальным законодательством, пользуются неотчуждаемым правом долевого участия в каждой продаже произведения, следующей за первой его уступкой, совершенной автором произведения. Такая охрана может быть истребована в любой стране Бернского союза только в случае, если законодательство страны автора, предусматривает такую охрану и в объеме, допускаемом законодательством страны, в которой истребуется эта охрана (статья 14ter Бернской конвенции).

- Право на публичное вещание по телевидению, радиоканалам, эфирное цифровое вещание и т.д.

- Право на публичное исполнение в отношении драматических и музыкальных произведений и публичное чтение в отношении литературных произведений.

- Право на переработку - т.е. право на переделки, аранжировки и другие изменения произведения, а также на кинематографическую переделку произведения.

В отношении сроков охраны имущественных авторских прав произведения в ТРИПС установлено, что такой срок, если в государстве-участнике ВТО он исчисляется на иной основе, чем жизнь физического лица, составляет 50 лет после окончания календарного года, в котором с согласия автора

было осуществлено правомерное опубликование произведения, или, при отсутствии такого правомерного опубликования в течение 50 лет после создания произведения, - 50 лет после окончания календарного года создания произведения (Статья 12 Соглашения). Данное правило иначе действует в отношении фотографических произведений и произведений прикладного искусства, охраняемых в качестве художественных произведений: срок охраны данных объектов охраны авторских прав не может быть менее двадцати пяти лет с даты создания такого произведения (статья 7 Бернской Конвенции).

При предоставлении охраны произведениям на территории государств-участников ВТО в соответствии с ТРИПС автор произведения определяется по закону государства, на территории которого имел место юридический факт, послуживший основанием для обладания авторским правом, то есть по закону страны происхождения произведения.

Применительно к Соглашению ТРИПС страной происхождения считается (статья 5 Бернской конвенции):

- для произведений, впервые опубликованных в какой-либо стране Бернского Союза, - эта страна;

- для произведений, опубликованных одновременно в нескольких странах Бернского Союза, предоставляющих различные сроки охраны, - та страна, законодательство которой устанавливает самый короткий срок охраны;

- для произведений, опубликованных одновременно в какой-либо стране, не входящей в Бернский Союз, и в одной из стран Союза, эта последняя страна;

- для неопубликованных произведений или для произведений, опубликованных впервые в стране, не входящей в Бернский Союз, без одновременного опубликования в какой-либо стране Союза, - та страна Союза, гражданином которой является автор, при условии, что:

а) в отношении кинематографических произведений, изготовитель которых имеет свою штаб-квартиру или обычное местожительство в какой-либо стране Союза, страной происхождения является эта страна, и

б) в отношении произведений архитектуры, сооруженных в какой-либо стране Бернского Союза, или других художественных произведений, являющихся частью здания или другого сооружения, расположенного в какой-либо стране Союза, страной происхождения является эта страна.

Подводя итог, следует отметить, что Соглашение ТРИПС устанавливает такие стандарты охраны авторских прав в странах-участницах ВТО, которые позволят как можно большему их количеству без затруднений импле-ментировать положения ТРИПС во внутреннее законодательство и адаптировать свои правовые системы к международно-правовому уровню охраны

прав авторов. «Льготный характер» условий присоединения к ТРИПС для развивающихся стран, предусматривающий возможность отсрочки применения положений ТРИПС до 4 лет (ст. 65 Соглашения), обусловлен стремлением создателей ТРИПС «охватить» действием Соглашения как можно больше государств мира с тем, чтобы расширить обороты и масштабы мировой торговли, основанной на развитии принципов равенства, свободы, соблюдения прав и обеспечения гарантий её участников. Наличие подобных «оговорок» или «уступок» также объясняется противостоянием «развитых и развивающихся стран», в котором находились участники Уругвайского раунда переговоров по ТРИПС, и желанием последних взять на себя как можно меньше обязательств по защите объектов интеллектуальной собственность [5].

Деятельность ВТО ориентирована, в первую очередь, на создание и развитие единой эффективной системы международной торговли. Она является инструментом глобализации, содействует уменьшению барьеров для торговли и снятию ограничений в различных отраслях экономики, включая сферу интеллектуальной собственности и в том числе международного регулирования авторских прав. Основная философия ВТО заключается в том, что открытые рынки, недискриминация и конкуренция в международной торговле способствуют национальному благосостоянию всех государств [6].

Введение в действие Соглашения ТРИПС в 1995 г. оказало непосредственное влияние на формирование системы законодательства по интеллектуальной собственности многих стран и соответственно на совершенствование правового механизма по пресечению актов недобросовестной конкуренции и распространению контрафактной продукции [7].

В Соглашение ТРИПС вошел ряд основополагающих положений, дополняющих содержание Бернской конвенции. В частности, международная охрана авторских прав в рамках ВТО распространяется, в том числе, на компьютерные программы, увеличен срок действия правовой охраны и ограничено осуществление международной торговли объектами интеллектуальной собственностью со странами, не имеющими возможности осуществлять охрану авторских прав. Соглашение формулирует конкретные требование принятия странами-участницами различных административных форм охраны авторских прав [8]. Вместе с тем, ТРИПС не исключает действие иных международных правовых актов, действующих для стран-участниц на момент подписания и принятия ими ТРИПС, и в большей части не заменяет их положения, что является инструментом сохранения стабильности национальных правовых систем и предусматривает процесс планомерного и последовательного включения прогрессивных международных стандартов во внутреннее законодательство.

Список литературы:

1. Белов В., Денисов Г. Из мирового опыта защиты прав интеллектуальной собственности // Российский экономический журнал. - 1997. - № 3.

2. Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о порядке взаимного исполнения судебных актов арбитражных судов Российской Федерации и хозяйственных судов Республики Беларусь (Москва, 17 января 2001 г.).

3. Зубарев Л.В. Интеллектуальная собственность и свободное движения товаров // Государство и право. - 1998. - № 1. - С. 66-78.

4. Подробнее об этом см.: Абдуллин А.И. Право следования (droit de suite) в контексте гармонизации авторского права в Европейском союзе // Сборник трудов памяти профессора С.А. Чернышовой / Отв.ред. А.И. Абдуллин. - Казань: Казанский государственный университет им В.И. Ульянова-Ленина, 2005. - С. 82-105.

5. Дозорцев В.А. развитие законодательства о правах на результаты интеллектуальной деятельности // Экономика и жизнь. - 1996. - № 40. - С. 20.

6. Lloyd P.J., Vautier K.A. Promoting Competition in Global Markets: A Multi-National Approach. - Cheltenham: Edward Elgar, 1999. - P. 175.

7. Guo Shoukang. TRIPS and Intellectual Property Protection in the Peoples Republic of China. - GRUR, Int., 1996. - H. 4. - P. 292-295.

8. Мэггс П.Б., Сергеев А.П. Интеллектуальная собственность / Пер. с англ. Л.А. Нежинской. - М.: Юрист, 2000. - 396 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.