Научная статья на тему 'Современная система таможенных мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности'

Современная система таможенных мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
830
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Russian Journal of Economics and Law
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТОРГОВЫЙ АСПЕКТ / ПРАВО / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА / ТАМОЖЕННЫЕ МЕРЫ / ЗАЩИТА ПРАВ / ОБЪЕКТ / ТАМОЖЕННЫЙ ОРГАН / TRADE ASPECT / RIGHT / INTELLECTUAL PROPERTY / CUSTOMS SERVICE / CUSTOMS MEASURES / RIGHTS PROTECTION / OBJECT / CUSTOMS AUTHORITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Туфетулова Л. Ф.

Настоящая статья посвящена раскрытию содержания международной системы мер, установленной Соглашением Всемирной торговой организации по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС), исследуются роль и значение деятельности таможенной службы РФ в данной системе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

the modern system of customs measures for protection of rights for the objects of intellectual property

This article is devoted to the content of international system of measures, set by the Treaty if the World Trade Organization for the trade aspects of the intellectual property rights (IPR). The role and significance of the Russian customs service in this system are analyzed.

Текст научной работы на тему «Современная система таможенных мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности»

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

УДК 347.77:339.54

Л.Ф. ТУФЕТУЛОВА, кандидат экономических наук, начальник отдела контроля таможенной стоимости

Татарстанская таможня Федеральной таможенной службы РФ

СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА ТАМОЖЕННЫХ МЕР ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ НА ОБЪЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

Настоящая статья посвящена раскрытию содержания международной системы мер, установленной Соглашением Всемирной торговой организации по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности ( ТРИПС), исследуются роль и значение деятельности таможенной службы РФ в данной системе.

Защита прав интеллектуальной собственности имеет давнее историческое прошлое. Всегда считалось, что общие правила обязательного характера необходимы для создания стабильной и предсказуемой ситуации как для правообладателей, так и для пользователей. Очевидно, что интеллектуальные произведения не создавались и смежные виды интеллектуальной деятельности не предпринимались, если бы вероятность получения вознаграждения была ничтожной. В течение последнего столетия во многих международных конвенциях были закреплены правила и нормы, которые пытались поддерживать некоторое равновесие между правами авторов и интересами пользователей интеллектуальной собственности1. Однако в настоящее время в мире существуют совершенно разные подходы к развитию защиты интеллектуальной собственности.

1 В частности Всемирная конвенция об авторском праве(1952); Парижская конвенция по защите промышленной собственности (1971); Бернская конвенция по защите литературных и художественных произведений (1971) и др.

В прошлом веке промышленно развитые страны выделяли как частные, так и государственные ресурсы на образование, научные исследования и развитие творческого процесса создания произведения. Промышленно развитые страны постоянно старались улучшать свою систему защиты прав интеллектуальной собственности. Постепенно защита распространилась на компьютерные программы и интегральные микросхемы, что касается западных производителей, артистов-исполнителей или исполнителей и организаций радиовещания фонограмм и фильмов, то сегодня они располагают серьезной возможностью противостоять недобросовестному использованию их интеллектуальной собственности третьими лицами.

Эволюция защиты прав интеллектуальной собственности в развивающихся странах проходила совершенно иным образом. Некоторые страны, например, Индия, ограничились поддержанием уровня защиты прав интеллектуальной собственности, унаследованного ими от старых колониальных держав. Часто именно так обстояло дело с законодательством в первые десятилетия их развития. В других странах, напри-

мер, в Китае или других странах Юго-Восточной Азии, уровень защиты прав интеллектуальной собственности снизился. У этого явления может быть две причины: а) в соответствии с определенными политическими убеждениями любая форма собственности представлялась как нежелательный пережиток капитализма; б) защита патентов рассматривалась как препятствие на пути быстрой индустриализации [1, с. 60]. Все это привело к установлению неодинаковой защиты в разных странах мира, а некоторые развивающиеся страны и некоторые новые индустриальные страны вообще не предоставляли никакой защиты прав интеллектуальной собственности. По данным Всемирной торговой организации, пиратская и контрафактная продукция по самым скромным подсчетам составляет от 3 до 7% мировой торговли, а в реальном выражении - от 120 до 240 миллиардов долларов США в год [1, с. 109-111].

На современном этапе объекты интеллектуальной собственности давно стали полноправными участниками товарных отношений, обеспечивая ускорение экономического потенциала и устранение технологического разрыва между странами, содействуя повышению технического уровня и конкурентоспособности выпускаемой продукции. Причем удельный вес товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности в объеме экспортно-импортных операций, неуклонно возрастает. Отсюда возникает потребность в разработке специфических норм таможенного регулирования в отношении перемещаемых через границу объектов интеллектуальной собственности. Необходимость совершенствования законодательной базы в области осуществления таможенными органами мер по защите интеллектуальной собственности с учетом мировой практики связана и с подготовкой к вступлению России во Всемирную торговую организацию (ВТО).

Все предшествующие международные дискуссии, целью которых было достижение консенсуса по вопросам защиты прав интеллектуальной собственности, оказывались не слишком плодотворными. Существовали многочисленные разногласия между национальными систе-

мами защиты прав интеллектуальной собственности, в большинстве случаев отражавшие различные подходы, и их преодоление оказалось очень трудным [2, с. 26-29]. Переговоры по ВТО Уругвайского раунда открыли новые возможности для ведения таких дискуссий. Именно в ходе этих переговоров как развивающиеся, так и развитые страны, наконец-то, вплотную подошли к решению этого вопроса и договорились, кроме всего прочего, о Соглашении по аспектам прав интеллектуальной собственности, относящимся к торговле (так называемое соглашение "ТРИПС")2. Это соглашение представляет собой существенный шаг вперед для всей международной системы в деле защиты прав интеллектуальной собственности и, очевидно, станет ее базой в будущем. Одним из огромных преимуществ этого соглашения является то, что оно предусматривает значительно более четкий механизм урегулирования споров. Этот механизм позволяет нам более эффективно контролировать соблюдение нашими партнерами мер, обеспечивающих открытый доступ на свои рынки, участниками которых все мы являемся.

Целый раздел соглашения ТРИПС посвящен мерам по соблюдению прав интеллектуальной собственности. Без соответствующего эффективного механизма исполнения записанные в национальном законодательстве права и обязанности существуют лишь на бумаге и правообладатели не могут их реализовать. По мере осознания преимуществ адекватной и эффективной защиты прав интеллектуальной собственности, многие страны начали укрепление своих законодательств в этой области. И благодаря этому стало возможным проведение таких масштабных мероприятий, как выборочные рейды по задержанию пиратской продукции, а также арест и уничтожение контрафактных и пиратских товаров.

Международные соглашения обычно оставляют за каждой из сторон определение методов и средств по разработке и исполнению международных обязательств, а соглашение

2

См. http://wto.ru

ТРИПС обязывает государства-члены Всемирной таможенной организации обеспечивать эффективные меры против любых действий, нарушающих права интеллектуальной собственности. В соглашении также указываются три основных области, в которых эта цель должна быть достигнута: это гражданское, административное и уголовное судопроизводство. В соглашении содержатся специальные положения относительно предварительных мер и мер, принимаемых на границе. Зато при этом соглашение не предусматривает полной унификации национального судопроизводства и принудительных мер, а закрепляет минимальные нормы, которые обязаны соблюдать государства-члены Всемирной таможенной организации, сохраняя за собой право принятия более строгих мер. В соответствии с распределением компетенции между Европейским сообществом и государствами-членами, последние обычно обязываются подчиняться положениям по выполнению соглашения ТРИПС. В частности, были приняты конкретные меры на уровне ЕС, которые заключаются в полном запрещении импорта и экспорта контрафактных и пиратских товаров [3, с. 47-50].

Все больше промышленно развитых стран придают большое значение интеллектуальной собственности в своей торговой политике - как многосторонней, так двусторонней и национальной. Как развитые, так и развивающиеся страны не сомневаются отныне в преимуществах, которые дает им надлежащая и эффективная защита прав интеллектуальной собственности, являющаяся не только средством предупреждения нарушений и столкновений, но и инструментом инвестирования, передачи технологий, развития творчества, культуры и конкурентоспособности.

Соглашением ВТО по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности установлен достаточно широкий диапазон мер, которые должны быть применены в странах-участницах Соглашения для того, чтобы, с одной стороны, обеспечить необходимый уровень противодействия импорту контрафактных товаров, соблюдение законодательства об интеллектуальной

собственности и, с другой стороны, устранить дополнительные барьеры на пути легального товарооборота.

Страны-члены ВТО договариваются о взаимном сотрудничестве по недопущению международной торговли товарами, нарушающими права интеллектуальной собственности. С этой целью должны учреждаться специальные административные учреждения, которые осуществляют обмен информацией о торговле товарами, нарушающими указанные права. В частности, они содействуют обмену информацией и взаимодействию между таможенными органами в этой сфере.

В Соглашении унифицированы судебные процедуры, что дает возможность правообладателям значительно эффективнее бороться за их соблюдение во всех странах-участницах ВТО.

Судебные власти стран-участниц ВТО в соответствии со статьей 46 ТРИПС могут без какой-либо компенсации изымать из оборота товары, нарушающие права на интеллектуальную собственность, в целях предотвращения нанесения ущерба законному владельцу. Кроме того, судебные органы, в соответствии со статьей 46 ТРИПС, должны наделяться правом санкционировать уничтожение контрафактных товаров3.

Положения части 3 Соглашения предлагают участникам очень жесткие меры борьбы с контрафактной продукцией, которая практически приравнивается к контрабанде. Таможенным органам, в соответствии с Соглашением предоставлены полномочия осуществлять задержание товаров, в отношении которых у них существуют подозрения, что их импорт происходит в нарушение законодательства. В дальнейшем, если экспертами будет подтверждена контрафак-тность товара, согласно статье 51 Соглашения, компетентные органы стран-участниц ВТО могут уничтожить товар и не допустить его обратный вывоз из страны4.

3

См. http://wto.ru

4

См. http://wto.ru

Несомненно, таможенные органы России призваны сыграть особую роль в организации мероприятий по защите прав на объекты интеллектуальной собственности. Таможенные органы могут и обязаны первыми фиксировать случаи перемещения контрафактной продукции, а значит, и пресекать подобные нарушения. Среди документов, необходимых для таможенного оформления товаров сегодня, в обязательном порядке выступают документы, подтверждающие соблюдение прав на объекты интеллектуальной собственности.

Необходимость обеспечения надежной защиты объектов интеллектуальной собственности вызвана отрицательными политическими и экономическими последствиями торговли контрафактной продукцией, так как прямым следствием этого является непоступление налогов в доходную часть федерального бюджета от легальной индустрии, ущерб потребителям, подрыв авторитета государства, убытки иностранных компаний и государств от инвестиций. Возрастающие масштабы реализации контрафактных товаров являются серьезным препятствием для ведения бизнеса в России, ослабляют ее позиции перед вступлением в ВТО [1, с. 60]. Так, уже в 1997 году США занесли Россию в список 10 стран - злостных нарушителей прав на объекты интеллектуальной собственности. В прошлом году мы занимали в этом списке "почетное" второе место.

Реализация таможенными органами РФ мер, которые уже давно применяют в странах-участницах Соглашения ТРИПС, начата в 2002 году с момента введения реестра объектов интеллектуальной собственности. Он содержит необходимые данные для идентификации при осуществлении таможенного контроля, на данный момент в нем насчитывается 676 товарных знаков5. Благодаря данному реестру, осуществляется составление и рассылка региональным таможенным управлениям, таможням списков товарных знаков, объектов авторского права и смежных прав, охраняемых на территории РФ в соответствии

5 См. http://customs.ru

с действующим законодательством, с целью выявления контрафактных товаров.

Дальнейшее развитие деятельность таможенных органов по защите прав на объекты интеллектуальной собственности получила в связи с вступлением в силу новой редакции Таможенного Кодекса РФ в 2004 году, в частности с введением новой главы 38 о приостановлении выпуска товаров [4]. В Таможенный кодекс РФ заложена модель участия таможенных органов в защите прав интеллектуальной собственности, соответствующая типовому национальному законодательству, разработанному Всемирной таможенной организацией и направленному на выполнение требований Соглашения ТРИПС, то есть при выявлении признаков контрафактных товаров появляется возможность приостанавливать выпуск товаров и заводить дела, в частности, в России дела о нарушении таможенных правил по ст. 14.10 КоАП РФ [5]. Уже в 2004 году таможенниками России было возбуждено 154 административных дела в отношении нарушителей прав интеллектуальной собственности, в 2005 году - 390 дел, в 2006 году - 597 дел6.

В начале 2006 года законодателем были внесены изменения в КоАП РФ и увеличен срок давности привлечения к ответственности по статьям 7.12 и 14.10 КоАП РФ, что должно повысить качество подготовки досудебных материалов, привести к единообразному пониманию судами рассматриваемых дел.

Таможенной службе РФ, по мнению автора, нужно предоставить больше самостоятельности в ее действиях по привлечению к юридической ответственности нарушителей прав интеллектуальной собственности, например, путем введения в таможенное законодательства России нормы Соглашения ТРИПС "ех оШсю"7. Эта международная норма разрешает таможенникам приостанавливать выпуск товаров, даже не внесенных в Реестр объектов интеллектуальной собственности и без наличия соответствующего заявления правообладателя.

6 См. http://customs.ru

7

См. http//wto.ru

Присоединение России к ВТО, которое ожидается уже в этом году, означает присоединение ко всем основополагающим соглашениям этой международной организации. Соглашение ТРИПС как один из базовых элементов международной торговли использует жесткие нормы охраны интеллектуальной собственности. От стран-участниц требуются ощутимые усилия и расходы на создание эффективного контрольного механизма, так как практика других стран показала, что существующие судебная и административная системы не могут обеспечить должного правоприменения в этой сфере без их дальнейшей модернизации и вложения инвестиций. Необходимо подготовить и содержать на государственной службе квалифицированный персонал, который обеспечит надежную защиту как иностранной, так и отечественной интеллектуальной собственности.

Совершенствование участия таможенных органов в установлении заслона на пути контрафактной продукции будет способствовать сохранению интеллектуального потенциала

страны, защите отечественного производителя, созданию благоприятного инвестиционного климата и позволит, с одной стороны, подорвать экономическую основу "интеллектуальной контрабанды", а с другой - в силу колоссальной доли контрафактности ввозимой продукции, послужит весьма существенным дополнительным источником поступлений в бюджет.

Список литературы

1. Лисоволик Я.Д. Конкурентная Россия в мире "конкурентной либерализации" - М.: Изд-во "Экономика", 2007. - 446 с.

2. Дюмулен И.И. Всемирная торговая организация. -М.: "Экономика", 2003.

3. Портанский А.П. Многосторонняя торговая система и Евросоюз. - М.: Деловая лит-ра, 2005. - 296 с.

4. Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 г. № 61 -ФЗ // Российская газета. - 2003. - 3 июня (специальный выпуск).

5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ // Российская газета. - 2001. - 31 декабря.

В редакцию материал поступил 09.06.07.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.