Научная статья на тему 'Авторские новообразования в творчестве И. А. Бунина'

Авторские новообразования в творчестве И. А. Бунина Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1216
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОККАЗИОНАЛИЗМЫ / ИНДИВИДУАЛЬНО-АВТОРСКИЕ НОВООБРАЗОВАНИЯ / ИДИОСТИЛЬ / OCCASIONALISMS / INDIVIDUALLY COPYRIGHT NEOPLASMS / IDIOSTYLE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Никитенко Л.И.

Статья посвящена исследованию индивидуально-авторских новообразований в художественном дискурсе И. А. Бунина, а также рассмотрены особенности структуры и семантики новообразований писателя. Анализ словотворчества И. Бунина раскрывает особенности индивидуально-авторского сознания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to individual tumors of copyright in the artistic discourse of I. A. Bunin, as well as the peculiarities of the structure and semantics of tumors of the writer. Analysis of the word creation of Bunin reveals the peculiarities of the author's individual consciousness.

Текст научной работы на тему «Авторские новообразования в творчестве И. А. Бунина»

6. Петривняя Е.К. Немецкая романтическая баллада первой половины XIX в. (К. Брентано, Э. Мерике) // Диссертация на соискание учёной степени кандидата филологических наук. -Новгород, 1999. - 207 с.

Никитенко Л.И.

АВТОРСКИЕ НОВООБРАЗОВАНИЯ В ТВОРЧЕСТВЕ И.А. БУНИНА

Воронежский экономико-правовой институт

Ключевые слова: окказионализмы, индивидуально-авторские новообразования, идиостиль.

Аннотация: статья посвящена исследованию индивидуально-авторских новообразований в художественном дискурсе И. А. Бунина, а также рассмотрены особенности структуры и семантики новообразований писателя. Анализ словотворчества И. Бунина раскрывает особенности индивидуально-авторского сознания.

Keywords: occasionalisms, individually copyright neoplasms, idiostyle.

Abstract: the article is devoted to individual tumors of copyright in the artistic discourse of I. A. Bunin, as well as the peculiarities of the structure and semantics of tumors of the writer. Analysis of the word creation of Bunin reveals the peculiarities of the author's individual consciousness.

Художественная литература является неизменным объектом специальных научных исследований как литературоведческого, так и лингвистического характера. Изучение языка художественных произведений по-прежнему остается важной проблемой для языкознания, при этом лингвистов, как правило, интересуют принципы отбора тех или иных лексических и грамматических средств, а также стилистико-творческий аспект, проявляющийся, в частности, в создании необычных, не свойственных общенародному языку слов. Поэтому проблема новых слов является одной из интереснейших проблем лингвистики. Это обусловлено тем, что язык находится в постоянном развитии и изменении. Всё новое, что происходит в жизни человека, общества находит отражение в новых словах. Установление тенденций развития словообразовательных процессов в языке, совершенствование теории и практики лексикографии всегда были важнейшими проблемами лексикологии.

В русистике проблема создания новых слов стала предметом специальных исследований после появления работ Г.О. Винокура и

В.В. Виноградова, посвящённых различным аспектам функционирования языковых средств в русской речи. Так, проблемам словотворчества посвятили свои работы многие исследователи (В.П. Григорьев, Е.А. Земская, В.В. Лопатин, А.Г. Лыков, И.С. Улуханов, Р.Ю. Намитокова и др.). Однако исчерпывающий анализ процессов и результатов словотворчества в художественной прозаической речи лингвистической литературой пока не представлен.

Актуальность темы статьи обусловлена устойчивым интересом лингвистов к проблемам авторского словообразования на протяжении последних десятилетий ХХ - начала XXI вв. Несмотря на значительное количество работ, посвящённых анализу окказиональных единиц, факторам их порождения, вопросы функционирования авторских новообразований в художественном тексте, их роли в структурной и концептуально-смысловой системе писателя недостаточно изучены.

Разнообразные окказионализмы, изучаемые современной лингвистикой, чрезвычайно интересны не только для характеристики потенциальных возможностей языковой системы, но и для анализа речевых явлений, поскольку высокохудожественные, эстетически ценные авторские окказионализмы являются важным текстообразующим средством, отличаются исключительной семантической ёмкостью [4-6].

Изучая жизнь и творчество И.А. Бунина, тонкого мастера русского художественного слова, с благоговением вступаешь в удивительный мир произведений, созданный его неповторимым, по-особому одухотворённым творческим даром, который способен раскрыть самые сокровенные тайны нашей души, выразить самые искренние человеческие переживания. Специфика языка художественного произведения заключается в индивидуальности слога писателя, для которого характерны свои принципы отбора и включения в текст языковых единиц, определяемые личностью автора, особенностями его мировоззрения и художественно-образного мировосприятия.

В произведениях И.А. Бунина особенно выделяется группа индивидуально-авторских новообразований. Созданные художником слова окказионализмы отличаются разнообразной структурой, необычными значениями, выполняют эстетическую функцию.

Во многом определяют специфику стиля произведений автора имена прилагательные. Анализ языкового материала показал, что большая часть среди созданных Буниным прилагательных - это составные слова, или разнословные сложения. Например: «Кто он, она ещё не понимала в полусне, но всё равно - это был тот, с кем она, в

некий срок, впервые должна была соединиться в самой тайной и блаженно-смертной близости. Эта близость, обоюдная, совершилась, и уже ничем в мире расторгнута быть не может» [3]. «Дом тоже большой, стоял как раз против въезда, за ним большое пространство занимало смешение леса и сада с мрачно-величавой аллеей древних елей, шедшего посреди этого смешения от заднего балкона к купальне на пруду. И хозяева, одни или с гостями, сидели всегда на переднем балконе, вдавшемся в дом и защищённом от солнца» [2].

Особенностью подобного рода слов является то, что в них объединяются в одну лексическую единицу два самостоятельных слова. Составные имена прилагательные, созданные И.А. Буниным, являются яркими сложными эпитетами, создающими неповторимые образы, индивидуальный стиль.

Довольно часто в произведениях Бунина встречаются прилагательные, обозначающие различные цветовые оттенки. Причём цветовая гамма у писателя представлена разнообразно. Это и светлые, и тёмные тона: «Дядя покрестил грудь светло-серой генеральской тужурке мелкими крестиками» [2]. «Пошли белесо-свинцовые тучи, совсем обнажившийся сад шумел беспокойно, торопливо» [2]. «Под амбарами же нашли мы и многочисленные гнёзда крупных бархатисто-чёрных с золотом шмелей» [3].

Бунин очень тонко и выразительно передает оттенки красного цвета: «В избах уже видны были дымно-красные огни, какие-то дикие за сизостью тумана» [2]. «Лесок от зарева стал теперь чёрным и весь зыбко дрожит, как дрожит и всё поле перед ним в сумрачно-красном трепете» [2]. Необычный оттенок создан писателем с помощью соединения двух слов в одно в следующем контексте: «На кирпично-кровавых стенах монастыря болтали в тишине галки» [2].

При помощи индивидуально авторских новообразований И. Бунин передает внешнюю характеристику своих героев: «Тонкое, смугло-тёмное лицо, озаряемое блеском зубов, было древне-дико» [2]. «Она вошла и обняла его, вся холодная и нежно-душистая, в беличьей шубке» [2].

Значительно реже И. Бунин создаёт простые по структуре имена прилагательные. В образовании данной части речи у автора продуктивны префиксальный, суффиксальный, префиксально-суффиксальный способы словообразования.

Продуктивны авторские новообразования - прилагательные, образованные от основ имён существительных при помощи суффиксов -аст-, -н-, -еват-, -ист-.

Суффиксы в новообразованиях отличаются следующими значениями: суффикс -аст- выражает значение «обладающий каким-либо отличительным признаком», например: «Седой, зобастый, круглоглазый... » [1].

Суффикс -еват- выражает значение «имеющий свойства, характерные для кого-либо, чего-либо» «Углы крыши увенчаны кудреватыми черными султанами - перьями страуса из преисподней» [2].

Префиксально-суффиксальным способом образуются

прилагательные на базе именных и глагольных сочетаний. В первом случае в основу прилагательных кладется сочетание существительного с предлогами (например, за окном - за-окон-ный), во втором случае -основа глагола в сочетании с отрицательной частицей не (например, не пробудить - не-пробуд-ный).

Среди окказионализмов И. Бунина представлены обе группы, например: «И вот представь себе: весна, всюду множество нарядного, беззаботного и приветливого народа, эти скворцы, сыплющие немолчным щебетом, точно каким-то солнечным дождем, - и Галя» [2]. «Там-то и была заглазная деревня наших князей, ихнего дедушки любимая, - целая, может, тысяча глиняных изб по голым буграм-косогорам» [2]. «Без конца бегут по косогорам волны неоглядного ржаного моря» [3].

Префиксация в современном русском языке - один из самых продуктивных способов словообразования прилагательных. Однако у Бунина префиксальные новообразования немногочисленны. Так, с помощью приставки под- образовано прилагательное подслепые: «И с грустью глянут на меня её подслепые окошки» [1].

ИАН - существительные в произведениях И.А. Бунина встречаются довольно часто, но все же реже, чем имена прилагательные. В образовании имён существительных используются все способы словообразования. Наиболее продуктивным способом словообразования ИАН существительных является морфологический, а внутри него - суффиксальный.

Абстрактные имена существительные объединяют: 1) существительные со значением отвлечённого признак, образующиеся от основ имён прилагательных посредством суффиксов -ост-, -изн-. «Я почувствовал её вещественность, то, что она наконец коснулась и нас» [3]. «Широкий песчаный лог из чёрного войлока, плоских, четырехугольных и довольно мрачных своей чернотой на желтизне песков» [2]; 2) существительные со значением отвлеченного действия,

образующиеся от основ глаголов посредством суффикса -енщ-:

«Рассыпаясь по гравию кипенью бледных огней» [1].

Префиксация в словообразовании ИАН - существительных действует менее активно, чем суффиксация. Приставки раз-/рас-, сверх-, супер-, ультра-, экстра-, полу- выражают степень того, что названо производящим существительным. Например: «Очень красивый был человек, дородный, высокий, гордый, полуполяк, полухохол» [2].

Префиксально-суффиксальным способом образуются ИАН -существительные на базе сочетания существительных с предлогами. Наиболее употребительны при этом приставки при-, под-, над-, за-, на, меж-, между- и суффиксы -ник, -Ке), -щ(а): «Одиноко лежал удлиненный и довольно узкий камень, возглавием в стене. Из-за стены же дивным самоцветом глядела невысокая зеленая звезда, лучистая, как та, прежняя, но немая, неподвижная» [2]; «В ее светлой бездонности спокойно отражались, тонули верхушки леса, по которому с легким лепетом и шорохом тянул ветер с поля. И под этот шорох отец закрыл глаза и задремал» [3].

При изучении творчества И.А.Бунина были обнаружены только ИАН - существительные, компоненты которых соединяются с помощью интерфикса («соединительного гласного»). «Я замкнулся в своем мире, упиваясь скорбными радостями, жаждой страданий, самоизнурения, самоистязания. Я пламенно надеялся быть некогда сопричастным к лику мучеников и выстаивал целые часы на коленях.

[3].

ИАН - глаголы занимают незначительное место среди новообразований И.А.Бунина. В словообразовании глаголов главенствующее место занимает внутриглагольное словообразование, т.е. типы, производимые от глагола чистой префиксацией и префиксально-суффиксальным способом. Суффиксация имеет меньшее значение, а словосложение для словообразования глагола совсем малохарактерно.

От основ имен существительных образуются глаголы, обозначающие действия, различным способом связанные с тем, что названо производящей основой. Они производятся с помощью суффиксов: -и(ть)...ся(сь): «Седые волосы его с начесами на висках к углам глаз слегка курчавились, красивое удлиненное лицо с темными глазами хранило кое-где мелкие следы оспы. В горнице никого не было, и он неприязненно крикнул, приотворив дверь в сенцы: «Эй, кто там!» [2]; «Чудесно круглилось в синеве, медленно текло и менялось большое белое облако. Пройдя несколько шагов, я тоже лег на землю, на скользкую траву» [2].

Глаголы, образованные префиксально-суффиксальный способом, производимые от основ глаголов, разделяются на две группы: а) «приставка + производящая основа + суффикс несовершенного вида»; б) «приставка + производящий глагол + ся».

Таким образом, анализ языкового материала позволяет сделать следующие выводы. И.А. Бунин - представитель реалистической традиции в русской литературе. Языковое сознание и идиостиль Бунина тяготеют к традиционным формам, в прозе писателя находит выражение язык русской классической литературы. Он создал большую группу лексических средств, которые ярко отражают его творческие увлечения и устремления. Среди других лексических средств особо выделяется группа индивидуально-авторских новообразований. Словотворчество писателя выражается преимущественно в создании сложных прилагательных-эпитетов.

Изучение новообразований является необходимой частью работы языковеда, так как позволяет проникнуть в авторскую «мастерскую» писателя. Без описания подобных явлений нельзя считать картину русского словообразования полной.

Список литературы

1. Бунин И. А. Собрание сочинений в 6 т. - М., 1987 - 1988.

2. Земская Е.А. Активные процессы современного словопроизводства. Русский язык конца 20 столетия. - М.: Наука, 1996.

3. Мед Н.Г. Национально-культурная специфика оценочных фразеологизмов (на материале испанской разговорной речи) // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. № 66. С. 68-74.

4. Гумовская Г.Н. Ритм прозаического текста: проблемы, поиски, решения // Сборник научных трудов Всероссийского научно -исследовательского института овцеводства и козоводства. 2008. № 11.

5. Литвиненко Т.Е. О статусе производных имен с формантом «текст» в современной теории текста // Вестник Красноярского государственного университета. Гуманитарные науки. 2006. № 3-1. С. 184.

6. Кротовская М.А. Меланхолия, здравый смысл и нравственная правда героев Шекспира - от шутов до Гамлета // Аспирант и соискатель. 2016. № 1 (91). С. 31-36.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.