Научная статья на тему 'Авторская программа «я в мире, мир во мне» как средство построения зоны ближайшего развития и саморазвития школьника'

Авторская программа «я в мире, мир во мне» как средство построения зоны ближайшего развития и саморазвития школьника Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
928
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Авторская программа «я в мире, мир во мне» как средство построения зоны ближайшего развития и саморазвития школьника»

Раздел III

Прикладные вопросы психологии и педагогики

Н.М. Швалёва

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА «Я В МИРЕ, МИР ВО МНЕ»

КАК СРЕДСТВО ПОСТРОЕНИЯ ЗОНЫ БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ И САМОРАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКА

Образование напрямую связано с различными аспектами развития школьника и предполагает не только учёт его интеллектуальных и личностных особенностей, но и создание условий, способствующих развитию и саморазвитию личности. Образование, ориентированное на развитие личности, достигает своих целей в такой степени, в какой создаёт ситуацию востребованности личности, её потребности в саморазвитии.

Таким образом, приоритетной целью образования становится в современной школе развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Эта общая цель конкретизируется на каждом этапе обучения с учётом его своеобразия и самоценности.

Ориентируясь на психологические знания как основу развития субъектно-сти личности, нами разработана и апробирована на практике «Концепция непрерывного психологического образования «детский сад - школа - вуз - послевузовское образование».

Для реализации непрерывного психологического образования сотрудниками кафедры практической психологии Пятигорского государственного лингвистического университета совместно с лабораторией психологии развития Ставропольского института развития образования создан МОУ психолого-гуманитарный лицей №15 в г. Пятигорске (научный руководитель опытно-экспериментальной работы -Н.М. Швалёва). Создана система непрерывного психологического образования, включающая преподавание учебного предмета «психология» 1 по 11 класс.

Структура непрерывного психологического образования, разработанная нами, включает психологические знания, представляющие человека как часть природного мира, члена общества, субъекта и объекта взаимоотношений и саморазвития. По содержанию оно представляет комплекс взаимосвязанных психологических знаний о внутреннем душевном мире человека со всеми его атрибутами, т.е. - пониманием, чувством, волей, включает основные пласты психологической культуры, служащие удовлетворению потребности личности в познании себя и других, в самореализации.

Психологическое знание практикоориентировано, оно включает освоение социо- и психотехник развития, направленных не только на изучение индивидуальности личности, но и на обоснованное самовоздействие с целью создания условий развития и саморазвития личности.

В системе непрерывного психологического образования «детский сад -школа - вуз - послевузовское образование» мы рассматриваем школу как базисную основу, необходимую для пробуждения у учащихся качественно нового отношения к своей личности, понимаемого как ценностного. Введение детей в мир «Себя Самого» (В. А. Петровский) через самооткрытие, где знание о себе как о личности становится ведущим механизмом освоения психологической культуры, - так можно

сформулировать основную идею разработанной нами программы психологического образования на начальном этапе обучения. Реализуемый в ней принцип психологизации как раз и нацеливает на проектирование условий и средств приобщения детей к истокам самоосознания своей индивидуальности, раскрытия личностного потенциала. Этот подход включает целый ряд направлений:

1) пробуждение у учащихся самоинтереса, расширение представлений о внутреннем мире человека, личностном росте и развитии;

2) накопление школьниками психологических знаний о самих себе, переход от житейских понятий к теоретическому знанию о себе как о личности;

3) развитие психологической культуры и принятие общечеловеческих ценностей;

4) активизация культуры общения, основанной на психологическом знании о самом себе и наличии определенного уровня сформированности личностной рефлексии.

Программа в целом ориентирована не столько на изучение младшими школьниками основ психологии, сколько на развитие их представлений о личности человека и о себе как о личности.

Уроки, объединенные в первый блок изучаемого предмета, ориентированы на учебную деятельность с первыми классами психологического лицея. В контексте каждого урока решаются задачи, связанные с формированием у детей младшего школьного возраста положительного образа своего Я, что ведет к самопринятию, повышает эмоциональную устойчивость, способствует личностному благополучию и гармоничному психическому развитию.

Основные темы уроков: «Что такое человек?», «Что человеку надо?», «Чем люди отличаются друг от друга?», «Откуда происходит человеческая энергия?», «Можно ли судить о людях по их виду?»

Форма проведения урока включает психогимнастические упражнения, пантомимические загадки, игры психосаморегуляции, элементы аутотренинга и групповой психотерапии. Развитие творческих способностей и эмоционально-волевой регуляции обеспечивает успешность учебной деятельности.

Исходные принципы построения уроков включают использование непосредственно эмоционального общения. Первоклассники все в большей мере становятся способными слышать себя, ощущать и понимать свое внутреннее эмоциональное состояние. Свобода в осознании своих чувств и выражении тех или иных эмоциональных состояний способствует личностному росту и творческому самовыражению. Развитие творческой индивидуальности ученика раскрывается на эмоциональном и более осознанном волевом уровнях. Все это благотворно влияет на специфику групповых взаимоотношений.

Основным результатом проведения данных уроков является формирование творческой индивидуальности младшего школьника на основе более полного принятия себя и своих чувств. Игровой контакт с реальными жизненными проблемами обеспечивает активную позицию школьника в реализации своих желаний, связанных с учебой, ростом и развитием.

Второй блок представлен уроками, направленными на развитие коммуникативных навыков, совершенствование осознания эмоционального поведения друг друга, овладение навыками понимающего общения.

Темы уроков второго блока: «Природа общения», «Почему люди не слушают друг друга?», «Барьеры общения», «Люди, которые меня окружают», «Сила языка», «Эмоции и общение», «Что такое одиночество?», «Обида - как ее избежать?», «Как стать счастливым?».

Приемы, обеспечивающие реализацию данных уроков, берутся из эмоцио-

нально-коммуникативного, поведенческого тренингов, психотехнических игр, коммуникативных упражнений, психодрам.

Формирование навыков понимающего общения в учебных игровых ситуациях и новых ролях помогает ученикам преодолевать собственные внутренние барьеры общения в реальной жизни.

Основой для проведения данных уроков является создание обстановки, в которой отсутствует личностное оценивание, обеспечивается развитие внутренней самооценки, что ведет к раскрытию творческой индивидуальности.

Основные цели, решаемые в процессе данных уроков, представлены повышением уровня осведомленности младших школьников о психологических особенностях межличностного общения, развитием умений и навыков в слушании других учеников в процессе беседы, установлением и развитием контакта, совершенствованием способности понимания и изучения друг друга. Освоение техники общения способствует развитию межличностного доверия, развитию и установлению высокого уровня понимания эмоциональных состояний окружающих в процессе обучения. Зная правила неоценочного реагирования, типичных трудностей, возникающих в ходе общения, младшие школьники становятся более гибкими в решении тех или иных проблем, ставят в процессе диалога более реальные цели. Поведение становится хорошо обдуманным. Осознание навыков эффективного поведения в различных учебных и бытовых ситуациях позволяет творчески подойти к постановке целей и улучшению качеств своей личности в лучшую сторону.

Тематика уроков третьего блока завершает тренировку умений младших школьников регулировать свои поведенческие реакции. Основная часть упражнений и игровых приемов данного блока направлена на самосовершенствование личности ученика в структуре социальных взаимодействий.

Темы уроков третьего блока: «Кто Я?», «Все мы разные и одинаковые», «Как понять себя и принять других?», «Человек и цель», «Секрет лидера», «Ошибка

- это не ты», «Стиль, тон поведения», «Самовоспитание», «Как преодолеть страх?», «Доверие и общение».

Ход занятия выстраивается с обязательным включением творческих идей и предложений самих школьников. Игры-фантазии с проекцией внутренних эмоциональных проблем и актуальных переживаний активизируют положительные навыки социального взаимодействия, улучшают произвольность регулирования поведенческих реакций.

Динамика проведения урока способствует обеспечению интеллектуальной раскованности детей и созданию общего положительно-эмоционального фона. Творческое осмысление жизненно важных, специфично общечеловеческих проблем способствует осуществлению активного поиска своего Я, обеспечивает возможность подняться над ситуацией и посмотреть на себя в решении данной проблемы со стороны.

Среди непосредственных источников личностного развития младшего школьника можно назвать некоторые конкретные особенности деятельности ученика в ходе освоения психологических знаний. Это:

• открытость бесконечному многообразию знания о самом себе как исходное условие самопостижения, самопринятия, саморазвития;

• адекватность самооценки, способствующая созданию у ребенка верного представления о себе как о личности, о своих успехах и неудачах;

• построение дифференцированного образа Я, раскрытие внутренней независимости и доверия к себе;

• осуществление поиска личностных качеств, представляющих ценность в развитии ребенка;

• развитие рефлексии в ходе личностно-развивающих игр и оценки ребенком самого себя с различных социальных позиций;

• обращенность младшего школьника к миру «Себя Самого», побуждающей школьника к осознанию своей личности, своей значимости в различных видах деятельности прежде всего в учебной;

• активизация личностной позиции ребенка в учебном процессе как субъекта деятельности;

• повышение психологической компетентности ориентированной на культуру достоинства.

Занятия по программе «Я в мире, мир во мне» предусматривают развитие реалистичной самооценки, дифференцированного образа Я, укрепление внутренней позиции, ответственности школьника в ситуации «успеха» и «неуспеха» учебной деятельности.

При этом новизна освоения внутреннего и внешнего пространства своего личностного роста может быть раскрыта через: самоотношение, отношения между людьми, новые социальные роли или другие сферы действительности (объекты природы, рукотворного мира - новые представления об их свойствах и связях, умения обращаться с ними и т.д.). Программа нацеливает учащихся осознание своего потенциального Я и способствует проявлению новых личностных возможностей в ролевых играх при решении проблемных ситуаций, связанных с успехом и неуспехом учебной деятельности. Процесс нахождения самостоятельных решений и принятия ответственности сопровождается переживанием в самом себе специфических эмоционально окрашенных личностных состояний - ценности самодвижения. В организации такого личностно-развивающего процесса помогают такие формы работы с детьми как дискуссии, диалоги, совместные самонаблюдения и эксперименты, которые побуждают школьника испытывать сомнения и интерес, находить решения и помогают осознанию личностной активности и принятию ответственности.

Решаемые ребенком творческие задачи составляют зону ближайшего саморазвития младшего школьника, на которую направлена данная программа «Я в мире, мир во мне». В ходе освоения ребенком мира «Себя Самого» педагог-психолог заинтересованно относится к самовосприятию ребенка, удивляется и радуется вместе с ним. Именно это придает процессу обучения школьника личностно-развивающую направленность, делает его «эмоционально-ценностным» для ребенка.

Важной особенностью программы является условие фиксации успеха младшего школьника в постижении себя как личности. Суть его в том, что собственная познавательная деятельность ребенка, направленная на освоение ценностей своего внутреннего мира, должна быть связана с положительными эмоциями, поэтому отмечаются его любые позитивные личностные проявления, малейшие успехи.

Психологическое образование реализует следующие цели:

1. Ориентация учащихся на ценности личностного роста и развития;

2. Повышение психологической компетентности младших школьников, создание зоны ближайшего потенциального саморазвития индивидуальности каждого ребёнка;

3. Развитие качественно нового отношения младших школьников к себе -«ценностного».

Внедрение экспериментальной программы по психологии «Я в мире, мир во мне» было направлено на проверку ряда гипотез, одной из которых было предположение о том, что основу личностного развития младшего школьника составляет ценностное самоотношение как результат приобретённого позитивного знания о самом себе.

Экспериментальное внедрение данной программы осуществлялось с 1994

года в рамках опытно-экспериментальной работы в МОУ Лицей №15 г. Пятигорска. Решались следующие задачи:

1) Исследовать особенности пробуждения у младших школьников интереса к сфере «Себя Самого», развитие ценностного самоотношения, принятия себя как личности в учебном процессе на основе овладения учащимися средствами психологического самопознания, самопринятия, саморазвития;

2) Апробировать образовательную программу по психологии для начальных классов «Я в мире; мир во мне», являющуюся связующим звеном в системе непрерывного психологического обеспечения «детский сад - школа - вуз - послевузовское обучение»;

3) Исследовать возможности развития у учащихся представлений о своих потенциальных личностных возможностях, особенности формирования у ученика дифференцированного образа Я, принятия себя как личности в учебном процессе.

4) Разработать методы, обеспечивающие развитие у младшего школьника ценностного самоотношения как внутреннего условия его личностного становления, принятия себя как личности в учебном процессе.

5) Осуществить экспериментальное исследование влияния ценностного са-моотношения на реализацию личностного потенциала младшего школьника и актуализацию ведущих новообразований характерных для данного этапа онтогенеза.

Эксперимент включал в себя следующие части:

1) Вводная часть, в ходе которой испытуемые вводились в содержание предмета «Я в мире, мир во мне».

2) Констатирующая серия, в которой оценивалось личностное развитие, уровень ценностного самоотношения и локализация контроля в ситуации успеха и неуспеха учебной деятельности.

3) Формирующая серия, которая включала в себя уроки психологии по освоению школьниками сферы «Себя Самого», тренинг личностного роста, направленный на пробуждение у учащихся ценностного самоотношения.

4) Контрольная серия, в которой оценивались результаты, достигнутые в ходе формирующей работы.

В констатирующей и контрольной сериях с целью оценки личностных качеств испытуемых использовался адаптированный модифицированный вариант детского личностного опросника Р. Кеттела (1995). В констатирующей - первая часть, в контрольной - вторая часть.

По результатам лонгидюдного исследования личностного развития более 600 младших школьников, осваивающих психологическое знание, получены следующие данные.

Полученное в ходе уроков самоанализа психологическое знание о себе как личности ученики используют для отработки возможных вариантов поведения в ситуации успеха и неуспеха, а также в понимании себя и постановке целей и задач самовоспитания. Выбор ценностного качества, которое ребенку хотелось бы развить в самом себе становится более сознательным. За счет этого у младших школьников усиливается внутренний контроль, возникает ответственность за сделанный выбор. У ребенка появляется возможность овладеть психологическими приемами самоодобрения, самополагания себя как личности в образовательном пространстве.

Важно то, что повышение уровня ценностного самоотношения укрепляет доверие учащихся к своим потенциальным личностным ресурсам и это происходит до момента снижения уровня самопринятия в ситуации неуспеха учебной деятельности. Это означает, что у учащихся возникают новые способы работы над собой, новые ориентации, отличные от репродуктивной направленности, включающей лишь усвоение учебного материала. У учащихся появляется цель личностного рос-

та, позволяющая им преодолевать трудности учебной деятельности.

Данные контрольной серии позволяют оценить уровни сформированности у учащихся ценностного самоотношения в ходе внедрения программы «Я в мире, мир во мне» и уроков самоанализа.

Особое внимание следует обратить на высокие показатели по шкале (независимость Е+), оценивающую умение действовать в соответствии с личностным выбором, принимать ответственность за свой выбор (в+). То, что проведение личностно-развивающих занятий значимым образом сказалось на показателях по данной шкале свидетельствуют, о том что освоение сферы «Себя Самого» позитивно сказывается на личностном развитии учащихся. Очевидно, это связано с тем, что в предложенных личностно-развивающих заданиях испытуемым потребовалось осознать свои ценностные личностные качества и осуществлять свое дальнейшее поведение в соответствии с личностным выбором. Экспериментальные данные были подвергнуты корреляционному анализу. Это позволило выявить структуру показателей по методике Р. Кеттела и изменения данных показателей, раскрывающих особенности личностного развития учащихся вследствие экспериментального воздействия. Структура показателей, выделенная посредством методики Р. Кеттела, позволяет выявить особенности личностного развития учащихся, сходство и различия в проявлении основных личностных параметров. До проведения личностно-развивающих занятий личностные качества, проявляемые в поведении учащихся и выделяемые ими, располагались следующим образом: доброта, добросовестность, самостоятельность, независимость, ответственность.

Наиболее ценностным личностным качеством является по мнению первоклассников, «доброта» и «открытость», третьеклассники отмечают иные качества: независимость; ответственность. Это можно рассматривать как стремление учащихся первых классов к взаимодействию со взрослыми на основе доверия и симпатии. На втором месте по частоте выделяемости стоит трудолюбие, позволяющее учащимся легко справляться с теми проблемами, которые возникают в учебной деятельности.

Результаты экспериментального исследования в контрольной серии показывают, что в системе личностного развития, по мнению самих учащихся, стержневым качеством, определяющим поведение ребенка, оказывается отношение со значимыми другими. Отношение к себе является еще слабо осознаваемым и несформированным.

Результаты, полученные при анализе данных повторного тестирования контрольной группы, не выявили изменения выраженности значимых личностных параметров. Более того, на фоне не изменившихся показателей личностного развития у учащихся наблюдалось снижение некоторых показателей до низких значений.

В экспериментальной группе после проведения личностно-развивающих занятий особенности личностного развития учащихся претерпели качественные изменения. Учащиеся начали замечать и проявлять в своем поведении такие личностные характеристики, как: внутренний локус контроля, независимость, ответственность, самоконтроль, опору на свои внутренние ресурсы. Для учащихся высокую значимость приобрела сфера «Себя Самого», в которой школьник становился значимым для себя, приобретал новое знание о себе. Результатом личностно-развивающих занятий стало новое представление учащихся о качествах успешной личности, изменилось их знание о себе как о личности в учебной деятельности.

Результаты исследования подтверждают эффективность разработанной программы «Я в мире; мир во мне»; развитие личностного потенциала оказалось эффективным на основе развития у учащихся ценностного самоотношения посредством психологического знания. Высокий уровень ценностного самоотношения наблюдался у всех учащихся на третьем году обучения (уровень ценностного самоотношения повысился у всех учащихся, обучающихся по программе «Я в мире; мир во мне», у

большей же части сформирован высокий уровень ценностного самоотношения.

Важно отметить, что достигнутый в ходе личностно-развивающих занятий результат-повышение уровня ценностного самоотношения от низкого или среднего до высокого - свидетельствует не только об эффективности использования разработанной программы, но и о том, что существующая организация личностно-развивающего процесса не полностью использует имеющиеся возможности в развитии личностного потенциала.

Теоретический анализ проблемы развития ценностного самоотношения и проведенное экспериментальное исследование позволяют сделать следующие выводы:

1. Развитие личностного потенциала учащегося определяется уровнем сфор-мированности ценностного самоотношения посредством повышения психологической компетентности учащихся в сфере «Себя Самого». Развитие личностного потенциала ребенка зависит от уровня сформированности у ребенка доверия к свои потенциальным личностным ресурсам. Развитие личностного потенциала определяется развитием качественно нового отношения учащегося в сфере «Себя Самого», обозначенного нами как ценностное.

2. Ценностное самоотношение обеспечивает возникновение потребности у учащихся в постановке целей и задач личностного роста.

3. Уровни ценностного самоотношения различаются особенностями личностных проявлений; локализацией контроля в ситуации успеха и неуспеха.

Развитие ценностного самоотношения выражается в усложнении представлений учащихся о своем личностном развитии, являющегося предметом личностной рефлексии. На первых стадиях становления ценностного самоотношения учащиеся ориентированы в своем личностном развитии на поддержку значимого другого. С развитием более полного знания о себе как о личности в учебной деятельности учащиеся переходят к более высокому уровню развития ценностного самоотноше-ния и возможности личностного самораскрытия, проявления своего личностного потенциала. По мере развития ценностного самоотношения ребенок становится все более ориентированным на культуру достоинства: если вначале многие личностные качества своего Я учащимися не осознаются или не принимаются в учебном процессе, то в дальнейшем ребенок занимает более активную позицию по отношению к своим личностным проявлениям и становится способным к осуществлению самодвижения в сфере «Себя Самого». Происходит качественное изменение отношения учащегося к самому себе, реализуемое в более активной позиции ребенка по укреплению своих ценностных личностных качеств.

В ходе онтогенеза особенности развития ценностного самоотношения изменяются: если в начале ценностное самоотношение в основном развивается у учащихся в системе «Я - Значимый другой» и определяется отношением взрослого к ребенку, оценками значимого другого, то затем отношение к себе начинает развиваться на основе психологического знания получаемого учащимися на уроках самоанализа, в ходе овладения программой «Я в мире, мир во мне».

4. В ходе индивидуальной диагностики личностного развития учащихся, составления развивающих программ целесообразно выделять несколько уровней личностного развития во взаимосвязи с особенностями ценностного самоотношения:

- «зону актуального развития» (какие личностные качества ребенок осознает в себе как позитивные и негативные, какое знание о себе в форме образа Я сложилось у него в результате накопления личностного опыта);

- «зону ближайшего потенциального развития» (что ученик сможет осознать в себе, своем поведении с помощью учителя, других людей). При этом освоение сферы «Себя Самого» включает ориентацию ребенка на его завтрашний день личностного становления, динамику раскрытия его личностного потенциала, учет достигнутых

успехов в проявлении ценностных личностных качеств;

- «зону ближайшего саморазвития» (что сможет ученик завтра в процессе личностного саморазвития, какие цели личностного роста, он может самостоятельно определить и достигнуть). Данная зона и уровень саморазвития представляют собой высшую цель личностного становления.

Реализация личностно-развивающей работы с учащимися должна строится с учетом двух условий: во-первых ориентации ребенка на освоение сферы «Себя Самого», укрепление и расширение его представлений о себе как о личности, а во-вторых, передачей ему средств и способов, необходимых для приобщения к внутреннему содержанию своего Я, понимания и принятия собственных ценностей с целью дальнейшей работы над собой.

Создание личностно-развивающих условий должно быть направлено на понимание индивидуальных способов оптимального развития интересов ученика, возможностей пробуждения самоинтереса как внутреннего условия самовоспитания и самоорганизации. Рассматривая особенности школьника как формирующейся личности в контексте конкретных личностно-развивающих условий с учетом его уровня знания о себе и индивидуальных особенностей, самоотношения к самому себе, можно определить программу дальнейшей развивающей работы со школьниками.

Осуществление личностно-развивающего подхода к учащимся в процессе обучения и воспитания возможно при учете уровня сформированности индивидуальных особенностей личности. Психологическое знание становится одним из условий проявления у ребенка самоинтереса, индивидуальных особенностей. Самое главное -помочь ребенку осознать ценность и значимость своих собственных усилий в раскрытии себя как личности в контексте учебного процесса с учетом его самовосприятия и на основе полного принятия уникальности и ценности его внутреннего мира со стороны педагогов, психологов.

Максимальный эффект в реализации личностных возможностей ребенка младшего школьного возраста достигается лишь в том случае, если применяемые методы и формы обучения, воспитания и развития строятся в соответствии с уровнем проявления личностных особенностей учащихся.

В.Г. Тылец

АНАЛИЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЙ ОВЛАДЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКОМ

Наряду с психологическими подходами и концепциями обучения иностранным языкам, в отечественной психологической науке получили распространение концепции овладения иностранным языком, выстраиваемые на идеях присвоения и интерпретации иноязычного лингвистического опыта. Особенно бурно они начинали развиваться с конца 6O^ годов ХХ века (Алхазишвили А.А. 1967, 1974, 1988, Бенедиктов Б.А. 1974, Имедадзе Н.В. 1979 и др.). Не составляя противопоставления теориям обучения иностранным языкам, эти концепции и подходы, тем не менее, имеют некоторые отличия от них, также требующие анализа и интерпретации. Прежде всего, овладение иностранным языком не обязательно обусловлено образовательной практикой, не ограничено лишь рамками учебного процесса. По этой причине не все положения психологических теорий овладения иностранным языком прямо экстраполируются на ситуацию обучения иностранным языкам. В этой связи психологические теории овладения иностранным языком представляют для нас интерес только в той их части, которая непосредственно соотносится с про-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.