Научная статья на тему 'Авторитет педагога в межличностных отношениях “преподаватель - студент” и его влияние на качество получаемых знаний'

Авторитет педагога в межличностных отношениях “преподаватель - студент” и его влияние на качество получаемых знаний Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
350
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОРИТЕТ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ / ОТНОШЕНИЯ "ПРЕПОДАВАТЕЛЬ-СТУДЕНТ" / МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / КАЧЕСТВО ЗНАНИЙ / УНИВЕРСИТЕТ / ВУЗ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Новикова А.Ю., Степанова К.В.

Данная статья посвящена анализу важности авторитета педагога в процессе образовательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Авторитет педагога в межличностных отношениях “преподаватель - студент” и его влияние на качество получаемых знаний»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №06/2017 ISSN 2410-6070_

своеобразная самобытность английского языка, но если посмотреть с другой стороны, в то же время английский язык с помощью французских заимствований стал богаче и разнообразнее. Также, английский язык, утратив, например, падежи, упорядочив систему образования множественного числа, упростил свой грамматический строй, чем стал привлекательнее и в некотором смысле проще в изучении, чем, например, русский или французский языки. Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, отметим, что французский суперстрат, закрепившийся в английском языке, оказал огромное влияние на судьбу английского языка, и во многом поспособствовал тому, что английский язык стал самым распространенным языком в мире на данный момент.

Список использованной литературы:

1. Аракин В.Д. История английского языка. - М.: Высшая школа, 1968. 420 с.

2. Смешанные языки // Вахтин Н. Б., Головко Е. В. Социолингвистика и социология языка. Учебное пособие. СПб, 2004.

© Игнатова Е.С., 2017

УДК 8

А.Ю.Новикова

Старший преподаватель кафедры иностранных и русского языков Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики

К.В.Степанова

Магистрант 1 курса магистратуры по направлению ИКТСС Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики

г.Новосибирск, Российская Федерация

АВТОРИТЕТ ПЕДАГОГА В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ "ПРЕПОДАВАТЕЛЬ -СТУДЕНТ" И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА КАЧЕСТВО ПОЛУЧАЕМЫХ ЗНАНИЙ

Аннотация

Данная статья посвящена анализу важности авторитета педагога в процессе образовательной деятельности.

Ключевые слова

Авторитет преподавателя, отношения «преподаватель-студент», межличностные отношения,

качество знаний, университет, ВУЗ.

Качество подготовки любого специалиста в современном обществе определяется не только уровнем знаний, но и профессиональными умениями, позволяющими ему мастерски решать любые возникающие проблемы, а так же активно общаться с людьми, быть весьма коммуникабельным. Система вузовского образования обязана обладать широчайшим набором средств, которые будут обеспечивать развитие вышеупомянутых умений. Мы считаем, что наиболее важным моментом, в воспитании толкового специалиста, является взаимодействие преподавателя и студента.

Что такое взаимодействие в системе "преподаватель - студент"? - это некая система интерактивности субъектов, включенных в совместную деятельность на основе общих целей.

Важно то, что процесс взаимодействия преподавателя и студента происходит именно в столкновении целей, интересов, жизненных позиций, мотивов, личного индивидуального опыта, что и является межличностными отношениями.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №06/2017 ISSN 2410-6070_

Проведя исследование между магистрантами Сибирского государственного университета телекоммуникаций и информатики (СибГУТИ) 1 и 2 курсов, выяснилось, что они подразделяют преподавателей на некоторые категории, такие как:

1. Преподаватель - "вечный студент" - он понимает студента, как никто другой, он видит в студентах личность, охотно дискутирует на разные темы, как правило, обладает высоким интеллектом и профессионализмом.

2. Преподаватель - "фанатик своего дела" - пытающийся навести военную дисциплину в вузе, под словом дисциплина этот преподаватель понимает тотальное и безоговорочное разделение его точки зрения, он ценит "рабство", а не интеллект и умение логически мыслить, пытается задавить личность "я" студента путём различных мер.

3. Преподаватель - "когда уже конец рабочего дня?", который отбывает часы, позволяя студентам делать все, лишь бы ему никто не мешал.

Мы считаем, что отношения в системе "преподаватель - студент" зависят от описанных типов педагогов и носят весьма субъективный характер.

Наше мнение такого, что общение преподавателя и студента должно быть не тяжким долгом, а естественным и даже радостным процессом межличностного взаимодействия. Для этого должны выполняться несколько следующих условий:

Во-первых, это высокий авторитет педагога.

Во-вторых, условие владения преподавателем психоанализом и приемами общения, т.е. педагог должен быть хорошо подготовлен как практический психолог.

В-третьих, главное составляющее успеха - это накопленный опыт, многолетний накопленный опыт или многолетний опыт переданный преподавателем-предшественником.

В ВУЗах, в настоящее время очень остро стоит вопрос авторитарности преподавателя, что является некой интегральной характеристикой его профессионального и личностного положения в коллективе коллег и в коллективе студентов. Важно то, что авторитет преподавателя влияет на успешность учебно-воспитательного процесса.

В исследование, проводимом еще в 1976-1983 гг. в Кироваканском госпединституте и Ленинаконском госпедиснтитуте, которым было охвачено порядка 1000 студентов данных институтов, выявили следующие положения:

• Педагогический авторитет преподавателя представляет собой социально-психологическое явление, выражающееся в специфическом психологическом явлении преподавателя на студентов, прежде всего в том, что он оказывает преобразующее влияние как на личность студентов, так и на личность самого преподавателя;

• Педагогический авторитет существенно отличается от таких близких по содержанию явлений, как престиж, власть, уважение и т.д.;

• Педагогический авторитет формируется в процессе профессиональной деятельности преподавателя, в ходе общения со студентом;

• Основным условием завоевания авторитета преподавателем является наличие определенной системы качеств, свойств и характеристик личности, которые составляют иерархически построенную структуру небольшого числа групп таких качеств;

• В этой системе качеств ведущая роль с точки зрения завоевания авторитета принадлежит качествам профессиональных знаний и уровню педагогического мастерства преподавателя;

• От конкретного содержания и соотношения тех или иных качеств или групп качеств в структуре авторитета данного преподавателя, зависит конкретная форма его педагогического авторитета;

• Не авторитетность преподавателя не является прямым отрицанием авторитетности. Факторы не авторитетности и условия завоевания авторитета не всегда являются прямо противоположным;

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №06/2017 ISSN 2410-6070_

Проанализировав данное исследование, мы решили провести свое, на базе студентов любимого нами СибГУТИ, было опрошено порядка 100 человек с различных факультетов. Мы попросили студентов выбрать качества в порядке убывания приоритета, которые должны быть присуще преподавателю. Мы предложили следующие позиции:

1. Профессионализм и глубокие знания предмета.

2. Умение образно и доступно излагать свои мысли.

3. Высокая общая культура и эрудиция.

4. Быстрота реакции и мышления.

5. Умение отстаивать и защищать свою собственную точку зрения.

6. Умение пользоваться выразительными (невербальными) средствами.

7. способность понимать психологию студента, его достоинства и недостатки.

8. Внимательность по отношению к собеседнику. Доброжелательность и терпеливость.

9. Строгость в сочетании со справедливостью.

10. Психологическая устойчивость и находчивость в трудных ситуациях.

11. Аккуратный внешний вид. И вот, что у нас получилось:

Так же мы попросили выбрать качества, противопоказанные преподаванию, из следующего списка:

1. Высокомерие, грубость, недоброжелательность.

2. Самовлюбленность.

3. Застенчивость.

4. Медленная реакция, консерватизм.

5. Стремление подавить студента.

6. Несобранность, лень.

7. Излишняя эмоциональность, взрывчатость.

8. Отсутствие педагогического мастерства.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №06/2017 ISSN 2410-6070

И вот, что у нас получилось:

■ Высокомерие, грубость, недоброжелательность

■ Самовлюбленность

■ Застенчивость

■ Медленная реакция, консерватизм

■ Стремление подавить студента

■ Несобранность, лень

■ Излишняя эмоциональность, взрывчивость

■ Отсутствие педагогического мастерства

Подводя итог, необходимо напомнить, что важным составляющим учебного взаимодействия между преподавателем и студентом, должно быть стимулирование активных, инициативных обратных связей.

Специфика педагогического образования должна быть так же нацелена на широкую общекультурную подготовку. Таким образом, педагог и его воспитанники будут погружены в контекст общечеловеческой культуры, что будет способствовать наилучшему изучению любого материала, грамотно предложенного преподавателем.

Так же важна и учебная деятельность самого студента в высшем учебном заведении, при формировании взаимоотношений преподавателя и студента. Учебная деятельность студента понимается, как целенаправленный, регламентированный планами и программами, управляемый процесс усвоения знаний, умений и навыков, развития и становления его личности. Значит не только преподаватель, но и студент оказывает влияние на процесс обучения и взаимодействия. От ученика зависит, какой будет подход педагога к обучаемой группе в целом и к каждому из студентов в отдельности.

Хочется подчеркнуть то, что необходимо искать компромисс, идти на контакт, быть лояльнее, входить в положения и ситуации друг друга, что приведет в итоге к слаженному взаимодействию, четкому видению проблем и их решению.

Список использованной литературы:

1. Авагимян, Родик Авагимович. Психологические особенности и структура педагогического авторитета преподавателя ВУЗа : Дис. ... канд. психологические науки : 19.00.07.

2. Добрускин М. Социально-психологический портрет вузовского педагога. - //СОЦИС - 1995- №9 - С. 137-141.

3. Козырев, В.А., Шубин Н.Л. Высшее образование России. - СПб,: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005 - 364с.

МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА КАК УСЛОВИЕ УСТОЙЧИВОГО ИНТЕРЕСА К УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Индивидуальная образовательная траектория - это персональный путь реализации личностного

© Новикова А.Ю., Степанова К.В., 2017

УДК 81

И.Н.Черепанова

МАОУ «СОШ №15», Пермский край, г. Соликамск

Аннотация

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.