Научная статья на тему 'Авторитет, компетентность и профессиональная роль преподавателя университета'

Авторитет, компетентность и профессиональная роль преподавателя университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
636
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОРИТЕТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ / СОЦИАЛЬНАЯ / ОТРАСЛЕВАЯ / КЛЮЧЕВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЭМОЦИИ / AUTHORITY / EDUCATOR / TEACHING / EDUCATION / TEACHING PREPARATION / TEACHER''S PERSONAL COMPETENCES / TEACHER''S PROFESSIONAL COMPETENCES / PEDAGOGICAL SKILLS / PEDAGOGICAL COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прохазка Мирослав, Витечкова Милуше

Рассмотрена проблема значимости компетентности и профессионализма университетского преподавателя. Проведен анализ информации по проблеме профессионализма и авторитета университетского преподавателя. На основе анализа научной литературы по проблеме и с помощью теоретических методов исследованы личностные и профессиональные компетенции преподавателя университета, которые имеют связь с его профессией в условиях воспитания взрослых. Аспекты компетентности представлены как предпосылки естественного и формируемого авторитета преподавателя вуза. Материалы могут использоваться для разработки действенных профессиональных моделей преподавателя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Прохазка Мирослав, Витечкова Милуше

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AUTHORITY, COMPETENCES AND PROFESSIONAL FUNCTIONS OF ACADEMIC STAFF

The importance of competence and professionalism of the university teacher is considered. The authors analyzed the authority and professionalism of a university teacher. Based on the analysis of the literature on adult education the personal and professional competence of a university teacher were described. Aspects of the competence are presented as preconditions. They form the authority of the teacher of higher school. The materials can be used to develop professional models for university lecturers.

Текст научной работы на тему «Авторитет, компетентность и профессиональная роль преподавателя университета»

Образование в странах мира

УДК 378.126(437) йО!: 10.14529/рва160104

ББК Ч448.042

АВТОРИТЕТ, КОМПЕТЕНТНОСТЬ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ РОЛЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ УНИВЕРСИТЕТА

М. Прохазка, М. Витечкова

Южно-Чешский университет, г. Ческе-Будеёвице, Чешская Республика

Рассмотрена проблема значимости компетентности и профессионализма университетского преподавателя. Проведен анализ информации по проблеме профессионализма и авторитета университетского преподавателя. На основе анализа научной литературы по проблеме и с помощью теоретических методов исследованы личностные и профессиональные компетенции преподавателя университета, которые имеют связь с его профессией в условиях воспитания взрослых. Аспекты компетентности представлены как предпосылки естественного и формируемого авторитета преподавателя вуза. Материалы могут использоваться для разработки действенных профессиональных моделей преподавателя.

Ключевые слова: авторитет, профессиональная, социальная, отраслевая, ключевая компетентность, эмоции.

Введение

Авторитет - это понятие, которое все чаще употребляется в контексте практической педагогической деятельности. При определении авторитета всегда указывается широкий спектр его свойств, определяющих форму восприятия авторитета нашим окружением. Таким образом, авторитет иногда связан со стилем управления и с проявлениями взаимосвязанного поведения в контексте семьи и школы [1]. Авторитет также воспринимается в качестве основной категории общественной жизни человека, обуславливающей качество жизни, бытия вместе с другими, равно как и воспитательную функцию индивидуума и общества [2, с. 68]. Авторитет также воспринимается как одна из плоскостей, в которой мы познаем перевес одних индивидуумов над другими, в том числе в виде формального и неформального авторитета [3, с. 309]. Авторитет в комбинации с вопросами воспитания и образования сегодня связан с вопросами дисциплины и самодисциплины, а также дисциплины других индивидуумов, и в этом отношении авторитет воспринимается в качестве глобального вопроса современного просвещения [4, с. 3].

Мы в наших рассуждениях попробуем соединить проблему авторитета преподавателя вуза с интерпретацией, изложенной г-жой Пешковой [5, с. 129]. Автор отмечает, что реаль-

ным авторитетом обладает только тот, кто способен быть «автором» собственной жизни. Таким образом, преподаватель вуза в качестве «автора» своей профессии способен видеть и изменять окружающие его явления, создавать или преобразовывать то, что дано самим положением вещей. Но когда именно педагог может быть творцом своей профессии, и при каких обстоятельствах его активная способность к выстраиванию отношений станет функциональной? По нашему мнению, проблема авторитета преподавателя вуза связана со сложным комплексом различных видов компетентности, которые ему необходимы для выполнения профессиональных обязанностей. Поэтому в наших рассуждениях мы отслеживаем, какие различные виды компетентности преподавателя вуза воспринимаются в современной чешской педагогической науке. 1. Авторитет преподавателя и его компетентность В практической педагогической деятельности авторитет преподавателя вуза можно также представить в различных контекстах, однако он всегда будет связан с отношениями, которые преподаватель вуза выстраивает в ходе своей работы. Уровень этих отношений, на котором поддерживают общение в реальной жизни их участники, проявляют свое уважение и реализуют свое влияние, определяется сложным комплексом явлений. Важно

Образование в странах мира

осмысление социальной конструкции поведения преподавателя и связанные с ней способности «дешифровать» в общении со своими партнерами (студентами, коллегами, менеджментом, общественностью и др.) рамки, в которых он будет реализовывать свое поведение [6, с. 67]. В этом отношении, например, многие преподаватели обнаруживают свою малую степень готовности к общению в плоскости «преподаватель вуза - студент». Также проблемы, с которыми вузы сталкивались при составлении базисного учебного плана для образовательных учреждений с целью структурирования учебных программ, выявили определенные проблемы в отношении способности справиться с ролевыми отношениями, необходимыми для эффективного коллективного сотрудничества.

2. Модели компетентности и профессия преподавателя вуза Таким образом, форма преподавательского авторитета скрыта в понятии профессионализма преподавателя вуза. При этом его профессия характеризуется как комплекс специализированных междисциплинарных знаний, всегда связанных с реализацией определенного (определенных) предмета (предметов), а также педагогическо-психологических знаний, на основе которых делается значимый акцент на этические и личностные качества преподавателя [7, с. 19]. Здесь мы встречаемся с понятием профессиональной компетентности, означающим попытку описания профессиональных качеств преподавателя, которыми охватывается весь диапазон выполнения профессиональных обязанностей. В это понятие чаще всего включаются знания, навыки, позиции и опыт, которые преподаватели всегда в оригинальной комбинации реализуют в своей педагогической деятельности. Существует множество точек зрения на структуру и классификацию профессиональной компетентности, при этом также различным образом трактуется и само понятие компетентности.

В современной педагогической науке преобладает понятие, создающее компетентность на основании анализа роли преподавателя и выражающее его в понятиях ключевых способностей. Впервые данное понятие было описано профессором Дитером Мертенсом в 1974 г. [8, с. 28]. Этот автор говорит о них в контексте способности справляться с требованиями разнообразного мира рабочей деятельности, потому что именно ключевые ви-

ды компетентности помогают нам справляться с данной реальностью. Ключевые виды компетентности преподавателя в чешской педагогической терминологии до сих пор точно не определены. Однако существует целый ряд попыток их точного обозначения. Например, г-н Швец отмечает, что педагогическая компетентность - это потенциал личности, в котором синхронизированы три основных компонента - поведение, переживания, познание. Таким образом, он позиционирует понятие компетентности над понятием умения. Речь идет о понятии намного более широком, чем понятие способности, причем без принятия во внимание того факта, что оба этих понятия часто в обыденной практике заменяют друг друга [9].

Педагогический словарь [10, с. 103-104] определяет компетентность преподавателя как набор профессиональных умений и свойств, которыми должен обладать преподаватель, чтобы он мог эффективно выполнять свою работу. Этими видами компетентности являются главным образом компетентность личностная и компетентность профессиональная. При этом «личностная компетентность», согласно суждениям данных авторов, включает в себя ответственность, творчество, способность решать проблемы, работать в коллективе, чуткое социальное восприятие и рефлексивность. Профессиональная компетентность имеет отношение не только к содержанию выполняемых профессиональных обязанностей (знанию предмета), но в наше время также к коммуникативной, управляющей, диагностической и другим областям педагогической деятельности.

3. Личностная компетентность

преподавателя

Одной из значимых основ авторитета преподавателя вуза являются его личностные качества, в которых мы можем найти естественные источники того, что студенты (и не только они) относятся к преподавателю с уважением, доверяют ему, а также что педагог успешно контактирует с другими людьми. Именно неформальный или естественный авторитет ставит преподавателя перед студентами в роль уважаемого «специалиста по личности студента», того, кто справляется с проблемами в области обучения, способен принимать решения и сохранять объективное отношение к каждому студенту [11, с. 219]. В модели компетентности и понятии профес-

Bulletin of the South Ural State University. Ser. Education. Educational Sciences. 2016, vol. 8, no. 1, pp. 29-33

Авторитет, компететность и профессиональная роль

преподавателя университета

Прохазка М., Витечкова М.

сии преподавателя данная область профессионализма связана со стремлением определить так называемую личностную компетентность.

Данное широкое понятие включает в себя целый ряд областей. Согласно мнению г-жи Вашутовой, личностная составляющая преподавателя отличается прежде всего высокой степенью личной ответственности за развитие студентов и за результаты учебной деятельности данного учебного заведения, равно как и высокой заинтересованностью в моральных качествах студентов. К личностной компетентности мы также относим творческий подход к педагогике, способность к решению проблем, критическое мышление, способность к коллективному сотрудничеству и способность инициировать изменения [12, с. 25]. Упор делается на высокий уровень социализации, связанной с пониманием, эмпа-тией, терпимостью, общим кругозором и широким интересом к общественным событиям.

Разумеется, на практике в названных областях не существует способа, на основании которого можно формально доказать личностную компетентность, равно как и точно ее определить. Несмотря на это, приводятся перечни такого рода видов компетентности, являющиеся общими для всех категорий учителей и педагогических работников [12, с. 30].

Например:

- психическая устойчивость и физическая пригодность,

- эмпатия, терпимость,

- личная позиция и ориентация на определенные ценности,

- личные способности (решение проблем, способность к сотрудничеству, критическое мышление),

- личные свойства (ответственность, аккуратность, точность и т. д.).

4. Профессиональная компетентность

преподавателя

Представленный выше перечень личностных видов компетентности в значительной степени описывает характер профессии преподавателя по отношению к вузу, воспринимаемого в качестве живой общности людей. Однако высшая школа также всегда является организационной единицей, часто с достаточно четко выраженными чертами «официального учреждения», поэтому для того, чтобы справиться с профессией преподавателя, важна также способность к выполнению роли

организатора образовательной функции вуза. В данном отношении авторитет преподавателя опирается на его образованность, профессиональную эрудицию, но, с другой стороны, эти качества подвергаются давлению, ставящему под сомнение важность профессиональной педагогическо-психологической подготовки преподавателя вуза. В этом контексте нельзя забывать о том, что только образованный преподаватель вуза может быть примером для студентов в том числе после окончания ими данного учебного заведения, может сориентировать их как в жизни, так и в профессиональной деятельности, может передавать им свой опыт.

Таким образом, определение профессиональных видов компетентности преподавателя вуза - весьма сложная задача. При этом определяющим фактором являются функции вуза и цели, на которых учебное заведение сосредоточено при выполнении своих задач [7, с. 90]:

- компетентность профессионально-предметная (требования к научным основам данных предметов);

- компетентность психодидактическая (создание благоприятных условий обучения -мотивация студентов к познанию, активация мышления, создание благоприятной социальной, эмоциональной и рабочей атмосферы, влияние на процессы обучения студентов -их индивидуализация с точки зрения времени, темпа, глубины, степени помощи, интерпретации учебного материала, закладка основ специализации);

- компетентность коммуникативная (по отношению к студентам, руководству и другим социальным партнерам школы);

- компетентность организационная и управленческая (планирование и проектирование собственной деятельности, создание и поддержание определенного регламента и системы);

- компетентность диагностическая и посредническая (как студенты мыслят, чувствуют, действуют, а также почему, каковы причины этого, где у студента в процессе обучения возникают проблемы, как ему с этим можно помочь);

- компетентность консультационная (в частности, в отношении специализации и профессиональной ориентации студентов);

- компетентность рефлексии собственной деятельности (собственная деятельность как

Образование в странах мира

предмет анализа, способность делать выводы на основании определенных данных, например, модифицировать свое поведение, подходы и методы).

Данные виды компетентности характеризуют каждую категорию профессиональной деятельности преподавателя и педагогического работника. Однако важно прежде всего то, что они создают общие системные рамки, определяющие компетентного, профессионального и качественного преподавателя вуза, а также области его преддипломной и послевузовской подготовки.

Заключение

Авторитет преподавателя вуза - это переменная, зависящая от целого ряда обстоятельств. Одна из существенных областей -способность преподавателя реализовать в своей профессиональной деятельности комплекс широких знаний и способностей, которые можно обозначить понятием «компетентность». При поиске моделей компетентности в профессии преподавателя мы найдем сферы личностной компетентности, выливающейся в положение естественного авторитета, а также профессиональной компетентности, являющейся основой способности с огромной вариативностью ситуаций, в которых оказывается педагог в его практической деятельности.

Литература

1. Валишова, А. Самоутверждение в среде семьи и школы. - Прага: ШУ, 2002.

2. Кучерова, С. Проблемы отношения авторитета, ценностей и идеалов из точки зрения современной молодежи / С. Кучерова, А. Валишова // Авторитет и воспитание. -Прага: КагоПпыт, 1999. - С. 68.

3. Матейчек, З. Ребенок, семья и психоло-

гическое консультирование / З. Матейчек. -Прага: SPN, 1992. - 309 с.

4. Бендл, С. Новая интерпретация дисциплины в современной школе / Педагогическая ориентация. - 2005. - № 2. - С. 3.

5. Пешкова, Й. Детство и проблематика нашей ответственности в отношению к детству / Й. Пешкова, А. Валишова и др. // Релативизация авторитета и ее отношение к современной молодежи. - Прага: ISV, 2005. -С. 129.

6. Шуберт, Й. Несколько примечаний к проблематике авторитета из позиций социологической теории / Й. Шуберт, А. Валишова и др. // Релативизация авторитета и ее отношение к современной молодежи. - Прага: ISV, 2005. - С. 67.

7. Валтерова, E. Учителя как профессиональная группа, их воспитание и поддержка. Ucitelé jako profesní skupina, jejich vzdélávání a podpürny systém / E. Валтерова. - Прага: Univerzita Karlova, 2001. - С. 19.

8. Белз, Х. Ключевые компетенции и их развитие - источники, методы, упражнения и игры /Х. Белз, М. Сиегрист. - Прага: Portál, 2001. - С. 18.

9. Швец, В. Мониторинг и развитие педагогических знаний / В.Швец. - Брно: Paido, 2000.

10. Пруха, Й. Педагогический словарь / Й. Пруха, Е. Валтерова, Й. Мареш. - Прага: Portál, 2003. - С. 103-104.

11. Гелус, З. Социальная психология для учителей / З. Гелус. - Прага: Grada, 2007. -219 с.

12. Вашутова, Й. Становиться учителем - что должен знать учитель о своей профессии / Й. Вашутова. - Прага: Pedagogická fakulta UK, 2002. - 30 с.

Мирослав Прохазка, магистр, доктор философских наук, замдекана, кафедра педагогики и психологии, Педагогический факультет, Южно-Чешский университет, г. Ческе-Будеёвице, Чешская Республика, [email protected].

Милуше Витечкова, доктор философских наук, кафедра педагогики и психологии, Педагогический факультет, Южно-Чешский университет, г. Ческе-Будеёвице, Чешская Республика, [email protected].

Поступила в редакцию 30 ноября 2015 г.

Bulletin of the South Ural State University. Ser. Education. Educational Sciences. 2016, vol. 8, no. 1, pp. 29-33

Прохазка М., Витечкова М.

Авторитет, компететность и профессиональная роль

преподавателя университета

DOI: 10.14529/ped160104

AUTHORITY, COMPETENCES AND PROFESSIONAL FUNCTIONS OF ACADEMIC STAFF

The importance of competence and professionalism of the university teacher is considered. The authors analyzed the authority and professionalism of a university teacher. Based on the analysis of the literature on adult education the personal and professional competence of a university teacher were described. Aspects of the competence are presented as preconditions. They form the authority of the teacher of higher school. The materials can be used to develop professional models for university lecturers.

Keywords: authority, educator, teaching, education, teaching preparation, teacher's personal competences, teacher's professional competences, pedagogical skills, pedagogical communication.

1. Valisovâ, A. Asertivita vprostfedi rodiny a skoly. Praha, ISV Publ., 2002.

2. Kucerovâ, S. Problém vztahu autority, hodnot a idealu pohledem soucasné mlàdeze. Autorita ve vychove. Praha, Karolinum Publ., 1999, pp. 66-84. (in Czech.)

3. Matejcek, Z. Dîtë a rodina v psychologickémporadenstvi. Praha, SPN Publ., 1992. 309 p.

4. Bendl, S. Reinterpretace kàznë v soucasné skole. Pedagogickâ orientace. 2005, c. 2, p. 3.

5. Peskovâ, J. Dëtstvi a problém nasi zodpovëdnosti ve vztahu k nëmu. Relativizace autority a jeji dopady na soucasnou mlâdez. Praha, ISV Publ., 2005, p. 129.

6. Subrt, J. Nëkolikpoznàmek o problému autority zpozic sociologické teorie. Relativizace autority a jeji dopady na soucasnou mlâdez. Praha, ISV Publ., 2005, p. 67.

7. Walterovâ, E. Ucitelé jako profesni skupina, jejich vzdëlàvàni a podpurny systém. Praha, Univerzita Karlova Publ., 2001, p. 19.

8. Belz, H., Siegrist, M. Klicové kompetence a jejich rozvijeni: vychodiska, metody, cviceni a hry. Praha, Portâl Publ., 2001, p. 18.

9. Svec, V. Monitorovàni a rozvojpedagogickych dovednosti. Brno, Paido Publ., 2000.

10. Prucha, J., Walterovâ, E., Mares, J. Pedagogicky slovnik. Praha, Portâl Publ., 2003, pp. 102-103.

11. Helus, Z. Sociàlni psychologie pro pedagogy. Praha, Grada Publ., 2007. 219 p.

12. Vasutovâ, J. Byt ucitelem: co by mël ucitel vëdët o své profesi. Praha, Pedagogickâ fakulta UK

M. Prochâzka, [email protected], M. Viteckovâ, [email protected]

University of South Bohemia, in Ceské Budéjovice, Czech Republic

References

Publ., 2002. 30 p.

Received 30 November 2015

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ

FOR CITATION

Прохазка, М. Авторитет, компетентность и профессиональная роль преподавателя университета / М. Прохазка, М. Витечкова // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». - 2016. - Т. 8, № 1. - С. 29-33. БО!: 10.14529/реа160104

Prochazka M., Viteckova M. Authority, Competences and Professional Functions of the Acdemic Staff. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Education. Educational Sciences. 2016, vol. 8, no. 1, pp. 29-33. (in Russ.) DOI: 10.14529/ped160104

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.