Научная статья на тему 'АВТОРЕФЕРЕНТНЫЕ КОМПОНЕНТЫ В ДИСКУРСЕ ВЛАДЕЛЬЦА ЖИЛЬЯ (НА ПРИМЕРЕ ЖАНРА «РУМ ТУР»)'

АВТОРЕФЕРЕНТНЫЕ КОМПОНЕНТЫ В ДИСКУРСЕ ВЛАДЕЛЬЦА ЖИЛЬЯ (НА ПРИМЕРЕ ЖАНРА «РУМ ТУР») Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
74
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОРЕФЕРЕНТНОСТЬ / САМОРЕФЕРЕНЦИЯ / ИНОРЕФЕРЕНЦИЯ / ЖАНР ИНТЕРНЕТ-ДИСКУРСА / РУМ ТУР

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Дахалаева Е.Ч.

Рассматривается реализация категории автореферентности в дискурсе владельца жилья на примере интернет-жанра «рум тур». Автореферентность, или самореференция, вслед за С.Н. Плотниковой и Е.В. Солодковой определяется автором как совокупность высказываний говорящего / пишущего о самом себе. Цель исследования заключается в выявлении способов репрезентации категории автореферентности в дискурсе владельца жилья (на примере жанра «рум тур», или «хаус тур»). Материалом для исследования послужили русскоязычные Youtube-каналы «Как живут другие», «Inmyroom TV» и «Интерьер налицо». Применяемые методы исследования - дискурсивный и коммуникативный анализ. Автор формулирует положение о том, что коммуникант придает существенное значение своему жилищу, являющимся важным компонентом его личного пространства и ассоциирующимся для него с такими концептами, как «Уют», «Комфорт», «Безопасность», «Семья», «Счастье», «Спокойствие» и др. Выступая в роли хозяина квартиры или дома, коммуникант формирует особый дискурс, «очеловечивая» свое жилище и предметы интерьера. В дискурсе владельца жилья наблюдается акутализация особых эпитетов и метафор, традиционно применяемых к одушевленным существам. Тем самым, говоря о своем жилье, коммуникант говорит о самом себе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SELF-REFERENCE COMPONENTS IN THE HOUSE OWNER DISCOURSE (ON THE EXAMPLE OF THE ROOM TOUR GENRE)

The article is devoted to the self-reference category implementation in the discourse of a home owner on the material of the room tour Internet genre. The auto-reference or self-reference is defined by the author as a set of statements expressed by speakers / writer about themselves, followed the scholars S.N. Plotnikova and E.V. Solodkova. The purpose of the study is to identify the ways of representing the self-reference category in the discourse of a home owner (using the example of the genre room tour, or house tour). The Russian Youtube-channels “Kak zhivut druguie” [How others live], “Inmyroom TV” and “Interier nalitso” [Examples of interior design] are used as the material for the research. The research methods used in the research are discursive and communicative analysis. Authors formulate the statement that the communicant attaches the significant importance to their homes, which acts as an important component of their personal space and is associated with such concepts as “Cosiness”, “Comfort”, “Safety”, “Family”, “Happiness”, “Calmness”, etc. Acting as owners of an apartment or house, the communicant forms a special discourse, “humanizing” their homes and interior items. In the discourse of the homeowners, one can observe the actualization of special epithets and metaphors traditionally applied to animate beings. Thus, speaking about their homes, the communicants are speaking about themselves.

Текст научной работы на тему «АВТОРЕФЕРЕНТНЫЕ КОМПОНЕНТЫ В ДИСКУРСЕ ВЛАДЕЛЬЦА ЖИЛЬЯ (НА ПРИМЕРЕ ЖАНРА «РУМ ТУР»)»

УДК 81

DOI 10.24147/2413-6182.2021.8(4). 751-765

ISSN 2413-6182 elSSN 2658-4867

АВТОРЕФЕРЕНТНЫЕ КОМПОНЕНТЫ В ДИСКУРСЕ ВЛАДЕЛЬЦА ЖИЛЬЯ (НА ПРИМЕРЕ ЖАНРА «РУМ ТУР»)

Е.Ч. Дахалаева

Сибирский федеральный университет (Красноярск, Россия)

Аннотация: Рассматривается реализация категории автореферентности в дискурсе владельца жилья на примере интернет-жанра «рум тур». Автореферент-ность, или самореференция, вслед за С.Н. Плотниковой и Е.В. Солодковой определяется автором как совокупность высказываний говорящего / пишущего о самом себе. Цель исследования заключается в выявлении способов репрезентации категории автореферентности в дискурсе владельца жилья (на примере жанра «рум тур», или «хаус тур»). Материалом для исследования послужили русскоязычные Youtube-каналы «Как живут другие», «Inmyroom TV» и «Интерьер налицо». Применяемые методы исследования -дискурсивный и коммуникативный анализ. Автор формулирует положение о том, что коммуникант придает существенное значение своему жилищу, являющимся важным компонентом его личного пространства и ассоциирующимся для него с такими концептами, как «Уют», «Комфорт», «Безопасность», «Семья», «Счастье», «Спокойствие» и др. Выступая в роли хозяина квартиры или дома, коммуникант формирует особый дискурс, «очеловечивая» свое жилище и предметы интерьера. В дискурсе владельца жилья наблюдается акутализация особых эпитетов и метафор, традиционно применяемых к одушевленным существам. Тем самым, говоря о своем жилье, коммуникант говорит о самом себе.

Ключевые слова: автореферентность, самореференция, инореференция, жанр интернет-дискурса, рум тур.

Для цитирования:

Дахалаева Е. Ч. Автореферентные компоненты в дискурсе владельца жилья (на примере жанра «рум тур») // Коммуникативные исследования. 2021. Т. 8. № 4. С. 751-765. DOI: 10.24147/2413-6182.2021.8(4).751-765.

Сведения об авторе:

Дахалаева Елизавета Чингисовна, кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры романских языков и прикладной лингвистики

Контактная информация:

Почтовый адрес: 660041, Россия, Красноярск, пр. Свободный, 79 E-mail: lizdach@mail.ru

© Е.Ч. Дахалаева, 2021

Дата поступления статьи: 18.03.2021 Дата рецензирования: 24.04.2021 Дата принятия в печать: 08.11.2021

Введение

На сегодняшний день Интернет по праву определяют в качестве лидирующего коммуникативного канала. Проводится множество исследований по различным параметрам интернет-коммуникации, одним из наиболее популярных направлений является виртуальное жанроведение (см.: [Горошко 2009; Щипицына 2006; Лутовинова 2009; Herring et al. 2005] и др.].

Мультижанровость. Авторы отмечают наличие особых характеристик интернет-коммуникации, объединяющей в себе черты устного и письменного общения и обладающей множеством других параметров, не свойственных традиционным видам общения. Так, согласно Е.И. Горошко и Е.А. Жигалиной, в современной интернет-среде можно выделить: «традиционные жанры, перенесенные в коммуникативное пространство Интернета без изменений, трансформированные традиционные жанры и жанры, сложившиеся непосредственно в интернет-среде» [Горошко, Жигалина 2011]. Развитие технологического компонента Сети, активное творчество веб-пользователей и непрерывное пополнение виртуального контента приводит к различным дискурсивным трансформациям. С одной стороны, мы наблюдаем постоянное зарождение всё новых и новых виртуальных жанровых форм. К таковым К. Кроустон относит хот-лист, рубрику «Часто задаваемые вопросы» и домашнюю страницу (hot list, FAQ, home page] [Crowston 2010]. С другой стороны, особое место в числе новых жанров занимают те формы, которые обладают высоким уровнем субъективности, самопортретирования и самоописания [Mortensen, Walker 2002]. Так, блоги, чаты, форумы, персональные сайты, микроблоги, определяемые как жанры, направленные на реализацию многочисленных потребностей в самовыражении, становятся объектами значительного количества исследований (к примеру, [Bolander 2013]]. Необходимо также отметить, что процессы персонализации и индивидуализации в Интернете наблюдаются даже в жанрах профессионального и научного дискурса, которые традиционно считались лишенными субъективности и экспрессивности [Rowleyt-Jolivet, Campagna 2011].

Такой критерий, как направленность жанровой формы на самовыражение, самоактуализацию и самореализацию, может быть успешно использован для выстраивания классификаций интернет-жанров. Так, В.А. Митя-гина, И.Г. Сидорова причисляют персональный сайт, личный блог, социальную сеть и интернет-комментарий к жанрам персонального интернет-дискурса [Митягина, Сидорова 2016: 107]. Группа первичных автореферентных интернет-жанров включает в себя персональный сайт, персональную фор-

му, персональный блог, личный кабинет, персональную страницу социальной сети, к группе вторичных автореферентных жанров относят интернет-комментарий, интернет-отзыв, электронную почту [Дахалаева 2013].

Особую популярность в Сети приобретает такой медиа-формат, как «рум тур» («хаус тур»], изучению лингвистических параметров которого посвящена данная статья.

Цель исследования - выявление способов репрезентации категории автореферентности в дискурсе владельца жилья (на примере жанра «рум тур»].

Материалом послужили русскоязычные Youtube-каналы «Как живут другие», «Inmyroom TV» и «Интерьер налицо».

Методы исследования, использованные в работе, - дискурсивный и коммуникативный анализ.

Сравнительно недавно зародившийся в Сети жанр «рум тур» также становится объектом лингвистического исследования. Согласно Ю.А. Баш-ловкиной, «рум тур» («хаус тур»] следует определить в качестве составляющего компонента более крупного жанра «образ жизни» наряду с такими поджанрами, как «распаковка» и «фуд тур» [Башловкина 2019: 207]. «Рум тур», таким образом, представляют собой видеоформат, направленный на детальный показ интерьера жилого (квартиры, апартаменты, студии, комнаты, дома, виллы и т. п.] и, в некоторых случаях, нежилого помещения (бары, рестораны, клубы и пр.]. Подобные видеотуры направлены на достижение различных целей:

- демонстрация квартиры своей мечты,

- показ собственных дизайнерских, творческих талантов,

- демонстрация качеств «хорошей домовитой хозяйки», «умелого рачительного хозяина», умеющего все делать своего руками,

- демонстрация финальных результатов затратного и дорогостоящего ремонта,

- возможность для дизайнера прорекламировать свое бюро, фирму, а также свой опыт, свои профессиональные навыки и умения.

Еще одним стимулом для организации «рум тура» со стороны владельца жилья является желание продвинуть свою недвижимость в рамках продажи либо сдачи в аренду.

Существует множество каналов, посвященных «рум турам», как в Рунете («Как живут другие», «Inmyroom TV», «Мастерская уюта», «Интерьер налицо» и мн. др.], так и в зарубежном Интернете («Architectural Digest», «House & Home», «Universal Furniture - Explore Home», «рум туры» от журнала Vogue и мн. др.], неизменно обладающие большим количеством подписчиков.

Отметим, что зачастую новые интернет-жанры не представляют собой что-либо кардинально инновационное, образуя собой синтез некоторых параметров уже существующих жанровых форм.

В контексте анализа интернет-отзывов туристов идет речь о возможности выявления как сходств, так и различий между сетевыми жанровыми формами. Так, интернет-отзыв туриста обладает рядом общих признаков с жанром «интернет-сайт отеля», с художественно-документальным жанром «путешествие» и с жанром туристической рекламы [Го-ворунова 2013].

Аналогично, «рум туры» обнаруживают ряд схожих черт с некоторыми телевизионными передачами - «Школа ремонта», «Квартирный вопрос», «Дачный ответ», «Фазенда лайф», с другой стороны, можно провести параллели между «рум туром» и такими телеформатами, как телемагазин и шоурум.

Обсуждение

Одной из неотъемлемых потребностей коммуниканта является желание говорить о себе, преподносить обществу позитивную модель самого себя, рассказывая как о своих достижениях, так и о значимых составляющих своего бытия. Вот почему дискурс, основной целью которого является самопрезентация, становится объектом множества лингвистических исследований, что приводит к сосуществованию в научной литературе многих смежных терминов («персональный», «личностно-ориенти-рованный», «автореферентный», «перволичный», «Я-дискурс», «самоидентификационный» дискурс].

Очевидно, что элементы прямой самопрезентации владельца жилья в рамках жанра «рум тур» сведены до минимума и вербально могут быть выражены всего несколькими высказываниями:

- Здравствуйте, меня зовут Анастасия, я хозяйка этой квартиры, я работаю в инвестиционном бизнесе, я - финансист;

- Я учитель в частной школе, преподаю изобразительное искусство, технологию;

- Я не только дизайнер интерьера, я еще обучалась на малых архитектурных формах, в принципе я могу говорить, что я уже архитектор.

Вместе с тем, рассказывая о своем доме или квартире, коммуникант обязательно упоминает о своей семье (это комната моей дочери, это шкаф моей мамы, мой муж занимается сантехникой], своих близких, друзьях (этот диван раскладывается, на нем спят друзья, если они остаются у нас заночевать], своей работе (когда ты занимаешься дизайном профессионально, очень сложно оставаться долго приверженцем одного стиля], своих мечтах и планах на будущее (мы скоро будем делать новый дизайн и мы хотим поменять всё].

Благодаря этому создается впечатление, что жилое помещение и его наполнение становятся продолжением собственного Я говорящего коммуниканта.

Автореференция. Данный концепт трактуется во множестве научных контекстов, трудах по математике, логике, философии, информатике, искусствоведению, литературоведению и т. д. Встречаясь в таких разнообразных контекстах, данный концепт становится довольно многозначным. Так, согласно В. Нот и Н. Бишару, автореферентность изучается во многих отраслях знания и описывается как обращенность к себе, ассоциируясь с такими смежными понятиями, как самоподобие, самоорганизация, аутопойезис, репликация, рекурсия [Self-Reference in the Media 2007].

Отметим, что некоторые однокоренные термины анализируемого в данной статье понятия (самореференция, автореферентность и, в некоторых случаях, автореференциальность] в нашем исследовании будут определяться как синонимичные.

В данной работе мы возьмем за основу концепт «автореферентный дискурс», введенное С.Н. Плотниковой и Е.В. Солодковой и понимаемое как дискурс говорящего о самом себе. Авторы отмечают, что данный тип дискурса не является структурно самодостаточным и накладывается на множество других типов дискурса (по: [Солодкова 2012]]. Таким образом, следы автореференции можно проследить в самых разнообразных контекстах: в политическом дискурсе, в дискурсе СМИ. К примеру, в научном дискурсе они сведены до минимума, но и здесь их тоже можно проследить (авторское Мы, автор считает, личный вклад соискателя в разработку исследования, как отмечает диссертант и пр.]

Так, по мнению Л.Н. Мун, автореферентность следует понимать достаточно широко, как интерактивный импровизационный прием, «в котором идея создания художественного продукта действует непосредственно на саму себя, универсально реализуя потребность учащихся в творческом самовыражении» [Мун 2012]. Говоря более конкретно, каждая система обладает своей собственной структурой, состоящей из ряда элементов, которые, в общем, можно свести к противопоставлению рисунка и фона. При этом на примере музыкальных произведений исследовательница подчеркивает, что основные компоненты структуры вступают друг с другом в разнообразные типы взаимодействий и, в конечном итоге, могут быть как согласованы, так и рассогласованы. Согласно Л.Н. Мун, автор / творец / создатель акцентирует свое внимание на рисунке. Вместе с тем и при анализе фона можно почерпнуть существенную информацию, учитывая то, что рисунок и фон способны как вступать в противоречие, так согласоваться друг с другом [Мун 2012].

По словам Е.Е. Бразговской, автореференция подразумевает то, что наше Я (референт отображения] совпадает с субъектом речи (тем Я, которое производит текст] [Бразговская, Смердова 2013: 94].

Термин «самореференция» зачастую возникает в контексте противопоставления понятию «инореференция» (другими словами, оппозиция «внутренняя» и «внешняя референция»].

Противопоставление понятий «самореференция» и «инореферен-ция» приводит нас к трудам немецкого социолога и философа Н. Лумана, применявшего данные концепты по отношению к процессам, происходящим в рамках медиа-систем. По мнению автора, самореференция означает ссылку на себя, т. е. ситуацию, когда одни операции системы служат отсылкой к другим операциям этой же системы. Инореференция же в таком случае отсылает к операциям внешних систем [Луман 2005].

Одним из немногих лингвистических исследований, к которым привлекается пара концептов «самореференция» и «инореференция», является работа Е.А. Кожемякина и Т.Р. Красиковой, посвященная телемагазину - специализированному каналу, направленному на продажу разнообразных товаров посредством телевидения. Вслед за Н. Луманом, авторы определяют понятие «автореференция» как ссылку объекта на самого себя, как операцию самоотнесения. использования себя в качестве референта для определения себя же [Кожемякин, Красикова 2017: 110].

Согласно авторам, в качестве «внутренних (самореференциальных] референтов» телемагазина выступают функциональные и дизайнерские характеристики товара, его экспериментальная устойчивость и количественная спецификация (различные цифровые и численные данные о товаре] [Кожемякин, Красикова 2017].

В рамках исследуемого нами жанра «рум тур» мы также можем выделить упоминаемые авторами самореферентные компоненты. Итак, в дискурсе хозяина жилища мы наблюдаем:

- внутренние характеристики товара (объекта], зачастую обозначаемые обилием эпитетов (дорогая кухня, прекрасная дверь, стильные шторы и пр.] либо упоминанием о его происхождении, изготовителе (имена собственные: Свет - это Crystal Luxe, покрывало серое - это Aria Home, двери - это Academy, это диваны фирмы Мун], использованных при изготовлении материалов (эта лестница выполнена из облегченного монолита... ступени - бук, подступенок - ламинат], его местонахождении (немножко об объекте, это не совсем классическая квартира, это таунхаус, находится на Новорижском направлении, это коттеджный поселок Кембридж];

- экспериментальную устойчивость:

- Вот такое широкое, глубокое место на кухне, оно действительно очень удобно в использовании, рекомендуем применять - классное решение;

- Очень приятное ощущение от использования такой столешницы... да, она может быть повреждена, может что-то пролиться и т. д. ... но достаточно пройтись шкуркой., и заново покрыть маслом, и она будет как новенькая;

- И вдруг обратили внимание, что она (краска. - Е. Д.] настолько классная, она настолько, во-первых, водостойкая, и если есть какая-то грязь, она молниеносно смывается губкой;

- Она (вытяжка. - Е. Д.) оказалась достаточно мощной, и она очень хорошо затягивает из кухни запах еды;

- количественные данные:

- Это наша спальня, она площадью не меньше 19 квадратных метров;

- Высота потолков 3 метра с лишним;

- Вторая дверь, которую вы видите, ведет в первую гардеробную;

- Для дубового стола, который сделан на заказ... это недорого, около 30 тысяч;

- Получилось практически в 5 раз дешевле, чем в любом магазине;

- Здесь было потрачено 1,5 млн рублей всё вместе, т. е. мебель и краски;

- Шторы - 2400, ткань - 500 руб., мастер - работа 500 руб.;

- ...чтобы водопровод провести в дом, стоило 40 тысяч, а еще, чтобы воду дома сделать качественно, стоило около 100 тысяч.

Традиционно при описании интерьера используется предикат, актуализируемый с неодушевленными объектами в пассивном залоге, при субъекте, обозначающем предмет интерьера:

- Он (теплый пол. - Е. Д.) уложен на плоскости всей кухни, всей гостиной;

- Это керамогранит, он положен единым контуром;

- За красной дверью у нас расположен санузел первого этажа, он выполнен в такой артовой манере.

Либо наблюдается использование активного залога при одушевленном субъекте - подлежащем и неодушевленном объекте - дополнении:

- Мы зимой в самый лютый мороз не используем батареи;

- Мы здесь смогли расположить большую, удобную, широкую душевую кабину;

- Все от начала до конца делал дизайнер;

- Сюда мы вставили репродукции Ирины Андреевой.

Если объект интерьера находится в позиции подлежащего в активном залоге, то, как правило, ожидается использование предиката с семантикой неодушевленности:

- Всеми известный угол, который открывается таким образом;

- Форма его (унитаза. - Е. Д.) делает его визуально меньше;

- Посудомоечная машина, которая на данный момент не работает.

Обратим внимание на различные метафоры в речи собственника жилья, благодаря которым интерьер и его отдельные составляющие приобретают черты живого существа. К примеру, вместо стандартной формы: Я привезла (заказала) эту чугунную плиту из Питера, - владелец жилья предпочитает следующую форму: Первое, что вы здесь видите - это чугунная плита, ей 200лет, она приехала из Питера. В таком случае обозна-

чение предмета занимает позицию подлежащего, а предикатом становится глагол активного действия. Еще некоторые примеры:

- Обеденный стол - это экспонат из 60-х годов, который приехал к нам из условно соседнего дома на ленинском проспекте;

- Контрастная темная стена сломала пространство и немножко раздвинула границы;

- Кстати, перила... в точности такие, как мы хотели... чтобы обязательно они росли наружу;

- Здесь стоял громоздкий мегакомфортный диван, куда ты сел и он тебя забрал, и ты не встал в ближайшую неделю;

- Все межкомнатные двери, все 4 штуки, они приехали к нам оттуда (из Челябинска. - Е. Д.];

- Единый пол увеличивает пространство;

- Стол... который я перекрашивала, он был рыжий, не симпатичный и теперь он сюда хорошо тонально сел;

- Они (шторы. - Е. Д.] сели по тону в общий тон комнаты;

- Тумбочка, я ее привезла в 2006 году из Египта, она жила у родителей;

- Если бы здесь стоял стул, он бы аккумулировал на себе всё, что

есть.

Благодаря использованию предикатов, обозначающих действия живых субъектов, интерьер и его составляющие как бы оживают:

- Черный потолок ест пространство;

- Диван большой, но абсолютно не съедает место;

- Она (вытяжка. - Е. Д.] хорошая, единственное - она съела вот это пространство;

- Когда садишься, он (диван. - Е. Д.] тебя обнимает;

- Она (кирпичная стена в ванной. - Е. Д.] ведет себя совершенно легко, потому что мы простое ее покрасили и покрыли лаком;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Пробка прекрасно ведет себя с влагой;

- А потрясающая лампа у нас родом из Челябинска;

- Я вижу предмет, обычно он сам бросается мне в руки, и я не могу без него уйти.

В некоторых случаях в дискурсе собственника компоненты интерьера приобретают и антропоморфные черты, как будто бы становясь полноценным человеческим субъектом. В таком случае предмет сопровождается эпитетами, описывающими моральные либо физические качества именно человека, а не просто одушевленного существа:

- Мы решили добавить второй санузел... он очень веселый;

- Он (санузел первого этажа. - Е. Д.] очень харизматичный за счет использования декоративной штукатурки насыщенного синего цвета;

- Очень удобно мне с китчен-машин... с этим металлическим другом очень все легко делается;

Также используются предикаты, обозначающие действия одушевленного субъекта:

- Но давай вернемся к дивану, я вижу, какой он у тебя дружелюбный. «Проходи, садись», - прямо зовет!

- Она (картина. - Е. Д.] дружит с водой, потому что же это мокрое место.

Как видно из данных примеров, владелец жилья воспринимает объекты как своего рода друзей, а также положительно оценивает гармоничные отношения одних объектов с другими.

Особое место занимают высказывания, в которых владелец начинает признаваться в любви к своему жилищу и его компонентам:

- Кресло - это Косморелакс, у меня с ним случилась безумная любовь;

- Это место сразу нас в себя влюбило, и мы решили здесь остаться;

- Мне очень сложно от этого потом избавиться, потому что я привыкаю к предмету, у меня появляются какие-то чувства к предмету;

- А эти светильники здесь для создания интима... это был случай внезапной любви, я их увидела и уже ни о чем не могла думать.

В целом отметим, что дискурс владельца жилья изобилует различными метафорами, сравнениями, что, в свою очередь, подтверждает особые чувства говорящего к тому месту, в котором он проживает и благодаря формату «рум тур» демонстрирует широкому зрителю:

- Белый диван - это красная тряпка для зрителей;

- Тут удлинитель, там же спрятан роутер, в общем, целая Нарния;

- Но тут есть звезда моей квартиры - это туалет;

- Основание для стола нам досталось вместе с квартирой, это был наш первый пациент;

- Еще одна достопримечательность этой квартиры - это столбик для кошки.

Отметим, что «рум тур», как и любой интернет-жанр, сопровождается обратной связью в форме комментариев к видеотурам. Feedback, получаемый от зрителей, содержит многочисленные оценки, причем очень яркие живые оценки получает не только само жилье (стиль и орфография авторов сохранены]:

- Квартира светлая, просторная, современная, приятная!

- Идеальная квартира, ничего лишнего, все стильно, красиво, лаконично!

- А что тут француского прасците))) все же больше на нью-йоркский стиль похоже;

- Залипательный ремонт. Представляю как приятно жить в такой квартире!

- Квартира бесподобная, лаконичная, уютная, чистая, современная! Класс!

- но и сам хозяин или хозяйка:

- Какой парень замечательный! Скромный! С такой любовью рассказывает!

- Прекрасный парень с отличным вкусом. Настоящий перфекцио-нист - не каждый будет отделывать панелями люк со счетчиками))

- Очень заботливый и аккуратный хозяин)) И квартира показалась очень удобной и уютной!

В некоторых случаях жилье получает положительные оценки, а хозяин, напротив, отрицательные:

- Хоть хозяйка и путешествует много, но хорошие манеры общения остались провинциальными:( ну а дизайн очень интересный, здорово!

- Какая приятная квартира и абсолютно неприятная хозяйка;

- Хозяйка мерзкая, отталкивает(Квартира симпатичная.

Несмотря на этот факт, отметим, что, в целом, любой коммуникант

представляет собой сложную совокупность противоречивых качеств, которые, в свою очередь, могут получить неоднозначную оценку.

Заключение

Дискурс владельца жилья представляет особый интерес для лингвистического исследования. Квартира и дом ассоциируются в сознании коммуниканта с самыми важными бытийными концептами, входящими в круг самых значимых ценностей и формирующими личное пространство говорящего: «Семья», «Очаг», «Уют», «Спокойствие», «Комфорт», «Благополучие», «Защищенность», «Красота», «Дизайн» и мн. др.

Специфическими проявлениями категории автореферентности в жанре «рум тур» является акутализация метафор, сравнений, эпитетов, предикатов, традиционно применяемых к одушевленному существу, а также постановка неодушевленного объекта в позицию подлежащего.

Таким образом, жилище является своего рода физическим и духовным продолжением своего хозяина. Благодаря использованию антропоморфной лексики, особым метафорам, синтаксическим трансформациям создается впечатление о том, что квартира или дом «очеловечиваются», олицетворяются таким образом, каким хозяин хотел бы видеть самого себя или своих близких.

Рассуждая о своем доме, коммуникант тем или иным образом выстраивает дискурс о себе. Дискурс владельца жилья тем самым выступает важным компонентом автореферентного дискурса, дискурса о себе.

Список литературы

Башловкина Ю.А. Классификация форматов видеоблога на российском сегменте

You-Tube: жанры и поджанры // Человек в информационном пространстве:

материалы XVI Всерос. междисциплинар. науч.-практ. конф. с междунар.

участием (Ярославль, 15-17 нояб. 2018 г). Ярославль: Ярослав. гос. пед. ун-т,

2019. С. 205-207.

Бразговская Е.Е., Смердова Е.А. Когнитивный потенциал автореференции: самоописания в прозе Станислава Лема // Вестник Пермского государственного университета. Российская и зарубежная филология. 2013. Вып. 2 (22). С. 94-103.

Говорунова Л.Ю. Отзыв туриста как новый речевой жанр туристического интернет-дискурса // Вестник Челябинского государственного университета. Серия Филология. Искусствоведение. 2013. № 1 (292). Вып. 73. С. 198-203.

Горошко Е.И. Интернет-жанр и функционирование языка в Интернете: попытка рефлексии // Жанры речи. 2009. № 6. С. 11-27.

Горошко Е.И., Жигалина Е.А. Виртуальное жанроведение: устоявшееся и спорное // Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского. Серия «Филология. Социальные коммуникации». 2011. Т. 24 (63). № 1. Ч. 1. С. 105-124.

Дахалаева Е. Ч. Автореферентные жанры интернет-дискурса // Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. 2013. № 4 (25). С. 25-29.

Кожемякин Е.А, Красикова Т.Р. «Этот товар говорит сам за себя»: конструирование медиареальности в телемагазине // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Гуманитарные науки. 2017. № 7 (256). С. 106-113.

Луман Н. Реальность массмедиа. М.: Праксис, 2005. 256 с.

Лутовинова О.В. Лингвокультурологические характеристики виртуального дискурса: моногр. Волгоград: Перемена, 2009. 477 с.

Митягина В.А., Сидорова И.Г. Жанры персонального интернет-дискурса: коммуникативные экспликации личности // Жанры речи. 2016. № 2. С. 106-115. DOI: 10.18500/2311-0740-2016-2-14-106-115.

Мун Л. Н. Автореферентность как творческий импровизационный прием в образовательном пространстве синтеза искусств и наук // Психология, социология и педагогика. 2012. № 2. URL: http://psychology.snauka.ru/2012/02/183 (дата обращения: 11.02.2021).

Солодкова Е.В. Женский автореферентный дискурс в английском языке: дис. ... канд. филол. наук. Иркутск, 2012. 204 с.

Щипицина Л.Ю. Дигитальные жанры: проблема дифференциации и критерии описания // Коммуникация и конструирование социальных реальностей: сб. науч. ст. СПб., 2006. Ч. 1. С. 377-389.

Bolander B. Language and Power in Blogs: Interaction, disagreements and agreements. John Benjamins Publishing Company, 2013. 275 p.

Crowston K. Internet genres. 2010. 38 p. URL: https://crowston.syr.edu/sites/crowston. syr.edu/files/elischapter.pdf (дата обращения: 28.02.2021).

Herring S.C., Scheidt L.A., Bonus S., Wright E. Weblogs as a bridging genre // Information, Technology & People. 2005. Vol. 18, no. 2. P. 142-171. DOI: 10.1108/09593840510601513.

Mortensen T., Walker J. Blogging thoughts: personal publication as an online research tool // Researching ICTs in context: InterMedia Report 3/2002 / ed. A. Morrison. Oslo: InterMedia: University of Oslo, 2002. P. 249-279.

Rowley-Jolivet E., Campagna S. From print to web 2.0: The changing face of discourse for special purposes // LSP Journal. 2011. Vol. 2, No. 2. P. 44-51.

Self-Reference in the Media / ed. by W. Noth, N. Bishara. Berlin: Mouton de Gruyter, 2007. 340 p.

Источники

Большой классический дом дизайнера. Обзор дома. House tour. Дизайн интерьера. Рум тур 159. URL: https://wwwyoutube.com/watch?v=bCkLNvJB_3U (дата обращения: 01.02.2021).

Волшебная двухкомнатная квартира. Дизайн интерьера двушки. Обзор квартиры. Рум тур 112. URL: https://www.youtube.com/watch?v=iAt0Fqk31AA (дата обращения: 03.02.2021).

Вторая жизнь хрущевки. Обзор современной двухкомнатной квартиры. Дизайн интерьера. Рум тур 210. URL: https://wwwyoutube.com/watch?v=3njUfzK-U-w (дата обращения: 03.01.2021).

Обзор микроквартиры. Двухэтажная студия 17м2. Как выжать максимум из студии? Рум тур 325. URL: https://www.youtube.com/watch?v=C4_a0TP_S4c (дата обращения: 08.02.2021).

Обзор стильной однокомнатной квартиры. Дизайн интерьера однушки. Рум тур 153. URL: https://www.youtube.com/watch?v=0pDmtKvpjRk (дата обращения: 08.01.2021).

Переделка 60-летнего дома: как креативная молодая пара подарила постройке вторую жизнь // Forumhouse. URL: https://www.youtube.com/watch?v=Cmi5j BBXHuU (дата обращения: 12.02.2021).

Румтур: интерьер двухкомнатной квартиры 61 кв. м. Ремонт в стиле французский лофт. URL: https://www.youtube.com/watch?v=H3CI8dFicvk, 2021 (дата обращения: 15.02.2021).

Румтур: как сэкономить на дорогом ремонте. Дизайн интерьера 105 кв. м. URL: https://www.youtube.com/watch?v=et4FECQXEeM&t=104s (дата обращения: 11.02.2021).

Румтур. Обзор однокомнатной стильной хрущевки. Дизайн интерьера однушки. Room Tour 161. URL: https://wwwyoutube.com/watch?v=87GGtK1huhk (дата обращения: 05.02.2021).

Стильный ремонт в двушке своими руками. Обзор современной двухкомнатной квартиры. Рум тур 191. URL: https://www.youtube.com/watch?v=aVrM1N-7yws, 2021 (дата обращения: 07.02.2021).

References

Bashlovkina, Yu.A. (2019), Classification of formats of video blog on the Russian segment of YouTube: genres and subgenres. Chelovek v informatsionnom prostran-stve [The human in the informational space], materials of all-Russian interdisciplinary scientific and practical conference with international participation (Yaroslavl, November 15-17, 2018), Yaroslavl, Yaroslavl State Pedagogical University, pp. 205-207. (in Russian).

Brazgovskaya, Е.Е., Smerdova, Е.А. (2013), Cognitive capacity of autoreference: self-description in prose by Stanislaw Lem. Perm University Herald. Russian and Foreign Philology, Iss. 2 (22), pp. 94-103. (in Russian).

Bolander, B. (2013), Language and Power in Blogs: Interaction, disagreements and agreements, John Benjamins publ., 275 p.

Crowston, K. (2010), Internet genres, 2010, 38 p., available at: https://crowston.syr.edu/ sites/crowston.syr.edu/files/elischapterpdf (accessed: February 28, 2021).

Dakhalaeva, E.Tch. (2013), Self-referent genres of internet discourse. Vestnik Irkut-skogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta, No. 4 (25), pp. 25-29. (in Russian).

Govorunova, L.Yu. (2013) Otzyv turista kak novyi rechevoi zhanr turistichecskogo internet-diskursa [The review of the tourist as a new speech genre of the tourist internet-discourse]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta, No. 1 (292), pp. 198-203. (in Russian).

Goroshko, E.I. (2009), Internet-zhanr i funktsionirovanie yazika v Internete: popytka refleksii [The internet-genre and the functioning of the language: the trial of reflection]. Speech Genres, Iss. 6, pp. 11-27. (in Russian).

Goroshko, E.I., Zhygalina, E.A. (2011), Virtual'noe zhanrovedenie: ustoyavsheesya i spornoe [The virtual genres study: the fixed and the discussable]. Uchenye zapiski Tavricheskogo natsional'nogo universiteta im. V.I. Vernadskogo. Seriya «Filologiya. Sotsial'nye kommunikatsii», 2011, Vol. 24 (63), no. 1, pt. 1, pp. 105124. (in Russian).

Herring, S.C., Scheidt, L.A., Bonus, S., Wright, E. (2005), Weblogs as a bridging genre. Information. Technology & People, Vol. 18, no. 2, pp. 142-171. DOI: 10.1108/09593840510601513.

Kozhemyakin, E.A. Krasikova, T.R. (2017), «This article speaks for itself»: construction of media reality on home shopping TV. Belgorod state university scientific bulletin. Humanities, No. 7 (256), pp. 106-113. (in Russian).

Luman, N. (2005), Realnost' mass-media [The reality of mass-media], Moscow, Praksis publ., 256 p. (in Russian).

Lutovinova, O.V. (2009), Lingvokulturologuicheskie kharakteristiki virtual'nogo diskursa [The linguistic and cultural characteristics of the virtual discourse], Volgograd, Peremena publ., 477 p. (in Russian).

Mityaguina, V.A., Sidorova, I.G. (2016), The genres of the personal internet discourse: communicative explications of a person. Speech Genres, No. 2, pp. 105-115. DOI: 10.18500/2311-0740-2016-2-14-106-115. (in Russian).

Mortensen, T., Walker, J. (2002), Blogging thoughts: personal publication as an online research tool. Morrison, A. (ed.) Researching ICTs in context, InterMedia Report 3/2002, Oslo, InterMedia publ., University of Oslo publ., pp. 249-279.

Mun, L.N. (2012), Avtoreferentnost' kak tvorcheskii improvizatsionnyi priem v obra-zovatel'nom prostranstve sinteza iskusstv i nauk [The self-reference as a creative improvisation method]. Psychology, sociology and pedagogy, No. 2, available at: http://psychology.snauka.ru/2012/02/183 (accessed: February 11, 2021).

Noth, W., Bishara, N. (eds.) (2007), Self-Reference in the Media, Berlin, Mouton de Gruyter publ., 340 p.

Rowley-Jolivet, E., Campagna, S. (2011), From print to web 2.0: The changing face of discourse for special purposes. LSP Journal, 2011, Vol. 2, no. 2, pp. 44-51.

Shchipitsina, L.Yu. (2006), Digital'nye zhanry: problema differentsiatsii i kriterii opisaniya [The digital genres: the problem of differentiation and the criteria of description]. Kommunikatsiya i konstruirovanie sotsial'nykh real'nostei [The communication and the construction of the social realities], The collection of

scientific articles, Pt. 1, St. Petersburg, Roza mira publ., pp. 377-389. (in Russian).

Solodkova, E.V. (2012), Zhenskii avtoreferentnyi diskurs v angliiskom yazike [The woman's self-reference discourse in the English language], PhD Thesis, Irkutsk, 204 p. (in Russian).

Sources

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Bolshoi klassicheskii dom dizainera. Obzor doma. House tour. Dizain inter'era. Rum tur 159, available at: https://www.youtube.com/watch?v=bCkLNvJB_3U (accessed date: February 1, 2021). (in Russian).

Obzor microkvartiry. Dvukhetazhnaya studiya 17m2. Kak vyzhat' maksimum iz studii? Rum tur 325, available at: https://www.youtube.com/watch?v=C4_a0TP_S4c (accessed date: Febrary 8, 2021). (in Russian).

Obzor styl'noi odnokomnatnoi kvartiry. Dizain inter'era odnushki. Rum tur 153, available at: https://www.youtube.com/watch?v=0pDmtKvpjRk (accessed date: January 8, 2021). (in Russian).

Peredelka 60-letnego doma: kak kreativnaya molodya para podarila postroike vtoruyu zhizn'. Forumhouse, available at: https://www.youtube.com/watch?v=Cmi5jB BXHuU (accessed date: February 12, 2021). (in Russian).

Rumtur: inter'er dvukhkomnanoi kvartyry 61 kv. m. Remont v stile frantsuzskii loft, available at: https://www.youtube.com/watch?v=H3CI8dFicvk (accessed date: February 15, 2021). (in Russian).

Rumtur: kak sekonomit' na dorogom remonte. Dizain inter'era 105 kv.m., available at: https://www.youtube.com/watch?v=et4FECQXEeM&t=104s (accessed date: February 11, 2021). (in Russian).

Rumtur. Obzor odnokomnatnoi stil 'noi khruschchevki. Dizain inter 'era odnushki. Rum tur 161, available at: https://www.youtube.com/watch?v=87GGtK1huhk (accessed date: February 5, 2021). (in Russian).

Volshebnaya dvukhkomnatnaya kvartira. Dizain inter 'era dvushki. Obzor kvartiry. Rum tur 112, available at: https://www.youtube.com/watch?v=iAt0Fqk31AA (accessed date: Febrary 3, 2021). (in Russian).

Vtoraya zhizn' khruschchevki. Obzor sovremennoi dvukhkomnatnoi kvartiry. Dizain inter'era. Rum tur 210, available at: https://www.youtube.com/watch?v=3njUfz K-U-w (accessed date: January 3, 2021). (in Russian).

THE SELF-REFERENCE COMPONENTS IN THE HOUSE OWNER DISCOURSE (ON THE EXAMPLE OF THE ROOM TOUR GENRE)

E.Ch. Dakhalaeva

Siberian Federal University (Krasnoyarsk, Russia)

Abstract: The article is devoted to the self-reference category implementation in the discourse of a home owner on the material of the room tour Internet genre. The auto-reference or self-reference is defined by the author as a set of statements

expressed by speakers / writer about themselves, followed the scholars S.N. Plot-nikova and E.V. Solodkova. The purpose of the study is to identify the ways of representing the self-reference category in the discourse of a home owner (using the example of the genre room tour, or house tour). The Russian Youtube-channels "Kak zhivut druguie" [How others live], "Inmyroom TV" and "Interier nalitso" [Examples of interior design] are used as the material for the research. The research methods used in the research are discursive and communicative analysis. Authors formulate the statement that the communicant attaches the significant importance to their homes, which acts as an important component of their personal space and is associated with such concepts as "Cosiness", "Comfort", "Safety", "Family", "Happiness", "Calmness", etc. Acting as owners of an apartment or house, the communicant forms a special discourse, "humanizing" their homes and interior items. In the discourse of the homeowners, one can observe the actualization of special epithets and metaphors traditionally applied to animate beings. Thus, speaking about their homes, the communicants are speaking about themselves.

Key words: auto-reference, self-reference, ino-reference, genres of Internet discourse, room tour.

For citation:

Dakhalaeva, E.Ch. (2021), The self-reference components in the house owner discourse (on the example of the room tour genre). Communication Studies (Russia), Vol. 8, no. 4, pp. 751-765. DOI: 10.24147/2413-6182.2021.8(4).751-765. (in Russian).

About the author:

Dakhalaeva, Elizaveta Chingisovna, PhD, Associate Professor of the Department of Romance Languages and Applied Linguistics

Corresponding author:

Postal address: 79, Svobodnyi pr., Krasnoyarsk, 660041, Russia E-mail: lizdach@mail.ru

Received: March 18, 2021

Revised: April 24, 2021

Accepted: November 8, 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.