Научная статья на тему 'Динамическая модель взаимодействия автореферентных и инореферентных номинаций (на примере жанра "портретное интервью")'

Динамическая модель взаимодействия автореферентных и инореферентных номинаций (на примере жанра "портретное интервью") Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
103
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИНАМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / АВТОРЕФЕРЕНЦИЯ / КОРЕФЕРЕНЦИЯ / ИНОРЕФЕРЕНЦИЯ / АВТОРЕФЕРЕНТНЫЙ ДИСКУРС / DYNAMIC MODEL / AUTO REFERENCE / COREFERENCE / FOREIGN REFERENCE / AUTO REFERENTIAL DISCOURSE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Дахалаева Елизавета Чингисовна

Анализируются автореферентные номинации на примере жанра «портретное интервью». Утверждается необходимость привлечения концепта «инореференция» для анализа автореферентных компонентов высказывания. С этой целью также привлекаются понятия «рисунок» и «фон». Представлена авторская динамическая модель взаимодействия автореферентных и инореферентных наименований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyzes auto reference nominations using the example of the portrait interview genre. The author substantiates the necessity of using the concepts “foreign reference”, “drawing” and “background” for the analysis of the auto-referential components of a statement. The author's dynamic model of the interaction of auto-referenced and foreign-referenced names is presented.

Текст научной работы на тему «Динамическая модель взаимодействия автореферентных и инореферентных номинаций (на примере жанра "портретное интервью")»

известия вгпу. филологические науки

Е.ч. ДАХАЛАЕВА (Улан-Удэ)

динамическая модель взаимодействия автореферентных и инореферентных

НОмИНАцИй (на примере жанра портретного интервью)

Анализируются автореферентные номинации на примере жанра портретного интервью. Утверждается необходимость привлечения концепта «инореференция» для анализа автореферентных компонентов высказывания. С этой целью также привлекаются понятия «рисунок» и «фон». Представлена авторская динамическая модель взаимодействия автореферентных и инореферентных наименований.

Ключевые слова: динамическая модель, автореференция, кореференция, инореференция, автореферентный дискурс.

В рамках широкой проблематики теории референции мы концентрируем свое внимание, с одной стороны, на автореференции как сложном глубинном процессе, с другой - на материальных результатах этого процесса -непосредственно самих актуализованных самономинациях. Вопросы о том, почему и как обозначает себя говорящий коммуникант в речи, представлен в работах С.Н. Плотниковой, Е.В. Солодковой, О.Г. Александровской и др. Актуальность проводимого нами исследования очевидна, т. к. изучение сложных многогранных процессов самообозначения осуществляется в русле общего антропоцентрического подхода в гуманитарных науках в целом и в лингвистике в частности. Бесспорно, именно человек становится референтом самого большого количества номинаций, в том числе и автономинаций.

Хотя в лингвистическом обиходе принято использовать термин референция, а понятие «референтность» циркулирует в большинстве случаев в рамках психологических исследований как «отношение значимости, связывающее субъект с другим человеком или с группой лиц» [6], тем не менее многие лингвисты проводят знак равенства между понятиями «автореференция» («самореференция») и «автореферентность». Кроме того, многие ав-

О Дахалаева Е.Ч., 2019

торы подчеркивают универсальный характер автореференции (автореферентности), выявляемый не только в лингвистических наблюдениях, но и в работах по математике, логике, социологии, литературоведению, программированию и пр.

Согласно Е.Е. Бразговской, автореференция - «это одно из ключевых понятий междисциплинарного гуманитарного пространства, изучающего самосознание человека» [1]. В сфере искусствоведения, по определению Л.Н. Мун, автореферентность следует понимать как интерактивный импровизационный прием, «в котором идея создания художественного продукта действует непосредственно на саму себя, универсально реализуя потребность учащихся в творческом самовыражении» [4].

Разрабатывая данный прием, автор выделяет три этапа, первый из которых определяется как «выявление автореферентности». В своей работе по искусствоведению Л.Н. Мун также подчеркивает, что автореферентность можно наблюдать на основе взаимодействия рисунка и фона рассматриваемого художественного творения. Каждое произведение, являясь системой, обладает своей собственной структурой. В рамках этой структуры такие ее элементы, как рисунок и фон, могут вступать в различные типы взаимодействий. например, традиционно автор / творец / создатель уделяет основное внимание рисунку. Вместе с тем в некоторых случаях и фон может нести немаловажную информацию, вступая в противоречие либо согласуясь с рисунком. Л.Н. Мун заключает, что особую важность имеет согласованность основных компонентов структуры, когда рисунок и фон несут одну и ту же информацию.

Как известно, в прямом значении рисунком называют «нарисованное изображение, воспроизведение предмета, сделанное карандашом, пером, акварелью или углем» [6]. В то же время фон определяют как «задний план изображения, цвет, насыщенность и другие качества которого способствуют выделению главных элементов композиции» [8].

Развивая далее идеи Л.Н. Мун и применяя их к нашему исследованию, к концептам «автореференция» и «инореференция» мы привлекаем понятия «рисунок» и «фон».

Инореферентные наименования лица. Термин инореференция лингвисты за-

имствуют из трудов по социологии, опираясь, прежде всего, на работы немецкого социолога и философа Никласа Лумана. В своих исследованиях автор противопоставляет самореференцию процессу инореференции. Первый концепт ученый трактует как ориентированность системы на саму себя, вовнутрь, при этом инореференция определяется им как направленность системы на внешние объекты и факторы [7]. Е.Е. Бразговская в этом случае говорит о внутренней и внешней референции (референции вовне и внутрь себя) [1].

Рассуждая о феномене автореференции, лингвисты неизменно обращаются к данным смежных наук, к многогранным понятиям «самость», «самосознание», «я» человека говорящего, представляющим собой сверхсложную систему. По словам н. лумана, система сама определяет, что для нее является внешним, а что внутренним, таким образом, она копирует отличия внутри себя самой с внешним миром [3]. Тем самым граница между самореферентным и инореферентным является весьма условной.

Таким образом, цель данной статьи состоит в выявлении динамической модели взаимодействия автореферентных и инореферент-ных номинаций на примере автореферентного жанра портретного интервью. Практическим материалом для нашего исследования послужило интервью нынешней супруги президента Соединенных Штатов Меланьи Трамп телеканалу ABC News, датируемое 5 октября 2018 г. [9].

Публика традиционно проявляет повышенный интерес к жизни первых леди государств. Меланья Трамп (в девичестве Кнавсс), помимо прочего, привлекает к себе внимание своими яркими внешними данными, необычной для первой леди биографией (начинающая модель, приехавшая в США из бывшей социалистической страны, знакомится с крупным американским бизнесменом и шоуменом и т. д.). Безусловно, неоднозначная политика и невероятно насыщенная жизнь 45-го президента США являются дополнительными стимулами к проведению интервью с госпожой Трамп.

Беседы представителей СМИ с первыми леди государств определяют в качестве портретных интервью, основной целью которых является раскрытие образа главного референта. Подобный речевой жанр характеризуется кропотливой многочасовой работой целого коллектива журналистов и корреспондентов,

встречами с компетентным кругом лиц и сотрудников, привлечением множества информационных данных о персонаже интервью с тем, чтобы в конечном итоге зритель или слушающий имел возможность «обрисовать портрет» интервьюируемого [5].

рассматриваемое интервью под названием Being Melania состоит из трех частей и включает в себя не только беседу корреспондента ABC News Томаса ламаса с первой леди США, но и комментарии сотрудников телеканала, видных общественных и политических деятелей США, а также многочисленные отрывки из телепередач о Меланье Трамп.

Анализируя совокупность речевых интеракций, мы не только выделяем автореферентные номинации, но также рассматриваем к о -референтные наименования лица для единого референта «Меланья Трамп» с трех позиций: позиции адресата, позиции говорящего и позиции третьих лиц. Отметим также, что на данном этапе исследования мы не проводим разграничения номинаций по синтаксической позиции (так, в табл. на с. 155 представлены словоформы, актуализованные как в предикатной, так и в идентифицирующей позиции).

Поскольку речевая интеракция происходит с участием двух субъектов коммуникации (журналиста и первой леди США), мы разделили все номинации, относящиеся к госпоже Трамп, на три категории. Таким образом, номинации интервьюируемой являются автореферентными (номинациями о себе).

При этом отметим, что, с одной стороны, номинации интервьюера и третьих лиц отсылают к одному и тому же референту, в таком случае они тоже являются автореферентными, с другой - первая леди может быть не согласна с присваемыми ей номинациями (хотя в интервью не упоминается ее мнение на этот счет), в таком случае они могут выступать инорефе-рентными. напомним, что любая система сама решает, что для нее является внешним, а что внутренним.

рассмотрим далее совокупность и н о р е -ферентных наименований лица. Ино-референция представляет собой механизм обратной направленности по отношению к автореференции, другими словами, это референция к любому иному референту, нежели сам говорящий. Как справедливо отмечает Е.В. Солод-кова, автореферентный дискурс является несамостоятельным дискурсом, накладывающимся на другие виды дискурса [7]. Другими сло-

- известия вгпу. филологические науки -

Номинации Меланьи Трамп с позиций адресата, говорящего и третьих лиц

Единый референт - Меланья Трамп

Номинации интервьюера - Melania Trump; - Mrs. Trump; - you; -first lady; - yourself; - that person, that woman; - the woman in those photos and the woman that is now sitting across from me; - the most bullied person in the world; - the gatekeeper

Автономинации интервьюируемой -1; - Me; - A mother. A wife. A daughter. A sister. A friend. The first lady of United States. Caring. Compassionate. Strong. Independent. Very detail - oriented. And -staying true to herself; - a prisoner; - not miserable in my marriage; - out of touch; - the same; - staying true to myself; - one of them (the most bullied person in the world); - a mother and a first lady; - also a mother and a wife; - myself

Номинации третьих лиц - Melania Trump; - she, her; - the first lady; - Melania Knauss; - Mrs Trump; - In Washington, people really don't know her like they know most first ladies; - the most private first lady that we have seen in the modern era; - one of the most recognizable faces in the world; - a stylish first lady; - a devoted mother; - an enigma (for many Americans); - a person of few words; - She has that quality of mystery. A little bit of distance, almost regal; - a woman - seemingly more comfortable on the pages of magazines and in photo shoots

вами, центральный концепт «я» неизменным образом перемежается со смежными, близкими концептами «семья», «работа», «друзья», «карьера» и пр.

Анализ инореферентных наименований данного интервью демонстрирует нам, какие темы затрагивались коммуникантами в ходе речевой интеракции:

- супруг госпожи Трамп (your husband, he, president Trump, he, him, my husband);

- семья первой леди (your parents, your son-in-law, his (Donald Trump's) sons, daughters, my son, him, he, our child);

- простые люди, народ, в том числе жители США (adults, people, next generation, and the children, children and parents, women and men,

boys or girls, people, the world, America, American people, this nation);

- ближайшее окружение Дональда Трампа (One of the president's closest friends, Tom Barrack, Jr., sources in the White House, people there that he can't trust, that contingent ofpeople that are close to him, sources in the White House 100 people in the residence);

- ближайшее окружение Меланьи Трамп (good friends in Washington, Your office, the same group of friends I had before, a team of 12, they're very professional, and very neat team);

- пресса и недоброжелатели (media);

- американские знаменитости (our first, first lady, Martha Washington, Rudy Giuliani, he, Stormy Daniels).

Особое внимание в ходе интервью уделялось миграционной политике Дональда Трампа в США. Был упомянут факт о том, что сама Меланья Трамп является иммигранткой, а позже и ее родители, резиденты Словении, получили гражданство США. Коммуниканты затронули проблемные ситуации с нелегальной миграцией, в том числе случай, когда матери мигрантов были разлучены со своими детьми в результате незаконного пересечения границы Мексики и США (people, their mother and their father, the kids in the cages, mothers who were crying, their children, those families that are still separated, hundreds of kids that are, that are still not with their parents, these families,the Border Patrol, the Border Patrol agents, they). Кроме того, были упомянуты проблемы движения

против сексуального насилия и домогательства (women in the #MeToo movement, men in the (...) news that have been accused of (...) sexual assault, sexual harassment, women and men).

На рисунке ниже схематично представлены основные концепты, актуализованные в интервью госпожи Трамп. Данная схема демонстрирует нам то, что центральный концепт «Меланья Трамп» обладает трехчаст-ной структурой, где ядром выступают автономинации главной героини интервью. Ближе к ядру расположены номинации, присвоенные референту Меланье Трамп ее адресатом - корреспондентом ABC News Томасом Ламасом. На периферии локализованы словоформы, ак-туализованные для номинации центрального референта третьими лицами.

Основные концепты, актуализованные в интервью госпожи Трамп

известия вгпу. филологические науки

Применяя идеи Л.Н. Мун о взаимодействии рисунка и фона к вышесказанному, отметим, что рисунком данной жанровой формы становится концепт «Меланья Трамп», сгенерированный в речи всей совокупностью ко-референтных номинаций (см. табл. на с. 155). Вместе с тем инореферентные наименования, объединяющиеся в девять основных концептов, выступают в качестве фона.

взаимодействие рисунка и фона. Поскольку телевизионное интервью - это семиотически осложненный жанр (креолизо-ванный, поликодовый), то на всем его протяжении мы наблюдаем взаимодействие вербальной и невербальной составляющих, другими словами, рисунка и фона. Упоминание о модельном прошлом Меланьи сопровождается сценами с фотосессий и красных дорожек, обращение к проблеме миграции - видеозаписями визита первой леди на американо-мексиканскую границу.

Следующие комментарии в адрес Мела-ньи Трамп (In Washington, people really don't know her like they know mostfirst ladies; the most private first lady that we have seen in the modern era; a person of few words; she has that quality of mystery, a little bit of distance) подтверждаются многочисленными вербально-невербальными компонентами: тихий голос первой леди, ее немногословность, сдержанность в оценках, в жестах, мимике. Таким образом, рисунок и фон несут одну и ту же информацию, что способствует органичному, целостному восприятию зрителем содержания интервью.

в то же время в качестве рисунка данного интервью можно определить непосредственно саму речевую интеракцию главных коммуникантов, а фоном становятся комментарии о личности Меланьи Трамп, личности и особенностях политики ее супруга со стороны представителей СМИ и сотрудников Белого дома. Кроме того, в качестве фона задействованы отрывки из различных телепередач, предыдущих интервью первой леди, видеозаписи официальных визитов президентской четы, появления на красных дорожках различных мероприятий, публичные выступления Дональда Трампа и пр.

Заключение. Подытоживая вышесказанное, отметим, что вопросы лингвистической автореференции должны рассматриваться с привлечением соответствующих инорефе-рентных компонентов. выделение собственного «я» невозможно без противопоставления Себя Другому (Другим). Подобно тому,

как рисунок становится более отчетливым на фоне, инореферентные номинации способствуют эффективному выделению главного референта. Вместе с тем определение инорефе-ренции, данное Н. Луманом, является весьма широким, поскольку система (в нашем случае - говорящий) сама определяет, что для нее является внешним, а что внутренним.

Динамическая модель взаимодействия автореферентных и инореферентных компонентов может быть эффективно использована для анализа иных автореферентных жанров.

Список литературы

1. Бразговская Е.Е., Смердова Е.А. Когнитивный потенциал автореференции: самоописания в прозе Станислава Лема // Вестн. Перм. ун-та. Сер.: Российская и зарубежная филология. Вып. 2(22). С. 94-101.

2. Жанр интервью и его виды в современной печати [Электронный ресурс]. URL: https:// students-Hbraiy.com/library/read/40416-zanr-intervu-i-ego-vidy-v-sovremennoj-pecati (дата обращения: 17.06.2019).

3. Луман Н. Реальность массмедиа / пер. с нем. А.Ю. Антоновского; под ред. О.В. Кильдюшова. М.: Праксис, 2005.

4. Мун Л.Н. Автореферентность как творческий импровизационный прием в образовательном пространстве синтеза искусств и наук [Электронный ресурс] // Психология, социология и педагогика. 2012. № 2. URL: http://psychology.snauka. ru/2012/02/183 (дата обращения: 08.02.2019).

5. Портретная журналистика. Виды и технологии создания образа [Электронный ресурс]. URL: https://www.history-journal.ru/index.php?requ est=full&id=67 (дата обращения 12.04.2019).

6. Современный толковый словарь русского языка Т.Ф. Ефремовой [Электронный ресурс]. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/efremova/рефе-рентность (дата обращения: 15.06.2019).

7. Солодкова Е.В. Женский автореферентный дискурс в английском языке: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Иркутск, 2012.

8. Толковый словарь Д.В. Дмитриева [Электронный ресурс]. URL: https://dic.academic.ru/dic. nsf/dmitriev/5715/фон (дата обращения: 14.06.2019).

9. TRANSCRIPT: ABC News Chief National Affairs correspondent Tom Llamas interviews first lady Melania Trump [Electronic resource]. URL: https : //abcnews .go. com/Politic s/transcript-abc-news-chief-national-affairs-correspondent-tom/story?id=584

69532 (дата обращения: 10.05.2019).

* * *

1. Brazgovskaya E.E., Smerdova E.A. Kognitiv-nyj potencial avtoreferencii: samoopisaniya v proze

Stanislava Lema // Vestn. Perm. un-ta. Ser.: Rossij-skaya i zarubezhnaya filologiya. Vyp. 2(22). S. 94101.

2. Zhanr interv'yu i ego vidy v sovremennoj pechati [Elektronnyj resurs]. URL: https://students-library. com/library/read/40416-zanr-intervu-i-ego-vidy-v-so vremennoj-pecati (data obrashcheniya: 17.06.2019).

3. Luman N. Real'nost' massmedia / per. s nem. A.Yu. Antonovskogo; pod red. O.V. Kil'dyushova. M.: Praksis, 2005.

4. Mun L.N. Avtoreferentnost' kak tvorcheskij improvizacionnyj priem v obrazovatel'nom prostran-stve sinteza iskusstv i nauk [Elektronnyj resurs] // Psihologiya, sociologiya i pedagogika. 2012. № 2. URL: http://psychology.snauka.ru/2012/02/183 (data obrashcheniya: 08.02.2019).

5. Portretnaya zhurnalistika. Vidy i tekhno-logii sozdaniya obraza [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.history-journal.ru/index.php?requ-est=full-&id=67 (data obrashcheniya 12.04.2019).

6. Sovremennyj tolkovyj slovar' russkogo yazyka T.F. Efremovoj [Elektronnyj resurs]. URL: https:// dic.academic.ru/dic.nsf/efremova/referentnost' (data obrashcheniya: 15.06.2019).

7. Colodkova E.V. Zhenskij avtoreferentnyj diskurs v anglijskom yazyke: avtoref. dis. ... kand. filol. nauk. Irkutsk, 2012.

8. Tolkovyj slovar' D.V. Dmitrieva [Elektronnyj resurs]. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/dmitriev/ 5715/fon (data obrashcheniya: 14.06.2019).

Dynamic model of interaction between auto-reference and foreign reference nominations (as applied to the genre "portrait interview")

The article analyzes auto reference nominations using the example of the portrait interview genre. The author substantiates the necessity of using the concepts "foreign reference", "drawing" and "background" for the analysis of the auto-referential components of a statement. The author's dynamic model of the interaction of auto-referenced and foreign-referenced names is presented.

Key words: dynamic model, auto reference, coreference, foreign reference, auto referential discourse.

(Статья поступила в редакцию 18.06.2019)

Ю.С. КУРИЛКИНА (Рязань)

структурно-семантические особенности простых предложений с превентивной семантикой в русском языке

Рассматриваются простые предложения, выражающие семантику предостережения и содержащие делексикализованные элементы «смотри/те», «гляди/те», выявляются структурно-семантические особенности превентивных высказываний, реализующих модели простого предложения, а также степень их продуктивности и употребительности в русском языке.

Ключевые слова: превентив, предостережение, превентивная семантика, превентивное высказывание, превентивная конструкция, простое предложение.

Превентивные высказывания широко употребляются в современной русской речи и вызывают неизменный интерес лингвистов различных школ и направлений, однако их описание имеет характер разрозненных наблюдений и отдельных замечаний. Большинство отечественных ученых (Д.Н. Овсянико-Куликов-ский [6], H.H. Дурново [4], А.А. Шахматов [12], А.М. Пешковский [7], В.В. Виноградов [1]) полагают, что семантика предостережения реализуется в русском языке отрицательными императивными формами глаголов совершенного вида. Ряд исследователей (А.В. Немешай-лова [5], B.C. Храковский, А.П. Володин [11], Д.Н. Шмелев [13]) считают, что средства выражения предостережения как семантической интерпретации волеизъявления выходят за рамки повелительного наклонения. следовательно, вопрос о грамматической природе пре-вентива остается дискуссионным, его решение требует углубленного рассмотрения семантики и структуры превентивных высказываний. кроме того, функционирование превентива на синтаксическом уровне не подвергалось глубокому и всестороннему анализу в лингвистической литературе. Необходимость изучения данного вопроса обусловлена большим разнообразием в плане выражения превентивной семантики синтаксическими средствами русского языка. Представленные положения, на наш взгляд, убедительно доказывают актуальность настоящего исследования.

О Курилкина Ю.С., 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.