Научная статья на тему 'АВТОПОРТРЕТЫ ПУШКИНА (КАТАЛОГ)'

АВТОПОРТРЕТЫ ПУШКИНА (КАТАЛОГ) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
99
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АВТОПОРТРЕТЫ ПУШКИНА (КАТАЛОГ)»

Р. Г. ЖУЙКОВА

АВТОПОРТРЕТЫ ПУШКИНА (КАТАЛОГ)

Интерес к рисункам А. С. Пушкина, набросанным на листах его рукописей, попытки характеристики их содержания и стиля, опыты иконографических отождествлений совпадают с началом изучения автографов поэта, с возникновением пушкиноведения.

Уже первый биограф Пушкина, П. В. Анненков, отметил, что рисунки поэта — это как бы «разговор с самим собой», своеобразный рисованный дневник, что чаще всего Пушкин рисует «головы и лица», т. е. портреты; П. В. Анненковым же предложены и первые определения некоторых из этих рисунков-портретов.

Публикации рисунков поэта в «Альбомах Пушкинских выставок» 1880 и 1899 гг., отдельные факсимильные издания автографов с рисунками и особенно шеститомное издание сочинений Пушкина под редакцией С. А. Венгерова в 1907—1915 гг. имели огромное значение в популяризации графики поэта.

Государственное собирательство начала XX в., принявшее особый размах после Октябрьской революции, приводило к выявлению все новых и новых автографов Пушкина; их изучение сопровождалось, как правило, и вниманием к рисункам.

Начиная с 1910-х годов интерес к иконографической расшифровке пушкинской графики, в особенности автопортретных изображений, становится устойчивым и постоянным. Он связан с именами Н. О. Лернера, Л. Б. Модзалевского, П. Е. Щеголева, Л. П. Гроссмана, М. А. Цявловского, С. Я. Гессена, Б. В. Тома-шевского, И. С. Зильберштейна, Т. Г. Зенгер (Цявловской), А. М. Эфроса. В результате этих работ был накоплен большой и значительный материал, касающийся отдельных атрибуций, отдельных фактов и наблюдений.

В 1930-е годы начинается качественно новый этап в изучении графического наследия поэта, связанный прежде всего с работами историка искусства и литературоведа А. М. Эфроса (1888—1954). В монографии А. М. Эфроса «Рисунки поэта», вышедшей первым изданием в 1930 г.,1 было не просто обобщено все, сделанное ра-

1 Эфрос А. М. Рисунки поэта. М.: Федерация, 1930. Второе издание, дополненное и расширенное, вышло в издательстве «Academia» в 1933 г.

нее, — в работе был дан блестящий и тонкий ададиз £ёнезйс& й характера пушкинской графики, определено ее место в системе творческого, писательского труда поэта. А. М. Эфрос открыл в своих работах около ста новых иконографических отождествлений. Рисунки поэта были введены в арсенал пушкиноведения как своеобразный и богатейший источник для изучения биографии и творчества Пушкина. Графика поэта была осмыслена как вид искусства, была «узаконена» ее эстетическая ценность.

В связи со столетием со дня смерти Пушкина Институтом мировой литературы им. А. М. Горького и Институтом русской литературы (Пушкинский Дом) Академии наук СССР было предпринято издание Полного собрания сочинений поэта. Рисункам Пушкина должен был быть посвящен специальный том этого юбилейного академического издания, построенный по принципу тематического каталога. Работа по его подготовке велась А. М. Эфросом, Т. Г. Зенгер и, позднее, М. Д. Беляевым.2 Б. В. Тома-шевский тогда же работал над книгой, посвященной специально автопортретам Пушкина.3 Однако начавшаяся в 1941 г. Великая Отечественная война помешала осуществлению этих замыслов.

В послевоенные годы книги А. М. Эфроса — «Автопортреты Пушкина» и «Пушкин-портретист», изданные Государственным Литературным музеем в 1945 и 1946 гг., обогатили пушкиноведение новыми атрибуциями, открыли среди «портретов неизвестных» в пушкинской «портретной галерее на полях рукописей» новые имена. Итогом многолетних исследований и подлинным событием не только науки, но и всей нашей культуры явились три издания книги Т. Г. Цявловской (1897—1978) «Рисунки -Пушкина» — в 1970, 1980 и 1983 гг. Работы А. М. Эфроса и Т. Г. Цявловской и поныне остаются классикой искусствоведческой пушкинианы.

В настоящее время интерес к графике Пушкина, особенно к портретным рисункам, о^ень значителен и интенсивен. Следует отметить роль пушкинских музеев с их большими рукописными экспозициями и новыми иконографическими определениями, сделанными в этикетажах и в картотеках, в публикациях. Во Всесоюзном музее А. С. Пушкина эти работы связаны с именами Р. Е. Теребениной, С. С. Ланды, Т. К. Галушко, Р. Г. Жуйковой,

2 Рукопись XVIII тома академического Полного собрания сочинений Пушкина, посвященного его рисункам, находилась в личном архиве Т. Г. Зенгер-Цявловской. Материалы тома были частично использованы в кандидатской диссертации М. Д. Беляева «Изучение рисунков Пушкина и их роль в пушкиноведении» (1946 г.; диссертация не опубликована, хранится в ГБЛ), в книге М. А. Цявловского «Летопись жизни и творчества А. С. Пушкина» (М., 1951), а также в трех изданиях книги Т. Г. Цявловской «Рисунки Пушкина» (М.: Искусство, 1970; 2-е изд., пересмотренное и расширенное. М.: Искусство, 1980; 3-е изд. — стереотипное переиздание, 1983).

3 Вводная статья к этому несостоявшемуся изданию, написанная Б. В. Томашевским в 1936 г., была опубликована в 1962 г. в сборнике «Пушкин и его время», изданном Всесоюзным музеем А. С. Пушкина (Л., 1962, вып. 1, с. 318-333).

Ь Государственном музее А. С. Пушкина — Ё. В. Музы, С. Т. Овчинниковой и А. И. Фрумкиной, в Государственном Пушкинском заповеднике Горьковской области с. Болдине — Ю. И. Левиной. Активной плодотворно работают в области изучения пушкинской графики также Г. Ф. Богач, Л. Ф. Керцелли, В. С. Лаврентьев, Л. И. Певзнер, А. 10. Чернов и др. Публикации, посвященные рисункам Пушкина, появляются не только в пушкиноведческих изданиях (прежде всего во «Временнике Пушкинской комиссии»), но и в периодической печати, рассчитанной на массового читателя. Это журналы «Огонек» и «Аврора», газеты «Литературная газета», «Советская Россия», ежегодные специальные выпуски «Литературной газеты» и «Литературной России», посвященные всесоюзным пушкинским праздникам поэзии, — «Пушкинский праздник», и др.

К настоящему времени накоплен значительный и интересный атрибуционный материал. Разбросанность этих новых сведений, а также затрудненность пользования старыми изданиями, давно ставшими библиографической редкостью, подсказывают необходимость обобщения, сбора, фиксации всего сделанного в специальном перечне, каталоге атрибутированных портретных рисунков Пушкина. Разумеется, подобный каталог не может претендовать на нечто окончательно завершенное: ведь поиск продолжается, возникают новые иконографические догадки, возможны и перемены в старых, уже принятых определениях. Однако значение такого каталога не нуждается в особых доказательствах. Каталог портретных рисунков очень нужен в справочных, координационных целях и как определенная подготовительная ступень к осуществлению давней уже задачи пушкиноведения — изданию тома «Рисунки» в новом академическом собрании сочинений Пушкина.

Каталог рисунков Пушкина закономерно начинается с автопортретов поэта. Закономерно как по формальному, алфавитному признаку, так и по существу.

Автопортреты, как писал исследователь, «это самое замечательное, что есть в пушкинской графике. Это — ее сердцевина. И по художественности, и по численности, и по внутренней значимости автопортреты стоят на первом месте».4

Автопортретам Пушкина посвящено несколько специальных исследований. Это уже упоминавшиеся монография А. М. Эфроса «Автопортреты Пушкина», статья Б. В. Томашевского под тем же названием, глава «Автопортреты» в книге Т. Г. Цявловской «Рисунки Пушкина». В этих работах собран, выявлен в основном весь корпус самых ярких автопортретных рисунков, дана их характеристика, проанализированы внешние причины и внутрен-

4 Эфрос А. М. Автопортреты Пушкина. М.: Гослитмузей, 1945, с. 25.

ние импульсы, вызвавшие появление этих изображений на страницах рукописей, установлены хронологические границы и отдельные даты.

Исследователями отмечейо поразительное разнообразие автопортретных рисунков; при всей «узнаваемости», кажется, нет двух идентичных профильных линий. Черты более грубые или утонченные; нос приплюснут или вытянут; возраст молодой и старческий; волосы длинные и короткие, вьющиеся и прямые; в образе «арапа» или Вольтера, Робеспьера или Е. X. Крупен-ской5... Портреты реалистические, передающие реальные подробности внешнего облика, и портреты воображаемые, портреты-«травести»...

Установлена причинная зависимость автопортретных «скоплений» с поворотными, кризисными, напряженными периодами в жизни поэта. Замечена прямая связь между характером литературного произведения и рисунками на полях его черновиков: «автобиографизм своих стихов и прозы, то обстоятельство, что он сам — первый и главный герой их, Пушкин отражал и прямыми автопортретами, и рисунками вымышленных лиц, у которых были его собственные черты».6 В этом плане огромна роль романа «Евгений Онегин», самого автобиографического из пушкинских произведений. Не случайно в черновиках романа сосредоточено свыше трети всех автопортретных рисунков, автопортретов всех видов.7

Основная масса автопортретов была создана Пушкиным в 1820—1830-е годы. Внутри этого десятилетия наиболее интенсивными оказались: начало южной ссылки (1821 г., Кишинев); начало работы над романом «Евгений Онегин», всплеск сердеч-пых увлечений, конфликт с М. С. Воронцовым и ссылка в Ми-хайловское (конец 1823 г. и весна и осень 1824 г., Одесса и Ми-хайловское); реакция на события 14 декабря 1825 г. (январь 1826 г., Михайловское); царское «прощение» и возвращение из ссылки (осень 1826 г., Москва); наконец, весна и осень 1829 г.,

5 Говоря об автопортретах, где Пушкин рисует себя в женском облике, необходимо обратить внимание иа два портрета Е. К. Воронцовой (ПД, № 834, л. 11, нег. № 715 и л. 12, нег. № 717), в которых, как нам кажется, также видны автопортретные черты.

6 Э ф р о с А. М. Автопортреты Пушкина, с. 34.

7 Интересные выводы относительно пристрастия к жанру портрета и, в особенности, автопортрета, как характернейшей черты, присущей художественной системе романтизма, содержатся в работе В. С. Турчина «Эпоха романтизма в России. К истории русского искусства первой трети XIX века. Очерки» (М., 1981). В очерке «Автопортрет — самое „романтичное" в романтическом портрете» В. С. Турчин пишет: «Появление большого числа автопортретов — форма борьбы за утверждение прав художника на индивидуальное отношение к себе и к своему искусству. Никогда, пожалуй, больше русское искусство не знало такой силы и последовательности утверждения личности художника-творца и его эстетического кредо» (с. 184). Проявление птих закономерностей Турчин видит и в живописи, тт в музыке, и в литературе, отмечая автобиографизм произведений и тягу к прямым графическим изображениям самого себя.

I

когда решалась его личная судьба (Москва). После 1830 г. автопортреты почти исчезают из рисунков поэта; редкие автопортреты этих лет отмечены печатью жизненной усталости.

Говоря об огромной значимости автопортретов Пушкина, сравнивая эти, зачастую «черновые», наброски с портретами поэта, выполненными профессиональными художниками, А. М. Эфрос писал: «Автопортреты Пушкина имеют огромную документальную ценность. Это наиболее надежные свидетельства примет и особенностей пушкинского облика. Они тем более важны, что охватывают весь основной период его жизни. Они отражают разные состояния, самочувствия, самонаблюдения Пушкина. Этого нет в официальных портретах поэта. Два основных портрета — Кипренского и Тропинина — и два добавочных — акварель Соколова и карандаш Вивьена, — сделанные с живого Пушкина, не могут перевесить ни убедительностью, ни интимностью дилетантских, черновых пушкинских самозарисовок. В его набросках есть непосредственность и близость, которая не вызывает сомнений и свидетельствует каждой своей подробностью, что именно так он выглядел или так обряжал себя, или таким хотел себя видеть. На автопортретах лежит горячность повседневности, живого прикосновения к большим и малым фазам пушкинской судьбы».8

В 1936 г. Б. В. Томашевский полагал, что «в сохранившемся фонде рукописей Пушкина находится свыше 50 автопортретов».9 В 1945 г. в книге А. М. Эфроса было учтено 66 (из них 55 воспроизведено) автопортретов. Т. Г. Цявловская, не вводя новых определений, говорит о том, что Пушкин рисовал себя «свыше пятидесяти раз».10

За последние годы были выявлены новые автопортретные рисунки, и в настоящем каталоге учтен 91 автопортрет.

Многие из них вполне безусловны и легко узнаваемы. Таковы, например, легкий, несколько схематичный рисунок в черновике стихотворения «Кинжал» (№ 10), в котором угадывается сходство с К. Зандом (ср. с изображением Занда в тетради ПД, № 831, л. 46, нег. № 383, 1821 г.), набросок профиля рядом с автопортретом в костюме скорохода (№ 29), два автопортрета рядом в первой арзрумской тетради (№ 67, 68) и др. Здесь же хочется отметить виртуозную графическую игру, превратившую в автопортрет голову лошади, в черновиках стихотворения «Андрей Шенье» (№ 50).

Некоторые же из вводимых рисунков нуждаются в рекомендациях, обосновании.

Среди портретов на обороте листа с записью турецких слов к известным автопортретам (№ 8, 9) добавлен еще один. Этот набросок сделан рядом с портретом М. Ф. Орлова и немного похож на него. Однако характерный наклон лба, очертание перс-

8 Э ф р о с А. М. Автопортреты Пушкина, с. 38, 40.

9 Пушкин и его время, вып. 1, с. 320.

10 Ц я в л о в с к а я Т. Г. Рисунки Пушкина. 2-е изд., с. 344.

носицы, линия носа, прическа с короткими завитками надо лбом (как и в автопортрете № 4 на полях поэмы «Кавказский пленник»), наконец, несомненное сходство наброска с известным автопортретом в круге (№ 2), по времени близким к данному, послужили основанием для атрибуции этого изображения как автопортрета Пушкина (№ 7).

Подобная автопортретная «схема», отличающаяся от общепринятой более энергичным очертанием подбородка, двумя линиями-складками на щеках, встречается и позднее. Таков, например, набросок среди черновиков поэмы «Бахчисарайский фонтан» 1822 г. (№ 18). По такой же «формуле» нарисован портрет на листе с черновиками XIV—XVI строф первой главы «Онегина». Лист этот знаменателен: с него начинаются «онегинские» автопортреты; здесь нарисованы два известных «воображаемых» автопортрета — в образе юноши и в образе старика (№ 21, 23). «Новый» автопортрет кажется стилизацией, он шаржирован. Но в то же время и серьезен: в выражении передано чувство тревоги, взгляд погружен в себя. Он вызывает в памяти подготовительные наброски В. А. Тропинина к его известному портрету Пушкина 1827 г., особенно этюд маслом. Похож рисунок и на карикатурное изображение поэта, опубликованное в 1909 г. С. А. Венгеровым.11 В то же время в этом, несомненно автопортретном изображении есть некоторые черты, взятые от М. С. Воронцова, так что получается некая своеобразная комбинация: «автопортрет с чертами Воронцова» (№ 24).

Этот рисунок — первый в целом ряде набросков конца 1823— начала 1825 г. (в основном на страницах первой и второй масонских тетрадей), когда поэт, пользуясь подобной профильной «формулой», создает своеобразные «автопортретные вариации на тему Воронцова».12

Не решаясь отнести все эти изображения к безусловным автопортретам, мы считаем необходимым в предисловии отметить наличие таких рисунков.13

11 Пушкин. [Соч.]/Под ред. С. А. Венгерова. СПб., 1909, т. III, с. 345. В настоящее время карикатура находится в собрании Всесоюзного музея А. С. Пушкина.

12 Почти все из этих изображений к тому же «усилены» наполеоновским мотивом сдвинутых бровей, придающих лицу надменность и властность (в первой масонской тетради это видно по нескольким портретам Наполеона и нескольким — причем разнообразным — портретам Воронцова).

13 К ним, например, по нашему убеждению, относятся следующие портреты: в черновиках романа «Евгений Онегин», гл. 2, строфа XI (ПД, № 834, л. 42, нег. № 777), декабрь 1823 г. (Т. Г. Цявловская атрибутирует этот рисунок как портрет М. С. Воронцова, см.: Цявловская Т. Г. Рисунки Пушкина. 2-е изд., с. 128); в черновиках начальных стихов поэмы «Цыганы* (ПД, №■ 834, л. 45, нег. № 784), январь 1824 г.; в черновиках романа «Евгений Онегин», гл. 3, строфа XXXI (ПД, № 835, л. 4 об., нег. № 805), май—июнь 1824 г.; более поздний —в черновике письма к Н. О. и С. Л. Пушкиным от 6—11 апреля 1830 г. (ПД, № 515, л. 2 об., нег. № 2526). Надо добавить, что большинство этих изображений были определены М. Д. Беляевым как портреты М. С. Воронцова (Беляев М. Д. Изучение рисунков Пушкина..., л. 159—164). Однако исследователь не

Вообще Выявленйе наряду С уже йзвестйымй йовь1Х ав'гойорт-ретовтсближений, автопортретов-уподоблений, в которых поэт или стилизует сходство с персонажем, нарисованным рядом (с М. Ф. Орловым — № 7, с А. М. Худобашевым — № 12, с С. Л. Пушкиным— № 37 и др.)? или прямо «совмещает» черты (автопортреты с чертами Воронцова, в образе лошади — № 50, и др.), позволяет, как представляется, уверенно говорить о графическом выражении «протеизма» Пушкина.

Высказанная всеми исследователями графики поэта мысль о поразительном богатстве нюансов, оттенков настроений и размышлений о своем творчестве и жизненной судьбе, выраженных в многолетней серии автопортретов, получает новое подкрепление.

«Это осколки большой исповеди» — словами Гете об автопортретах Рембрандта, приводимыми А. М. Эфросом,14 уместнее всего

закончить вступительную часть к каталогу автопортретов поэта.15

* * *

При составлении настоящего каталога в качестве основной библиографии были использованы: Полное собрание сочинений

A. С. Пушкина в 16-ти томах, издания АН СССР, 1937—1949 гг.; научные описания автографов А. С. Пушкина, составленные

B. Е. Якушкиным (1884 г.), Л. Б. Модзалевским и Б. В. Тома-шевским (1937 г.), О. С. Соловьевой (1964 г.) и Р. Е. Теребени-ной (1971 г.), работы Б. В. Томашевского, А. М. Эфроса,16 Т. Г. Цявловской, специально посвященные автопортретам Пушкина, а также картотека Всесоюзного музея А. С. Пушкина. Ссылки на эти и ряд других работ даются в сокращении (см. список сокращений в конце каталога). Каталог построен по прин-

принял во внимание датировку рисунков: ведь первые наброски подобного типа сделаны в рукописях 1821—1822 гг. (см., например, № 39 у Беляева, соответствующий № 18 в данном каталоге), т. е. еще до знакомства Пушкина с М. С. Воронцовым.

14 Э ф р о с А. М. Автопортреты Пушкина, с. 28.

15 В последнее время (уже после того как настоящая работа была сдана в редакцию) вышли в свет два издания, о которых хотелось бы обязательно сказать. Это книга-альбом Е. В. Павловой «А. С. Пушкин в портретах» (М.: Советский художник, 1983) и книга Л. Ф. Керцелли «Мир Пушкина в его рисунках» (М.: Московский рабочий, 1983). В книге Л. Ф. Керцелли содержатся интересные, тонкие и убедительные наблюдения о природе графики Пушкина, в частности автопортретной. Альбом портретов А. С. Пушкина, подготовленный Е. В. Павловой, открывается воспроизведением 39 автопортретов поэта. Впервые пушкинские самоизображения так масштабно, в таком количестве включены в его иконографию, созданную профессиональными художниками; в результате многократно обогащаются наши представления об облике поэта.

16 Хотя некоторые из автопортретных изображений Пушкина были опубликованы А. М. Эфросом в книге «Рисунки поэта» в 1930 и 1933 гг., в настоящем каталоге ссылки даются на его работу «Автопортреты Пушкина» (1945), как итоговую и обобщающую.

Цйпу хронологической последовательности и с учетом целостного «раскрытия» автографических архивных единиц. В него вклн> чены следующие сведения: атрибуция рисунка; местонахождение рисунка в автографах поэта, с указанием шифра Пушкинского Дома; время создания рисунка; основная библиография (с обязательным указанием работы, впервые определяющей рисунок). Кроме того, в специальных примечаниях отмечается наличие спорных точек зрения на атрибуцию или датировку рисунка и приводятся некоторые другие дополнения и пояснения.

Шифр фонда автографов А. С. Пушкина дается в принятом условном сокращении; например, ПД, № 834 означает: ИРЛИ, ф. 244, оп. 1, № 834. Кроме номера и листа автографа приводится помер негатива, так как исследователям часто приходится работать не с подлинниками, а с фотографиями автографов Пушкина.

Для большинства автопортретов приводится датировка, принятая А. М. Эфросом в книге «Автопортреты Пушкина». Некоторые автографы датируются по времени создания произведений, в рукописях которых находятся рисунки (по 17-томному академическому Полному собранию сочинений Пушкина). Случаи вариантов в датировании оговариваются особо.

1. Автопортрет в форме лицеиста.

Справа от изображения и в обратном направлении к нему помета: «Je suis».

На отдельном листе. ПД, M 1714, л. 1. Нег. M 9003.

Без даты. Предполагаемая датировка — 1816—1820 гг.

Томашевский Б. В. Материалы по истории первого собрания стихотворений Пушкина (1826). — Литературное наследство. М., 1934, т. 16—18, с. 827 (воспр.), 830; Эфрос, 1945, с. 9 (воспр.), 56—59.

Примечание. Т. Г. Цявловская отрицает принадлежность данного рисунка руке А. С. Пушкина (см.: Цявловская, 1980, с. 428, примеч. 140).

2. Автопортрет в круге на заштрихованном фоне; погрудный.

На отдельном листе. ПД, M 794, л. 1. Нег. M 9302.

Без даты. Предполагаемые датировки: 1817—1818 гг. (Т. Г. Цявловская), 1820 г. (А. М. Эфрос), начало 1820-х гг. (Л. Б. Модзалев-ский), 1823 г. (Б. В. Томашевский).

Модзалевский Л. Б. Новые автографы Пушкина. — Вестник Академии наук СССР, 1931, N° 7, с. 50 (воспр. и атрибуция); Эфрос, 1945, с. 11 (воспр.), 59—62; Томашевский, 1962, с. 323, примеч.; Цявловская, 1980, с. 348 (воспр.), 347—351.

3. Автопортрет в виде юноши в композиции «Поцелуй».

Помета под рисунком: «le baiser», сбоку: «1818 15 Dec.».

На листе без текста. ПД, M 829, л. 46. Нег. M 89.

Анненков, 1874, с. 134; Венгеров, 1909, с. 473 (воспроизведение без портретной аннотации).

Примечание. Определение П. В. Анненкова вызвало возражения В. Е. Якушкина (Якушкин, 1884, т. XLI, с. 649), А. М. Эфроса (Эфрос, 1933, с. 188), Б. В. Томашевского (Томашевский, 1962, с. 321, примеч. 1).

4. Автопортрет.

На листе рукописи поэмы «Кавказский пленник», йа Полях у строк: «Но русский жизни молодой / Давно утратил сладострастье». ПД, № 46, л. 6. Нее. № 145.

1821 г.

Рукописи Пушкина, 1911 (воспроизведение всего листа); Эфрос, 1945, с. 13 (воспр.), 62—63; Томашевский, 1962, с. 322, примеч. 1; Цяв-ловская, 1980, с. 362 (воспр.), 442.

5. Автопортрет, погрудный, 3Д влево; в позе, напоминающей портрет Пушкина работы Е. Гейтмана, 1822 г.

А. С. Пушкин. Автопортрет. (ПД, № 794, л. 1). (Каталог, № 2)

В рукописи поэмы «Кавказский пленник», на листе с портретами Раевских. ПД, М 46, л. 15. Нег. М 163.

1821 г.

Рукописи Пушкина, 1911 (воспроизведение всего листа); Эфрос, 1945, с. 19 (воспр.). 116; Летопись, 1951, с. 306; Томашевский, 1962, с. 322, примеч. 1; Цявловская, 1980, с. 365 (воспр.), 442.

6. Автопортрет: линия профиля большего масштаба, чем на других рисунках; зачеркнут.

На том же листе, что № 5. ПД, М 46, л. 15. Нее. М 163.

1821 г.

Томашевский, 1962, с. 322.

7* Автопортрет рядом с портретом М. Ф. Орлова и с некоторым сходством с ним.

На обороте листа с записью турецких слов, среди других рисунков. ПД, М 698, л. 1 об. Нег. № 2962.

1821 г.

Литературное наследство. М., 1934, т. 16—18, с. 276 (воспроизведен весь лист).

ВМП.

8. Автопортрет с длинными кудрями; шаржированный.

На том же листе, что № 7, в обратном направлении к другим рисункам. ПД, № 698, л. 1 об. Нег. № 2962.

1821 г.

Томашевский Б. Из пушкинских рукописей. — Литературное наследство. М., 1934, т. 16—18, с. 274, 276 (воспр.); Эфрос, 1945, с. 15 (воспр.), 66; Летопись, 1951, с. 309; Цявловская, 1980, с. 363 (воспр.), 442.

А. С. Пушкин. Автопортрет. (ПД, № 698, л. 1 об.). (Каталог, № 7)

9. Автопортрет в облике женщины.

На том же листе, что № 7, 8. ПД, № 698, л. 1 об. Нег. № 2962.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1921 г.

Эфрос, 1945, с. 17 (воспр.), 90, 92; Томашевский, 1962, с. 323.

Примечание. Б. В. Томашевским было высказано предположение, что в данном рисунке Пушкин стилизует свое сходство с Е. X. Кру-пенской (Томашевский Б. Из пушкинских рукописей. — Литературное наследство. М., 1934, т. 16—18, с. 316, примеч. 2). Предположение это было поддержано М. Д. Беляевым (Беляев, 1946, л. 208, № 135). Г. Ф. Богач считает этот рисунок портретом Е. X. Крупенской (Б о-г а ч Г. Ф. Новые определения портретов в рисунках Пушкина. — Сибирь, 1983, №2, с. 76—77, 79 (воспр.)).

10. Автопортрет- со спрямленной линией лба и носа, с некоторым сходством с К. Зандом.

В черновике стихотворения «Кинжал», у верхнего края листа, среди других рисунков. ПД, М 830, л. 64. Нег. № 285.

1822 г., 22 июня.

ВМП.

11. Автопортрет: линия профиля.

На том же листе, что № 10, под датой. ПД, № 890, л. 64. Нее. М 285.

1822 г., 22 июня. Эфрос, 1945, с. 70.

12. Автопортрет с выпуклым глазом; не закончен; зачеркнут штрихами. Рядом с портретом А. М. Худобашева и с некоторым сходством с ним.

На том же листе, что № 10, И. ПД, № 830, л. 64. Нее. № 285.

1822 г., 22 июня.

ВМП.

13. Автопортрет: линия профиля с огрубленными чертами; не закончен.

На том жё листе, что № 10—12, у нижнего края листа. ПД, № 830, л. 64. Нее. № 285.

1822 г., 22 июня.

Эфрос, 1945, с. 70.

14. Автопортрет в кавказской шапке.

На листе с пометой Опеки и двумя мужскими портретами. ПД, № 830, л. 65 об. Hez. № 288.

1822 г., сентябрь.

Эфрос, 1945, с. 66—67; Томашевский, 1962, с. 322, примеч. 1.

15. Автопортрет шаржированный; смазан.

На листе с черновиком стихотворения «Вдали тех пропастей глубоких» («В Геене праздник...»); среди «бесовских» рисунков. ПД, М 831, л. 50. Нег. № 392.

1821 г., август—сентябрь,

Л. С. Пушкин. Автопортрет. (ПД, № 830, л. 64). (Каталог, № 10)

16. Автопортрет: линия профиля.

На листе с «Планом статьи о французской сдовесаюв^ж»; других рисунков. ПД, М 286, л. 1 об. Нег. М 849.

1822 (?) г.

Гроссман Л. Рисунки из неизданных черновиков рукописей Пушкина. — Прожектор, 1929, № 23, с. И (воспроизведен весь лист)? Модзалевский и Томашевский, 1937, с. 112, № 286; Эфрос, 1945, с. 64.

17. Автопортрет: линия носа и подбородка.

На остатке вырванного из тетради листа, среди других рисунков; между листами со стихотворениями 1822 г. — «Гроб гоноши» и «Песнь о вещем Олеге». ПД, № 832, л. Зе. Нег. М 445.

ВМП.

18. Автопортрет со смазанным глазом, с некоторым сходством с В. К. Кюхельбекером; не закончен.

На остатке вырванного из тетради листа; между листами о ч§р* новиками поэмы «Бахчисарайский фонтан». ПД, № 832, л. 21л •б. Мег, № 494.

1822 г.

ВМП.

19. Автопортрет, зачеркнутый по линии профиля волнистой линией.

В черновиках поэмы «Бахчисарайский фонтан». ПД, № 832, л. 23. Нег. № 497.

1822 г.

Эфрос, 1945, с. 21 (воспр.), 70; Томашевский, 1962, с, 322, примеч.1.

20. Автопортрет со светлыми волосами; зачеркнут по линии профиля волнистой линией.

В черновиках романа «Евгений Онегин», гл. 1, строфы IX—XIII; среди других рисунков. ПД, № 834, л. 8. Нег. М 709.

1823 г., июнь.

Эфрос, 1945, с. 23 (воспр.), 72,74; Цявловская, 1980, с. 366 (воспр.), 442.

21. Автопортрет в образе молодого щеголя.

В черновиках романа «Евгений Онегин», гл. 1, строфы Х1У-*-ХУ1; внизу, под текстом; среди других рисунков. ПД, № 834, л. 9 об. Нег. М 712.

1823 г., май—октябрь.

Эфрос, 1945, с. 27 (воспр.), 32, 81—82; Летопись, 1951, с. 381; Томашевский, 1962, с. 324; Цявловская, 1980, с. 366 (воспр.), 442.

22. Автопортрет: зачеркнутая линия профиля и бакенбард.

На том же листе и рядом с № 21. ПД, № 834, л. 9 об. Нег. М 712.

1823 г., май—октябрь.

Эфрос, 1945, с. 82; Томашевский, 1962, с. 324.

23. Автопортрет в образе обрюзгшего старика.

На том же листе, что № 21, 22, у правого края листа, вниз линией профиля. ПД, № 834, л. 9 об. Нег. № 712.

1823 г., май—октябрь.

Лернер Н. О. Из черновых тетрадей Пушкина. Неизданные рисунки. — Столица и усадьба, 1916, № 7, с. 7 (воспр. и атрибуция); Эфрос, 1945, с. 29 (воспр.), 81—82; Летопись, 1951, с. 381; Томашевский, 1962, с. 324; Цявловская, 1980, с. 367 (воспр.), 442.

24. Автопортрет шаржированный, стилизующий сходство с М. С. Воронцовым.

На том же листе, что № 21—23, в левой нижней половине; полузакрыт портретом неизвестного. ПД, № 834, л. 9 об. Нег. № 712.

1823 г., май—октябрь.

ВМП.

7 Временник, 1981 97

25. Автопортрет с черными волосами, в черном фуляре.

В черновиках романа «Евгений Онегин», гл. 1, строфы ХЫУ—ХЬУ. ПД, М 834, л. 17 об. Пег. М 728.

1823 г., октябрь.

Эфрос, 1945, с. 31 (воспр.), 84, 86, 90; Летопись, 1951, с. 410; Тома-шевский, 1962, с. 323, 328 (воспр.); Цявловская, 1980, с. 369 (воспр.), 442.

26. Автопортрет в образе изможденного старика.

В черновиках романа «Евгений Онегин», гл. 2, строфы 1Ха—1X6; среди других рисунков. ПД, М 834, л. 26 об. Пег. № 746.

1823 г., октябрь—ноябрь.

Эфрос, 1945, с. 33 (воспр.), 32, 84, 90; Летопись, 1951, с. 412; Тома-шевский, 1962, с. 324; Цявловская, 1980, с. 367 (воспр.), 442.

27. Автопортрет в образе Поэта (юноша с длинными кудрями).

В черновиках романа «Евгений Онегин», гл. 2, строфы XI—XII; здесь же портреты М. Н. Раевской и А. Ризнич. ПД, № 834, л. 27 об. Пег. М 748.

1823 г., конец октября.

Л е р н е р Н. О. Один из одесских автопортретов Пушкина. — В кн.: Пушкин. Статьи и материалы. Одесса, 1925, вып. 1, с. 4 (воспр.), 5; Эфрос, 1945, с. 35 (воспр.), 84, 90; Летопись, 1951, с. 412; Томашев-ский, 1962, с. 323; Цявловская, 1980, с. 371 (воспр.), 367—368, 442.

Примечание. Данный автопортрет воспроизводится на грифе «Литературной газеты».

28. Автопортрет в рост, в образе дворцового скорохода.

В черновиках романа «Евгений Онегин», гл. 2, строфа XXI 1а. ПД, М 834, л. 34 об. Пег. М 762.

1823 г., конец октября—декабрь.

Л е р н е р Н. О. Из неизданных рисунков Пушкина. —■ Голос жизни, 1915, № 18, с. 17 (воспр.), 20; Эфрос, 1945, с. 37 (воспр.), 94; Томашевский, 1962, с. 324; Цявловская, 1980, с. 342 (воспр.), 341, 441.

Примечание. Данный рисунок имеет также другие определения: 1) как воображаемый портрет А. П. Ганнибала (Томашевский, 1962, с. 324; Цявловская, 1970, с. 145—146) и 2) как портрет Е. X. Кру-пенской (Богач Г. Ф. Новые определения портретов в рисунках Пушкина. Сибирь, 1983, № 2, с. 76—77, 78 (воспр.)).

29. Автопортрет: незаконченная линия профиля (лоб и нос).

На том же листе и рядом с № 28 (левее). ПД, № 834, л. 34 об. Пег. М 762.

1823 г., конец октября—декабрь.

ВМП.

30. Автопортрет со стрижкой, приоткрывающей уши, в черном, фуляре.

В черновиках романа «Евгений Онегин», гл. 2, строфа XXVII; в верхней половине листа, у правого края. ПД, № 834, л. 36. Нег. М 765.

1823 г., ноябрь—декабрь.

Эфрос, 1945, с. 39 (воспр.), 74, 86; Цявловская, 1980, с. 368 (воспр.), 367, 442.

31. Автопортрет в виде мальчика; не закончен, зачеркнут штрихами.

На том же листе, что № 30 (у правого края листа, рядом —женские ножки); среди других рисунков. ПД, № 834, л. 36. Нег. № 765.

1823 г., ноябрь—декабрь.

Эфрос, 1945, с. 42 (воспр.), 74, 86, 88,

32. Автопортрет. в виде юноши, с выпуклым лбом; зачернут волнистой линией.

На том же листе, что № 31 и-32, в левом нижнем углу листа. ПД, № 834, л. 36. Нег. № 765.

1823 г., ноябрь—декабрь.

Эфрос, 1945, с. 45 (воспр.), 74, 86, 88.

33. Автопортрет в образе денди, с короткими пышными волосами; прочерчен линиями плеча неизвестной, портрет которой нарисован рядом.

В черновиках романа «Евгений Онегин», гл. 2, строфы XXIX—XXX; среди женских портретов. ПД, № 834, л. 36 об. Нег. М 766.

|1823 г., ноябрь—декабрь.

Эфрос, 1945, с. 47 (воспр.), 86, 88; Летопись, 1951, с. 415; Томашевский, 1962, с. 328 (воспр.); Цявловская, 1980, с. 370 (воспр.), 367, 442.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

34. Автопортрет в виде лицеиста.

В черновиках романа «Евгений Онегин», гл. 2, строфы XXX—XXXI; среди других рисунков. ПД, № 834, л. 37. Нег. № 767.

1823 г., ноябрь—декабрь.

Эфрос, 1945, с. 49 (воспр.), 84, 90; Летопись, 1951, с. 416.

35. Автопортрет, стилизующий сходство с Вольтером.

В черновиках романа «Евгений Онегин», гл. 3, строфы I—И; в верхнем правом углу листа, под портретом Вольтера. ПД, М 834, л. 48 об. Нег. М 790.

1824 г., 8 февраля, «ночь».

ВМП.

36. Автопортрет с Онегиным на набережной Невы: автоиллюстрация к гл. 1 романа «Евгений Онегин».

Помета под рисунком: «1 хорош. 2 должен быть опершися на гранит. 3. лодка, 4. Крепость Петропавловская».

В письме к Л. С. Пушкину. ПД, М 1261, л. 34. Нег. № 7612.

¡1824 г., начало ноября.

Библиографические записки, 1858, т. 1, № 4 (рисунок воспроизведен на листе без пагинации, после столбца 128; публикация С. А. Соболевского); Либрович, 1890, с. 37 (воспр.), 35, 36, 38; Эфрос, 1945, с. 57 (воспр.), 98, 100; Томашевский, 1962, с. 324, примеч. 2; Цявловская, 1980, с. 352 (воспр.), 351, 355, 441.

37. Автопортрет в виде молодого человека, с длинными кудрями; подчеркнуто сходство с отцом, портрет которого нарисован рядом.

В черновиках поэмы «Цыганы» и романа «Евгений Онегин», гл. 3, строфа XXX. ПД, № 835, л. 3 об. Нег. М 803.

1824 г.

Эфрос, 1945, с. 84.

38—40. Три автопортрета: нарисованные рядом три линии профиля.

В черновике романа «Евгений Онегин», гл. 3, Письмо Татьяны; на этом же листе портрет П. А. Осиновой и другие рисунки. ПД, № 835, л. 5 об. Нег. М 807.

1824 г.

Эфрос, 1945, с. 64.

41—43. Три автопортрета рядом, в прическах и костюмах эпохи Великой Французской революции: 1780-х гг. (слева) ц 1790-х гг. (в середине и справа).

В черновиках стихотворения «Зачем ты послан был...»; среди других рисунков. ПД, М 835, л. 6 об. Нег. М 809.

1824 г.

7* 99

Дерн ер Н. 0. Рисунки Пушкина. —. Йив а, 1912, № 5,. с. 9? (воспр.), 99; Эфрос, 1945, с. 51, 53 (воспр.), 96; Летопись, 1951, с. 476; Томашевский, 1962, с. 324; Цявловская, 1980, с. 346 (воспр.), 345, 347, 441.

44, 45. Два автопортрета в женском облике, рядом.

В черновиках стихотворения «Клеопатра»; среди женских портретов. ПД, № 835, л. 23 об. Нег. № 843.

1824 г„ октябрь.

Эфрос, 1945, с. 92.

Примечание. Данные рисунки определяются также как предположительные портреты Е. X. Крупенской (Беляев,' 1946, л. 209, № 136).

46. Автопортрет: набросок лба и носа.

В черновиках романа «Евгений Онегин», гл. 3, строфа XXXVI и стихотворения «Разговор книгопродавца с поэтом». ПД, М 35, л. 28 об. Нег. № 853.

1824 г., октябрь.

Эфрос, 1945, с. 64.

47. Автопортрет в образе старика в очках.

В черновиках стихотворения «И путник усталый на бога роптал» (из цикла «Подражания Корану», IX). ПД, М 835, л. 39 об. Нег. № 875.

1824, сентябрь—ноябрь.

Атрибуция (предположительная) дана С. А. Фомичевым (см.: Ф о~ мичев С. А. Рабочая тетрадь Пушкина ПД, № 835: (Из текстологических наблюдений). —В кн.: Пушкин. Исследования и материалы. Л., 1983, т, XI, с. 51).

48. Автопортрет о безволосой головой, стилизующий сходство с Вольтером; рядом с портретом Вольтера.

В черновиках романа «Евгений Онегин», гл. 4, строфа III; здесь же портреты Мирабо и др. ПД, М 835, л. 41. Нег. М 878.

1824 г., ноябрь—декабрь.

Эфрос, 1945, с. 61 (воспр.), 102; Цявловская, 1980, с. 345 (воспр.),

441,

49. Автопортрет с курносым носом и черными бакенбардами; шаржированный.

В черновиках романа «Евгений Онегин», гл. 4, строфы ХХ1Уа— ХХ1У6. ПД, № 835, л. 53. Нег. М 902.

Конец 1824—начало 1825 г.

ВМП.

50. Автопортрет в облике лошади.

В черновиках стихотворения «Андрей Шенье»; среди изображений лошадиных голов. ПД, Л 835, л. 60 об. Нег. № 917.

1825 г.

К е р ц е л л и Л. Ф. IV Удивительный рисунок Пушкина. (Автопортрет в конском облике). — Огонек, 1978, № 23, с. 18 (воспр. и атрибуция); 2) Мир Пушкина в его рисунках. М., 1983, с. 10—17, 10 (воспр.), 12 (воспр.).

51. Автопортрет с бакенбардами, переходящими в бородку.

В черновиках романа «Евгений Онегин», гл. 4, строфы XXXIII— XXXIV. ПД, № 835, л. 75 об. Нег. М 947.

1825 г., декабрь.

Эфрос, 1945, с. 71 (воепр.), 108; Летопись, 1951, с. 665; Томашев-сккй, 1962, с. 325.

52. Автопортрет без бакенбардов; в модном фраке; зачеркнут по линии носа и подбородка.

В черновиках романа «Евгений Онегин», гл. 4, строфы XXXV— XXXVI. ПД, № 835, л. 76. Нег. № 948. 1825 г., декабрь.

Эфрос, 1945, с. 74; Летопись, 1951, с. 665.

53. Автопортрет с усами и бакенбардами.

В черновиках романа «Евгений Онегин», гл. 5, строфы I—II. ПД, № 835, л. 79 об. Нег. № 955.

А. С. Пушкин. Автопортрет, шарж. (ПД, № 835, л. 5 об.). (Каталог, № 50)

1826 г., 4 января.

Эфрос, 1945, с. 73 (воспр.), 110; Летопись, 1951, с. 670; Цявловская, 1980, с. 373 (воспр.), 372, 443.

54. Автопортрет в рост, в картузе, с тростью.

В черновиках романа «Евгений Онегин», гл. 5, строфы III—IV. ПД, M 835, л. 80. Нег. M 956. 1826 г., январь.

Якушкин, 1884, т. XLII1, с. 36; Венгеров, 1910, с. 185 (воспр.); Эфрос, 1945, с. 75, 77 (воспр.), 104, 110, 112—113; Летопись, 1951, с. 670; Томашевский, 1962, с. 326.

55. Автопортрет в образе Робеспьера.

В черновиках романа «Евгений Онегин», гл. 5, строфы V—VI; здесь же портреты П. И. Пестеля, Мирабо, Вольтера, К. Ф. Рылеева и др. ПД, M 835, л. 80 об. Нег. M 957. 1826 г., январь.

Эфрос, 1945, с. 79 (воспр.), 32, 110, 113; Томашевский, 1962, с. 325—326.

56. Автопортрет в облике молодого человека с длинными кудряАш; зачеркнут штрихами вместе с наброском портрета К. Ф. Рылеева, нарисованного рядом.

В черновиках романа «Евгений Онегин», гл. 5, строфы IX—X; здесь же портреты П. И. Пестеля, И. И. Пущина, А. А. Дельвига, В. К. Кюхельбекера, К. Ф. Рылеева. ПД, М 835, л. 81 лб. Нег. № 959.

1826 г., январь.

Эфрос, 1945, с. 83 (воспр.), 74, 112—113; ВМП.

Примечание. Когда эта работа была уже подготовлена к печати, составителю стало известно, что подобное наблюдение (автопортрет нарисован рядом, как бы на фоне портрета К. Ф. Рылеева) сделано также А. Ю. Черновым.

57. Автопортрет среди портретов декабристов; прямоличный (немного влево); смазан.

На обертке книги. На обороте листа рукой А. Н. Вульфа: «Эскизы разных лиц замечательных по 14 Декб, 825 года, работы Алекс. Серг. Пушкина во время его пребывания в с. Тригорском в 826 году». ПД, № 798, л. 1. Нег. № 9307.

Новые автографы Пушкина. — Искры (прил. к газ. «Русское слово»), 1913, N° 36, с. 283 (воспр. и атрибуция); Зильберштейн, 1926, с. 54, 57 (воспр.); Эфрос, 1945, с. 85 (воспр.), 114—118, 120; Летопись, 1951, с. 679; Томашевский, 1962, с. 326; Цявловская, 1980, с. 286—287.

58. Автопортрет с усам и бакенбардами, переходящими в бородку; в рубашке без воротника.

В рукописи статьи «О поэзии классической и романтической»; здесь же портрет Вольтера. ПД, № 1068, л. 4 об. Нег. № 5406.

1825 г., май—начало июня.

Эфрос, 1945, с. 65 (воспр.), 106, 108; Летопись, 1951, с. 616.

59. Автопортрет в образе «арапа».

В черновиках повести «Арап Петра Великого», гл. III. ПД, № 836, л. 22 об. Нег. М 1012.

1827 г.

Эфрос, 1945, с. 34; Томашевский, 1962, с. 324.

Примечание. М: Д. Беляев (Беляев, 1946, л. 88), Б. В. Томашевский (Томашевский, 1962, с. 324) и Т. Г. Цявловская (Цявловская, 1980, с. 341, 427, примеч. 132) понимают данный рисунок как воображаемый портрет А. П. Ганнибала, сделанный «на основе самоизобра* жения».

60. Автопортрет без бровей; не закончен, рядом с портретом неизвестной и с некоторым сходством с ней.

В черновиках романа «Евгений Онегин», гл. 5, строфа XXVI; здесь же портрет А. Ризнич и другие рисунки. ПД, № 836, л. 42. Нег. М 1052.

1826 г., июль.

ВМП.

61. Автопортрет в виде всадника на лошади.

На том же листе, что № 60. ПД, № 836, л. 42. Нег. М 1052.

1826 г., июль.

Эфрос, 1945, с. 87 (воспр.), 97, 120.

62. 63. Два автопортрета, один под другим: верхний —в виде юноши, с длинными кудрями; нижний — старше, с бакенбардами.

На отдельном листке, вырезанном из листа с рисунками Пушкина, принадлежавшего В. П. Зубкову. ПД, № 1715, л. 1 об. Нег. № 9004.

1826 г.

Венгеров, 1909, с. 351 (воспр.); Эфрос, 1945, с. 91 (воспр.), 89, 121—122; Томашевский, 1962, с. 325, 327 (воспр.); Цявловская, 1980, с. 375 (воспр.), 373—374, 443.

64. Автопортрет с полным лицом и волосами «под горшок».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В черновиках поэмы «Полтава», песнь 1; рядом портрет В. Л. Кочубея. ПД, М 838, л. 43 об. Нег. М 1261.

1828 г., апрель—сентябрь.

Литературное наследство. М., 1952, т. 58, с. 121 (воспроизведено без портретной аннотации).

ВМП.

Примечание. М. Д. Беляевым было высказано предположение, что данный рисунок изображает жену В. Л. Кочубея —Л. Ф. Кочубей (Беляев, 1946, л. 90—91).

65. Автопортрет шаржированный, в образе монстра (с уродливой нижней губой и голой головой).

В черновиках романа «Евгений Онегин», гл. 7, строфа ЫУ. ПД, № 838, л. 76 об. Нег. № 1327.

1827 г., август—1828 г., начало ноября.

ВМП.

66. Автопортрет.

В записной книжке Н. Д. Киселева. ПД, № 905, л. 21. Нег. М 3420.

1828 г., 14 июня.

Эфрос, 1945, с. 93 (воспр.), 121, 124; Томашевский, 1962, с. 326, 330 (воспр.); Цявловская, 1980, с. 376 (воспр.), 374, 443.

Примечание. Б. В. Томашевский и А. М. Эфрос ошибочно датируют портрет 1827 г. О датировке см. также: Соловьева, 1964, с. 20, № 905.

67. 68. Два автопортрета рядом (обращены в правую сторону).

На листе с фразой «В одной из южных губерний наших...» (вариант начала повести «Барышня-крестьянка»); среди других рисунков. ПД, № 841, л. 81 об. Нег. М 1690.

Лист находится между рукописями произведений весны 1830 г. (статья «Детская книжка») и лета 1831 г. («Рославлев»).

ВМП.

Примечание. Я. Л. Левкович датирует возникновение замысла повести «Барышня-крестьянка» и рисунки данного листа концом февраля 1830 г. (Левкович Я. Л. Рукою Пушкина. — Литературная газета, 1984, 4 января, № 1, с. 7).

69. Автопортрет в бараньей папахе.

На листе с тремя строками стихотворения «Фазиль-хану» («Благословен и день и час...»), портретом Александра I и другими рисунками. ПД, № 841, л. 127. Нег. М 1770.

1829 г., «25 мая Коби».

Эфрос, 1945, с. 95 (воспр.), 127—128; Томашевский, 1962, с. 326.

70. Автопортрет: набросок профиля; зачеркнут.

У верхнего края листа с черновиками стихотворений «Калмычка» и «На холмах Грузии»; на этом же листе портрет А. Мицкевича. ПД, М 841, л. 128. Нег. М 1772.

1829 г., май.

ВМП.

71. Автопортрет.

Под рисунком монограмма «АП» и помета: «Писанный им самим во время горестного его заключения в караптипе Гумранском 1829 год.

28 июля». ПД, M 801, л. 1. Нег. № 9310.

Исторический вестник, 1899, май, Приложение «Автографы рукописей А. С. Пушкина», с. 7, 79 (воспр.); Эфрос, 1945, с. 99 (воспр.), 428; Томашевский, 1962, с. 326, 329 (воспр.).

72. Автопортрет верхом, в бурке и круглой шляпе.

В черновиках стихотворения «Делибаш». ПД, M 911, л. 1. Нег. M 3424.

1829 г., после 14 июля.

Эфрос, 1945, с. 101 (воспр.), 132; Томашевский, 1962, с. 331.

73. Автопортрет поясной; с рукой, заложенной за борт сюртука.

В альбоме Ел. Н. Ушаковой. ПД, M 1723, л. 7 об. Нег. M 9450.

1829 г.

Эфрос, 1945, с. 103 (воспр.), 136; Томашевский, 1962, с. 331.

74. Автопортрет в образе Поэта.

На отдельном листке, вклеенном в альбом Ел. Н. Ушаковой. ПД, M 1723, л. 16. Нег. M 8845.

1829 г.

Альбом, 1882, вклейка № 7 между с. 122—123 (воспр.); Либрович, 1890, с. 73, 74 (воспр.); Эфрос, 1945, с. 105 (воспр.), 134, 136; Томашевский, 1962, с. 326; Цявловская, 1980, с. 377 (воспр.), 374, 443.

75. Автопортрет в монашеском клобуке, напротив беса.

Помета под рисунком: «Не искушай (сай) меня без нужды».

В альбоме Ел. Н. Ушаковой. ПД, M 1723, л. 49. Нег. M 8866.

1829 г.

Альбом, 1882, вклейка N° 6 между с. 122—123 (воспр.); Либрович, 1890, с. 74, 75 (воспр.); Эфрос, 1945, с. 107 (воспр.), 132—134; Томашевский, 1962, с. 326.

76. Автопортрет со лбом, прочерченным морщинами; погрудный (со сходством с автопортретом № 73).

В альбоме Ел. Н. Ушаковой. ПД, M 1723, л. 64. Нег. M 9487.

1829 г.

ВМП.

77. Автопортрет в виде всадника на лошади, в бурке и круглой шляпе, с пикой.

В альбоме Ел. Н. Ушаковой. ПД, M 1723, л. 74 об. Нег. M 8874.

1829 г., конец сентября—начало октября.

Альбом, 1882, вклейка № 8 между с. 122—123 (воспр.); Либрович, 1890, с. 74, 76 (воспр.); Эфрос, 1945, с. 109 (воспр.), 430, 132; Томашевский, 1962, с. 326, 331.

78. Автопортрет в образе пожилого человека.

На обороте листа с черновиком начальной строфы поэмы «Домик в Коломне» — «Пока меня без милости бранят...» (не вошедшей в окончательный текст поэмы). ПД, M 134, л. 1 об. Нег. M 428.

1829 г., август—сентябрь.

Зильберштейн, 1926, с. 54; Гросс м а н Л. Рисунки из неизданных черновиков рукописей Пушкина. — Прожектор, 1929, N° 23, с. 10; Эфрос, 1945, с. 123 (воспр.), 145—147; Томашевский, 1962, с. 332.

Примечание. В книге А. М. Эфроса автопортрет датирован более поздним временем"— октябрем 1830 г., т. е. временем написания поэмы «Домик в Коломне». Однако последние исследования относят создание первой строфы поэмы — «Пока меня без милости бранят. ..» — к августу—сентябрю 1829 г. Принимая новую датировку, все же необходимо отметить, что по своему характеру этот портрет ближе к более поздним автопортретам 1830-х гг., чем к одновремен-

йыМ ему зарисовкам 1829 г. из альбома Ёл. Н. Ушаковой. Обоснованно новой датировки см.: Фомич ев С. А. Из реального коммедтария к поэме «Домик в Коломне». — Временник Пушкинской комиссии. 1980. Л., 1983, с. 122—124.

79. Автопортрет в лавровом венке, с обрезом шеи острым углом, как в скульптурном бюсте; зачеркнут.

В черновиках поэмы «Тазит», рядом с портретом А. Мицкевича. ПД, № 842, л. 8. Нег. М 1785.

Конец 1829—начало 1830 г.

Эфрос, 1945, с. 117 (воспр.), 75—76, 138—140; Томашевский, 1962, с. 331; Цявловская, 1980, с. 378 (воспр.), 443.

80. Автопортрет, 3/4 влево; смазан.

На том же листе, что № 79. ПД, № 842, л. 8. Нег. М 1785.

Конец 1829—начало 1830 г.

Эфрос, 1945, с. 115 (воспр.), 114—116, 138; Томашевский, 1962, с. 331; Цявловская, 1980, с. 378 (воспр.), 443.

81. Автопортрет, рядом с профилем Н. Н. Гончаровой.

В черновике письма к К. Собаньской. ПД, М 842, л. 27. Нег. М 1817.

1830 г., февраль.

Якушкин, 1884, т. ХЫН, с. 327; А. С. Пушкин. Издание журнала «Русский библиофил». СПб., 1911, с. 58 (воспроизведен без портретной аннотации); Эфрос, 1945, с. 119 (воспр.), 144—145.

82. Автопортрет в женском облике; зачеркнут по линии профиля волнистой линией.

На обороте листа с портретом А. С. Грибоедова. ПД, М 1728, л. 1 об. Нег. М 9014а.

1831 г., май.

Эфрос, 1945, с. 125 (воспр.), 92, 94.

Примечание. О. С. Соловьева, описывая рисунок как «женский портрет», высказывает предположение, что он изображает О. С. Павлищеву (Соловьева, 1964, с. 84, № 1728).

83. Автопортрет с волосами, поредевшими надо лбом; рядом — профиль Н. Н. Пушкиной. ^

В черновике письма к А. X. Бенкендорфу. ПД, № 577, л. 2 об. Нег. М 2692.

1832 г., 24 февраля.

Шляпкин, 1903, с. 87 (воспр. и атрибуция); Зильберштейн, 1926, с. 58 (воспр.), 54; Эфрос, 1945, с. 133 (воспр.), 150—151.

84. Автопортрет с Н. Н. Пушкиной, 3/4 влево; автопортрет зачеркнут штрихами.

На обороте «Счета изданию Северных цветов на 1832 год». ПД, М 823, л. 2 об. Нег. М 9342.

1832 г.

Щеголев П. Е. Бюджет А. С. Пушкина в последний год жизни. — Прожектор, 1929, № И (181), с. 23 (воспр.); Эфрос, 1945, с. 131 (воспр.), 76, 150; Томашевский, 1962, с. 332.

85. Автопортрет.

Рисунок в записной; книжке, заполнявшейся во время занятий в библиотеке Вольтера в Эрмитаже, ПД, № 840, л. 100 об. Нег. М 1565.

1832 г., март.

Якубович Д. П. Пушкин в библиотеке Вольтера. — Литературное наследство. М., 1934, т. 16—18, с. 911 (воспр.), 920.

Примечание. Д. П. Якубовичем не указано, какой из двуЗс мужских портретов, нарисованных па листе, имеется в виду. В других работах данный автопортрет не учтен.

86. Автопортрет в образе пожилого человека.

На адресной стороне письма М. Ф. Орлова к H. Н. Раевскому от 22 января 1834 г., здесь же еще два мужских портрета. ПД, M 1731, л. 2 об. Нег. M 9017.

1834 г.

Соловьева, 1964, с. 85, № 1731; Головин В. Автопортреты поэта. — Неделя (воскресное приложение к газете «Известия»), 1974, № 22 (742), с. 8-9 (воспр.).

87. Автопортрет прямоличный (немного влево).

В черновиках «Сказки о Золотом петушке». ПД, M 845, л. 23. Нег. M 1998.

1834 г,

Эфрос, 1945, с. 135 (воспр.), 115.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

88. Автопортрет в образе безумца.

В черновиках стихотворения «Странник»; среди других рисунков. ПД, № 982, л. 1 об. Нег. M 4127.

1835 г., 26 июня.

А. С. Пушкин. Издание журн* «Русский библиофил». СПб., 1911, с. 61 (воспроизведен без портретной аннотации); Эфрос, 1945, с. 34, 137 (воспр.).

89. Автопортрет в образе глубокого старца.

В черновиках стихотворения «Когда владыка ассирийский..ПД, M 213, л. 1. Нег. M 657.

1835 г., 9 ноября.

Модзалевский и Томашевский, 1937, с. 35, № 213 (атрибуция предположительная); Эфрос, 1945, с. 141 (воспр.), 151--—152; Томашевский, 1962, с. 332-333.

90. Автопортрет в лавровом венке, в виде скульптурного бюста; шаржированный.

Помета под рисунком: «il gran padre. А. P.».

На листе, вклеенном в альбом с рисунками Сен-При. ПД, M 1732, л. 59. Нег. M 8917.

1835—1836 (?) гг.

Попов П. Пушкин в работе над историей Петра I. — Литературное наследство. М., 1934, т. 16—18, с. 469 (воспр.); Эфрос, 1945, с. 143 (воспр.), 152—153; Томашевский, 1962, с. 330 (воспр.).

91. Автопортрет (последний).

В черновике письма к В. С. Соллогубу; рядом с колонкой цифр. ПД, M 343, л. 1 об. Нег. M 1096.

1836 г., февраль.

Зильберштейн, 1926, с. 54, воспроизведен на обложке; Эфрос, 1945, с. 147 (воспр.), 153—154; Томашевский, 1962, с, 318 (воспр.); Цявлов-ская, 1980, с. 379 (воспр.), 377, 380, 443.

Примечания. 1. Традиционно считалось, что колонка цифр, рядом с которой нарисован портрет, является подсчетом долгов. С. А. Фомичевым высказано предположение, что здесь Пушкин сделал прикидку предполагаемых доходов от издания журнала «Современник». Это предположение вносит существенный корректив в понимание последнего автопортрета поэта. См.: Фомич ев С. «Я богат-через торговлю стишистую...». Пушкинский край, 1983, 10 февраля, с. 3.

2. В первом издании книги Т. Г. Цявловской «Рисунки Пушкина» (М., 1970, с. 166) указано, что данный автопортрет определен В. И. Срезневским.

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

Альбом, 1882 Анненков, 1874

Беляев, 1946

Венгеров, 1909, 1910 ВМП

Зильберштейн, 1926 Летопись, 1951 Либрович, 1890

Модзалевский и Томашевский, 1937

Рукописи Пушкина, 1911

Соловьева, 1964 —

Томашевский, 1962 —

Цявловская, 1970, 1980-

Шляпкин, 1903

Эфрос, 1933 Эфрос, 1945

Якушкин, 1884

Альбом Пушкинской выставки. 1880. М., 1882. Анненков П. В. А. С. Пушкин в Александровскую эпоху. СПб., 1874. Беляев М. Д. Изучение рисунков Пушкина и их роль в пушкиноведении. Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук, 1946 (не опубликована, хранится в ГБЛ).

Пушкин. [Соч.] / Под ред. С. А. Венгерова. СПб.: Изд-во Брокгауза и Ефрона, 1909, т. III; 1910, т. IV.

этикетаж экспозиции рукописей и картотека «Рисунки А. С. Пушкина» Всесоюзного музея А. С. Пушкина.

Зильберштейн И. С. Из бумаг Пушкина: (Новые материалы). М., 1926. Цявловский М. А. Летопись жизни и творчества А. С. Пушкина. М., 1951. Либрович С. Пушкин в портретах, история изображений поэта в живописи, гравюре и скульптуре. СПб., 1890.

Модзалевский Л. Б., Томашевский Б. В. Рукописи Пушкина, хранящиеся в Пушкинском Доме: Научное описание. М.; Л., 1937. Рукописи Пушкина, I. Издание вел. кн. Олега Константиновича. СПб., 1911. Соловьева О. С. Рукописи Пушкина, поступившие в Пушкинский Дом после 1937 года: Краткое описание. М.; Л., 1964. Томашевский Б. В. Автопортреты Пушкина.—В кн.: Пушкин и его время. Издание Всесоюзного музея А. С. Пушкина. Л., 1962, вып. 1, с. 318—333.

Цявловская Т. Г. Рисунки Пушкина. М.: Искусство, 1970; 2-е изд., пересмотренное и расширенное. М., 1980.

Шляпкин И. А. Из неизданных бумаг А. С. Пушкина. СПб., 1903. Эфрос А. М. Рисунки поэта. М.: Academia, 1933. Эфрос А. М. Автопортреты Пушкина. М.: Гос-литмузей, 1945.

Якушкин В. Е. Рукописи поэта, хранящиеся в Румянцевском музее. Русская старина, 1884, т. XLI^XLIV.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.