Научная статья на тему 'РИСУНОК ПУШКИНА «ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА КАРАДАГА»'

РИСУНОК ПУШКИНА «ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА КАРАДАГА» Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
23
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РИСУНОК ПУШКИНА «ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА КАРАДАГА»»

или бальных платьях с метлами в руках: на них кричит дворник, а поодаль за всеми наблюдает полицейский чин. Дело несомненно происходит в Петербурге, на набережной Фонтанки у Калинкина моста.

Хотя книга «Русские тайны» выпущена в Париже (в издательстве Паньер), но иллюстрация исполнена русским художником-рисовальщиком и литографом Петром Ивановым,9 закончившим оригинал около 1840 г. Та же иллюстрация приведена в книге М. И. Пыляева «Старая Москва»;10 отличия ее от оригинала незначительны: все человеческие фигуры повторены без всяких изменений, но задний архитектурный план иной, несомненно изображающий московскую улицу, на которой находится полицейский участок. Под иллюстрацией объяснительная надпись: «Арестанты прп полиции, метущие улицу. С литографии начала нынешнего столетия».

Приведенные данные, с нашей точки зрения, с достаточной ясностью решают вопрос о том, как следует понимать вышеприведенный текст из «Станционного смотрителя»: в воображении отца бедная Дуня метет петербургскую улицу с метлой в руках под надзором дворника и квартального, в сообществе с сомнительными гуляками и арестантами.

М. П. Алексеев

РИСУНОК ПУШКИНА «ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА КАРАДАГА»

Не раз писали об одном пейзажном рисунке Пушкина, но его либо не воспроизводили правильно, либо пе давали ему никакого толкования. Опубликован он был впервые почти полвека назад А. М. Эфросом, назвавшим рисунок «Гора со сквозным ходом».1 Каких-либо комментариев автор книги не дал.

Несомненно, перед нами зарисовка конкретного места, сделанная по памяти. «Изредка встречаются в рисунках Пушкина пейзажи, — пишет Т. Г. Цявловская. — Они кажутся столь же верным отражением виденного, как и изображения людей, которые почти всегда портреты».2

Указанный рисунок отличается разнообразной штриховкой плоскостей горы. Это, конечно же, скала, подымающаяся из воды. В этом убеждают и не замеченная А. М. Эфросом лаконичная волнистая линия в проходе скалы, передающая водную рябь, и слабо намеченная линия горизонта или берега. Мастерство пушкинской графики поражает нас и здесь: удивительнейшее сочетание • уверенности рисунка и его легкости. Наряду с этим чувствуется воссоздание какого-то живого, яркого впечатления.

Видевшие у южного берега Крыма, неподалеку от Коктебеля, выступающую из моря скалу причудливой формы — так называемые «Золотые ворота» или «Ворота Карадага» — узнают ее в рисунке.

Первым пришел к этому выводу Б. В. Томашевскпй. «Сохранилось еще одно свидетельство о впечатлениях Пушкина, — рассказывает автор о мор-

9 О Петре Иванове сведений сохранилось немного. Он жил в Петербурге и был учеником Академии художеств с 1809 г. См. о нем: Собко Н. II. Словарь русских художников..., т. II, вып. 1. СПб., 1895, стлб. 398.

10 Пыляев М. И. Старая Москва. Рассказы из былой жизни. СПб., 1891, с. 391.

1 Эфрос Абрам. Рисунки поэта. М., 1930, с. 61; изд. 2-е. М., 1933, с. 117, 234.

2 Цявловская Т. Г. Рисунки Пушкина. М., 1970, с. 9.

ском путешествии поэта на военном бриге из Феодосии в Гурзуф в 1820 г. — В черновых тетрадях около наброска ХЬУ1 строфы первой главы „Евгения Онегина" ^ (октябрь 1823 г.) сохранился сделанный по памяти, но довольно точный рисунок скалы, стоящей в море, в которой нельзя не узнать известных Золотых ворот Карадага. Настолько были сильны впечатления Пушкина о виденных им берегах Крыма, что он не забыл очертания скал и через три года».3

Ни в академическом издании монографии Б. В. Томашевского, ни в иллюстрированной книге «Здесь жил Пушкин», в статье Н. М. Дружининой, где говорится о рисунке Пушкина «Ворота Карадага»,4 воспроизведения его нет.

На фотографии современного вида «Золотых ворот» можно заметить естественные изменения очертапий скалы. Рисунок восхищает нас не только

Рисунок Пушкина («Золотые ворота Карадага») в черновике первой главы «Евгения Онегина» (строфа ХЬУ1).

мастерством Пушкина-рисовальщика, но и (в который раз!) удивительной зрительной памятью великого поэта. В рисунке 1823 г. отражены впечатления трехлетней давности. Необычную скалу, подымающуюся над морем, поэт увидел в ночь с 18 на 19 августа 1820 г.

«<.. .> морем отправились мы мимо полутемных берегов Тавриды, в Юр-3УФ» где находилось семейство Раевского, — писал Пушкин брату спустя месяц. — Ночью на корабле написал я элегию, которую тебе присылаю».5 В этой романтической элегии ярко отражены первые впечатления от ночного моря:

Погасло дневное светило; На море синее вечерний пал туман.

Шуми, шуми, послушное ветрило, Волнуйся подо мной, угрюмый океан...

3 Томашевский Б. В. Пушкин, кн. 1. М.—Д., 1956, с. 483.

4 Дружинина Н. М. Крым. 1820. — В кн.: Здесь жил Пушкин. JL, 1963, с. 180.

5 Письмо от 24 сентября 1820 г. (XIII, 19).

«Корабль плыл перед горами, покрытыми тополями, виноградом, лавром и кипарисами», — продолжал Пушкин описание утреннего зрелища Крыма.

Рассказы самого Пушкина, воспоминания о нем, элегия «Погасло дневное светило...» донесли до нас ту ночь во всей ее неповторимости. «Всю ночь не спал. Луны не было, звезды блистали...», — писал поэт в письме к Дельвигу (VII, 437).6 «В ночь перед Гурзуфом Пушкин расхаживал по палубе в задумчивости и что-то бормоча про себя», — спустя многие годы рассказывала П. И. Бартеневу М. Н. Волконская.7

Скала «Ворота Карадага». Современный вид.

Яркость впечатления от поездки по Черному морю, чувство восхищения вызвали семь лет спустя апофеоз крымским берегам:

Прекрасны вы, брега Тавриды, Когда вас видишь с корабля, При свете утренней Киприды, Как вас впервой увидел я; Вы мне предстали в блеске брачном: На небе синем и прозрачном Сияли груды ваших гор, Долин, деревьев, сел узор Разослан был передо мною.

(VI, 199—200)

Рисунок скалы в море —не просто один из немногих пейзажных рисунков поэта, имеющий поразительно точный, документально-топографи-

6 Письмо это, не известное в рукописи, было впервые напечатано Дельвигом в издававшемся им альманахе «Северные цветы на 1826 год» под скромным названием издателя «Отрывок из письма к Д.».

7 См.: Бартенев П. И. Пушкин в южной России. М., 1914, с. 33.

Павел Воинович Нащокин. Рисунок неизвестного художника.

1820-е годы.

о

и пащсАин

Павел Воинович Нащокин. Рисунок К. Е. Маковского. Начало 1850-х годов.

Воин Васильевич Нащокин. Фотоснимок, сделанный с портрета неизвестного художника конца XVIII в. —1800-х годов.

Клеопатра Петровна Нащокина. Фотоснимок, сделанный с портрета неизвестного художника конца XVIII в.—1800-х годов.

ческий характер. Он обогащает наше с которыми был связан для Пушкина тов его жизни.8

представление о памятных местах, один из самых волнующих момен-

Б. А. Протоклитов

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Есть ли возможность понять, почему возник вдруг в рукописях Пушкина через три года после его путешествия по Черному морю рисунок этой надводной скалы?

Находится он на полях строфы ХЬУ1 первой главы «Евгения Онегина»:

Кто жил и мыслил, тот не может В душе не презирать людей; Кто чувствовал, того тревожит Призрак невозвратимых дней: Тому уж нет очарований, Того змия воспоминаний, Того раскаянье грызет. Все это часто придает Большую прелесть разговору. Сперва Онегина язык Меня смущал; но я привык К его язвительному спору, И к шутке, с желчью пополам, И злости мрачных эпиграмм.

(VI, 24)

Черновик мало чем отличается от окончательного текста строфы.

Как видим, с текстом рисунок не связан. Мне представляется, что об был вызван оживлением воспоминаний о морском плавании и, возможно, о совместном с М. Н. Раевской созерцании этого феномена природы в связи с приездом последней в Одессу в октябре 1823 г.1 Тогда же появляются и новые портреты М. Н. Раевской в рисунках Пушкина, который увидел ее уже не угловатым подростком, а расцветшей девушкой.2

Т. Г. Цявловская

8 Совсем недавно в одной из краеведческих книжек, посвященных пребыванию Пушкина в Крыму, воспроизведен рисунок «Золотые ворота Ка-радага» (Выгон М. Пушкин в Крыму. Симферополь, 1974, с. 25), но в таком мелком масштабе, что он не передает впечатления от артистического рисунка Пушкина. В книге В. П. Купченко и Н. П. Орлова «Планерское— Коктебель» (Симферополь, 1975) также воспроизводится рисунок Пушкина и дается современная фотография «Золотых ворот Карадага».

1 См.: Цявловский М. А. Летопись жизни и творчества А. С. Пушкина, т. I. М., 1951, с. 411—412, 770.

2 См. воспроизведения их при статье Т. Г. Цявловской «Мария Волконская и Пушкин. (Новые материалы)» в альманахе «Прометей» (т. I, М., 1966, с. 56—59 и 419).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.