УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ Ц А Г И Том X 19 7 9
М 2
УДК 533,6.013.011.3/5
АВТОМОДЕЛЬНЫЕ ОСЕСИММЕТРИЧНЫЕ ДВИЖЕНИЯ ГАЗА С УДАРНЫМИ ВОЛНАМИ, СХОДЯЩИМИСЯ К ОСИ СИММЕТРИИ
В. П. Пархоменко
Рассматривается задача о схождении сильной ударной цилиндрической волны к оси симметрии и задача о течении газа, сжимаемого цилиндрическим поршнем, движущимся из бесконечности по степенному закону. Проведено исследование для всех значений отношения теплоемкостей газа •/.. В первой задаче определяется зависимость показателя автомодельности от ч. и область неоднозначности этой зависимости. Оказывается, что при х<;1,14 решение первой задачи является в некотором смысле предельным для задачи о поршне. При у. >1,14 задачи никак не связаны.
1. Существует широкий класс задач, для которых в начальный и близкие к нему моменты времени решение неавтомодельно, однако с приближением ударной волны к оси симметрии оно становится автомодельным. К этому типу можно отнести следующие задачи: задачу о движении газа при выделении в начальный момент времени энергии в тонком цилиндрическом объеме; задачу о движении газа под действием повышенного давления вне некоторого цилиндра; задачу о движении газа под действием поршня, перемещающегося к оси, который через некоторое время останавливается. Как показывают численные решения этих весьма различных задач, с приближением ударной волны к оси симметрии решения выходят на один и тот же автомодельный режим — так называемую сильную сходящуюся к оси симметрии ударную волну. В этих случаях автомодельное решение можно использовать для раскрытия особенности на оси симметрии, возникающей в решении перед моментом схлопывания, что дает возможность изучить и отражение ударной волны от оси.
Тот факт, что выход на автомодельный режим осуществляется для режима течения, в котором ударная волна достаточно близка к оси и на характере течения уже не сказываются начальные дан-
ные, позволяет следующим образом сформулировать автомодельную задачу о схождении к оси сильной ударной волны Ц] и связанную с ней, как выяснится ниже, задачу о поршне.
Пусть при £-> — оо (і — время, отсчитываемое от момента схлопывания) невязкий нетеплопроводный совершенный газ занимает все пространство, покоится и его температура равна нулю. Движение газа возникает в результате цилиндрически-симметрич-ного выделения энергии на бесконечности или под действием сжимающегося цилиндрического поршня:
г, =Й'* (-Л (1)
где г,— расстояние от оси симметрии до поршня, 10 и & — положительные постоянные.
В газе, очевидно, возникает ударная волна, движение газа за которой описывается уравнениями Эйлера |2]:
dt
_с>і dr
?
да
~дг
+ — = 0;. ■ I r 1
ди . ди
-ш + и-д?
ds
dt
ds n u -3— = 0 dr
(2)
и уравнением состояния /? = sp\ Здесь г —расстояние от оси, р — плотность, и — скорость, р — давление, 5 — функция энтропии газа. Перед волной в соответствии с начальными условиями и—р = 0, р = р0 = const.
Соотношения на фронте ударной волны:
и = р
\
_р_
Ро
4- I
1 ’
Ро
(3)
где А^—скорость фронта ударной волны.
Обе поставленные задачи допускают автомодельные решения вида (сферический случай рассмотрен в [3])
«=££/(?), р = раУ?(5), Р = Р0~Р^), (4)
где £ = ;0/г-*, к — показатель автомодельности. В задаче о схо-
дящейся ударной волне он определяется в процессе решения. В задаче о поршне показатель автомодельности определяется непосредственно из закона движения поршня (1) и ставится цель определить его значения, при которых решение задачи существует.
Уравнения газовой динамики (2) сводятся к обыкновенным
дифференциальным уравнениям для функций и, /?, Р:
(2г-у)(|-у)-(*-1)(2г/х-|у+ I), "
bU’
г-У
D
и R' _ У о — У) — (к^~ 1)(2г-/у. — y-f- I) .
Е R У (* — У) ’
Р'_____2 уг — (у. + 2) у'3 + ху — (k — 1) [(2 -■ *) у -Г х]
У (г-У)
(5)
где
y=l-U,
ч-Р
R{\-UY
(6)
Начальные данные для этой системы получаются из условий на ударной волне (3). В силу автомодельности ударная волна яв* ляется линией % = const, и, выбрав подходящим образом ;0, мы можем сделать эту константу равной единице; тогда условия (3) приводятся к виду
^<1> = 4т. '>0)-т|т. (7)
Исследование системы (5) немного различно для задачи о сходящейся волне и задачи о поршне. Обратимся сначала к первой из них.
2. При t — 0 (момент схлопывания) естественно потребовать, чтобы скорость, плотность и давление при всех г были ограничены. Это приводит, учитывая (4), к условиям:
6Г(0) = Р(0) = 0. (8)
Уравнения (5) имеют первый интеграл
у» zk ДА (*-,) £2 (1-2 к) _ const.
Тогда систему (5) можно переписать в переменных у и z следующим образом:
kl_
(9)
dy = Я (У. г) .
d\ г-у '
Ы— ~ — Р<-У- £>
d\ ~ у г-у ’
где
p(y, z) = 2z — /V2 4- (х — 2) ([14-1) у — IV/, q(y, z) — (1 ~y)(y — 2z) + fi.(22/* — у 4 1), р = k — 1.
Отсюда получаем одно уравнение
dz _ г р(у, г) nm
dy у д(у, г) ' U
Из условий (7) и (8) следует, что искомая интегральная кривая уравнения (10) должна выходить из точки М(у0, z0), где у0 — = (х—1)/(х -f- 1), z — 2x/(x-j-l) и попадать в точку 0(1, 0). Параметр jj. и определяется из этих условий.
Существенную роль играет характеристика drjdt = и — с (с—скорость звука) системы (2), достигающая оси симметрии в момент фокусирования волны. Она является линией ? = const, откуда следует, что на этой характеристике знаменатели уравнений (9) обращаются в нуль.
Так как точки Ж и О лежат по разные стороны от прямой y = z, искомая интегральная кривая обязана ее пересечь, а это возможно только в точках, где р{у, z) = q(y, z) — 0, иначе « была бы немонотонной на этой интегральной кривой, а у и г — неоднозначными функциями Таким образом, искомая интегральная кривая, выходящая из точки М, должна пересекать прямую y — z в особых точках уравнения (10). Их координаты определяются из квадратного уравнения:
Уг— (l 4-----' 1А).У 4 Iх — 0.
Координаты этих точек (обозначим их и А/,): у = г=у, = -1-(1
у = г=у2 = ±-[ 1 + +]/д),
где
Д = 1--2^-%+(~)%3.
Для того чтобы у, и у, были действительными, необходимо, чтобы Д>0, т. е.
X X
11^1»,= -7-р=--=ГГ. ИЛИ II ц, = -т——---=г-
г ^ г' (К* + УЪ)* (К* - /2)* '
Область следует отбросить, так как |а2>1, а при «■> 1 энер-
гия газа в цилиндре любого фиксированного конечного радиуса стремится к оо при /->0. Значения [*-<0 также не подходят, так как при них «->0, р-+0, с-*-0 при ^->0, что несовместимо с любым конечным давлением на фронте. Остается исследовать отрезок 0 < р. С [л,. При {х = 0 _У1 == 0, = 1, а при возрастании р. от 0 до а,
особые точки Л/, и N2 движутся по прямой у=г навстречу друг другу и сливаются в одну при = Уравнение (10) в области 0<з/<оо, 0<2<с» имеет не более трех особых точек. То, что две из них лежат на известной прямой, позволяет найти аналитическое выражение для координат и третьей (УУ3). Здесь нам потребуется только ее координата
Тип особых точек Nl, Л/, определяется корнями характеристического уравнения в этих точках:
>8 — (3 — ч) /• + 4х (у, - у5) (у, _ ) = 0, (12)
где у1 — абсцисса точки Л/,-(/:= 1, 2). Тип одной из особых точек Л^, /V, меняется С изменением положения ТОЧКИ М, относительно и N3. Отсюда следует условие:
(Уз— УЛУз— ь) = о,
которое дает
1=0-
Положительный корень этого уравнения
При {х р-з сливаются в одну все три особые точки Л,’1) Лг2 и А'',, что дает уравнение для значения х — х2, при котором происходит такое слияние; ________
т т г*)* ^ +У Ш+1,
откуда х2 3,04.
Из анализа уравнения (12) следует, что при
* < * - (* ~ 2 V2 )
точка /V, является фокусом. Наконец, из (11) видно, что при 1, .Уз<0 и внутри первого квадранта плоскости (у, г) остаются только две особые точки /V, и А',.
Линии !*■) (х), рь3 (*), ^5(х), и = х—1 делят первый квадрант плоскости (у, г) на области, такие, что при изменении * и р внутри каждой из них картина интегральных кривых качественно не меняется, а особые точки АТ,, Ы.2, Ад сохраняют свой тип. Эти линии
...... Рис. 1
изображены на рис. 1, а каждая область помечена цифрами от 1 до 9. Исследование особых точек дает результаты.
Области 1 и 9: /V, — седло, М — узел, Л',— узел и находится в области ^<0.
Область 2: А, —седло, А^ —узел, /У8 — узел и находится слева от А', и А^.
Область 3: /V,— узел, ТУ, — узел, А, — седло и находится между А', и М,.
Область 4: /V, — фокус, А,— узел, Ма— седло и находится между А/, и А,.
Область 5: — узел, А, — седло, N3 — узел и находится справа
от А', и А2.
Область 6: — фокус, А^ — седло, А^— узел и находится спра-
ва от А7! и М.
Область 7: внутри первого квадранта плоскости (у, г) нет особых точек.
Область 8: есть одна особая точка А^ — узел.
Заметим ещё, что точка 0(1, 0), куда должна попасть искомая интегральная кривая, является дикритическим узлом типа г = = С(у- I)2.
Теперь можно исследовать вопрос о существовании решения поставленной задачи для всех значений
а) ж<^у.,~1,80, 0 [А <С |*з (*)•
В этой области решения не существует, так как интегральная кривая. выхидящая из точки М, обязательно пересекает прямую между особыми точками и Л/3 (особая точка лежит ниже прямой у = г).
б) * О], ^ (у.) < |1 < (1! (*).
При этом — седло, — узел. Для каждого х<х, существует единственное решение |**(х) такое, что интегральная кривая, проходящая через точку М, является сепаратрисой седла и попадает в точку О (рис. 2). К этой области относится случай *=1,4, рассчитанный Гудерлеем [1].
в) х1 <1 /■ ■< *2, 0 << а и, (•/).
При х = х, р.* = и, (х), что соответствует слиянию особых точек N. и N2. При дальнейшем увеличении /. существует р* (х), при котором искомое решение уравнения является отдельным аналитическим усом узла При р.* (*)<^ ^ решение также существует,
но, в общем случае, является неаналитическим усом общего направления (рис. 3).
г) *>*2, О О Оз (/).
Особая точка Л'2 — узел, как и в случае „в“, и существует 1х = ^*(х), при котором искомая кривая — отдельный аналитический ус узла /V,. Неаналитическим, в общем случае, решениям соответствует диапазон ;х*<Хц3. При ц>р3 точка М становится седлом; этим значением и ограничивается допустимый интервал изменения р.
д) *>*2. :1з(/Х^<!ч(х)-
Особая точка N. — седло и точка А1 находится всегда правее его сепаратрисы. Таким образом, в этой области решения не существует.
Из сказанного следует, что решение задачи существует при всех х. При *>х, оно неединственно. Существует интервал значений р., ири которых возможны неаналитические, в общем случае, на предельной характеристике решения задачи. В аналогичной за-
2—.Ученые записки' 2
17
даче о схлопывании полости среди этих значений (а существуют такие, что решение аналитично [3].
Найдем теперь асимптотическое значение у*(х) при * -> оо. Для этого сделаем замену переменных в уравнении (8):
. х = *(\—у), г = г.
После предельного перехода:
йг __ (] — 11) х + Чг — 2(1 + ;х)
йх (2г—ц—1) х — 2рх '
Как и при конечных х, решение этого уравнения должно пройти через точки х0 — 2, г0=^2 и х, = 2{х/(1 — ^), г2 = \, не пересекая прямой 2 = 1 при хф х,. Численным интегрированием находим: }1*(оо)лг '-5:0,3754. ‘ ‘ "
В таблице приведены рассчитанные численно значения р*(х).'
Их необходимо вычислять достаточно точно, так как поведение решений уравнений (5) чрезвычайно чувствительно к величине р-Интересно рассмотреть движение газа после достижения ударной волной оси симметрии —отражение от нее. Течение остается автомодельным, с тем же показателем [1]. Момент отражения соответствует t =0, т. е. £ = 0. До отражения при ? -> 0 имеем:
z — С[ у~, у< 1,
где Сг — положительная постоянная величина. При t = 0:
и ~ — 1/г*-1; |
р — 1/г2<*_1); (13)
р —const; )
здесь k~ 1 + fA*.
% 1,1 1,2 1,4 5/3 2 3 10 оо
u* 0,12963 0,16122 0,19714 0,22605 0,24982 0,28921 0,34802 0,37542
Выражения (13) определяют начальные условия для задачи о течении газа после отражения. В этой задаче время отсчитывается от момента отражения (£>0). Из (13) следует, что при $->-0 (после отражения):
г = С.У, у> 1. (14)
Решение надо найти в области 0-<?■< +со. Оси симметрии (г = 0) соответствует \ = -{- ос. На плоскости (у, z) % = + оо в особой точке с координатами (1 — (»*/*, + оо).
Из нее выходит единственная интегральная кривая aN2 (см. рис. 2), переход с которой на кривую Об, задаваемую условием (14), возможен только скачком, определяемым условиями Ренкина— Гюгонио [2].
3. Обратимся теперь к задаче о сжимающемся поршне.
Из уравнения движения поршня (1) следует, что !=^0 = const соответствует поршню. Уравнения Эйлера описывают движение в области < I <1. Скорость частиц вблизи поршня совпадает со скоростью поршня, поэтому £/(?<,)= 1. Отсюда видно, что переменные (6) не подходят для решения задачи о поршне, так как при подстановке условия U(i0) = 1 во вторую формулу (6) как множитель (1 — U), так и оставшаяся комбинация *P!R (это следует из дальнейшего исследования) обращаются в нуль, что приводит к неопределенности z. Поэтому рассмотрим переменные |4]:
у = 1 — U, w — xP/R, R = R.
Тогда система (9) примет вид:
ы _^L____?i O'- w) .
' dt ~У w- у= ’
fc: dw —w ql(y' a')+Pl(y- w)
' d\ w — y3 ’
где
/7, (у, w) = 2wjy — -/-/У2 4- (x — 2) («j. 4 1)у — [AX,
<7i СУ. w) = (l —У)(У - 2wfy) r v(2wly/v.~-y + 1).
Далее:
__ h (y, w) +p,(y> w) fl5.
dy у q, (v, w) • >
Условия на фронте ударной волны:
2х(х —1)
W°— (X + 1)2 •
На поршне должно выполняться условие
У1 = о.
Значения w и R на поршне пока неизвестны. Таким образом, движениям газа, вызванным сжимающимися поршнями, соответствуют интегральные кривые уравнения (15), проходящие через точку М(уо, ®0) и достигающие линии у = 0, причем переменная $ на этих кривых должна монотонно изменяться от единицы в точке Ж до некоторого £0<Ч на оси у — 0.
Поле интегральных кривых уравнения (15) внутри первого
квадранта плоскости (у, w) сходно с полем уже изученного урав-
нения (10). Это связано с тем, что, как легко видеть, особые точки
этих уравнений совпадают по типу и количеству в области 0<з;<оо, 0<щ><со. Конечно, для определения их положения нужно учесть связь между ю и г:
г = т/у.
Существенные отличия относятся к особым точкам, лежащим на осях координат у, ъи и на бесконечности. Прямая у = 0 является интегральной кривой уравнения (15) и не проходит через точку М, поэтому интегральная кривая, соответствующая поршню, может достичь прямой у = 0 только в особых точках, лежащих на этой прямой. Таких особых точек две: у — 0, да = 0 и ^ = 0, да = + оо [нас интересует только первый квадрант плоскости (у, ®)]. Как показывает исследование, особая точка 0(0, 0) является узлом при |а>ч—1 и седлом при [а < у. — 1. В последнем случае через точку О проходят только сепаратрисы седла, но на них переменная % возрастает при приближении к О, поэтому они не могут соответствовать искомым движениям. Таким образом, далее имеет смысл рассматривать только область |л^х—1. На всех интегральных кривых, входящих в узел О, переменная \ изменяется нужным образом: убывает и достигает в узле значения 0<;0<Д
Особая точка N(0, + оо) при цО является узлом, но X возрастает при движении по интегральным кривым, входящим в эту точку, и они не могут описывать движений, вызываемых сжимающимися поршнями. При [*>•/. особая точка N становится седлом и интегральные кривые туда вообще не попадают. Заштрихованная область на рис. 1 указывает множество у и •/, для которых существует автомодельное решение поставленной задачи. При ^ и -/. из областей 1 и 9 (см. фиг. 1) существуют две особые точки внутри первого квадранта: Л/, — седло, N.. — узел (см. и. 2).
На рис. 4 представлена качественная картина поля интегральных кривых для «• и •/. из области 9. Для таких [л и * точка М находится слева от сепаратрисы седла /V,, нарисованной пунктиром на рис. 4. Поэтому для любых [л и у. из области 9 существует интегральная кривая, проходящая в точку О, причем параметр \ на ней убывает. Очевидно, что именно она соответствует искомым движениям газа. Для р. и * из области 1 точка М находится правее указанной сепаратрисы, что приводит к тому, что в точку О соответствующая интегральная кривая не попадает. Отделяет эти две области кривая |л*(х), для точек которой М лежит как раз на сепаратрисе.
В области 7 особых точек в первом квадранте нет. Учитывая, что особая точка О здесь узел, можно сделать вывод, что и в
этой области решение задачи существует.
На рис. 5 и 6 приведены графики зависимости р;р3 и и/и5 соответственно (р8 — давление, и5 -— скорость на фронте) от Х~1 при ■/=1,4 для сильной сходящейся волны (кривые а) и для поршня ;л = 0,62 (кривые б). На поршне, очевидно, давление и плотность бесконечны.
PIPs
P/Ps В a/Us
u/us
Рис. 5
Рис. 6
4. Таким образом, проведенное исследование подтверждает существование решения задачи о сходящейся к оси сильной цилиндрической ударной волне для всех значений -/. и определяет область неоднозначности этого решения.
Полученные результаты помогают исследовать движение газа, сжимаемого цилиндрическим поршнем, для всех значений показателя степени & = в законе движения поршня. Оказывается,
что решение последней задачи существует далеко не для всех к. При решении известной задачи о движении газа под действием расширяющихся по степенному закону цилиндрических поршней [5] показано, что область существования решения при любых ч. ограничена показателем степени, соответствующим показателю автомодельности в задаче о сильном шнуровом взрыве. Аналогичный результат было бы естественно ожидать и в рассматриваемой задаче, где роль сильного взрыва играет, казалось бы, сильная сходящаяся цилиндрическая волна. При х-<у.3;=£; 1,14 так и происходит: решение существует при [х > <А* (х), т. е. область существования его отделяется кривой, соответствующей решению задачи о сильной сходящейся цилиндрической волне. Однако при у->у3 положение меняется: решение существует уже при и. >. [А2 (х) > !А*(Х)> где ц2=х— 1 и сильная ударная волна не является предельным режимом по отношению к движениям, порождаемым поршнями, а совершенно обособлена от них.
Автор благодарен О. С. Рыжову за полезные обсуждения и внимание к работе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Guder ley G. Starke kugelige und zylindrische Verdichtungs-stosse in der Nahe des Kugelmittelpunktes bzw. der Zyllnderachse, Luft-fahrtforschung 19, N 9, 1942.
2. Курант P., Фридрихе К. Сверхзвуковое течение и ударные волны. М., Изд. иностр. лит., 1950.
3. Б р у ш л и н с к и й К. В., К а ж д а н Я. М. Об автомодельных решениях некоторых задач газовой динамики. „Успехи математических наук*, т. 2, 110, 1963.
4. Седов Л. И. Методы подобия и размерности в механике.
М., .Наука*, 1967.
5. Григорян С. С. Задача Коши и задача о поршне для одномерных неустановившихся движений газа (автомодельные движения). Прикл. матем. и механ., т. 22, вып. 2, 1958.
Рукопись поступила ljlll 1978 г.