Научная статья на тему 'Автомодельная задача для одномерных неустановившихся движений газа внутри сжимающегося сферического поршня'

Автомодельная задача для одномерных неустановившихся движений газа внутри сжимающегося сферического поршня Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
173
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ученые записки ЦАГИ
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по математике, автор научной работы — Пархоменко В. П.

Рассматривается автомодельная задача для уравнений сферически-симметричных неустановившихся движений невязкого, нетеплопроводного, совершенного газа, находящегося внутри сжимающегося сферического поршня, движущегося по степенному закону. Исследование проведено для всех значений отношения теплоемкостей. Показано, что при некоторых значениях показателя степени в выражении закона движения поршня решений задачи рассмотренного в настоящей работе вида не существует.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Автомодельная задача для одномерных неустановившихся движений газа внутри сжимающегося сферического поршня»

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ Ц А Г И

Т о м IX 1 9 78 № 4

УДК 533.6.013.2.011.3/.5

АВТОМОДЕЛЬНАЯ ЗАДАЧА ДЛЯ ОДНОМЕРНЫХ НЕУСТАНОВИВШИХСЯ ДВИЖЕНИЙ ГАЗА ВНУТРИ СЖИМАЮЩЕГОСЯ СФЕРИЧЕСКОГО ПОРШНЯ

В. П. Пархоменко

Рассматривается автомодельная задача для уравнений сфериче-ски-симметричных неустановившихся движений невязкого, нетеплопроводного, совершенного газа, находящегося внутри сжимающегося сферического поршня, движущегося по степенному закону. Исследование проведено для всех значений отношения теплоемкостей %. Показано, что при некоторых значениях показателя степени в выражении закона движения поршня решений задачи рассмотренного в настоящей работе вида не существует.

1. Пусть при Ї-* — со ((— время, отсчитываемое от момента схлопывания) невязкий, нетеплопроводный, совершенный газ занимает все пространство, покоится и его температура равна нулю. Движение газа возникает под действием сжимающегося поршня, охватывающего газ. Закон движения поршня

So и *■

(1.1)

положительные

где Г! — расстояние от центра симметрии до поршня постоянные.

ё газе, очевидно, возникает ударная волна. Движение газа волной описывается уравнениями Эйлера [1]

^ + + 2-^ = 0; дt дг

OE-j-ti— +.

dt дг

г

др

дг

= 0;

(1.2)

^£. + мІІ = 0 dt дг

и уравнением состояния р = spx. Здесь г — расстояние от центра, р — плотность, л — скорость, р — давление, s — функция энтропии газа. Перед волной и=/>=0, р — Ро = const (эти условия совпадают с начальными).

Связь между значениями переменных перед ударной волной и за ней выражается известными соотношениями

и* = р[±-±\, _£_=Л±1

Ро Р Ро * — 1

1

________£_

N* Ро

Ро

(1.3)

где N—скорость фронта ударной волны.

2. Задача допускает автомодельное решение вида

н(г, *)=— У(5), р(г, <) = РоЛ(6). р(г, *) = Р°^/>(£), kt

где S = So tr~k.

В силу автомодельности ударная волна и поршень являются линиями £ = = const. Выбором So постоянную, соответствующую фронту ударной волны, можно сделать равной единице, тогда S = So=const соответствует поршню. Уравнениями Эйлера описывается движение газа в области, где So<S<l.

Сделаем замену переменных [2, 3]

у— \ — U, г — xP/R, R=R.

Тогда система (1.2) приводится к системе двух обыкновенных дифференциальных уравнений

kl *2. = у q{y’ г)

(2.1)

г—у3

Р аг _ ? д(у, г)+р(у, г) еЦ г — у*

и алгебраического соотношения

6Л1—Зх+2* у2 (*—х) г~6 = сопв1,

где

Р (У> *) =• (3 — у) г/у — (2% — 1) у2 + [2х — 3 4- (а (% — 2)]у — хц.,

9(У. *) = (1 — У) (У — Злг/у) + ц(2г|х|з>+ 1 -у).

Из (2.1) получаем

Лг_ = г_ д(у, г) + р(у, г) _ ^ 2)

йу У Я(У< г)

Условия на фронте ударной волны (1.3) дают соотношения:

уо-^, *-*<'-'1

*+1 (»+1)

Скорость частиц вблизи поршня совпадает со скоростью поршня. Поэтому, учитывая (1.1), на поршне имеем >1 = 0.

Таким образом, движениям газа, порожденным сжимающимися поршнями, соответствуют интегральные кривые уравнения (2.2), проходящие через точку (^о. го) и достигающие линии у = 0, причем переменная $ на этих кривых должна монотонно изменяться от единицы в точке М до некоторого £о<1 на оси у = 0.

3. Изучим поле интегральных кривых уравнения (2.2) в зависимости от ^ и XI В [4] подробно исследовано аналогичное уравнение, особые точки которого

в области 0<><+ с», 0<г<-)-00 совпадают по типу и количеству с особыми точками уравнения (2.2).

Прямая у = 0 является интегральной кривой уравнения (2.2) и не проходит через точку М, поэтому интегральная Кривая, соответствующая поршню, может достичь прямой у — 0 только в особых точках, лежащих на этой прямой. Таких особых точек две: у = 0, г = 0 и у = 0, г — -\-оо [нас интересует только первый квадрант плоскости (у, г)]. Как показывает исследование, особая точка 0(0, 0) является узлом при > > 3/2 (х — 1) и седлом при (л <3/2 (х — 1). В последнем случае через точку О проходят только сепаратрисы седла, но на них переменная £ возрастает при приближении к О, поэтому они не могут соответствовать искомым движениям. Таким образом, далее имеет смысл рассматривать только область (*>3/2(х — 1). На всех интегральных кривых, входящих в узел О, переменная £ изменяется нужным образом: убывает и достигает в узле значения 0<£0< 1.

Особая точка N(0, +оо) при ^.<3/2х является узлом, но £ возрастает при движении по интегральным кривым к точке N и не может описывать движений, порождаемых сжимающимися поршнями. При (л.>3/2х особая точка N становится седлом.

Картина интегральных кривых существенно зависит от положения, числа и типа особых точек внутри первого квадранта плоскости (у, г). Конкретно это видно на фиг. 1. На ней введены следующие обозначения: [л.1=2т/(У%-|- У^)г (см. [3]), ц* — показатель автомодельности в задаче о сходящейся к центру сильной сферической ударной волне [3, 4] (при % > 14 х: 1,87 показатель ц* неоднозначен [3], но для нас это не важно), ц2 = 3/2(г.— 1), [а3 = 3/2х. Заштрихованная область указывает множество [а их, для которых существует автомодельное решение поставленной задачи. При и % из областей 1 и 2 (см. фиг. 1) существуют две особые точки внутри первого квадранта: —седло, — узел.

На фиг. 2 представлена качественная картина поля интегральных кривых для ц и х из области 2. Для таких ц и х точка М находится слева от сепаратрисы седла Л^, нарисованной пунктиром на фиг. 2. Поэтому для любых и х из области 2 существует интегральная кривая, проходящая через точку М и попадающая в точку О (см. фиг, 2), причем параметр £ на ней убывает. Очевидно, что именно она соответствует искомым движениям газа. Для |л и х из области 1 точка М находится правее указанной сепаратрисы, что приводит к тому, что в точку О соответствующая интегральная кривая не попадает. Отделяет эти две области кривая (л* (х), для точек которой М лежит как раз на сепаратрисе.

В областях 3 и 4 особых точек в области 0 <31 < + оо, 0<г< + оэ нет. В области 3 особая точка у= 0, г=+со является узлом, а в области 4 — седлом. Картины поля интегральных кривых для ^ и х из этих областей изображены на фиг. 3 и 4 соответственно. Очевидно* что и здесь решение задачи существует.

Фиг. 2

Фиг. 3

V

У

Фиг. 4

9—Ученые записки № 4

109

4. Таким образом, решение поставленной задачи существует далеко не для всех значений показателя степени & = [х-1-1 в формуле закона движения поршня. При решении хорошо известной задачи о движении газа под действием расширяющихся по степенному закону сферических поршней [5, 6] оказывается, что область существования решения при любых х ограничена значением показателя степени, соответствующим показателю автомодельности в задаче о сильном точечном взрыве [2]. Аналогичный результат было бы естественно ожидать и в рассматриваемой задаче, где роль сильного взрыва играет, казалось бы, сильная сходящаяся сферическая волна. При х <<Х2 = 1.22 так и происходит: решение существует при |л>|х*(х), т. е. область существования его отделяется кривой, соответствующей решению задачи о сильной сходящейся сферической ударной волне. Однако при х>хз положение меняется: решение существует уже при > [а2 (х) >(л* (х) (см. фиг. 1), где (*2 = 3/2(х — 1), и сильная сходящаяся ударная волна не является предельным режимом по отношению к движениям, порождаемым поршнями, а совершенно обособлена от них.

Автор благодарен О. С. Рыжову за полезные обсуждения и внимание к работе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ландау Л. Д., ЛифшицЕ. М. Механика сплошных сред. М., „Наука*, 1953.

2. Се дов Л. И. Методы подобия и размерности в механике. М., „Наука*, 1967.

3. Б р у ш л и н с к и й К. В., Каждая Я. М. Об автомодельных решениях некоторых задач газовой динамики. .Успехи математических наук*, т. 18, вып. 2(110), 1963.

4. G u d е rl е у Q. Starke Kugellge und zyllndrische Verdichtungsstosse in der Nahe des Kugelmittpunktes bzd der Zylinderachse. Luftfahrtforchung, Bd. 19, N 9, 1942.

5. Lees L„ Kubota T. Invisid hypersonic flow over blunt-nosed slender bodies. ,J. of the Aeronautical Sciences*, vol. 24, N 3, 1957.

6. Григорян С. С. Задача Коши и задача о поршне для одномерных неустановившихся движений газа (автомодельные движения). „ПММ“, т. 22, вып. 2, 1958.

Рукопись поступила 13j V 1977 г

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.