Научная статья на тему 'Автомобильные контейненые перевозки в условиях мирового экономического кризиса'

Автомобильные контейненые перевозки в условиях мирового экономического кризиса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
170
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Автомобильные контейненые перевозки в условиях мирового экономического кризиса»

Субъективные причины, в данном случае это могут быть специфика перевозок, низкий уровень организации, технологии и материально-технического обеспечения перевозок, а также планирования и контроля. Субъективные причины, как правило, недостатки в работе предприятия, и на практике возможно полное их устранение, и следовательно устранение порождаемой ими сезонности.

Для выявления сезонных колебаний на сегодняшний день используются два основных способа - метод экспертной оценки и анализ статистики предыдущих периодов.

Метод экспертной оценки - это, по сути дела, опрос сотрудников компании, предприятия, которые имеют опыт продаж и которые могут указать, когда именно наблюдаются подъемы или спады в динамике продаж. В любом случае, для повышения точности и эффективности данного способа необходимо придерживаться определенного уровня формализации самой процедуры. Особенно это касается моментов получения исходных данных и их последующей обработки.

Анализ статистики предыдущих периодов. В этом случае колебания продаж выявляются путем анализа данных по предыдущим продажам. Для такого анализа, естественно, необходим определенный объем данных, желательно за весь период деятельности предприятия. По итогам такого анализа, возможно, построить таблицу раскадровки сезонных колебаний, где на каждый месяц фиксируются характерные для него тенденции в виде «сезонных колебаний» продаж. Учет сезонных колебаний используется в процедурах прогнозирования и планирования продаж.

Сезонность, порождаемая субъективными причинами может быть устранена полностью или значительно снижена средствами предприятия: за счет оптимизации перевозочного процесса и организационно-технического обеспечения перевозок.

В случае если сезон продаж у транспортной компании очень мал, все остальное время -«несезон», или разница между продажами в период спада и на пике составляется 100% и более -возможны два варианта: стимулировать перевозки в межсезонье или корректировать перечень транспортных услуг. Возможна и более сложная стратегия, в частности горизонтальная диверсификация. Данные методы всего лишь снижают влияние сезонности на объемы перевозок и в целом на предприятие, но не устраняют причин сезонности.

В целом сезонность перевозок значительно влияет на работу автомобильного транспорта, поэтому для правильного выбора и использования подвижного состава, необходимо учитывать сезонные колебания грузооборота, более чутко реагировать на спрос и проводить стимулирующие мероприятие перед началом сезонного спада.

ЛИТЕРАТУРА

1. Модели и методы теории логистики / под ред. B.C. Лукинского, 2-е издание, Спб:. Питер 2007. 447 с.

2. http;//www.adverto)ogY.ru/article60122.htm

3. http://www.statsoft.ru/home/portal/applications/ForecastmgAdvisor/Metliods/Cen

Касьян В.А.

АВТОМОБИЛЬНЫЕ КОНТЕЙНЕНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ В УСЛОВИЯХ МИРОВОГО

ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА

Контейнерные перевозки — современный, удобный, экономичный и наиболее популярный вид перевозки грузов. Контейнеры обладают стандартными размерами, легко перевозятся любыми видами транспорта. Возможность доставки «от дверей до дверей», а также возможность производить смешанные перевозки груза железнодорожным, автомобильным и водным транспортом - это главные преимущества контейнерных перевозок. Они позволяют значительно сокращать транспортные издержки и сроки доставки груза.

Каково влияние кризиса именно на контейнерные перевозки автотранспортом? Прежде всего, определим особенности автомобильных контейнерных перевозок.

Автомобильные контейнерные перевозки — важная составляющая процесса мул ьтимо даль ной транспортировки груза. В России, как и во всем мире, автомобильные перевозки контейнеров

занимают все большую часть от общего объема автомобильных перевозок. Это связано, прежде всего, с глобальным процессом контейнеризации грузопотоков. Транспортировка грузов в контейнерах «от двери до двери» исключает перетарку груза при смене видов транспорта. Будь это морской, автомобильный или железнодорожный транспорт, груз перемещается внутри контейнера и это уже само по себе исключает не только порчу груза при перегрузках, но и его хищение. Кроме того, нет более удобного и быстрого способа подать контейнер под загрузку экспортным грузом или оперативно вывезти прибывший в порт контейнер на склад получателя, чем сделать это автомобильным транспортом.

Универсальность и экономичность контейнерных перевозок грузов являлись одной из причин роста популярности данного способа доставки. Кроме того, набиравшее обороты развитие контейнерной инфраструктуры приводило к стабильному снижению цен на данный способ транспортировки грузов. Однако, кризис значительно снизил рост объемов контейнерных перевозок. До начала проявления кризисных явлений автомобильные контейнерные перевозки опережали все другие виды транспорта по темпам роста. Падение спроса в данном сегменте транспортировки в первом квартале по стране составило около 22%. Возрождение контейнерных перевозок прогнозируется экспертами не раньше 2011 года.

Конкуренция рынка контейнерных грузоперевозок высока. Одним из лидеров является автомобильный транспорт. В условиях кризиса произошло изменение сегментов рынка контейнерных перевозок, а именно произошло сокращение сегмента железнодорожных перевозок, и соответственно расширение сегмента автомобильных перевозок. Данное перераспределение оценивается в 10-12%. Данная ситуация сложилась прежде всего в силу большей гибкости ценообразования и управления автотранспортных компаний.

Автомобильный транспорт неоспоримый лидер в сегменте перевозок малой и средней дальности, в то время как на долю железнодорожного транспорта приходятся дальние и сверхдальние перевозки, а также такие перевозки, как навалом и специализированных грузов. Но, почему же автомобильные контейнерные перевозки настолько конкурентоспособны? В тариф на контейнерные перевозки автотранспортом закладываются различные издержки, ключевым моментом является затраты на поддержание дорожной инфраструктуры доля которых незначительна, в отличие от железнодорожного транспорта где подобные затраты составляют значительно большую долю. Второй момент. Увеличение спроса на автоперевозки в условиях кризиса происходит в силу того что АТП имеют более гибкую рыночную структуру и быстрее реагируют на различные изменения. И, конечно, немаловажную роль сыграло снижение ставок на автомобильные, в частности контейнерные, перевозки - до 50% по некоторым направлениям. Вследствие этого автомобильный транспорт стал конкурентоспособным на более протяженные расстояния.

Но, несмотря на все положительные моменты, кризис нанес довольно сильный удар по автотранспортным предприятиям. С начала 2009 года наблюдалось снижение объемов перевозок контейнеров автотранспортом, темпы снижения снизились к маю. Данная тенденция объясняется не столько снижением влияния кризисных явлений, сколько компенсацией темпов снижения сезонным ростом объемов перевозок. Помимо кризиса на темпы снижения объемов перевозок повлияло повышение таможенных пошлин на импортные автомобили. В силу того что ощутимая доля контейнерных перевозок приходится именно на импортные автомобили.

Какова ситуация с Российскими перевозчиками на международных направлениях? Бурное развитие международной торговли, наблюдавшееся в последние годы, дало импульс к активизации российского рынка услуг по перевозке грузов, в особенности в контейнерах. В 2007 году контейнерооборот России по всем видам транспорта (учитывая внутренние перевозки) составил 5,27 млн. ТЕи.

В условиях кризиса динамика международной торговли замедлилась. В частности, произошло снижение темпов прироста импорта в Россию. Российские потребители, рост реальных доходов которых замедлился, начали отказываться от заметно дорожающих импортных товаров. Ситуацию ухудшает тот факт, что контейнерные грузы в России преимущественно имеют иностранное происхождение. При этом доля контейнерных грузов в структуре экспорта не высока. Проблема кроется в специфике товаров, вывозимых за рубеж. Большую часть экспортируемых товаров составляют энергоносители, металл, руда, т.е. грузы, которые в контейнерах не перевозятся. В тоже время, эксперты подчеркивают высокий потенциал контейнеризации экспорта и именно в этом видят

наибольший потенциал для развития рынка и своеобразную «подушку безопасности» в условиях кризиса.

Подводя итог, хотелось бы отметить неоднозначность ситуации. С одной стороны автоперевозчики находятся в наиболее выгодном положении по сравнению с железнодорожными и водными перевозчиками контейнеров. С другой стороны автоперевозки при всех принимаемых мерах по снижению влияния кризисных явлений также претерпевают значительный спад объемов перевозок.

В целом изменения, ухудшившие ситуацию в сфере контейнерных перевозок автотранспортом, уже носят долгосрочный характер. В связи с этим изменилась структура логистики как минимум трети компаний. В итоге рынок контейнерных перевозок стал более сегментированным.

ЛИТЕРАТУРА

1. http://www.fesco.ru

2. http://www.rzd.ru

3. http://www.stim.ru

4. http://www.ved-service.com/articles-containers/ved-842.htm

5. http://consukirtg.rbc.ru/notes/30/10/2008/] 2485.shtml

6. http://www.t-lc.ru/index.php?page_id=47

7. http://www.optim-consult.eom/rus/press-center/releases/7/

Матузенко Л.И.

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ И НЕОБХОДИМОСТЬ ЕГО РАЗВИТИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ

Как самостоятельный раздел экономического анализа теория человеческого капитала оформилась на рубеже 50—60-х годов XX века. Заслуга ее выдвижения принадлежит лауреату Нобелевской премии 1979 года Т.Шульцу, а вот базовая теоретическая модель была разработана в книге еще одного лауреата Нобелевской премии за 1992 год Г.Веккера, которая так и называлась "Человеческий капитал" (первое издание 1964 г.). Именно эта книга стала основой для всех последующих исследований в данной области и была признана классикой современной экономической науки.

Наиболее полным и в то же время простым определением человеческого капитала, с нашей точки зрения является следующее: человеческий капитал - это приобретенные знания, опыт, творческий потенциал, морально-психологические качества, т.е. совокупность свойств, обеспечивающих рост дохода владельцу («носителю») человеческого капитала и увеличение прибыли работодателю (покупателю человеческого капитала ).

Подавляющее большинство исследователей человеческого капитала в своих определениях последнего останавливаются на доходе, который человеческий капитал приносит его владельцу и мало кго обращает внимание на интересы работодателя. А ведь если его интересы не будут удовлетворены, то владелец человеческого капитала не получит никакого дохода. Поэтому сколько бы человек ни тратился на образование, если качество данного образования, профессиональных навыков и т.д. работодателя не устраивают, человеческий капитал продан не будет и дохода не будет то же! Покупатель же, приобретая услугу, предъявляет к ней целый ряд требований. И носитель человеческого капитала должен им соответствовать, т.е. обладать необходимым уровнем образования, профессиональной подготовкой, навыками, здоровьем и т.д.

Инвестиции в человеческий капитал, как и в любой другой капитал, дают его обладателю, как правило, в будущем, более высокий доход. Человеческий капитал, так же может быть накоплен, т.е. индивидуум может постоянно приобретать определенные знания, навыки, способности, увеличивать здоровье и т.д. . И, наконец, он так же подвержен износу, как физическому, гак и моральному, т е. он устаревает, «стареет». Однако, у человеческого капитала есть особенности: главная особенность заключается в том, что носитель человеческого капитала является также и его владельцем, т.е. нельзя отделить собственника капитала (человека) от самого капитала, что имеет место в операциях с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.