УДК 339.56 (470+571+510)
АА. Перчинова ХАРАКТЕРИСТИКА ТОВАРООБОРОТА МЕЖДУ
РОССИЕЙ И КИТАЕМ
Аннотация. Представлены аргументы, обосновывающие необходимость развития торгово-экономических связей с Китаем. Выделены преимущества использования контейнерных перевозок при международных перевозках. Рассмотрены вопросы совершенствования контейнерных перевозок за счет контейнеризации грузов.
Ключевые слова: товарооборот между Россией и Китаем, контейнеризация грузов, развитие транспортной инфраструктуры, современные технологические решения, расширение номенклатуры грузов.
Anastasia Permmova CHARACTERISTICS OF THE TRADE BETWEEN
RUSSIA AND CHINA
Annotation. The arguments proving necessity of development of trade and economic relations with China are presented. Advantages of using of container at international transportation are allocated. Questions of improvement of container transportation due to containerization of goods are considered.
Keywords: trade turnover between Russia and China, containerization, development of transport infrastructure, modern technological solutions, expanding of the range of goods.
Азиатское направление всегда считалось одним из ключевых направлений во внешней политике России. Стратегическое сотрудничество между Россией и Китаем обусловливается не только географическим положением, но и совместной богатой историей, в которой тесно соединились политика и экономика двух стран. Китай всегда являлся важным партнером России на международной арене. Совместные торгово-экономические отношения России и Китая делают их одним из регуляторов мировой экономики и политики и создают условия для наращивания товарооборота между странами.
Торговля всегда имела особое значение как для России, так и для Китая. Обе страны видят мощный потенциал для развития российско-китайских отношений в укреплении и интенсивном развитии экономических отношений. Приграничные территории двух государств в большей степени способствовали формированию российско-китайских отношений. Несмотря на постоянное колебание спроса и предложения, торгово-экономические связи с Китаем развиваются в последние годы наиболее динамично. Созданы возможности для развития инвестиционного сотрудничества с Китаем, который заинтересован в поставках из России оборудования для строительных объектов в области энергетики, металлургии и угольной промышленности. В свою очередь, основу импортной продукции из Китая составляют автозапчасти, оборудование, полиэтилен, холодильные установки и товары народного потребления.
Увеличение товарооборота между Россией и Китаем влияет прямым образом на развитие Транссибирской магистрали [2; 3]. Транссибирская магистраль представляет собой мощную двухпутную электрифицированную железнодорожную линию протяженностью около 10 тыс. км, обору-дованую современными средствами информатизации и связи. Она является самой протяженной в мире железной дорогой, естественным продолжением международного транспортного коридора № 2. На востоке, через пограничные станции Хасан, Гродеково, Забайкальск, Наушки Транссибирская магистраль обеспечивает выход на сеть железных дорог Китая, Северной Кореи и Монголии, а на западе, через российские порты и пограничные переходы с бывшими республиками Советского Союза - в европейские страны.
Магистраль проходит по территории 20 субъектов Российской Федерации и 5 федеральных округов. Эти богатые природными ресурсами регионы располагают значительным экспортным и им-
© Перминова А.А., 2015
портным потенциалом. В регионах, обслуживаемых магистралью, добывается более 65 % производимого в России угля, осуществляется почти 20 % нефтепереработки и 25 % выпуска деловой древесины. Здесь сосредоточено более 80 % промышленного потенциала страны и основных природных ресурсов, включая нефть, газ, уголь, лес, руды черных и цветных металлов и др. По Транссибу перевозится более 50 % внешнеторговых и транзитных грузов [3].
Преимущества перевозок по Транссибу по сравнению с морским путем очевидны. Во-первых, сокращается время следования груза более чем в два раза: время прохождения контейнерного поезда следованием из Китая в Финляндию через Транссибирскую магистраль составляет менее 10 суток, а время следования морским путем составляет 28 суток. Во-вторых, низкий уровень политических рисков: до 90 % маршрута проходит по территории Российской Федерации - государства с устойчивой демократической системой государственной власти, стабильным политических климатом и уверенно растущей экономикой. В-третьих, сокращение до минимума числа перевалок груза, что уменьшает расходы грузовладельцев и предотвращает риск случайного повреждения грузов при перевалке.
В настоящее время значительная часть грузопотоков в направлении Восток - Запад идет по морю. Доминирующее или почти монопольное положение морских перевозчиков на данном направлении не позволяет грузоотправителям рассчитывать на снижение транспортной составляющей в их расходах. В этой связи железнодорожные перевозки являются разумной экономической альтернативой перевозкам морским. К основным маршрутам контейнерных поездов, проходящих по Транссибу из Китая являются: Находка-Восточная - Марцево, Находка - Москва, Находка - Брест, Забай-кальск/Находка - Калининград/Клайпеда, Пекин - Москва [4].
Экономическое сотрудничество России с Китаем создает положительные эффекты не только за пределами государств, но и внутри государств. Результатом торгового сотрудничества стало активное развитие транспортной инфраструктуры, в особенности железных дорог. Увеличение грузопотока между странами способствует созданию условий, которые благоприятным образом влияют на увеличение пропускной и провозной способности Транссибирской магистрали, улучшается сервис предоставляемых услуг при перевозках груза, начинают использоваться современные информационные технологии, которые обеспечивают полный контроль за проследованием поездов и информирование клиентов в режиме реального времени о месте нахождения, следовании по всему маршруту, прибытии контейнера или груза в любой пункт России. Кроме того, стали активно использоваться технологии электронного декларирования грузов: за счет этого время для досмотра грузов сокращено с 3 дней до 1,5 часов. Также стоит добавить, что был создан упрощенный порядок, согласно которому все контейнеры в контейнерном поезде следуют по одному транспортному документу. Эта таможенная практика применяется при перевозках комплектующих из Китая на автосборочный завод в Таганроге. Развитие торгово-экономических связей с Китаем не может не отразиться на усовершенствовании технологии работы пунктов коммерческого осмотра, которые стали оснащаться современными средствами контроля состояния вагонов и контейнеров в поездах. Дальнейшее развитие транспортных, торгово-экономических связей между Россией и Китаем будет сопровождаться обеспечением высокого качества сервиса, увеличением перерабатывающих возможностей портов на востоке России, созданием на Дальнем Востоке современных логистических центров со складскими комплексами и многое другое.
В июне 2011 г. появился новый маршрут для международных перевозок из Китая: ст. Карым-ская - ст. Оловянская. Произведены электрификация и прокладка второго пути железнодорожного полотна. Событие оказалось значимым не только для Забайкалья, но и для экономики России в целом. В первую очередь открывшийся путь предназначен для железнодорожных перевозок угля и нефти в Китай. Сегодня потребность КНР в угле составляет порядка 10 млн т в год. На смену дорогостоящим автомобильным перевозкам приходит более экономичная доставка грузов
железнодорожным транспортом. Прокладка этой ветки соединяет Транссиб с промышленными центрами Северо-Запада Китая: Харбином и Цицикаром, что экономит время доставки грузов. В обратном направлении осуществляется перевозка крупногабаритного груза - машинотехнической продукции. Сегодня китайское ответвление Транссиба Китаем приобретает первостепенное значение для экономики региона и создает предпоссылки для наращивания объема перевозок [4].
Таким образом, развитие торговых отношений с Китаем способствует увеличению уровня контейнеризации грузов в России. По уровню контейнеризации грузов (данные консалтинговой компании AT Kearney) Россия значительно отстает от уровня США и Европы: 17,9 % у США, около 14 % - Европа, 2,5 % - Россия. Контейнерные перевозки занимают одно из лидирующих мест в общем объеме грузоперевозок РЖД в азиатском регионе. Контейнеризация позволяет выполнять бесперегрузочную доставку товаров от отправителя к получателю. При этом нет необходимости перегружать товар при смене вида транспорта. Товар будет один раз загружен в контейнер у отправителя и выгружен у получателя на складе. Отсюда ускоряются темпы погрузочно-разгрузочных работ, значительно сокращается время простаивания транспорта и, как следствие, значительно снижается себестоимость перевозок и сроки доставки грузов. Снижение себестоимости транспортировки груза приводит к увеличению товарооборота.
Преимущества использования контейнеров при перевозках грузов из Китая очевидны. Особенно актуальны контейнерные перевозки в тех случаях, когда требуется транспортировать груз на большие расстояния. При международных перевозках использование контейнеров более эффективно, что напрямую связано с особенностями данного вида перевозок. Контейнерные перевозки представляют собой один из самых экономичных и надежных способов доставки грузов, так как они значительно сокращают транспортные расходы при грузоперевозке и защищают груз от воздействия окружающей неблагоприятной среды, в следствие чего его потеря или порча случаются крайне редко, что нельзя сказать о прочих видах транспортировки. Немаловажным фактором является то, что контейнерные перевозки снижают потребность в складских помещениях, так как закрытый контейнер сам по себе является и тарой, и складом. Отсюда выходит еще одно преимущество - стоимость за хранение контейнера на площадке станции существенно ниже, чем аренда складского помещения.
Увеличение уровня контейнеризации грузов в России сдерживает сырьевая направленность экономики страны. Доля контейнеризованных грузов в общем объеме экспорта страны невысока -около 1 %. Это связано со структурой российского экспорта, в котором основное место занимает продукция добывающих отраслей - энергоносители, руды, металлы, лес и прочее сырье. В структуре контейнерного экспорта основную долю составляет продукция целлюлозно-бумажной промышленности, металлы и изделия из них, химические товары [4].
До недавнего времени многие грузы, которые составляют основу экспорта страны, не представлялось возможным перевозить в контейнерах, например, химические товары или продукты питания. Однако в последние годя появилось решение данной проблемы - многие компании стали использовать для перевозок специализированные контейнеры. Теперь химические грузы можно перевозить в танк-контейнерах, которые предназначены для перевозки жидких грузов; товары пищевой промышленности - в рефрижераторных контейнерах. Благодаря современным технологическим решениям процесс контейнеризации грузов в последнее время начинает развиваться, номенклатура грузов, перевозимых в контейнерах, постоянно расширяется. Контейнерами перевозятся в основном дорогостоящие промышленные грузы - цветные металлы, бумага, целлюлоза, фанера, легковые машины и запчасти к ним, удобрения, строительные грузы, синтетический каучук и др.
Расширению номенклатуры грузов для перевозки в контейнерах способствуют такие новые технологии, как флекситанк и драй-лайнер, соответственно для транспортировки наливных и насыпных грузов, ранее не перевозимых в контейнерах. Флекситанк состоит из многослойного мягкого ре-
зервуара, который вместе с наливным грузом внутри помещают в универсальный контейнер. Полезная нагрузка 20-футового контейнера с системой флекситанк выше на 40 % по сравнению с перевозкой наливного груза в бочке вместимостью 220 л. Также возникает значительная экономия на стоимости тары из расчета на полный флекститанк-контейнер по сравнению с бочками. Драй-лайнер представляет собой эластичный полимерный чехол, который устанавливается в контейнер. Такая система позволяет перевозить в контейнерах пищевые и химические продукты.
Как было отмечено выше, из Китая в больших объемах перевозится крупногабаритный груз -машинотехническая продукция. Обычно конкуренцию контейнерным перевозкам крупногабаритных, длинномерных грузов оказывают перевозки таких грузов в полувагонах. Полувагон - это железнодорожный грузовой открытый без крыши вагон с высокими бортами. Это традиционный способ перевозки тяжеловесных грузов. Кузов полувагона не имеет крыши, что обеспечивает удобство погрузки и выгрузки грузов. Однако полувагон не защищает груз от атмосферных осадков и других климатических явлений. Возникает явное преимущество в пользу использования контейнера для перевозки груза, так как контейнер защищает содержимое груза от ветра, дождя и воровства.
Загрузка крупногабаритных и длинномерных грузов в контейнер без вероятности повреждения оборудования или груза является проблемой. При необходимости разместить в универсальном контейнере груз массой более пяти тонн и длиною более четырех метров задача решается с нарушением техники безопасности и риском повреждения оборудования. Поэтому отечественными производителями была разработана специализированная система затарки грузов, которая обеспечивает наибольшую сохранность груза и ускоряет сроки отгрузки. Система затарки контейнеров длинномерными и крупногабаритными грузами позволяет обеспечить подъем и перемещение длинномерных (до 12м) и крупнотоннажных (до 30т) грузов для затарки/растарки крупнотоннажных контейнеров без нарушения безопасности и риска повреждения оборудования или груза. Данная система является универсальной погрузо-разгрузочной тележкой, обеспечивающей контейнеризацию любого груза [1].
Сочетание технологичности и невысокой стоимости такой системы позволит расширить возможности использования контейнеров при транспортировке грузов и развить систему доставки «от двери до двери». Главная задача этой тележки - упрощение затарки тяжеловесных и габаритных грузов в стандартный контейнер. Представленная технология позволяет в существующих российских условиях в кратчайшее время и с минимальными затратами получить высокую экономическую эффективность от контейнеризации грузов, которые ранее не могли быть загружены в контейнеры. Кроме того, данная система позволит грузовладельцам экономить затраты на транспортировку своей продукции, исключив или сократив излишние издержки, связанные с использованием промежуточных пунктов перевалки грузов.
Успешное развитие китайско-российских отношений способствует появлению новых технологических, логистических решений, которые существенным образом влияют на процветание обоих государств.
Библиографический список
1. Кочнев, Ф. П. Управление эксплуатационной работой железных дорог / Ф. П. Кочнев, И. Б. Сотников. -М. : Транспорт, 1990. - 404 с.
2. Сакульева , Т. Н. Проблемы и перспективы развития транспортного коридора «Транссиб» / Т. Н. Сакулье-ва, Н. С. Матвеева // Вестник транспорта. - 2014. - № 11. - С. 8-15.
3. Сакульева, Т. Н. Транспортный коридор «Транссиб» : проблемы и перспективы развития: монография / Т. Н . Сакульева, Н. С. Матвеева. - М. : ГУУ, 2015. - ISBN 978-5-215-02699-1.
4. Токманцева, А. М. Российско-китайские отношения на современном этапе / А. М. Токманцева // Известия Уральского государственного университета. - 2010. - № 3. - С. 101-105.