ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ
Повышение конкурентоспособности контейнерных перевозок Калмурзаева Д. К.1, Багинова В. В.2
Калмурзаева Дина Кусаинкызы / Kalmurzayeva Dina Kusainkyzy - аспирант;
2Багинова Вера Владимировна /Baginova Vera Vladimirovna - доктор технических наук, профессор, заведующая кафедрой, кафедра логистики и управления транспортными системами, Институт управления и информационных технологий Московский государственный университет путей сообщения императора Николая II (МИИТ),
г. Москва
Аннотация: в статье рассмотрены возможности использования контейнеров при перевозке железнодорожным транспортом для крупногабаритных грузов таких как спецтехника, различного рода оборудование, материалы, агрегаты, стальные рулоны и т. д. Доказана экономическая эффективность внедрения системы. Рассмотрена возможность новой системы затарки контейнеров, проанализировано, что крупногабаритный груз возможно перевозить в обычных контейнерах. Предложена система по совершенствованию контейнерных перевозок, повышению их конкурентоспособности.
Ключевые слова: контейнеры, логистика, перевозки, ж/д.
Повышение конкуренции перевозок в унифицированной многоразовой таре возможно за счет увеличения номенклатуры груза, который ранее перевозился альтернативными способами. Процесс контейнеризации грузов активно развивается в последние годы. Номенклатура грузов, перевозимых в контейнерах, постоянно расширяется. В основном контейнеры используются для перевозок дорогостоящих промышленных грузов - цветные металлы, бумага, целлюлоза, фанера, легковые машины и запчасти к ним, удобрения, строительные грузы, синтетический каучук и др. Данные товары относятся к категории генерального груза, который представляет собой штучный груз, перевозимый в упаковке.
Обычно конкуренцию контейнерным перевозкам крупногабаритных, длинномерных грузов оказывают перевозки таких грузов в полувагонах. Полувагон -это железнодорожный грузовой открытый без крыши вагон с высокими бортами. Это традиционный способ перевозки тяжеловесных грузов. Кузов полувагона не имеет крыши, что обеспечивает удобство погрузки и выгрузки грузов. Однако полувагон не защищает груз от атмосферных осадков и других климатических явлений. Возникает явное преимущество в пользу использования контейнера для перевозки своего груза, так как контейнер защищает содержимое груза от ветра, дождя и воровства.
Загрузка тяжеловесных и длинномерных грузов в контейнер без вероятности повреждения оборудования или груза является проблемой. Для решения обычно используются различные навесные приспособления для загрузки подобных грузов в контейнеры. Однако применение таких приспособлений не всегда возможно, поэтому ведущими логистическими компаниями применяются различные логистические решения с использованием специальных контейнеров (flat-контейнеров, open-top контейнеров), что при этом значительно повышает стоимость перевозки.
Open-top контейнер предназначается для перевозки грузов, которые из-за габаритов или иных особенностей могут быть погружены только вертикально (опущены в контейнер сверху). У open-top контейнера отсутствует стальная крыша, верх у таких контейнеров тентован. Open-top контейнер позволяет перевозить крупнотоннажные грузы, погрузка которых в контейнеры, однако, связана с использованием дорогостоящего погрузочно-разгрузочного оборудования. Flat-rack
контейнеры - это контейнеры, состоящие только из основания и торцевых стенок, которые также предназначены для перевозки крупнотоннажных грузов.
При необходимости разместить в универсальном контейнере груз массой более пяти тонн и длиною более четырех метров задача решается либо с нарушением техники безопасности и риском повреждения оборудования или груза, либо с использованием специализированной системы затарки грузов - «ЬоайРМе», которая обеспечивает наибольшую сохранность груза и ускоряет сроки отгрузки. Система затарки грузов <^оайРМе» представляет собой автоматическую раму для загрузки длинномерных и тяжеловесных грузов в универсальный контейнер, однако, имеет свои недостатки относительно организации технологического процесса погрузки/разгрузки контейнеров, а также дорогую стоимость.
Компанией ООО «Глобал Логистик» была разработана и запатентована система затарки контейнеров длинномерными и тяжеловесными грузами «GlobalLoad». Система «GlobalLoad» позволяет обеспечить подъем и перемещение длинномерных (до 12 м) и крупнотоннажных (до 30 т) грузов для затарки/растарки крупнотоннажных контейнеров без нарушения безопасности и риска повреждения оборудования или груза. При этом система работает с использованием стандартного погрузчика грузоподъёмностью от 1,5 тонн без дополнительных устройств. Ручной труд в данной системе минимизирован [1, с. 35].
Данная система фактически является универсальной погрузо-разгрузочной тележкой, обеспечивающей контейнеризацию любого груза. При данной схеме загрузка/выгрузка производится на складах отправителя/получателя. Внедрение данной системы затарки контейнеров позволит привлечь на сервис логистического оператора груз, который ранее не представлялось возможным перевозить в универсальных контейнерах, и поэтому перевозился в полувагонах.
Данная система затарки позволит организовать погрузку, во-первых, без снятия контейнеров с железнодорожного подвижного состава, а во-вторых, использовать подручную технику, то есть подъемно-транспортное оборудование, которое есть в наличии, будь то кран или погрузчик.
Как известно, перевозки грузов железнодорожным транспортом с использованием полувагонов наиболее характерны для крупногабаритных грузов, таких как спецтехника, различного рода оборудование, материалы, агрегаты, стальные рулоны и т. д. Используя систему затарки контейнеров «GlobalLoad», крупногабаритный груз можно перевозить в обычных контейнерах. Данная система затарки контейнеров является одним из мероприятий по совершенствованию контейнерных перевозок [2, с. 18].
Новая технология затарки тяжеловесных грузов «GlobalLoad» может предоставить предприятиям возможность модернизации цехов отгрузки для работы с контейнерами с минимальными затратами, а при внедрении ее на железной дороге - открыть любую железнодорожную станцию для работы с контейнерами. Система «GlobalLoad» должна присутствовать на каждом начальном и конечном пункте погрузки/разгрузки контейнера, так как позволяет грузополучателю, который выбирает контейнерный способ перевозки крупногабаритного груза, экономить на себестоимости перевозки. Сочетание технологичности и невысокой стоимости такой системы позволит расширить возможности использования контейнеров при транспортировке грузов и развить систему доставки «от двери до двери».
Данная система представляет собой универсальную погрузочно-разгрузочную тележку, предназначенную для подъема и перемещения любого груза, размещенного на стандартных паллетах. Главная задача этой тележки - упрощение затарки тяжеловесных и габаритных грузов в универсальный контейнер. Погрузочно-разгрузочная тележка имеет простую двухрамную конструкцию, где одна рама -опорная, другая - подъемная. Подъемная рама устанавливается на опорную раму.
Подъем и транспортировка погрузочно-разгрузочной тележки осуществляется следующим образом. На тележку с помощью погрузчика устанавливается груз (общий
10
вес груза на должен превышать 30 тонн, а длина груза - не более 11,8 метра). После того как груз уже на тележке, для осуществления подъема груза нагнетают давление в гидроцилиндр при помощи гидростанции, расположенной на опорной раме, и подъемная рама приподнимается [3, с. 15].
Далее тележка с помощью погрузчика перемещается внутрь контейнера. Теперь груз находится в контейнере на тележке. Затем, чтобы вернуть тележку на место, нужно сбросить давление в гидроцилиндре. Тогда подъемная рама опустится и тележку можно будет при помощи погрузчика извлечь из контейнера. После завершения этой операции контейнер с грузом готов к отправке.
Когда контейнер с грузом прибывает на место назначения, то снова при помощи погрузчика тележка подается внутрь контейнера, накачивается давление в цилиндр, тележка приподнимается и с помощью погрузчика вместе с грузом выезжает из контейнера.
Таким образом, представленная технология позволяет в существующих российских условиях в кратчайшее время и с минимальными затратами получить высокую экономическую эффективность от контейнеризации грузов, которые ранее не могли быть загружены в контейнеры. Кроме того, данная система позволит грузовладельцам экономить затраты на транспортировку своей продукции, исключив или сократив излишние издержки, связанные с использованием промежуточных пунктов перевалки грузов.
Литература
1. Багинова В. В., Калмурзаева Д. К., Новый импульс к развитию международного транспортного сотрудничества // Мир транспорта. Приложение Соискатель. № 2, 2015. С. 14-17.
Совершенствование работы массообменной тарелки с центробежными сепарационными ступенями Ефимович Д. О. , Махмутов Р. А.2
1Ефимович Дмитрий Олегович /Efimovich Dmitriy Olegovich - слесарь по ремонту;
2Махмутов Рустам Афраильевич /Makhmutov Rustam Afrail 'yevich - кандидат технических
наук, инженер по ремонту, ООО «Газпром добыча Ямбург», г. Новый-Уренгой
Аннотация: отражены пути совершенствования массообменной тарелки с центробежными сепарационными ступенями с целью увеличения производительности и диапазона эффективной работы. Проведено сравнение производительности разработанной массообменной тарелки с центробежными сепарационными ступенями с существующими аналогами.
Ключевые слова: сепарация, ректификация, колонный аппарат, массообменная тарелка, сепарационные ступени.
В газоперерабатывающей и нефтехимической промышленности массообменные колонные аппараты являются основным технологическим оборудованием, от эффективности которого зависят себестоимость продукции, рентабельность и работоспособность технологических объектов [1]. Известно, что не существует универсального массообменного устройства, применимого для всех процессов и технологий. Внедрение новых образцов контактных устройств позволяет снизить энерго- и материалоемкость производств, увеличить производительность и