Научная статья на тему 'Автоматизированные информационные системы налогового контроля как средство повышения эффективности взаимодействия правоохранительных и налоговых органов при выявлении, предупреждении и раскрытии налоговых преступлений'

Автоматизированные информационные системы налогового контроля как средство повышения эффективности взаимодействия правоохранительных и налоговых органов при выявлении, предупреждении и раскрытии налоговых преступлений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
34
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
экономическая безопасность / автоматизированные информационные системы / налоговые преступления / economic security / automated information systems / tax crimes

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Светлана Алексеевна Веселкина

Рассматривается актуальный вопрос повышения эффективности раскрытия налоговых преступлений путем разработки специальной интегрированной цифровой платформы, основанной на риск-ориентированном подходе. Проанализированы существующие автоматизированные системы налогообложения и их использование правоохранительными и налоговыми органами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Светлана Алексеевна Веселкина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Automated information systems of tax control as a means of increasing the efficiency of interaction between law enforcement and tax authorities in the detection, prevention and disclosure of tax crimes

The topical issue of improving the efficiency of tax crimes disclosure by developing a special integrated digital platform based on a risk-oriented approach is being considered. The existing automated taxation systems and their use by law enforcement and tax authorities are being analyzed.

Текст научной работы на тему «Автоматизированные информационные системы налогового контроля как средство повышения эффективности взаимодействия правоохранительных и налоговых органов при выявлении, предупреждении и раскрытии налоговых преступлений»

ECONOMIC SCIENCE

Научная статья ■УДК 336

https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-4-149-152 EDN: https://elibrary.ru/olcjpo NIION: 2015-0066-4/23-775 MOSURED: 77/27-011-2023-04-974

Автоматизированные информационные системы налогового контроля как средство повышения эффективности взаимодействия правоохранительных

и налоговых органов при выявлении, предупреждении и раскрытии налоговых преступлений

Светлана Алексеевна Веселкина

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия,

shashilovas@bk.ru

Аннотация. Рассматривается актуальный вопрос повышения эффективности раскрытия налоговых преступлений путем разработки специальной интегрированной цифровой платформы, основанной на риск-ориентированном подходе. Проанализированы существующие автоматизированные системы налогообложения и их использование правоохранительными и налоговыми органами.

Ключевые слова: экономическая безопасность, автоматизированные информационные системы, налоговые преступления

Для цитирования: Веселкина С. А. Автоматизированные информационные системы налогового контроля как средство повышения эффективности взаимодействия правоохранительных и налоговых органов при выявлении, предупреждении и раскрытии налоговых преступлений // Вестник экономической безопасности. 2023. № 4. С. 149— 152. https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-4-149-152. EDN: OLCJPO.

Original article

Automated information systems of tax control as a means ofincreasing the efficiency ofinteraction between law enforcement and tax authorities in the detection, prevention and disclosure oftax crimes

Svetlana A. Veselkina

Moscow University of the Ministry of Internal Affairs ofRussia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia, shashilovas@bk.ru

Abstract. The topical issue of improving the efficiency of tax crimes disclosure by developing a special integrated digital platform based on a risk-oriented approach is being considered. The existing automated taxation systems and their use by law enforcement and tax authorities are being analyzed.

Keywords: economic security, automated information systems, tax crimes

For citation: Veselkina S. A. Automated information systems of tax control as a means of increasing the efficiency of interaction between law enforcement and tax authorities in the detection, prevention and disclosure of tax crimes. Bulletin of economic security. 2023;(4):149-52. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-4-149-152. EDN: OLCJPO.

Важность качественного и эффективного взаимодействия правоохранительных и налоговых органов обусловлена, в первую очередь, целями обеспечения экономической безопасности страны. Необходимость такого взаимодействия подтверждается следующими факторами:

© Веселкина С. А., 2023

- осуществлением противодействия, предупреждения и выявления налоговых преступлений и правонарушений;

- наличием общих целей и задач, стоящих перед ФНС и МВД РФ в рамках экономической и налоговой безопасности России;

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

- обеспечением сбора, хранения и использования информации о хозяйствующих субъектах в области налогового контроля и обеспечения законности в налоговой сфере;

- использованием методов налогового контроля и методов органов внутренних дел (в рамках проведения оперативно-розыскных мероприятий), позволяющих выявлять и предупреждать налоговые преступления и правонарушения;

- требованиями нормативно-правовых актов, регулирующих взаимодействие налоговых и правоохранительных органов.

В условиях цифровизации всех сфер жизни общества, одним из приоритетных направлений развития для налоговых органов является разработка и внедрение информационных технологий (автоматизированных систем) в процесс осуществления контроля [1, с. 30].

Автоматизированная информационная система налогообложения (далее - АИСН) выступает одной из ключевых форм организации управления работой налоговых органов с активным использованием цифровизации документооборота и обработки данных. АИСН позволяет снизить трудоемкость сбора и обработки экономической информации о хозяйствующих субъектах, создавать специальные базы данных, в которых содержатся основные финансовые характеристики физических и юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность. При помощи цифровых технологий осуществляется оптимизация налогового администрирования путем систематизации больших объемов информации с применением экономико-математических методов [2, с. 9].

Именно АИСН в рамках совершенствования методики по выявлению, противодействию и предупреждению налоговых преступлений и правонарушений выступает ключевым фактором, требующим инновационных предложений и соответствующих рекомендаций в сфере взаимодействия ФНС и МВД России. Правоохранительные органы при выявлении налоговых преступлений тесно взаимодействуют с налоговыми органами, а именно оперативные подразделения ЭБиПК в процессе своей деятельности используют аналитико-информационные ресурсы налоговых служб для сбора и обработки информации о представляющих оперативный интерес экономических субъектах, а также получают необходимую соответствующую информацию путем документальных запросов в рамках осуществления оперативно-розыскных мероприятий. Представляет существенный интерес рассмотреть перечень автоматизированных информационных систем налогообложения, использующихся налоговыми органами, которые могут являться полезными и практически значимыми для правоохранительных органов в рамках выявления, предупреждения и противодействия налоговым преступлениям.

К основным автоматизированным информационным системам налоговых служб можно отнести: АСК НДС-2; АИС Налог-3; Риски бизнеса. Проверь

себя и контрагента; Прозрачный бизнес; Недействительные ИНН юридических лиц; Личный кабинет налогоплательщика; Онлайн кассы; Мобильное приложение «Мой налог»; НДС - офис иностранных компаний.

Также интерес представляют некоторые цифровые платформы, разработанные не налоговыми органами, которые могут успешно использоваться правоохранительными органами для обнаружения налоговых преступлений. Цифровые платформы генерируются и составляются на непосредственной экономико-аналитической информации ФНС России. К ним можно отнести: Контур Фокус: быстрая проверка контрагентов; KARTOTEKA.RU; Спаркс-Интерфакс; Интернет ресурсы: www.rusprofile.ru и www.sbis.ru; Главный портал закупок; ЕГАИС; «Честный знак» - национальная система цифровой маркировки.

На наш взгляд, следует дать характеристику некоторым видам АИСН в целях определения их функциональных возможностей.

Итак, одной из утилитарных цифровых платформ является АСК НДС-2. Система на основании расширенных деклараций по НДС точно определяет налоговые разрывы в цепочке взаимоотношений налогоплательщиков с контрагентами и не допускает неправомерных вычетов по налогу на добавленную стоимость. Налоговые органы в случае обнаружения признаков налогового преступления, обращаются в правоохранительные органы для применения ими соответствующих мер для документального выявления налогового преступления.

АИС «Налог-3» [3] является единой информационной системой ФНС России, обеспечивающую автоматизацию деятельности налоговых служб в области обработки, предоставления данных и анализа информации, формировании информационных ресурсов налоговых органов, статистических данных, сведений, необходимых для обеспечения поддержки принятия управленческих решений в сфере полномочий ФНС России и предоставления информации внешним потребителям. Основные задачи АИС «Налог-3» направлены на улучшения качества процедур взаимодействия ФНС с органами исполнительной власти, к которым можно непосредственно отнести МВД России.

Правоохранительные органы могут в своей деятельности использовать цифровую платформу «Риски бизнеса: проверь себя и контрагента». С помощью данного сервиса налогоплательщик может оперативно получить информацию о том, какие сведения о компаниях-партнерах вносились в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ). Кроме этого, там отображаются сведения о гражданах, которые отказались от участия или руководства компанией в суде или в отношении которых данный факт установлен судом, а также содержится перечень организаций, связь с которыми по адресам и иным реквизитам, указанным в ЕГРЮЛ, отсутствует.

ECONOMIC SCIENCE

Таким образом, существует база АИСН и иных цифровых ресурсов, отражающих экономические характеристики налогоплательщиков, которые используются ФНС России и МВД России для выявления, пресечения и противодействия налоговым преступлениям и правонарушениям. Хотелось бы отметить, что среди вышеизложенных информационных баз данных нет такой цифровой платформы, которая была бы непосредственно направлена на налоговый контроль, выявления налоговых преступлений и правонарушений и могла бы быть использована исключительно уполномоченными государственными органами (ФНС, МВД России, ФТС и иными службами, регулирующими налоговую сферу).

Поэтому, мы считаем целесообразным, внести рекомендацию по созданию цифровой платформы, основанной на автоматизированных и информационных системах с использованием риск-ориентированного подхода к оценке деятельности налогоплательщиков. Сущность цифровой платформы будет заключаться в том, что представители ведомственных структур будут иметь возможность в режиме реального времени обмениваться оперативной, аналитической, статистической, финансово значимой информацией о налогоплательщиках и осуществляемой ими финансовой деятельности. Сгенерированная информация будет обрабатываться при помощи современных экономико-математических и статистических методов, классифицироваться и систематизироваться по уровням риска для того, чтобы в процессе рабочей деятельности представители ведомственных служб, в больше мере сотрудники полиции, могли в кратчайшие сроки получить данные о налогоплательщике и оценить возможность совершение ими налоговых преступлений и правонарушений.

Создание новой цифровой платформы позволит решить следующие проблемы, встречающиеся в работе государственных органов в налоговой сфере, в частности правоохранительных органов:

- повысить эффективность взаимного обмена информацией о налогоплательщиках;

- риск-ориентированный подход позволит сотрудникам государственных органов проверить экономическую деятельность интересующих их физических и юридических лиц, минуя стадии поиска разрозненной информации, содержащейся в различных базах данных;

- оперативное получение информации благоприятно повлияет на качество рабочей деятельности государственных органов, а также позволит увеличить продуктивность взаимодействия в рамках противодействия налоговой преступности.

Необходимо дать пояснение, каким образом будет работать система риск-ориентированного подхода. Риск-ориентированный подход - это процесс систематизации налогоплательщиков по категориям рискам. Категории риска в свою очередь зависят от совокупности критериев, по которым автоматизированная система

распределяет налогоплательщиков и присваивает им соответствующий уровень риска. Предполагается использовать следующие критерии:

- налоговых преступлений и правонарушений;

- фирм-однодневок;

- номинальных руководителей;

- фиктивных сделок;

- наличия противоправных схем в сделках;

- оперативной информации сотрудников полиции с учетом условий конфиденциальности и секретности представляемой информации;

- низкой налоговой нагрузки;

- отражение налогоплательщиков в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов;

- превышение темпов роста расходов над доходами;

- выплата среднемесячной платы работнику ниже среднестатистического показателя по стране;

- непредставление налоговым органами пояснений на уведомления налогового органа о выявлении несоответствий показателей деятельности;

- частая смена налоговой инспекции;

- присутствие высокого налогового риска в осуществлении финансово-хозяйственной деятельности.

Каждому критерию дается детальная экономическая характеристика, количественные, качественные значения, которые будут определять уровень риска. Цифровая платформа, таким образом, будет генерировать в себе большой объем данных, и в зависимости от каждого критерия давать бальную оценку налогоплательщику. Дополнительно предполагается, что пользователи цифровой платформы смогут просматривать основные данные налогоплательщика, по которым осуществлялась риск-ориентированная оценка, что предоставит им возможность располагать конкретными информационными и аналитическими данными.

Таким образом, для целей совершенствования взаимодействия ме^ду налоговыми и правоохранительными органами в рамках методики выявления, противодействия и пресечения налоговых преступлений и правонарушений, нами предлагается внедрение интегрированной цифровой платформой, основанной на риск-ориентированном подходе в отношении различных критериев, отражающих финансово-экономическую деятельность налогоплательщика. Также, нами рассмотрены имеющиеся АИСН и иные интернет-ресурсы, которыми активно пользуются государственные органы в сфере налогообложения, как для осуществления налогового контроля, так и для противодействия налоговой преступности.

Список источников

1. Комахин Б. Н. Инновационное развитие служебной деятельности в условиях совершенствования информационных технологий [Электронный ресурс] / Б. Н. Комахин // Административное право и про-

цесс. 2019. № 3. С. 29-34 // Режим доступа: www.base. consultant.ru.

2. Кононенко О. В. Налогообложение в условиях цифровой экономики: вызовы и перспективы // Вестник Института экономических исследований. 2020. № 1 (17). URL: https://cyberleninka.rU/article/n/ nalogooblozhenie-v-usloviyah-tsifrovoy-ekonomiki-vyzovy-i-perspektivy.

3. Об утверждении Положения об автоматизированной информационной системе Федеральной налоговой службы (АИС «Налог-3» : приказ ФНС России от 14 марта 2016 г. № ММВ-7-12/134@ [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/ cons_doc_LAW_195780.

References

1. Komakhin В. N. Innovative development of official activity in the conditions of improving information technologies [Electronic resource] / B. N. Komakhin // Administrative law and process. 2019. № 3. P. 29-34. // Access mode: www.base.consultant.ru.

2. Kononenko О. V Taxation in the digital economy: challenges and prospects // Bulletin of the Institute of Economic Research. 2020. № 1 (17). URL: https://

cyberleninka.ru/article/n/nalogooblozhenie-v-usloviyah-tsifrovoy-ekonomiki -vyzovy-i-perspektivy.

3. On approval of the Regulations on the Automated Information System of the Federal Tax Service (AIS «Tax-З») : Order of the Federal Tax Service ofRussia dated 14.03.2016 № MMV-7-12/134@ [Electronic resource] // Access mode http://www.consultant.ru/document / cons_ doc_LAW_195780.

Библиографический список

1. Бажанов С. В. Взаимодействие правоохранительных и контролирующих органов при выявлении налоговых преступлений [Электронный ресурс] / С. В. Бажанов // Налоги. 2018. № 1. С. 3-6. // Режим доступа: www.elibrary.ru.

2. Интернет-ресурс: https://www.nalog.ru/rn62/.

Bibliographic list

1. Bazhanov S. V Interaction of law enforcement and regulatory authorities in the detection of tax crimes [Electronic resource] / S. V Bazhanov // Taxes. 2018. № 1. P. 3-6. //Access mode: www.elibrary.ru.

2. Internet resource: https://www.nalog.ru/rn62/.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Информация об авторе

С. А. Веселкина - адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических кадров Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя.

Information about the author S. A. Veselkina - Adjunct of the Faculty of Training of Scientific and Pedagogical Personnel of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. Ya. Kikot'.

Статья поступила в редакцию 04.05.2023; одобрена после рецензирования 01.07.2023; принята к публикации 30.08.2023.

The article was submitted 04.05.2023; approved after reviewing 01.07.2023; accepted for publication 30.08.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.