Научная статья на тему 'Автоматизированная система мониторинга технической эксплуатации самолетов'

Автоматизированная система мониторинга технической эксплуатации самолетов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
734
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА / ИНТЕГРИРОВАННАЯ ЛОГИСТИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ / МОНИТОРИНГ / САМОЛЕТ / AUTOMATED SYSTEM / INTEGRATED LOGISTICS SUPPORT / MAINTENANCE / MONITORING / AIRCRAFT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Короленко В.В., Ушаков А.Л., Мосеев Е.О.

Представлены проблемы, возникающие в процессе внедрения автоматизированной системы (комплекса) мониторинга технической эксплуатации самолета Су-34, которая позиционируется разработчиком в качестве основы системы интегрированной логистической поддержки жизненного цикла изделия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Короленко В.В., Ушаков А.Л., Мосеев Е.О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AUTOMATED MONITORING SYSTEM OF THE AIRCRAFT MAINTENANCE

The article presents the issues arising in the process of implementing an automated system (complex) for monitoring Su-34 aircraft maintenance that is treated as the basis of a system of integrated logistics support of product life cycle by developers.

Текст научной работы на тему «Автоматизированная система мониторинга технической эксплуатации самолетов»

Решетневс^ие чтения. 201б

Иллюстрация движения запаса при фиксированном интервале времени между заказами

Напротив, система с фиксированным интервалом времени между заказами требует лишь периодического контроля количества запаса. Необходимость постоянного учета запаса в системе с фиксированным размером заказа можно рассматривать как основной ее недостаток. В то же время в системе с фиксированным размером заказа максимальный желательный запас всегда имеет меньший размер, чем в системе с фиксированным интервалом времени между заказами. Это приводит к экономии на затратах по содержанию запасов на складе за счет сокращения площадей, занимаемых запасами, что, в свою очередь, составляет преимущество системы с фиксированным размером заказа перед системой с фиксированным интервалом времени между заказами [1].

Таким образом, ситуация на рассматриваемом предприятии определила технику формирования модели управления запасами так, что было удобно создать комбинированную модель, которая состоит из элементов модели с фиксированным объемом заказа и элементов модели с фиксированным периодом.

Библиографические ссылки

1. Никифоров В. В. Логистика. Транспорт и склад в цепи поставок. М. : ГроссМедиа, 2008. 192 с.

2. Чейз Ричард Б., Эквилайн Николас Дж., Якобс Роберт Ф. Производственный и операционный менеджмент. 8-е изд. : пер. с англ. М. : Вильямс, 2004. 945 с.

3. Стерлигова А. Н. Управление запасами в цепях поставок : учебник. М. : Инфра-М, 2008. 430 с.

References

1. Nikiforov V. V. Logistika. Transport i sklad v tsepi postavok. [Logistics. Transport and warehouse in the supply chain.]. Moscow, GrossMedia Publ., 2008, 192 p.

2. Richard B. Chase, Nicholas J. Aquilano, Robert F. Jacobs. [Production and Operations Management: Manufacturing and Services, 8th Edition]. Moscow, Vil'jams Publ., 2004. 945 p.

3. Sterligova A. N. Upravlenie zapasami v cepjah postavok: uchebnik. [Inventory management in the supply chains: textbook]. Moscow : Infra-M Publ., 2008, 430 p.

© Иконников О. А., Тарасова П. И., 2016

УДК 629.7.083

АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА МОНИТОРИНГА ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ САМОЛЕТОВ

В. В. Короленко, А. Л. Ушаков, Е. О. Мосеев

Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина» Российская Федерация, 394064, г. Воронеж, ул. Старых Большевиков, 54а E-mail: vkmts@narod.ru

Представлены проблемы, возникающие в процессе внедрения автоматизированной системы (комплекса) мониторинга технической эксплуатации самолета Су-34, которая позиционируется разработчиком в качестве основы системы интегрированной логистической поддержки жизненного цикла изделия.

Логистика и управление цепями поставог^на предприятии

Ключевые слова: автоматизированная система, интегрированная логистическая поддержка, техническая эксплуатация, мониторинг, самолет.

AUTOMATED MONITORING SYSTEM OF THE AIRCRAFT MAINTENANCE

V. V. Korolenko, A. L. Ushakov, E. O. Moseev

Military Educational-Research Centre of Air Force "Air Force Academy named after professor N. E. Zhukovsky and Y. A. Gagarin" 54a, Starih Bolshevikov Str., Voronezh, 394064, Russian Federation E-mail: vkmts@narod.ru

The article presents the issues arising in the process of implementing an automated system (complex) for monitoring Su-34 aircraft maintenance that is treated as the basis of a system of integrated logistics support ofproduct life cycle by developers.

Keywords: automated system, integrated logistics support, maintenance, monitoring, aircraft.

Одним из направлений совершенствования системы управления Вооруженными Силами Российской Федерации является автоматизация процессов эксплуатации вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ).

В интересах создания системы управления полным жизненным циклом (ЖЦ) изделий авиационной техники (АТ) в Воздушно-космических силах (ВКС) России стоит задача автоматизации процессов технической эксплуатации (ТЭ) воздушных судов. Аналогичные задачи стоят не только в ВКС России, но в других видах и родах Вооруженных Сил в отношении соответствующего ВВСТ [1].

Одним из необходимых условий функционирования системы интегрированной логистической поддержки (ИЛП) является своевременное информационное обеспечение. Данные об уровне исправности и техническом состоянии АТ, потребностях техники и эксплуатирующих ее подразделений в ресурсах, в проведении работ по техническому обслуживанию и ремонту, в запасных частях, материалах необходимы для эффективного управления процессами ТЭ воздушных судов и применения их по назначению [2].

С целью реализации пилотного проекта по управлению жизненным циклом самолета Су-34 специалистами компании ПАО «Компания «Сухой» разработан и предложен к внедрению автоматизированный комплекс (система) мониторинга технической эксплуатации самолета Су-34 (АКМ-34).

Данный комплекс предназначен:

- для оценки показателей уровня исправности парка самолетов Су-34 и динамики их значений;

- выявления текущих потребностей в проведении работ по техническому обслуживанию и ремонту по каждому самолету и его составным частям, комплектам ЗИП (оборотные фонды ЗЧМ, СНО, СНК);

- выявления причин простоя самолетов в неисправном состоянии;

- информационного обеспечения эксплуатанта, разработчика и изготовителя изделия о состоянии парка самолетов.

Разрабатываемый АКМ-34 позволяет автоматизировать следующие виды деятельности:

- учет и ведение комплектности самолетов;

- учет наработки самолетов, двигателей и комплектующих изделий;

- учет отказов и неисправностей самолетов и комплектующих изделий;

- анализ данных о надежности самолетов, двигателей и комплектующих изделий;

- учет выполненных работ на самолетах и комплектующих изделиях;

- планирование работ по техническому обслуживанию;

- расчет потребного количества запасного имущества на заданный период эксплуатации (планирование материально-технического обеспечения);

- формирование отчетных форм по решаемым задачам;

- формирование информационного табло руководителя.

АКМ-34 представляет собой аппаратно-программный комплекс, построенный на базе электронно-вычислительных машин с установленным специальным программным обеспечением. Компонентами АКМ-34 являются автоматизированные рабочие места, распределенные между участниками системы (разработчик, изготовитель, эксплуатант) и по иерархическим уровням в соответствии со структурой ВКС РФ (часть - соединение - орган военного управления). Информационный обмен между компонентами АКМ-34 осуществляется по каналам связи Министерства обороны (МО) РФ.

На этапе опытной эксплуатации АКМ-34 решались следующие задачи:

- оценка показателей, характеризующих функционирование комплекса в условиях реальной эксплуатации;

- оценка адаптированности комплекса к условиям реальной эксплуатации;

- оценка информационного обмена между компонентами АКМ-34 по выделенному каналу МО РФ, технических и информационных параметров передачи информации;

- оценка надежности и стабильности работы специального программного обеспечения (СПО) АКМ-34;

- оценка готовности специалистов инженерно-авиационной службы (ИАС) к работе с АКМ-34;

Решетневс^ие чтения. 2016

- оценка необходимости и возможности совершенствования АКМ-34.

В процессе опытной эксплуатации был выявлен ряд проблем, основной из которых является неполное соответствие СПО комплекса мониторинга потребностям авиационных частей ВКС. Несмотря на то, что данное СПО имеет широкий функционал и гибкую структуру, оперативно, без привлечения программистов устранить возникающие в процессе опытной эксплуатации проблемы часто невозможно. В связи с этим в процессе решения задач опытной эксплуатации, указанных выше, получаются отрицательные результаты.

Необходимо отметить, что представители разработчика АКМ-34 и СПО заняли активную позицию и пытаются вникать во все трудности, возникающие в процессе опытной эксплуатации, оперативно проводят работу по устранению полученных замечаний. Однако неверен сам подход к внедрению подобных разработок. Ведь основной причиной возникновения данной проблемы является то, что при проектировании АКМ-34 не были разработаны требования, учитывающие потребности предполагаемого эксплуатан-та техники (воинские части ВКС).

Соответственно, возникла ситуация, в которой ИАС части и инженерно-технический состав вынуждены «подстраиваться» под АКМ-34, хотя данный комплекс имеет цель облегчить деятельность ИАС путем автоматизации ряда процессов в эксплуатации.

Разработчику комплекса необходимо было на начальном этапе работ привлечь к разработке тактико-технических требований к АКМ-34 научно-исследовательские организации ВКС РФ, что было сделано только на этапе предварительных испытаний комплекса.

Другой серьезной проблемой, проявившейся в процессе работы, является заблуждение разработчика АКМ-34 в том, что предлагаемый комплекс является системой ИЛП [3]. При этом АКМ-34 можно рассматривать только в качестве одного из инструментов (возможно главного), позволяющего осуществлять информационное обеспечение технической эксплуатации самолетов, а также соответствующее взаимодействие участников системы ИЛП.

Нужно отметить, что необходимость создания системы управления ЖЦ изделий АТ не вызывает сомнения. Основой такой системы должна стать система ИЛП [4; 5]. Однако внедрение в эксплуатацию АТ лишь автоматизированной информационной системы, позиционируемой как система ИЛП, не позволит перевести процесс эксплуатации на качественно новый уровень. Необходимо помнить, что система ИЛП является сложной организационно-технической системой, и решать проблему внедрения подобной системы необходимо комплексно.

Библиографические ссылки

1. Функции и задачи информационно-диагностического центра по сопровождению эксплуатации силовых установок воздушных судов государственной авиации / В. В. Короленко [и др.] // Перспективы развития авиационных комплексов государственной авиации и их силовых установок. В 2 т. Т. 1. Управле-

ние жизненным циклом, информационно-диагностическое, метрологическое обеспечение стадии эксплуатации и ремонта : сб. науч. ст. по материалам III Всерос. науч.-практ. конф. «Академические Жуковские чтения» (25-26 нояб. 2015 г.). Воронеж : ВУНЦ ВВС «ВВА», 2016. С. 96-99.

2. Мосеев Е. О., Фимушин Е. С., Короленко В. В. Логистическая поддержка жизненного цикла авиационной техники военного назначения // Авиакосмические технологии (АКТ-2015) : тр. XVI Междунар. на-уч.-теорет. конф. и школы молодых ученых, аспирантов и студентов. Воронеж : ООО «Элист», 2015. С. 187-193.

3. Судов Е. В., Левин А. И. Концепция интегрированной логистической поддержки наукоемких изделий. М. : НИЦ CALS-технологий «Прикладная логистика», 2002.

4. Бром А. Е. Разработка концепции и методологических основ создания организационной системы логистической поддержки жизненного цикла наукоемкой продукции : дис. ... д-ра техн. наук. М. : МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2009.

5. Терентьева З. С. Разработка организационно-экономических методов и моделей создания системы интегрированной логистической поддержки наукоемкой продукции на этапе эксплуатации : дис. . канд. техн. наук. М. : МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2006.

References

1. Funkcii i zadachi informacionno-diagnostiches-kogo centra po soprovozhdeniju jekspluatacii si-lovyh ustanovok vozdushnyh sudov gosudarstvennoj aviacii / V. V. Korolenko [i dr.] // Perspektivy raz-vitija aviacionnyh kompleksov gosudarstvennoj aviacii i ih silovyh ustanovok : v 2 t. T. 1. Uprav-lenie zhiznennym ciklom, informacionno-diagnosticheskoe, metrologiches-koe obespechenie stadii jeks-pluatacii i remonta : sb. nauch. st. po materialam III Vseros. nauch.-prakt. konf. "Akademicheskie Zhukovskie chtenija" (25-26 nojabrja 2015 g.). Voronezh : VUNC VVS "VVA", 2016. S. 96-99.

2. Moseev E. O., Fimushin E. S., Korolenko V. V. Logisticheskaja podderzhka zhiznennogo cikla aviacionnoj tehniki voennogo naznachenija // Aviakosmicheskie tehnologii (AKT-2015) : tr. XVI Mezhdunar. nauch.-teoretich. konf. i shkoly molodyh uchenyh, aspirantov i studentov. Voronezh : OOO "Jelist"; 2015. S. 187-193.

3. Sudov E. V., Levin A. I. Koncepcija integriro-vannoj logisticheskoj podderzhki naukoemkih izdelij. M. : NIC CALS-tehnologij "Prikladnaja logistika", 2002.

4. Brom A. E. Razrabotka koncepcii i metodologiches-kih osnov sozdanija organizacionnoj sistemy logisticheskoj podderzhki zhiznennogo cikla naukoemkoj produkcii : dis. ... dokt. tehn. nauk. M. : MGTU im. N. Je. Baumana, 2009.

5. Terent'eva Z. S. Razrabotka organizacionno-jekonomicheskih metodov i modelej sozdanija sistemy integrirovannoj logisticheskoj podderzhki naukoemkoj produkcii na jetape jekspluatacii : dis. ... kand. tehn. nauk. M. : MGTU im. N. Je. Baumana, 2006.

© Короленко В. В., Ушаков А. Л., Мосеев Е. О., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.