Решетневс^ие чтения. 201б
Иллюстрация движения запаса при фиксированном интервале времени между заказами
Напротив, система с фиксированным интервалом времени между заказами требует лишь периодического контроля количества запаса. Необходимость постоянного учета запаса в системе с фиксированным размером заказа можно рассматривать как основной ее недостаток. В то же время в системе с фиксированным размером заказа максимальный желательный запас всегда имеет меньший размер, чем в системе с фиксированным интервалом времени между заказами. Это приводит к экономии на затратах по содержанию запасов на складе за счет сокращения площадей, занимаемых запасами, что, в свою очередь, составляет преимущество системы с фиксированным размером заказа перед системой с фиксированным интервалом времени между заказами [1].
Таким образом, ситуация на рассматриваемом предприятии определила технику формирования модели управления запасами так, что было удобно создать комбинированную модель, которая состоит из элементов модели с фиксированным объемом заказа и элементов модели с фиксированным периодом.
Библиографические ссылки
1. Никифоров В. В. Логистика. Транспорт и склад в цепи поставок. М. : ГроссМедиа, 2008. 192 с.
2. Чейз Ричард Б., Эквилайн Николас Дж., Якобс Роберт Ф. Производственный и операционный менеджмент. 8-е изд. : пер. с англ. М. : Вильямс, 2004. 945 с.
3. Стерлигова А. Н. Управление запасами в цепях поставок : учебник. М. : Инфра-М, 2008. 430 с.
References
1. Nikiforov V. V. Logistika. Transport i sklad v tsepi postavok. [Logistics. Transport and warehouse in the supply chain.]. Moscow, GrossMedia Publ., 2008, 192 p.
2. Richard B. Chase, Nicholas J. Aquilano, Robert F. Jacobs. [Production and Operations Management: Manufacturing and Services, 8th Edition]. Moscow, Vil'jams Publ., 2004. 945 p.
3. Sterligova A. N. Upravlenie zapasami v cepjah postavok: uchebnik. [Inventory management in the supply chains: textbook]. Moscow : Infra-M Publ., 2008, 430 p.
© Иконников О. А., Тарасова П. И., 2016
УДК 629.7.083
АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА МОНИТОРИНГА ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ САМОЛЕТОВ
В. В. Короленко, А. Л. Ушаков, Е. О. Мосеев
Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина» Российская Федерация, 394064, г. Воронеж, ул. Старых Большевиков, 54а E-mail: [email protected]
Представлены проблемы, возникающие в процессе внедрения автоматизированной системы (комплекса) мониторинга технической эксплуатации самолета Су-34, которая позиционируется разработчиком в качестве основы системы интегрированной логистической поддержки жизненного цикла изделия.
Логистика и управление цепями поставог^на предприятии
Ключевые слова: автоматизированная система, интегрированная логистическая поддержка, техническая эксплуатация, мониторинг, самолет.
AUTOMATED MONITORING SYSTEM OF THE AIRCRAFT MAINTENANCE
V. V. Korolenko, A. L. Ushakov, E. O. Moseev
Military Educational-Research Centre of Air Force "Air Force Academy named after professor N. E. Zhukovsky and Y. A. Gagarin" 54a, Starih Bolshevikov Str., Voronezh, 394064, Russian Federation E-mail: [email protected]
The article presents the issues arising in the process of implementing an automated system (complex) for monitoring Su-34 aircraft maintenance that is treated as the basis of a system of integrated logistics support ofproduct life cycle by developers.
Keywords: automated system, integrated logistics support, maintenance, monitoring, aircraft.
Одним из направлений совершенствования системы управления Вооруженными Силами Российской Федерации является автоматизация процессов эксплуатации вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ).
В интересах создания системы управления полным жизненным циклом (ЖЦ) изделий авиационной техники (АТ) в Воздушно-космических силах (ВКС) России стоит задача автоматизации процессов технической эксплуатации (ТЭ) воздушных судов. Аналогичные задачи стоят не только в ВКС России, но в других видах и родах Вооруженных Сил в отношении соответствующего ВВСТ [1].
Одним из необходимых условий функционирования системы интегрированной логистической поддержки (ИЛП) является своевременное информационное обеспечение. Данные об уровне исправности и техническом состоянии АТ, потребностях техники и эксплуатирующих ее подразделений в ресурсах, в проведении работ по техническому обслуживанию и ремонту, в запасных частях, материалах необходимы для эффективного управления процессами ТЭ воздушных судов и применения их по назначению [2].
С целью реализации пилотного проекта по управлению жизненным циклом самолета Су-34 специалистами компании ПАО «Компания «Сухой» разработан и предложен к внедрению автоматизированный комплекс (система) мониторинга технической эксплуатации самолета Су-34 (АКМ-34).
Данный комплекс предназначен:
- для оценки показателей уровня исправности парка самолетов Су-34 и динамики их значений;
- выявления текущих потребностей в проведении работ по техническому обслуживанию и ремонту по каждому самолету и его составным частям, комплектам ЗИП (оборотные фонды ЗЧМ, СНО, СНК);
- выявления причин простоя самолетов в неисправном состоянии;
- информационного обеспечения эксплуатанта, разработчика и изготовителя изделия о состоянии парка самолетов.
Разрабатываемый АКМ-34 позволяет автоматизировать следующие виды деятельности:
- учет и ведение комплектности самолетов;
- учет наработки самолетов, двигателей и комплектующих изделий;
- учет отказов и неисправностей самолетов и комплектующих изделий;
- анализ данных о надежности самолетов, двигателей и комплектующих изделий;
- учет выполненных работ на самолетах и комплектующих изделиях;
- планирование работ по техническому обслуживанию;
- расчет потребного количества запасного имущества на заданный период эксплуатации (планирование материально-технического обеспечения);
- формирование отчетных форм по решаемым задачам;
- формирование информационного табло руководителя.
АКМ-34 представляет собой аппаратно-программный комплекс, построенный на базе электронно-вычислительных машин с установленным специальным программным обеспечением. Компонентами АКМ-34 являются автоматизированные рабочие места, распределенные между участниками системы (разработчик, изготовитель, эксплуатант) и по иерархическим уровням в соответствии со структурой ВКС РФ (часть - соединение - орган военного управления). Информационный обмен между компонентами АКМ-34 осуществляется по каналам связи Министерства обороны (МО) РФ.
На этапе опытной эксплуатации АКМ-34 решались следующие задачи:
- оценка показателей, характеризующих функционирование комплекса в условиях реальной эксплуатации;
- оценка адаптированности комплекса к условиям реальной эксплуатации;
- оценка информационного обмена между компонентами АКМ-34 по выделенному каналу МО РФ, технических и информационных параметров передачи информации;
- оценка надежности и стабильности работы специального программного обеспечения (СПО) АКМ-34;
- оценка готовности специалистов инженерно-авиационной службы (ИАС) к работе с АКМ-34;
Решетневс^ие чтения. 2016
- оценка необходимости и возможности совершенствования АКМ-34.
В процессе опытной эксплуатации был выявлен ряд проблем, основной из которых является неполное соответствие СПО комплекса мониторинга потребностям авиационных частей ВКС. Несмотря на то, что данное СПО имеет широкий функционал и гибкую структуру, оперативно, без привлечения программистов устранить возникающие в процессе опытной эксплуатации проблемы часто невозможно. В связи с этим в процессе решения задач опытной эксплуатации, указанных выше, получаются отрицательные результаты.
Необходимо отметить, что представители разработчика АКМ-34 и СПО заняли активную позицию и пытаются вникать во все трудности, возникающие в процессе опытной эксплуатации, оперативно проводят работу по устранению полученных замечаний. Однако неверен сам подход к внедрению подобных разработок. Ведь основной причиной возникновения данной проблемы является то, что при проектировании АКМ-34 не были разработаны требования, учитывающие потребности предполагаемого эксплуатан-та техники (воинские части ВКС).
Соответственно, возникла ситуация, в которой ИАС части и инженерно-технический состав вынуждены «подстраиваться» под АКМ-34, хотя данный комплекс имеет цель облегчить деятельность ИАС путем автоматизации ряда процессов в эксплуатации.
Разработчику комплекса необходимо было на начальном этапе работ привлечь к разработке тактико-технических требований к АКМ-34 научно-исследовательские организации ВКС РФ, что было сделано только на этапе предварительных испытаний комплекса.
Другой серьезной проблемой, проявившейся в процессе работы, является заблуждение разработчика АКМ-34 в том, что предлагаемый комплекс является системой ИЛП [3]. При этом АКМ-34 можно рассматривать только в качестве одного из инструментов (возможно главного), позволяющего осуществлять информационное обеспечение технической эксплуатации самолетов, а также соответствующее взаимодействие участников системы ИЛП.
Нужно отметить, что необходимость создания системы управления ЖЦ изделий АТ не вызывает сомнения. Основой такой системы должна стать система ИЛП [4; 5]. Однако внедрение в эксплуатацию АТ лишь автоматизированной информационной системы, позиционируемой как система ИЛП, не позволит перевести процесс эксплуатации на качественно новый уровень. Необходимо помнить, что система ИЛП является сложной организационно-технической системой, и решать проблему внедрения подобной системы необходимо комплексно.
Библиографические ссылки
1. Функции и задачи информационно-диагностического центра по сопровождению эксплуатации силовых установок воздушных судов государственной авиации / В. В. Короленко [и др.] // Перспективы развития авиационных комплексов государственной авиации и их силовых установок. В 2 т. Т. 1. Управле-
ние жизненным циклом, информационно-диагностическое, метрологическое обеспечение стадии эксплуатации и ремонта : сб. науч. ст. по материалам III Всерос. науч.-практ. конф. «Академические Жуковские чтения» (25-26 нояб. 2015 г.). Воронеж : ВУНЦ ВВС «ВВА», 2016. С. 96-99.
2. Мосеев Е. О., Фимушин Е. С., Короленко В. В. Логистическая поддержка жизненного цикла авиационной техники военного назначения // Авиакосмические технологии (АКТ-2015) : тр. XVI Междунар. на-уч.-теорет. конф. и школы молодых ученых, аспирантов и студентов. Воронеж : ООО «Элист», 2015. С. 187-193.
3. Судов Е. В., Левин А. И. Концепция интегрированной логистической поддержки наукоемких изделий. М. : НИЦ CALS-технологий «Прикладная логистика», 2002.
4. Бром А. Е. Разработка концепции и методологических основ создания организационной системы логистической поддержки жизненного цикла наукоемкой продукции : дис. ... д-ра техн. наук. М. : МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2009.
5. Терентьева З. С. Разработка организационно-экономических методов и моделей создания системы интегрированной логистической поддержки наукоемкой продукции на этапе эксплуатации : дис. . канд. техн. наук. М. : МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2006.
References
1. Funkcii i zadachi informacionno-diagnostiches-kogo centra po soprovozhdeniju jekspluatacii si-lovyh ustanovok vozdushnyh sudov gosudarstvennoj aviacii / V. V. Korolenko [i dr.] // Perspektivy raz-vitija aviacionnyh kompleksov gosudarstvennoj aviacii i ih silovyh ustanovok : v 2 t. T. 1. Uprav-lenie zhiznennym ciklom, informacionno-diagnosticheskoe, metrologiches-koe obespechenie stadii jeks-pluatacii i remonta : sb. nauch. st. po materialam III Vseros. nauch.-prakt. konf. "Akademicheskie Zhukovskie chtenija" (25-26 nojabrja 2015 g.). Voronezh : VUNC VVS "VVA", 2016. S. 96-99.
2. Moseev E. O., Fimushin E. S., Korolenko V. V. Logisticheskaja podderzhka zhiznennogo cikla aviacionnoj tehniki voennogo naznachenija // Aviakosmicheskie tehnologii (AKT-2015) : tr. XVI Mezhdunar. nauch.-teoretich. konf. i shkoly molodyh uchenyh, aspirantov i studentov. Voronezh : OOO "Jelist"; 2015. S. 187-193.
3. Sudov E. V., Levin A. I. Koncepcija integriro-vannoj logisticheskoj podderzhki naukoemkih izdelij. M. : NIC CALS-tehnologij "Prikladnaja logistika", 2002.
4. Brom A. E. Razrabotka koncepcii i metodologiches-kih osnov sozdanija organizacionnoj sistemy logisticheskoj podderzhki zhiznennogo cikla naukoemkoj produkcii : dis. ... dokt. tehn. nauk. M. : MGTU im. N. Je. Baumana, 2009.
5. Terent'eva Z. S. Razrabotka organizacionno-jekonomicheskih metodov i modelej sozdanija sistemy integrirovannoj logisticheskoj podderzhki naukoemkoj produkcii na jetape jekspluatacii : dis. ... kand. tehn. nauk. M. : MGTU im. N. Je. Baumana, 2006.
© Короленко В. В., Ушаков А. Л., Мосеев Е. О., 2016