УДК 629.7.083
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОНТРОЛЯ НАЛИЧИЯ И РАСХОДОВАНИЯ ТОПЛИВА ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ
А. Л. Ушаков, В. В. Короленко
Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина» Российская Федерация, 394064, г. Воронеж, ул. Старых Большевиков, 54а
E-mail: [email protected]
В настоящее время в Вооруженных Силах России стоит задача совершенствования процессов материально-технического обеспечения войск путем их автоматизации. В статье рассматривается актуальность и возможность совершенствования системы обеспечения авиационной техники государственной авиации топливом.
Ключевые слова: авиационная техника, автоматизированная система, воздушное судно, информационный терминал, средство измерения, топливо.
IMPROVEMENT OF CONTROL OF AVAILABILITY AND SPENDING OF FUEL
FOR OPERATION OF AIRCRAFT
A. L. Ushakov, V. V. Korolenko
Military Educational-Research Centre of Air Force «Air Force Academy named after professor N. E. Zhukovsky and Y. A. Gagarin» 54a, Starih Bolshevikov Str., Voronezh, 394064, Russian Federation E-mail: [email protected]
Currently in the Russian Armed Forces there is a problem of improvement of processes of material support of troops through their automation. The article discusses the relevance and the possibility of improving the providing fuel system of the aviation engineering of the state aviation.
Keywords: Aviation engineering, automated system, an aircraft, an information terminal, a measurement tool, fuel.
В настоящее время по всем видам Вооруженных Сил России поставлена задача совершенствования процессов учета и контроля расходования топлива при эксплуатации вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ). Акцент делается на необходимости автоматизации данных процессов вплоть до создания автоматической системы, позволяющей исключить или минимизировать вмешательство человека в процессы учета и контроля расходования топлива [1].
В настоящее время на современных воздушных судах (ВС) учет и контроль расхода горючего проводится на основе данных, регистрируемых техническим составом инженерно-авиационной службы (ИАС) в соответствующей документации, информации, регистрируемой средствами объективного контроля (в части регистрации наработки двигателей), а также на основе данных службы горюче-смазочных материалов (ГСМ).
Приборный учет и контроль расходования топлива воздушным судном в настоящее время невозможен в связи с отсутствием на ВС средств измерения, которые позволяют достоверно определять количество топлива в баках ВС как в полёте, так и на земле.
В связи с этим на данный момент проводить учет и контроль наличия и расходования топлива в автоматическом режиме невозможно. Однако, создание автоматизированной системы контроля (АСК) позволит повысить оперативность сбора, обработки, передачи и получения информации о наличии и расходовании топлива ВС в несколько раз. При этом улучшаются условия для контроля (более прозрачный учет, меньшая продолжительность процессов движения информации, более удобное представление информации и т. д.).
Секция « Технологические и мехатронные системы в производстве ракетно-космической техники»
Кроме того, при создании автоматизированной системы контроля (АСК) наличия и расходования топлива появляется возможность создания электронных баз данных о наличии и расходе топлива за каждый образец авиационной техники (АТ), что не только повысит оперативность, удобство и достоверность учета и контроля, но и позволит сократить количество преступлений коррупционной направленности в части хищений и растрат топлива.
Данная АСК должна иметь возможность взаимодействия с автоматизированными системами управления Вооруженными Силами Российской Федерации (ВС РФ), а информация, хранящаяся в системе, подлежит интегрированию в единый обобщенный банк данных ВС РФ.
Проблема по правильному учету топлива, прежде всего, связана с невозможностью достоверно измерить количество топлива, находящееся в баках ВС. Это связано с отсутствием на ВС необходимых средств измерения, таких которые могут выдавать результаты с незначительной погрешностью. Современное состояние систем измерения наличия и расхода топлива свидетельствует о том, что необходима серьёзная модернизация с целью увеличения точности измерения количества топлива на ВС.
Получение информации от бортового оборудования (в том числе и топливо-измерительных систем) средствами объективного контроля происходит с определённой погрешностью, величина которой не позволяет опираться на показания бортовых устройств регистрации полётной информации, как на достоверные [1].
Таким образом, необходимо комплексное решение, позволяющее учесть все аспекты системы учета топлива.
В соответствии с существующим порядком учет наличия и расходования топлива осуществляется службой ГСМ авиационной части. Соответствующие отчеты поступают в вышестоящие службы согласно иерархической структуры Вооруженных Сил РФ: служба ГСМ части - служба ГСМ военного округа - Штаб материально-технического обеспечения (МТО) ВС РФ.
В существующей системе эксплуатации АК наиболее целесообразно задачу обеспечения функционирования АСК контроля наличия и расходования топлива закрепить за службами ГСМ. Иерархическая структура АСК должна соответствовать структуре ВС РФ.
По составу элементов рассматриваемая АСК является организационно-технической системой, то есть сложной системой с организационно-штатной структурой управленческого и технического персонала, включающей в себя сложные технические объекты, эксплуатация которых является целью функционирования системы [2].
В качестве основных структурных элементов АСК контроля наличия и расходования топлива предлагается разработать информационные терминалы в составе аппаратно-программных средств контроля за наличием, движением и расходованием топлива.
В состав системы, кроме информационных терминалов, входят следующие объекты:
- воздушное судно;
- средства технического обслуживания;
- средства индикации количества топлива на борту ВС;
- средства объективного контроля, на основании данных от которых в систему поступает информация о наработке, об остатке и расходе топлива и другие данные;
- отчетные документы о наличии, получении и расходовании топлива (в том числе, на техническое обслуживание и ремонт авиационной техники);
- средства обработки данных, поступающих в систему;
- средства передачи и хранения информации внутри части и на вышестоящие уровни (точки доступа, серверы);
- каналы передачи данных.
Информационные терминалы имеют возможность работать как в режиме реального времени, так и в режиме постобработки. Информация, поступающая в терминал с датчиков, после обработки передается на сервер в виде отчетов [3].
В режиме реального времени отчеты о работе техники передаются на сервер и отображаются в клиентском программном обеспечении с минимальным интервалом времени, достаточным для принятия оперативных решений. При работе в данном режиме обработка информации осуществляется непосредственно в терминале (фильтрация и нормирование параметров, выявление событий и т. д.), что предельно упрощает работу сервера, предоставляет возможность мультисерверной работы, а также минимизирует трафик между терминалом и сервером.
Сложность реализации подобной системы заключается в необходимости передачи данных «онлайн» по каналам связи, которые не могут полностью гарантировать информационную безопасность. К тому же передача информации в полете в настоящее время неактуальна, поскольку, как уже было сказано, на ВС отсутствуют средства измерения. Тем не менее, для средств технического обслуживания полетов на автомобильных шасси подобный способ передачи информации может быть реализован уже сегодня.
Получение информации в режиме постобработки не представляет особой сложности. Передача данных на сервер может осуществляться автоматически при нахождении ВС на земле с отключенными двигателями в зоне действия точки доступа (например, по каналу Bluetooth, радиус действия, которого достигает 100 метров) или с использованием съемных носителей информации.
Таким образом, в результате проведенного анализа обоснована актуальность создания АСК наличия и расходования топлива, определены направления совершенствования системы. В качестве основных структурных элементов системы предложены информационные терминалы в составе аппаратно-программных средств контроля за наличием и расходованием топлива, разработана структура и состав АСК.
Библиографические ссылки
1 Исследования по обоснованию требований к системе (комплексу) контроля за наличием, движением и расходованием топлива в вооруженных силах Российской Федерации : науч.-техн. отчет о составной части НИР, шифр «Котлован-16-АК», промежуточный, инв. № У3910. Воронеж : ВУНЦ ВВС «ВВА», 2015.
2 Управление организационно-техническими системами : учебник для иностр. военнослужащих, обучающихся и Военно-воздушной инженерной академии им. проф. Н. Е. Жуковского. В. Я. Головин, Л. С. Шаламов, В. Н. Миронычев, Ю. В. Митрофанов, Л. Г. Гриценко, С. М. Ямполь-ский / под ред. В. Я. Головина. М. : Изд. ВВИА им. проф. Н. Е. Жуковского, 2006. 580 с.
3 Ветошкин В. М. Теоретические основы систем баз данных. М. : ВВИА им. проф. Н. Е. Жуковского. 2008. 287 с.
© Ушаков А. Л., Короленко В. В., 2016