Научная статья на тему 'АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА МОНИТОРИНГА СОСТОЯНИЯ ВВСТ ЧАСТЕЙ И ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ВКО'

АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА МОНИТОРИНГА СОСТОЯНИЯ ВВСТ ЧАСТЕЙ И ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ВКО Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
83
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — B.H. Шунто, М.О. Татаров, В.С. Догадов

Для решения одной из проблем, возникших при переходе к сервисному обслуживанию вооружения, военной и специальной техники ВКО, рассмотрена возможность создания автоматизированной системы мониторинга технического состояния вооружения, военной и специальной техники ВКО. Определены основные задачи предложенной системы и входящих в нее основных подсистем, и основные концепции их создания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — B.H. Шунто, М.О. Татаров, В.С. Догадов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА МОНИТОРИНГА СОСТОЯНИЯ ВВСТ ЧАСТЕЙ И ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ВКО»

МБЛШ соммикпслтюм EQUIPMENT. Iss. 1 (141). 2018

В.Н. Шунто

кандидат технических наук, профессор

М.О. Татаров

кандидат технических наук

В.С.Догадов

Военно-космическая академия имени А.Ф.Можайского (филиал г.Ярославль).

АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА МОНИТОРИНГА СОСТОЯНИЯ ВВСТ

ЧАСТЕЙ И ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ВКО

Для решения одной из проблем, возникших при переходе к сервисному обслуживанию вооружения, военной и специальной техники ВКО, рассмотрена возможность создания автоматизированной системы мониторинга технического состояния вооружения, военной и специальной техники ВКО. Определены основные задачи предложенной системы и входящих в нее основных подсистем, и основные концепции их создания.

Реформирование системы технического обеспечения войск на современном этапе заключается, прежде всего, в переходе к сервисному обслуживанию вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ) ВКО[1]. В настоящее время функционирование системы сервисного обслуживания ВВСТ осложнено рядом серьезных проблем, одна из которых заключается в отсутствии на всех уровнях иерархии системы технического обеспечения своевременной и достоверной (точной) информации о состоянии ВВ СТ подразделений и частей ВКО. Это обусловливает актуальность создания автоматизированной системы мониторинга состояния ВВСТ частей и подразделений ВКО. Под автоматизированной системой мониторинга состояния ВВСТ в данном случае понимается система, предназначенная для систематического сбора, накопления и обработки данных о техническом состоянии образцов ВВСТ.

Создание системы мониторинга состояния ВВСТ воинских частей и подразделений, входящих в состав ВКО, позволит:

осуществлять непрерывный контроль состояния ВВСТ воинских частей и подразделений;

прогнозировать состояние образцов ВВСТ на заданный период времени;

оптимизировать состав запасных частей, инструментов и принадлежностей;

осуществлять оптимальное распределение усилий между предприятиями промышленно-

сти, ремонтными организациями и сервисными центрами по поддержанию работоспособного состояния образцов ВВСТ.

Для создания системы мониторинга состояния ВВСТ необходимо решить ряд задач, основными из которых являются:

разработка моделей функционирования подсистем сбора и обработки данных о состоянии ВВСТ ВКО;

разработка модели функционирования подсистемы управления;

разработка методов и алгоритмов сбора и систематизации данных о состоянии ВВСТ в подразделениях и частях;

разработка методов и алгоритмов обработки полученных данных на всех уровнях иерархии.

Очевидно, что система мониторинга должна включать в свой состав три подсистемы:

подсистему сбора данных о состоянии ВВСТ; подсистему обработки данных; подсистему управления. Задачами подсистемы сбора данных о состоянии ВВСТ должны быть:

непосредственный сбор данных о состоянии ВВСТ подразделений (частей);

накопление и хранение в базе данных статистических сведений, необходимых для эффективного функционирования подсистем обработки данных и управления;

систематизация (обобщение) данных о состоянии ВВСТ;

ТЕХНИКАСРЕДСТВ СВЯЗИ, № 1 (141), 2018

передача данных между различными уровнями иерархии.

Для создания подсистемы сбора данных о состоянии ВВСТ подразделений и частей вначале необходимо решить ряд задач, связанных с определением необходимого и достаточного количества параметров, характеризующих состояние ВВСТ, определением области допустимых значений этих параметров, разработкой алгоритмов сбора, систематизации и передачи данных о состоянии ВВСТ.

Необходимое и достаточное количество параметров, характеризующих состояние ВВСТ подразделения (части), определяется типом и техническими характеристиками конкретного образца ВВСТ. Для их определения могут применяться такие методы как дерево отказов, анализ характера и последствий потенциальных отказов. Применение данных методов позволит не только выявить параметры, характеризующие техническое состояние конкретного типа ВВСТ подразделения (части), но и существенно сократить номенклатуру этих параметров.

Областями допустимых значений параметров характеризующих техническое состояние образца ВВСТ в данном случае являются предельно допустимые значения параметров, при которых обеспечивается работоспособное состояние образца ВВСТ. Под работоспособным состоянием образца ВВСТ подразумевается состояние, при котором он способен выполнить требуемую функцию при условии, что предоставлены необходимые внешние ресурсы[3].

Реализация подсистемы сбора данных возможна с использованием современных телекоммуникационных средств и технологий и (или) при помощи электронных носителей информации, с помощью которых может быть организована доставка данных о состоянии образцов ВВСТ в пределах системы мониторинга нарочными. В первом случае реализация подсистемы сбора возможна без введения дополнительной аппаратуры, приусловии наличия в составе контролируемого образца ВВСТ вычислительной сети на базе современных сетевых технологий. Передача данных мониторинга в этом случае будет осуществляться в соответствии с установленнымвданной сети стандартом. В случае, коща вычислительная сеть в составе образца ВВСТ отсутствует, появляется необходимость либо в развертывании вычислительной сети, либо в организации своевременной доставки данных о текущем техническом состоянии контролируемого образца ВВСТ нарочным.

Подсистема обработки данных должна обеспечивать выполнение различных функций, основными из которых являются:

прогнозирование технического состояния образцов ВВСТ частей и подразделений ВКО на заданный интервал времени;

выработка рекомендаций по продолжению эксплуатации образцов ВВСТ частей и подразделений ВКО, или снятии их с эксплуатации для технического обслуживания (ремонта, восстановления);

выработка рекомендаций по оптимальному распределению усилий между воинскими частями (подразделениями), предприятиями промышленности, ремонтными организациями и сервисными центрами по поддержанию работоспособного состояния ВВСТ при ограниченных ресурсах.

Для создания подсистемы обработки данных о техническом состоянии образцов ВВСТ подразделений и частей необходимо решить ряд задач, связанных с разработкой алгоритмов прогнозирования состояния образцов ВВСТ на заданный интервал времени, разработкой алгоритмов выработки рекомендаций о продолжении эксплуатации образцов ВВСТ или снятии его с эксплуатации для обслуживания, разработкой алгоритмов выработки рекомендаций по оптимальному распределению усилий между воинскими частями (подразделениями), предприятиями промышленности, ремонтными организациями и сервисными центрами по поддержанию работоспособного состояния ВВСТ при ограниченных ресурсах.

Прогнозирование технического состояния образцов ВВСТ является одним из эффективных методов поддержания их эксплуатационной надежности путем своевременного проведения мероприятий по ТО и ремонту. Сущность прогнозирования заключается в определении наиболее вероятного момента появления отказа на основании имеющейся информации о параметрах, определяющих техническое состояние образца ВВСТ или его элементов и принятии мер по его предупреждению, определении сроков и объемов проведениятехнического обслуживания. При этом различают статистические и аппаратурные (инструментальные) методы прогноза [4].

Сущность статистических методов прогнозирования состоит в том, чго на основании извесшькстатистическихданныхобинтенсивности отказа элементов в процессе эксплуатации конкретной аппаратуры производят расчет ее надежности и определение момента для выполнения

MEANS OF COMMUNICATION EQUIPMENT. Iss. 1 (141). 2018

профилактических работ (замены, ремонта, регулировки). Располагая статистическими данными о результатах эксплуатации или специальных испытаний различных элементов можно производить статистическое прогнозирование отказов.

Для использования инструментальных методов прогнозирования отказа необходимо располагать результатами периодического контроля параметров ВВСТ при его функционировании в специальном илинормальном режиме, на основе которых можно получить статистические данные о характере изменениятого или иного параметра. Недостатком инструментального метода прогнозирования является невысокая достоверность прогноза (из-за малого количества статистическихданных).

Выработка рекомендаций о продолжении эксплуатации образца ВВСТ или снятии его с эксплуатации для обслуживания осуществляется на основании проведенных ранее вычислений, в соответствии с текущим техническим состоянием образца ВВСТ и прогнозом его состояния на заданный интервал времени. Исходя из требуемого уровня надежности, определяется время, при достижении которого производится профилактическая замена элементов.

Выработка рекомендаций по оптимальному распределению усилий между воинскими частями (подразделениями), предприятиями промышленности, ремонтными организациями и сервиснымицентрамипо поддержанию исправного, либо работоспособного состояния ВВСТ при ограниченныхресурсахявляется оптимизационной задачей и может быть успешно решена, например, методами исследования операций[7,8].

Основными задачами подсистемы управления очевидно являются:

автоматизированное формирование заявок на проведение ТО на основании результатов

работы подсистем сбора и обработки данных о техническом состоянии образцов ВВСТ;

автоматизированное формирование заявок на пополнение ЗИП;

автоматизированный контроль своевременности оказания услуг по сервисному обслуживанию ВВСТ.

Рассмотренные выше принципы построения системы мониторинга технического состояния ВВСТ, могут быть применены при создании программного обеспечения центра автоматизированного ситуационного управления сервисным обслуживанием ВВСТ[1] и системы территориальных сервисных центров (пунктов, представительств) исполнителя работ по сервисному обслуживанию. Создание указанных сервисных центров (пунктов, представительств) в рамках системы сервисного обслуживания ВВСТ, считается одним из приоритетных направлений для устранения проблем, имеющихся в функционировании системы сервисного обслуживания!!].

На основе результатов работы системы мониторинга ВВСТ, могут быть получены данные об элементах и узлах, значения показателей надежности которых ниже заданных, и чаще всего требуют замены в процессе восстановления ВВСТ, а также элементах, интенсивность отказов которых наиболее высока. Используя полученные данные, возможно, например, оптимизировать состав комплекта запасных частей, инструментов и принадлежностей, под которым понимается запасные части, инструменты, принадлежности и материалы, необходимые для технического обслуживания и ремонта изделий и скомплектованные в зависимости от назначения и особенностей использования^].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. КупреевД.В., МирукК.В. Стратегия сервисного обслуживания. //Воздушно-космическая оборо-на.2013. №2 (69).

2. ГОСТ Р ИСО МЭКТО 10032-2007: Эталонная модель управления данными.

3. ГОСТ Р 53480-2009 Надежность в технике. Термины и определения.

4. Байхельт Ф., Франкен П. Надежность и техническое обслуживание. Математический подход: Пер. с нем. — М.: Радио и связь,1988.

5. Барлоу Р., Прошан Ф. Математическая теория надежности. Пер. с англ.- М.: Сов. радио, 1969.

6. Кузьмин Ф.И. Задачи и методы оптимизации показателей надежности. — М.: Сов. радио, 1972.

7. Вентцель Е.С. Исследование операций: задачи, принципы, методология. М: Дрофа, 2006.

8. Моудер Дж, Элмаграби С. Исследование операций. Методические основы и математические методы. Пер. с англ. Под редакцией Макарова И.М., Бескровного ИМ. - М.: Мир, 1981.

9. ГОСТ 18322—78 Система технического обслуживания и ремонта техники. Термины и определения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.