Научная статья на тему 'Автоматизированная система бюджетирования как инструмент управления производственным предприятием'

Автоматизированная система бюджетирования как инструмент управления производственным предприятием Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
41
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Автоматизированная система бюджетирования как инструмент управления производственным предприятием»

АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА БЮДЖЕТИРОВАНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ

A.В. ДРОГИН,

аспирант кафедры «Проектирование вычислительных комплексов»

B.В. ШИЛОВ,

к.т.н., зав. кафедрой «Проектирование вычислительных комплексов»,

«МАТИ» - РГТУ имени К.Э. Циолковского

Планирование - одна из важнейших функций управления предприятием, задачами которого являются определение оперативных и стратегических целей деятельности предприятия и методов их достижения. Эффективно решать перечисленные задачи может бюджетирование [1, 2]. Его определяют как "прогнозирование будущих финансовых показателей, денежных потоков, потребности в финансовых средствах, базирующееся на модели функционирования предприятия, с целью формирования планов различного уровня" [2]. Оно помогает руководителю предприятия не только прогнозировать финансовые показатели деятельности предприятия, но и постоянно контролировать исполнение плана. Однако бюджетирование является сложным инструментом и предполагает аккуратный и квалифицированный подход при использовании. В частности, бюджетирование запасов готовой продукции требует точного прогнозирования многих параметров производственного процесса, в числе которых спрос на продукцию, время поставки материалов, доступность производственных мощностей и т.д.

Наличие на предприятии информационной системы (ИС) упрощает процедуру составления и анализа бюджетов. Однако общий недостаток существующих ИС - возможность получения данных для бюджетирования только с плана счетов, тогда как большие объёмы информации, необходимой для планирования, должны собираться из других источников. В статье предлагается система бюджетирования производственного предприятия, объединяющая финансовое планирование и планирование производства в единый инструмент управления. Описанная разработка позволила фактически устранить промежуточный этап сбора разрозненных данных, объединение которых должно быть произведено в процессе финансового планирования.

Средства автоматизации бюджетирования представлены на российском рынке систем управления предприятиями достаточно широко (например, специализированные программные продукты компании "Инталев" [3], предлагающие наиболее широкий выбор инструментов бюджетного управления). Однако специализированные средства бюджетирования, как правило, слабо интегрированы в корпоративные информационные системы, прочие же программные продукты, реализованные на общей с рассматриваемой системой платформе, предлагают недостаточный для решения поставленных задач функционал и не отражают специфики производственного предприятия.

Удобные в использовании средства бюджетирования представлены в программных продуктах компании 1С. Помимо удобства преимущество продуктов 1С заключается в глубокой интеграции с широко распространённой в России системой 1С:Предприятие. Но продукты 1С имеют значительные ограничения по масштабируемости: производительность системы приемлема, если число пользовательских сессий не превышает двадцати (для версии ПО 7.7) [4, 5].

Место бюджетной подсистемы в общей структуре АСУП. Автоматизированная система управления предприятием Microsoft Navision предназначена для управления предприятиями малого и среднего бизнеса. Она позволяет автоматизировать различные направления деятельности предприятия: финансовый учёт, закупки, продажи, складскую логистику, учёт основных средств, планирование производства и т.д. В число автоматизируемых направлений попадает и бюджетирование. Однако подсистема бюджетирования Navision не удовлетворяет потребностям планирования, поскольку реализует крайне упрощённую схему бюджетного процесса: в принятой ее разработчиками схеме бюджет представляет собой запланированные обороты по финансовым счетам, что ограничивает возможности планирования.

Разработанный модуль финансового планирования интегрирован в систему Navision. Он имеет тесную взаимосвязь с блоками финансового учёта, управления закупками и продажами, производственного планирования. Общая структура разработанной системы приведена на рис. 1. Прямоугольниками на схеме показаны справочники системы, с которыми работают пользователи, кружками - внутренние справочники, в которые собираются используемые для формирования бюджетов промежуточные данные.

В блоке управления производством функции планирования реализованы посредством составления планов выпуска готовой продукции и полуфабрикатов, плана закупок сырья и плана загрузки производственных мощностей. План производства продукции формируется на основе прогнозов продаж, включающих как уже заключённые контракты на поставку продукции, так и перспективные заказы. На первом этапе планирования

формируется план MPS, который затем может быть детализирован в соответствии с концепцией MRP II [6]. Помимо плана производства, исходными данными для составления плана MRP служат спецификации продукции, описывающие состав каждой единицы номенклатуры, и производственные маршруты, детализирующие требования к производственным мощностям, необходимым для выпуска единицы продукции.

Рис. 1. Схема передачи данных при интеграции.

Учёт в производственном модуле подразумевает отслеживание состояния каждого производственного заказа (заказ может быть запланирован, утверждён, запущен на выполнение, завершён, отменён); учёт операций расхода сырья и выхода готовой продукции (в том числе формирование соответствующих бухгалтерских проводок); поддержка актуальности данных по наличию доступных производственных мощностей.

В блоке финансового планирования перечисленные выше функции планирования, учёта, анализа и регулирования реализуются посредством составления бюджетов, сбора фактических данных, план-фактного анализа и корректирования бюджетов на основании фактических данных. Схематично структура модуля показана на рис. 2.

Формирование бюджетов. В первую очередь перед формированием бюджетов строится модель финансовой структуры компании - центры

финансовой ответственности (структурные подразделения предприятия, несущие ответственность за финансовые показатели в рамках своей области деятельности), различные их типы и иерархия подчинённости. На основании модели финансовой структуры разрабатываются бюджеты подразделений различных уровней и консолидированные бюджеты предприятия.

Рис. 2. Структура блока финансового планирования.

Сбор фактических данных. Сбор фактических данных в статьи бюджетов осуществляется со счетов и аналитических разрезов "Главной книги". Все хозяйственные операции в системе регистрируются в "Главной книге", следовательно, существует возможность автоматического текущего контроля исполнения планов.

Отчетность. Система содержит встроенные средства формирования отчетности. Структура отчетности может определяться как структурой бюджета, так и определенными пользователем аналитическими разрезами. Данные из системы могут быть выгружены в MS Excel. Дополнительно имеется возможность получения информации в графическом виде - система позволяет строить графики план-фактного анализа в MS Excel.

Контроль исполнения бюджета. Система позволяет контролировать исполнение бюджета путем сравнения плановых и фактических показателей. Расчет отклонений производится с учетом аналитики, определенной при настройке бюджетной модели. В системе можно проводить анализ как по компании в целом, так и по ее различным филиалам и подразделениям. Дополнительно можно проводить сравнение различных версий бюджетов.

Объединение двух программных модулей в единую интегрированную систему позволило значительно расширить их функциональные возможности за счёт более широкой интерпретации массивов данных (например, план загрузки производственных мощностей может рассматриваться в

качестве бюджета производственного отдела, в свою очередь являющегося частью бюджета доходов и расходов предприятия; бюджет продаж может служить отправной точной для формирования плана MPS и т.д.).

Результаты разработки и апробация. Реализация описанных в статье изменений позволила расширить функциональность системы, дополнив её следующими возможностями:

• формирование бюджетов закупок сырья и материалов (вручную и на основе планов MPS и MRP);

• формирование бюджета продаж готовой продукции (вручную и на основе планов MPS и MRP);

• сбор фактических данных об объёмах закупок, производства и продаж непосредственно из блоков управления закупками/продажами и производством без вмешательства пользователя;

• анализ исполнения производственных планов в натуральном и денежном исчислении;

• возможность оперативного анализа изменения финансовых показателей при внесении изменений в производственные планы;

• выгрузка/загрузка производственных бюджетов в файлы MS Excel для обмена данными с сотрудниками компании и контрагентами.

Формирование плана закупок сырья. Пользователи имеют возможность сформировать план закупок сырья на основе существующего плана производства. При этом план закупок формируется в двух вариантах: "точно в срок" (just-in-time), рассчитываемый в предположении, что сырьё должно быть (и может быть) доставлено точно к тому моменту, когда оно потребуется в производстве [7]; а также логистический план, учитывающий размер минимальной партии товара, минимальное тарное место (минимальное количество товара, которое может быть размещено на складе) и наличие складского запаса сырья, достаточного для обеспечения бесперебойного производства в случае возникновения проблем с доставкой.

Формирование плана продаж готовой продукции. На основании составленного прогноза производства создаётся план продаж готовой продукции, в который включается график исходящих платежей с учётом возможных отсрочек платежа за различные категории продукции. В отличие от заказов покупки, в которых сроки отгрузки и оплаты зависят от договорённости с конкретным поставщиком, соответствующие сроки заказов продажи зависят только от категории продукции.

Объединение функциональных модулей производственного планирования и бюджетирования позволило сократить время формирования плановых показателей бюджетов и сбора фактических данных. Механизм настройки бюджетов, связывающий бюджетные показатели с данными производственного модуля (такими как объёмы выпуска готовой продукции и полуфабрикатов, объёмы закупок сырья, количество продукции в

НЗП и т. д.), позволяет более оперативно формировать бюджеты, исключая необходимость сбора разрозненных данных производственного планирования. Кроме того, достигается возможность оперативного изменения источников данных бюджетов в случае изменения требований к ним.

В настоящее время блок финансового планирования в составе АСУ внедрён в промышленную эксплуатацию, выполняется сбор статистических данных о его применении для определения эффективности системы. Кроме того, подсистема финансового планирования АСУП Navision значительно расширена. В её рамках реализована методология роллинг-бюджетирования, позволяющая корректировать бюджеты на основании полученных фактических данных; выполняются начальные этапы внедрения в эксплуатацию доработанной подсистемы.

Литература

1. Гительман Л.Д. Организация бизнес-планирования на предприятии [Электронный ресурс] // Электронная библиотека Института экономических преобразований и управления рынком: [статья] <http://www.socioego.ru/practica/organiz/planir/ch_1.html> (01.02.07).

2. Кляшторная О. Бюджетирование: старое понятие в новых формах // Директор ИС. № 3. 2006.

3. www.intalev.ru [Электронный ресурс] // web-сайт компании Инта-

лев.

4. Глинских А. Особенности выбора ERP-системы [Электронный ресурс] // Информационный бюллетень Jet Info Online: [статья] <http://www.jetinfo.ru/2002/2/1/article1.2.2002245.html> (01.06.07)

5. Колесов А. Оценка масштабируемости и производительности "1С:Предприятие 8.0" // PC Week. № 9. 2004.

6. Гаврилов Д. Управление производством на базе стандарта MRP II. СПб: Питер, 2002.

7. Сергеев В.И. Менеджмент в бизнес-логистике. М.: Информационный издательский дом "Филинъ", 1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.