Научная статья на тему 'АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА КОНТРОЛЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ МЛАДШИХ КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА КОНТРОЛЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ МЛАДШИХ КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
19
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Г Н. Сердюковская, В Г. Сахаров, Г И. Квасов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

An automatic information system (AIS) was developed to assess the mental status and socio-psychological adaptation of junior schoolchildren. AIS contains functional units for automatic testing, assessment, individual and group analysis of the schoolchildren’s status.

Текст научной работы на тему «АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА КОНТРОЛЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ МЛАДШИХ КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

была патология мочеполовой системы, у юношей — костно-мышечной.

3. Изменения иммунного статуса имели около половины обследуемых, причем с возрастом число таких детей увеличивалось. Разницы между мальчиками и девочками по частоте нарушений не выявлено. При анализе иммунограмм выявлено увеличение с возрастом числа показателей, имеющих отклонения от нормы.

4. Имеется определенная зависимость между физическим развитием и состоянием иммунитета у детей; чем значительнее нарушения в физическом развитии, тем более выражены и достоверны неблагоприятные изменения в иммуно-граммах.

Литература

I. Бережков Л. Ф., Рысева Е. С. и др. // Гигиена детей и

подростков. - М., 1978. — Вып. 6. - С. 112-122.

2. Громбах С. М. // Вопр. охр. мат. — 1973. — № 7. — С. 3— 7.

3. Кардашенко В. Н. и др. // Здравоохранение Российской Федерации. - 1974. - № 2. - С. 167-170.

4. Лебедев К. А., Понятна И. Д. Иммунограмма в клинической практике. — М., 1990. — С. 224.

5. Оценка иммунного статуса человека: Метод, рекомендации / Петров Р. В., Хаитов Р. М., Пинегин В. В. и др. — М., 1984.

6. Стромская Е. П. И др. // Гиг. и сан. — 1974. — № 4. — С. 91-95.

7. Суханова Н. Н. // Там же. - 1983. - № 11. - С. 88-89.

8. Сухарев А. Г. // Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. - М., 1991. - С. 77-85.

9. Ямпольская Ю. А., Акопьева Н. А. // Конституция и здоровье человека. — Л., 1987. — С. 58-59.

Поступил;) 21.04.95

Summary. The paper gives the data from studies of the physical development, health status, and immunity of 6- and 11-year-old children and 15-year-old adolescents. Correlations between the physical development and immune status of children and adolescents were studied. Negative immunological changes were more profound in children with severe physical developmental abnormalities.

О КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ. 1996 УДК 613.955:613.731-07:65.011.56

Г. Н. Сердюковская, В. Г. Сахаров, Г. И. Квасов АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА КОНТРОЛЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ МЛАДШИХ КЛАССОВ

В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи ГКСЭН России, Москва

Мероприятия по разработке и внедрению автоматизированных средств диагностики и слежения за состоянием нервно-психического здоровья в раннем школьном возрасте, обусловленные необходимостью введения школьной психологической службы и естественным процессом оснащения современной школы электронно-вычислительной техникой, являются актуальными задачами учебного процесса, поскольку своевременное выявление факторов риска в структуре психологических механизмов и функциональных систем позволяет устранять нежелательные тенденции их дальнейшего развития методом целенаправленных коррекционных мероприятий [2].

В связи с известными проблемами современного обучения в настоящее время особенно актуальны задачи ранней диагностики донозоло-гических форм в отклонениях нервно-психиче-ского здоровья младших школьников, условия развития которых в значительной степени определяют тенденцию динамики здоровья формирующейся личности [7].

При донозологических состояниях медицинские, социальные и психологические аспекты нарушений очень тесно связаны, поэтому и коррекция таких нарушений должна иметь комплексный характер, входящий в прерогативы гигиены.

Ведущиеся работы в области автоматизации психодиагностических методик наиболее интенсивно разрабатываются в контексте решения отдельных практических задач на уровне автоматизации конкретного методического материала, но отсутствуют разработки аналогов автоматизиро-

ванных систем комплексного исследования личности, при этом оставляют желать лучшего также и разработки критериев ранней донозоло-гической диагностики отклонений в ее развитии с целью коррекции и индивидуализации учебного процесса [4, 6, 9].

В НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи разработана автоматизированная информационная система (АИС) на основе комплекса психологических методик для диагностики и слежения за развитием основных психических функций у школьников начальных классов, возможности которой позволяют проводить дифференциацию исследуемой группы в зависимости от характера адаптации к процессу учебной деятельности и на этой основе диагностировать механизмы школьной дезадаптации, знание которых позволит в дальнейшем проводить целенаправленную работу по коррекции выявленных отклонений.

АИС реализована в форме пакета программных средств, совместимых с персональными компьютерами типа 1ВМ РС ХТ/АТ.

Эффективность любой конкретной диагностической методики и созданных на их основе диагностических систем, как известно, определяется в основном степенью их теоретической обоснованности. В связи с чем в процессе разработки основных блоков системы были решены многие методологические вопросы соответствия конкретных методик возрастным особенностям развития школьника, а также анализа их в контексте функциональных блоков по соответствующим сферам, так как системность в интерпретации полученных результатов повышает ин-

формационную ценность и надежность конкретного диагностического материала.

При выполнении работы решался ряд общих задач, традиционно необходимых при разработке АИС: обоснование методических подходов, формирование программы методик обследования, разработка критериев оценки и анализа полученных результатов, разработка программного обеспечения. Выполнялся также ряд и специальных задач, вытекающих из цели нашей работы: соответствие набора методик и степени автоматизации условиям их применения, надежность и ва-лидность методического обеспечения, максимальная адаптация результатов обследования к возможностям пользователей и некоторые другие.

Структура АИС, реализованная пакетом программных средств, представлена совокупностью функциональных блоков по проведению автоматизированного тестирования, оценки, анализа и заключения, ориентирующего дальнейшую тактику пользователя в отношении обследуемого и состоит из следующих операциональных компонентов: 1) тестирование учащихся по совокупности автоматизированных методик исследования интеллекта, силы, уравновешенности и подвижности нервной системы; исследование мотивации, самооценки, уровня притязаний, динамических характеристик и свойств личности по опроснику Айзенка для младшего школьного возт раста и цветовому тесту Люшера; исследование групповых взаимоотношений методом социометрии; автоматизированный опрос учителей, автоматизированный опрос родителей по опроснику семейных взаимоотношений (АСВ); 2) первичная обработка (получение первичных значений параметров по каждой методике); 3) вторичная обработка (оценка полученных результатов); 4) индивидуальный анализ по совокупности исследованных свойств личности; 5) дифференцированный анализ свойств личности по функциональным сферам; 6) анализ адаптации к школе; 7) групповой анализ.

Совокупность методического обеспечения АИС позволяет акцентировать внимание з процессе диагностики на интеллекте, наиболее важной для ведущих форм деятельности учащихся, психической функции, а также на основе игровых методик с использованием элементов компьютерной графики диагностировать основные свойства нервной системы — силу, уравновешенность и подвижность, на основе которых осуществляется формирование базисных инди-видуально-личностных свойств, т. е. методическое обеспечение АИС позволяет получать как объективную информацию по характеристике изучаемых свойств на основе анализа результатов непосредственного тестирования, так и субъективную — по результатам автоматизированного опроса родителей и учителей.

Для исследования интеллекта использовали модифицированный вариант теста Амтхауэра, состоящий из 8 субтестов, характеризующий его по таким параметрам, как осведомленность, вербальное, вербальнологическое и нагляднообраз-ное мышление, пространственное воображение, саморегуляция, кратковременная и долговременная память. В структуре теста Амтхауэра при ис-

следовании интеллекта акцент делается на исследовании его нагляднообразных компонентов, поскольку в период младшего школьного возраста интеллект, находясь на стадии развития конкретных операций, характеризуется преобладанием нагляднообразных механизмов, что явилось основанием для соответствующей формы реализации всего методологического обеспечения и исследования мотивации, в частности, где параллельно с названием мотива в письменной форме предъявлялся и адекватный по содержанию рисунок, наглядно иллюстрирующий ситуацию выбора [3].

Знание особенностей строения высшей нервной деятельности школьника, являющихся совокупностью как врожденных, биологических свойств, так и механизмов, на основе которых формируются основные системы психологических свойств личности, необходимо и для целенаправленной работы по индивидуализации учебного процесса, и для других задач, в связи с чем разработанный в структуре АИС автоматизированный блок на базе 2 игровых методик с использованием элементов компьютерной графики по определению силы, уравновешенности и подвижности нервной системы позволяет в условиях школы получать достоверную информацию по характеристике высшей нервной деятельности учащихся, а также особенностей их темперамента и на этой основе в совокупности с социально-психологическими показателями результатов обследования применять индивидуальный подход в процессе обучения и воспитания.

На основе автоматизированных возможностей анализа результатов и процесса выполнения методики по исследованию основных свойств нервной системы реализовано исследование концентрации внимания и косвенно его переключения, а также уровня развития моторики.

Оценка исследуемых параметров по результатам выполнения разработанных авторами игровых методик диагностики основных свойств нервной системы, а также концентрации внимания, уровня развития моторики и характера самооценки осуществляется в соответствии с автономно формируемыми критериями нормативных данных, точность которых корректируется программными средствами по мере увеличения выборки.

Оценка первичных значений результатов-обследования по программе других методик осуществляется в соответствии с автономными критериями других авторов.

Социально-психологические отклонения различной выраженности у подростков детерминируются комплексом биологических и социально-психологических факторов, определенное сочетание которых и обусловливает соответствующую форму проявлений данных отклонений, поскольку существует достаточно тесная связь между типом воспитания ребенка и особенностями его психического развития, т. е. именно в семье закладывается психическое здоровье ребенка, которое процентов на 80 определяется совокупностью перечисленных выше факторов.

Реализованные на основе известных подходов критерии по оценке школьной адаптации учащихся сводятся к характеристике учебной деятельности и ее эффективности; усвоению школьных норм поведения, успешности социальных контактов, эмоциональному благополучию школьника [1].

Реализованный в структуре АИС механизм характеристики адаптации школьника к учебной деятельности на основе экспресс-диагностики по 4 методикам, т. е. режим неполного обследования, является как бы мини-системой в структуре всей системы, последующие звенья которой в режиме полного обследования позволяют диагностировать необходимые для коррекции функциональные блоки при наличии неблагополучной адаптации, что обеспечивает гибкость тактики пользователя в разработке соответствующей стратегии индивидуальной работы с конкретным учащимся.

При этом следует отметить, что если наличие отклонений в развитии психологических структур и функций у школьника провоцирует различные формы школьной дезадаптации, то дети с адекватными формами психологической адаптации к школе не имеют отклонений в нервно-психическом здоровье [8|.

Методологически обоснованная целесообразность анализа психологической сферы школьника по 4 основным блокам, составляющим разноуровневую структуру ее функциональных механизмов по когнитивным, регулятивным, комму-никтативным и психофизиологическим параметрам, имеет большое практическое значение не только для анализа, но и для дальнейшей работы по их коррекции.

Реализованная в системе возможность проведения тестирования в "режиме экспериментатора" и "режиме испытуемого" позволяет дифференцировать структуру получаемой информации при индивидуальных и групповых обследованиях, которая в последнем варианте непосредственно заносится в базу данных, где хранится и откуда извлекается для дальнейшей обработки и анализа.

Тестирование по полной программе АИС осуществляется в 2 этапа, длительность которых варьируется от 20 до 30 мин.

На основании объема накопленной информации по результатам апробации АИС в школе проделана работа по анализу степени валидности методик по диагностике основных свойств нервной системы, где путем процедуры опосредованного сопоставления их результатов с показателями стандартизированного и валидного опросника Айзенка для младшего школьного возраста на достаточно высоком уровне значимости была обоснована валидность и, следовательно, целесообразность применения их по прямому назначению.

В контексте проведения индивидуального анализа в общем виде и дифференцированно, по характеристике системообразующих структуру личности блоков с диагностикой возможных факторов риска по каждой из составляющих структуру психической деятельности сфер, дается заключение относительно состояния исследуемой сферы по степени выраженности выяв-

ленных факторов риска или квалификации ее как группы риска (когнитивная сфера), на основании чего специалист может осуществлять разработку соответствующей стратегии в плане индивидуальной работы с конкретным учащимся.

Возможность проведения группового анализа любой обследованной популяции по показателям интересующих пользователя параметров или других исследуемых характеристик, реализованное посредством получения любой справочной, а также статистической информации, достоверности различий, группового профиля адаптации к школе, уровней развития интеллекта и характеристики группы с точки зрения отя-гощенности ее факторами риска с персональной представленностью каждого из них конкретными членами группы, имеет не только практическое, прикладное, но и теоретическое, с возможностью использования в научно-исследовательских целях, значение.

Применение АИС для профилактических осмотров учащихся на базе школ позволяет осуществить количественную оценку и интерпретацию данных о состоянии психологического здоровья как отдельного ребенка, так и их популяции (школьных коллективов).

В основу оценки и слежения за состоянием психологического здоровья учащихся и школьных коллективов положен принцип массовых скрининговых осмотров учащихся на доврачебном уровне и анализ неспецифических отклонений в состоянии здоровья с целью отнесения учащихся к группе риска при наличии задержек в развитии интеллектуальной сферы и необходимостью углубленного обследования как по имеющемуся диагностическому материалу, так и с привлечением дополнительных специалистов или констатации факта наличия факторов риска, экспертный анализ которых в зависимости от характеристики адаптации учащегося к школе позволяет специалисту выбирать соответствующую стратегию в работе с ним.

В настоящее время очевидно, что задачи создающейся школьной психологической службы выходят за пределы ее возможностей по многим причинам, в частности из-за отсутствия комплексного подхода к решению многих психологических задач, четкой обоснованности и взаимосвязанности диагностических и коррекцион-ных мероприятий, отсутствия достаточно надежных диагностических средств, большой нагрузки на психолога, если исходить из того, что по "Положению о психологической службе" на 1 психолога должно приходиться не менее 100 учащихся [5].

Апробация АИС проводилась в одной из школ Кунцевского района Москвы на базе персональных компьютеров, совместимых с IBM PC/AT. Тестирование осуществлялось автомати-зированно в диалоговом режиме учащегося с персональной ЭВМ под наблюдением экспериментатора.

В задачи апробации автоматизированного скрининга не входила необходимость анализа и интерпретации выявленных в процессе обследования индивидуальных межгрупповых особенностей и закономерностей, так как основной целью нашего исследования были разработка авто-

ч -ггч

матйзированной психодиагностической системы и иллюстрация работы ее функциональных блоков на примере ограниченного пилотажного эксперимента с последующей коррекцией выявленных и накопленных замечаний и недоработок.

АИС разработана для практической помощи школьным психологам, а также может использоваться в детских лечебных учреждениях, детских консультациях и других организациях. Возможностями АИС в соответствующих формах могут пользоваться работники практического здравоохранения, психологи, педагоги, родители.

Использование разработанной АИС в практике школьного здравоохранения позволит унифицировать диагностику и оценку психофизиологических структур личности учащихся начальных классов, что даст возможность дифференцировать учащихся с неблагополучной школьной адаптацией; своевременно на ранних этапах школьного обучения выявлять факторы риска в структуре психических функций и целенаправленно проводить коррекционные мероприятия; оптимизировать возможности школьной психологической службы в плане значительного сокращения времени на обследование и на обработку полученных результатов тестирования, проведения в автоматизированном режиме групповых корреляционных сравнений, слежения за динамикой развития функциональных систем и осуществления непосредственного психологического тестирования по программе АИС не толь-

ко соответствующими специалистами, и при этом необходимо иметь в виду, что реализация использования достижений электронно-вычислительной техники в психодиагностической практике здравоохранения является одним из механизмов научно-технического прогресса.

Литература

1. Александровская Э. М. Личностные особенности младших школьников в норме и при пограничных нервно-психических расстройствах: Автореф. дис. ... канд. пси-хол. наук. - Л., 1985. — С. 4-5.

2. Гульдан В. В., Назаренко 10. В. //Вопр. психол. — 1991. — № 3. - С. 5-9.

3. Диагностика психологической готовности ребенка к школе / Под ред. Н. Я. Кушнир. — Ч. 1. — Минск, 1992.

4. Дубровина И. В. Рабочая книга школьного психолога. — М„ 1991. - С. 87-88.

5. Дубровина И. В. Школьная психологическая служба: Вопросы теории и практики. — М., 1991. — С. 58.

6. Практикум по психодиагностике. Прикладная психодиагностика. - М., 1992. - С. 80-85.

7. Сердюковсках Г. Н., Кпяйнпетер У. // Здоровье, развитие, личность. - М., 1990. - С. 32.

8. Скумин В. А. Психологические методы исследования в педиатрической практике. — Харьков, 1985. — С. 90.

9. Spitzer W. // J. chron. Dis. - 1987. - Vol. 40, N 6. -P. 465-471.

Поступила 04.07.95

Summary. An automatic information system (AIS) was developed to assess the mental status and sociopsychological adaptation of junior schoolchildren. AIS contains functional units for automatic testing, assessment, individual and group analysis of the schoolchildren's status.

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 1996 УДК 616.995.132.8-053.6-07-037

А. В. Маркин, Т. В. Терехова, Е. П. Хроменкова

ИЗУЧЕНИЕ ФАКТОРОВ РИСКА ПРИ ЭНТЕРОБИОЗЕ У ШКОЛЬНИКОВ И РАЗРАБОТКА ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ ТАБЛИЦЫ ДЛЯ ПЕРВИЧНОГО СКРИНИНГА

Ростовский НИИ микробиологии и паразитологии

Состояние здоровья школьников в настоящее время часто не соответствует физиологическим нормам для этого возраста. Каждый второй из них уже страдает хроническим заболеванием, а количество полностью здоровых не превышает 20% [2, 15]. За время обучения в школе число здоровых детей снижается в 4—6 раз [6. 14], причем наиболее ярко эта тенденция проявляется у девочек [3, 6, 15]. Основные заболевания, регистрируемые в этом возрасте, — болезни органов дыхания, а также инфекционные и паразитарные болезни [1, 3, 7, 11]. Отмечены [8] критические периоды ухудшения здоровья: поступление в школу и переход к предметному обучению.

На состояние здоровья детей и' уровень их развития большое влияние оказывают многие социально-гигиенические факторы, среди которых, по единодушному мнению исследователей [12, 16, 17], наиболее значимы жилищно-быто-вые условия. Установлено, что наименьшая заболеваемость регистрируется в семьях, где каждый ее член имеет отдельную комнату. Влияние фактора внутрижилищной среды повышается с

12,6% у учащихся начальных классов до 20,6% к завершению 8-летней школы [18].

Для совершенствования системы медико-профилактического обеспечения школьников признано целесообразным [4, 10] при проведении ежегодных профилактических осмотров использовать различные скрининг-тесты. Цель настоящей работы — изучение факторов риска, способствующих развитию энтеробиоза, наиболее распространенного среди школьников заболевания паразитарной этиологии, а также разработка прогностической таблицы для осуществления первичного скрининга.

С помощью разработанного применительно к целям исследования опросника, содержащего, помимо паспортной части, 48 вопросов и 153 варианта ответов, в 8 общеобразовательных школах (гимназиях) Ростова-на-Дону в 1992—1994 гг. проведено анкетирование 372 больных энте-робиозом и 277 неинвазированных острицами (контрольная группа) учащихся 1—6-х классов. Среди больных было 202 мальчика и 170 девочек, среди здоровых — соответственно 137 и 140.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.