Гигиена детей и подростков
® КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 1996 УДК 612.017.1:572.511-053.2
В. Р. Кучма, Н. Н. Суханова, Т. А. Семененко, Г. А. Данилина, М. П. Ачарян, С. П. Грабовская О СВЯЗИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ИММУННОГО СТАТУСА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
ММА им. И. М. Сеченова; НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Н. Ф. Гамалеи РАМН, Москва
Физическое развитие является одним из важнейших показателей здоровья растущего организма [2\. В ряде исследований указывается на определенную связь заболеваемости, функционального состояния систем со скоростью индивидуального развития, его гармоничностью, со-матотипом [1—3, 7—9].
Исследования состояния здоровья школьников с различными вариантами физического развития, проведенные на кафедре гигиены детей и подростков ММА им. И. М. Сеченова, показали, что комплексная оценка физического развития позволяет выявить группы детей с повышенной степенью риска в отношении ряда заболеваний [3]. Вместе с тем представляет интерес дальнейшее углубленное изучение этого вопроса.
Известно, что устойчивость организма к заболеваниям, его защитно-приспособительные механизмы в значительной степени связаны с его резистентностью, поэтому выявление связи физического развития с иммунологической реактивностью детей и подростков представляется важным для науки и практики.
Изучали физическое развитие, состояние здоровья и иммунитет детей и подростков в возрасте б, 11 и 15 лет. Исследования физического развития проводили общепринятыми методиками у 747 детей и подростков, оценку — по комплексной методике, предложенной кафедрой и включающей определение уровня биологического развития и гармоничности морфофункцио-нального статуса [6]. При анализе заболеваемости использовали данные углубленных медицинских осмотров и заключения врачей — педиатра, детского гинеколога, принимающих участие в обследовании.
Оценку иммунного статуса проводили у 318 детей. Она включала определение абсолютного содержания в периферической крови лейкоцитов, абсолютного и относительного содержания лимфоцитов, Т-лимфоцитов и В-лимфоцитов, относительного содержания теофиллинрези-стентных (Т-хелперы) и теофиллинчувствитель-
Таблица 1
Патологическая иораженность детей и подростков
Число заболеваний и отклонений п состоянии
Обследование здоровья (на 100 обследованных)
6 лет (л = 217) 11 лет (и = 319) 15 лет (л = 211)
Мальчики 99,1 107,1 104,8
Девочки 73,6 104,3 118,7
В среднем по возрастам 86,1 105,7 111,8
ных (Т-супрессоры) лимфоцитов, а также их соотношение (Тх/Тс), абсолютного и процентного содержания 0-клеток. Все тесты клеточного иммунитета ставили с применением лейкоцитарной суспензии цельной крови [5]. Контролем служили иммунограммы здоровых детей, аналогичных по возрасту [4].
Как показали результаты исследования, 60— 70% детей имели соответствующее возрасту развитие, исключение составили мальчики 6 лет, их было около 50%. Среди школьников количество детей, опережающих и отстающих в биологическом развитии, было примерно одинаковое; среди дошкольников количество детей с отставанием в развитии от календарного возраста было больше, чем с опережением (39,8 и 31,8% соответственно).
Гармонично развитых детей было около 60%, исключение составили девочки 15 лет, среди них таких было только 44%. Если в большинстве воз-растно-половых групп распределение среди детей дисгармоничных по морфофункционально-му развитию, с дефицитом и избытком массы тела было примерно одинаковое, то у мальчиков 6 лет преобладали дети с дефицитом (27,4%), а у 15-летних юношей — с избытком массы тела (26,2%).
При анализе состояния здоровья детей выявлено, что число патологических изменений было наибольшим у девочек 15 лет и наименьшим у девочек 6 лет (табл. 1).
Ранжирование заболеваний и отклонений в состоянии здоровья по системам, наиболее уязвимым в детском и подростковом возрасте, показало, что заболевания органов пищеварения занимают 1-е место у девочек и мальчиков 6 и 11 лет и 2-е место у 15-летних школьников. У девочек-подростков 1-е место занимают отклонения в функции мочеполовой системы, а у юношей — костно-мышечной.
Комплексная оценка состояния здоровья обследуемых позволила распределить их по группам здоровья (табл. 2).
Таблица 2
Распределение (в %) детей и подростков по группам здоровья
Возрастно-половые группы
Группа 6 лет 11 лет 15 лет
мальчики (л = 108) девочки (л = 109) мальчики (л = 156) девочки (л = 163) мальчики (л = 107) девочки (л = 104)
I 21,2 30,0 18,4 21,2 37,7 23,1
II 63,7 44,4 51,4 59,4 43,4 41,3
III 15,1 25,6 28,9 19,4 18,9 35,6
IV - - 1,3 - - -
Как видно из табл. 2, с возрастом число детей, отнесенных к 1 группе здоровья, уменьшается, исключение составляют юноши 15 лет, которым после диспансеризации перед постановкой на учет в военкомат проведена санация очагов хронической инфекции и другие оздоровительные мероприятия. Среди девушек того же возраста увеличение III группы связано с выявлением гинекологической патологии. Анализ данных иммунологических исследований позволил установить частоту нарушений иммунного статуса у обследуемых в зависимости от возраста и пола (табл. 3).
При анализе установлено статистически значимое увеличение с возрастом числа детей с нарушением иммунного статуса: к 11 годам — в 1,5 раза, к 15 годам — в 2,5 раза по сравнению с изменением в группе 6-летних. Достоверных различий между мальчиками и девочками по частоте нарушений не выявлено. Наименьшая частота нарушений была у девочек 6 лет.
Анализ иммунограмм показал, что у обследованных всех возрастно-половых групп имелось снижение среднего значения относительного содержания лимфоцитов, в основном за счет Т-лимфоцитов. Выявлены отклонения и по другим показателям иммунограмм: снижение процентного содержания Т-хелперов и Т-супрессо-ров, значительное увеличение B-клеток, причем с возрастом увеличивалось число показателей со статистически достоверным отклонением от нормы; нарушения состояния иммунной системы становились более разнонаправленными. Число детей, имеющих нарушения в иммунограмме, также возрастало. Сравнительный анализ данных иммунограмм по полу в разных возрастно-поло-вых группах показал: хотя и имелись статистически достоверные различия по некоторым показателям, но они носили разнонаправленный характер без четких тенденций для определенного пола.
В зависимости от степени выраженности изменений со стороны иммунной системы всех детей условно разделили на 3 группы: 1-я — слабо выраженные изменения (нарушено менее 20% тестов), 2-я — средневыраженные изменения (нарушено менее 40% тестов) и 3-я — сильновы-раженные изменения (нарушено более 40% тестов) — табл. 4.
Как видно из табл. 4, с возрастом увеличивается число детей с изменениями в иммунной системе, причем степень выраженности изменений нарастает к 11 годам и несколько уменьшается к 15 годам.
В данной работе сделана попытка установить взаимосвязь иммунологической реактивности детей с их физическим развитием. Продолжая работы кафедры в этом направлении, нами был
Таблица 3
Частота (в %) нарушений иммунного статуса у обследованных (М ± т)
Возраст, годы
Мальчи ки
Девочки
В среднем по группе
31,03 ± 6,07 46,42 ± 6,66 69,44 ± 7,68
25,81 ± 5,56 41,18 + 6,89 70,9 ± 6,12
28,33 ± 4,14 43,7 ± 4,89 70,5 ± 4,68
Т а б л и ц а 4
Распределение детей по степени выраженности неблагоприятных изменений в иммунной системе
Возраст, годы Количество детей (в %) с нарушениями в иммунной системе Всего детей с нарушенным тестом
1-я группа 2-я группа 3-я группа
6 94,2 2,9 2,9 34
п 54,9 40,0 5,1 45
15 67,2 28,4 4,4 67
В среднем
72,0
23,6
4,4
146
использован прием, позволяющий на основе комплексной оценки физического развития выделить детей в группы риска 3 степеней [6]. К группе с I степенью риска отнесены дети с нарушением сроков возрастного развития при сохранении его гармоничности, а также дети, биологический возраст которых соответствовал календарному; таких детей среди обследованных было 50,7%. В группу со II степенью риска включены дети с нарушением сроков возрастного развития, сочетающимся с дисгармоничностью морфо-функционального состояния, а также дети, у которых биологический возраст соответствовал календарному, но имелась дисгармоничность за счет избыточной массы тела; таких детей было 16,1%. К группе с III степенью риска были отнесены дети с резкой дисгармоничностью физического развития при соответствии биологического возраста календарному и при его отклонении; таких детей было 4,4%. Остальные 28,8% детей имели соответствующее возрасту и гармоничное физическое развитие, и наименьший риск возт можности возникновения патологии. Среди этих детей около половины не имели нарушений в иммунном статусе, у остальных они были слабо выражены. В группе с I степенью риска по физическому развитию только у 36% детей иммунный статус не был изменен, у половины изменения были слабо выражены, у остальных отмечались более глубокие изменения иммунологической реактивности. При значительных отклонениях в физическом развитии (II и III степень риска) отмечалось статистически достоверное снижение числа лиц без изменений в имму-нограммах (в 1,2—1,5 раза) или имеющих слабо выраженные изменения (в 1,5—3 раза). При этом увеличивалось число изменений со стороны иммунной системы.
Выводы. 1. Среди обследованных преобладали дети с соответствующим возрасту и гармоничным развитием. У дошкольников преобладали дети с отставанием над опережающим по срокам возрастного развития (31,8 и 39,8%). У 6-летних мальчиков дисгармоничных с дефицитом массы было больше, чем с избытком (27,4 и 11,4%), у 15-летних — наоборот; 15,9% с дефицитом массы и 26,2% с ее избытком.
2. С возрастом отмечалось увеличение числа детей с патологией и уменьшение детей, отнесенных к I группе здоровья. Заболевания органов пищеварения занимали 1-е место в ранжировании заболеваемости у 6- и 11-летних детей и 2-е место — у 15-летних. У девушек на 1-м месте
была патология мочеполовой системы, у юношей — костно-мышечной.
3. Изменения иммунного статуса имели около половины обследуемых, причем с возрастом число таких детей увеличивалось. Разницы между мальчиками и девочками по частоте нарушений не выявлено. При анализе иммунограмм выявлено увеличение с возрастом числа показателей, имеющих отклонения от нормы.
4. Имеется определенная зависимость между физическим развитием и состоянием иммунитета у детей; чем значительнее нарушения в физическом развитии, тем более выражены и достоверны неблагоприятные изменения в иммуно-граммах.
Литература
I. Бережков Л. Ф., Рысева Е. С. и др. // Гигиена детей и
подростков. - М., 1978. — Вып. 6. - С. 112-122.
2. Громбах С. М. // Вопр. охр. мат. — 1973. — № 7. — С. 3— 7.
3. Кардашенко В. Н. и др. // Здравоохранение Российской Федерации. - 1974. - № 2. - С. 167-170.
4. Лебедев К. А., Понятна И. Д. Иммунограмма в клинической практике. — М., 1990. — С. 224.
5. Оценка иммунного статуса человека: Метод, рекомендации / Петров Р. В., Хаитов Р. М., Пинегин В. В. и др. — М., 1984.
6. Стромская Е. П. И др. // Гиг. и сан. — 1974. — № 4. — С. 91-95.
7. Суханова Н. Н. // Там же. - 1983. - № 11. - С. 88-89.
8. Сухарев А. Г. // Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. - М., 1991. - С. 77-85.
9. Ямпольская Ю. А., Акопьева Н. А. // Конституция и здоровье человека. — Л., 1987. — С. 58-59.
Поступила 21.04.95
Summary. The paper gives the data from studies of the physical development, health status, and immunity of 6- and 11-year-old children and 15-year-old adolescents. Correlations between the physical development and immune status of children and adolescents were studied. Negative immunological changes were more profound in children with severe physical developmental abnormalities.
О КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ. 1996 УДК 613.955:613.731-07:65.011.56
Г. Н. Сердюковская, В. Г. Сахаров, Г. И. Квасов АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА КОНТРОЛЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ МЛАДШИХ КЛАССОВ
В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи ГКСЭН России, Москва
Мероприятия по разработке и внедрению автоматизированных средств диагностики и слежения за состоянием нервно-психического здоровья в раннем школьном возрасте, обусловленные необходимостью введения школьной психологической службы и естественным процессом оснащения современной школы электронно-вычислительной техникой, являются актуальными задачами учебного процесса, поскольку своевременное выявление факторов риска в структуре психологических механизмов и функциональных систем позволяет устранять нежелательные тенденции их дальнейшего развития методом целенаправленных коррекционных мероприятий [2].
В связи с известными проблемами современного обучения в настоящее время особенно актуальны задачи ранней диагностики донозоло-гических форм в отклонениях нервно-психиче-ского здоровья младших школьников, условия развития которых в значительной степени определяют тенденцию динамики здоровья формирующейся личности [7].
При донозологических состояниях медицинские, социальные и психологические аспекты нарушений очень тесно связаны, поэтому и коррекция таких нарушений должна иметь комплексный характер, входящий в прерогативы гигиены.
Ведущиеся работы в области автоматизации психодиагностических методик наиболее интенсивно разрабатываются в контексте решения отдельных практических задач на уровне автоматизации конкретного методического материала, но отсутствуют разработки аналогов автоматизиро-
ванных систем комплексного исследования личности, при этом оставляют желать лучшего также и разработки критериев ранней донозоло-гической диагностики отклонений в ее развитии с целью коррекции и индивидуализации учебного процесса [4, 6, 9].
В НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи разработана автоматизированная информационная система (АИС) на основе комплекса психологических методик для диагностики и слежения за развитием основных психических функций у школьников начальных классов, возможности которой позволяют проводить дифференциацию исследуемой группы в зависимости от характера адаптации к процессу учебной деятельности и на этой основе диагностировать механизмы школьной дезадаптации, знание которых позволит в дальнейшем проводить целенаправленную работу по коррекции выявленных отклонений.
АИС реализована в форме пакета программных средств, совместимых с персональными компьютерами типа 1ВМ РС ХТ/АТ.
Эффективность любой конкретной диагностической методики и созданных на их основе диагностических систем, как известно, определяется в основном степенью их теоретической обоснованности. В связи с чем в процессе разработки основных блоков системы были решены многие методологические вопросы соответствия конкретных методик возрастным особенностям развития школьника, а также анализа их в контексте функциональных блоков по соответствующим сферам, так как системность в интерпретации полученных результатов повышает ин-