Научная статья на тему 'О СВЯЗИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ИММУННОГО СТАТУСА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ'

О СВЯЗИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ИММУННОГО СТАТУСА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
49
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — В Р. Кучма, Н Н. Суханова, Т А. Семененко, Г А. Данилина, М П. Амарян

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper gives the data from studies of the physical development, health status, and immunity of 6- and 11-year-old children and 15-year-old adolescents. Correlations between the physical development and immune status of children and adolescents were studied. Negative immunological changes were more profound in children with severe physical developmental abnormalities.

Текст научной работы на тему «О СВЯЗИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ИММУННОГО СТАТУСА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ»

Гигиена детей и подростков

® КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 1996 УДК 612.017.1:572.511-053.2

В. Р. Кучма, Н. Н. Суханова, Т. А. Семененко, Г. А. Данилина, М. П. Ачарян, С. П. Грабовская О СВЯЗИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ИММУННОГО СТАТУСА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

ММА им. И. М. Сеченова; НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Н. Ф. Гамалеи РАМН, Москва

Физическое развитие является одним из важнейших показателей здоровья растущего организма [2\. В ряде исследований указывается на определенную связь заболеваемости, функционального состояния систем со скоростью индивидуального развития, его гармоничностью, со-матотипом [1—3, 7—9].

Исследования состояния здоровья школьников с различными вариантами физического развития, проведенные на кафедре гигиены детей и подростков ММА им. И. М. Сеченова, показали, что комплексная оценка физического развития позволяет выявить группы детей с повышенной степенью риска в отношении ряда заболеваний [3]. Вместе с тем представляет интерес дальнейшее углубленное изучение этого вопроса.

Известно, что устойчивость организма к заболеваниям, его защитно-приспособительные механизмы в значительной степени связаны с его резистентностью, поэтому выявление связи физического развития с иммунологической реактивностью детей и подростков представляется важным для науки и практики.

Изучали физическое развитие, состояние здоровья и иммунитет детей и подростков в возрасте б, 11 и 15 лет. Исследования физического развития проводили общепринятыми методиками у 747 детей и подростков, оценку — по комплексной методике, предложенной кафедрой и включающей определение уровня биологического развития и гармоничности морфофункцио-нального статуса [6]. При анализе заболеваемости использовали данные углубленных медицинских осмотров и заключения врачей — педиатра, детского гинеколога, принимающих участие в обследовании.

Оценку иммунного статуса проводили у 318 детей. Она включала определение абсолютного содержания в периферической крови лейкоцитов, абсолютного и относительного содержания лимфоцитов, Т-лимфоцитов и В-лимфоцитов, относительного содержания теофиллинрези-стентных (Т-хелперы) и теофиллинчувствитель-

Таблица 1

Патологическая иораженность детей и подростков

Число заболеваний и отклонений п состоянии

Обследование здоровья (на 100 обследованных)

6 лет (л = 217) 11 лет (и = 319) 15 лет (л = 211)

Мальчики 99,1 107,1 104,8

Девочки 73,6 104,3 118,7

В среднем по возрастам 86,1 105,7 111,8

ных (Т-супрессоры) лимфоцитов, а также их соотношение (Тх/Тс), абсолютного и процентного содержания 0-клеток. Все тесты клеточного иммунитета ставили с применением лейкоцитарной суспензии цельной крови [5]. Контролем служили иммунограммы здоровых детей, аналогичных по возрасту [4].

Как показали результаты исследования, 60— 70% детей имели соответствующее возрасту развитие, исключение составили мальчики 6 лет, их было около 50%. Среди школьников количество детей, опережающих и отстающих в биологическом развитии, было примерно одинаковое; среди дошкольников количество детей с отставанием в развитии от календарного возраста было больше, чем с опережением (39,8 и 31,8% соответственно).

Гармонично развитых детей было около 60%, исключение составили девочки 15 лет, среди них таких было только 44%. Если в большинстве воз-растно-половых групп распределение среди детей дисгармоничных по морфофункционально-му развитию, с дефицитом и избытком массы тела было примерно одинаковое, то у мальчиков 6 лет преобладали дети с дефицитом (27,4%), а у 15-летних юношей — с избытком массы тела (26,2%).

При анализе состояния здоровья детей выявлено, что число патологических изменений было наибольшим у девочек 15 лет и наименьшим у девочек 6 лет (табл. 1).

Ранжирование заболеваний и отклонений в состоянии здоровья по системам, наиболее уязвимым в детском и подростковом возрасте, показало, что заболевания органов пищеварения занимают 1-е место у девочек и мальчиков 6 и 11 лет и 2-е место у 15-летних школьников. У девочек-подростков 1-е место занимают отклонения в функции мочеполовой системы, а у юношей — костно-мышечной.

Комплексная оценка состояния здоровья обследуемых позволила распределить их по группам здоровья (табл. 2).

Таблица 2

Распределение (в %) детей и подростков по группам здоровья

Возрастно-половые группы

Группа 6 лет 11 лет 15 лет

мальчики (л = 108) девочки (л = 109) мальчики (л = 156) девочки (л = 163) мальчики (л = 107) девочки (л = 104)

I 21,2 30,0 18,4 21,2 37,7 23,1

II 63,7 44,4 51,4 59,4 43,4 41,3

III 15,1 25,6 28,9 19,4 18,9 35,6

IV - - 1,3 - - -

Как видно из табл. 2, с возрастом число детей, отнесенных к 1 группе здоровья, уменьшается, исключение составляют юноши 15 лет, которым после диспансеризации перед постановкой на учет в военкомат проведена санация очагов хронической инфекции и другие оздоровительные мероприятия. Среди девушек того же возраста увеличение III группы связано с выявлением гинекологической патологии. Анализ данных иммунологических исследований позволил установить частоту нарушений иммунного статуса у обследуемых в зависимости от возраста и пола (табл. 3).

При анализе установлено статистически значимое увеличение с возрастом числа детей с нарушением иммунного статуса: к 11 годам — в 1,5 раза, к 15 годам — в 2,5 раза по сравнению с изменением в группе 6-летних. Достоверных различий между мальчиками и девочками по частоте нарушений не выявлено. Наименьшая частота нарушений была у девочек 6 лет.

Анализ иммунограмм показал, что у обследованных всех возрастно-половых групп имелось снижение среднего значения относительного содержания лимфоцитов, в основном за счет Т-лимфоцитов. Выявлены отклонения и по другим показателям иммунограмм: снижение процентного содержания Т-хелперов и Т-супрессо-ров, значительное увеличение B-клеток, причем с возрастом увеличивалось число показателей со статистически достоверным отклонением от нормы; нарушения состояния иммунной системы становились более разнонаправленными. Число детей, имеющих нарушения в иммунограмме, также возрастало. Сравнительный анализ данных иммунограмм по полу в разных возрастно-поло-вых группах показал: хотя и имелись статистически достоверные различия по некоторым показателям, но они носили разнонаправленный характер без четких тенденций для определенного пола.

В зависимости от степени выраженности изменений со стороны иммунной системы всех детей условно разделили на 3 группы: 1-я — слабо выраженные изменения (нарушено менее 20% тестов), 2-я — средневыраженные изменения (нарушено менее 40% тестов) и 3-я — сильновы-раженные изменения (нарушено более 40% тестов) — табл. 4.

Как видно из табл. 4, с возрастом увеличивается число детей с изменениями в иммунной системе, причем степень выраженности изменений нарастает к 11 годам и несколько уменьшается к 15 годам.

В данной работе сделана попытка установить взаимосвязь иммунологической реактивности детей с их физическим развитием. Продолжая работы кафедры в этом направлении, нами был

Таблица 3

Частота (в %) нарушений иммунного статуса у обследованных (М ± т)

Возраст, годы

Мальчи ки

Девочки

В среднем по группе

31,03 ± 6,07 46,42 ± 6,66 69,44 ± 7,68

25,81 ± 5,56 41,18 + 6,89 70,9 ± 6,12

28,33 ± 4,14 43,7 ± 4,89 70,5 ± 4,68

Т а б л и ц а 4

Распределение детей по степени выраженности неблагоприятных изменений в иммунной системе

Возраст, годы Количество детей (в %) с нарушениями в иммунной системе Всего детей с нарушенным тестом

1-я группа 2-я группа 3-я группа

6 94,2 2,9 2,9 34

п 54,9 40,0 5,1 45

15 67,2 28,4 4,4 67

В среднем

72,0

23,6

4,4

146

использован прием, позволяющий на основе комплексной оценки физического развития выделить детей в группы риска 3 степеней [6]. К группе с I степенью риска отнесены дети с нарушением сроков возрастного развития при сохранении его гармоничности, а также дети, биологический возраст которых соответствовал календарному; таких детей среди обследованных было 50,7%. В группу со II степенью риска включены дети с нарушением сроков возрастного развития, сочетающимся с дисгармоничностью морфо-функционального состояния, а также дети, у которых биологический возраст соответствовал календарному, но имелась дисгармоничность за счет избыточной массы тела; таких детей было 16,1%. К группе с III степенью риска были отнесены дети с резкой дисгармоничностью физического развития при соответствии биологического возраста календарному и при его отклонении; таких детей было 4,4%. Остальные 28,8% детей имели соответствующее возрасту и гармоничное физическое развитие, и наименьший риск возт можности возникновения патологии. Среди этих детей около половины не имели нарушений в иммунном статусе, у остальных они были слабо выражены. В группе с I степенью риска по физическому развитию только у 36% детей иммунный статус не был изменен, у половины изменения были слабо выражены, у остальных отмечались более глубокие изменения иммунологической реактивности. При значительных отклонениях в физическом развитии (II и III степень риска) отмечалось статистически достоверное снижение числа лиц без изменений в имму-нограммах (в 1,2—1,5 раза) или имеющих слабо выраженные изменения (в 1,5—3 раза). При этом увеличивалось число изменений со стороны иммунной системы.

Выводы. 1. Среди обследованных преобладали дети с соответствующим возрасту и гармоничным развитием. У дошкольников преобладали дети с отставанием над опережающим по срокам возрастного развития (31,8 и 39,8%). У 6-летних мальчиков дисгармоничных с дефицитом массы было больше, чем с избытком (27,4 и 11,4%), у 15-летних — наоборот; 15,9% с дефицитом массы и 26,2% с ее избытком.

2. С возрастом отмечалось увеличение числа детей с патологией и уменьшение детей, отнесенных к I группе здоровья. Заболевания органов пищеварения занимали 1-е место в ранжировании заболеваемости у 6- и 11-летних детей и 2-е место — у 15-летних. У девушек на 1-м месте

была патология мочеполовой системы, у юношей — костно-мышечной.

3. Изменения иммунного статуса имели около половины обследуемых, причем с возрастом число таких детей увеличивалось. Разницы между мальчиками и девочками по частоте нарушений не выявлено. При анализе иммунограмм выявлено увеличение с возрастом числа показателей, имеющих отклонения от нормы.

4. Имеется определенная зависимость между физическим развитием и состоянием иммунитета у детей; чем значительнее нарушения в физическом развитии, тем более выражены и достоверны неблагоприятные изменения в иммуно-граммах.

Литература

I. Бережков Л. Ф., Рысева Е. С. и др. // Гигиена детей и

подростков. - М., 1978. — Вып. 6. - С. 112-122.

2. Громбах С. М. // Вопр. охр. мат. — 1973. — № 7. — С. 3— 7.

3. Кардашенко В. Н. и др. // Здравоохранение Российской Федерации. - 1974. - № 2. - С. 167-170.

4. Лебедев К. А., Понятна И. Д. Иммунограмма в клинической практике. — М., 1990. — С. 224.

5. Оценка иммунного статуса человека: Метод, рекомендации / Петров Р. В., Хаитов Р. М., Пинегин В. В. и др. — М., 1984.

6. Стромская Е. П. И др. // Гиг. и сан. — 1974. — № 4. — С. 91-95.

7. Суханова Н. Н. // Там же. - 1983. - № 11. - С. 88-89.

8. Сухарев А. Г. // Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. - М., 1991. - С. 77-85.

9. Ямпольская Ю. А., Акопьева Н. А. // Конституция и здоровье человека. — Л., 1987. — С. 58-59.

Поступила 21.04.95

Summary. The paper gives the data from studies of the physical development, health status, and immunity of 6- and 11-year-old children and 15-year-old adolescents. Correlations between the physical development and immune status of children and adolescents were studied. Negative immunological changes were more profound in children with severe physical developmental abnormalities.

О КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ. 1996 УДК 613.955:613.731-07:65.011.56

Г. Н. Сердюковская, В. Г. Сахаров, Г. И. Квасов АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА КОНТРОЛЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ МЛАДШИХ КЛАССОВ

В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи ГКСЭН России, Москва

Мероприятия по разработке и внедрению автоматизированных средств диагностики и слежения за состоянием нервно-психического здоровья в раннем школьном возрасте, обусловленные необходимостью введения школьной психологической службы и естественным процессом оснащения современной школы электронно-вычислительной техникой, являются актуальными задачами учебного процесса, поскольку своевременное выявление факторов риска в структуре психологических механизмов и функциональных систем позволяет устранять нежелательные тенденции их дальнейшего развития методом целенаправленных коррекционных мероприятий [2].

В связи с известными проблемами современного обучения в настоящее время особенно актуальны задачи ранней диагностики донозоло-гических форм в отклонениях нервно-психиче-ского здоровья младших школьников, условия развития которых в значительной степени определяют тенденцию динамики здоровья формирующейся личности [7].

При донозологических состояниях медицинские, социальные и психологические аспекты нарушений очень тесно связаны, поэтому и коррекция таких нарушений должна иметь комплексный характер, входящий в прерогативы гигиены.

Ведущиеся работы в области автоматизации психодиагностических методик наиболее интенсивно разрабатываются в контексте решения отдельных практических задач на уровне автоматизации конкретного методического материала, но отсутствуют разработки аналогов автоматизиро-

ванных систем комплексного исследования личности, при этом оставляют желать лучшего также и разработки критериев ранней донозоло-гической диагностики отклонений в ее развитии с целью коррекции и индивидуализации учебного процесса [4, 6, 9].

В НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи разработана автоматизированная информационная система (АИС) на основе комплекса психологических методик для диагностики и слежения за развитием основных психических функций у школьников начальных классов, возможности которой позволяют проводить дифференциацию исследуемой группы в зависимости от характера адаптации к процессу учебной деятельности и на этой основе диагностировать механизмы школьной дезадаптации, знание которых позволит в дальнейшем проводить целенаправленную работу по коррекции выявленных отклонений.

АИС реализована в форме пакета программных средств, совместимых с персональными компьютерами типа 1ВМ РС ХТ/АТ.

Эффективность любой конкретной диагностической методики и созданных на их основе диагностических систем, как известно, определяется в основном степенью их теоретической обоснованности. В связи с чем в процессе разработки основных блоков системы были решены многие методологические вопросы соответствия конкретных методик возрастным особенностям развития школьника, а также анализа их в контексте функциональных блоков по соответствующим сферам, так как системность в интерпретации полученных результатов повышает ин-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.